Направление «Художественно-эстетическое развитие». Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Образовательная область «Художественное творчество»
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Развитие продуктивной деятельности
Рисование | Предметное рисование. Совершенствовать умение изображать предме-ы по памяти и с натуры. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги). Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Направлять внимание детей на новые способы работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разные способы создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью — до создания гневного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как вначале, так и по завершении основного изображения. Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линии, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др. Развивать умение видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш. Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки. Постепенно подводить детей к обозначению цветов, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т.п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие — красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое—в пасмурный), Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка. Закреплять умение детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке; развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.). Сюжетное рисование. Совершенствовать умение детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа —передний план или дальше от него—задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т.п.). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения. Декоративное рисование. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др,). Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки. Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму. |
Лепка | Развивать творчество детей. Формировать умение свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и сгекой. Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику — коллективная композиция). Развивать умение создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей. Декоративная лепка. Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции. |
Аппликация | Совершенствовать умение создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов). Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по собственному замыслу и по мотивам народного искусства. Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой. При создании образов поощрять применение разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью или частично, создавая иллюзию передачи объема); учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки. Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции. Поощрять проявления творчества. |
Развитие детского творчества
Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету.
Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать свои работы и работы сверстников, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.
Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.
Воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства.
Совершенствовать умение рисовать с натуры; развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета. Совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину строение, пропорции, цвет, композицию.
Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.
Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их: вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.
Приобщение к изобразительному искусству
Формировать основы художественной культуры. Продолжать развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей., о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк).
Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. Продолжать знакомить детей с произведениями живописи; И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март» «Весна. Большая вода»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), А. Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос»), В. Васнецов («Аленушка», «Богатыри». «Иван-царевич на Сером волке») и др.
Расширять представление о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форма, пропорции, цвет, характерные детали, поза, движения и др.).
Расширять представления о художниках — иллюстраторах детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврика, Е. Чарушин и др.).
Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками.
Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.).
Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Учить выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей.
Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т.д. Знакомить с архитектурой, опираясь на региональные особенности местности, в которой они живут. Рассказать детям, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники «Золотого кольца» и другие — в разных городах свои.
Развивать умение передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши).
Расширять знания детей о творческой деятельности, ее особенностях; учить называть виды художественной деятельности, профессию деятеля искусства (художник, композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, режиссер, директор театра, архитектор и т. п).
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; учить самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.
Объяснять детям значение органов чувств человека для художественной пеятельности, учить соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины рассматривают, стихи читают и слушают и т.д.).
Познакомить детей с историей и видами искусства; учить различать народное и профессиональное искусство. Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка (совместно с родителями).
Формировать положительное отношение к искусству.
Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.
Эстетическая развивающая среда. Продолжать расширять представления детей об окружающей среде (оформление помещений, участка детского сада, парка, сквера).
Развивать стремление любоваться красотой объектов окружающей среды: изделиями народных промыслов, природой, архитектурными сооружениями.
Учить детей выделять радующие глаз компоненты окружающей среды (окраска стен, мебель, оформление участка и т.п.).
Привлекать детей к оформлению выставок в группе, детском саду, к организации игровых уголков, расположению материалов для самостоятельной творческой деятельности и т. п.
Формировать у детей умение эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.
Образовательная область «Музыка»
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Музыкально-художественная деятельность, приобщение к музыкальному искусству
Слушание | Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус. Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями: музыкальный образ, выразительные средства, музыкальные жанры (балет, опера); профессиями (пианист, дирижер, композитор, певица и певец, балерина и бал-леро, художник и др.). Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты—терции. Обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов. Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации. Пение Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой октавы до ре второй октавы. Учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию), Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него. |
Песенное творчество | Развивать умение самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы. |
Музыкально-ритмические движения | Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание. Знакомить с национальными плясками (русские, белорусские, украинские и т.д.). Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок. |
Музыкально-игровое и танцевальное творчество | Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т.п.). Совершенствовать умение импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик; сердитый козлик и т.п.). Закреплять умение придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами. Развивать самостоятельность в поисках способа передачи в движениях музыкальных образов. Формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и самостоятельности. |
Игра на детских музыкальных инструментах | Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке. Совершенствовать навыки игры на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; умение исполнять музыкальные произведения в оркестре в ансамбле. |
Картотека игр «Художественно-эстетическое развитие»картотека (подготовительная группа)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ.
(Подготовительная группа)
«Симметричные предметы»
Цель: дать понятие «симметричность предметов»; формировать умение находить одинаковые части предметов, составлять их; привести наглядные примеры симметричности (вазы, кувшины) и асимметрии, сложив неправильно части предметов.
Материалы: картинные силуэты различных симметричных предметов, разрезанные пополам.
Содержание.
Детям предлагается составить из деталей как можно больше симметричных предметов.
«Подбери узор»
Цель: закрепить знание элементов народной росписи.
Материалы: карточки с вырезанными силуэтами барышень; карточки с элементами дымковской, филимоновской, гжельской и др. росписей.
Содержание.
Детям предлагается путем наложения подобрать платья для барышень или подобрать узор для посуды, игрушек.
«Кора дерева»
Цель: развивать творческое воображение, используя разные способы изображения.
Материалы: большие карточки (10*20 см) с изображением разных деревьев, маленькие карточки разных оттенков или наклеенные кусочки коры, соответствующие изображенным деревьям.
Содержание.
Детям предлагается подобрать кору к каждому дереву.
«Фантастическое животное»
Цель: развивать творческое воображение, используя разные способы изображения.
Материалы: разные части животных, птиц, рыб, насекомых (вырезанные из бумаги).
Содержание.
Детям предлагается составить из имеющихся элементов фантастическое животное, придумать название. Затем дети изображают фантастическое животное в выбранной ими технике.
«Веселые ладошки»
Цель: развивать творческое воображение.
Материалы: картонные силуэты ладошек, предметы-шляпки, ленты, бантики, цветочки, колечки и т.д. разного цвета.
Содержание.
Педагог предлагает детям нарядить каждый пальчик — на красочный оттиск ладони приклеить плоские или объемные предметы.
«Угадай на что похоже»
Цель: развивать творческое воображение.
Материалы: листы бумаги или картона с наклеенными кусочками ткани или другого материала разной формы, фактуры.
Содержание.
Педагог предлагает детям постараться увидеть образ в кусочке ткани, дорисовать и описать.
«Составь натюрморт»
Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, формировать умение составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (натюрморт праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами, с грибами и т.д.)
Материалы: изображения цветов, овощей, фруктов, ягод, грибов, посуды.
Содержание.
Детям предлагается составить натюрморт.
«Перспектива»
Цель: закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.
Материалы: картинная плоскость с изображением неба и земли и четкой линией горизонта; силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие, всех по три размера).
Содержание.
Педагог предлагает детям разложить силуэты на картинной плоскости, соблюдая знание перспективы (три плана).
«Волшебная палитра»
Цель: развивать чувство цвета.
Материалы: силуэты палитры из картона, на каждой только один цветной кружок (красный, зеленый и др.), а на остальных белых кружках есть прорези; кружки с оттенками таких же цветов.
Содержание.
Педагог предлагает детям подобрать кружки с оттенками цвета к каждой палитре и вставить их в прорези.
«Забавный клоун»
Цель: развивать творческое воображение, чувство цвета.
Материалы: фигурки клоуна и много разноцветных предметов: шляпы, бабочки, галстуки, туфли, одежда и др.
Содержание.
Детям предлагается нарядить клоуна (в цвета радуги, в одной цветовой гамме), может быть 7 фигур клоуна и 7 комплектов предметов по цветам радуги.
«Дом паука»
Цель: развивать чувство композиции.
Материалы: листы картона разного цвета, цветные толстые нитки, изображения паука, разных насекомых, листочков; цветные карандаши или фломастеры, уголь.
Содержание.
Педагог проводит небольшую беседу: «Вы знаете, где живет паук? Какой у него дом? Кто попадает в его сети? Хотите изобразить дом паука? Его можно нарисовать, выложить из ниток, а насекомых можно сделать или использовать тех, что уже есть».
Затем дети рисуют или выполняют коллективную работу в технике коллажа.
«Распознаваемость объектов»
Цель: формировать умение детей видеть повторяемость форм, линий в природной и искусственной среде.
Материалы: карточки с изображением кроны дерева в виде расходящихся веток; пальма с чешуйками коры; параллельные стебли травы; паутина; карточки с изображением листа с прожилками, птичьего пера, забора, колеса со спицами, черепицы.
Содержание.
Педагог предлагает детям разложить карточки парами, таким образом, чтобы формы и линии природы повторялись в предметах (крона дерева – лист).
«Фигурки из проволоки»
Цель: развивать понимание причинно-следственных связей; образное мышление, фантазию и творческие способности, общую моторику.
Материалы: проволока разного цвета.
Содержание.
Педагог показывает, как можно загибать, закручивать, соединять проволоку, а затем предлагает детям изобразить животного, человека, букву, цифру, здание и т.д.
Можно создать большой проект: например, зверинец, город, большую семью и т.д.
«Таинственный рисунок»
Цель: развивать аналитическое мышление, умение выражать свои эмоции, моторику рук и графические навыки, воображение.
Материалы: белый карандаш, цветные карандаши, листы белой бумаги (небольшие).
Содержание.
Педагог рисует что-нибудь белым карандашом на бумаге так, чтобы дети этого не видели. Затем показывает этот лист, и говорит, что здесь нарисована «волшебная» картинка, чтобы она появилась, надо осторожно заштриховать цветными карандашами этот лист бумаги.
«Радуга пузырей»
Цель: развивать воображение, аналитическое мышление, восприятие цвета, фантазию.
Материалы: шампунь, гуашь, стаканчики для воды, толстые кисти, трубочки для коктейля.
Содержание.
Приготовить цветную пену: тщательно смешать шампунь и гуашь в равных пропорциях, налив в стаканчик примерно по 0,5 мм того и другого. Затем долить в стаканчик воды, заполнив его на 1/3.
Педагог булькает через трубочку в стакан. Когда появятся цветные мыльные шапки, можно приступать к созданию картины. Затем берет плотную бумагу, и накрываем поочередно каждый стаканчик, получаются отпечатки.
— Посмотрим, на что они похожи? Дорисуем недостающие детали.
«Морское дно»
Цель: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.
Материалы: изображения цветов, овощей, фруктов, ягод, грибов, посуды.
Содержание.
Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в «Прятки», а чтобы их найти, нужно отгадать про них загадки. Тот, кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция.
Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов.
«Кони расписные»
Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
Материалы: силуэты лошадок, расписанные по мотивам народных росписей «Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка», а также «полянки», расписанные в этих же стилях.
Содержание.
Педагог предлагает детям, определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.
«Волшебный пейзаж»
Цель: формировать умение видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навыки.
Материалы: силуэты деревьев и домиков различных размеров, а также картинная плоскость с изображением неба и земли и четкой линией горизонта.
Содержание.
Педагог предлагает детям расставить в кармашки деревья и домики по размеру, в соответствии с их перспективной удаленностью.
«Собери пейзаж»
Цель: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Материалы: картинки с изображением предметов в различное время года, а также несколько плоскостей с изображением различных времен года.
Содержание.
Детям предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), а также подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.
«Матрешкин сарафан»
Цель: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.
Материалы: силуэты матрешек, а также отдельные части матрешек с определенной росписью.
Содержание.
Педагог показывает детям нарисованные силуэты трех матрешек, и дети на выбор одевают свою матрешку.
«Разложи и сосчитай матрешек»
Цель: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.
Материалы: силуэты палитры из картона, на каждой только один цветной кружок (красный, зеленый и др.), а на остальных белых кружках есть прорези; кружки с оттенками таких же цветов.
Содержание.
Педагог показывает детям нарисованные силуэты матрешек, вызываются трех детей, и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.
Развитие самостоятельности у дошкольников в процессе создания учебно-дидактического материала
Одной из задач по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста согласно ФГОС ДО является реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Для начала стоит отметить, что подразумевается под самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста.
А. И. Савенков трактует понятие самостоятельность как личностное свойство, которое предполагает:
Во-первых — независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения;
Во-вторых — ответственность за свои поступки и их последствия;
В-третьих — внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно [2]
Н. А. Ветлугина определяет самостоятельную художественную деятельность детей, которая возникает по инициативе самого ребенка. Мотивы ее возникновения не всегда и не сразу очевидны, и на первый план выступает её спонтанный характер. Также она выделяет, что если выявить мотивы и источники становления этой деятельности, то может, будет найти приемы косвенных воздействий, способствующих развитию детской инициативы. [3]
В деятельности детей по созданию учебно-дидактического материала под самостоятельностью понимается умение ребенком, по своей инициативе изготавливать картинки к сказкам, счетный материал для игры в школу, каталог одежды и др.
Многими авторами самостоятельность рассматривается как общая характеристика регуляции личностью своей деятельности, отношений и поведения. Научные данные свидетельствуют, что к концу дошкольного возраста дети достигают выраженных показателей самостоятельности в игре, познании, труде и в общении. Источником развития самостоятельности личности является опыт. Опыт самостоятельной творческой деятельности снижает у ребенка тревожность, развивает уверенность в своих силах. [1]
Необходимо обозначить структурный подход к самостоятельной деятельности, её сущность. Первоначально у ребенка наблюдается возникновение потребности к самостоятельной деятельности. Безусловно, самостоятельная деятельность ребенка состоит из действий направленных на достижение потребности, цели.
Важной стороной деятельности дошкольников по созданию учебно-дидактического материала являются способы самостоятельных действий детей. Первоначально самостоятельность детей проявляется в выборе художественно — творческих материалов для предстоящей работы, детьми выбираются те материалы, с которыми им нравиться действовать (Аня К. «Я люблю рисовать фломастерами, рисунки получаются яркими и красивыми», Юля И. «А мне нравиться красками и пастелью»). По мере накопления опыта деятельности, дошкольники проявляют самостоятельность по изготовлению учебно-дидактического материала в свободном времени. Они изготавливают материал для реализации своих целей, например: Настя и Даша играли в сюжетно-ролевую игру «Школа», им понадобились карточки с цифрами, карточек в наличии не оказалось. Девочки в уголке для творчества выбрали необходимые материалы и принялись изготавливать карточки с цифрами. Наблюдая за деятельностью девочек, мы отметили, что Настя обводила цифры с помощью трафарета, а Даша с помощью аппликации из пайеток. Таким образом, детская самостоятельность в данной деятельности проявлялась с учетом имеющегося у детей опыта работы с определенными художественно творческими материалами. Также можно отметить, что самостоятельность детей при изготовлении учебно-дидактического материала может проявляться при подсказке воспитателя как лучше выполнить, и ребенок самостоятельно продолжает деятельность, контролируя свои действия.
Как показывает наблюдение, необходимо целенаправленно обогащать художественные впечатления ребенка, развивать навыки ручной умелости, знакомить с различными художественно-творческими материалами. Всё вышеперечисленное является источником проявления самостоятельности детей при изготовлении учебно-дидактического материала.
Безусловно, немаловажным фактором в проявлении самостоятельной деятельности детей в процессе изготовления учебно-дидактического материала является организация целенаправленной образовательной деятельности. Если в процессе организации образовательной деятельности у детей развиваются способы самостоятельных действий (в вырезании, приклеивании, рисовании отдельных элементов и др.), то в дальнейшем они по собственной инициативе в свободной деятельности выражают желание и проявляют интерес к изготовлению учебно-дидактического материала. Поэтому в образовательной деятельности по изготовлению учебно-дидактического материала необходимо расширять знания, умения детей, чтобы они смогли их перенести в самостоятельную деятельность.
Руководство самостоятельной деятельностью детей со стороны педагога необходимо осуществлять косвенно. В первую очередь, чтобы дети проявляли самостоятельность, должна быть создана доступная предметно-развивающая среда по художественно-эстетическому развитию, т. е. все необходимые материалы должны быть расположены таким образом, чтобы дети без труда могли их взять. Н. А. Ветлугина о [3]
Педагог может рядом наблюдать за деятельностью детей, по необходимости оказывать помощь, для поддержания интереса детей к самостоятельной деятельности. Бывают такие моменты, когда дети встречаются с трудностью в процессе самостоятельной деятельности по изготовлению учебно-дидактического материала, и если не получают определенной поддержки со стороны взрослого, данная деятельность бросается и ребенок не хочет к ней более возвращаться. Таким образом, получая негативный опыт, самостоятельная деятельность детей по изготовлению учебно-дидактического материала угасает.
Предусматривая самостоятельную деятельность дошкольников по изготовлению учебно-дидактического материала важно учитывать индивидуальный подход, который может выражаться в сотворчестве взрослого и ребенка. Например, педагог создает проблемную ситуацию: «Жители Сказочной страны никогда не видели цветочной поляны. Как мы им сможем помочь?». Дети обсуждают проблему, предлагают нарисовать цветочную поляну. Несомненно, в данный момент, необходимо вмешательство педагога. Педагог предлагает сделать необычную поляну, чтобы на ней были не только нарисованные цветы, но и цветы, вырезанные из ткани, нарисованные с помощью трафаретов и т. д. Помогает определиться каждому ребенку с тем необходимым материалом для изготовления поляны, с которым у него лучше всего, получается, работать и где он сможет проявить свою самостоятельность. Очевидно при грамотной организации самостоятельной деятельности детей, они учатся ставить перед собой цели, достигать их, радоваться своим результатам, получать удовлетворение от деятельности.
Таким образом, можно отметить, ценность самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста по изготовлению учебно-дидактического материала, которая заключается в побуждении их к активной жизненной позиции. Дети проявляют организаторские и творческие способности. Между детьми устанавливаются деловые отношения, они учатся договариваться. Происходит творческое самовыражение каждого ребенка. А также дети стремятся в деятельности по изготовлению учебно-дидактического материала проявлять свою самостоятельность вновь и вновь.
Литература:
1. Бабаева Т. И. Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе/ Т. И. Бабаева // Воспитываем дошкольников самостоятельными: сб. статей. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
2. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. — СПб.: Питер, 2004.
3. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников/ Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1980.
Самостоятельная изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста
В основе самостоятельной изобразительной деятельности детей шести-семи лет лежит их художественный опыт, полученный главным образом на занятиях. Усвоенные знания, умения, навыки они применяют в новых условиях. У дошкольников формируется устойчивый интерес к некоторым видам изобразительной деятельности: рисованию, лепке, аппликации, конструированию.
Многие дошкольники переносят тематику занятий в самостоятельную изобразительную деятельность. Если учесть, что обогащение самостоятельной изобразительной деятельности детей происходит в основном за счет приобретённого на занятиях, то особую важность имеет устойчивость получаемых ими навыков и умений. На занятиях я давала такой объём знаний, навыков, умений по изобразительной деятельности, чтобы дети могли прочно усвоить их и перенести в самостоятельную деятельность. В результате этого процесса их рисунки, лепка, аппликация обогащаются новым содержанием, совершенствуются качество изображения.
В самостоятельной изобразительной деятельности программа действий, цель, содержание исходят от детей. Поэтому насыщенность деятельности зависит от активности, инициативности дошкольников, от их умения самостоятельно использовать приобретенный опыт.
Планируя изобразительную деятельность, я предусмотрела серию занятий, в процессе которых главное внимание обращалось на предоставление детям возможность действовать самостоятельно. В такой ситуации они должны были уметь не только наметить замысел рисунка, лепки, аппликации, но и найти способы их воплощения различными художественными материалами. Здесь дети соприкасались с синтезом различных видов изобразительной деятельности. При такой организации самостоятельной деятельности детей, сформировался устойчивый интерес к определенным видам художественной деятельности. У детей появилась любимая тематика. Кто-то отдавал предпочтение сюжетному рисованию или предметному, декоративному рисованию (лепки, аппликации).
Наблюдая за самостоятельной изобразительной деятельностью, отметила, что дети небрежно выполняют рисунки, отчего снижается качество штриховки, закрашивания. Поэтому предлагала ребенку вместе с ним рассмотреть его работы, указывая на недостатки. Сравнивая эти рисунки с выполненными работами на занятиях, подводила к тому, что рисовать нужно аккуратно не только на занятиях. Такие наглядные беседы повышали самоконтроль детей, вызывала у них желание рисовать лучше.
Социальная среда, в том числе предметный мир, несомненно, влияет на художественное развитие детей. Я имею в виду пространство, на котором происходит самостоятельная художественная деятельность, и материалы, пособия, материалы: керамическую плитку, пластилин, глину, глазурь, пастельные мелки, темперные краски, витражные краски, краски по керамике.
Мои наблюдения показали, что внесение новых видов материалов и оборудования повысило самостоятельную творческую активность детей.
Обеспечивая дошкольников необходимым материалом, готовила бумагу разных цветов и размеров, кисти, палитру красок. Дети самостоятельно в соответствии с замыслом рисунка выбирали нужный размер листа и материал для рисования. Такая форма организации самостоятельной художественной деятельности способствовало совершенствованию изобразительных навыков у ребят и свободным владением изобразительными материалами.
Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста, как фактор активного освоения и преобразования окружающей их среды, развивается тем успешнее, чем лучше организована предметно-развивающая среда.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Следующая > |