Игровая форма занятий по ПДД с дошкольниками по ФГОС

Уже в раннем возрасте у малышей нужно формировать правильное отношение к правилам дорожного движения, поскольку они являются нормой поведения каждого современного человека. В дошкольных образовательных учреждениях детям дают необходимые знания, навыки и умения касательно того, как нужно переходить дорогу, вести себя на улице и в общественном транспорте. От степени усвоения и выполнения ПДД будет зависеть жизнь и здоровье ребенка.

На первом месте всего процесса обучения детишек находятся игровые технологии, с помощью которых возможна организация различных видов детской деятельности и поддержание постоянного интереса дошкольников к изучению ПДД. Способность играть является обязательным показателем культуры как человека, так и общества в целом.

Игры по ПДД в детском саду

Цели и задачи игр по ПДД для детей дошкольного возраста

Главная цель организации уроков по изучению правил дорожного движения заключается в том, чтобы крохи приобрели теоретические знания, а в их голове сформировались устойчивые практические умения и навыки того, как обезопасить себя на улице и на дороге.

Для того чтобы достичь этой цели, нужна реализация системы обучающих, развивающих и воспитательных задач. Обучающие задачи представлены расширением кругозора по вопросам безопасного поведения на дороге, изучением ПДД для пешеходов и пассажиров, освоением терминов и понятий, которые используются в дорожном движении и способствуют успешному усвоению основ безопасного поведения в будущем. Что касается воспитательных задач, то они заключаются в следующем:

  • формировании культуры члена дорожного движения;
  • воспитании негативного отношения ко всем, кто нарушает нормы поведения и ПДД.

Обратите внимание! Под развивающими задачами подразумевается развитие самостоятельности и способности организовывать свою деятельность во время дорожного движения таким образом, чтобы она была рациональной. Также во время развивающих занятий у ребенка развиваются логическое и пространственное мышление, воображение и память.

Игровая форма занятий на тему ПДД в младших группах

Начинать занятие с самыми маленькими дошколятами (1,5-2 года) на тему дорожно-транспортных понятий рекомендуется с прогулки по улице. Воспитатель должен показать крохотным пешеходам тротуар, проезжую часть и в обязательном порядке рассказать про их предназначение (при этом необязательно выходить за пределы дошкольного учреждения). Дети ознакомятся с такими понятиями, как пассажир, водитель и пешеход, параллельно наблюдая за тем, как движутся транспортные средства на дороге. В качестве наглядного пособия можно рассмотреть автомобиль, который каждый день поставляет продукты на кухню, и обсудить, как устроена эта дорога.

Изучение правил с детьми на улице

В процессе групповых уроков специалисты рекомендуют как можно чаще прибегать к приему моделирования разных дорожных ситуаций. Педагог должен побуждать воспитанников к играм с игрушечными машинками, проговаривать вслух каждое действие и подталкивать к этому дошкольников (к примеру, транспортное средство уменьшило скорость, дало задний ход или повернуло направо).

Игровая форма занятий в средних группах

В средней группе детского сада все игры по ПДД для дошкольников направлены на то, чтобы усвоить и отработать правила дорожного движения. Здесь в основном применяется дидактический игровой метод. Обязательными пунктами такого метода являются:

  • правила;
  • четкие и последовательные игровые действия;
  • точно определенный результат.

Важно! Обучающая форма занятий представлена 2 типами: делающие акцент на содержание игровых действий или на реквизит, с помощью которого строится сюжетная линия игры.

Игровая форма занятий в старших группах ДОУ

В качестве основы для уроков по ПДД в старших группах детского сада используются личные социальные навыки взаимодействия с окружающим миром, а также копируются модели поведения на игрушках или сверстниках, которые тоже участвуют в игре. К примеру, в игре «Автобус» в старшей группе воспитанники должны по очереди заходить в «транспорт», после чего покупать билеты у кондуктора и просить водителя остановиться на той или иной остановке.

ФЭМП в подготовительной группе для дошкольников

Игровая форма занятий в подготовительных группах

С ребятишками 6-7 лет, которые ходят в подготовительную группу, уже можно играть в театрализованные игры, реализующиеся в двух формах. Как правило, педагоги используют драматизацию, то есть участники игры становятся «артистами», которые играют роли согласно сценарию. Также можно прибегнуть к режиссерской игре, где ребятишки руководят движениями и действиями персонажей – кукол.

Пример куклы для занятий по ПДД

Разновидности игр по правилам дорожного движения

Поскольку игровой процесс – это ведущая деятельность для дошкольников, то с ее помощью у детей идет быстрое усвоение того, что можно делать на дороге, а какие действия являются запрещенными. По этой причине уроки по изучению ПДД включают в программы, согласно которым реализуется воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях.

Подвижные игры в старшей группе по ПДД

В процессе подвижного игрового процесса у малышей закрепляются навыки действовать в условиях, которые постоянно меняются, моментально реагировать на неожиданные ситуации. Подвижные уроки формируют у карапузов такие двигательные навыки:

  • определение расстояния (далеко – близко);
  • скорости (быстро – медленно);
  • габаритов (больше – меньше);
  • видимости (заслонена ли машина).

Ребенок должен координировать свои действия с движениями окружающих людей и фиксировать передвижения предметов.

Дидактические игры в старшей группе по ПДД

Для того чтобы проводить уроки по изучению правил дорожного движения, нужно, безусловно, заранее запастись наглядным материалом. Реквизит может быть представлен основными знаками, с помощью которых регулируется дорожное движение, изображениями регулировщика, картой улиц с пешеходными переходами и зданиями. В процессе дети учат знаки и правила поведения.

Сюжетно-ролевые

С помощью сюжетно-ролевых уроков дошкольник занимается свободной импровизацией и формирует модель социальных отношений, разыгрывая различные ситуации. Ролевые развлечения всегда подразумевают игры «во что-то» или «в кого-то», а их отличительной характеристикой является наличие сценария и ролей.

Обратите внимание! Играть с детьми можно на территории детского автомобильного городка, который обязательно должен быть в детском саду, или же в помещении со специальными макетами и магнитной доской.

Интерактивные

Использование различных мультимедийных средств стало чуть ли не самым главным новшеством в работе педагогических работников детских садов. Методические средства и приемы воспитателей были разбавлены информационно-коммуникационными технологиями, что позволило сделать уроки для детей более увлекательными и запоминающимися. Сегодня метод интерактивных игр является популярным, актуальным и эффективным, а для изучения правил дорожного движения педагоги довольно часто используют презентации.

Пазлы, домино, настольные игры

С помощью необычного домино «Дорога» малыш всегда сможет применить все знания, которые он получил о дорожных знаках, на практике, а также изучить сигналы светофора и дорожную разметку. Участники развлечения должны сообща соорудить собственную дорогу, правильно соединяя карточки друг с другом.

Домино «Дорога»

Обратите внимание! Для изучения наиболее распространенных знаков дорожного движения специалисты рекомендуют использовать детское пластиковое лото «Знаки ПДД», на фишках которого нарисованы знаки, а на карточках написана их расшифровка.

Виды и использование интерактивных технологий в дошкольном образовании

Игры по ПДД в старшей группе. Картотека

Игры по правилам дорожного движения для старших дошкольников в детском саду
Задачи: — дать дошкольникам знания по правилам движения в занимательной форме, привить им умения и навыки правильного поведения на улице, вызвать интерес к движению транспорта и пешеходов, к самому транспорту, уважение к труду водителей транспортных средств, к работе сотрудников ГИБДД. — закреплять и совершенствовать навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию. — приучать ребенка к взаимодействию со сверстниками в коллективе, подчинять свои интересы интересам окружающих. Игра «Автобусы» «Автобусы» — это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6—7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок -«водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку. Игра «Автоинспектор и водители» В игре участвуют 5—6 человек. На площадке для игры проводят мелом 4—5 параллельных линий, означающих этапы движения. Игроки (водители) ставят свои машины (стулья) за последней линией и рассаживаются на них. У водителей имеются талоны прав шофера (прямоугольники из картона). С противоположной стороны площадки лицом к водителям садится автоинспектор с табличками дорожных знаков и ножницами в руках. Эти ножницы нужны для просечки прав у шофера-нарушителя. Автоинспектор поочередно показывает водителям дорожные знаки. Водитель, правильно объяснивший, что предписывает данный знак, продвигается до следующей черты. Водитель, не сумевший объяснить это, получает прокол (ножницами отрезается уголок прав шофера) и замечание автоинспектора, его машина остается на месте. Игрок, получивший четыре прокола, выбывает из игры. Водитель, прошедший все этапы без замечаний, становится автоинспектором, автоинспектор — водителем. Игра повторяется. Выбывшие из игры водители получают новые талоны прав шофера и включаются в игру. Игра «Будь внимательным» Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» — стоим на месте; по сигналу: «Переход!» — шагаем; по сигналу: «Автомобиль!» — держим в руках руль. Игра «Веселый трамвайчик» Мы веселые трамвайчики, Мы не прыгаем как зайчики, Мы по рельсам ездим дружно. Эй, садись к нам, кому нужно! Дети делятся на две команды. Одна команда — трамвайчики. Водитель трамвая держит в руках обруч. Вторая команда — пассажиры, они занимают свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира, который занимает свой место в обруче. Конечная остановка на противоположной стороне зала. Игра – аттракцион «Внимание, пешеход» Для проведения этой игры нужны три жезла, покрашенные в три цвета сигналов светофора. Регулировщик — воспитатель — показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех жезлов. Участники игры при виде красного жезла делают шаг назад, при виде желтого — стоят, при виде зеленого — два шага вперед. Того, кто ошибется, регулировщик штрафует — лишает права участвовать в игре. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся. Победителю вручается фишка. Игра «Гараж» Содержание: По углам площадки чертят 5-8 больших кругов — стоянки для машин — гаражи. Внутри каждой стоянки для машин рисуют 2-5 кружков — машины (можно положить обручи). Общее количество машин должно быть на 5-8 меньше числа играющих. Дети идут по кругу, взявшись за руки, под звуки музыки. Как только музыка закончится, все бегут к гаражам и занимают места на любой из машин. Оставшиеся без места — выбывают из игры. Игра «Грузовик» Содержание: Играющие держат в руках автомобильные рули — это грузовики. Им необходимо доставить срочный груз. На голове у каждого положен небольшой мешочек с опилками или песком. Кто сможет бежать так быстро, чтобы обогнать всех своих соперников и не уронить груз — этот мешочек? Игра «Да и нет» Воспитатель обращается то к одному, то к другому ребенку с каким-нибудь вопросом, например: «Ты переходишь дорогу на красный сигнал светофора?», «Ты катаешься на самокате во дворе?», «Говорят, что ты не уступаешь в транспорте место старшим. Это правда?» Отвечать надо быстро, коротко и обязательно вставлять слова «да» или «нет». Отвечая на вопрос положительно («Да, я катаюсь на самокате только во дворе»), надо одновременно головой поворачивать слева направо, а отвечая отрицательно («Нет, я уступаю в транспорте место старшим»), покачивать головой сверху вниз (как, например, принято у болгар). Поскольку эти движения совершенно непривычны, многие ошибаются и невольно сопровождают ответ не теми движениями головы, какими нужно, вызывая смех и оживление окружающих. Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир» Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово « Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой. Например: улица, тротуар, обочина и т. д. На слово « Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить — светофор, переход и т.д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры. Игра « Дорожное – недорожное»
Игровое поле расчерчивается в линеечку, где каждая линеечка отделяется от другой на один шаг (можно играть на широкой лесенке), игроки встают за последнюю черту и водящий бросает им поочередно мяч, называя различные слова. Если звучит «дорожное» слово — игрок должен поймать мяч, «недорожное» — пропустить или отбросить, при соответствии действий игрока названному слову, игрок переходит к следующей черте (на следующую ступеньку). Выигрывает и становится водящим тот, кто первый пересечет последнюю черту.
Игра «Заяц» Едет зайка на трамвае, Едет зайка, рассуждает: «Если я купил билет, кто я: заяц или нет?» (А.Шибаев ) «Кондуктор» трамвая продает билеты пассажирам, которые усаживаются на стулья — сидячие места в трамвае. Но стульев, на один меньше, чем пассажиров. Как только все билеты проданы, и кто-то остается без билета, кондуктор догоняет этого «зайца», а безбилетник убегает. Игра «Запомни сигналы регулировщика» Здесь, на посту, в любое время, Стоит знакомый постовой. Он управляет сразу всеми, Кто перед ним на мостовой. Никто на свете так не может, Одним движением руки, Остановить поток прохожих И пропустить грузовики. Подготовка.
Дети делится на команды, в каждой из них выбирают капитана. Команды располагаются за стартовыми линиями — одна напротив другой. Расстояние между командами 20—30 м. Посередине площадки, между двумя линиями, которые ограничивают полосу шириной 2—3 м, в шахматном порядке раскладывают флажки. Содержание игры. По сигналу регулировщика дорожного движения (красный свет — руки вытянуты в стороны или опущены — стой; желтый свет — правая рука с жезлом перед грудью — приготовиться; зеленый свет -регулировщик обращен к пешеходам боком, руки вытянуты в стороны или опущены — иди) игроки быстро подбегают к флажкам и стараются собрать их как можно больше. Через установленное время по команде регулировщика дорожного движения дети возвращаются на места, быстро строятся в шеренгу. Капитаны собирают и подсчитывают флажки, принесенные их игроками. За каждый флажок начисляется одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Правила игры:
1. Во время перебежки игроку разрешается собирать любое количество флажков, лежащих на земле. 2. Запрещается отнимать флажки друг у друга. 3. За линии, ограничивающие место для флажков, заступать нельзя. 4. Капитаны команд играют на равных правах со всеми.
Игра «Знающий пешеход» Правил дорожных на свете немало, Все бы их выучить нам не мешало, Но основное из правил движенья — Знать, как таблицу должны умноженья: «На мостовой — не играть, не кататься, Если хотите здоровым остаться!» Игра проводится на площадке в виде экскурсии с элементом соревнования. Дети строятся по командам. Они должны пройти путь, например, от сада к библиотеке. Подойдя к перекрестку или пешеходной дорожке, дети должны остановиться и выполнить практическую задачу, поставленную в связи с приближающимся транспортом и действующим светофором, потом спросить: «Улица, улица, можно нам перейти дорогу?» На что улица (воспитатель) отвечает: «Можно, если вы мне ответите на один вопрос». Задаёт один вопрос по правилам дорожного движения. И так у каждого перекрестка. Отряд, который правильно ответит на все вопросы, придет раньше в назначенный пункт, где ей будет вручен вымпел «Пешеходам-отличникам». Игра «Иду по дорожке» Игроки идут по дорожке, называя на каждый шаг, например, названия дорожных знаков и др. Побеждает сделавший больше шагов и назвавший больше слов. Игра «Кого назвали – тот и ловит» Играющие располагаются по кругу. В центре — регулировщик дорожного движения (водящий). Он называет имя одного из стоящих по кругу и бросает ему мяч. Названный ловит мяч, называет какой-либо вид транспорта и бросает мяч регулировщику. Тот, кто не поймал мяч, или не назвал слово, становится водящим. Побеждает тот, кто ни разу не был регулировщиком. Игра «Лови — не лови» Участники игры, 6-8 человек, выстраиваются шеренгой в полушаге друг от друга. Ведущий находится в 4-5 шагах от игроков с мячом, бросает его любому игроку, при этом произносит слова, например: «дорога», «переход», «дорожный знак» и т.п. (в этом случае мяч надо ловить), или слова, обозначающие любые другие предметы (в этом случае мяч ловить не следует). Тот, кто ошибается, делает шаг вперед, но продолжает играть. При повторной ошибке он выбывает из игры. Очень важно, чтобы сначала водящий произнес слово, а потом бросил мяч. Игра «Назови шестое» Играют несколько человек. Водящий обращается к кому-либо, кому бросает в руки мяч: «Назови шестое» — и перечисляет, например, пять видов транспорта (или дорожных знаков и т. п.). Тот, кого попросили продолжить перечень, должен поймать мяч и быстро добавить еще одно название, не повторяя перечисленного прежде. Если слова последуют тотчас, отвечающий сам начинает задавать вопросы, если нет — водящий остается прежний. Игра «Найди жезл» Воспитатель до начала игры прячет жезл для регулирования дорожного движения на виду. Играющие стоят в шеренге или колонне по одному. По сигналу воспитателя играющие двигаются в колонне по одному, и каждый старается первым заметить спрятанный предмет. Играющий, увидевший предмет первым, ставит руки на пояс и продолжает ходьбу, не показывая другим, где находится спрятанный предмет. Воспитатель, чтобы убедиться в том, что игрок действительно нашел предмет, может к нему подойти и тихонько спросить. Игра заканчивается, когда все или большая часть играющих нашли предмет. Играющий, заметив спрятанный предмет, не должен останавливаться, замедлять движение, касаться или каким-либо другим способом указывать другим игрокам место нахождения спрятанного предмета. Игра «Найди пару» Играющим раздаются полоски бумаги с изображениями дорожных знаков. Не разговаривая, каждый должен найти себе пару, то есть партнера с такой же картинкой. Пары становятся в круг. Усложнения: каждая пара рассказывает, что обозначает их дорожных знак. Игра «Необычный дорожный знак» В этой игре детям предлагается придумать необычный дорожный знак. Нужно выбрать какой-нибудь из предметов окружающего мира и попробовать перенести его свойства на дорожный знак. При этом возможны самые фантастические, самые невероятные варианты. Педагог предлагает детям задумать какой-нибудь предмет живой или неживой природы (кошка, дерево, цветок, дом, и др.). Педагог спрашивает: «Может ли необычный дорожный знак чем-то напоминать кошку?» Дети отвечают: «Может!» Игра «Огни светофора» На светофоре — красный свет! Опасен путь — прохода нет! А если желтый свет горит, — он «приготовься» говорит. Зеленый вспыхнул впереди — свободен путь — переходи. В игре все дети — «пешеходы». Когда регулировщик дорожного движения показывает на «светофоре» желтый свет, то все дети выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению, когда «зажигается» зеленый свет — можно ходить, бегать, прыгать по всему залу; при красном свете — все замирают на месте. Допустивший ошибку — выбывает из игры. Когда переходишь улицу — следи за сигналами светофора. Игра «Паутинка» Дети сидят в кругу. У водящего — регулировщика дорожного движения в руках клубок ниток. Он бросает клубок любому из детей, называя причину несчастных случаев на дорогах: «Саша, ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара опасна», Саша держит нитку, а клубок бросает дальше: «Сергей! Неожиданный выход из-за стоящей машины может привести к несчастному случаю», Сергей держит нитку, а клубок бросает дальше: «Оля! Игры детей на проезжей части очень опасны». Когда все дети примут участие в игре, у них в руках получилась «паутинка» и длинный рассказ о причинах несчастных случаев на дорогах . Игра «Поездка в Москву» Для игры нужны стулья — одним меньше числа играющих. Стулья ставятся плотно по кругу, один возле другого, сиденьями наружу. Каждый из играющих занимает свободное место. Водящий стула не имеет. Он идет вокруг играющих, держа в руке флажок, и говорит: «Я еду в Москву, приглашаю желающих». Все ребята один за другим присоединяются к нему. Водящий говорит: «В Москву мы едем автобусом (поездом, самолетом)», — и одновременно ускоряет шаг. «Автобус набирает скорость»,— продолжает водящий и переходит на бег. «Москва уже совсем близко»,— объявляет он (бег замедляется). «Внимание, остановка!» — неожиданно раздается команда водящего. По этой команде все бегут к стульям. Каждый старается занять любое свободное место. Водящий тоже старается занять место. Тот, кто остается без стула, становится водящим, получает флажок и повторяет игру. Водящий может увести учеников в сторону от стульев, повести их через зал и т.п. и подать команду «Посадка!» неожиданно в любом месте. Игра «Перекресток» Ведущий встает в центре перекрестка — это светофор. Дети делятся на две группы — пешеходы и автомобили. Раздается свисток ведущего. Перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт. Если допускаются нарушения правил дорожного движения, ведущий свистит, называет имя нарушителя. Тот выбывает из игры. Побеждают те, у кого не будет ошибок. Игра «Поиски жезла» Два стула ставят на расстоянии 8—10 м один от другого и на каждый кладут по жезлу. Возле стульев становятся играющие, повернувшись лицом друг к другу. Им завязывают глаза. По сигналу воспитателя каждый из них должен пойти вперед, обойти стул своего товарища и, вернувшись обратно, найти свой жезл и постучать им о стул. Выигрывает тот, кто выполнит это раньше. Игра «Разные машины» Ведущий-регулировщик дорожного движения восклицает: «Грузовые машины!» — и грузовые машины быстро едут к своей черте. А легковые машины, пускаются за ними, стараясь осалить. Ведущий запоминает (или кто-то отмечает) число осаленных. Наступает черед легковых машин ехать к своей дороге. И среди них будут неудачники, которых настигли грузовые машины. И так несколько раз. Ведущий не обязательно вызывает команды строго по очереди — интереснее будет, если он неожиданно назовет одну несколько раз подряд. Важно лишь, чтобы общее число выездов у грузовых и легковых машин в конце концов вышло одинаковым. Чтобы создать побольше напряжения в игре, имена команд стоит произносить по слогам. Вот звучит: «Ма-ши-ны лег-ко…» Игра «Регулировщик» Во время ходьбы в колонне по одному, воспитатель (он идет первым) меняет положения рук: в сторону, на пояс, вверх, за голову, за спину. Дети выполняют за ним все движения, кроме одного — руки на пояс. Это движение — запрещенное. Тот, кто ошибается, выходит из строя, становится в конец колонны и продолжает игру. Через некоторое время запрещенным движением объявляется другое. Физкультминутка Постовой стоит упрямый (шагаем на месте) Людям машет: Не ходи! (движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз) Здесь машины едут прямо (руки перед собой ) Пешеход, ты погоди! (руки в стороны) Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс) Приглашает нас идти (шагаем на месте) Вы, машины, не спешите (хлопки руками) Пешеходов пропустите! (прыжки на месте) Игра «Собери светофор» Командам вручается жезл и объясняется задание: каждый участник команды должен участвовать в сборке светофора из прямоугольников. Побеждает команда, раньше и без ошибок закончившая сборку светофора. В двух коробках находятся по семь серых прямоугольников и по одному цветному: красный, желтый и зеленый. По сигналу участники команд подбегают к коробкам, вынимают из коробок прямоугольники, возвращаются на место, передавая жезл следующему, каждый следующий участник берет из коробки другой прямоугольник, продолжая сборку светофора. Прямоугольники кладут один на другой в следующей последовательности: серый, серый, красный, серый, желтый, серый, зеленый, серый, серый, серый. Игра «Светофор» Поле ограничено с 4 сторон (зависит от количества игроков), наподобие пешеходной дорожки, выбегать за пределы которой нельзя. Водящий в центре игрового поля, отвернувшись, назначает цвет, те игроки у которых данный цвет имеется на одежде спокойно переходят, остальные — «нарушители» должны перебежать через «дорогу», осаленный «нарушитель» становится водящим. Игра «Сигналы светофора» Две команды по 12—15 человек выстраиваются полукругом, одна слева, другая справа от воспитателя. В руках у воспитателя светофор — два картонных кружка, одна сторона которых желтого цвета, вторая сторона у кружков разная (красная и зеленая). Воспитатель напоминает ребятам о том, как важно соблюдать правила движения на улице, переходить ее только в установленных местах, где надпись «переход», сначала оглядываться налево, потом направо, чтобы убедиться, что нет близко машин, а там, где установлен светофор, внимательно следить за ним. Он читает ребятам стихи С. Михалкова. Недостающие слова ребята подсказывают хором. Если свет зажегся красный, Значит, двигаться … (опасно). Свет зеленый говорит: «Проходите, путь… (открыт). Желтый свет — предупрежденье — Жди сигнала для … (движенья). Затем воспитатель объясняет правила игры: — Когда я покажу зеленый сигнал светофора, все маршируют на месте (начинать надо с левой ноги), когда желтый — хлопают в ладоши, а когда красный — стоят неподвижно. Тот, кто перепутает сигнал, делает шаг назад. Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников. Игра «Сдаем на права шофера» В игре участвуют 5—7 человек: автоинспектор и водители. Играющие выбирают водящего (автоинспектора). Ему даются дорожные знаки (из набора «Настенные дорожные знаки»), на обратной стороне знака написано его значение. Автоинспектор показывает дорожные знаки (знакомые детям), поочередно меняя их, а водители объясняют значение знаков. За правильный ответ они получают очко (выдается цветной жетон, кусочек картона). В конце игры подсчитывается, кто из водителей получил большее количество жетонов. Ему присуждается звание шофера I класса, другим соответственно шофера II и III класса. Игрок, занявший первое место, становится автоинспектором. Игра повторяется. Игра «Собери картинку» От каждой команды («Светофор», «Автомобиль», «Пешеход» или др.) при помощи считалки выбирается игрок для участия в игре. Необходимо собрать разбросанные на дороге части картинки, чтобы получилась картинка с тем же изображением, что и название команды. Игра «Такси» Группа детей делится на пары. Каждая пара («Такси») стоит внутри одного обруча («Такси»). Каждый ребенок держит свою половинку круга (обычно на уровне талии или плеч). Дети бегают, стоя внутри обручей, пока играет музыка. Двое детей должны двигаться с одинаковой скоростью и в одном направлении. Каждый раз, когда музыка останавливается, дети из двух разных обручей объединяются вместе. Игра продолжается до тех пор, пока максимальное количество детей не поместится внутри обручей (до 6-8 человек). «Цветные автомобили» По краям площадки располагаются дети с цветными кружками в руках — это рули. Воспитатель в центре с цветными флажками. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети, имеющие кружок такого же цвета, бегают по площадке в любом направлении, гудят, поворачивая кружок как руль. Когда флажок опускается, все возвращаются на места. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, бегают другие дети. Можно поднять одновременно два или три флажка, и тогда выезжают все автомобили. «Машины» Каждый ребёнок получает по обручу. Дети бегают по площадке, поворачивая обручи — рули вправо и влево, стараясь не мешать друг другу. Воробушки и автомобиль Цель: Приучить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место. «Трамвай» Цель: Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение. «Светофор» Две команды по 12-15 человек выстраиваются полукругом, одна слева, другая справа от руководителя. В руках у воспитателя светофор — два картонных кружка, одна сторона которых жёлтого цвета, вторая сторона у кружков разная (красная или зелёная). Воспитатель напоминает ребятам о том, как важно соблюдать правила движения на улице, переходить её только в установленных местах, где надпись «переход», сначала оглядываться налево, чтобы убедиться, что нет близко машины, а там, где установлен светофор, внимательно следить за ним. Он читает ребятам стихи С. Михалкова. Недостающие слова ребята подсказывают хором. Если свет зажёгся красный, Значит, двигаться…..(опасно). Свет зелёный говорит: «Проходите, путь……(открыт)». Жёлтый свет — предупрежденье — Жди сигнала для….(движенья). Затем руководитель объясняет правила игры: — Когда я покажу зелёный сигнал светофора, все маршируют на месте (начинать надо с левой ноги), когда жёлтый — хлопают в ладоши, а когда красный — стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, делают шаг назад. Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников. «Мы юные автомобилисты» Инспектор ГИБДД (воспитатель), проверив знания детей правил дорожного движения, вручает каждому из них водительское удостоверение. Получив права автомобилиста, дети старших и подготовительных групп двигаются по игровой площадке, соблюдая правила дорожного движения: 1. Придерживаться правостороннего движения 2. Правильно реагировать на сигналы светофора 3. Пропускать пешеходов (детей младшей группы с педагогом) «Стоп» Участники игры двигаются в соответствии со словами и цветовыми сигналами ведущего: «Дружно шагай» — зелёный кружок, «Смотри, не зевай» — жёлтый кружок, «Стоп!» — красный кружок.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра по ППД для дошкольников Конспект игрового занятия по ПДД в средней группе Игра-викторина по ПДД в подготовительной группе детского сада. Конспект Игра — викторина по ПДД в старшей группе детского сада. Конспект

Похожие статьи:

Игры по правилам дорожного движения для старшей группы ДОУ

Как сделать игру по ПДД своими руками

Изготовить игру для изучения правил дорожного движения можно своими руками, не прилагая для этого особых усилий. Пример самостоятельного изготовления можно рассмотреть на настольном развлечении под названием «Что сначала, что потом».

Для начала нужно соорудить игровые поля из картона белого цвета формата А4, который следует разрезать вдоль на две половины. Каждую половину нужно разделить на три части и пронумеровать цифрами от 1 до 3 (шесть игровых полей будет достаточно). С помощью компьютера в онлайн-режиме следует найти изображение ситуации на дороге, которая требует выполнения тех или иных действий согласно дорожному знаку.

На заключительном этапе изготовления в компьютерной программе Paint нужно рисовать на картинке игрового персонажа (Незнайку, Красную Шапочку или любого другого). Помещая персонажа в разные части изображения, получается алгоритм действия на дороге.

Задачу дошкольнику определяют в том, чтобы он разместил картинки в правильной последовательности.

Обратите внимание! В процессе занятия будущий участник дорожного движения моделирует ситуацию и определяет нужный алгоритм действий, записывая все в тетрадь.

Картотека игр по правилам дорожного движения для дошкольников с целями

В картотеку ПДД в средней группе по ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) с целями входят такие развлечения, как «Угадай, какой знак?», «Водители» и «По дороге».

«Угадай, какой знак»

Целью занятия «Угадай, какой знак» является то, чтобы детки закрепили свои знания о правилах дорожного движения и самостоятельно пользовались ими в повседневной жизни. Игровой процесс представлен кубиками с наклеенными на них указательными, предупреждающими и запрещающими знаками в шахматном порядке.

ПДД во второй младшей группе – картотека с целями

Педагог должен по очереди приглашать ребятишек к столу, где разложены кубики. Воспитанник берет кубик, называет знак и идет к той группе детей, у которых уже есть символы этой разновидности.

«Водители»

В процессе обучающего развлечения «Водители» карапузы также учат правила, но кроме этого у них еще развивается мышление и пространственная ориентация. Для проведения урока необходимо запастись игровыми полями, игрушечными машинками и другими игрушками. Воспитатель заранее готовит 3-4 варианта игровых полей, каждое из которых представлено рисунком со знаками. Это необходимо для смены дорожной ситуации.

К примеру, малыш становится водителем машины, и ему нужно отвезти лисичку в магазин, набрать бензина и отремонтировать автомобиль. Изображение транспортного средства обозначает гараж, откуда карапуз выехал и куда должен вернуться. Ребенку нужно подумать и сказать, в какой последовательности следует посетить эти пункты, чтобы правила дорожного движения не были нарушены.

«По дороге»

Благодаря уроку «По дороге» у воспитанников закрепляются знания о видах транспорта, тренируется память и внимание. Для проведения игры понадобятся изображения машин легкового и грузового типа, а также фишки. Игра проводится на свежем воздухе, но перед началом нужно договориться с детками, кто какой вид автомобилей будет собирать. В ходе игры карапузы обращают внимание на машины, называют их и получают фишки за каждый правильный ответ. У кого в конце будет больше фишек, тот и объявляется победителем.

Обратите внимание! На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольникам проще всего воспринимать информацию про ПДД в игровой форме.

Такие занятия обязательно будут результативными, потому что малыш будет заниматься с огромным удовольствием и интересом в кругу своих приятелей и друзей.

Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада «Изучение правил дорожного движения»

Библиографическое описание:

Голд, Е. А. Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада «Изучение правил дорожного движения» / Е. А. Голд. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. — С. 21-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14713/ (дата обращения: 03.01.2022).


Основные функции дидактической игры. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как игровой метод обучениярассматривается в двух видах: игры-занятияидидактическиеигры.

В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребенка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры-занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.

Дидактическая игра как форма обучения детейсодержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельностьоснована на осознанности этого процесса.

Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре, необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все играющие, участвует в игре, радуется, если выиграет, т. е. является равноправным участником игры.

При определении победителя воспитатель дает возможность самим детям оценить действия играющих, назвать лучшего. Но в присутствии педагога этот этап в игре тоже проходит более организованно, четко, хотя сам он и не влияет на оценку, а лишь может, как и каждый участник игры, высказать свое «за» или «против». Так, в играх, помимо формирования самостоятельности, активности детей, устанавливается атмосфера доверия между детьми и воспитателем, между самими детьми, взаимопонимание, атмосфера, основанная на уважении личности ребенка, на внимании к его внутреннему миру, к переживаниям, которые он испытывает в процессе игры. Это и составляет сущность педагогики сотрудничества.

Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их. На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми. Они закрепляют, систематизируют знания.

Но более широкий простор для воспитания самостоятельности в дидактической игре предоставляется детям в отведенные часы игр. Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и в выборе игры, партнера, в создании новых игровых вариантов, в выборе водящего.

Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определенную роль, выполнить правила игры, развернуть ее сюжет.

Использование дидактических игр в обучении детей правилам дорожного движения.

Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, к воспитанию понятий «я — пешеход», «я — пассажир», «я — будущий водитель», систематизируют и углубляют знания о правилах дорожного движения, способствуют формированию культуры поведения детей на улицах.

Многие дидактические игры и направлены на усвоение, уточнение, закрепление знаний.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Игры развивают у детей познавательные процессы, необходимые им для правильной и безопасной ориентации на улице, формируют практические умения и навыки безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.

Также дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды.

Через игру происходит обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах. Формирование внутренней мотивации учащихся, ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, чтобы они выполняли ПДД не под внешним давлением, а через знание и «прочувствование» необходимости их точного соблюдения.

Предлагаю Вам несколько дидактических игр, в которые с удовольствием играют воспитанники нашего детского сада.

Рис. 1, 2. Игра «Дорожки»

Правила игры: воспитанники должны соединить две парные картинки. Дорожку можно рисовать маркером, можно выкладывать мелкими предметами — палочками, пуговичками и т. д. Главное, чтобы линии не пересекались и не было пустых клеток.

Игра усложняется количеством клеток на игровом поле. Может использоваться как индивидуально, так и с подгруппой детей.

Лото «Транспорт»

Цель: научить детей различать и правильно называть различные виды транспорта, их назначение; развивать внимание, память; воспитывать нравственные качества: согласованность и сотрудничество.

Правила игры: воспитанники получают по одному — два игровых поля. Ведущий (сначала ведущим будет воспитатель, по мере освоения игры, — ребенок) должен вытащить карточку с картинкой и, не показывая ее играющим, объяснить что на ней нарисовано, придумать загадку и т. д. Выигрывает тот ребенок, кто закроет все карточки на своем поле.

Если детям сложно составлять загадки, воспитатель может направлять его, задавая вопросы. В игре могут участвовать 2–6 человек.

Рис. 3. Игра Лото «Транспорт»

«Третий лишний»

Цель: учить объединять предметы во множество по определенному свойству.

Правила игры: воспитатель выкладывает перед ребенком 3–4 карточки с изображением транспорта. Один из них лишний. Ребёнку необходимо выбрать лишний предмет.

Рис. 4. Игра «Третий лишний»

«Подумай, чего не хватает»

Правила игры: воспитанник получает игровое поле и набор карточек с такими же картинками.

На поле отсутствуют одно или несколько изображений. Воспитанник должен понять закономерность изображения видов транспорта или дорожных знаков и заполнить пустые клетки карточками с картинками.

Игра усложняется увеличением количества пустых клеток на игровом поле. Может использоваться как индивидуально, так и с подгруппой детей.

Рис. 5. Игра «Подумай, чего не хватает»

Игра «Парные картинки»

Цель: игра поможет развить память, закрепить знания о видах транспорта.

Правила игры: воспитаннику необходимо собрать как можно больше пар карточек, т. е. две карточки с одинаковой картинкой.

Карточки разложены на столе картинками вниз. Начинает игру самый младший игрок, ход переходит по часовой стрелке. Дети по очереди переворачивают по две карточки таким образом, чтобы все могли видеть изображенные на них картинки. Если картинки на карточках одинаковые, то игрок забирает их. Он может продолжать игру до тех пор, пока он находит карточки с одинаковыми картинками. Если картинки на карточках не совпадают, то игрок кладёт карточки обратно картинками вниз, и ход переходит к следующему игроку, сидящему слева.

Выигрывает тот игрок, который к концу игры наберет наибольшее количество парных карточек.

Эта дидактическая игра может использоваться и индивидуально.

Рис. 6. Игра «Парные картинки»

«Сложи картинку»

Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках и ПДД; развивать логическое мышление, внимательность; воспитывать культуру безопасного поведения детей на дороге и в общественных местах.

Ход игры: Ребенок получает конверт с пазлами картинок, на которых изображены дорожные знаки или транспорт.

По команде воспитателя дети открывают конверты и складывают свои знаки из частей (пазлы). Через 5–7 минут игра прекращается. Кто собрал большее количество картинок, выиграл.

Эту дидактическую игру можно проводить индивидуально, без учета времени. С ребенком проводится беседа о разных видах транспорта и объясняется значение того или иного дорожного знака.

Рис. 7. Игра «Сложи картинку»

Чтобы игры были детям интересны, можно изменять условия игр, добавлять новые атрибуты, использовать во всех видах деятельности в детском саду (в непрерывной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе).

Работа по профилактике детского дорожного травматизма должна проводится систематически и охватывать все стороны жизни детского сада и все виды работы.

Рис. 8. Картотека методических пособий по изучению ПДД

Литература:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.: Санкт-Петербург, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015 г.
  2. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Т. И. Данилова: Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2016 г.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: игра, ребенок, дидактическая игра, правило игры, картинка, воспитатель, карточка, детский сад, самостоятельная игровая деятельность, дорожное движение.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]