Конспект «Беседа о хлебе»план-конспект занятия (3 класс) на тему
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №131
Красносельского района Санкт-Птербурга
КОНСПЕКТ
Беседа «О хлебе»
Воспитатель ГПД: Озеркова Т.П.
2016г.
Санкт-Петербург
ЦЕЛЬ: формирование у детей ценностного отношения к хлебу, как основе жизни человека.
ЗАДАЧИ: 1.Рссказать детям о хлебе, как символе человеческой жизнедеятельности.
2.Познакомить детей с историей появления хлеба.
3.Раскрыть значение и происхождение слова хлеб.
4.Рассказать о труде людей, выращивающих хлеб.
5.Познакомить с процессом производства хлеба.
6. Расширить словарный запас детей за счет слов: хлебопёк, дрожжи, брожение, утварь, сдоба.
Технология: сотрудничества.
Хлеб – главная еда человечества. Так было тысячелетия назад, так обстоит дело и сегодня, так надо полагать останется и впредь.
Без хлеба нет ни завтрака, ни обеда, ни ужина. Без хлеба самая вкусная еда теряет свою прелесть, становится скучной. Без хлеба мы не садимся за стол.
Задание 1.
На доске разбросаны слова. Это части пословиц. Нужно составить 5 пословиц .(Работа парами).
И вот, что у нас получилось:
1.»Хлеб – всему голова».
2.»Хлеб – батюшка, кормилец».
3.»Худ обед, коли хлеба нет».
4»Хлеба нет ни куска, так и в тереме тоска.»
5.»Покуда есть хлеб, да вода, все не беда…»
Это лишь малая толика русских пословиц и поговорок о хлебе. А всего их сотни.
И у сотен других народов мира не меньше. О хлебе написано бесчисленное количество книг, о нем сложены стихи, песни.
Хлеб издавна был символом жизни, труда, человеческой деятельности вообще. «Он сам зарабатывал себе на хлеб», — говорят с уважением о трудовом человеке.
Преломить хлеб – символ дружбы и доверия; встреча хлебом-солью – знак особого уважения, гостеприимства.
История появления хлеба началась приблизительно 15000 лет назад.
В те далекие времена в густых лесах, в плодородных долинах жили наши предки. Они охотились, вооружившись каменными орудиями, на диких зверей, собирали коренья, злаки и травы. Тогда они и попробовали впервые сырые зерна дикорастущих растений – предшественников пшеницы, ячменя, овса, кукурузы. Попробовали и поняли, что зерна утоляют голод.
Прошло много веков, прежде чем кому-то пришло в голову растеретьзерна между камнями и развести муку водой. Так появилась сырая каша, или хлебная похлебка, наподобие той, что до сих пор едят народы Азии и Африки.
Археологи до сих пор находят при раскопках обугленные зерна. Каша из обжаренных зерен оказалась повкусней сырой. Это был еще один шаг к хлебу.
Задание 2.Назовите виды каш, которые варят из целых зерен (греча, просо, рис, овес, горох).
Само слово хлеб греческого происхождения. Оно происходит от слова «клебанос» (горшок в котором варили кашу из муки). Слово претерпело некоторую эволюцию и превратилось в «хлебанос» и далее, в «хлеб».
Человек учился готовить пищу для того, чтобы еды было в достатке, собранного зерна не хватало. Люди поняли, что зерно можно выращивать, а не только собирать. Человек деревянной сохой вспахал землю и засеял первые скромные поля пшеницей, ячменем, просом. Он уже знал, что из муки растертой в ручных мельницах, можно печь лепешки.
Возделывание зерновых, приготовление первого ,самого простого хлеба – третий великий шаг в его истории.
Надо было стать человеком разумным, чтобы бросить на взрыхленную землю зерно, собрать урожай, отделить зерна от колосьев.отвеять шелуху, размолоть зерна в муку, и, наконец испечь в очаге или костре лепешку.
Задание 3. Какую технику используют сейчас при выращивании хлеба и сборе урожая зерна?
Люди тперь могли осесть на земле, сменить кочевую жизнь на оседлую, обрести родину.
Древние египтяне научились печь мягкий пышный хлеб. Люди стремились сделать хлеб вкуснее, пробовали разные способы.
Мы живем в мире ,насыщенном микроорганизмами. Среди них есть и вредные, вызывающие болезни, а есть и полезные, просто необходимые для нашей жизни.
Среди таких микроорганизмов есть много разнообразных дрожжей. Многие из них способны вызывать брожение, приводить к порче продуктов.
И однажды в Египте кто-то решил все-таки спечьеду из забродившего теста. Этому неизвестному повезло: в его тесто попали полезные дрожжи. И тесто его стало легким, пушистым, воздушным. А испеченный из него хлеб- ноздреватым, пористым.
Сейчас существует настоящая наука о хлебе. Она развивается и сейчас.
Древние греки свели воедино три великих умения древности: выращивать урожайную и сильную пшеницу, молоть ее жерновами в муку и выпекать мягкий, пористый хлеб..
Из Египта умение готовить хлеб пришло в Грецию, Древний Рим. В Риме воздвигнут памятник мастере-хлебопеку – Марку Вергилию 2000 лет назад.
У каждого народа своя история хлеба.
Задание4. Назовите различные виды хлеба или хлебных изделий.
Известно, что 1000 лет назад на Руси выпекали кислый ржаной хлеб. Было это большим искусством, рцепты заквасок хранились в глубокой тайне, и передавались из поколения в поколение. Наш ржаной хлеб и по сей день не имет себе равных в мире.
Крестьяне пекли хлеб в русских печах. Избы были маленькие, темные. Около печи вся кухонная утварь (деревянная лопата, квашня, сито).
Хлеб понятие широкое, собирательное. Это и батоны, и Буханки, и сухари, и баранки, и бублики. Всего в нашей стране выпускают свыше 500 разных сортов и наименований хлебныхх изделий. И среди них всеми любимые сдобные булки. В них входят такие добавки как масло, сметана, яйца, сахар, молоко. А все вместе – это сдоба (от слова сдобрить).
В Санкт- Петербурге была кондитерская Филиппова. Там продавались самые разнобразные изделия.
На современных хлебокомбинатах стоят современные печи . Они отличаются от старых печей, как стотонный самосвал от тюленя. Это длинные туннели или камеры, вдоль которых движутся конвейерные ленты призаданной температуре с выпекаемым хлебом.
Некоторые из таких печей выпекают в день до 100 тысяч буханок.
Ранним утром в специальных машинах хлеб развозят по магазинам.
Особую цену хлебу знали наши бабушки и дедушки- жители блокадного города Ленинграда. Кусочек, который помещался на ладони, был ценнее золота, т.к. от этого кусочка зависела жизнь человека. Пекли блокадный хлеб с различными примесями, так как муки не хватало. Цена хлебу блокадному – жизнь
Вывод: 1.Бережно относиться к хлебу.
2.С уважением относиться к людям,возделывающим землю и выращивающим хлеб.