Технологические карты по ознакомлению с предметным и социальным окружением старшая группакартотека по окружающему миру (старшая группа) на тему


Предметный мир дошкольников

Анастасия Самсонова

Предметный мир дошкольников

Формирование у дошкольников представлений о предметном мире охватывает все стороны воспитательно-образовательного процесса и является значимой и актуальной. Познавательный интерес к предметному миру, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенку как субъекта познавательной деятельности.

Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.

Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через предмет малыш узнает,что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый. Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать «власть»

над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство порождает чувство уверенности, спокойствия и желание познавать мир.
Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует»
его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.

В любом предмете заложен социальный опыт, отражен уровень развития общества, технического прогресса. В предметах материализован многовековой опыт человечества, который предстает перед ребенком в обобщенном виде, раскрывающемся в физических и динамических свойствах, качествах и отношениях.

Средством ознакомления детей с родным краем могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем непосредственном окружении.

Ознакомление с предметным миром имеет несколько направлений неразрывно связанных с краеведением.

Содержание знаний о родном городе было условно разделено на три блока: мир природы, деятельность человека (труд, быт, праздники)

и культурный облик родного города (архитектура, памятники, промышленность, народные промыслы, олицетворяющий
предметный мир в более широком масштабе.
Преобразующая деятельность взрослых, их творческое начало наглядно представлены в том, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от потребности в нем людей. Модификация предметного мира человека проявляется в создании многофункциональности предметов, т. е. одной форме человек придает разные функции, облегчая пользование предметами.

Представления детей о прошлом, настоящем и будущем предметов позволяют ребенку видеть окружающий мир в динамике, временном движении и развитии. Кроме того, обращение к прошлому — одно из средств самопознания, определения своего места в мире и во времени (прошлое — настоящее — будущее, своих ценностных ориентаций.

Дидактический потенциал краеведческих знаний можно разделить на:

1) описание предшествующего социального опыта человека и человечества в бесконечном многообразии и динамике отношений, воззрений, деятельности, в многомерности и подвижности исторического времени и пространства;

2) объяснение, дающее ребенку в категориях и методах исторического анализа инструмент для постижения мира и самого себя в мире — от прошлого через настоящее к будущему.

Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать, а для этого ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком. Необходимость исторического знания для развития перспективного взгляда на окружающие предметы отметил еще Аристотель, выдвинув идею о том, что без понимания прошлого мы не можем понять и настоящего.

Предметнаясреда имеет в жизни ребенка огромное значение: являясь первым объектом деятельности дошкольника, она становится и одним из первых объектов познания окружающей действительности. Среда должна быть организована таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, художественно-эстетической, музыкальной, двигательной, трудовой) совместно со сверстниками и индивидуально.

Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы насыщена краеведческим содержанием. В группе создан центр по краеведению, в которых находятся куклы в национальных костюмах, флаг и герб России, фотография нашего президента В. В. Путина, герб родного города, и фотографии нашего садика. В результате совместной работы с родителями были созданы семейные фотоальбомы.

Альбомы о птицах и животных нашего края, альбомы о растениях нашей области, альбом «Достопримечательности нашего города»

изготавливались детьми и их родителями, а также совместно с воспитателями.

Наиболее эффективно задачи развития детей дошкольного возраста можно решать, преимущественно в игровой форме, поэтому мы вместе с детьми сделали много дидактических игр для центра краеведения. Это такие игры, как игра – ходилка «Путешествие по городу»

, разрезные картинки,
«Кто кем работает?»
,
«Найди дерево»«Какой цветок?»
,
«Отгадай загадку»
. Так же совместно с родителями были созданы кубики
«Собери картинку»
с достопримечательностями Арзамаса.Игры краеведческого характера способствуют развитию у детей различных навыков и умений: ориентирование в пространстве, развитие логического и ассоциативного мышления, закрепление арифметического счета, поиска самостоятельного решения.

Присутствует в центрах небольшая библиотека сборников стихов о городе и разнообразная познавательная литература о Нижегородской области.

В краеведческом центре группы находится лэпбук, посвященный нашему городу. Он был изготовлен совместными усилиями детей, родителей и воспитателей.

Краеведческое содержание развивающей предметно-пространственной среды не ограничивается только уголком краеведения.

В центре творчества находятся альбомы с образцами росписей, народных игрушек, репродукциями картин известных художников своего края, а также необходимым материалом для самостоятельной работы; народные костюмы для детей, маски для разыгрывания сценок из народного фольклора, потешек, народных песенок; народные музыкальные инструменты, а также музыкальный материал (колыбельные, народные песни)

.

В центре физического развития есть информация о спортсменах, прославивших родной край своими достижениями в спорте, атрибуты к народным подвижным играм.

В центре познавательного развития находятся: мини-лаборатории с необходимым оборудованием и материалами для проведения опытов, образцами полезных ископаемых родного края, гербарии растений, произрастающий в нашем регионе, альбомы и книги с иллюстрациями растений и животных, а также тех, которые занесены в Красную книгу; в уголке конструирования есть схемы и макеты, знакомых детям зданий города и необходимый строительный материал для самостоятельных построек.

В игровом центре представлен материал для сюжетно –ролевых игр. На примере историй предметов посуды, мебели, одежды, туалетных принадлежностей и т. п. расширяю представления детей о том, как выглядели эти вещи в далёком прошлом, как человек, удовлетворяя свои потребности, изобретал, преобразовывал и усовершенствовал предметы для своих нужд, а идеи заимствовал у природы.

Одним из эффективных средств формирования представлений о предметном мире ребенка может являться музей в дошкольном учреждении. Музей способен обогатить ребенка впечатлениями от совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представление о мире, поэтому современные родители стремятся к возможно более раннему приобщению детей к музею. Подмечено, что ребенок лучше усваивает материал, если создаются условия, в которых он через осязание, действия с незнакомыми ранее предметами обогащает свой опыт.

В одной из групп нашего сада есть музей «Русская изба»

. Музейные экспонаты помогают детям получить
представление о материальной и духовной жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности.В нем находятся такие экспонаты как: элементы русского народного костюма (кокошники, рубахи, платки, юбки, предметы быта (вязанные половицы, корзинки, полотенца)
и утвари
(самовар, деревянная посуда)
русской избы, народные игрушки (соломенные игрушки, матрешки, обереги, русские народные музыкальные инструменты
(балалайка, свистульки, дудочки, ложки)
. В ней дети могут полностью погрузиться в мир своих
предков. Это помогает детям получить представление о материальной и духовной жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности.
В любом предмете рукотворного мира заложен социальный опыт человечества, отражен уровень развития общества. Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Именно поэтому предметы рукотворного мира так важны в процессе социализации. Они обеспечивают ребенку данную возможность благодаря своим характеристикам, таким как форма, величина, цвет, материал, строение, функция, назначение, создание и преобразование, то есть признакам, которые поддаются изменениям в процессе деятельности человека. Овладевая пониманием ретроспективы вещного окружения, ребенок осознает, что человек целенаправленно изменяет предметы, делает их более удобными и полезными.

Особое место в предметном мире занимает для ребенка игрушка. Она тоже является для него средством ознакомления с социальным миром. Через игрушку ребенок познает разнообразие жизни в ее свойствах и качествах. Техническая игрушка помогает малышу знакомиться с достижениями технической мысли, со способами управления предметами, дает представление о способности человека воздействовать на окружающий мир. Игрушка сюжетная обогащает представления детей о мире взрослых, их деятельности. Народная игрушка помогает приобщить ребенка к его национальным корням, к его народу. Таким образом, предметы, игрушки выполняют функцию средства ознакомления детей с социальной действительностью, позволяя расширять представления о мире.

Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать, а для этого ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком.

С ранних лет нужно не только учить различать, группировать вещи по их назначению, признакам, но и учить ценить вещь по тому — труду, который вложен в нее. Народ, создавая вещи, не только думает об их прямом использовании, но и стремится сделать их красивыми, иногда как подлинные предметы искусства. Детей с ранних лет нужно научить видеть в вещи красоту цвета, формы, их сочетания. Эстетическое восприятие вещи имеет очень большую ценность. У ребенка с ранних лет нужно воспитывать вкус и способность окружать себя вещами, приносящими радость, эстетическое удовольствие. Тогда вещи становятся друзьями человека, их берегут.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]