Многие родители считают, что для подготовки ребенка к школьной жизни, будет достаточно азов чтения, письма и математики. На самом деле все обстоит несколько сложней. Оптимально было бы подобрать индивидуальную программу для развития своего ребенка, включающую разные аспекты, к которым относятся память, речь, восприятие, мышление, воображение. В нашей статье мы расскажем о том, на что должны быть направлены развивающие занятия для дошкольников и приведем некоторые из них.
Занятия с дошкольником должны быть регулярными
Подготовка к занятиям
Перед занятиями с ребенком нужно подготовить рабочее место. Оно может находиться в любой комнате.
Важным обстоятельством является одно условие: все нужное должно находиться под рукой, и ничего не должно отвлекать малыша от образовательного процесса.
Примерное расписание занятий
Было бы неплохо форму занятия максимально приблизить к школьному процессу. Нужно определить продолжительность процесса, однако следует помнить, что ребенок 5-6 лет не может заниматься больше 20 минут. Если в дельнейшем он неплохо адаптируется к процессу, то при условии, что малышу будет не сложно и интересно, можно увеличить до 30 минут.
Нужно рассказать ребенку про школьный звонок, его функции, что такое перемена, как на ней себя вести, зачем вызывают ученика к доске, про дневник, учителя. Все это важно для будущей его адаптации к школьной жизни.
Задания на развитие слуховой памяти
В школьной жизни у ребенка нередко задействована слуховая память, для того, чтобы малышу было легче справляться с заданиями, неплохо было бы с ним проводить развивающие занятия. Для развития слуховой памяти можно проводить следующее упражнение. Следует назвать ребенку 10 никак не связанных с собой слов, например, кот, стул, лес, рука, брат, ягода, машина, дом, слон, дверь. В домашних условиях бывает, что родители называют слова по принципу, что вижу, то и говорю. Однако, малыш тоже может видеть данные предметы, и ему не нужно слова запоминать.
Развитие слуховой памяти путем чтения вслух
Поэтому лучше записать слова на листок и работать с заранее приготовленным списком. Предметы, находящиеся в списке, должны быть знакомы крохе. В норме он должен назвать не менее 5 слов, причем в любой последовательности.
Слова можно повторить несколько раз, затем нужно дать возможность повторить малышу слова самостоятельно. Бывает, что он после третьего повтора называет все слова, а после четвертого – одно. Не стоит на него сердится, так как это может быть показателем, того, что ребенок психологически не готов к занятием. Он быстро устает. Данную ситуацию можно соотнести со школьным процессом, например, когда учите стихотворение, следует понимать, что частое повторение только ухудшит ситуацию.
Занятие на запоминание слов и названий
Психологи рекомендуют строить график, на котором будет сразу видно, как у малыша работает слуховая память. Зигзагообразный график говорит о неустойчивости внимания, как о признаке гиперактивности.
Ольга Наумова «Учимся сравнивать»
У детей дошкольного возраста нередко возникают трудности со сравнением. Умение сравнивать — одна из главнейших мыслительных операций, которая базируется на развитой речи, логике и наблюдательности. Поэтому крайне важно с раннего детства стимулировать развитие у детей логического мышления, внимания, и наблюдательности. Вместе с этими навыками развивается речь ребёнка, обогащается его словарный запас.
Скачать книгу О. Наумова «Учимся сравнивать»
Задание на развитие зрительной памяти
Для развития зрительной памяти, нужно для ребенка подготовить 10 картинок, причем они ему должны быть знакомы. Изображенные предметы на них должны быть узнаваемы и ясны. К тому же на них не должно находиться ничего лишнего, например, если будет изображена скамейка с сидящем на ней зайцем, то ребенок может запомнить, как скамейку, так и зайца. Во время занятия картинки следует выкладывать поочередно, при этом называя их вслух, так как изображенное кресло он может принять за диван. После того, как все изображения будут выложены, ему необходимо дать минуту для запоминания.
Занятие на зрительную память – показ картинок и рассказ о них
Если ребенок путается или назвал мало слов, то можно с ним позаниматься аналогичным образом с меньшим количеством изображений. Для лучшего запоминания рекомендуется связывать слова по смыслу друг с другом, придумывать с ними рассказ.
Задание по лексической теме: «Рыбы»
Упражнение «Рыбы – малютки и рыбы-великаны». Формирование навыка словообразования, употребление существительных с суффиксами -ище, -ища:
пескарь — пескарик –пескарище ерш —ершик – ершище,
акула — акулища рыба — рыбка – рыбища
карась — карасик – карасище окунь – окунек — окунище
Отгадайте загадки. Объясните, как вы догадались, какие слова помогли найти отгадки.
В воде она живет.
Нет клюва, а клюет. (Рыба)
Ползет наоборот—задом наперед. (Рак)
Она — гроза морей,
Прочь от нее скорей! (Акула)
Развитие навыков звукового и буквенного анализа.
Нарисуй или наклей 10 рыб. Короткие слова напечатай целиком, в длинных напиши первую и последнюю букву.
Например: сом — СОМ, камбала – К________А
Выучите с ребёнком стихотворение. Выполните с ним пальчиковую гимнастику.
Рыбка
Рыбка плавает в водице, Рыбка спинку изогнула,
Рыбке весело играть. Крошку хлебную взяла.
Рыбка, рыбка, озорница, Рыбка хвостиком махнула,
Мы хотим тебя поймать. Рыбка быстро уплыла.
Наверх
Развитие смысловой памяти
Для развития смысловой памяти можно называть парные слова, например, дом-окно, медведь-малина, стол-стул, лес-дерево, зима-снег. Затем следует называть слова из первой пары, а кроха назвать из второй. Начинать можно с трех смысловых пар, затем по мере понимания малышом того, чего от него хотят, можно увеличивать количество пар. Если он не может понять, чего от него требуется, нужно подробней объяснить, например, лес-дерево, дерево растет в лесу. В норме из пяти пар малыш должен назвать три.
Развитие смысловой памяти для старших дошкольников по картинкам
Причем для мальчиков и для девочек следует подобрать разные тематические слова. Обычно ребята 6 лет с третьей попытки успешно справляются с данным заданием.
Задание на развитие логического мышления
Задание для дошкольников не возможны без развития логики. Работа с логикой дошкольников направлена на нахождение лишнего предмета. В начале целесообразно пользоваться не картинками, а игрушками и другими предметами, например среди овощей находится одна ягода или среди желтых предметов – один синий. Позже стоит переходить на картинки.
Познавательное развитие по логическим задачкам
Также сначала можно делать более выразительную разницу, например среди изображений птиц положить машину, затем стоит немного усложнять: среди диких животных положить одного домашнего.
Не нужно для начинающих деток проводить многозначные ряды, когда несколько предметов будут лишними, но каждый по своему признаку, например, среди кругов, один будет большим, а один другого цвета. Таким образом их можно только запутать. Такие занятия под силу уже подготовленным деткам, которые не плохо ориентируются и обосновывают ответ, например, лишний по форме, цвету, размеру.
Логические упражнения для детей 5-6 лет – подготовка к школе
Неплохо развивают логическое мышление рассказы по картинкам. Предложив малышу несколько картинок, нужно попросить составить рассказ и разложить картинки по порядку. То есть сначала малыш проснулся, затем пошел чистить зубы, а потом пошел гулять. Если у него получился противоречивый рассказ, то не стоит критиковать. Правильнее будет предложить ему свой вариант рассказа, при этом не забыв похвалить кроху.
Логические блоки Деньдеши – отличный развивающий материал
Перед школой дети должны хорошо ориентироваться в геометрических фигурах и пространстве.
Занятие с геометрическими фигурами – развитие пространственного мышления и моторики рук
Развивающие задания предлагают им нарисовать круг под квадратом, а овал в квадрате, треугольник в круге. Нарисовать мяч в правом верхнем углу, морковь – в верхнем левом, яблоко – в нижнем левом, елку – в нижнем правом, а центре – мишку.
Консультация для родителей «Выполнение заданий с детьми дома»
Татьяна Чугункина
Консультация для родителей «Выполнение заданий с детьми дома»
Консультация для родителей
«Выполнение заданий с детьми дома»
Все родители мечтают, чтобы ребенок был здоровым, послушным, умным и красивым. Однако у детей, как правило, на этот счет свои планы. Они еще не понимают, что ум и знания в современном мире, это — сила. И объяснить им это не получится.
И что же остается родителям? Тут могут быть два варианта. Либо смириться и пустить все на самотек, либо искать уловки и применять хитрость для того, чтобы все-таки привить своему малышу столь полезные навыки и умения.
Каково значение домашнего задания для детей в детском саду?
Оно имеет большое значение:
• У детей начинает формироваться чувство ответственности;
• Осознание того, что знания можно добывать самим (в данном возрасте вместе с родителями)
• у детей вырабатываются навыки самостоятельного мышления;
Рекомендации родителям для помощи при выполнении заданий с детьми.
1. Не превращайте выполнение задания в орудие пыток.
Важно заинтересовать ребенка заданием, сообщить ему интересные факты, такие, которые его будут волновать, вызовут желание поделиться своими новыми знаниями с друзьями.
2.Формируйте положительную мотивацию выполнения задания, его дальнюю перспективу.
Если ребенок отказывается выполнять задания, вы
• Мягко, но настойчиво добивайтесь выполнения работы
• Выполняйте задания в игровой форме, придумайте путешествие, каждый раз находите разные мотивы для выполнения заданий
• Формируйте познавательный интерес у детей:
1) Предложите ребёнку поиграть в настольную игру, и он не откажется.
2) Можно использовать прием с увлечениями. Здесь важно понять, что нравится ребенку, а потом приспособить его интерес к познанию. Например, ребёнок любит машины. Отлично, посчитайте их во время прогулки, комбинируйте их по цвету и т. д.
3) Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать хоть несколько страниц, рассмотрите картинки, попросите описать их, задайте ребенку вопросы по тексту.
4) Устройте совместную лепку (из пластилина или из соленого теста) И начинайте лепить, можно сделать сюжетную совместную композицию по теме задания.
5) Можно придумать для детей историю в картинках? Например, взять пачку старых журналов, вырезать из них картинки: людей, животных, растений. Потом придумайте вместе с детьми сюжет сказки и наклейте картинки на большой лист. Если каких-то персонажей не хватило, можно их дорисовать.
6) Можно показать ребенку кукольный спектакль или предложить ему самому показать спектакль вам, а лучше устроить совместное представление для других членов семьи.
7) Устройте совместное рисование по теме задания. Сделайте книжку, по которой ребенок сможет потом рассказать другим о полученных им знаниях.
3. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное задание. Не допустимо ругать, сердится, раздражаться, иначе формируется отрицательное отношение к выполнению заданий.
Воспитатели предлагают задание на дом не только для того, чтобы создать и закрепить у ребёнка эмоционально-положительное отношение к обучению, но и для того, чтобы закрепить контакт между родителями и ребёнком, который в дальнейшем поможет Вам и в школе, и просто в жизни.
Помните, о том, что наша цель – научить ребенка не только выполнять задания,
но и чувствовать, что родители всегда, в любой ситуации придут ему на помощь, что
его трудности с Вашей помощью будут успешно преодолены.
4. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка.
В дошкольном возрасте ребёнок чаще всего не может самостоятельно выполнить задание, помогите ему справиться, но вместе — не значит вместо. Не исключайте роль самого ребенка, он обязательно должен принимать участие в выполнении задания и по положительному завершению испытывать чувство удовлетворения и гордости за хорошо сделанное задание. Хвалите ребенка за малейшие успехи, поддерживайте его: «Я знаю, ТЫ СПРАВИШЬСЯ», «У тебя ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЛУЧИТСЯ».
ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ!
УСПЕХИ ДЕТЕЙ — КАК ДЛЯ СЕРДЦА БАЛЬЗАМ,
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ЛУЧШЕ ДЛЯ ЛЮБЯЩИХ МАМ!
ОТ ПЕРВОЙ УЛЫБКИ — К ПОБЕДАМ, ВПЕРЕД!
МЫ ВЕРИМ, РОДНЫЕ, УДАЧА ВАС ЖДЕТ!
Задания на развитие фонематического слуха
Важным шагом для занятий по русскому языку станут развивающие задания, направленные на фонематический слух. Сначала нужно научить малыша хлопать слова по слогам. Нужно начинать прохлопывать сначала слова на 2 слога, затем на 3, на 4, а после на 1 слог. При делении слогов лучше сразу познакомить малыша с ударными и безударными буквами.
Хорошо для развития фонематического слуха соединять слово с соответствующей ему схемой, звуки в которой изображены кругами. В ряд пишется несколько слов, а напротив схема со слогами. Ребенок должен найти необходимое графическое изображение слова. Причем, количество звуков в словах должно быть разным и нельзя задавать малышу слова, имеющие несколько звуков, такие как елка, юла, юнга. Если кроха не в состоянии справиться с заданием, тогда можно для начала отработать какой звук первый в слове, а какой – последний.
Фонематические занятия – надо подобрать методику и использовать разные виды
Следующим шагом будет работа над гласными и согласными звуками. Развивающие задания должны быть направлены на то, что гласные поются, а согласные при произношении встречают преграду.
Задания на развитие математических способностей
Развивающие задания для маленьких дошколят не возможны без усвоения азов математики. С малышами нужно проводить игровые занятия на сравнение предметов, например, елка выше, чем дом, веревка длиннее, чем лента. На количественный счет, для этого можно предложить малышу нарисованный паровозик и попросить его второй вагончик раскрасить в красный цвет, а пятый – в зеленый. Можно в красный вагончик поселить диких животных, а в синий, который третий по счету – детеныша коровы. Таким образом занятия будут интересней и затронут не только математику.
Изучение цифр можно начинать с 4-х лет
Хорошо развивают математические способности логические задачи типа: «Света выше Сережи, а Серёжа выше Лены. Кто самый высокий?»
Развивающие занятия, проводимы с родителями, должны проходить в форме игры, быть интересными и веселыми. Тогда это станет приятным времяпровождением не только для малышей, но и их родителей.
Ольга Наумова «Логика»
Умение логически мыслить и рассуждать необходимо для успешного обучения ребёнка в школе — иначе он может столкнуться с трудностями в освоении основных предметов. Данное пособие содержит упражнения, которые помогут будущему первокласснику овладеть основными навыками — узнавать предметы по заданным признакам, сравнивать и находить общие и отличительные черты, обобщать, определять закономерности и последовательность событий, решать несложные логические задачи.