Конспект занятия по развитию речи старшая группа «Путешествие по русским народным сказкам»


Цель: уточнить, расширить и закрепить знания воспитанников о сказках разных жанров.

Задачи:

Речевое развитие:

— обогащать и активизировать словарь по теме «Сказки»;

— учить правильно и полностью отвечать на вопросы , выразительно рассказывать отрывки из сказок;

— закрепить умение узнавать сказки по героям, по отрывкам из произведений, называть героев определенных сказок;

— развивать внимание, память, логическое мышление;

Познавательное развитие:

— повышать интерес детей к сказкам, используя занимательные вопросы и игры;

Социально-коммуникативное развитие:

— способствовать развитию умения слушать товарищей и помогать им

— формировать дружеские взаимоотношения между воспитанниками;

— создать эмоционально-позитивный настрой.

Художественно-эстэтическое развитие:

— развивать творческую активность воспитанников в театрализованной деятельности ;

Физическое развитие:

— способствовать развитию координации речи с движениями.

Оборудование:

— Мешочек с жетонами двух видов – «колобок» и «теремок» (по количеству детей, для деления на команды);

— аудиодиск с детскими пенями;

— иллюстрации к сказкам, которые упоминаются в досуговой деятельности;

— оборудование театрального уголка.

— пазлы «Маша и медведь», «Колобок», «Лиса и Журавль», «Гуси-Лебеди».

Ребята, скажите пожалуйста, а вы любите сказки?

А каких сказочных героев вы знаете?

Сейчас мы с вами поиграем. Я буду кидать каждому из вас мяч, а вы будете называть мне по одной сказке.

Ребята, как вы думаете, а кто сочиняет сказки? ( ответы….)

Правильно, писатели. А каких писателей – сказочников вы знаете? (ответы…)

А еще есть сказки, у которых нет конкретного автора. Они называются народными сказками. Бабушки сочиняли и рассказывали сказки своим внукам. Внуки вырастали и рассказывали эти же сказки уже своим детям. Сказки передавали из уст в уста из поколения в поколение. В каждой стране есть свои народные сказки ( русские народные сказки, украинские, немецкие, итальянские и т.д.)

А давайте мы с вами отправимся в путешествие по сказкам! Для этого вам надо быть внимательными и вовремя вспоминать названия сказок и их героев. Чтобы было интереснее, мы разделимся на две команды. Первая команда будет называться «Теремок», а вторая команда – «Колобок». За каждый правильный ответ команда будет получать 1 жетон. В конце нашего путешествия я посчитаю жетончики и мы определим команду-победителя.

1задание.

У сказок, как правило, есть свое особое начало и конец. Команда «Теремок» называет, какими словами могут начинаться сказки, а команда «Колобок» – какими словами могут заканчиваться.

Воспитанники выполняют задание:

1. Жили-были… ; В некотором царстве, в некотором государстве;… Давным –давно… ;

2. Стали они жить поживать и добра наживать; Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок; Жили они долго и счастливо;

2задание.

Участникам каждой команды надо правильно ответить на следующие вопросы:

«Теремок» 1) На чем летает Баба Яга? (На метле, в ступе)

«Колобок» 1) На каком виде транспорта ехали медведи в сказке «Тараканище»? (На велосипеде).

«Теремок» 2) Какой предмет дома может лежать на полу или висеть на стене, а в сказках- летать? (Ковер-самолет)

«Колобок» 2) назовите предмет одежды, который делает человека в сказке невидимым (Шапка-невидимка ) «Теремок» 3) Чем взмахивает волшебник, произнося заклинание? (Волшебной палочкой)

«Колобок» 3) Какую обувь одевали царские гонцы, чтобы быстрее обежать все царство? (Сапоги-скороходы)

«Теремок» 4) Если ее положить на стол, еда появится сама. (Скатерть-самобранка)

«Колобок» 4) Что нужно сломать, чтобы победить Кощея Бессмертного? (Иголку)

«Теремок» 5) Что в русской народной сказке «Иван-царевич и серый волк» называется «живой» и «мертвой»?( Вода)

«Колобок» 5) Что размазала по тарелке лиса и подала как угощение журавлю в русской народной сказке «Лиса и журавль»? ( Кашу.)

«Теремок» 6) Что сломала Маша в гостях у трех медведей? ( стул)

«Колобок» 6) Из чего фея сделала Золушке карету? (из тыквы)

«Теремок» 7) В кого превратился гадкий утенок? ( в лебедя)

«Колобок» 7) В какой сказке принцесса спала 100 лет? («Спящая красавица»)

3 задание. «Узнай сказку» и назови автора.

«Теремок» 1) Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.( А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

«Колобок» 1) Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

«Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки – царя

Родила богатыря» ( А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане….») .

«Теремок» 2) «Приходи к нему лечиться и корова и волчица…»( К.И.Чуковский «Айболит»)

«Колобок» 2) «Ах ты гадкий ,ах ты грязный, неумытый поросенок…» (К.И.Чуковский «Мойдодыр»)

«Теремок» 3) «Бабочка — красавица, Кушайте варенье!

Или вам не нравится Наше угощенье?» (К.И.Чуковский «Муха – Цокотуха»)

«Колобок» 3) «А потом позвонил Крокодил

И со слезами просил:

— Мой милый, хороший,

Пришли мне галоши, И мне, и жене, и Тотоше».(К.И.Чуковский «Телефон»)

«Теремок» 4) «Вот царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей, Королевич Елисей». ( А.С.Пушкин»Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

«Колобок» 4) «Жил-был поп, толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда,

Идёт сам не зная куда». ( А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»)

Ребята, мне кажется .что мы с вами уже устали. Давайте немного отдохнем и повеселимся.

Воспитанники танцуют под музыку из кинофильма «Красная шапочка».

4 задание. «Сказочный сундук»

В сундуке много лет хранились сказки, но от времени названия некоторых сказок стало трудно прочитать. Исправьте меня, если я ошибусь в названии сказки.

«Теремок» 1) « Царевна — индюшка» («Царевна-лягушка»)

«Колобок» 1) «По-собачьему велению» («По-щучьему веленью»)

«Теремок» 2) «Сивка- будка» («Сивка-бурка»)

«Колобок» 2) «Иван-царевич и зелёный змей» («Иван-царевич и серый волк»)

«Теремок» 3) «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

«Колобок» 3) «Петушок— золотой пастушок» («Петушок –золотой гребешок»)

«Теремок» 4) «У смеха глаза велики» («У страха глаза велики»)

«Колобок» 4) «Лапша из топора» («Каша из топора»)

«Теремок» 5) «Петушок и гороховое зёрнышко» («Петушок и бобовое зёрнышко»)

«Колобок» 5) «Петушок и гороховое зёрнышко» («Петушок и бобовое зёрнышко»)

«Теремок» 6) «Утки-лебеди» («Гуси-лебеди»)

«Колобок» 6) «Лисичка с кастрюлькой» («Лисичка со скалочкой»)

5 задание. «Назови героя сказки»

Думай, смекай, на вопрос быстро отвечай!

«Теремок» 1) Какой герой сказки лечит детей, зверей ,насекомых..? (Доктор Айболит)

«Колобок» 1) От кого в сказке убежала вся посуда? (от Федоры )

«Теремок» 2) Назовите героиню сказки, которая выросла на огороде? (Репка)

«Колобок» 2) Какое насекомое нашло денежку, купило на базаре самовар и устроило пир? (Муха-Цокотуха )

«Теремок» 3) Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах)

«Колобок» 3) Кого Иван-Царевич нашел на болоте? (Царевну-лягушку)

«Теремок» 4) Кто родился в Италии? Он не просто мальчик-лук, а надёжный, верный друг (Чиполлино).

«Колобок» 4) Кто смастерил из деревянного полена мальчишку с длинным носом ?

(папа Карло).

«Теремок» 5) Как зовут друга Малыша, который живёт на крыше? ( Карлсон )

«Колобок» 5) Назовите имя девочки, которая хитростью заставила медведя отнести её из леса домой? ( Маша).

6 задание. Давайте вспомним слова герев русских народных сказок и их песенки.

«Теремок» 1) Что напевал Колобок? («Я от бабушки ушел…»)

«Колобок» 1) Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост? («Ловись рыбка большая и маленькая»)

«Теремок» 2) Что говорила Лиса, когда не хотела уходить из избушки Зайца? («Как выскочу, как выпрыгну — полетят клочки по закоулочкам»)

«Колобок» 2) Что говорила Маша Медведю сидя в у него в коробе? («Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке»)

«Теремок» 3) Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе? (« Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое»)

«Колобок» 3) Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда? («Кто в теремочке живет…»)

«Теремок» 4) Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось без его участия? («По- щучьему веленью, по-моему хотенью..»)

«Колобок» 4) Какими словами звал Иванушка –дурачок коня Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой»)

7 задание «Собери картинку»

Воспитанникам необходимо собрать пазлы ( по 2 картинки на команду) по сюжетам русских народных сказок и назвать эти сказки. («Маша и медведь», «Колобок», «Лиса и Журавль», «Гуси-Лебеди»).

8 задание.

Сейчас ребята я предлагаю вам стать артистами и показать отрывки из сказок. Одна команда готовит для нас сказку «Теремок», а другая команда — сказку «Колобок».

Воспитанники самостоятельно берут соответствующие пальчиковые игрушки, шапочки-маски и необходимые им атрибуты. Разыгрываются сказки.

Воспитатель подводит итоги, считает жетоны, награждает всех ребят.

«Путешествие в страну сказок». Открытое занятие по развитию речи в старшей группе.

«Путешествие в страну сказок».

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе

.

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.

Программные задачи:

— закрепить знания о сказках;

— закрепить умение подбирать родственные слова и слова антонимы;

— совершенствовать умения составлять связный рассказ по сюжетной картине;

— развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением; развивать общее звучание речи, интонационную выразительность, темп, ритм;

— воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам;

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: развитие сенсорных умений – мелкой моторики рук, закреплять знание детей о цвете;

Развитие речи: приобщение к художественной литературе на примере сказок, развитие эстетических и эмоциональных чувств, при восприятии художественного слова;

Социально — коммуникативное развитие: формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость;

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Физическое развитие: развитие потребности в двигательной активности, упражнять в прыжках;

Художественно-эстетическое развитие: развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений музыкального творчества;

Методы и приемы: беседа, вопросы, дидактическое упражнение, загадывание загадок, дидактическая игра, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, сравнение, рассматривание, рассказ, уточнение, напоминание, поощрение;

Предшествующая работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по теме «Сказки»

.

Ход работы

Мотивационно — ориентировочный этап

В.

Здравствуйте , Ребята, посмотрите сегодня к нам пришло много гостей. Скажите, а вы, любите когда к вам приходят гости? Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Сегодня нас с вами ждет интересное, увлекательное дело. Но прежде давайте « согреем» друг друга теплотой своих добрых улыбок. (дети встают в круг, берутся за руки).

Собрались все дети в круг(встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

В

. Молодцы, мы подарили друг другу улыбки. Сейчас начнем работать.

Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Отправляемся на остров сказок. Для того, что бы очутиться на острове, давайте все вместе произнесем волшебные слова: 2 раза хлопни, 3 раза топни, вокруг себя обернись, на острове сказок очутись!

Звучит « Волшебная» музыка.

-Ой, ребята, куда мы с вами попали? Какие здесь растут необычные цветы, и яркие звёздочки повсюду. Это, наверно, и есть волшебная страна Сказок. Смотрите, а это, что такое? Давайте подойдём поближе и посмотрим. (Педагог снимает ткань с сундука, дети рассматривают его со всех сторон)

— Ребята, чтобы узнать что хранятся в нашем сундучке, мы должны открыть сундук. Но сундук мы можем открыть только ключом. Но где же наш ключик?

— Ой, ребята, вот же он, наш ключик! Только он не подходит к замочку, его злая Баба Яга заколдовала, чтоб его расколдовать и открыть надо выполнить задания, попробуем?)

-Хорошо ребят, садимся на свои места .

Поисковой этап

В

. -Ребята вы любите сказки?

— Какие вы знаете сказки? Назовите.

— А какие бывают сказки? (народные, авторские)

.

— Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ)

.

— Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор)

.

— Дети, как начинаются сказки? (Жили- были… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве).

— Как вы думаете, что такое сказка?? ( необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы.

— Как заканчивается сказки? (добро побеждает зло, счастливый конец)

Молодцы, а теперь давайте поиграем

Игровое упражнение «Вспомни сказку»

В

. Сейчас мои помощники, которые сидят среди вас загадают вам загадки по народным сказкам , а вы угадайте и скажите название.

1. Сидит в корзине девочка.

У мишки за спиной

Он, сам того не ведая,

Несет ее домой. (маша и медведь)

2. В красной шапочке всегда Путешествует она. Любит бабушку свою, Не боится быть в лесу. Но немножко непослушна, Её волк едва не скушал. (красная шапочка)

3. Жили братья-толстячки, Все три носа — пятачки. Старший братец — всех умней, Дом построил из камней.(три поросенка)

4. Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке ( колобок)

5.Красна девица грустна: ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка!(Снегурочка)

В

. Молодцы , справились с этим заданием . Давайте продолжим наше путешествие.

Конкурс « Доскажи словечко»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]