Ольга Андреева
Картотека прогулок зимой в подготовительной группе
Наблюдение № 1
Наблюдение за изменениями в природе. Предложить самостоятельно найти признаки зимы.
Загадка: Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Дидактическая игра «Кто больше?»
— упражнять в подборе определений к существительным.
Какими словами можно сказать о зиме? Зима какая? (волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима-волшебница, холодная, красивая и т. д.)
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели:
• формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает)
;
• учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Обучающие задачи: О.О. «Коммуникация»: закрепить знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера О.О. «Познание»: Предоставить детям возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования в условиях прогулки. Расширить знания детей по теме «Зима морозная». Продолжать формировать правила поведения в социуме. О.О.»Безопасность»: закрепить правила безопасного поведения на прогулке, катания с горки. Обеспечить многофункциональное использование территории прогулочного участка зимой. Развивающие задачи: О.О. «Социализация»: развивать самостоятельное игровое поведение и взаимодействия детей в игровой подгруппе. О.О. «Коммуникация»: развивать речевую активность детей через полные ответы на вопросы. О.О. «Физическая культура»: развивать двигательную активность детей, меткость, глазомер, силу, ловкость. Содействовать гармоничному физическому развитию детей. О.О. «Здоровье» укрепить здоровье детей в процессе прогулок. Воспитательные задачи: О.О.»Труд»: воспитывать ценностное отношение к труду и его результатам; приучать детей убирать за собой игрушки и рабочие инструменты. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Труд» «Социализация», «Безопасность», «Физическая культура». Оборудование: лопатки, выносной материал, ведерки с песком, лыжи, яркие кубики, снежки или пластмассовые мячи. Для опыта (варежка). Предварительная работа 9.12.в понедельник приносят письмо. Содержание письма: «Уважаемые ребята, пишут вам сотрудники Московского научно-исследовательского института. Мы занимаемся изучением Арктики и особенностями зимнего времени года. 2 декабря в Москве начала работу международная конференция по данному вопросу. Были представлены исследования ученых по изучению особенностей зимы в условиях пустыни, в условиях степи, в условиях средней полосы России. Но, к сожалению, никто, не представил исследования особенностей зимы в условиях Крайнего Севера. Приглашаем вас принять участие в работе нашей конференции». Воспитатель: Что же нам делать? Как нам принять участие в конференции? Предполагаемые ответы детей: Можно нарисовать рисунки про северную зиму и отправить письмом, можно съездить самим и рассказать им какая у нас зима, по скайпу рассказать. Воспитатель: Хорошо, если мы нарисуем нашу зиму и отправим рисунки почтой, то опоздаем, т.к. письмо идет очень долго, конференция уже закончится! Можно самим туда поехать. А кто поедет? Я думаю поехать хочется всем, а это очень дорого на самолете, у нас нет таких денег, а на поезд надо заранее покупать билеты. Воспитатель: А вот скажите, если мы что-то не знаем, где и как мы можем получить ответы на интересующие нас вопросы? Предполагаемые ответы детей: Спросить у родителей, посмотреть передачу по телевизору, найти интересное в книгах и др. Воспитатель: Что же делать? Мы же с вами столько всего интересного просматривали в презентациях про пустыню, про Тундру. Как бы вот нам так самим сделать? Подвести детей к тому, что нужно попробовать снять научный репортаж самим. Посмотреть научные видео, как они снимаются? Подвести детей к тому, что в городе есть телевидение, где работают настоящие репортеры, можно их пригласить снять наш научно-исследовательский фильм. Но сначала нам надо посмотреть, о чем именно рассказывают в научно-исследовательских фильмах. В течение двух дней осуществляется подготовка детей к научным исследованиям об «особенностях зимы в условиях Крайнего Севера». Во время подготовки дети просматривают научно-исследовательские фильмы на разные темы, обращают внимание на особенности таких фильмов (сюжет, построение, содержание), определяется круг вопросов, который дети будут освещать в научно-исследовательском фильме. Воспитатель с детьми, делают заявку заведующему ДОУ Подгорной Г.В. о приглашении телевидения для съемки научно-исследовательского видеофильма для международной конференции.
• рассматривание детских дошкольных энциклопедий об окружающим мире по темам: «климатические зоны», «наука», «животные Севера • просмотр мультфильма про медвежонка Умку; мультипликационного фильма «пингвиненок Лоло»; • художественно – эстетическая деятельность-рисование по темам: «Северное сияние», «Северный пейзаж»; • С/р игра «Репортер»; С/р игра «Журналист» • игровая ситуация «Собираемся в путешествие» (что необходимо для путешественника); • обыгрывание подвижных и спортивных игр, которые можно играть только зимой; • использование мимических этюдов, элементов психогимнастики.
В день, когда будет проводиться видео репортаж перед прогулкой подготовить детей к тому, что у каждого ребенка на одежде будет прикреплен маленький микрофон, который будет передавать все звуки на видеокамеру, поэтому нужно говорить громко, не перебивать др.др., но наклоняться к нему не нужно.
Дети выходят на улицу, во время передвижения к участку проходит беседа о зиме, через использование приема интервьюирования.
Воспитатель: Ребята, мы начинаем снимать научный фильм, вы готовы рассказать об этом сотрудникам Московского научно-исследовательского института? Проверьте у всех ли работают микрофоны? Камера готова? -Скажите, какое время года у нас сейчас на Севере? (Зима). — Скажите какие, признаки зимы вы знаете. (Ответы детей) -Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) -А на Севере, когда зима начинается? (Намного раньше, в этом году началась ещё в ноябре) -А какфя у нас на Крайнем Севере зима, расскажите.(Очень холодная, морозная, очень ветреная, затяжная, красивая) -Ребята, давайте вспомним какие бывают дни и ночи зимой, какое небо зимой и какое солнышко. -Что бывает в ветреную погоду? (поземка, метель, вьюга) Что происходит с водоёмами зимой. Что интересного оставляет мороз рано утром? -Ребята, а давайте вспомним, как зимуют растения зимой! (Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, так как бы погружаются в глубокий сон.) -Почему это происходит? (Зимой мало влаги, света, питательных веществ, которые необходимы растениям. Под снегом зимуют семена трав, луковицы цветов). -Ребята, а почему так мало птиц на улице (С похолоданием исчезли насекомые, стало мало другого корма для птиц (семян, ягод), поэтому часть птиц улетели, а те которые остались, перебрались ближе к жилью человека(здесь легче найти корм и теплее).Люди подкармливают птиц, помогают им выжить в холодное время года. -Ребята, а скажите, как живут звери в лесу? (Все по-разному. Зайчик и белка поменяли свои шубки на зимние. Белка питается свои осенними запасами. Лиса в это время мышкует. Медведь, барсук, накопив за лето и осень толстый слой жира в тепле, спят в берлогах, норах. Ёжик тоже спит. На пути у детей и воспитателя возникают препятствия («река покрытая льдом») Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите перед нами река, покрытая льдом, жители южных стран не знают, как преодолеть это препятствие зимой, а вы знаете с помощью чего можно пройти по тонкому льду (одеть коньки) Давайте оденем, коньки и прокатимся на них по льду, только осторожно. Имитация движений Ой, ребята осторожно здесь дальше сугробы! Как же нам здесь пройти? (перепрыгнуть)
Перепрыгивают. А здесь глубокий снег, мы сможем в валенках пройти? Здесь есть какие-то две полоски ( если дети не говорят, подсказать , лыжня) надо наверно поменять обувь или ( надо одеть лыжи) Имитация движений Нам надо торопиться. А кто бы нам помог побыстрее добраться по тундре, по заснеженному полю?(олени) (организовать оленьи упряжки) Воспитатель: Ну, вот наконец — то мы и добрались до нашего участка. Воспитатель: Ребята, жители южных стран, приехавшие на конференцию, наверное, не знают, как меняется труд людей зимой? (Зимой люди расчищают снег. Работают снегоуборочные машины). Воспитатель: А я как то раз видела, что зимой все дороги чем-то посыпают. И до сих не могу понять, чем это посыпают, зачем это делают? (Ответы детей). Задача педагога подвести детей к тому, что это в целях безопасности. Сделать вывод: Да, правильно снежный покров становится скользким и при быстром движении дорога опасна, а если посыпать ее песком, то движение становятся безопасным. Посмотрите на наш участок, всё ли здесь в безопасном состоянии находится? (Ответы детей). Нет. Как исправить эту ситуацию? Дети предлагают посыпать опасные участки песком. Трудовая деятельность, дети посыпают площадку на горке и ступеньки песком, цветные кочки, ступеньки у корабля, вокруг «ледяной елочки» и «оберега-«Домовенка», бревно. Воспитатель: Я предлагаю нашим сильным мальчикам взять ведра с песком, а девочкам взять лопатки, потому что у них получится аккуратно рассыпать песок и разделиться во парам. Кто выбирает посыпать вокруг снежных построек ступеньки на корабле, а кто хочет цветные кочки посыпать, а кому хочется бревно сверху посыпать, осталась ёлочка ледяная и площадка и ступеньки на горке-все распределили, а теперь можете выбирать орудия труда и попробовать обезопасить наш участок. Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним и другие правила безопасности на участке во время игр: • Не толкаемся, когда бегаем; • лопатками не деремся при работе, на корабль не поднимаемся; • железные предметы руками не трогаем; • на горке катаемся по очереди, ждем, когда уйдет прокатившийся ребенок; • играем только на своем участке. Ну, вот мы с вами вспомнили как безопасно, нужно играть на нашем участке зимой. Воспитатель: Ребята мы с вами рассказали о приметах зимы, о труде зимой, а что еще зимой можно делать на улице? (Играть) Давайте расскажем, как и во что можно поиграть для нашего фильма. Ответы детей. Может мы покажем как надо играть в Рус.нар \и « Снежная баба»-участникам конференции?
С помощью считалочки выбирается водящий — «Снежная баба». Она сидит на корточках в конце площадки. Дети идут к ней, притопывая.
«Баба снежная сидит, Ночью дремлет, днями спит, Вечерами тихо ждет, Ночью всех пугать идет» На эти слова «снежная баба» просыпается и догоняет детей. Кого поймает, тот становится «снежной бабой»
Игра проводится 2-3 раза. Воспитатель: А мы с вами ещё же знаем снежную игру.
Зимняя забава «Снежная карусель»
Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снежной постройки (домовенок) и превращаются в снежинки. По сигналу воспитателя они идут сначала медленно, потом все быстрее, и, наконец, бегут. После того, как играющие пробегут несколько кругов, ведущий говорит: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Дети замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении, постепенно увеличивая темп, пока воспитатель не скажет: «Совсем стих ветер снежинки спокойно падают на землю» Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и отпускают руки. Воспитатель: Ребята, бегите, скорее, сюда посмотрите друг на друга, какими стали ваши щёки и нос. А от чего это произошло? (Ответы детей) Потрите обратной стороной варежки замерзшую щеку или нос. Экспериментальная деятельность «Как согреть руки и щёки?» Что вы почувствовали? (щеке сначала тепло, потом горячо).
Дети делают вывод, что предметы могут нагреваться при трении, движении. Воспитатель: Я думаю, теперь жители южных стран будут знать, что им делать, если у них вдруг замерзнут щеки или нос. Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю поиграть ещё в одну игру, в которую можно играть только зимой. Зимняя забава «Кто дальше» Дети рассказывают правила игры для участников конференции.
Играющие становятся в шеренгу, в каждой руке у них по снежку. По команде воспитателя «Бросай правой (левой)!» все одновременно стараются бросить снежок как можно дальше по направлению к забору или другому ориентиру. Чей снежок пролетит дальше других, тот считается выигравшим. Воспитатель: А теперь можете самостоятельно поиграть в игры, а наш оператор все снимет на видеокамеру. Индивидуальная игра. Дети с высокой двиг.активностью Зимняя забава «Снайперы»-развивать меткость, глазомер. Индивидуальная игра Дети с низкой двиг.активностью:«Кто быстрее на лыжах » Цель: отработка скользящего шага. Индивидуальная игра: Самостоятельная деятельность. Ходьба на лыжах, катание на горке, игры в снежки. Воспитатель: Ребята, вот мы и сняли наш научный видеофильм. А для чего мы это делали ? Напомните, пожалуйста. (Для участников конференции) О чем был этот фильм? (Об особенностях зимы в условиях Крайнего Севера.)Теперь мы сможем отправить его по электронной почте и уже через несколько минут наш фильм смогут увидеть в Москве. Итог проводится в группе с помощью просмотра видеосюжета. Предложить детям рассмотреть видеосюжет вместе с ними сделать анализ его. (Что получилось, а что нужно еще доработать-переснять). Письмо «Уважаемые ребята, пишут вам сотрудники Московского научно-исследовательского института. Мы занимаемся изучением Арктики и особенностями зимнего времени года. 2 декабря в Москве начала работу международная конференция по данному вопросу. Были представлены исследования ученых по изучению особенностей зимы в условиях пустыни, в условиях степи, в условиях средней полосы России. Но, к сожалению, никто, не представил исследования особенностей зимы в условиях Крайнего Севера. Приглашаем вас принять участие в работе нашей конференции».
Следующая > |
Экспериментирование и опыты на прогулке зимой
Дошкольный возраст отличается особым интересом к окружающему миру. Часто, ребенок не может сам замечать какие-то фундаментальные вещи, поэтому воспитателю важно научить его не только смотреть, но и видеть. Теоретические знания должны подкрепляться наглядным материалом, экспериментами, которые смогут обогатить знания детей.
Экспериментирование на прогулках делится на два вида:
- Фронтальное — когда у детей есть несколько объектов для наблюдения, самостоятельного сравнивания. Для такого вида наблюдения рекомендуется наличие двух педагогов, следящих за воспитанниками, особенно если группа многочисленная.
- Демонстрационное — педагог держит в руках объект, который выбран для обучения. Воспитатель демонстрирует объект и ведет обучающую беседу. Такой способ гасит инициативу и активность, как правило, дошкольникам не очень интересны занятия, в которых они должны только наблюдать, не принимая участия.
Развивающий игры детям 3-6 лет для изучения алфавита
Важно! Опыты, которые будут проводиться с детьми обязательно должны подбираться в соответствии с их развитием и возрастом.
Опыты для дошкольников — это не развлечение, а путь обучения детей, их знакомства с окружающей средой и жизнью. Такие прогулки можно делать в формате открытого урока, с приглашением родителей.