Развивающая игровая среда в группе раннего возраста по ФГОС


Развивающая игровая среда в группе раннего возраста по ФГОС

Организация развивающей игровой среды в контексте требований ФГОС дошкольного образования (из опыта работы)

Инновационный характер ФГОС дошкольного образования выражается в таких понятиях, как социализация, индивидуализация развития и поддержки детской инициативы. Эти три стержневые задачи, вокруг решения которых выстраивается содержание современного дошкольного образования [1, с.4]. При организации развивающей игровой среды в нашей группе, куда ходят дети раннего возраста, мы учитывали ФГОС ДО и руководствовались положениями, которые описывают ситуацию развития ребёнка, включающие
три группы условий: – пространственно-временные (игровое пространство, игрушки, мебель), – социальные (система взаимоотношений со сверстниками и взрослыми), – деятельностные (двигательная, игровая, коммуникативная, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие художественной литературы и фольклора). Согласно ФГОС ДО, развивающая среда – это определённым образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется обучение [1, с. 5]. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм. В нашей группе созданы условия для развития и обучения детей раннего возраста. При подборе игрушек учитывались педагогическая целесообразность, художественная приемлемость, возрастные интересы детей, гендерная специфика, безопасность, гигиеничность и пр. Игры и игрушки, имеющиеся в группе в достаточном количестве, дают детям возможность для проявления малой двигательной активности в группе, осуществления предметной и игровой деятельности, развития мелкой моторики на фоне эмоциональной составляющей взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Хотя в данной статье мы условно разделили дидактические материалы, используемые в работе с детьми, на отдельные центры, в педагогической практике один и тот же материал мы используем для решения разных образовательных задач, тем самым соблюдая принцип вариативности, интеграции и взаимодополнения. Большое внимание мы уделяем развитию двигательной активности, поэтому центр двигательной активности мы разделили на две части. В одной части расположены крупные спортивные модули, такие как горка, сухой бассейн, а в другой части имеется «дорожка здоровья», включающая массажные коврики. В центре двигательной активности находятся мячи разных размеров, кегли, гантели, флажки, кольца с разноцветными лентами, обручи. Имеются технические игрушки: поезд, грузовик, самосвал; автомобиль, игрушки-качалки, машины, на которых дети могут кататься самостоятельно. Характер предметной и игровой среды связан с цветом, формой, величиной, ориентировкой в пространстве и др. Поэтому в группе имеются пирамидки, стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм, большая напольная пирамидка, матрешки, наборы кубиков и объемных тел, игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, удочки, сачки, черпачки, грабельки, молоточки и др.), наборы объемных вкладышей, мозаики, рамки-вкладыши, пазлы, конструкторы. Для экспериментирования имеется специальный стол с поддоном, плавающие и тонущие предметы, пластические материалы (глина), трубочки для просовывания предметов. Имеющиеся в группе игрушки сделаны из материалов разного качества и разной плотности. Для создания эмоциональной составляющей взаимодействия со взрослыми и сверстниками имеются игрушки с секретами и сюрпризами, игрушки со световыми эффектами, «волшебный мешочек», мыльные пузыри, заводные игрушки, игрушки-забавы, перчаточные куклы, маски и т.д. В центре речевого развития имеются наборы предметных и сюжетных картин по разным темам. Для зрительного ориентира в группе сделана «карусель», на которой подвешиваются картинки. Эти картинки один раз в квартал меняются: по сезону и теме (игрушки, транспорт, новогодние украшения и т. д.). Для того чтобы ребенок мог уединиться, есть в группе кукольный уголок со стационарной и настольной кукольной мебелью, настольными наборами «кухня», игрушками-персонажами, куклами разных размеров в одежде, куклами-голышами, антропоморфными животными и т.д. Уголок ряженья оформлен в виде избушки, где есть зеркало, сундучок с кукольной одеждой. На плечиках висят разноцветные юбки, жилетки, косынки, рубашки, сумочки. Для развития слуха детей в музыкальном уголке расположены игрушечные музыкальные инструменты (бубны, барабаны, трещотки, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны), звуковые книжки, музыкальные игрушки, аудиосредства (магнитофон, аудиоматериалы с записями музыкальных произведений). Театральный центр представлен наборами кукол, сказочных персонажей, ширмой для кукольных спектаклей, костюмами, масками и др. Имеется магнитная доска, разные виды театра (бибабо, настольный, пальчиковый), аудиосредства. В группе имеются центр художественного творчества и книжный уголок. Все перечисленные игры и пособия размещены на полках, которые закреплены на уровне роста детей и доступны в использовании. Таким образом, при организации развивающей игровой среды на первый план мы ставили задачи психологического, эмоционального благополучия детей, обеспечения возможности общения, совместной деятельности взрослых и детей, двигательной активности. Мы считаем, что развивающая игровая среда в нашей группе соответствует требованиям ФГОС ДО. Литература: 1. Слепцова, И. Особенности организации развивающей игровой среды в контексте требований ФГОС дошкольного образования / И. Слепцова // Дошкольное воспитание. – 2017. – №2. – С.4-8.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занимательной деятельности в детском саду. Младшая группа Планируемые результаты освоения программы в младшей группе по ФГОС Особенности развития детей младшего дошкольного возраста Возрастные особенности детей 3-4 лет по ФГОС кратко

Похожие статьи:

Организация прогулки в младшей группе по ФГОС

Наблюдения за живой природой в младшей группе детского сада

Наблюдения за неживой природой на прогулке в младшей группе

Наблюдения за трудом взрослых в младшей группе

Наблюдения за жизнью улицы. Младшая группа

Предметно-пространственной среда во второй группе раннего возраста 2019-2020 гг

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Северо–Енисейского детского сада № 4 «Жарки»

Анализ развивающей предметно-пространственной среды

во второй группе раннего возраста 2019-2020 гг

Воспитатель: Сагдатдинова Р.И.

Актуальность

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО).

В требованиях Федерального государственного стандарта, предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни.

«Предметная развивающая среда»

— это система материальных объектов деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств.

Правильно организованная развивающая среда в группе позволила каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. К самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не взрослый, а предметный мир.

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОО с соответствующим наполнением.

В соответствии с рассмотренными принципами во второй группе раннего возраста «Незабудки» была создана следующая предметно-развивающая среда:

Социально-коммуникативное развитие:

  • Центр сюжетно-ролевых игр «Поиграй-ка»;
  • уголок «Уединения».

Познавательное развитие:

  • центр развивающих игр «Знайка»;
  • ;
  • центр настольно-печатных игр «Почемучка»;
  • .

Речевое развитие:

  • центр театрализованной деятельности «В гостях у сказки»;
  • уголок «Ряжения».

Художественно-эстетическое развитие:

  • .

Физическое развитие:

  • . Социально-коммуникативное развитие

    :

  • Центр сюжетно-ролевых игр «Поиграй-ка»;

При создании предметно-игровой среды в группе мы учитываем определенные требования: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры.

Уголок уединения

— это средство, призванное облегчить процесс привыкания ребенка к новому коллективу, стенам, распорядку дня. Уголок уединения – это то место в группе, где ребенок ощущает себя в полной безопасности, где он может отвлечься от событий, сопряженных со стрессом.

Познавательное развитие:

  • центр развивающих игр «Знайка»;
  • ;
  • центр настольно-печатных игр «Почемучка»;
  • .

Центр развивающих игр «Знайка».

Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.

.

«Центр воды и песка» в нашей группе помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогаем им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию (формование из песка).

Центр настольно-печатных игр «Почемучка».

В игровой зоне размещены разнообразные игры для детей с учётом возраста и гендерного воспитания.

Цель: Развитие мелкой и крупной моторики у детей младшей группы. Сенсорное развитие — это прежде всего, развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Речевое развитие:

  • центр театрализованной деятельности «В гостях у сказки»;
  • уголок «Ряжения».

Центр театрализованной деятельности.

Центр театрализованной деятельности — один из активных секторов в нашей группе его цель: Развитие творческих способностей у детей; Развитие воображения, умения импровизировать; Развитие памяти, внимания, выражение основных эмоций; Прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке; Все костюмы, атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам. В уголке находятся реквизиты для различных видов театра: пальчиковый, настольный, плоскостной.

Уголок «Ряжения».

В нашей группе есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Изучают назначение вещей, их сезонность. Самостоятельно подбирают свой образ.

Оборудование:

Передвижная полка шкаф для хранения костюмов, выставочный стенд, ширма, модули, маски, костюмы, ленты, накидки, шляпы, платки, сумки, атрибуты к сказкам.

Центр книги.

Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Развивающие способности детской книжки безграничны. Мышление, речь, память, внимание, воображение — всё это формируется благодаря общению с книгой.

Оборудование:

библиотека художественной литературы, иллюстрации к произведениям, сюжетные и предметные картинки, портреты детских писателей, дидактические игры

Художественно-эстетическое развитие:

.

Основная цель этого центра – это развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Физическое развитие.

Одно из основных потребностей раннего возраста является потребность в движениях. Для этого в спортивном уголке подобрано физкультурное оборудование, которое побуждает детей к двигательной активности, дает им возможность разнообразить движения. В уголке имеются различные материалы: мячи, обручи, разноцветные флажки, ленточки, султанчики. А мешочки набитые песком, горохом, крупой, колечки, массажные дорожки служат для ходьбы, перешагивания, прыжков. Так же используются разнообразные яркие игрушки, предметы, которые являются стимулом к выполнению разнообразных движений. Оборудование соответствует возрастным особенностям детей. Оборудование размещено таким образом, чтобы стимулировали двигательную активность, побуждали к интересным и посильным действиям.

Заключение:

Таким образом, созданная мною развивающая предметно-пространственная среда для детей раннего возраста, прежде всего, выполняет по отношению к ним информационную функцию, каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт, т.е. обеспечивает всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

Заведующий

МБДОУ № 4 «Жарки» _______________________ Г.И.Лопатьева

2

Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в ранних возрастных группах

Построение развивающего пространства в ДОУ является закономерной необходимостью организации образовательной деятельности. Она необходима для удовлетворения потребностей и интересов детей в выполнении разных видов деятельности. Ее создание открывает возможности нахождения того занятия, которое интересно конкретному ребенку, помогает ему найти себя и установить взаимодействие с окружающими. При этом, ребенку дается и право самостоятельного выбора вида деятельности и способов ее реализации.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Построение предметно-развивающей среды групп раннего возраста опирается на специфические принципы, которые связаны с особенностями развития ребенка этого возраста.

Основными принципами организации предметно-развивающего пространства групп раннего возраста являются следующие:

  • Принцип широкого пространства. Ребенку должно хватать места для выполнения самых разнообразных движений и реализации игровой деятельности разного рода. Это обусловлено слабым развитие координации движений у детей раннего возраста. Потому, оборудование необходимо расставлять так, чтобы сохранять между ним широкое пространство для передвижения детей.
  • Принцип вариативности наполнения среды. Она должна включать большое количество различных предметов, объектов, информации, ориентированной на занятия детей и упрощение прохождения адаптационного периода в ДОУ.
  • Принцип яркости и насыщенности среды. Предполагается использование предметов, мебели и иных объектов, окрашенных в яркие цвета. Это создает положительный эмоциональный фон для ребенка раннего возраста и мотивирует его к деятельности в данной среде.
  • Принцип эстетичности оформления. Эстетика должна присутствовать во всем, начиная от стиля оформления, его единства и доходя до соответствия обстановки ее назначению.
  • Принцип трансформируемости среды. Он означает наличие возможности изменения пространства в соответствии с изменениями образовательной ситуации, интересов и потребностей детей, а также по мере освоения ими новых видов деятельности.
  • Принцип полифункциональности среды. Он означает наполнение ее такими объектами, которые могут быть вариативно использованы для достижения различных образовательных целей и задач. Объекты среды должны быть доступны для использования детьми в разных видах их активности.
  • Принцип стимулирования. Он означает, что среда должна быть построена так, чтобы стимулировать развитие детского восприятия, активизировать работу анализаторов и формировать основы сенсорного развития.
  • Принцип доступности. Он означает свободный доступ ребенка к среде и любым ее объектам: играм, игрушкам, материалам, используемым в детской деятельности. Данный принцип лежит в основе построения развивающей среды во всех возрастных группах.
  • Принцип безопасности среды. Вся мебель и объекты среды должны быть безопасными для использования детьми раннего возраста. А это предполагает исключение мелких предметов, острых углов, колющих объектов.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста 450 ₽ Реферат Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста 250 ₽ Контрольная работа Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]