Уголок экспериментирования в группе раннего возраста


Экспериментальная деятельность в раннем возрасте

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Суханову Любовь Владимировну, воспитателя МБДОУ «ДСКВ № 46» г. Братска Иркутской области. Сегодня Любовь Владимировна любезно поделится своим профессиональным опытом по организации экспериментальной деятельности в раннем возрасте. Статья будет интересна воспитателям групп раннего возраста.

Краткий комментарий к статье от Любови Владимировны:

«Малыши очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира».

Полезного чтения…

Экспериментальная деятельность в раннем возрасте

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская активность – естественное, биологически заложенное, состояние ребенка. Каждый ребенок уже от рождения – исследователь. Он настроен на познание мира. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

Многие педагоги и психологи говорят о преимуществе метода экспериментирования. Но в действительности в деятельности детей раннего возраста он применяется редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Малыши очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. По мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

При лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

В процессе экспериментирования младший дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя первооткрывателем, исследователем.

Процесс познания — творческий процесс, и моя задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Опыт показывает: элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего возраста. Они с удовольствием обследуют предметы. При выборе метода ознакомления детей раннего возраста с окружающим миром я остановилась на опытно-экспериментальной деятельности. Изучаемые предметы дети должны не только наблюдать, но и подвергать их воздействиям, видоизменяя, выделять в них новые свойства и качества. Знания о том или ином предмете, ребенок должен получать не как голый факт, а как результат, приобретенный в процессе поисков и размышлений.

Для повышения интереса к экспериментальным действиям я организовала лабораторию, где проводят исследования «Ученые гномы». Дети одевают колпачки, превращаются в любознательных персонажей и проводят совместную экспериментальную деятельность – делают новые научные открытия. Дети верят в чудеса и на уровне сказочной реальности получают новые богатые познания и полезный жизненный опыт.

Цель проекта создать условия для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

В результате проектной деятельности стараюсь решить следующие задачи:

1. Знакомить детей со способами исследования разных предметов (постепенно подключать все виды восприятия; помогать обследовать предметы, выделяя их свойства и качества; побуждать включать движения рук в процессе знакомства с предметом, обводить руками части предмета, гладить; производить действия экспериментального характера).

2. Формировать представления о свойствах и качествах предметов (научить определять весовые параметры, температурные качества, материал изготовления; познакомить со способностью магнитов и получением промежуточных оттенков при смешивании красок, узнавать предметы по издаваемому звуку, познакомить с источниками света и тепла )

3. Развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по общему свойству, устанавливать физические закономерности).

4. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера (наблюдения, беседы, опыты). Выполнять действия в соответствии с задачей, использовать действия моделирующего характера.

5. Стимулировать познавательную активность, наблюдательность, любознательность.

6. Развивать внимание и память, слуховую дифференциацию, тактильные ощущения, мелкую моторику.

7. Развивать коммуникативные умения и инициативную речь в процессе взаимодействия.

Я провожу работу с детьми 3-х летнего возраста в количестве 7 человек во второй половине дня в совместной деятельности.

Предметно – пространственная среда в группе оснащена материалом и оборудованием, необходимым для формирования познавательного интереса детей к экспериментальной деятельности:

Разнообразные сосуды: пластмасса, стекло, металл;

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики.

Природный материал: камешки, опилки, перья, песок.

Утилизированный материал: проволока, ткани, пластмасса, пробки, крышки.

Приборы:фонарики, электрическая лампа, линейки, спринцовки, трубочки, палочки, контейнеры, коробки.

Инструменты:магниты, лупы, зеркала, безопасные ножницы.

Материалы: бумага, фольга, ткань, наждачная бумага.

Предметы: маленькие резиновые и пластмассовые мячики, магнитики, свечи, восковые карандаши, деревянные и металлические ложки, пуговицы.

Данный проект направлен на контакт ребенка с предметами и материалами. Элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности; побуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

Работа по экспериментальной деятельности планируется поэтапно, с последующим усложнением. Первоначально, малыши знакомятся с бумагой и тканью, учатся узнавать вещи из этих материалов, знакомятся со свойствами и качественными характеристиками. Я предлагаю детям постирать два платья – одно бумажное, другое из ткани. Через практические действия, подвожу ребят к выводу, что бумага не предназначена для изготовления одежды, она намокает и разрушается в воде, а ткань сохраняет целостность. При проведении других опытов, дети знакомятся с другими характеристиками данных материалов: узнают, что вещи режутся, мнутся, впитывают, намокают, тянутся, рвутся.

В дальнейшей исследовательской деятельности, дети знакомятся с такими материалами, как древесина, металл, резина, пластмасса, стекло. Учатся узнавать предметы, сделанные из этих материалов и отличать их по визуальным и тактильным признакам. В ходе практических действий, ребята выявляют структуру поверхности предметов, их плотность, упругость, толщину, гибкость, теплопроводность.

Дети узнают, что вес предметов зависит от материала их изготовления.

Так, в процессе экспериментальной деятельности «Маша и Медведь», дети группируют предметы по весу (легкие – тяжелые) в зависимости от размера сказочного персонажа. Маша и медведь выбирают игрушки, который каждый из них хочет взять с собой к друзьям. Предлагается несколько вариантов выбора игрушек:

• игрушки из одного материала, но разные по размеру. Я спрашиваю, почему Медведь возьмет игрушки большего размера, и проверяю ответы детей, взвешивая игрушки на руках;

• игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие заполнены песком. Спрашиваю, какие игрушки возьмет Маша и почему;

• игрушки одного размера из разных материалов. Выясняю, кто какую игрушку понесет и почему.

Затем предлагаю детям выбрать «угощение» в ведерках, которые могут донести Маша и Медведь, и выясняю: как узнать, какое ведерко сумеет донести Маша, а какое Медведь? Проверяем предположения детей, рассматривая вместе с ними содержания ведерок.

Опыты «Что звучит» и « Звуки предметов» подводят детей к пониманию причин возникновения звука – целенаправленное воздействие человека на предметы способствует возникновению определенных шумовых эффектов. Дети учатся узнавать предметы по издаваемому звуку, ассоциировать их со звуками природы и музыкальными инструментами.

Цикл исследований «Волшебные лучи» формируют у детей представление об источниках света: природных и изготовленных руками человека. Я знакомлю детей со способами использования предметов: свеча, фонарик, лампа. В ходе практической деятельности подвожу к пониманию, что освещенность зависит от мощности источника.

Экспериментальная деятельность «Фокус – покус» и «Волшебная сила» позволяет познакомить детей со способностью магнитов. Практические действия помогают выявить предметы, взаимодействующие с магнитом и подвести к выводу, что магнит притягивает только металлические предметы.

Таким образом, в ходе опытно — экспериментальной деятельности, ребенок раннего возраста учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.

Эффективность экспериментальной деятельности не возможна без взаимодействия с семьей.

Консультации «Экспериментальная деятельность в детском саду», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» способствовали повышению информационного опыта у родителей. А применение современных технологий (показ презентации «Детское экспериментирование», буклет «Юные исследователи») способствовало возникновению интереса к исследовательским действиям в домашних условиях.

Родители активно взаимодействуют, и в настоящее время происходит обмен информацией по электронной почте, для создания фотоальбома «Мир открытий». Я предложила родителям картотеки игр-опытов для домашнего экспериментирования, в качестве обратной связи получаю фотографии о проведенной экспериментальной деятельности в домашних условиях. Прослеживается желание к дальнейшему взаимодействию.

Подводя итог своей работы, я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и, направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности, обогащаем представления детей об окружающем в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Литература:

  1. Примерная общеобразовательная программа ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы; М, Мозаика – Синтез, 2014 г.
  2. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» Авторы — составители Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» С-П: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007

Что посадить в огороде в детском саду?

Из овощных растений на огороде

выращивают: салат, шпинат, редис, лук, петрушку, горох, капусту (белокочанную, краснокочанную, цветную, кольраби,морковь, репу, свеклу, огурцы, помидоры, кабачки, тыкву, патиссоны, щавель, сельдерей, укроп, ревень (многолетнее растение).

Интересные материалы:

Больничный лист за чей счет? Брокерский или инвестиционный счет какой открыть? БСО что такое? Бутерброды с икрой как оформить? Бытовые услуги что к ним относится? Чего боится медведь в лесу? Чей домен ICU? Чей домен us? Чей сейчас Автоваз? Чей то падеж?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]