Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДОконсультация по теме
Консультация
«Основные направления работы с родителями в условиях реализации
ФГОС ДО»
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов. И мы, педагоги, знаем – всё из семьи, главные воспитатели детей — это родители!
Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется к 7 годам, в детском саду. Часто нам, педагогам, и родителям наших воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одеждой. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам.
Перед дошкольным учреждением встаёт два главных вопроса:
• Как заинтересовать родителей в совместной работе?
• Как сделать их участниками воспитательного процесса?
Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.
Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. Задача педагогического коллектива заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».
Концепция модернизации российского образования (отражённая в ФГОС ДО, Приказ от 17.10.2013г. №1155), подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.
Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей — создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Есть поговорка: «Можете подвести лошадь к воде, но не заставите ее пить» – так и с обучением. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Задача педагогического коллектива создать условия для плодотворного сотрудничества с родителями.
Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей — их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились.
К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны «разъяснять» родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют. Все это отталкивает родителей. А итог один — детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом. Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы. В этих условиях невозможно узнать индивидуальность семьи и ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и контактировать, активизировать и работать сообща.
Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать
4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.
- Познавательное направление.
Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
— общие, групповые собрания;
— консультации и индивидуальные беседы;
— выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали.
— участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.
— совместные экскурсии;
— открытые НОД. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
— совместное создание предметно-развивающей среды;
— телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) .
— утренние приветствия;
— Почта доверия;
— семейные проекты.
- Информационно-аналитическое направление.
Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению можно проводить:
— анкетирование;
— тестирование.
Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.
- Наглядно-информационное направление.
Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.
Данное направление включает:
— родительский уголок: включающий различную информацию.
Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.
— нормативные документы;
— объявления и рекламы; — продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки) ;
— папка-передвижка.
Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.
— эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл».
— фотовыставки;
— выпуск газет.
- Досуговое направление:
Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
По данному направлению можно организовать:
— праздники, которые можно закончить чаепитием. Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они.
— развлечения;
— знакомство с профессиями родителей;
— празднование дней рождения;
— выставка семейной коллекции
— акции. У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их — это большой труд, воспитание души.
— дни добрых дел.
Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
Литература:
- Интернет ресурс — https://www.maam.ru/detskijsad/-osnovnye-napravlenija-raboty-s-roditeljami-v-uslovijah-realizaci-fgos-do.html
- 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2011
- Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглыми столами/авт.-сост. Н.М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015. -2013.
Направления и формы взаимодействия с семьей
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26»
«Направления и формы взаимодействия с семьей»
(теоретический материал)
Подготовила воспитатель: Шимоволосова М.С
январь, 2022 год.
Основные направления и формы взаимодействия с семьей
Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.
Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни группы детей и семей. Собрания – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Особую тревогу у педагогов вызывает взаимодействия с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельность в группе, повысить их роль в воспитании ребенка. Родительское собрание может проходить в форме «круглого стола», тематическими дискуссии, самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами, различные тренинги и прочие.
Родительский лекторий – способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и ДОУ к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.
Мастер-классы – они позволяют обсудить вопросы семейной психологии с профессиональным психологом, самореализоваться в области театрального искусства, детского фитнеса, изобразительной деятельности. Таким образом, данная форма работы позволяет помочь родителям занять более активную жизненную позицию, через творческое самоопределение родителям легче привлечь к творчеству собственных детей.
Творческие мастерские — основная цель это создание условий для творческой самореализации детей и родителей и, как результат – радость совместного творческого труда. Родители и дети периодически вовлекаются в совместную деятельность в творческих мастерских.
Индивидуальные консультации – форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных консультациях родители охотно вступают в диалог и откровенно рассказывают о тех огорчениях, беспокойствах, которые вызывают у них тревогу. Консультации проводятся по инициативе педагога, психолога, методиста, но чаще по инициативе самих родителей и лиц, их заменяющих.
Семейный клуб – наиболее удачная форма сотрудничества с семьями воспитанников. Данная форма взаимодействия интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. В индивидуальной работе с родителями педагог-психолог стремится раскрыть неповторимость и уникальность каждого ребенка, подчеркнуть «сильные» стороны его личности и обратить внимание на «слабые» стороны.
Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета – это опора педагогов и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи, он стремится привлечь родителей и детей к организации дел группы и детского сада, решению проблем жизни коллектива.
Организация совместной деятельности родителей и детей – одна из главных задач педагогов и образовательного учреждение – сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализации планов по организации совместных дел родителей и детей.
Формы трудовой деятельности: оформление групп, благоустройство и озеленение участков.
Формы досуга – совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнований, конкурсов, КВНы, экскурсионные походы.
Семейные праздники – традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Новой формой, актуализирующей сотворчество детей и воспитывающих взрослых, является семейный праздник в детском саду.
Семейный праздник в детском саду – это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события. Такими особыми днями может стать День матери, День отца, Новый год, День победы, Международный день семьи и т. д.
Семейный театр – на протяжении всей истории общественного дошкольного воспитания театральная деятельность развивалась без учета семейного опыта. Развитие партнерских отношений с семьей открывает новые возможности для развития театрализованной деятельности детей и взрослых в форме семейного театра. Семейный театр в детском саду как творческое объединение нескольких семей и педагогов (воспитателей, музыкального руководителя и руководителя театральной студии детского сада).
Проектная деятельность — все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они имеют роль воспитывающих взрослых и управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в команде, овладевать способами коллективной мыслительной деятельности; осваивать алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам родителей, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей детей с целью реализации проекта.
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования; посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду; индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты, праздники, создание памяток, переписка по электронной почте.
Образование родителей: организация «школы для родителей» (семинары, лекции, семинары-практикумы, проведение мастер-классов, тренингов.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров, конкурсов, концертов, маршрутов выходного дня (в музей, библиотеку и пр, семейных праздников, прогулок, экскурсий, участия в детской исследовательской и проектной деятельности, портфолио.
Список литературы
- Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание.- 2002. -N 9- С. 52 — 58.
- Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание.- 2000.- N 1. — С. 41 — 49.
- Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. — М.: Линка-Пресс. — 2001. — С. 25 — 26.
- Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание.- 2001. -N 8. — С. 57 — 59.
- Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. -2002. -N 8. — С. 8 — 13.
- https://www.maam.ru/detskijsad/osnovnye-napravlenija-i-formy-vzaimodeistvija-s-semei.html
Электронная библиотека
Социальная работа / Методика социальной работы с семьей / 2.6. Основные направления социальной работы с семьей
В целом выделяют три основных направления социальной работы с семьей: диагностическое, реабилитационное, профилактическое.
Диагностика
предусматривает сбор и анализ информации о семье и ее членах, выявление проблем. Диагностика семьи – трудный и ответственный процесс, который требует от социального работника соблюдения следующих принципов:
1) объективности;
2) взаимодополняемости и проверки получаемой информации;
3) клиентоцентризма (отношения к проблеме в соответствии с интересами клиента);
4) конфиденциальности, адекватности методов и методик;
5) соблюдения права клиента на невмешательство в частную жизнь и умения предвидеть возможные варианты его реакции на предлагаемые действия.
Диагностика семьи – длительный процесс, который не допускает непродуманных выводов. Для диагностики развития семейной ситуации могут быть использованы такие методы работы, как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.
Достаточную информацию для принятия решения, разработки коррекционных программ помощи дают
шкальные, карточные, проективные, ассоциативные, экспрессивные методики.
Много полезной информации специалист получает, применяя
биографический метод
и проводя
анализ документации
, касающейся семьи и ее членов, их прошлого и настоящего, представлений о будущем.
На основании полученного диагностического материала можно составить социальную карту семьи
, в которой будут содержаться сведения о ее членах, их возрасте, образовании родителей и детей, их специальностях, месте работы мужа и жены, доходах семьи, состоянии здоровья, жилищных условиях, основных проблемах взаимоотношения в семье. Можно также установить, к какому фактору группы риска ее можно отнести. В этой карте желательно сделать прогноз экономического развития семьи, предложить вариант помощи (экстренную, стабилизирующую, профилактическую) и аргументировать необходимость реабилитации. Для составления карты семьи можно использовать данные, содержащиеся в социально-педагогическом паспорте.
Реабилитация –
это система мер, позволяющих восстановить утраченное благополучие в семейных отношениях или сформировать новые. В целях реабилитации семьи, ее членов в мировой практике используются учреждения социального обслуживания семьи и детей, территориальные центры, приюты (убежища), медико-психолого-социальные и мультидисциплинарные кризисные центры. Содержанием их деятельности является оказание членам семьи или отдельному человеку помощи различных видов (юридической, медицинской, психологической, социальной), для того чтобы поддержать или увеличить ресурсы, переориентировать членов семьи на другие ценности, сменить их установки.
В подобных учреждениях члены семьи могут получить консультацию у специалистов, посетить групповые занятия, включиться в одну из реабилитационных программ.
Кроме того, реабилитационная работа специалиста социальной сферы выполняется с помощью различных процессов и методик:
· во-первых, это кризисные варианты помощи семье или отдельным ее членам («телефон доверия», экстренная психологическая помощь в приюте, стационаре, выезд в семью по показаниям супервизора);
· во-вторых, помощь в населенном пункте, где отсутствуют соответствующие социальные службы и специалисты. В данном случае могут использоваться: работа тренинговых групп, методики снятия напряжения, индивидуальное и групповое консультирование, семинары. Обеспечивать реализацию программы могут передвижные бригады;
· в-третьих, осуществляется патронаж (покровительство). В социальной работе этот термин приобретает более широкий смысл: это система специального обслуживания людей некоторых категорий, требующих особого внимания, в домашних условиях. Патронаж осуществляется с целью мобилизации внешних и внутренних ресурсов.
Патронаж имеет огромное значение при возвращении в семью лица, прошедшего определенную реабилитационную программу. В этом случае патронаж должен начинаться задолго до окончания курса реабилитации в детском учреждении или кризисном центре.
Выделяют следующие этапы патронажа:
1) подготовку
–
предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление вопросов для собеседования и т.п.;
2) вступительную часть
–
непосредственное знакомство с членами семьи, сообщение о цели визитов, о возможной помощи;
3) сбор и оценку информации
–
выяснение состава и условий проживания семьи, взаимоотношений в ней, методов воспитания детей, финансовой ситуации, состояния здоровья членов семьи; сбор сведений о событиях, значимых для ребенка или родителя (потеря работы, родственников, развод и т.д.); заполнение социальной карты; выделение проблем, которые может решать служба социальной защиты;
4) заключение
–
резюмирование для членов семьи (родителей) сути стоящих перед ними проблем; совместный выбор тактики дальнейших действий; информация о видах помощи, которые могут быть предложены; сообщение подробных адресов социальных служб;
5) установление связей
с другими специалистами, работающими с семьей (социальными педагогами школ, инспекторами по охране прав ребенка, специалистами органов образования, здравоохранения, управления внутренних дел и др.);
6) отчет
–
подробное описание результатов визита в акте обследования семьи; составление индивидуальной программы дальнейшей работы с семьей.
В зависимости от характера имеющихся семейных проблем, их сложности, остроты или запущенности на различных стадиях патронажа реализуются так называемые программы-минимум и программы-максимум.
Программы-минимум
обращены к ситуациям, связанным с внезапной утратой чего-то очень ценного в семье: физического здоровья, родных и близких, работы, квартиры и имущества вследствие пожара и т.
д. В таких случаях усилия социального работника направляются на восстановление в относительно короткие сроки способности членов данной семьи оптимально функционировать несмотря на наличие объективных и часто необратимых ограничений и потерь.
Программа-максимум
предназначена для оказания помощи в крайних ситуациях неблагополучия, при необходимости не только компенсировать утраченное, но и добиться переориентации жизненной позиции, заменить или скорректировать прежние поведенческие схемы членов семьи. Перемены, особенно масштабные, требуют длительной работы с приложением значимых усилий, объединения потенциалов разных специалистов и служб.
В ряде случаев помимо описанных действий требуется консультативная и психотерапевтическая работа с семьей или отдельными ее членами, направленная на систему семьи в целом Могут быть использованы различные методики активной работы, в том числе приемы системной семейной терапии.
Методика социального патронажа будет рассмотрена в подразделе 3.2.
Патронаж можно считать удачной формой не только закрепления достигнутого при реабилитации, но и своеобразной профилактикой. Реабилитация предусматривает три уровня работы с семьей:
1) индивидуальный
(консультирование, патронаж);
2) групповой
(тренинг, проектирование);
3) общинный
(социальные акции, социальное творчество, массовые праздники).
Профилактика
представляет собой комплекс превентивных мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем. Один из путей профилактики – разработка специальных обучающих и просветительских программ. Так, например, исследование проблем семьи и семейного воспитания показывает, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов в вопросах накопления и освоения необходимых знаний и навыков регулирования взаимоотношений, создании таких условий, которые позволят удовлетворять в достаточной мере и на необходимом качественном уровне физиологические, эмоциональные, интеллектуальные потребности ребенка.
В основу программ просвещения закладываются концепция и модели, выходящие за рамки простого воспитания родителей. Они ориентируют взрослых на расширение самостоятельности при решении возможных проблем во взаимоотношениях с разными людьми, при выборе поведения в разных ситуациях.
Хямяляйнен Ю., например, предлагает использовать несколько пробных моделей:
· модель А. Адлера основана на сознательном и целенаправленном изменении поведения родителей, других членов семьи, с учетом принципов взаимоуважения, единения, сотрудничества, равенства. Задача состоит в том, чтобы научить родителей уважать уникальность ребенка, признавать его индивидуальность, обеспечивать неприкосновенность личности, разбираться в мотивах его поступков;
· учебно-теоретическая модель Б. Скиннера провозглашает переучивание или научение родителей быстрыми темпами при положительном или отрицательном подкреплении, а также при отсутствии подкрепления. Целью программ, построенных на основе данной модели, является обучение родителей умениям наблюдать за поведением своего ребенка, анализировать и регулировать его;
· модель чувственной коммуникации Т. Гордона ориентирует родителей на диалогичность общения и стремится способствовать формированию умений, во-первых, активно слушать, во-вторых, руководствоваться установкой «оба правы» и, в-третьих, давать ребенку возможность выражать собственное мнение;
· модель М. Джеймса и Д. Джонгарда основана на транзактном анализе, на признании того факта, что реагировать и действовать человек может по-разному: по-детски, по-родительски, по-взрослому. Умение понимать это поможет членам семьи научиться регулировать свои взаимоотношения при помощи уступок, компромиссов, договоренности.
Просвещение родителей, других членов семьи как элемент профилактики может проходить и в процессе тренингов, которые позволяют формировать у них навыки преодоления трудностей, регулирования взаимоотношений или обучают умениям вырабатывать аналогичные навыки у других. В этом случае тренинги ориентированы на развитие коммуникативной компетентности членов семьи, супругов, родителей и предполагают несколько взаимосвязанных этапов:
1) пролог;
2) восхождение;
3) выработку индивидуальных тактик, их проигрывание;
4) рефлексию;
5) последействия.
Таким образом, социальная работа с семьей включает в себя экономический, юридический, психологический, социальный и педагогический аспекты и, следовательно, требует от специалиста знания основ этих наук, владение их технологиями.
Социальная защита семьи имеет и определенное экономическое содержание, которое также реализует в своей практической деятельности социальный работник, а именно:
· обеспечение жилищной помощи и субсидиарной помощи других видов;
· предоставление льгот по оплате транспортных, коммунальных услуг;
· оказание медицинской, юридической и социальной помощи;
· льготное снабжение продовольствием и товарами первой необходимости;
· поддержка в сфере образовательных услуг, занятости, предпринимательства.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: | — Встречи-знакомства; — Посещение семей; — Анкетирование семей. |
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: | -Дни отрытых дверей; -Индивидуальные и групповые консультации; — Родительские собрания; — Оформление информационных стендов; — Организация выставок детского творчества; — Приглашение родителей на детские концерты и праздники; — Создание памяток, интернет — журналов, переписка по электронной почте. |
Образование родителей: | — Организация «школы для родителей» (лекции, семинары, проведение мастер-классов, создание библиотеки). |
Совместная деятельность: | — Привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов; — Маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.). — Семейных праздников, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности. |
Наглядная информации для родителей
Стратегическая форма (многолетняя) | — Относятся сведения о целях и задачах развития детского сада на дальнюю и среднюю перспективы; — О реализуемой образовательной программе; — Об инновационных проектах дошкольного учреждения; — О дополнительных образовательных услугах. |
Тактическая (годичная) | — Относятся сведения о педагогах и график их работы (например, педагог-психолог) — Режим дня; — Задачи и содержание воспитательно-образовательной работы в группе на год. |
Оперативная | — Сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе (детском саду, районе, городе); — Акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах, совместных проектах. |
Взаимодействие детского сада с семьей
Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей должно стать создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка.
Для того чтобы воспитывать, не нарушая, а утверждая гармоничное, целостное развитие личности ребенка, родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга; следует научиться видеть друг в друге не средства решения проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
В связи с этим основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:
*изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
*знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития важных интегративных качеств ребенка (любознательности, эмоциональной отзывчивости, способности выстраивать взаимодействия с взрослым и сверстниками и др.), а также знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
*информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
*создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты;
*привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
*поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Совместная деятельность
Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей.
Для ребенка особую ценность имеют: стремления к овладению телом, психическими функциями, социальными способами взаимодействия с другими людьми; потребности в любви, одобрении; потребности к удержанию освоенных действий через их регулярное воспроизведение, потребности в ознакомлении с окружающим миром.
Для родителей особую ценность представляют: потребности быть успешными в воспитании ребенка, в понимании, уважении педагогами детского сада, самоуважении, свободе, саморазвитии и пр.
Для педагогов важны следующие: потребности быть успешными в сфере профессиональной деятельности по воспитанию, обучению и развитию детей, в личностном и профессиональном самосовершенствовании, внимании и понимании родителями воспитанников и пр.
Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах. Это могут быть акции, ассамблеи, вечера музыки и поэзии, посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждениями культуры и искусства, по запросу детского сада (стр.290).
Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты и семейный календарь. Одна часть семейного календаря, разрабатываемая педагогами с учетом воспитательно-образовательной работы в детском саду, может включать следующие сведения: о сезоне, а также о сезонных народных праздниках и рекомендации по их проведению в семье с учетом возраста детей; о всемирных, всероссийских государственных, областных, городских, районных праздниках и рекомендации по их проведению в семье с учетом возраста детей; о профессиональных праздниках, отмечаемых в семье, и рекомендации по организации с детьми бесед о профессиях. Афоризмы о воспитании; рекомендации по организации разнообразной деятельности в семье – семейного чтения, семейных прогулок на природу, экскурсий в музей, на выставки.
Вторая часть, планируемая семьей, может содержать следующие сведения: о семейных праздниках – днях рождения членов семьи, родных, друзей семьи, а также о семейных прогулках, поездках, о семейном отдыхе, о достижениях ребенка.
Семейный календарь рождает у родителей и прародителей идеи будущих совместных дел в семье и детском саду, направленных на проявление внимания, чуткости, щедрости по отношению к другим людям, способности замечать и восхищаться красотой своей Родины, души человека.
Использование в работе названных форм взаимодействия с семьей позволяет успешно реализовать основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: | — Встречи-знакомства; — Посещение семей; — Анкетирование семей. |
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: | -Дни отрытых дверей; -Индивидуальные и групповые консультации; — Родительские собрания; — Оформление информационных стендов; — Организация выставок детского творчества; — Приглашение родителей на детские концерты и праздники; — Создание памяток, интернет — журналов, переписка по электронной почте. |
Образование родителей: | — Организация «школы для родителей» (лекции, семинары, проведение мастер-классов, создание библиотеки). |
Совместная деятельность: | — Привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов; — Маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.). — Семейных праздников, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности. |
Наглядная информации для родителей
Стратегическая форма (многолетняя) | — Относятся сведения о целях и задачах развития детского сада на дальнюю и среднюю перспективы; — О реализуемой образовательной программе; — Об инновационных проектах дошкольного учреждения; — О дополнительных образовательных услугах. |
Тактическая (годичная) | — Относятся сведения о педагогах и график их работы (например, педагог-психолог) — Режим дня; — Задачи и содержание воспитательно-образовательной работы в группе на год. |
Оперативная | — Сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе (детском саду, районе, городе); — Акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах, совместных проектах. |
Взаимодействие детского сада с семьей
Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей должно стать создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка.
Для того чтобы воспитывать, не нарушая, а утверждая гармоничное, целостное развитие личности ребенка, родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга; следует научиться видеть друг в друге не средства решения проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
В связи с этим основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:
*изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
*знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития важных интегративных качеств ребенка (любознательности, эмоциональной отзывчивости, способности выстраивать взаимодействия с взрослым и сверстниками и др.), а также знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
*информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
*создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты;
*привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
*поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Совместная деятельность
Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей.
Для ребенка особую ценность имеют: стремления к овладению телом, психическими функциями, социальными способами взаимодействия с другими людьми; потребности в любви, одобрении; потребности к удержанию освоенных действий через их регулярное воспроизведение, потребности в ознакомлении с окружающим миром.
Для родителей особую ценность представляют: потребности быть успешными в воспитании ребенка, в понимании, уважении педагогами детского сада, самоуважении, свободе, саморазвитии и пр.
Для педагогов важны следующие: потребности быть успешными в сфере профессиональной деятельности по воспитанию, обучению и развитию детей, в личностном и профессиональном самосовершенствовании, внимании и понимании родителями воспитанников и пр.
Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах. Это могут быть акции, ассамблеи, вечера музыки и поэзии, посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждениями культуры и искусства, по запросу детского сада (стр.290).
Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты и семейный календарь. Одна часть семейного календаря, разрабатываемая педагогами с учетом воспитательно-образовательной работы в детском саду, может включать следующие сведения: о сезоне, а также о сезонных народных праздниках и рекомендации по их проведению в семье с учетом возраста детей; о всемирных, всероссийских государственных, областных, городских, районных праздниках и рекомендации по их проведению в семье с учетом возраста детей; о профессиональных праздниках, отмечаемых в семье, и рекомендации по организации с детьми бесед о профессиях. Афоризмы о воспитании; рекомендации по организации разнообразной деятельности в семье – семейного чтения, семейных прогулок на природу, экскурсий в музей, на выставки.
Вторая часть, планируемая семьей, может содержать следующие сведения: о семейных праздниках – днях рождения членов семьи, родных, друзей семьи, а также о семейных прогулках, поездках, о семейном отдыхе, о достижениях ребенка.
Семейный календарь рождает у родителей и прародителей идеи будущих совместных дел в семье и детском саду, направленных на проявление внимания, чуткости, щедрости по отношению к другим людям, способности замечать и восхищаться красотой своей Родины, души человека.
Использование в работе названных форм взаимодействия с семьей позволяет успешно реализовать основную общеобразовательную программу дошкольного образования.