Перспективное планирование в первой младшей группе по культуре безопасности


Проект во второй младшей группе на тему: «Азбука Безопасности»

Проект

«Азбука Безопасности»

Миасс

2017 год

Проект во второй младшей группе на тему: «Азбука Безопасности»

Автор проекта:

Бочкарева Алена Петровна воспитатель МБДОУ «Д/с 53»
Тип проекта:
познавательно-игровой

Срок проекта:

краткосрочный – 1 (одна) неделя

Сроки реализации:

10.04.2017 – 15.04.2017 г.

Участники проекта

: дети, воспитатели и родители.

Цель проекта

:

Формирование у младших дошкольников элементарные представления об основах безопасности жизнедеятельности;

Воспитание у ребенка культуры безопасного поведения в различных ситуациях.

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс на основе педагогического сотрудничества и совместной деятельности.

Задачи проекта

:

Познакомить детей с правилами безопасного поведения дома, на дороге, отдыхе;

Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту;

Научить соблюдать определенные правила поведения дома;

Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и ответственности;

Расширить и углубить представления детей о путях охраны своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях;

Развивать внимание, наблюдательность, память, инстинкт самосохранения, осторожность и сосредоточенность;

Воспитывать бережное отношение к природе и окружающей действительности;

Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проектной деятельности.

Повысить компетентность родителей в вопросах безопасности детей в окружающей жизни.

Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Привлечь родителей к подготовке атрибутов.

Этапы реализации проекта:

1 Подготовительный

Сбор информации: проведение первичного опроса детей и родителей.

Предварительная работа

2. Основной (реализация намеченных планов);

3. Заключительный (подведение итогов).

Предполагаемые результаты проекта

:

Дети должны научиться применять на практике правила безопасного поведения в окружающей действительности.

Воспитанники должны знать определенные правила поведения дома;

Должны уметь вести себя адекватно в опасных ситуациях дома и на улице: при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями.

Должны иметь представления о путях охраны своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях.

Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на укрепление и сохранение здоровья.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Самое главное – здоровье и жизнь ребёнка.

Дети с самого раннего возраста для собственной безопасности должны чётко знать правила безопасности. Это касается всех сфер жизни и деятельности ребёнка – быта, игры, движения. Прямой обязанностью взрослого является обучение ребёнка основам безопасного поведения. Ребёнок может оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, природе, на дороге, поэтому главная задача взрослых – стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. Чтобы дети знали, как правильно вести себя в разных ситуациях и умели применять полученные знания в реальной жизни.

Воспитание навыков безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста

Жданико Елена ВалериевнаЖуравель Елена ИвановнавоспитателиМБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Теремок»поселок Борисовка Белгородской области

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2022г.

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни.

Рекламное сообщение

Причинить вред жизни и здоровью людей могут домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое.

Поведение людей в опасной ситуации различно. Ощущение угрозы у одних превращается в чувство обреченности, делает человека совершенно беспомощным и неспособным к активной защите. Эффект неожиданности может притупить внимание и восприятие, ослабить память, повлиять на процесс мышления и вызвать растерянность, что в свою очередь приводит к неадекватному выполнению жизнеспасающих действий.

У других людей угрожающая обстановка способна вызвать общий подъем душевных и физических сил, мобилизацию активности и возможностей для изменения опасной ситуации путем воздействия на неё или ухода от неё.

Исследователи Ю. Александров, О. Лабастов, Л. Спивак и др. отмечают, что у подготовленного к опасной ситуации «компетентного» человека преодоление чувства растерянности происходит значительно быстрее; у полностью неподготовленного – сохраняющаяся растерянность определяет длительное бездействие, суетливость.

Таким образом, знание правил безопасности, овладение умениями и навыками выполнения безопасных операций, т.е. опыт безопасного поведения, позволяет предвидеть опасность, по возможности избегать её, при необходимости – действовать. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека. И начинать надо с дошкольного возраста. Этот возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

Задача взрослых – родителей и педагогов – состоит в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Участившиеся в последнее время трагические случаи травматизма детей в быту и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической работы с детьми и родителями по данной теме.

Большинство детей младшего дошкольного возраста называют лишь отдельные источники опасности в быту, не знают меры предосторожности и действия в случае опасности, у детей не сформированы навыки пользования опасными предметами.

Чтобы сформировать у детей представления о правилах безопасного поведения используются разнообразные виды детской деятельности: познавательная, речевая, изобразительная, игровая, наглядно-агитационная, театрализованная. Ребенок должен быть не пассивным зрителем или слушателем всех проводимых мероприятий, а активным участником, только в этом случае знания станут умениями и навыками. Проведение игр-занятий, экскурсий, сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, словесных игр, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстративного материала, решение проблемных ситуаций, изготовление коллажей, составление сказок, рассказов — вот основные формы работы с детьми.

Организованные экскурсии на кухню, в прачечную, медицинский кабинет способствуют расширению представлений детей о тех источниках опасностей, которые там находятся, обучению правилам пользования ими. В медицинском кабинете медсестра знакомит с правилами оказания первой помощи.

Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать необходимость их соблюдения, к чему может привести нарушение мер предосторожности используются специально подобранные произведения художественной литературы. Ведь литература заставляет ребенка задуматься и прочувствовать то, что затруднительно или невозможно для него в повседневной жизни. Поэтому в работе с дошкольниками используются такие приемы, как чтение рассказов и стихотворений с анализом поступков героев; фрагмент рассказа как иллюстрация к определенной опасной ситуации, анализ произведения с целью самостоятельного выделения детьми мер предосторожности. Детям младшей группы можно прочитать сказки «Об иголке и непослушной нитке», «Сказка о неосторожной Танюшке», «Как медвежонок готовил обед»; стихотворения «Что я вижу дома?» Н.Ушаковой, «Не мешайте мне трудиться», «Таблетки – не конфетки». В конце учебного года детям можно предложить придумать в сказках «Спящая красавица», «Про Ивана и Митрофана», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Красная шапочка» свое окончание, отгадывать загадки об острых предметах и электроприборах. Для того чтобы детям было проще запомнить жизненно важные правила безопасности – подобрать и изготовить картотеку рифмованных правил. Их восприятие вызывает эмоционально-положительную реакцию у детей; динамика, ритм и непосредственность коротких стихотворений способствуют тому, что дошкольники легко запоминают их, употребляют в разговорах.

Чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний надо осуществлять их накопление, углубление и систематизацию в основном через игровую деятельность и в частности, через дидактические и развивающие игры.

Игры дают возможность:

  • познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы;
  • сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
  • познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

При этом активно развивается, тренируется внимание, чтобы ребенок мог предвидеть угрозу, чтоб у него воспитывалась выдержка (умение выслушивать товарища не перебивая), бережное отношение к своей жизни и здоровью. В дидактических играх «Четвертый – лишний», «Внимание! Опасно!» у детей закрепляются правила обращения с острыми предметами. Во время проведения игр «Можно – нельзя», «Убери на место», «Подбери игрушку Танюшке» воспитывается желание соблюдать правила безопасности. Для того, чтобы запомнить правила обращения с электроприборами, организуются дидактические игры «Наши помощники», «Осторожность», «Основы безопасности в доме». Полученные знания воспитанники отображают в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Больница», «Айболит идет на помощь», «Пожарники». Дети очень любят театр, поэтому им можно показывать настольный театр, театр на фланелеграфе, игры-драматизации, во время которых персонажи попадают в опасные ситуации и ищут способы их преодоления. Применение игровых атрибутов, наглядных средств (сюжетных и предметных картинок), поощрительных призов вызывает желание дошкольников играть. Положительная оценка со стороны игрового персонажа и взрослых позволяет ребенку утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.

В проблемно-игровых ситуациях «Наш котенок поранил лапку», «Навестим детей в больнице», закрепляются правила оказания элементарной медпомощи, дети знакомятся с опасными ситуациями дома, в детском саду, приводящими к падениям, ушибам. Во время решения проблемных ситуаций «Как Иришка наступила на иголку», «Что забыли убрать взрослые» уточняются знания о правилах обращения и хранения острых, колющих предметов.

А чтобы было легче запомнить правила поведения во время пожара, обращения с острыми, горячими предметами, инструментами, медицинскими препаратами, электроприборами (не трогать мокрыми руками, уходя из квартиры – выключать и т.д.) можно разработать и изготовить знаки – символы, мнемотаблицы.

Совместно с родителями создается уголок безопасности, в который необходимо приобрести и изготовить:

  • плакаты «Один дома», «Если ты один дома», «Правила пожарной безопасности», «Если ты потерялся на улице»;
  • иллюстративные альбомы: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения при пожаре», «Как не оказаться жертвой нападения в доме», «Правила личной безопасности», «Правила безопасности для дошкольников»
  • развивающие игры «Первая помощь», «Если малыш поранился»;
  • художественную литературу «Главные правила безопасности», «Домашний этикет» Г. Шалаева, «Правила безопасности» Ю. Соколова;
  • игрушечные бытовые приборы э/мясорубку, э/миксер, э/кофеварку, микроволновую печь, электропечь, пылесос, стиральную машинку, музыкальный центр, электрическую швейную машинку;
  • диск с видеофильмом «Уроки тетушки Совы. Правила безопасности».

Изготовить дидактические игры:

  • «Можно – нельзя», «Так и не так», «Источник опасности – пожар», «1, 2, 3, что может быть опасно – найди», «Домик улитки», «Что мы знаем о вещах», «Четвертый лишний»;
  • коллажи «Острые предметы», «Электроприборы», «Тушение пожара»,
  • макеты электроприборов, кухни, комнаты, ванной комнаты;
  • для сюжетно-ролевой игры атрибуты: огнетушители, шланги, багор, каски для пожарных, сшили чехлы для пожарной машины;

Изготовить картотеки: истории вещей, рифмованных правил безопасности, сказок, рассказов, стихотворений, загадок об острых предметах и электроприборах, познавательных игр по пожарной безопасности.

Знания, полученные в детском саду, необходимо постоянно повторять и закреплять в практической деятельности. А для этого необходима помощь родителей.

С родителями можно провести такую работу:

Анкетирование. Основная цель анкетирования: выявление осознанного отношения родителей к необходимости специального ознакомления детей с правилами безопасного поведения в быту, определение уровня знаний об источниках опасности и о порядке действий в опасных ситуациях.

Консультирование, разработка рекомендаций, тестов для родителей на тему: «Играть между делом», «Опасные игры», «Азбука для родителей» «Помоги ребенку сам», «И весело и полезно», «Обратите внимание» и др.

Привлечение родителей к помощи в изготовлении дидактического материала, макетов, составлению загадок, сказок на заданные темы.

Помощь в создании мини музея.

А самое главное – организовать «Школу занятых родителей», в которой члены семей смогли бы изучать имеющуюся литературу, пробовать, проигрывать различные ситуации взаимодействия с ребёнком.

Использовать такую форму работы с родителями, как домашние задания, которые помогают упорядочить «стихийное» получение детьми опыта безопасного поведения в домашних условиях, ведь постоянное включение детей в совместную с взрослыми деятельность дает эмоциональный выход их активности, позволяет обратить внимание на способы осторожного обращения с предметами быта, способствует формированию умений безопасного поведения

Во время бесед с родителями воспитанников, надо стараться их убедить не сдерживать активность детей, а направить её в «полезное» русло.

Народная мудрость всегда права. Правильность пословицы «береженого Бог бережет» подтвердила относительно новая наука ВИКТИМОЛОГИЯ («виктима» – жертва и «логос» – учение), которая изучает поведение жертвы преступления. В ней утверждается, что часто – почти всегда! – от самого человека зависит, станет ли он жертвой или счастливо избежит опасности»

Список литературы:

  1. Анастасова Л.П. «Основы безопасности жизнедеятельности», Москва, Просвещение, 2005г.
  2. Шевченко Н.Г. «Основы безопасности жизнедеятельности», Волгоград, «Учитель», 2007г.
  3. Шорыгина Т.А. «Основы безопасности», Москва, «Сфера», 2006г.
  4. Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения в быту», Москва, «Педагогическое общество России», 2005г.

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]