НОД экспериментальная деятельность «Снег.Лед.»опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему


Картотека опытов «Снег и лёд»


Цель:

Развитие творческой и познавательной активности дошкольников в процессе

исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
  • Формировать умения детей наблюдать, делать выводы и умозаключения, а потом на

основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой

деятельности.

  • Обогащать словарный запас детей.
  • Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображение, кругозор).
  • Развивать мелкую моторику рук в ходе реализации творческих замыслов.
  • Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и

ответственность за выполняемую работу.

  • Воспитывать активность, желание участвовать в исследовательской деятельности.
  • Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
  • Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к своему здоровью.

Задача:

уточнить представления о снеге и льде.

Содержание опыта:

Приготовить 2 стакана. В один – положить снег,

в другой – лёд. Выяснить, какого цвета снег? Лёд?

Если дети называют: белый, голубой, серый, то показать им эти цвета и сравнить их со льдом.

Результат:

Определили и сравнили цвет снега и льда.

Вывод:

Снег – белый, лёд – прозрачный.

Задача:

подвести детей к понятию «прозрачный».

Содержание опыта:

Приготовить кусок льда и комочек снега. Подложить цветную картинку под кусок льда и под комок снега. Подложить цветную картинку под кусок льда и под комок снега. Сравнить, где видно картинку, а где нет. Результат:

Подо льдом цветную картинку видно, а под снегом – нет.

Вывод:

Лёд – прозрачный, а снег – непрозрачный.

Задача:

подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды.

Содержание опыта:

Налить в формочки прозрачную воду. Добавить в них гуашь. В каждой формочке – разная гуашь. Перемешать. Вынести формочки с цветной водой на мороз.

Результат:

Получаются красивые цветные льдинки (скользкие, холодные, твёрдые.) Согреть в руках формочку, чтобы льдинка легче выскочила.

Вывод:

Вода превращается в лёд при низких температурах.

Задача:

подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.

Содержание опыта:

Принести в ведёрке снег в помещение. Понаблюдать за его таянием. Взять немножко снега на ладошку. Также понаблюдать процесс таяния.

Результат:

Со временем снег тает и превращается в воду.

Вывод:

От любого источника тепла снег тает и превращается в воду.

Задача:

подвести детей к пониманию того, что сосулька тает от любого источника тепла (тёплое помещение, яркие лучи солнца, ладошка.)

Содержание опыта:

Внести сосульку в тёплое помещение. Положить на поднос или ладошку. Понаблюдать, как она тает.

Результат:

Со временем сосулька тает всё больше и больше, превращаясь в воду.

Вывод:

Сосулька тает от любого источника тепла, постепенно превращаясь в воду.

Задача:

подвести детей к пониманию зависимости свойств снега от температуры воздуха.

Содержание опыта:

Предложить детям в морозный день вылепить снежки.

Результат:

Снег легко рассыпается, лепка не получается.

Вывод:

В морозную погоду из снега ничего не лепится, потому что он лёгкий, пушистый, сухой, рассыпчатый.

Задача:

уточнить свойства влажного снега.

Содержание опыта:

Во время оттепели предложить детям слепить из снега снежки.

Результат:

Снег лепится, получаются прекрасные круглые снежки.

Вывод:

Снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой.

Задача:

определить свойства снега и льда.

Содержание опыта:

Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? Случайно, желательно на твёрдую поверхность уронить сосульку или постучать по ней. Что с ней произошло?

Результат:

Снег рассыпался, а лёд раскололся.

Вывод:

Снег – сыпучий, рыхлый. Лёд – хрупкий.

Используемый интернет ресурс: https://vostochnsad.ucoz.ru/index/0-25

Первый опыт «Изучение свойств льда»

Мы налили воду в две емкости: у одной – горлышко шире чем стенки, у другой – наоборот. Поставили оба сосуда в морозилку.

Через некоторое время мы достали баночки и попробовали вытащить льдышки. Из емкости с широким горлышком льдинка выскочила легко, а вот из второго сосуда мы не смогли достать лед, пока он не растаял до величины горлышка.

Почему так получилось? В воде молекулы движутся хаотично, поэтому она принимает форму сосуда, в который налита. Но в отличие ото льда, вода жидкая и ее легко можно вылить, а вот лед – это твердое состояние воды. Твердый лед вылить из баночки с узким горлышком невозможно, пока он не станет меньшим размером, чем горлышко.

В ходе этого опыта мы также выяснили, что вода замерзает неравномерно. Вначале вода замерзает по краям, постепенно охватывая всю емкость. Мы достали льдинки, когда серединка была еще не замерзшая, поэтому Настя сделала себе ледяное кольцо. (Девчонки, одним словом).

Меры предосторожности

Лед настолько холодный, что при неправильном обращении может вызвать легкие ожоги. Свежий сухой лед из морозильной камеры не должен касаться кожи, так как он может прилипнуть и повредить нежную кожу детей.

Чтобы избежать этого, нужно намочить лед или оставить его вне морозилки на несколько минут, пока ледяной блок не начнет таять. Это создаст слой влаги, который позволит детям без проблем дотрагиваться до льда.

Какие игры и опыты со льдом для детей вы решили повторить?

Третий опыт «Рисование цветными льдинками»

Для этого опыта мы взяли несколько емкостей, красок и кисточек. В каждой баночке сделали цветную воду. По ходу провели опыт смешивания цветов, Настя смешала красный и желтый – получился оранжевый цвет. Поставили цветную воду в морозилку до полного замерзания.

После того, как «ледяные краски» приготовились, девчонки взяли по листу белой бумаги и нарисовали рисунки.

Почему так получилось? Цветные льдинки рисуют на бумаге, так как в них содержится краска и вода. Только в отличии от обычного рисования, вода и краска находится в замороженном состоянии, что никак не мешает творческому процессу.

Опыты со льдом для детей

  1. Ледяной каток и горка: заморозьте в контейнере тонким слоем подкрашенную воду, а мелкие игрушки вморозьте ножками в лед в лотке от яиц. Катайте их на катке и пускайте с горки.
  2. Рисование подкрашенными ледышками.
  3. Рисование на льду. Замораживаем тонким слоем воду в пластиковом контейнере, выкладываем из контейнера (ополоснув его горячей водой), дети рисуют гуашью, акварелью. С солью выходят красивые узоры и разводы, лед трещит и тает.
  4. Солнышко. Таяние подкрашенных льдинок в прозрачной воде. Если лед опускать в горячую и холодную воду, можно наблюдать, как появляются радужные «лучики».
  5. Лед с секретом. Похоже на игру Раскопки в начале статьи. Подкрасьте воду перед тем, как заморозить в ней игрушки. Задача — разгадать, что спряталось внутри кубика льда до того, как он окончательно растает.
  6. Шипучие фигурки. Смешиваем соду с водой (на 200 мл воды – 2-3 столовые ложки соды), раскладываем по формочкам, замораживаем. В 200 мл воды растворяем 2 столовые ложки лимонной кислоты и пипеткой или шприцем без иглы поливаем выложенные фигурки, они шипят и красиво пенятся.
  7. Задача для тех, кто постарше. Как вынуть кубик льда из стакана воды, используя только веревку, не беря лед руками? Если знаете ответ, пишите в комментариях.

Получаем чистый лед

Эксперимент номер 6. Запаситесь водой (обычной, соленой и сладкой). Для начала сообщите детям о том, что хотя, как им известно, океанская вода соленая, но лед на поверхности Северного Ледовитого океана пресный. В ходе эксперимента вместе с детьми мы выясним, как происходит освобождение замерзающей воды от примесей в виде сахара и соли.

Для проведения опыта приготовьте заранее несколько ледяных кубиков. Каждый из них, полученный из сладкой, соленой, а также самой обычной пресной воды, аккуратно расколите пополам. Поинтересуйтесь у детей — как они считают, заморозив сладкую либо соленую воду, мы получим такой же лед?

Скорее всего, ответ будет положительным. Но это неправильно — на самом деле кристаллизующаяся в процессе образования льда вода избавляется от чужеродных молекул и примесей. Для подтверждения ваших слов разрешите детям лизнуть ледяные кусочки и убедиться в вашей правоте.

Четвертый опыт «Ледяной человечек»

Для проведения этого опыта нам понадобилась обычная льдинка. Для начала мы посыпали льдинку солью. Соль разъела лед и образовались ходы и лабиринты. Чтобы лучше разглядеть их, мы взяли краски и кисточки и начали рисовать на льдинке.

Девчонкам так понравился процесс, что они взяли еще несколько льдинок.

Сначала они просто раскрашивали льдышки сверху, но Лиза решила раскрасить и по бокам.

Получился забавный «Ледяной человечек».

Почему так получилось? Температура замерзания воды выше, чем температура замерзания солевого раствора, поэтому когда мы посыпаем лед солью, на подтаявшей поверхности льдинки получается раствор соли. Точка замерзания этого раствора ниже, поэтому лед начинает плавиться.

На этом мы решили остановиться, но проведение опытов нам так понравилось, что мы решили позже вернуться к этому увлекательному процессу.

Второй опыт «Вся ли вода замерзает одинаково?»

Для этого опыта мы взяли две одинаковые баночки. В одну налили простой воды, а в другую к воде добавили несколько ложек соли. Обе баночки поставили в морозилку.

Через несколько часов мы достали обе баночки и сразу безошибочно определили, в какой из них соленая вода. Обычная вода замерзла и превратилась в льдинку, а вот соленая вода даже и не думала замерзать и на дне спокойно плавали соленые кристаллики.

Почему так получилось? Разные жидкости имеют разную температуру замерзания. Например, обычная вода замерзает при температуре 0 градусов, а для замерзания морской воды температура должна быть 1-2 градуса Цельсия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]