Внеклассная работа с детьми с ОВЗ
Педагогическая классификация детей с ОВЗ
Особенности внеклассной работы с детьми с ОВЗ связаны со спецификой их заболеваний. Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке. На основе педагогической классификации выделяются несколько категорий нарушений.
Нарушение слуха (глухие и слабослышащие).
Имеют стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, делающее речевое общение с окружающими посредством устной речи затрудненным или невозможным.
Нарушение зрения (слепые, слабовидящие).
Имеют органическое поражение зрительного анализатора, не дающее использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.
Нарушения опорно-двигательного аппарата.
Имеют органическое поражение двигательных центров головного мозга, приводящее к невозможности или частичному нарушению движений скелетно-мышечной системы во времени и пространстве.
Тяжелые нарушения речи.
Имеют психофизические отклонения, вызывающие расстройства коммуникативной и познавательной (обобщающей) функций речи.
Задержка психического развития
. Имеют замедленный темп формирования высших психических функций, приводящий к стойкому состоянию незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности.
Нарушения интеллектуального развития.
Имеют органическое поражение головного мозга, обусловливающее нарушение высших познавательных процессов и стойкое необратимое нарушение психического развития, в первую очередь, интеллектуального.
Нарушение эмоционально-волевой сферы
(разнородная группа, в т.ч аутизм) Имеют различные клинические симптомы и психолого-педагогические особенности, ведущие к нарушению развития средств коммуникации и социальных навыков.
Комплексное нарушение развития.
Имеют сочетание двух или более первичных нарушений (слабовидящий с ЗПР, слабослышащий с ДЦП)
100 ошибок воспитания, которых легко избежать
О чем эта книга Это самый подробный гид по родительским промахам, способам их избегания и устранения. Автор разбирает самые распространенные ошибки, которые или совершают, или очень боятся совершить все родители. Вы узнаете, как: стать ребенку настоящим другом, не теряя авторитет; общаться с ребенком, не повторяя ошибок своих родителей; правильно реагировать на капризы и непослушание ребенка; удовлетворить потребность ребенка в любви, не балуя его; развивать ребенка с учетом особенностей его личности; привить ребенку правильное представление о счастье и успехе. Кто автор Ольга Маховская — известный психолог, кандидат психологических наук, сотрудник Института психологии РАН, ВГИКа. Стипендиат международных научных программ. Директор по содержанию детского телевизионного проекта «Улица Сезам в России», автор и ведущая программ для родителей. Автор книг «Американские дети играют с удовольствием, французские – по правилам, а русские – до победы», «Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы потом он дал вам спокойно жить».
Купить
Задачи внеклассной работы
Реабилитация и социальное воспитание детей с ОВЗ идет по трем направлениям.
1. «Я как самоценность». Проблемы: неадекватная самооценка, отсутствие устойчивой иерархии мотивов и целеполагания. Задачи: сформировать положительную Я-концепцию, то есть уверенность в доброжелательном отношении других людей, убежденность в успехе в разных видах деятельности и чувства собственной значимости.
2. «Я и ты». Проблемы: нарушения речи, импульсивность, необдуманность поступков и неумение их критически осмыслить. Неумение договариваться, сосредотачиваться на собеседнике. Задача: развить речь, научить осознано общаться, сотрудничать, договариваться, распределять обязанности, хорошо относиться к другим людям и помогать им.
3. «Я и мир». Проблемы: психологическая, моральная, духовная незрелость и отсутствие профессиональных интересов. Задачи: через участие в продуктивной социально полезной деятельности снизить тревогу и страх, развить моральные и духовные качества, помочь определиться с профессией.
Формы внеклассной работы
Индивидуальная
. Стимулирует формирование навыка самостоятельной работы через беседы с педагогами и психологами, подготовку научно-исследовательских и творческих проектов, сольных выступлений, подбор экспонатов к тематическим выставкам, изготовление пособий.
Кружковая.
Развивает врожденные задатки и способности к творческой, научно-технической, спортивной деятельности. Главное, чтобы дети осознавали реальный результат своей работы.
Прикладные кружки.
Вязание крючком, бисероплетение, шитье, столярное дело, вырезание по дереву, флористика (создание коллажей-аппликаций из засушенных растений). Желательно участие работ в выставках, конкурсах, ярмарках. В результате:
- развивается мелкая моторика
- активизируется мышление
- снижается уровень тревожности.
- выявляются профессиональные интересы
Эстетические кружки.
В танцевальных кружках через танец и импровизацию идет обучение нормам поведения, которые переносятся в социум. Театральные кружки развивают речь и коммуникацию, объединяя детей с ОВЗ, здоровых детей и родителей в команду по подготовке к спектаклям. Музыкальные кружки предлагают хоровое пение, игру на шумовых музыкальных инструментах. С детьми, имеющими музыкальные способности, идет работа на индивидуальных занятиях. Такие кружки помогают:
- развить речь
- чувствовать свое тело
- действовать во времени и пространстве
- свободно выражать ощущения и эмоции
- реализовывать свои идеи
- обучаться правилам поведения и конструктивного общения
- формировать эмпатию
- раскрепоститься и повысить самооценку
- развивать творческую и познавательную активность
Технические и IT-кружки.
Автомодельные, ракетомодельные, авиамодельные и судомодельные предлагают интегрированную систему обучения: конструирование моделей, участие в соревнованиях, экскурсии в музеи и на предприятия, встречи со специалистами изучаемой сферы. Те же приемы используются при обучении IT-технологиям. Результатом становится:
- развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, памяти, внимания
- развитие интеллекта
- активизация воображения, образного мышления, изобретательности
- умение работать с информацией
- развитие лидерских качеств
- осознанный выбор профессии
Секции адаптивного спорта,
особенно парусного и конного, предполагающие соответствие высоким духовным ценностям. В целом спорт:
- переносит акцент с «особенностей» развития на развитие способностей
- повышает функциональные возможности организма
- благоприятно воздействует на психику
- мобилизует волю
- расширяет круг общения
- дает навык конкурентной борьбы
Объединяющая
. Создает широкое пространство для общения и формирует навыки продуктивного сотрудничества и коллективного самоуправления. Детские клубы: профильные, творческие, патриотические. Например, «Клуб интеллектуальных игр», «Экологический клуб». Каждый клуб имеет название, устав, работает по секциям и на основе самоуправления.
Школьные музеи: исторические, краеведческие, природоведческие, историко-литературные, художественные. Собирая материал для экспозиций, дети участвуют в походах и научных экспедициях, работают в архивах, ведут переписку. Материалы используются на уроках, с ними знакомят родителей, гостей школы, жителей региона. Так, несколько лет назад на городском конкурсе в Москве победил проект, полнометражный фильм «Что такое Холокост?», созданный на базе школьного музея двумя десятиклассницами, одна из них с ОВЗ.
Если с ребенком трудно
Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными. Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.
Купить
Объединения по типу групп по интересам, групп здоровья, групп выходного дня, использующие мультисенсорную среду: сенсорные интерактивные комнаты, корректирующие нарушения каналов восприятия.
Массовая.
Развивает эмоционально-волевую сферу, познавательные интересы, творческие способности, охватывая одновременно большое количество учащихся и родителей. Формы массовой работы — школьные и региональные концерты и праздники, смотры, предметные декады, олимпиады, военно-спортивные, физкультурно-оздоровительные мероприятия с привлечением родителей. Участие в общероссийских проектах (например, «Лыжи мечты»).
Проект «Лыжи мечты»
Развивающие, ролевые, творческие, подвижные игры, игры-квесты — тоже массовая работа:
- Брейн-ринг «Путь к звездам»
- Игровая программа «Как на масленной неделе»
- Военно-спортивная игра «Зарница»
- Конкурс методических разработок «Всемирный день здоровья»
- «Праздник детства» для ребят школьного возраста в отделении детской травматологии
Задачи духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания решают экскурсии в музеи, картинные галереи, посещение спектаклей, концертов. Но необходимо заранее узнавать о наличии специального оборудования для людей с ОВЗ в помещениях и оговаривать с экскурсоводами особенности подачи информации.
В систему коррекционных мероприятий по экологическому воспитанию и здоровьесбережению входят походы, экскурсии в заповедники и, как анималотерапия, в дельфинарии и океанариумы, посещение конюшен и центров ездовых собак.
Классные часы и беседы.
Воспитывают нравственно, духовно, в духе ЗОЖ. Например, цикл классных часов «Питание и здоровье». Дети выступают с докладами «Полезные продукты», «Витамины в нашей жизни», «Правильное питание и интеллект». Приглашаются для беседы врач-диетолог, шеф-повар.
- Классный час «Хорошее настроение как один из аспектов ЗОЖ»
- Классный час «Добро и благотворительность в современном мире»
- Классный час «Счастье в мелочах, Нужно идти и просто радоваться жизни»
Важность включения ребенка с ОВЗ во внешкольную и внеклассную работу заключается в его успешной социализации, возможности реализовать социальные, духовно-нравственные, эстетические, физические потребности. Дети с ограниченными возможностями здоровья оказываются в ситуации, максимально приближенной к условиям и стилю жизни общества, и имеют все шансы добиться значительных успехов.
Большая книга про вас и вашего ребенка
Каждый родитель был когда-то заведен в тупик поведением своего ребенка. Именно поэтому появилась большая книга по воспитанию, в которой собраны два бестселлера любимого психолога миллионов Людмилы Петрановской. В издание вошли книги «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно». Эту книгу стоило бы прочесть всем родителям. И тем, кого заботит легкое недопонимание, и тем, кто уже было отчаялся найти общий язык с детьми. В ней мы собрали две книги в одной: «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно» — книги, которые могут избавить вас и вашего ребенка от тонн психологической макулатуры. Нередко, став взрослыми, мы забываем, что некогда и сами были детьми. В первой части книги, основываясь на научной теории привязанности, она легко и доступно рассказывает о роли родителей на пути к взрослению: «Как зависимость и беспомощность превращаются в зрелость?» и «Как наши любовь и забота год за годом формируют в ребенке тайную опору, на которой, как на стержне, держится его личность?» Вы сможете увидеть, что на самом деле стоит за детскими «капризами», «избалованностью», «агрессией», «вредным характером». Во второй части книги Людмила расскажет о том, как научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Вы сможете понять, чем помочь своему ребенку, чтобы он рос и развивалс, не тратя силы на борьбу за вашу любовь.
Купить
Психологическое занятие для детей ОВЗ
Коррекционно-развивающее занятия по формированию адекватного отношения к себе: самооценка, самовосприятие детей с ОВЗ (формирование личностных УУД)
Цель
: Формирование адекватной самооценки учащегося. Я — реальный,
я — потенциальный.
Задачи
: Снятие тревожности, неуверенности в своих возможностях, способностях или отсутствия самокритичности.
Ход занятия:
Игра «Если бы я был звездой»
Цель: развитие воображения, осознание детьми своих реальных и потенциальных возможностей.
Описание: психолог предлагает детям пофантазировать и закончить фразу:
- Если бы я был (а) звездой, то я………
- Если бы я был (а) ветром, то я………
- Если бы я оказался (ась) на луне, то я………
- Если бы я жил (а) в прекрасном замке, то я………
- Если бы я был (а) невидимкой, то я………
- Если бы я был (а) самым (ой) добрым (ой), то я………
- Если бы я был (а) воспитателем, то я………
- Если бы я был (а) спасателем, то я………
- Если бы я был (а) врачом, то я……… и т.д.
Игровое упражнение «Я не могу – я могу – я сумею»
Цель:
снижение тревожности ребенка, повышение уверенности в своих возможностях, способностях.
Описание:
психолог представить своего сверстника, который знает на много меньше, чем он, и не может справиться с определенным заданием (не умеет говорить, не знает цифр и т.д.), и изобразить такого ребенка. Затем просит представить и изобразить ребенка, который может справиться с заданием.
Психолог предлагает ребенку положить кисти рук на свои открытые ладони, и вся группа детей произносит «волшебное заклинание»: «Я не могу……» — и каждый по очереди говорит о своих трудностях; «Я могу…….» — и дети очереди говорят, что они могут сделать; «Я сумею…..» — и каждый говорит, что он выполнит задания, если приложить все усилия.
Психолог не комментирует реплики детей, обращая внимание на то, что-то не умеет, что-то не может, и каждый сумеет, если захочет, добиться продвижения вперед и, следовательно, быть не хуже других.
Игра «Заяц-Хваста»
Цель:
гармонизация притязаний на признание.
Описание:
психолог «Давайте вспомним сказку про Зайца-Хвасту и тетку Ворону. В сказке заяц стоял на пенечке перед другими зайцами и хвастал: Я самый умный, я самый смелый, хитрый! А тетка ворона потрепала его за ушко и не разрешила хвастаться. А потом прибежали собаки, поймали тетку Ворону и начали ее трепать, а Заяц помог ей освободиться. И увидела Ворона, что Заяц – не хвата, а молодец. А сейчас каждый из вас побудет немножко Зайцем-Хвастой, встанет на стул и очень громко проговорит: «Я самый, самый…….».
Примечание. Не у всех детей получится с первого раза похвалиться, многие дети будут стесняться выполнить упражнение. Настаивать не стоит, при неоднократном повторении упражнения его выполняют практически все.
После того, как все дети побывали «Зайцем-Хвастой», можно предложить им поразмышлять над тем, что большинство детей на самом деле не хвастались, а говорили правду о себе.
Можно предложить детям, затем повторить фразу о себе, только без слов «самый-самый», а группе хором повторить ту же фразу, например: «Ты умный, красивый и ласковый».
Игра «Круг добра»
(Широкова Т.И.)
Цель:
стимуляция развития положительных эмоций, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания в общении детей друг с другом.
Описание:
дети стоит в кругу, в .
Психолог с помощью считалки выбирает водящего:
— Раз, два, три, четыре, пять,
В круг добра начнем играть,
Водящий быстро появись,
На волшебный стул садись!
Водящий садится на волшебный стул, ему можно предложить закрыть глаза.
Дети, взявшись за руки, говорят слова:
— В круг добра мы встаем,
Ане (Саше….) мы добро пошлем.
Дети подходят к водящему и шепотом дарят добрые слова, и нежные прикосновения, затем быстро возвращаются в круг.
Водящий открывает глаза, благодарит детей, говорит о своих чувствах, ощущениях и выбирает другого водящего.
Упражнение «Встань на его (ее) место»
Цель:
обучение умению понимать и принимать чувство другого человека.
Описание:
психолог описывает детям близкие им жизненные ситуации, предлагает «угадать» чувства героев. Героями ситуаций должны быть как сверстники, так и взрослые.
Примеры ситуаций:
«Когда ребенок упал и разбил коленку, он чувствует…….., его мама чувствует……».
«Когда ребята не хотят играть с Павликом, он чувствует……..»
«Когда дети в классе ссорятся, они чувствуют……., учитель чувствует…..».
«Когда девочка ложится спать, она чувствует……….».
Если дети затрудняются в ответах, можно обыграть ситуации.
Игра «Если да – похлопай, если нет — потопай»
Цель:
развитие коммуникативных навыков детей, слухового внимания.
Описание:
психолог называет предложения, а дети должны оценить их и выразить свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.
Например:
— «Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».
— «Саша отнял игрушку у Миши и побил его, поэтому Миша поссорился с ним».
— «Алене очень понравился Сережа, поэтому она его побила».
— «Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась».
— «Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, обиделся, что сам не сделал этого и поэтому поссорился с Максимом».
Примечание. В конце игры психолог говорит детям, что обида и злость дружат со ссорой, а ссоры делают человека одиноким, так как с ним никто не хочет разговаривать или играть.
Ситуации можно подобрать из жизни детей.
Рефлексия занятия.
Цель:
узнать чувства детей, что им понравилось, а что не понравилось в занятии.
Описание
: психолог детям задает вопросы, которые касаются чувств детей:
«Понравилось ли занятие?»
«Какое упражнение понравилось больше всего?»
«Какое упражнение не понравилось больше всего?»
«Какие чувства вы испытали в течение занятия?»