Консультация для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ в условиях ФГОС »


Консультация для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ в условиях ФГОС »

Консультация для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ в условиях ФГОС до»

Консультация для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ в условиях ФГОС до»

Консультация для педагогов ДОУ

«Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ

в условиях ФГОС ДО

»

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие это актуальный вопрос на сегодняшний день. Термин «взаимодействие»

предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Новые
формы взаимодействия педагога с родителями предполагают диалог
, установление
«обратной связи»
.

Формы общения педагога с родителями

Содержание работы с родителями

реализуется через разнообразные
формы
. Главное — донести до
родителей знания
. Существуют традиционные и
нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников
, суть которых — обогатить их
педагогическими знаниями
. Традиционные
формы
подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-
информационные
.

Коллективные формы

.

К коллективным формам относятся родительские собрания

. Это целесообразная и действенная
форма работы
воспитателей с коллективом
родителей
, организованное ознакомление с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в
условиях
детского сада и семьи. Собрание должно быть целенаправленным, т. е. иметь определенную цель, отвечать запросам и интересам
родителей
, иметь четко обозначенный практический характер. Выбор темы определяется задачами годового плана. Целесообразно подготовить краткие памятки.

Следующая коллективная форма взаимодействия с родителями – конференция

. Ее задача – пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Конференции включают обмен опытом
родителей
, например, по темам
«Досуг в семье»
или
«Физическое развитие ребенка в семье»
.
Родители
могут поделиться своим опытом. В ходе конференции используется комплекс методов – наглядные материалы, презентации, выступления специалистов.

Индивидуальные формы

.

К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся беседы и консультации

.

Беседы – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей

, систематического общения с отцом и матерью ребенка, другими членами семьи. Цели
педагогической
беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу и достижение единой точки зрения, оказание
родителям
своевременной помощи. Беседа предполагает диалог, но ведущая роль принадлежит воспитателю.

Консультации организуют для того

, чтобы ответить на все вопросы
родителей
.
Консультации близки к беседам
. Основная разница в проведении этих
форм заключается в том
, что
педагог
стремится дать квалифицированный совет научить чему-либо. Их могут проводить врач, музыкальный руководитель, воспитатель, психолог, логопед.

Наглядно-информационные

Наглядные формы

играют важную роль во взаимодействии с семьей. Рассмотрим их подробнее.

День открытых дверей. Родители

наблюдают за деятельностью детей, воспитателей. Они узнают детский сад
«изнутри»
, знакомятся с организацией предметно-игровой среды, видами детской деятельности.

Папки-передвижки называются так потому, что даются в семьи на временное пользование. Они содержат конкретный материал о восприятии и образовании детей. В папку-передвижку помещают конкретные рекомендации, памятки, вырезки из газет, фото, брошюры, цитаты и др. Например: «Что делать, если ребенок не хочет убирать игрушки»

,
«Как уложить ребенка спать?»
.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями

направлены на привлечения
родителей к ДОУ
, установления
неформальных контактов
.

К формам общения педагога с родителями относятся

:

1. информационно-аналитические

2. досуговые,

3. познавательные,

4. наглядно- информационные формы

.

Информационно-аналитические формы

направлены на выявление интересов, запросов
родителей
, установление эмоционального контакта между
педагогами
,
родителями и детьми
. Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт;
«почтовый ящик доверия»
или
«телефон доверия»
, куда
родители
могут помещать волнующие их вопросы и дать советы
родителям и сотрудникам д/с
. Это поможет лучше ориентироваться в
педагогической
потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.

Досуговые формы – совместные досуги

, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые,
неформальные
, доверительные отношения, эмоциональные контакты между
педагогами и родителями
, между
родителями и детьми
.

Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители

становятся более открытыми для общения. Эта
форма
может стать в детском саду культурным центром, сплачивающим
родителей — единомышленников
.

Семейные театры, концерты, игры — конкурсы с участием членов семьи, где дети смотрят на родителей и болеют за них

. Игры:
«Ярмарка»
,
«Поле чудес»
,
«Угадай мелодию»
,
«Что, где, когда?»
, конкурс кулинаров
«Сладкий час»
. Можно организовать интересные конкурсы
«Успешный родитель»
,
«Семья года»
. Как известно, единая цель и общие переживания сближают взрослых и детей.

Познавательные формы

выполняют доминирующую роль в повышении психолого-
педагогической культуры родителей
. Их суть ознакомление
родителей
с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста,
формирование
практических навыков воспитания детей. Основная роль принадлежит собраниям
нетрадиционной формы
.
Нетрадиционные — это значит
, на
родительских
собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших после
работы родителей
, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный откровенный и деловой разговор. Всё это повышает интерес
родителей
к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует
родителей
на решения проблем воспитания.

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний

«Педагогическая лаборатория»

. Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие
родителей
в различных мероприятиях. Проводится анкета
«Родитель – ребенок – детский сад»
. Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы
педагог ближе узнал ребенка
, его особенности.
Родителей
знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения
родителей
, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция»

. За 2 недели
родителям
сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где
родителям
дается какое – либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций.
Педагог
просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний, и
родители комментируют
, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.

«Аукцион»

. Собрание проходит в виде
«продажи»
полезных советов по выбранной теме в игровой
форме
. Например,
формирование
фонематического восприятия.
Педагог
дает понятие – фонематическое восприятие. Совместно с
родителями он анализирует
, почему так важно развивать его у ребенка, затем предлагает
родителям поделиться советами
, своим опытом, какие игры, приемы можно использовать для его
формирования
. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки
(т. е. советы продаются за фишки)
. Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд
«Копилка родительского опыта»
.

«Семинар – практикум»

. На собрании могут выступать воспитатель,
родители
, психолог и другие специалисты. Совместно с
родителями
происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как
педагог
, так и
родители
, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему
«Роль игры в речевом развитии детей»
. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем
родителям
предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.

«Душевный разговор»

. Собрание рассчитано не на всех
родителей
, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы
(в общении со сверстниками, агрессивность и др.)
. Например, ребенок – левша. С
родителями
проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенности их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка: слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты.
Родителям
даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка.
Родителям
предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Мастер – класс»

. Собрание, на котором
родители
демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Собрание имеет подготовительный этап:
педагог
предлагает нескольким
родителям
провести маленький урок – поделиться опытом по развитию у детей, например, связной речи.
Родители
дают практические советы, показывают ролевую сценку или игру, например, составление загадок
«Узнай по описанию»
. В конце собрания подводится итог, и
родители
предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде
«Копилка родительского опыта»
.

«Ток – шоу»

. Собрание такой
формы
подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают
родители
, воспитатели, специалисты. К примеру, возьмем кризис 3-х лет.
Родителям
предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса

3-х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители

сами определяют пути решения проблемы.

«Вечера вопросов и ответов»

. Предварительно
родителям
дается задание продумать,
сформулировать
наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими
родителями
подобрать оптимальные пути их решения.

«Тренинговые игровые упражнения и задания»

. Они помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные
формы
обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные
конструктивными
.
Родитель
, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

Игра «Попадания»

. С детьми заранее была проведена беседа, и ответы детей были записаны на магнитофон: Что ты любишь делать? Твое любимое блюдо? Любимая сказка? и т. д. На собрании
родителям
были предложены те же вопросы: Любимое блюдо вашего ребенка, любимая игра.
Родители
письменно давали ответы, а затем сравнивали свои ответы с ответами детей. Таким образом,
родители
сами делали вывод о том, как хорошо они знают своего ребенка.

«Создание рисунка по кругу»

. Участники рисуют на листе бумаги рисунок. По команде, рисование прекращается, а рисунок передается соседу справа, который продолжает рисовать дальше. Так продолжается, до тех пор, пока рисунки не обойдут круг.

«Я такой же, как ты»

. В руках у ведущего мяч. Тот, кому он достанется, бросает его любому и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: Я такой же, как ты, потому что …». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или не согласие, и обращается к другому участнику.

Если тема собрания — развитие моторики. Родители

играют с пластилином, с крупами, с тестом. Провести обучение
родителей
пальчиковой гимнастике предложить рисовалки, обводилки и прочее.

Если тема связана с развитием речи. Предложить различные игры и упражнения на развитие речи: «Скажи наоборот»

,
«Продолжи фразу»
.

Для пополнения родительских

знаний о психологическом здоровье, об эмоциональных состояниях использую психологические игры, упражнения на саморегуляцию, на снижение психо-эмоционального напряжения.

Наглядно – информационные формы необходимы

, чтобы правильно оценить деятельность
педагогов
, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания. Например, открытые занятия для
родителей
, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских
работ
.

— Открытые занятия. Проведение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по-разному. Например, в одном случае родители

в качестве гостей посещают занятия, где преодолевается их поверхностное суждение об образовательном процессе в д/с, профессии воспитателя. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об образовании детей в семье. В другом случае
родители
могут быть активными участниками
педагогического процесса
. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания
педагога и т
. д. Здесь папы и мамы выступают в качестве партнёров воспитателя. Также можно подключать их к участию в игровой, досуговой и трудовой деятельности детей.

— Встречи с интересными людьми – это встречи с родителями разных профессий

. Также
родители
могут познакомить детей с культурой своего народа через быт, традиции, фольклор, угощения.

— Привлечение пап и мам к участию в субботников, озеленению, и постройки снежных городков на территории детского сада, так же принимать участие в смотрах – конкурсах.

Родительские уголки

. Эта
форма работы
является традиционной. Для того, чтобы она была действительной, помогала активизировать
родителей
, можно и нужно ее разнообразить:

— Создание газеты для родителей

по каждой группе или по детскому саду с разными рубриками

— Листы активности: они содержат материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

— Мероприятия по обмену опытом среди родителей «Копилка родительских советов»

— Фотомонтажи

Информационные

листы с развёрнутой
информацией о каждом ребёнке
,
оформленные родителями совместно с детьми
.

— Выставки, оформленные с родителями

:
«Наши любимцы»
— фото любимых животных,
«Мая малая Родина»
— конкурс фотографий родного края,
«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»
— фото детей на свежем воздухе в разное время года

— Стенды, оформленные совместно с родителями

:
«Когда мы были маленькие…»
— рассказы мам и пап,
«Я умею, я могу, я люблю»

информация об умениях
, достижениях, интересах ребёнка,
«Устами младенца»
— юмористические высказывания детей

— Создание родителями

альбомов после праздников

Для того чтобы работа

была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с
родителями
можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном.

«Устный журнал»

— одна из целесообразных
форм работы с коллективом родителей
, позволяющая ознакомить их сразу с несколькими проблемами воспитания детей в
условиях
детского сада и семьи, обеспечивает пополнение и углубление знаний
родителей
по определённым вопросам.

«Еженедельные записки»

. Еженедельная записка, адресованная непосредственно
родителям
, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую
информацию
.

«Неформальные записки»

. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы
информировать
семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

«Доска объявлений»

. Доска объявлений — это настенный экран, который
информирует родителей
о собраниях на день и др.

«Отчеты»

. Письменные отчеты о развитии ребенка — это одна из
форм общения с семьями
, которая может быть полезна при
условии
, чтобы она не заменяла личных контактов.

Существуют приемы создания ролей для родителей

.

Родители

могут играть разные
формальные и неформальные роли в программе
. Ниже приведены некоторые из них.

Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей

в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Доброволец. У родителей

и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

И самое главное!

Чтобы работа с родителями

проходила у вас продуктивно

1. Общайтесь с родителями

без напряжения и тревоги, доброжелательно, заинтересованно.

2. Дайте родителям

почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Постарайтесь понять родителей

, правильно определите наиболее волнующие их проблемы.

4. Словом и делом помогите родителям

находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций,
формируйте
у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других
педагогов детского сада
.

5. Важно, чтобы родители всех воспитанников

: и благополучных, и трудновоспитуемых, ушли из ДС с верой в своего ребенка и в вас.

Цель взаимодействия ДОУ и семьи

Определение 1
Взаимодействие – это один из способов организации совместной деятельности, осуществляемой на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Определение 2

Сотрудничество – это общение, основанное «на равных», при котором никому из участников не принадлежит привилегия контролировать, оценивать или указывать.

В настоящее время вся система деятельности ДОУ направлена на принятие семьи воспитанника как основного и самого главного лица, принимающего непосредственное участие в процессе воспитания и обучения ребенка. Именно поэтому участие семьи воспитанника в педагогическом процессе ДОУ способствует повышению качества образования детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что каждый родитель намного лучше знает своего ребенка, его интересы и соответственно способен выработать необходимую стратегию его дальнейшего развития.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Замечание 1

Основная цель взаимодействия ДОУ и семьи: обеспечение оптимизации преемственности воспитания ребенка в ДОУ и семье, оказание родителям необходимой профессиональной помощи по вопросам воспитания.

Выделяют две основные формы взаимодействия ДОУ и семьи: традиционные и нетрадиционные.

Определение 3

Формы взаимодействия – это способы организации совместного общения и деятельности.

Традиционные формы общения являются проверенными временем, используются достаточно давно, используются всеми воспитателями ДОУ, Нетрадиционные формы появились относительно недавно, их применение в практике не столько распространено как традиционных форм.

Определение 4

Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и родителей – это формы общения и деятельности, организуемые между родителями и ДОУ и используемые с целью установления неформальных контактов с родителями.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями 480 ₽ Реферат Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями 240 ₽ Контрольная работа Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]