Консультация для родителей в детском саду по ПДД: «Безопасность детей — забота взрослых»


Статистика

По данным МВД России в январе – июле 2016 года в ДТП погибло 8,1 тысяча человек. В этих ДТП погибли 254 детей, более 8000 детей получили травмы. По мнению экспертов, причиной дорожно-транспортных происшествий является игнорирование водителями правил уличного движения. Однако ответственность за безопасность на дороге лежит и на пешеходах, в том числе, родителях дошкольников.
Чем младше ребенок, тем менее он чувствителен к опасности, малыш не всегда знает и понимает, что именно ему грозит, какие последствия может повлечь за собой то или иное поведение. Именно поэтому мамам, папам, другим близким взрослым очень важно уделять повышенное внимание вопросам безопасности детей, а педагоги должны своевременно информировать родителей о методах и средствах предупреждения несчастных случаев. Одна из форм работы в этом направлении — консультация для родителей в детском саду по ПДД.

Успех выступления перед родителями воспитанников зависит от того, как педагог подготовится к проведению консультации, сможет ли заинтересовать аудиторию, привлечь внимание к проблеме. Подготовка консультации начинается с изучения возрастных особенностей дошкольников с точки зрения восприятия детьми дороги, движущихся транспортных средств.

Как малыши видят и представляют проезжую часть

У ребенка поле зрения уже, чем у взрослого, поэтому дошкольнику трудно определить расстояние до стремительно приближающегося автомобиля. Тем более ребенок не способен вычислить скорость движения транспорта.

Дети раннего, младшего и даже среднего дошкольного возраста не воспринимают автомобиль как нечто потенциально опасное. Малыш устремляется за выкатившимся на дорогу мячом, совершенно не думая о движущихся машинах. Для ребенка главное — вернуть игрушку. Он не понимает, что попытка догнать мяч может оказаться последней. Поэтому чем раньше начата работа по освоению детьми правил дорожного движения, тем больше вероятность спасти малышей от беды. Обо всем этом педагог рассказывает мамам и папам, проводя консультацию по ПДД для родителей.

Паспорт безопасности

С недавних пор в каждой школе в обязательном порядке должен быть паспорт дорожной безопасности. В документ включают схемы зданий на территории школы, план-схему района, где указаны проезжие части, тротуары, «зебры» и пр. Также там прорисовывается движение детей на подходе и отходе от школы. К сожалению, ещё не все школы относятся к паспорту безопасности ответ­ственно. Общественники в рамках акции «Дорога в школу» регулярно мониторят это. «Часто информация в этих документах совершенно не соотносится с действительностью. Например, в схеме, размещённой на сайте школы в Медыни, на месте, где находится сквер, нарисована дорога, – рассказывает активист ОНФ в Калужской области Владимир Потапов. – Стрелочками обозначено движение детей, но при этом на схеме эти стрелочки нарисованы исключительно перед входом в школу, отсутствуют дорожные знаки. Не первый раз видим, когда электронный паспорт без­опасности дорожного движения в школах, к сожалению, превращается в пустой документ, разработанный по принципу «чтобы просто был».

Для безопасности передвижения ребёнка на пути от дома до школы и обратно родителям нужно знать, как нарисовать этот маршрут на бумаге в качестве наглядного пособия. В некоторых образовательных организациях это официальное требование к каждому ученику, и вкладывается начерченный план в портфолио школьника. Маршрут в школу должен быть необязательно самым коротким, необязательно самым быстрым, но обязательно самым безопасным для вашего ребёнка.

Вопрос-ответ

Как правильно перевозить ребёнка в автомобиле?

Что и как рассказывать детям о ПДД

У дошкольников доминирует наглядно-образное мышление, поэтому дословная трактовка Правил дорожного движения с большим количеством абстрактно-теоретических выкладок неприемлема.

Во второй младшей группе малышам рассказывают и показывают, что такое улица, тротуар, дорога с односторонним движением. Также детей знакомят с видами транспорта (легковой и грузовой автомобили, автобус, троллейбус, трамвай), рассказывают о работе водителя, светофоре (красный и зеленый сигналы).

Воспитатели средней группы знакомят детей с двусторонним движением на дороге, желтым сигналом светофора, жестами регулировщика, дорожным знаком «Пешеходный переход», наземном и подземном переходами, классификацией видов транспорта (водный, воздушный, наземный). Объясняют, как передвигаться по тротуару (по правой стороне), вести себя в общественном транспорте.

В старшей и подготовительной группах расширяют представления воспитанников о дороге (осевая линия). Будущим школьникам показывают дорожные знаки («Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Медицинская помощь», «Стоянка», «Движение пешеходов запрещено», «Въезд запрещен», «Остановка общественного транспорта»), закрепляют с детьми правила перехода проезжей части.

В работе с малышами уместны:

  • личный пример;
  • наглядность (плакаты, иллюстрации);
  • чтение художественной литературы;
  • игры.

О содержании обучения дошкольников по теме «Правила дорожного движения» в конкретной возрастной группе воспитатель информирует родителей, предлагает раздаточные материалы (памятки, проспекты, схемы), демонстрирует презентации. Педагог подробно рассказывает о том, как заниматься дома. Перечисленные методы уместны и эффективны, когда речь заходит о консультации для родителей по ПДД в детском саду по ФГОС.

Личный пример

Направляясь куда-либо с ребенком, родители:

  • держат малыша за руку;
  • ведя малыша по тротуару, сами находятся ближе к проезжей части, а ребенок идет рядом;
  • переходят дорогу на зеленый сигнал светофора;
  • на перекрестке сначала смотрят налево, потом направо, потом снова налево и только после этого, если машины далеко, выходят на проезжую часть, спокойно без суеты направляются к противоположной стороне улицы;
  • не перебегают дорогу, потому что «так ближе», даже если спешат, не перелезают через заграждения;
  • не догоняют уходящие автобус, троллейбус, трамвай или маршрутное такси;
  • переходя дорогу после выхода из транспортного средства, автобус, троллейбус и «маршрутку» обходят сзади, а трамвай — спереди;
  • не выходят на проезжую часть из-за препятствия (транспортное средство, куст, забор и т.д.);
  • в темное время суток на себя и ребенка надевают светоотражающие элементы (фликеры);
  • проговаривают выполняемые действия, обращают внимание малыша на необходимость соблюдать правила дорожного движения.

При перевозке ребенка на автомобиле:

  • ведут авто, соблюдая правила для водителей;
  • детей перевозят в автокреслах;
  • взрослые и дети садятся в автомобиль и выходят из него только со стороны тротуара.

При высадке из общественного транспорта взрослый выходит первым. Правила поведения на дороге оформляются в виде списка, таблицы, схемы, у которых должно быть название. Например, консультация по ПДД для родителей «Безопасность детей — забота взрослых».

Наглядность

Освоить правила дорожного движения малышам помогают картинки и плакаты «Памятка пешехода», «Светофорчик», «Будь внимателен!», «Дорожная азбука» и т. д. Можно купить готовый плакат или нарисовать его вместе с ребенком дома.

Наглядные материалы не принесут пользы, если будут висеть в комнате «фоном». Педагог обращает внимание родителей на необходимость беседовать с малышом по содержанию картины, плаката, обсуждать, что изображено, правильно ли поступает персонаж, как надо себя вести в подобной ситуации.

Книги по ПДД для дошкольников

Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуют произведения:

  • Б. Заходер «Шофер»;
  • Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»;
  • А. Барто «Грузовик» и т.д.

Малышам четырех-пяти лет читают рассказы А. Дорохова из книги «Зеленый, желтый, красный», стихотворения В. Пишумова «Песенка о правилах», С. Михалкова «Скверная история», В. Кожевникова «Светофор» и др.

Воспитанники старшей и подготовительной групп знакомятся с трудовыми буднями героя С. Михалкова дяди Степы, осваивают жесты регулировщика, слушая рассказ В. Дорохова «Влиятельная палочка» и стихотворение В. Семерина «Запрещается — разрешается», учатся быть примерными пешеходами и ответственными пассажирами.

Важный момент работы с родителями: не забыть сообщить о том, что после чтение книги следует обсудить ее содержание с малышом.

Игры по ПДД для дошкольников

Игра — ведущая деятельность в дошкольном детстве. Полноценное развитие ребенка, освоение дошкольником жизненно важных умений и навыков происходит именно в ней. Приведем примеры игр, которые педагог может рекомендовать родителям для занятий дома.

Младшие дошкольники

Цель дидактической игры «Светофор» — учить различать сигналы светофора. Заранее готовятся макет светофора с пустыми отверстиями и два набора кружков красного и зеленого цветов. Один набор взрослый дает ребенку, другой оставляет себе.

Взрослый вставляет один из кружков в соответствующее отверстие макета и предлагает ребенку определить, какой сигнал горит (малыш поднимает кружок такого же цвета), а также объяснить, что делать пешеходу (красный — стоять на месте, зеленый — осмотреться по сторонам и идти).

Дети от 4 до 5 лет

С малышами этого возраста также можно играть в «Светофор», только добавить желтый сигнал. Не менее интересна «Игра в слова». Взрослый предлагает хлопнуть в ладоши, когда прозвучат слова, фразы относящиеся:

  • к светофору (стоит на перекрестке, стоит дома, красный свет, синий свет, желтый свет, коричневый свет, помогает пешеходу, мешает пешеходу);
  • к пешеходу (перекресток, переходит, светофор, кузов, стоит и ждет, руль, тротуар);
  • к водителю (руль, кузов, крыло, едет, мотор, летит, колесо, лапы, хвост);
  • к пассажиру (автобус, троллейбус, подъезжает к остановке, кровать, табуретка, остановка, показывает билет).

Старший дошкольный возраст

Закрепить названия и предназначение дорожных знаков поможет игра «Отгадай знак». Взрослый размещает картонные знаки на виду и предлагает отгадать знак по описанию (в произвольном порядке рассказывает о предназначении знаков).

Во время консультации педагог предлагает родителям поиграть, берет на себя роль ведущего.

Личным примером

Первое, что надо помнить родителям, которые главные учителя детей по безопасному поведению на дороге, – малыши не столько воспринимают слова, сколько примеры. Можно им постоянно твердить, что нельзя переходить на красный свет, но стоит один раз так маме с ребёнком перебежать дорогу – и все уроки ПДД – насмарку. Да, в школах и даже в детсадах сейчас отводят время для обучения нормам поведения на улицах, но его мало. Нередко такие занятия проводят для галочки. Конечно, парень в 10 лет понимает, что на красный переходить дорогу н­ельзя, но как и где правильно ездить на самокате или велосипеде, уже не знают многие из его одноклассников.

Огромное влияние на своих сверстников оказывают Юные инспекторы движения (ЮИД). Участники отрядов ЮИД не только сами изучают ПДД, но и помогают освоить правила своим сверстникам, а зачастую и взрослым напоминают о необходимости их соблюдения.

«Роль родителей первоочередная. Ведь даже когда мы приходим с обучающими программами в детсад, то видим, как ребёнок вовлечён в процесс, как не хочет нарушить Правила дорожного движения и как знает все пункты поведения на дороге. Но как только ребёнок видит, что его родители спокойно нарушают правила и их при этом не сбивает автомобиль, то невольно начинает делать это сам. Вся система обучения тут же ломается, – рассказывает руководитель отряда ЮИД Татьяна Окань. – Отряды ЮИД и создаются, собственно, затем, чтобы помочь в школе организовать профилактику дет­ского травматизма из-за ДТП с помощью самих детей. Мы устраиваем различные акции как для школьников, так и для родителей. Дети обучают, по сути, друг друга в игровой форме. И могу сказать, что мы заметили, что в школах, где действуют отряды ЮИД, за большой промежуток времени сошло на нет количество ДТП с участием школьников».


Лаборатория безопасности. Как научить современных детей ПДД Подробнее

Кстати

  • В Сыктывкаре Госавтоинспекция и ЮИД проводят в поликлиниках «Час без­опасности» по ПДД для юных пациентов и их родителей. Детям напомнили, почему важно носить световозвращатели. Для родителей юидовцы подготовили тесты по ПДД. Всем правильно ответившим вручили памятные призы.
  • В Забайкалье «Родительский патруль» проводит мастер-классы по ПДД на детских площадках. Родители вместе с автоинспекторами дежурят во дворах, у школ и детсадов. Они рассказывают детям и взрослым о том, как правильно переходить дорогу, как вести себя при посадке в маршрутные ТС, в каких местах разрешено кататься на велосипедах и р­оликовых коньках.
  • В Тульской области решили ненавязчиво сделать так, чтобы пешеходы стали более заметными в тёмное время суток. Госавтоинспекция презентовала полиэтиленовые пакеты с изображением самовара и надписью: «Тула, засветись», которые выполнены световозвращающей краской. Региональные власти поддержали идею автоинспекторов – такие пакеты будут распространять среди населения и упаковывать в них покупки в магазинах о­бласти.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]