Приёмы организации трудовой деятельности в подготовительной группе
В приобщении детей к трудовой активности педагог использует 3 группы методических приёмов. Четвёртая группа, то есть практические приёмы, и есть разновидность занятий трудовой деятельностью.
Речевые приёмы
Группа таких способов взаимодействия с детьми выполняет стратегическую роль подготовки ребят к словесному восприятию информации, которое будет основным в школе.
Объяснение
В этой группе приёмов наиболее значимым является объяснение, так как для успешной трудовой деятельности очень важно:
- разъяснить детям, почему значимо то или иное задание (к примеру, регулярный полив мини-огорода на подоконнике важен для роста растений),
- описать конечный результат (выращенную на подоконнике в группе петрушку мы отдадим поварам, те добавят пучок травы в суп, и вкус первого блюда станет намного выразительнее и ярче),
- рассказать порядок выполнения трудовой задачи (дежурный по уголку природы берёт лейку из шкафа, наливает из бутылки для полива растений воду, поливает мини-огород, двигая лейку так, чтобы струйки воды попадали на всю почву).
Разновидностями объяснений являются:
- напоминание (краткое разъяснение, к примеру, схемы поливки цветов, которую дети уже знают),
- уточнение (описание одного-двух этапов выполнения трудового действия, к примеру, чтобы получить краску голубого цвета, нужно смешать синюю и белую),
- указание (короткая инструкция по поводу того или иного действия, например, «Принеси, пожалуйста, лейку из шкафа»).
Объяснение может проводиться от лица игрушки, персонажа занятия
Загадки и стихотворения
Этот приём в своей практике я обычно использую как средство мотивации к началу работы. Так, при распределении заданий для совместного труда, я загадываю каждому воспитаннику загадку, связанную с тем, чем ему предстоит заниматься:
- Удивительный букет: Ветки есть, а листьев нет! Не привык к парадной вазе, Очищает дом от грязи. Работяга, не бездельник, Наш помощник шустрый … (Веник) — ребёнку, который будет подметать.
- Зеленеет и растёт, И всю жизнь лишь воду пьёт. Место жительства — горшок, А зовут его … (Цветок) — воспитаннику, который будет поливать цветы,
- Я весь мир слепить готов — Дом, машину, двух котов. Я сегодня властелин — У меня есть … (Пластилин) — для ответственного за подготовку материалов к следующему после дежурства по группе занятию.
Стихотворения в трудовой деятельности — это своего рода агитация. Рифмовки о важности труда являются неотъемлемой частью воспитательной работы:
- Сколько нужного на свете Люди делают вокруг: Те плетут морские сети, Те с рассветом косят луг, Варят сталь, штурмуют космос, За станком в цеху стоят, Миллионы умных взрослых Учат грамоте ребят, Кто-то нефть в тайге качает Из глубин земных пластов, А другие листья чая Аккуратно рвут с кустов. Ежедневно дел в достатке Для тебя и для меня. Будет всё всегда в порядке, Если трудится Земля.
Беседа
Разговоры о труде являются важной темой морально-этических бесед в подготовительной группе. Вот примеры тем для обсуждения:
- «Труд взрослых в разное время года»,
- «Что такое трудолюбие»,
- «Труд людей разных профессий» (в подготовительной группе в список обсуждаемых профессий добавляются микробиологи, приборостроители, синоптики и др.),
- «Труд в природе»,
- «Мир, труд, май» (накануне 1 мая).
Разговоры на тему труда в подготовительной группе организуются раз в 1–2 недели.
Беседа может сопровождать собственно выполнение задания
Чтение, сказки
Чтение используется на занятиях как альтернатива, например, объяснению: дети самостоятельно зачитывают порядок выполнения какого-либо трудового действия (выполнения поделки, проращивания семян и пр.).
Что касается сказок, то обычно этот приём используется для мотивации детей к выполнению задания. В своей работе я использую ресурс со сказками о труде и притчами по теме.
Наглядные приёмы
Безусловно, самым важным наглядным приёмом является демонстрация: педагог показывает, что и как делается, повторяя действия столько раз, сколько требуется для того, чтобы каждый малыш освоил этот трудовой навык. Кроме того, актуальности не теряют:
- картинки (с изображениями орудий труда, приспособлений, машин и пр.),
- показ (видеоролики, рассказывающие о труде людей той или иной профессии, которые затем обсуждаются в беседе).
Видео: развивающий мультфильм о профессиях
Игровые приёмы
Знакомство с профессиями может быть представлено в форме театрализованной, сюжетно-ролевой игры. Например, в игре «доктор» дети имитируют осмотр, диагностику, лечение «пациента», тем самым получая представления об этой профессии.
Очень важными, с методической точки зрения, оказываются дидактические игры. Они помогают систематизировать представления ребят о труде.
Таблица: примеры дидактических игр по трудовому воспитанию для подготовительной группы
Название игры | Цель | Описание |
«Какому специалисту это нужно?» | Обогащать знания детей относительно необходимых предметов для людей определённой профессии. | Педагог показывает наборы из 3–4 картинок, а дети называют профессию, в которой изображённые предметы нужны. Например, указка, красная ручка, учебник — учитель. |
«Кто больше?» | Учить соотносить профессию с характерными действиями. | Воспитатель называет профессию и бросает ребёнку мяч, тот возвращает мяч и называет действие, которое выполняет человек этой профессии. |
«Восстанови порядок» | Систематизировать знания о порядке пересадки комнатных цветов. | Перед детьми карточки с этапами пересадки растений, дети раскладывают их по порядку. |
Это интересно. Подвижные игры представлены в трудовой деятельности только одной из форм организации, то есть соревнования (к примеру, состязание — кто лучше подежурит в группе с подведением итогов через неделю), а также атрибутами для игр (мячиком, кеглями).
Основу игр по трудовой деятельности составляют обучающие в форме сюжетно-ролевых: доктор, дочки-матери, магазин и др
Мастерим игрушки на занятиях
В современном дошкольном образовании необходимо учитывать комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, который предполагает выделение ведущей темы дня, недели или месяца. Цикл занятий, подчинённых одной теме, позволяет создать у ребёнка целостное восприятие предмета, явления. Ребёнок «проживает» тему в разных видах детской деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.).
Педагогами нашего дошкольного подразделения были разработаны конспекты тематических занятий по изготовлению игрушек
и поделок на основе темы недели, реализуемой в непосредственно образовательной деятельности по разным разделам программы.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду в подготовительной к школе группе.
Тема недели
: «Самый весёлый праздник».
Тема занятия по художественному ручному труду
: «Фонарики на ёлку».
Цель
: учить надрезать бумагу по контуру, скреплять и украшать поделку.
Раздаточный материал
: заготовки из цветной бумаги 15Х20 см с нанесёнными вертикальными линиями через 1,5 см друг от друга, не доходящими до края заготовки на 2 см, полоска цветной бумаги размером 2Х10 см, ножницы, клей, кисточки, подставки для кисточки, салфетки, клеёнки.
Ход занятия
Воспитатель напоминает детям о занятии, на котором беседовали о новогодних традициях, об украшении домов к Новому году. Символом новогоднего праздника является ёлка. Очень приятно, когда на ёлке висят не только игрушки, купленные в магазине, но и выполненные своими руками.
Воспитатель предлагает детям изготовить новогодние фонарики из бумаги. Обращает внимание на то, что, даже используя такой простой материал, как бумага, можно получить оригинальные и красивые украшения.
Этапы работы
:
1. Сложить лист бумаги по длинной стороне пополам цветной стороной внутрь. 2. От линии сгиба сделать надрезы по нанесённому контуру. 3. Развернуть заготовку. 4. Украсить края листа поделки аппликацией. 5. Свернуть лист в трубочку, края склеить по длинной стороне. 6. Одновременно снизу и сверху немного сдавить трубочку — получится фонарик. 7. Оформить полоску аппликацией. 8. Приклеить полоску внутрь фонарика — получилась ручка. Фонарик готов.
Воспитатель сообщает, что фонарик может служить не только ёлочным украшением, но и как оформление для небольшой вазочки или стакана; несколько фонариков, подвешенных на серпантине, превратятся в разноцветную гирлянду.
В конце занятия воспитатель предлагает оформить групповое помещение.
Надежда Голицына, старший воспитатель,
Людмила Руднева, воспитательСОШ № 1716 «Эврика-Огонёк» г. Москва
Мотивы занятий трудовой деятельностью детей 6–7 лет
Побуждение к той или иной деятельности играет важную роль в успешном освоении детьми конкретного направления образования. Что касается трудовой активности в подготовительной группе, то мотивами могут выступать:
- желание почувствовать себя взрослым и самостоятельным (многие методисты стимулирование именно этого мотива называют ведущим, так как с его помощью малыш самостоятельно определяет интерес к овладению новыми навыками, например, научиться сажать картошку, которая является стратегическим запасом для каждой семьи на зиму, о важности этой заготовки дети знают с самого раннего возраста),
- стремление самоутвердиться среди сверстников (для детей 6–7 лет главным показателем взрослости является определение «будущий школьник», поэтому каждый малыш хочет попасть в этот «сонм избранных», доказывая окружающим, что он может справляться с трудовыми обязанностями и поручениями не хуже Вовы, Насти, а даже лучше),
- поощрение со стороны авторитетных взрослых — членов семьи и воспитателя (представления о собственной значимости столь важной для самоутверждения ребёнок получает от взрослых, поэтому положительная оценка родителей, педагогов для детей очень важна),
- желание принести пользу — когда ребёнок видит реальную перспективу своих действий, его включение в трудовую деятельность происходит более результативно (к примеру, если малыш знает, что для того, чтобы все ребята в детском саду летом могли играть в песочнице, её нужно укрепить, он с большим рвением включится в помощь столяру, будет носить гвозди, придерживать рейки).
Поощрение является мощной мотивацией для занятий трудом