Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДОконсультация по теме


Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДОконсультация по теме

Консультация

«Основные направления работы с родителями в условиях реализации

ФГОС ДО»

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов. И мы, педагоги, знаем – всё из семьи, главные воспитатели детей — это родители!

Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется к 7 годам, в детском саду. Часто нам, педагогам, и родителям наших воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одеждой. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам.

Перед дошкольным учреждением встаёт два главных вопроса:

• Как заинтересовать родителей в совместной работе?

• Как сделать их участниками воспитательного процесса?

Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.

Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. Задача педагогического коллектива заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».

Концепция модернизации российского образования (отражённая в ФГОС ДО, Приказ от 17.10.2013г. №1155), подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.

Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей — создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Есть поговорка: «Можете подвести лошадь к воде, но не заставите ее пить» – так и с обучением. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Задача педагогического коллектива создать условия для плодотворного сотрудничества с родителями.

Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей — их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились.

К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны «разъяснять» родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют. Все это отталкивает родителей. А итог один — детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом. Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы. В этих условиях невозможно узнать индивидуальность семьи и ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и контактировать, активизировать и работать сообща.

Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать

4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.

  1. Познавательное направление.

Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Это направление включает:

— общие, групповые собрания;

— консультации и индивидуальные беседы;

— выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали.

— участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.

— совместные экскурсии;

— открытые НОД. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.

— совместное создание предметно-развивающей среды;

— телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) .

— утренние приветствия;

— Почта доверия;

— семейные проекты.

  1. Информационно-аналитическое направление.

Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

По данному направлению можно проводить:

— анкетирование;

— тестирование.

Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.

  1. Наглядно-информационное направление.

Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.

Данное направление включает:

— родительский уголок: включающий различную информацию.

Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.

— нормативные документы;

— объявления и рекламы; — продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки) ;

— папка-передвижка.

Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.

— эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл».

— фотовыставки;

— выпуск газет.

  1. Досуговое направление:

Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.

По данному направлению можно организовать:

— праздники, которые можно закончить чаепитием. Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они.

— развлечения;

— знакомство с профессиями родителей;

— празднование дней рождения;

— выставка семейной коллекции

— акции. У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их — это большой труд, воспитание души.

— дни добрых дел.

Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.

Литература:

  1. Интернет ресурс — https://www.maam.ru/detskijsad/-osnovnye-napravlenija-raboty-s-roditeljami-v-uslovijah-realizaci-fgos-do.html
  2. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2011
  3. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглыми столами/авт.-сост. Н.М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015. -2013.

Направления и формы взаимодействия с семьей

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26»

«Направления и формы взаимодействия с семьей»

(теоретический материал)

Подготовила воспитатель: Шимоволосова М.С

январь, 2022 год.

Основные направления и формы взаимодействия с семьей

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни группы детей и семей. Собрания – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Особую тревогу у педагогов вызывает взаимодействия с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельность в группе, повысить их роль в воспитании ребенка. Родительское собрание может проходить в форме «круглого стола», тематическими дискуссии, самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами, различные тренинги и прочие.

Родительский лекторий – способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и ДОУ к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

Мастер-классы – они позволяют обсудить вопросы семейной психологии с профессиональным психологом, самореализоваться в области театрального искусства, детского фитнеса, изобразительной деятельности. Таким образом, данная форма работы позволяет помочь родителям занять более активную жизненную позицию, через творческое самоопределение родителям легче привлечь к творчеству собственных детей.

Творческие мастерские — основная цель это создание условий для творческой самореализации детей и родителей и, как результат – радость совместного творческого труда. Родители и дети периодически вовлекаются в совместную деятельность в творческих мастерских.

Индивидуальные консультации – форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных консультациях родители охотно вступают в диалог и откровенно рассказывают о тех огорчениях, беспокойствах, которые вызывают у них тревогу. Консультации проводятся по инициативе педагога, психолога, методиста, но чаще по инициативе самих родителей и лиц, их заменяющих.

Семейный клуб – наиболее удачная форма сотрудничества с семьями воспитанников. Данная форма взаимодействия интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. В индивидуальной работе с родителями педагог-психолог стремится раскрыть неповторимость и уникальность каждого ребенка, подчеркнуть «сильные» стороны его личности и обратить внимание на «слабые» стороны.

Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета – это опора педагогов и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи, он стремится привлечь родителей и детей к организации дел группы и детского сада, решению проблем жизни коллектива.

Организация совместной деятельности родителей и детей – одна из главных задач педагогов и образовательного учреждение – сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализации планов по организации совместных дел родителей и детей.

Формы трудовой деятельности: оформление групп, благоустройство и озеленение участков.

Формы досуга – совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнований, конкурсов, КВНы, экскурсионные походы.

Семейные праздники – традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Новой формой, актуализирующей сотворчество детей и воспитывающих взрослых, является семейный праздник в детском саду.

Семейный праздник в детском саду – это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события. Такими особыми днями может стать День матери, День отца, Новый год, День победы, Международный день семьи и т. д.

Семейный театр – на протяжении всей истории общественного дошкольного воспитания театральная деятельность развивалась без учета семейного опыта. Развитие партнерских отношений с семьей открывает новые возможности для развития театрализованной деятельности детей и взрослых в форме семейного театра. Семейный театр в детском саду как творческое объединение нескольких семей и педагогов (воспитателей, музыкального руководителя и руководителя театральной студии детского сада).

Проектная деятельность — все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они имеют роль воспитывающих взрослых и управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в команде, овладевать способами коллективной мыслительной деятельности; осваивать алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам родителей, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей детей с целью реализации проекта.

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования; посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду; индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты, праздники, создание памяток, переписка по электронной почте.

Образование родителей: организация «школы для родителей» (семинары, лекции, семинары-практикумы, проведение мастер-классов, тренингов.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров, конкурсов, концертов, маршрутов выходного дня (в музей, библиотеку и пр, семейных праздников, прогулок, экскурсий, участия в детской исследовательской и проектной деятельности, портфолио.

Список литературы

  1. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание.- 2002. -N 9- С. 52 — 58.
  2. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание.- 2000.- N 1. — С. 41 — 49.
  3. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. — М.: Линка-Пресс. — 2001. — С. 25 — 26.
  4. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание.- 2001. -N 8. — С. 57 — 59.
  5. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. -2002. -N 8. — С. 8 — 13.
  6. https://www.maam.ru/detskijsad/osnovnye-napravlenija-i-formy-vzaimodeistvija-s-semei.html

Электронная библиотека

Социальная работа / Методика социальной работы с семьей / 2.6. Основные направления социальной работы с семьей

В целом выделяют три основных направления социальной работы с семьей: диагностическое, реабилитационное, профилактическое.

Диагностика

предусматривает сбор и анализ информации о семье и ее членах, выявление проблем. Диагностика семьи – трудный и ответственный процесс, кото­рый требует от социального работника соблюдения следующих принципов:

1) объективности;

2) взаимодополняемости и проверки получаемой информации;

3) клиентоцентризма (отношения к проблеме в соответствии с ин­тересами клиента);

4) конфиденциальности, адекватности методов и методик;

5) соблюдения права клиента на невмешательство в частную жизнь и умения предвидеть возможные варианты его реакции на предла­гаемые действия.

Диагностика семьи – длительный процесс, который не допус­кает непродуманных выводов. Для диагностики развития семейной ситуации могут быть ис­пользованы такие методы работы, как наблюдение, беседа, анке­тирование, тестирование.

Достаточную информацию для приня­тия решения, разработки коррекционных программ помощи дают
шкальные, карточные, проективные, ассоциативные, экспрессивные методики.
Много полезной информации специалист получает, при­меняя
биографический метод
и проводя
анализ документации
, ка­сающейся семьи и ее членов, их прошлого и настоящего, пред­ставлений о будущем.

На основании полученного диагностического материала можно составить социальную карту семьи

, в которой будут содержаться сведения о ее членах, их возрасте, образовании родителей и де­тей, их специальностях, месте работы мужа и жены, доходах семьи, состоянии здоровья, жилищных условиях, основных проблемах взаимоотношения в семье. Можно также установить, к какому фактору группы риска ее можно отнести. В этой карте желательно сделать прогноз экономического развития семьи, предложить вариант помощи (экс­тренную, стабилизирующую, профилактическую) и аргументиро­вать необходимость реабилитации. Для составления карты семьи можно использовать данные, содержащиеся в социально-педаго­гическом паспорте.

Реабилитация –

это система мер, позволяющих восстановить утраченное благополучие в семейных отношениях или сформировать новые. В целях реабилитации семьи, ее членов в мировой прак­тике используются учреждения социального обслуживания семьи и детей, территориальные центры, приюты (убежища), медико-психолого-социальные и мультидисциплинарные кризисные центры. Содержанием их деятельности является оказание членам семьи или отдельному человеку помощи различных видов (юридической, медицинской, психологической, социальной), для того чтобы поддержать или увеличить ресурсы, переориентировать членов се­мьи на другие ценности, сменить их установки.

В подобных учреждениях члены семьи могут получить консуль­тацию у специалистов, посетить групповые занятия, включиться в одну из реабилитационных программ.

Кроме того, реабилитационная работа специалиста социальной сферы выполняется с помощью различных процессов и методик:

· во-первых, это кризис­ные варианты помощи семье или отдельным ее членам («телефон доверия», экстренная психологическая помощь в приюте, стацио­наре, выезд в семью по показаниям супервизора);

· во-вторых, помощь в населенном пункте, где отсутствуют соответствующие социальные службы и специалисты. В данном случае могут использоваться: работа тренинговых групп, методики снятия напряже­ния, индивидуальное и групповое консультирование, семинары. Обеспечивать реализацию программы могут передвижные брига­ды;

· в-третьих, осуществляется патронаж (покровительство). В социальной ра­боте этот термин приобретает более широкий смысл: это система специального обслуживания людей некоторых категорий, тре­бующих особого внимания, в домашних условиях. Патронаж осу­ществляется с целью мобилизации внешних и внутренних ре­сурсов.

Патронаж имеет огромное значение при возвращении в семью лица, прошедшего определенную реабилитационную программу. В этом случае патронаж должен начинаться задолго до окончания кур­са реабилитации в детском учреждении или кризисном центре.

Выделяют следующие этапы патронажа:

1) подготовку

предварительное знакомство со всеми имею­щимися сведениями о семье, составление вопросов для собеседо­вания и т.п.;

2) вступительную часть

непосредственное знакомство с чле­нами семьи, сообщение о цели визитов, о возможной помощи;

3) сбор и оценку информации

выяснение состава и условий проживания семьи, взаимоотношений в ней, методов воспитания детей, финансовой ситуации, состояния здоровья членов семьи; сбор сведений о событиях, значимых для ребенка или родителя (потеря работы, родственников, развод и т.д.); заполнение соци­альной карты; выделение проблем, которые может решать служба социальной защиты;

4) заключение

резюмирование для членов семьи (родителей) сути стоящих перед ними проблем; совместный выбор тактики дальнейших действий; информация о видах помощи, которые мо­гут быть предложены; сообщение подробных адресов социальных служб;

5) установление связей

с другими специалистами, работающими с семьей (социальными педагогами школ, инспекторами по охра­не прав ребенка, специалистами органов образования, здраво­охранения, управления внутренних дел и др.);

6) отчет

подробное описание результатов визита в акте об­следования семьи; составление индивидуальной программы даль­нейшей работы с семьей.

В зависимости от характера имеющихся семейных проблем, их сложности, остроты или запущенности на различных стадиях пат­ронажа реализуются так называемые программы-минимум и программы-максимум.

Программы-минимум

обращены к ситуациям, связанным с вне­запной утратой чего-то очень ценного в семье: физического здо­ровья, родных и близких, работы, квартиры и имущества вслед­ствие пожара и т.

д. В таких случаях усилия социального работника направляются на восстановление в относительно короткие сроки способности членов данной семьи оптимально функционировать несмотря на наличие объективных и часто необратимых ограниче­ний и потерь.

Программа-максимум

предназначена для оказания помощи в крайних ситуациях неблагополучия, при необходимости не только компенсировать утраченное, но и добиться переориентации жиз­ненной позиции, заменить или скорректировать прежние пове­денческие схемы членов семьи. Перемены, особенно масштабные, требуют длительной работы с приложением значимых усилий, объединения потенциалов разных специалистов и служб.

В ряде случаев помимо описанных действий требуется консультативная и психотерапевтическая работа с семьей или от­дельными ее членами, направленная на систему семьи в целом Могут быть использованы различные методики активной работы, в том числе приемы системной семейной терапии.

Методика социального патронажа будет рассмотрена в подразделе 3.2.

Патронаж можно считать удачной формой не только закреп­ления достигнутого при реабилитации, но и своеобразной про­филактикой. Реабилитация предусматривает три уровня работы с семьей:

1) индивидуальный

(консультирование, патронаж);

2) групповой

(тренинг, проектирование);

3) общинный

(социальные акции, со­циальное творчество, массовые праздники).

Профилактика

представляет собой комплекс превентивных мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем. Один из путей профилак­тики – разработка специальных обучающих и просветительских программ. Так, например, исследование проблем семьи и семей­ного воспитания показывает, что родители все больше нуждают­ся в помощи специалистов в вопросах накопления и освоения необходимых знаний и навыков регулирования взаимоотноше­ний, создании таких условий, которые позволят удовлетворять в достаточной мере и на необходимом качественном уровне физио­логические, эмоциональные, интеллектуальные потребности ре­бенка.

В основу программ просвещения закладываются концепция и модели, выходящие за рамки простого воспитания родителей. Они ориентируют взрослых на расширение самостоятельности при ре­шении возможных проблем во взаимоотношениях с разными людь­ми, при выборе поведения в разных ситуациях.

Хямяляйнен Ю., например, предлагает использовать несколько пробных моделей:

· модель А. Адлера основана на сознательном и целенаправлен­ном изменении поведения родителей, других членов семьи, с уче­том принципов взаимоуважения, единения, сотрудничества, ра­венства. Задача состоит в том, чтобы научить родителей уважать уникальность ребенка, признавать его индивидуальность, обеспе­чивать неприкосновенность личности, разбираться в мотивах его поступков;

· учебно-теоретическая модель Б. Скиннера провозглашает пе­реучивание или научение родителей быстрыми темпами при по­ложительном или отрицательном подкреплении, а также при от­сутствии подкрепления. Целью программ, построенных на осно­ве данной модели, является обучение родителей умениям на­блюдать за поведением своего ребенка, анализировать и регулиро­вать его;

· модель чувственной коммуникации Т. Гордона ориентирует родителей на диалогичность общения и стремится способствовать формированию умений, во-первых, активно слушать, во-вторых, руководствоваться установкой «оба правы» и, в-третьих, давать ребенку возможность выражать собственное мнение;

· модель М. Джеймса и Д. Джонгарда основана на транзактном анализе, на признании того факта, что реагировать и действовать человек может по-разному: по-детски, по-родительски, по-взрос­лому. Умение понимать это поможет членам семьи научиться регу­лировать свои взаимоотношения при помощи уступок, компро­миссов, договоренности.

Просвещение родителей, других членов семьи как элемент про­филактики может проходить и в процессе тренингов, которые по­зволяют формировать у них навыки преодоления трудностей, ре­гулирования взаимоотношений или обучают умениям вырабаты­вать аналогичные навыки у других. В этом случае тренинги ориентированы на развитие коммуни­кативной компетентности членов семьи, супругов, родителей и предполагают несколько взаимосвязанных этапов:

1) пролог;

2) восхож­дение;

3) выработку индивидуальных тактик, их проигрывание;

4) реф­лексию;

5) последействия.

Таким образом, социальная работа с семьей включает в себя экономический, юридический, психологический, социальный и педагогический аспекты и, следовательно, требует от специалиста знания основ этих наук, владение их технологиями.

Социальная защита семьи имеет и определенное экономиче­ское содержание, которое также реализует в своей практической деятельности социальный работник, а именно:

· обеспечение жилищ­ной помощи и субсидиарной помощи других видов;

· предоставление льгот по оплате транспортных, коммунальных услуг;

· оказание меди­цинской, юридической и социальной помощи;

· льготное снаб­жение продовольствием и товарами первой необходимости;

· под­держка в сфере образовательных услуг, занятости, предпринимательства.

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: — Встречи-знакомства;

— Посещение семей;

— Анкетирование семей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: -Дни отрытых дверей;

-Индивидуальные и групповые консультации;

— Родительские собрания;

— Оформление информационных стендов;

— Организация выставок детского творчества;

— Приглашение родителей на детские концерты и праздники;

— Создание памяток, интернет — журналов, переписка по электронной почте.

Образование родителей: — Организация «школы для родителей» (лекции, семинары, проведение мастер-классов, создание библиотеки).
Совместная деятельность: — Привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов;

— Маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.).

— Семейных праздников, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Наглядная информации для родителей

Стратегическая форма (многолетняя) — Относятся сведения о целях и задачах развития детского сада на дальнюю и среднюю перспективы;

— О реализуемой образовательной программе;

— Об инновационных проектах дошкольного учреждения;

— О дополнительных образовательных услугах.

Тактическая (годичная) — Относятся сведения о педагогах и график их работы (например, педагог-психолог)

— Режим дня;

— Задачи и содержание воспитательно-образовательной работы в группе на год.

Оперативная — Сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе (детском саду, районе, городе);

— Акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах, совместных проектах.

Взаимодействие детского сада с семьей

Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей должно стать создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка.

Для того чтобы воспитывать, не нарушая, а утверждая гармоничное, целостное развитие личности ребенка, родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга; следует научиться видеть друг в друге не средства решения проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

В связи с этим основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:

*изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

*знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития важных интегративных качеств ребенка (любознательности, эмоциональной отзывчивости, способности выстраивать взаимодействия с взрослым и сверстниками и др.), а также знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

*информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

*создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты;

*привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

*поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Совместная деятельность

Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей.

Для ребенка особую ценность имеют: стремления к овладению телом, психическими функциями, социальными способами взаимодействия с другими людьми; потребности в любви, одобрении; потребности к удержанию освоенных действий через их регулярное воспроизведение, потребности в ознакомлении с окружающим миром.

Для родителей особую ценность представляют: потребности быть успешными в воспитании ребенка, в понимании, уважении педагогами детского сада, самоуважении, свободе, саморазвитии и пр.

Для педагогов важны следующие: потребности быть успешными в сфере профессиональной деятельности по воспитанию, обучению и развитию детей, в личностном и профессиональном самосовершенствовании, внимании и понимании родителями воспитанников и пр.

Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах. Это могут быть акции, ассамблеи, вечера музыки и поэзии, посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждениями культуры и искусства, по запросу детского сада (стр.290).

Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты и семейный календарь. Одна часть семейного календаря, разрабатываемая педагогами с учетом воспитательно-образовательной работы в детском саду, может включать следующие сведения: о сезоне, а также о сезонных народных праздниках и рекомендации по их проведению в семье с учетом возраста детей; о всемирных, всероссийских государственных, областных, городских, районных праздниках и рекомендации по их проведению в семье с учетом возраста детей; о профессиональных праздниках, отмечаемых в семье, и рекомендации по организации с детьми бесед о профессиях. Афоризмы о воспитании; рекомендации по организации разнообразной деятельности в семье – семейного чтения, семейных прогулок на природу, экскурсий в музей, на выставки.

Вторая часть, планируемая семьей, может содержать следующие сведения: о семейных праздниках – днях рождения членов семьи, родных, друзей семьи, а также о семейных прогулках, поездках, о семейном отдыхе, о достижениях ребенка.

Семейный календарь рождает у родителей и прародителей идеи будущих совместных дел в семье и детском саду, направленных на проявление внимания, чуткости, щедрости по отношению к другим людям, способности замечать и восхищаться красотой своей Родины, души человека.

Использование в работе названных форм взаимодействия с семьей позволяет успешно реализовать основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: — Встречи-знакомства;

— Посещение семей;

— Анкетирование семей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: -Дни отрытых дверей;

-Индивидуальные и групповые консультации;

— Родительские собрания;

— Оформление информационных стендов;

— Организация выставок детского творчества;

— Приглашение родителей на детские концерты и праздники;

— Создание памяток, интернет — журналов, переписка по электронной почте.

Образование родителей: — Организация «школы для родителей» (лекции, семинары, проведение мастер-классов, создание библиотеки).
Совместная деятельность: — Привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов;

— Маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.).

— Семейных праздников, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Наглядная информации для родителей

Стратегическая форма (многолетняя) — Относятся сведения о целях и задачах развития детского сада на дальнюю и среднюю перспективы;

— О реализуемой образовательной программе;

— Об инновационных проектах дошкольного учреждения;

— О дополнительных образовательных услугах.

Тактическая (годичная) — Относятся сведения о педагогах и график их работы (например, педагог-психолог)

— Режим дня;

— Задачи и содержание воспитательно-образовательной работы в группе на год.

Оперативная — Сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе (детском саду, районе, городе);

— Акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах, совместных проектах.

Взаимодействие детского сада с семьей

Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей должно стать создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка.

Для того чтобы воспитывать, не нарушая, а утверждая гармоничное, целостное развитие личности ребенка, родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга; следует научиться видеть друг в друге не средства решения проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

В связи с этим основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:

*изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

*знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития важных интегративных качеств ребенка (любознательности, эмоциональной отзывчивости, способности выстраивать взаимодействия с взрослым и сверстниками и др.), а также знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

*информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

*создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты;

*привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

*поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Совместная деятельность

Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей.

Для ребенка особую ценность имеют: стремления к овладению телом, психическими функциями, социальными способами взаимодействия с другими людьми; потребности в любви, одобрении; потребности к удержанию освоенных действий через их регулярное воспроизведение, потребности в ознакомлении с окружающим миром.

Для родителей особую ценность представляют: потребности быть успешными в воспитании ребенка, в понимании, уважении педагогами детского сада, самоуважении, свободе, саморазвитии и пр.

Для педагогов важны следующие: потребности быть успешными в сфере профессиональной деятельности по воспитанию, обучению и развитию детей, в личностном и профессиональном самосовершенствовании, внимании и понимании родителями воспитанников и пр.

Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах. Это могут быть акции, ассамблеи, вечера музыки и поэзии, посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждениями культуры и искусства, по запросу детского сада (стр.290).

Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты и семейный календарь. Одна часть семейного календаря, разрабатываемая педагогами с учетом воспитательно-образовательной работы в детском саду, может включать следующие сведения: о сезоне, а также о сезонных народных праздниках и рекомендации по их проведению в семье с учетом возраста детей; о всемирных, всероссийских государственных, областных, городских, районных праздниках и рекомендации по их проведению в семье с учетом возраста детей; о профессиональных праздниках, отмечаемых в семье, и рекомендации по организации с детьми бесед о профессиях. Афоризмы о воспитании; рекомендации по организации разнообразной деятельности в семье – семейного чтения, семейных прогулок на природу, экскурсий в музей, на выставки.

Вторая часть, планируемая семьей, может содержать следующие сведения: о семейных праздниках – днях рождения членов семьи, родных, друзей семьи, а также о семейных прогулках, поездках, о семейном отдыхе, о достижениях ребенка.

Семейный календарь рождает у родителей и прародителей идеи будущих совместных дел в семье и детском саду, направленных на проявление внимания, чуткости, щедрости по отношению к другим людям, способности замечать и восхищаться красотой своей Родины, души человека.

Использование в работе названных форм взаимодействия с семьей позволяет успешно реализовать основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]