Занятие на тему «Хлеб — всему голова»
Воспитатель:
А хотите я расскажу, как он попал в магазин?
Воспитатель:
Из зёрен получают муку. Но, чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Дети:
Да хотим.
Воспитатель:
Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор, который вспашет землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. (слайды 1,2)
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. (слайд 3)
Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкуль
В землю зёрнышко попало, (приседают) Прорастать на солнце стало (руки над головой) Дождик землю поливал, И росточек подрастал (медленно встают) К свету и теплу тянулся И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель:
Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва- это уборка колосьев. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). На поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети:
Комбайнёр.
Воспитатель:
Что же делает комбайн? (слайд 4)
Дети:
Собирает колосья.
Воспитатель:
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. (слайд 5) А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети:
На мельницу. (слайд 6,7)
Воспитатель:
Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети:
На хлебозавод, пекарню. (слайд
Воспитатель:
Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. А пекут его пекари.
Воспитатель:
Ребята, послушайте стихотворение:
Три паренька по переулку, играя будто бы в футбол, Туда-сюда гоняли булку и забивали ею гол. Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул. И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул. -Ты кто такой?- спросили дети, забыв на время про футбол. — Я- пекарь!- человек ответил и с булкой медленно ушёл. Воспитатель:
Как вы думаете хорошо вели себя дети? Что не правильного было в их поведении? Как можно назвать их поступок? Почему человек поднял хлеб? Как вы считаете дети поняли, что поступили не правильно, играя хлебом, как футбольным мячом? Надо им объяснять о значении хлеба в жизни человека? А ведь во время войны многие люди умирали с голода, не имея даже чёрствой корочки хлеба. Поэтому хлебом надо дорожить.
«Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел» — составление по серии сюжетных картинок»
Транскрипт
1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида д/с 40 «Подснежник» комбинированного вида Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел» — составление по серии сюжетных картинок» Составила: воспитатель I квалификационной категории Сорокина Екатерина Александровна Осинниковский городской округ 2014г. 1
2 Тема: Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел» — составление по серии сюжетных картинок. Цель: Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба; закрепить знания о том, кто выращивает хлеб, где и из чего; из каких зерновых культур делают муку, какие бывают виды хлеба. Научиться составлять рассказ по картинкам. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании, воспитывать экологическую культуру. Материал: мяч, Ход: I. Ребята, я сейчас загадаю Вам загадку, а Вы попробуйте еѐ отгадать. И тогда Вы узнаете, о чем хочу вам рассказать. Он и черный, он и белый, И всегда он загорелый. Мы как кушать захотим, То всегда садимся с ним. (Хлеб). Сегодня мы с вами узнаем, откуда хлеб появился в хлебном отделе магазина. II. Игра «Назови профессию» Кто работает на тракторе? Кто работает на комбайне? Кто выращивает хлеб? Кто работает на мельнице? Кто работает в пекарне? III. Дети, давайте мы представим, что мы колоски в поле и выполним упражнение, которое так и называется «Колоски» (упражнение на развитие координации движений «Колоски») 2
3 По весне поле вспахали. Зерном поле засевали. Солнце припекает. Землю согревают. Высоко поднялись колоски, К солнышку тянутся они. Ветер налетает, Колоски качает. Вправо пригнулись, Влево качнулись. А как дождичек идѐт, Рожь возницу пьѐт и пьѐт. Вот какая нива! До чего ж красива. Дети делают скользящие движения ладоней друг о друга. Прикасаются пальцами, одной руки к ладони другой и отводят руку в сторону («сеют»). Перекрещивают ладони, раздвигают пальца, поднимают руки («солнце») Опускают руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми к полу. Сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и медленно поднимают руки. Покачивают руками над головой. Наклоняют корпус и руки вправо, влево. Медленно опускают руки. Быстро шевеля пальцами. Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту («пьют») Поднимают руки, пальцы раздвинуты. Трясут кистями рук над головой IV. Рассматривание серии картин с последующим обсуждением. 1. Какое время года изображено на первой картинке? 2. Где работает трактор? Как называется профессия человека, который работает на тракторе? 3. Какую работу выполняет трактор? 4. Как называется техника, на третьей картинке? Какую работу выполняет сеелка? 5. Какую работу выполняет самолет? Зачем нужно удобрять поле? 6. Когда созревает пшеница? 7. С помощью чего убирают урожай пшеницы? Как называется профессия человека, который работает на комбайне? 8. Из чего пекут хлеб? 9. А что нужно сделать с зернами пшеницы, чтобы получилась мука? 10. Где пекут буки, батоны? Кто их печет? 11. Куда затем везут хлеб? 12. Как нужно относиться к хлебу? 3
4 VI. Составление рассказа вместе с воспитателем. Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы, чтобы вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Хлеборобы засеяли зерно в сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолет, чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадет в землю, а пшеница будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из него испекут теплый душистый хлеб. И отвезут в магазин. VII. Игра «Назови ласково» 1. Колос 2. Батон 3. Зерно 4. Бублик 5. Баранка 6. Буханка 7. Земля 8. Магазин и т.д. VIII. Физкультминутка: Снег растает в поле чистом, Схлынет талая вода- Побежит за трактористом К синей речке борозда. Выйдут сеялки потом Засевать поля зерном. 4
5 IX. Продолжение рассказов детей. X. Итог занятия. Где вырос хлеб? Из чего его испекли? Где пекут хлеб, и люди каких профессий трудились, чтобы вырастить хлеб. Мы узнали, что есть такая профессия, как хлебороб который выращивает хлеб. XI. Предлагается детям рассказать стихотворения о хлебе. 5