«Программа «Детство». Основные направления развития ребенка-дошкольника
Наталья Стребкова
«Программа «Детство». Основные направления развития ребенка-дошкольника
«Программа «Детство»
.
Основные направления развития ребенка-дошкольника»
Детство – это летний ветер,
Парус неба и хрустальный звон зимы.
Детство – это значит дети,
Детство – это значит мы!
Р. Рождественский
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенкас ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Особенности содержания программы Детство
Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направленона их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства.
В каждом разделе программыпредусматривается действие общего механизма:
происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе.
Девиз Программы Детство
«Чувствовать-Познавать-Творить»
.
Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка, гармонию взаимодействия со сверстниками и взрослыми, предметным и природным миром. Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре.
Линия познания. Задача программы — способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Линия самостоятельности и творчества детей. Задача программы — обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.
Принципы программы «Детство»
полноценного проживания ребёнком всех этапов детства
построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
содействия и сотрудничества детей и взрослых.
поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничества с семьёй;
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает.
В то же время ребенок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать.
Все эти новые черты современного дошкольного детства нашли отражение в Программе.
В обновленной Программев соответствии с ФГОС дошкольного образования:
определены задачи,содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие,
Познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие,
Физическое развитие;
описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; особенности организации педагогической диагностики и мониторинга;
охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
На современном этапе программа «Детство»
представляет собой единый
программно-методический комплекс,включающий:
программу «Детство»
для детей от рождения и до 7 лет;
методическое обеспечение реализации содержания программы в дошкольных образовательных организациях и в семье;
методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство»
.
мониторинг развития ребенка и образовательного процесса в условиях реализации программы «Детство»
.
К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития качеств ребенка:
— Сформированы основные физические качества
— Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры,
— Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире
— Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
— Способен самостоятельно действовать
— Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
— Откликается на эмоции близких людей и друзей.
— Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
— Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства
— Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми
— Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником
— Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых
— Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
— Соблюдает правила поведения на улице в общественных местах
— Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, гак и им самим;
— Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке,
— Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
— Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
— У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
— сформированны социальных чувств и нравственных переживаний воспитанников;
— повышен уровень познавательной активности и любознательности;
— сформировано умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию;
— повышен уровень развития речи;
— повышен уровень творческой активности детей и творческой самостоятельности;
Структура и содержание программы
Комплексная программа «Детство» направлена на творческую самореализацию и развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Структура Программы представлена следующими образовательными областями:
- Познавательное развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Физическое развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
Основная цель Программы – создание оптимальных условий, предоставляющих каждому воспитаннику детского сада возможности полноценно взаимодействовать с окружающим миром, посредством разного рода деятельности.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Содержание Программы в соответствии с ФГОС ДО предполагает:
- Наличие трех разделов: целевой, содержательный и организационный.
- Наличие представления об особенностях организации воспитательно-образовательного процесса в разных возрастных группах.
- Характеристику особенностям развития детей дошкольного возраста и ожидаемым результатам освоения Программы в разных возрастных группах.
- Постановку задач и ожидаемых результатов освоения Программы, на их основании наполнение содержания по каждой образовательной области в каждой возрастной группе.
- Раскрытие особенностей игры и игровой деятельности, как особенного развивающего пространства ребенка-дошкольника.
- Описание вариативных форм, методов, средств и способов эффективной реализации Программы.
- Описание особенностей образовательной и иной деятельности детей, в зависимости от их возраста.
- Основные направления и способы поддержания детской инициативы.
- Особенности организации педагогического мониторинга и диагностики.
- Дана характеристика особенностям взаимодействия между педагогическим коллективом и семье воспитанника.
- Представлены необходимые методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы ДОУ.
- Определены содержание методических материалов, а также основных методов и средств воспитания и обучения.
- Представлен режим дня для каждой возрастной группы, а также режим дня на период адаптации детей к условиям ДОУ.
- Раскрыты особенности проведения традиционных для ДОУ мероприятий и особенности организации предметно-развивающей среды группы.
- Приложение Программы содержит примерные парциальные образовательные программы.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Комплексная программа «Детство» 450 ₽ Реферат Комплексная программа «Детство» 240 ₽ Контрольная работа Комплексная программа «Детство» 250 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Принципы, на основании которых реализуется Программа:
- Принцип образования и развития
- Принцип сохранения и укрепления здоровья воспитанников
- Принцип сотрудничества с семьей воспитанника
- Принцип приобщения детей к социальным и культурным принципам
- Принцип опоры на традиции семьи, общества и государства
Особенности содержания Программы
Основной особенностью Программы является то, что ее содержание человекоориетированно и направлено на воспитание гуманного отношения у детей к окружающему миру.
Программа направлена на удовлетворение наиболее актуальных потребностей современных дошкольников, посредством их взаимодействия с разными сферами культуры (изобразительное искусство, музыка, родной язык и т.д.). Именно такое обширное и разнообразное содержание Программы является основой для полноценного и разностороннего развития творческих и познавательных способностей детей, их природных склонностей и интересов на всех ступенях дошкольного детства.
Каждый раздел Программы предполагает действие одного общего механизма:
- Ознакомление детей с определенной культурной областью или объектом.
- Увлечение детей данной областью или объектом.
- Освоение каждым воспитанников необходимых умений и навыков, позволяющих самореализоваться в данной культурной области и удовлетворить собственные индивидуальные потребности.
- Проявление детьми самостоятельной творческой активности, посредством усвоенных умений и навыков.
- Создание необходимых условий для эмоционального принятия детьми эстетических и моральных ценностей.
Замечание 1
Таким образом, каждый воспитанник получает собственный социокультурный опыт, который становится фундаментом для дальнейшего полноценного развития ребенка и его готовности к школьному обучению.