«Игровые технологии как форма организации образовательной деятельности»
автор: Арутюнян Нонна Карлени
старший воспитатель МОУ Центр развития ребенка №2 Центрального района Волгограда
«Игровые технологии как форма организации образовательной деятельности»
«Игровые технологии как форма организации образовательной деятельности»
семинар-практикум
для воспитателей дошкольных образовательных учреждений г. Волгограда
Подготовили:
Арутюнян Нонна Карлени,
старший воспитатель МОУ Центра развития ребенка № 2
Волгоград
2021
Место проведения: МОУ Детский сад № 328 Центрального района Волгограда.
Тема: «Игровые технологии как форма организации образовательной деятельности».
Форма мероприятия: семинар-практикум.
Цель: Цель семинара: повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Ожидаемый результат:
- расширение и уточнение понятийного аппарата;
- углубление знаний по содержанию ФГОС ДО;
- практическое использование инновационных игровых технологий в работе с детьми.
Средства: опрос, практические упражнения, дидактическая игра, беседа, анкеты, рефлексия, интерактивная игра.
Форма работы: групповая, подгрупповая
Длительность мероприятия: до 90 минут
Материалы и оборудование: большие стулья по количеству участников, столы, магнитофон, диски с музыкальным сопровождением, раздаточный материал для выполнения практических упражнений: клей, карандаши, кисти, краски, ручки, маркеры, листы цветной бумаги, шнурочки, ножницы, тематические картинки; игры Воскобовича, авторские дидактические игры и пособия.
Демонстрационный материал:
Магнитная доска 1 – «Песочные часы » («Наши ожидания», и «Наши впечатления» — рефлексия)
Магнитная доска 2 – Опрос всех участников мероприятия «Характеристика игровых технологий»
Раздаточный материал: маркеры, ручки, доска с магнитами, бумага писчая, анкеты, дидактические игры, памятки.
\
План проведения мероприятия
24 марта в 10.00 в МОУ «Детский сад № 328 Центрального района Волгограда».
Время | Содержание | Ответственный |
09.45 – 10.00 Регистрация участников городского семинара-практикума. | ||
10.00 – 10.05 | Приветственное слово участникам семинара — практикума. Введение в тему семинара – практикума. | Вишнякова Елена Ивановна, старший методист Центрального районного отдела МОУ ЦРО |
Теоретическая часть семинара – практикума. | ||
10.05 – 10.20 | «Традиционные игровые технологии в образовательной деятельности», сообщение из опыта работы. | Арутюнян Нонна Карлени, старший воспитатель МОУ «Центр развития ребёнка № 2 Центрального района Волгограда» |
10.20 – 10.35 | «Роль современных игровых технологий в развитии познавательной деятельности дошкольников», сообщение из опыта работы. | Чиркова Оксана Викторовна, старший воспитатель МОУ Детского сада № 328 |
10.35 – 10.45 | «Использование онлайн тренажёра «Learning Apps» в дидактических играх дошкольников», сообщение из опыта работы. | Комарова Эльвира Николаевна, старший воспитатель; Кривякина Маргарита Алексеевна, учитель-логопед МОУ «Детский сад № 315 Центрального района Волгограда» |
Практико – теоретическая часть семинара – практикума. | ||
10.55 – 11.10 | «Организация и руководство сюжетно – ролевыми играми дошкольников», сообщение и видеофрагмент из опыта работы педагогов по организации сюжетно – ролевых игр с воспитан-никами старшего дошкольного возраста. | Ракитина Светлана Викторовна, старший воспитатель МОУ «Детский сад № 95 Центрального района Волгограда» |
11.10 – 11.20 | «Применение игровых технологий в профилактике негативных эмоциональных состояний детей дошкольного возраста», практикум. | Морозова Татьяна Сергеевна, педагог-психолог МОУ Детского сада № 328 |
11.20 – 11.35 | «Использование игровых компьютерных технологий с целью развития представлений об окружающих природных объектах у детей младшего дошкольного возраста», сообщение и видеофрагмент из опыта работы педагогов. | Данько Анна Васильевна, старший воспитатель; Лявина Светлана Владимировна, воспитатель МОУ «Детский сад № 307 Центрального района Волгограда» |
11.35 – 11.50 | «Работа с интерактивной доской в игровой деятельности дошкольников в процессе обучения ПДД», презентация опыта работы с демонстрацией видеофрагмента по организации работы педагогов с воспитанниками. | Яковлева Надежда Ивановна, старший воспитатель; Богачёва Юлия Михайловна, воспитатель МОУ «Детский сад № 100 Центрального района Волгограда» |
11.50 – 12.00 | «Волшебный мир развивающих игр В.В. Воскобовича», из опыта работы педагогов по использованию технологии в образовательной деятельности. | Савинкина Татьяна Анатольевна, воспитатель МОУ Детского сада № 328 |
12.00 – 12.10 | «Авторский подход к разработке дидактических развивающих игр и пособий», презентация опыта работы педагогов по изготовлению авторских игр и пособий. | Арутюнян Нонна Карлени, старший воспитатель; Попугаева Лариса Валерьевна, воспитатель МОУ «Центр развития ребёнка № 2 Центрального района Волгограда» |
12.10 – 12.20 | «Система оценки ECERS-R: организация игрового пространства дошкольной образовательной организации в контексте взаимодействия педагогов и детей», мини-лекция с элементами обсуждения. | Буланова Людмила Владимировна, специалист кафедры дошкольного и начального общего образования ГАУ ДПО «ВГАПО» |
Групповая работа. | ||
12.20 – 12.40 | Творческая мастерская «Каша из топора». Изготовление и презентация развивающих игр и пособий. | Арутюнян Нонна Карленовна, старший воспитатель МОУ «Центр развития ребёнка № 2 Центрального района Волгограда»; Чиркова Оксана Викторовна, старший воспитатель МОУ Детского сада № 328 |
12.40 – 12.50 | Рефлексия с использованием методики «Песочные часы». | Чиркова Оксана Викторовна, старший воспитатель МОУ Детского сада № 328 |
12.50 – 13.00 | Обмен мнениями. Подведение итогов городского семинара-практикума. | Вишнякова Елена Ивановна, старший методист Центрального районного отдела МОУ ЦРО |
Кофе – тайм. |
Ход мероприятия:
Перед началом семинара каждому участнику раздаются бейджики с вкладышами, на них они пишут свои имена маркерами. Участники рассаживаются по подгруппам (четыре группы).
Приветственное слово:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы очень рады видеть Вас на нашем семинарском занятии. Сегодня мы поговорим об игровых технологиях как форме организации образовательной деятельности с детьми. И мы: старший воспитатель Центра развития ребенка № 2 Арутюнян Нонна Кареновна и старший воспитатель Детского сада № 328 Чиркова Оксана Викторовна представим вашему вниманию как теоретическую, так и практическую сторону данного вопроса. Также хочется отметить, что сегодня мы постараемся рассказать об опыте работы коллег Центрального района по данному направлению.
Оксана Викторовна:
Уважаемые коллеги! У вас на столах находятся желтые кружочки, которые символизирует песчинку на наших песочных часах, мы предлагаем вам написать свои ожидания от участия в семинаре. (Блиц – опрос – человек 6-7 озвучивают свои ожидания. Затем представитель каждой группы наклеивают на верхнюю часть песочных часов кружочки).
Ожидания могут быть следующими:
- получить новую информацию;
- узнать об опыте коллег;
- углубить знания по ФГОС ДО;
- удостовериться, что я на правильном пути.
Когда одного ученого спросили: «Что вы будете делать, если начнется конец света?», — он ответил: «Играть». Да, взрослое человечество играет. Самозабвенно, азартно играет на биржах, аукционах, стадионах, сценах. Но, к сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т.е. обучить и подготовить к школе. Время, отведённое для игры, заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Некоторые родители поздно приводят детей в детский сад и рано забирают. Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Замечена еще одна тенденция: играть стали не меньше, а хуже. Изменилось само качество, суть детской игры: она стала невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Все чаще проявляются примитивные игровые формы. Именно поэтому мы сегодня остановились на игровых технологиях как основной форме организации детской деятельности.
Нонна Кареновна:
Мы уверены, что все вы знаете понятие таких терминов как «педагогическая технология», «современные игровые технологии ДО», «методика обучения», «методы обучения».
Сегодня мы их еще раз рассмотрим и увидим чем отличается педагогическая технология чем она отличается от метода и методики, какие существуют игровые технологии в дошкольном образовании и в чем их суть.
Что такое метод?»
(метод – это совокупность приемов и операций; способ достижения какой-либо цели. Например, метод обучения – это способ совместной деятельности детей и взрослого, в результате которой происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков. Метод воспитания — взаимосвязанная деятельность педагога и воспитанников, направленная на достижение целей воспитания).
— Вопрос воспитателям: «Что такое методика?» (методика – это совокупность методов, обеспечивающих решение определенной задачи. Например, методика обучения грамоте).
— Таким образом, схематически соотношение методов и методики можно выразить следующим образом (Приложение 1).
Оксана Викторовна:
вопрос воспитателям: «А что же такое педагогическая технология?» (Педагогическая технология – это оптимально подобранный комплекс методов, приемов, средств и алгоритм их применения для решения четко сформулированной проблемы).
В чем же тогда разница между методикой и технологией, если и там, и там – это определенная совокупность методов и приемов для решения определенной задачи?
Попробуем выразить соотношения метода, методики и технологии схематически (Приложение 2).
Существенными признаками педагогической технологии являются (Приложение 3):
- Исходная детальная информация о состоянии каждого ребенка;
- Четкая логика и последовательность правил;
- Всегда представлена этапами деятельности, каждый из которых имеет свою цель. Первым этапом любой технологии всегда является диагностический этап;
- Контроль достижения результата (от этапа к этапу). Только при достижении детьми результата происходит переход к следующему этапу;
- Подробная детализация, жесткий алгоритм;
- Детальное определение конечного результата. Гарантированное получение запланированного результата.
Сущностью технологии является методика.
— Таким образом, отличиями метода, методики и технологии являются (Приложение 4):
- Метод – это совокупность приемов; методика – это совокупность методов; технология – это оптимальный комплекс методов и средств;
Методика и технология отличаются исходным объектом: для методики – это «усредненный» ребенок, для технологии – детальная информация об исходном состоянии каждого ребенка;
- Методика и технология отличаются степенью проработки, детализации: методика – общее направление деятельности (например, методика обучения грамоте), а технология – это подробный маршрут с четко указанным инструментарием (например, технология проблемного обучения);
- Методика и технология отличаются по содержанию: методика – это ядро, сущность технологии, ее внутреннее содержание, а технология – инструментарий вокруг ядра (методики), который может изменяться, ускоряя процессы, но сущность остается прежней. (например, методика обучения грамоте – это сущность, а комплекс наиболее эффективных приемов, оптимальный алгоритм и т.п. в совокупности с методикой – это технология);
- Методика и технология отличаются результатом: исход методики трудно предугадать, т.к. он зависит от многих факторов (в том числе и от личностных качеств педагога); технология дает гарантированное получение запланированного результата, на ее применение меньшее влияние оказывают субъективные факторы по причине подробной регламентации деятельности.
Нонна Кареновна:
«Какое место среди методики и технологии занимает образовательная программа дошкольного образования?» (Программа дошкольного образования определяет задачи и содержание обучения дошкольника, а технология – это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются. Технология рождается из опыта и в последующем может стать основой для создания программы).
Схематически место программы дошкольного образования можно отобразить (Приложение 5).
Надеемся, что вы с нами согласитесь, что игровая технология – это развитие. Образно мы постарались представить ее в виде айсберга (обращаем внимание на изображение айсберга, на поверхности незначительная часть, а под водой большая). Не кажется ли вам, уважаемые коллеги, что профессиональное мастерство и опыт по реализации игровых технологий похоже на айсберг?
Однако, организация и руководство игровой деятельностью является для нас проблемой, а любая проблема содержит видимую и невидимую стороны Видимая сторона: недооценивание значений игры, замена игры другим видом деятельности, ускорение темпов развития ребенка, выполнение социального заказа – подготовить ребенка к школе. Но при решении любой проблемы важно не замыкаться только на видимой части, важно подумать, как избежать опасности столкновению с подводной частью.
У вас на столах разложены конверты с готовыми фразами, Вам нужно из этих фраз сформулировать трудности, которые наиболее часто встречаются в процессе реализации проблемы (опрос согласны ли вы с этими утверждениями).
Подводная часть: 1. незнание методики проведения игры, 2 неумение взрослых играть, 3. Отсутствие разнообразия в тематике игр, 4. Трудности в организации игровой среды.
Оксана Викторовна: в связи с этим мы обозначили проблему: Что такое и как использовать игровые технологии.
Еще раз вспомним, что же подразумевает понятие «игровые педагогические технологии
»?
ИПТ — обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Рассмотрим традиционные игровые технологии — организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Дидактические игры
Нонна Кареновна:
все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Остановимся более подробно на структурных компонентах дидактической игры. Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов:
- Игровой замысел
– первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. - Дидактическая (обучающая) задача –
основной компонент. - Игровые действия
– это способы проявления активности ребенка в игровых целях. - Игровые правила –
обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры. - Результат —
который является финалом игры, придает игре законченность. - Оборудование
Игровой замысел
– первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание или
дидактическая задача
. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
Игровые действия
– основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д.
Игровое действие, состоящие из нескольких игровых элементов, сосредотачивает внимание детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.
Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.
Каждая дидактическая игра имеет правила
, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Оксана Викторовна:
проведение дидактических игр включает:
При проведении дидактических игр важно не только
— ознакомление детей с содержанием игры;
— объяснение хода правил игры;
— показ игровых действий;
— определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
Но и результат игры, который подразумевает действия детей и подведение итогов данного действия. Уважаемы, коллеги, мы думаем, что вы с нами согласитесь, что дидактическая игра – лучший друг воспитателя, ее можно использовать:
-на занятиях;
— в самостоятельной деятельности детей:
— как составной частью занятия;
— основной формой организации учебного процесса.
Сюжетно – ролевые игры
Нонна Кареновна: сейчас мы вам напомнить компоненты сюжетно-ролевой игры:
— Сюжет;
— Содержание –
то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.
— Роли —
которые исполняют дети в процессе игры;
— Игровые действия,
с помощью которых дети реализуют роли; игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми. Отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры. (фото сюжетно-ролевой игры).
Надо помнить, что отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является творчество детей (каждый ребенок в сюжетно-ролевой игре проживает свою роль). Таким образом, дети в сюжетно-ролевой игре рас определяют роли, договариваются о сюжете, а результативностью данных игр – социальный опыт детей.
Оксана Викторовна:
длительность сюжетной игры:
— в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);
— в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);
— в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней). ФОТО
(на слайде сопоставить сюжетно и дид. игры)
Подвижные игры
Подвижные игры
– сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Отличительной особенностью является четкое соблюдение правил игры. Целью любых подвижных игр является развитие как физических так и психических процессов.
Для подвижных игр характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.
Нонна Кареновна: содержание игры
определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т.д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.
Правила
в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.
Руководство
подвижными играми с правилами заключается в следующем. Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого её характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их пере возбуждение и утомление.
Результатом подвижных игр является желание детей повторить игру.
Уважаемые, коллеги, сейчас мы рассмотрели часть традиционных игровых технологий и хотелось бы отметить наиболее частые ошибки в руководстве детской игрой.
Оксана Викторовна: ошибки в руководстве детской игрой
Следует особо остановиться на ошибках педагогов в руководстве игровой деятельностью.
— подавление творческой инициативы и самостоятельности детей (педагог должен быть не руководителем, а партнером в игре);
— отсутствие внимания к детской игре (Руководство, наблюдательность, своевременное включение в игру).
— ограничение свободного доступа к играм и игрушкам (по стандарту дошкольного образования организация самостоятельной деятельности выдвигается на первый план, т.о., воспитатель должен создать условия и подтолкнуть детей к этой деятельности: подсказать идею или сюжет игры).
— отсутствие необходимой игровой среды (игровую среду необходимо обновлять развивающими играми и игрушками, которые используются в различных вариантах)
А теперь рассмотрим «Роль современных игровых технологий в развитии познавательной деятельности дошкольников»
Начнем со всеми известных вам игр Воскобовича, которые оказывают большое значение в обучении детей.
Технология В.В.Воскобовича состоит из 10 комплектов игр. По решаемым образовательным задачам все игры Воскобовича условно делятся на 3 группы:
- 1-ая группа игр направлена на математическое развитие детей. Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями — манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов. Например «Прозрачные цифры», «Геоконт», «Математические корзинки», «Чудо-крестики», «Чудо соты», «Чудо цветик» и т.д.
- 2-ая группа — это с буквами, звуками, слогами, словами. Например, «Конструктор букв», «Читайка на шариках», «Шнур затейник».
- 3-тья группа — универсальные игровые обучающие средства, объединяющие различные виды деятельности детей (экологическое воспитание, обучение грамоте, ознакомление с окружающим, конструирование, математическое и речевое развитие). Например, «Игровизор», «Коврик, ларчик».
Нонна Кареновна:
следующая современная игровая технология – информационно – коммуникационные технологии.
Всем нам известно, что мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Именно это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет, интерактивный стол и др.).
Сейчас мы рассмотрим требования к компьютерным программам ДОУ:
- Исследовательский характер
- Легкость для самостоятельных занятий детей
- Развитие широкого спектра навыков и представлений
- Возрастное соответствие
- Занимательность.
Классификация программ:
- Развитие воображения, мышления, памяти
- Говорящие словари иностранных языков
- Игры-путешествия, «бродилки»
- Использование мультимедийных презентаций в различных образовательных областях
- Арт-студии.
Уважаемые коллеги, напоминаем Вам, что любая информационно-коммуникационная технология — прежде всего дидактика, которая предполагает: интерактивность, занимательность и развивающий характер.
В результате использования ИКТ у детей дошкольного возраста хорошо развивается воображение.
Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.
Оксана Викторовна:
среди широко используемых в практике современных
игровых технологий можно выделить квест- технологию
. «Квест» – это командная игра. Изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Уважаемые коллеги, обратите внимание на слайде перечислены известные вам формы организации детской деятельности: игры-путешествия, соревнования, викторины, проекты – квест — технология объединяет все эти понятия.
При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:
- Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья, например, забраться на дерево, спрыгнуть с большой высоты, спуститься в колодец. ФОТО
- Вопросы и задания должны соответствовать возрасту. Очень редко дети 5 -7 лет настолько эрудированны, чтобы угадать названия созвездий по картинке или перечислить всех американских президентов. ФОТО
- Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять проглотить гусеницу или танцевать, если ребенок стеснителен. ФОТО
- Споры и конфликты надо решать только мирным путем. ФОТО
Можно отметить, что квест технологии прежде всего развивают коммуникативные способности, познавательный интерес. Работают на результат и создают у ребенка ситуацию успеха.
Нонна Кареновна:Технология Синквейн
Синквейн— пятистрочная стихотворная форм, используемая в дидактических целях.
Синквейн это более высокая форма организации игровой деятельности, где при слаженной команде играющих детей достигается эффективный результат.
Синквейн является игровым приемом, который чаще всего используется с детьми подготовительной к школе группы, например, интересная интеллектуальная игра или как прием для описания картины. Технология синквейн – это прежде всего обучающая и развивающая игровая технология.
Вот мы и рассмотрели существующие игровые технологии, и предлагаем вам распределить игровые технологии по следующим характеристикам: развивающие игры, обучающие игры, игры на развитие воображения, творческие игры, игры на физическое и психическое развитие.
Практическая часть
- «Каша из топора»
Задание:
из предложенных предметов придумать развивающие игры, поставить цель и презентовать.
В сундучке следующие предметы:
— Картон, ножницы, цветная бумага, клей
— Прищепки и лист А-4, веревка, крышки от бутылок
— Спички
Воспитатель это творческая личность, которая может из ничего сделать волшебство, в этом вся суть профессии. А сейчас мы предлагаем вам поиграть, в нашем сундучке находятся 4 конверта, приглашаем представителей групп подойти и выбрать себе конверт. В конвертах находятся необходимые материалы, которые помогут вам придумать и презентовать нам дидактическую или развивающую игру на ваше усмотрение. Ваша задача составить игру, назвать ее правила и презентовать (у вас 10 минут на составление и 10 минут на представление) (на слайде алгоритм составления игры): название, цель, правила, результат.
Подведение итогов: Буланова Людмила Владимировна.
Нонна Кареновна:
«Скажи мне — и я забуду; покажи мне — может быть, я запомню; вовлеки меня – и я пойму». Эти слова Конфуция помогают моей работе с детьми при организации игровой деятельности. Чтобы вовлечь в образовательный процесс всех детей группы, добиться хороших результатов, я стараюсь на занятиях использовать игровые технологии и интерактивные формы работы.
Итоговая рефлексия «Песочные часы»
Оксана Викторовна:
А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вернуться к нашим песочным часам, куда вы прикрепили свои ожидания от сегодняшнего мероприятия, предлагаем вам высказать свои впечатления (записываем). Далее педагогам раздаются памятки: традиционные и современные технологии, руководство игрой, ошибки воспитателя, рекомендуемая литература.
«Игровые технологии как форма организации образовательной деятельности»
Условия эффективного использования игротехник на уроке
Прежде всего, до разработки или использования игры на уроке необходимо определиться с целями и предполагаемыми результатами: ученики должны запомнить факты, прийти к логическим выводам, разработать проект на основе изученного материала. Цель будет определять механику игры и обратную связь по ней. Проще всего найти готовую игру для решения определенных педагогических задач.
Сложнее дело обстоит в случае, если игра отсутствует. Создание игры — процесс довольно трудоемкий и предполагает детальный анализ целевой аудитории (сколько человек играет, какого возраста, насколько они замотивированы изначально, как они воспримут поражение), проработку механики (типы игроков, роль модератора, продолжительность игры, использование артефактов, игровой результат, используемая платформа), написание сценария, разработку артефактов, описание ролей игроков.
Учителю важно понять, что его роль в игре может состоять только в модерировании игровой деятельности, но одним из игроков он стать не может. Более того, игра должна идти по заданным изначально правилам, и если эти правила оказались несовершенными, то непосредственно в ходе игры их изменить нельзя. Поэтому, прежде чем использовать любую игру на уроке, желательно самому в нее поиграть.
Цель игры в обучении не будет достигнута, если не включить в программу разбор результатов игры. Часто полезно обсудить с игроками не только образовательный аспект (какие факты они запомнили благодаря игре или какие выводы сделали относительно отыгранного сюжета), но и механику игры (почему игрок А повел себя определенным образом, но к желаемому результату это не привело, почему игрок Б схитрил и при этом выиграл). Разбор механики игры и мотивов действий игроков может иметь не только обучающий, но и воспитательный эффект.