Паспорт речевого уголка группы. Речевая предметно-развивающая и игровая среда группыстатья (средняя группа)


Подписи к слайдам:

Оснащение речевого уголка в соответствии с ФГОС во второй младшей группе. Никифорова А.О. Группа №13

1.Формирование словаря 1. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. 2. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. 3. Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). 4. Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет, шуба — пальто — дубленка). 5. Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты. Задачи речевого развития в соответствии с требованиями современного ФГОС:

2.Формирование звуковой культуры речи 1. Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц). 2. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. 3. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. 4. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

3.Формирование грамматического строя речи 1. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). 2. Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова. 3. Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тиграм»).

4.Формирование связной речи 1. Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). 2. Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми. В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.

Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком. Оформление уголка должно быть эстетичным. Игровой материал должен быть доступным для ребенка. Не следует перегружать уголок оборудованием. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж». При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования:

Используем материал с уголка познания: Д идактические игры на развитие умения различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). пресноводные» и др. 1.Формирование словаря

2.Звуковая культура речи

Грамматический строй речи Связная речь

Спасибо за внимание!

Какие центры в группе использовать для развития речи

Речь – одна из важных психических функций. Она позволяет передавать информацию. Ребенок должен приобрести речевые навыки в дошкольном возрасте. Они не даются от рождения, и речи приходится обучать. Это касается всех деток без исключения. Мало кто воспринимает речь на слух и самостоятельно. В большинстве случаев нужно прикладывать много усилий, чтобы научить речевым навыкам вовремя. Это забота и воспитателей в ДОУ, и родителей.

Развивающая предметно-пространственная среда – это организованное пространство с подобранными материалами и оборудованием. Она помогает обучать ребенка самым разным навыкам в соответствии с возрастом. Вот тут подробно написано о требованиях к развивающей среде.

Предметно-пространственная среда, способствующая речи, формируется в помещении группы ДОУ. Она состоит из нескольких центров (уголков, или стендов). Для детей разного возраста перечень стендов может быть почти одинаковым, а вот их наполнение будет отличаться. Работать с речью помогут такие центры:

  • речевой и книжный;
  • игровой;
  • театральный;
  • центр ИЗО;
  • сенсорно-строительный;
  • другие (опосредствованно).

К развивающей предметно-пространственной среде в детсаду предъявляются определенные требования. Согласно ФГОС, она должна быть легко трансформируемой, насыщенной по содержанию, многофункциональной, доступной, безопасной, эстетически привлекательной, комфортной психологически. И быстро преобразовываться в условное пространство для текущей игры: поликлинику, кафе, полянку в лесу.

Организованная предметно-речевая среда должна помочь в решении таких вопросов:

  • развивать словарный запас;
  • работать над грамматическим строем (учить словообразованию и правильным грамматическим конструкциям);
  • развивать связную речь (учить пересказывать, описывать, отгадывать загадки);
  • формировать полноценную звуковую культуру речи (совершенствовать дыхание, улучшать слуховое внимание и чистоту звукопроизношения);
  • развивать мелкие моторные функции.

Обстановка в группе должна соответствовать возрасту. И позволять чередование разной активности: образовательной, социальной и самостоятельной. Насыщенная и подходящая развивающая среда будет увлекательной для ребенка. Она позволит улучшить речь и разносторонне развить малыша.

Речевой центр – один из главных для становления речи

Чаще всего уголок речевого развития совмещают с книжным. Задачи у обоих схожи. Они формируют словарь, учат слушать, описывать предметы и явления.

Наполнение тематического стеллажа этих двух центров может быть следующим:

  • Книги – художественные и обучающие.
  • Дидактические игры для развития речи.
  • Наборы сюжетных, предметных и тематических картинок.
  • Разнообразные игры и лото.

Литературный центр для самых маленьких может содержать всего 4-5 книжек на картоне или плотной основе. Объем – до 5 страничек. Нужно подготовить еще несколько книжек на замену. Очень уместны будут издания с двигающимися глазками, окошками и т.д. Хорошим вариантом станут трансформируемые книжки, раскладывающиеся, панорамы с движущимися фигурками и т.д. Издания с голосами животных тоже будут кстати.

Теперь – более подробно о наполнении речевого центра для первой младшей группы. Попробуйте использовать такие элементы:

  • Наборы тематических картинок или открыток (по 4-6 шт.) на тему домашних и диких животных, птиц, рыб, деревьев, цветов, фруктов и овощей, продуктов, транспорта, мебели, посуды, одежды.
  • Картинки для группировки по определенному признаку.
  • Картинки (по 3-4 шт.) для составления последовательности (сюжет сказки, истории).
  • Картинки по 4 шт. на времена суток и времена года.
  • Большие, красочные картинки на социобытовую или сказочную тематику – ту, что будет интересна ребенку.
  • Лото с изображениями птичек, домашних животных.
  • Разные игры и пособия, формирующие правильное дыхание («Бабочки», «Листочки», трубочки, легкие снежинки из бумаги и прочее, где надо использовать струю воздуха).
  • Пособия и игрушки для развития фонематического восприятия (погремушки, шумовые инструменты, музыкальные шкатулки).
  • Пособия для артикуляционных упражнений, в том числе зеркала настенные и индивидуальные.

Центр речевого развития должен располагать достаточным местом. Чтобы дети попеременно занимались, сидя на ковре, за столами или двигались согласно правилам игр. Оборудование для сюжетно-дидактических игр можно хранить не только на стендах. Но и в корзинках или коробках. На них стоит нанести соответствующие картинки, чтобы дети сами смогли достать то, что нужно.

С чего следует начинать?

Использование развивающей среды непосредственно связано с ее организацией. Задача персонала ДОУ – позаботиться об основных центрах (или уголках) в группе детсада, ориентированных на развитие того или иного навыка. Улучшить, поставить, отшлифовать речь помогут сразу несколько предметных центров. О них чуть попозже.

Для методиста, который будет составлять методические рекомендации, важно разобраться в двух вещах: что писать и как писать. То, как писать, то есть структуру рекомендаций можно подсмотреть в других аналогичных документах. Я подобрала небольшой список литературы, к которому можно обращаться. И дополнительно выудить из этих методичек полезные сведения. Итак, издания по теме:

  • Пособие по планированию и контролю предметно-пространственной среды для старшего воспитателя.
  • Издание с конспектами и презентациями по созданию развивающей среды по ФГОС. В комплекте одновременно книга и диск.
  • Еще одно пособие по созданию развивающей среды. На этот раз только диск.
  • Предметно-пространственную среду нужно не только создавать и развивать. Надо контролировать ее состояние. Поможет журнал оценки и контроля в виде бумажной книжки и программы для установки на ПК.
  • Пара полезных офлайн-вебинаров. Первый – по построению развивающей среды в группе раннего возраста. И еще вот такой вариант этого же вебинара. Второй – более специализированный, касается именно речевой среды в ДОО.
  • И еще один вебинар. Расскажет, как систематизировать среду в соответствии с возрастом детсадовцев.
  • Курс повышения квалификации по проектированию предметно-пространственной развивающей среды в ДОО. Есть вариант с началом в августе. А есть такой же, который стартует в сентябре.
  • Курс профессиональной переподготовки. Касается вопросов предметно-пространственной и инклюзивной среды.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]