Социальный проект «В ногу со временем шагаем: и творим и вытворяем!»


Роль социально-значимых проектов в развитии дошкольного образования

Развитие дошкольного образования в городе Новочеркасске

Гл. специалист Управления образования

Администрации города Новочеркасска

Муравьева О.Ю.

Основным источником финансирования дошкольного образования являются и останутся в ближайшем и отдаленном будущем именно бюджетные средства муниципальных образований. а также (в относительно небольшой части) родительская плата.

В связи с этим актуальным на сегодняшний день, как нам представляется, решение проблем дошкольного образования возможно программно-целевым методом, то есть посредством принятия целевых программ, направленных на развитие дошкольного образования, которые позволяют обеспечивать выделение субсидий и субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также возможность привлечения внебюджетных средств.

Городская долгосрочная целевая программа

«Развитие новых форм дошкольного образования и расширение сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Новочеркасска на 2011-2014 годы» направлена на обеспечение доступного и качественного дошкольного образования в городе.

Основными задачами Программы являются:

развитие новых форм дошкольного образования;

увеличение количества мест в МДОУ за счет оптимизации действующей сети;

строительство новых и реконструкция имеющихся зданий ДОУ;

В городе Новочеркасске проживает более 10 000 детей в возрасте от 0 до 6 лет. Посещают наши детские сады более 6000 детей. На учете для получения места в детских садах города в Управлении образования состоит 3600 человек от 0 до 6 лет, из них наиболее нуждающиеся от 2 до 6 лет – 2100 человек.

За один год работы программы мы увеличили количество мест, предоставленных в детских садах на 580 единиц за счет отремонтированных помещений ранее законсервированных групп ДОУ, открытия групп кратковременного пребывания, семейных групп, как структурных подразделений детских садов.

С целью реализации прав детей, не посещающих детские сады города, на равные возможности в получении дошкольного образования приняты Постановления Администрации города «Об открытии групп кратковременного пребывания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях» и «О развитии вариативных форм дошкольного образования в городе Новочеркасске», регулирующие создание различных вариативных условий для получения дошкольного образования.

Система вариативного образования представлена следующими формами:

— группы кратковременного пребывания в 22 дошкольных учреждениях в количестве 37 единиц на более чем 500 мест;

Группы открыты по запросу родителей с разным направлением деятельности:

— для детей, имеющих особые образовательные потребности;

— предшкольного образования (на сегодняшний день удовлетворенность в предшкольном образовании детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет составляет в нашем городе 96%);

— группы прогулочные и выходного дня,

— группы адаптационные для детей и родителей от 1,5 до 3 лет,

— группы присмотра и ухода

Необходимо отметить, сколько бы мы не предоставляли разнообразных услуг, родители требуют одно — полный день пребывания и трехразовое питание.

Мало работающих матерей, которых устраивает короткий день в детском саду.

Также в нашем городе готовы к открытию

— 3 семейные дошкольные группы на 14 мест

, созданные в виде структурных подразделений муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений микрорайона Хотунок, центральной части города. Это новая форма дошкольного образования, с которой нам довелось столкнуться в 2011 году. Такие группы открываются для детей из многодетных семей и для детей, не получивших места в детском саду.

Какие проблемы, связанные с открытием семейных групп, нас сегодня волнуют?

Отрицательные моменты и риски

— организация работы семейных детских садов даже при условии их распространенности не обеспечивает значительного увеличения показателей охвата детей дошкольным образованием из-за невозможности нахождения большого количества детей в жилом доме или квартире;

— необязательность педагогического образования мамы-воспитателя, с одной стороны, и необходимость реализации общеобразовательной программы дошкольного образования, с другой стороны, создают ряд трудностей, связанных, прежде всего, с организацией и проведением занятий (развитие речи, математическое развитие и др.). Решение данного вопроса осуществляется через систему наставничества, широкого привлечения педагогов-специалистов ДОУ. Вместе с тем, очевидно, что без проведения курсовой переподготовки (обучения) воспитателя, не имеющего педагогического образования, организация квалифицированной деятельности мамы-воспитателя в условиях семейного детского сада невозможна;

— жилищно-бытовые условия, предлагаемые семьями не соответствуют современным СанПин;

— сложная и дорогая процедура прохождения медицинских осмотров;

— оплата детскому саду за посещение его собственным ребенком и др;

Ожидаемые конечные результаты программы – снижение очередности в дошкольные учреждения города на 1015 мест, в том числе и за счет строительства и реконструкции зданий детских учреждений.

На сегодняшний день актуальным считаем разговор о частно-государственном партнерстве в сфере образования

именно в данном направлении.

На наш взгляд, в первую очередь это инвестиции в строительство и реконструкцию ранее законсервированных или сданных в аренду зданий детских садов.

Формой эффективного сотрудничества в данном направлении можно назвать:

— концессионное соглашение, по которому объекты сферы образования могут быть переданы для строительства нового или модернизацию существующего имущества (ст.4 ФЗ от 6.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;

— использование системы BOLT или «обратная аренда», когда на конкурсной основе инвестор строит объект на земельном участке муниципалитета за счет собственных или заемных средств и сдает его в аренду лицу, занимающемуся образованием;

Уважаемые инвесторы, «Программа развития дошкольного образования города Новочеркасска», ждет Вас.

О развитии негосударственного сектора в образовании неоднократно в своих выступлениях затрагивали руководители государства.

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

На сегодняшний Федеральный закон закрепляет обязанности государства по содействию в получении гражданами дошкольного, в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях,
посредством обеспечения обучения граждан в этих образовательных учреждениях за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации.

Организации негосударственного дошкольного учреждения

— это создание частного детского сада, аналогичного муниципальному или государственному, в отдельном здании с прилегающей территорией, содержанием нескольких разновозрастных групп детей и с организацией образовательной деятельности.

В нашем городе готов к открытию такой «частный детский сад». Однако образовательную деятельность там вести не могут.

На самом деле это индивидуальный предприниматель, который взял в аренду помещение у родственника, достроил здание жилого дома, вложив немалые средства и пройдя довольно длинный путь к открытию своего дела. Получив код ОКВЭД, он зарегистрировался как ИП. В связи с долгой оформления имущественных отношений получить лицензию на ведение образовательной деятельности невозможно. Поэтому на сегодняшний день наш «частный детский сад» функционирует как ИП — центр организации досуга, присмотра, ухода и др.

С какими трудностями столкнулись при открытии данного учреждения.

— отказ от предоставления кредита в связи с тем, что на основании декларации предприниматель не показывает прибыли;

— высокая кредитная ставка, без учета специфики дальнейшей деятельности;

— высокая аренда помещения;

— большие финансовые вложения для создания условий в соответствии с современными требования Роспотребнадзора и Госпожнадзора;

— отсутствие лицензии на образовательную деятельность;

А следствие этого невозможность получить муниципальное задание.

На сегодняшний день есть правовая база для предоставления муниципального заказа негосударственным образовательным учреждениями, а каким образом помогать индивидуальным предпринимателям?

К числу проблем, с которыми приходится сталкиваться негосударственному детскому саду, а также индивидуальному предпринимателю стоит отнести невозможность участия в государственных программах по поддержке малого и среднего бизнеса. Эти программы рассчитаны, прежде всего на коммерческие организации, а образовательная деятельность имеет статус некоммерческой.

Существуют также проблемы в получении долгосрочных кредитов на развитие, ремонты и строительство.

Банки не рассматривают социальные объекты как привлекательные залоги, и их мало интересует «долгий бизнес», каковым является частное образование.

Государство как заинтересованный партнер могло бы выступить поручителем в этих взаимоотношениях и проработать механизм получения частными детскими садами долгосрочных банковских кредитов.

В целях совершенствования законодательной и нормативной базы для дальнейшего развития негосударственного сектора в дошкольном образовании мы предлагаем:

1) инициировать в законодательных органах власти принятие нормативных актов, устанавливающих для негосударственных дошкольных учреждений отмену налогов на прибыль, на имущество, на землю;

2) включить негосударственные дошкольные учреждения в перечень учреждений, которым устанавливаются льготные тарифы по коммунальным услугам;

3) установить меры налогового стимулирования организаций, оказывающих финансовую помощь негосударственным дошкольным образовательным учреждениям;

4) производить выплату федеральных компенсаций части родительской платы родителям негосударственных дошкольных учреждений за содержание ребенка в детском саду;

6) оказывать безвозмездную помощь частным предпринимателям при организации новых детских садов путем сдачи в безвозмездную аренду зданий (площадей), на которых будет организован новый детский сад, и долевого участия бюджета в покрытии расходов на ремонтно-восстановительные и строительные работы.

Принимая во внимание вышеизложенное полагаем, что создание

благоприятных экономических условий обеспечат выгодность инвестиций в широком смысле этого термина (то есть в виде предоставления финансовых средств, оборудования, интеллектуальных, кадровых и иных ресурсов) в сферу дошкольного образования со стороны организаций и граждан;

В чем еще мы видим формы сотрудничества между органами власти и бизнеса:

  1. Формирование попечительских или управляющих советов. Данный механизм становится особенно актуальным в случае, если благотворители и социальные инвесторы выдвигают в качестве условия получения дошкольным образовательным учреждением долгосрочного финансирования, возможность участия в формировании программ развития и контроле их выполнения.
  2. Грантовая поддержка педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Обзор идей

Для общества

Кулинария

Поводом для него может стать праздник Масленицы (пекут блины) или 9 мая (в гостях угощают ветеранов). Также можно попробовать сделать такой проект в школьной столовой, чтобы все нужные предметы для приготовления пищи были под рукой.

При приготовлении обязательно должны соблюдаться санитарные и гигиенические правила, а именно перед приготовлением помыть руки с мылом, надеть на волосы косынку, на одежду фартук, чтобы ничего лишнего не смогло попасть в пищу. Со школьной посудой следует быть аккуратными. Ученикам нужно обязательно заранее рассказать правила приготовления, меню, список необходимых продуктов. Лучше всего поручить каждому ученику сделать что-то одно. Например, кто-то принесет молоко, кто-то муку, кто-то венчик и так далее.

СПРАВКА! После окончания готовки помещение и всю мебель необходимо привести в порядок. Готовую еды следует сложить в контейнеры или завернуть в пищевую пленку.

Помощь семьям

Довольно часто реализуется социальный проект, помогающий нуждающимся семьям. Обычно классные руководители знакомятся со всеми родителями своих учеников на родительских собраниях. Как раз там и можно понять, какие из семей могут нуждаться в помощи. К примеру, какая-то семья может быть многодетной, а в какой-то недавно родился еще один ребенок, а у людей нет денег даже на одежду малышу. А у вас дома могут лежать хорошие вещи, которые очень могут кому-то пригодится. Подарив эти вещи, вы сделаете доброе дело.

Праздник 9 мая

Каждый год во всех школах в обязательном порядке вспоминают подвиг, совершенный нашими прадедушками и прабабушками ради нас. Обычно в школу приглашают ветеранов, предварительно подготавливая все к празднику (украшают помещение, актовый зал, готовят угощение, покупают цветы.

К празднику Великой Победы можно объединить несколько тем социальных проектов. Это может быть кулинария, покупка цветов, уборка школы, чтение стихов о войне, пошив костюмов. Конечно, на это понадобится много сил, времени и денег, но сообща все обязательно получится.

СПРАВКА! Такой замечательный праздник должен делаться для ветеранов, чтобы они почувствовали благодарность, идущую от чистого сердца.

Дети-инвалиды

Социальный проект с таким названием обладает высоким уровнем ответственности. Обычно дети-инвалиды обучаются на дому или в специализированных школах. Деткам, обучающимся на дому, обязательно нужно помочь. Для этого нужно поспрашивать родителей учеников, есть ли в их окружении дети-инвалиды. Таким деткам может понадобится помощь в обучении или нужно научить их пользоваться компьютером, чтобы в будущем они могли найти себе работу через интернет. Помощь им нужна по всем предметам. Ученики, которые умеют объяснять и хорошо успевают, пусть помогают инвалидам с обучением. Можно собрать книги, которые уже не нужны вам, но пригодятся ребенку-инвалиду. Нужно понимать, что таким деткам очень не хватает общения со сверстниками, поэтому не нужно только обучать их, можно просто поговорить с ними на интересные темы. Нужно постараться стать для них хорошим и верным другом.

Мастерство

Любовь к мастерству в детях необходимо развивать. Для этого нужно проводить с ними уроки труда на самые разнообразные темы, чтобы понять, кто из них какими способностями обладает. Примерами социальных проектов, в которых нужна помощь мастеров, являются: помощь больным детям, немощным старикам, многодетным матерям. Кроме того, это может быть пошив одежды, подготовка к выступлениям. Одежда обычно нужна для сбора средств тому, кому она необходима.

Ребенок, обладающий талантом, в будущем может стать настоящим мастером в своем деле и сможет обеспечивать себя и своих близких. Помимо прочего, в детях обязательно нужно развивать такие качества, как бескорыстие, доброта, трудолюбие.

Помощь другому человеку

Социальный проект на тему «Помощь» может стать довольно актуальным. Помощь может понадобиться одноклассникам или другим людям. К примеру, успевающие ученики могут помочь двоечникам подтянуться по каким-то предметам, но это не значит, что нужно решать за них домашние задания. Возможно, кто-то нуждается в помощи в приобретении учебников. Можно вместе отправиться в магазин, в котором книги стоят подешевле.

Можно помогать и не в школе. Например, ученикам может понадобится помощь в каком-то деле. Кто-то из учеников может хорошо разбираться в компьютерах, а кто-то как раз нуждается в такой помощи.

СПРАВКА! Девочки могут заняться разведением цветов, принося их тому, у кого их нет.

Помощь бездомным и нищим

Социальные на проекты на тему помощи обездоленным людям (осиротевшим, бездомным, нищим) есть далеко не в каждой школе. Поэтому это направление стоит попытаться развить. Возможно, школьникам удастся спасти чью-то жизнь. Здесь пригодятся навыки кулинарии, общения, организаторские навыки. Можно назвать такой социальный проект школа добрых дел.

Для учителей важно следить за сохранением дистанции между детьми и бездомными, чтобы те не заразились различными болезнями. Еду и напитки лучше подавать в медицинских перчатках. Также нужно отправляться туда, имея при себе походную аптечку. В ней должна быть перекись водорода, зеленка, марганцовка, бинты, ранозаживляющая мазь. Если какому-то человеку понадобится более серьезная помощь врачей, то следует вызвать скорую помощь.

СПРАВКА! Также подобные социальные проекты должны осуществлять помощь тем, у кого произошла беда, например, сгорел дом, кража, смерть близких.

Подарки детям из приюта

В рамках помощи детям тоже можно привести примеры социальных проектов. Директор школы и учителя могут договориться с директором детского дома о встрече с раздачей подарков. Если получилось договориться, то заранее нужно обсудить с учениками все детали предстоящей встречи. Здесь нужно остановить свой выбор на тех, кто сможет посвятить все свое свободное время изготовлению подарков и созданию сценария выступления.

Самодельная вещь всегда является хорошим подарком. Девочки могут поискать дома ненужный материал и сшить из него игрушки или мешок для сюрпризов. Если у ребят есть дома ненужные сувениры, книги, игрушки, канцелярские товары, то все это стоит подарить сиротам.

Дети, имеющие таланты, могут придумать хороший сценарий, с помощью которого сироты смогут определится со своими талантами, способностями и интересами. Для этого хорошо бы придумать мастер-классы и специальные игры.

СПРАВКА! Дети-сироты обладают специфическим представлением о жизни, поэтому к такому мероприятию стоит готовится основательно.

Значимые объекты

Украшение школы

Уборка школьной территории у многих детей ассоциируется со словом «субботник». По сути это так и есть, но такой труд должен приносить исключительно радость. Социальный проект благоустройство школьного двора в этом случае лучше назвать «Украшение школы», «Подарок друг другу» и так далее. Нужно организовать все так, чтобы субботник стал не днем генеральной уборки, а праздником, тогда все дети с удовольствием на него придут.

Для начала нужно собрать весь класс и обсудить, кто что сможет принести в школу. Это может быть хорошая музыка, разноцветные ведра, интересные шапки с ушами. Составьте план уборки, будет ли организована перестановка, как-то по-другому оформлены стены. Художникам и дизайнерам можно предоставить шанс сделать стенгазету.

Наведение порядка в классе

Конечно, учиться в светлом, чистом, уютном помещении гораздо приятнее. Здесь идет речь не о генеральной уборке, а о создании в классах домашнего уюта.

Например, в кабинетах русского языка, истории, географии будет достаточно украшения цветами, реставрации имеющихся там портретов.

Кабинеты математики, химии, информатики, физики ученики могут помыть, прибрать, а также привести в порядок имеющиеся там приборы, инструменты, технику.

Учителя могут разработать план, чтобы ученикам было понятно, что делать. В процессе выполнения плана нужно рассказывать детям что-то новое и интересное.

Социальный проект школьная библиотека

Социальный проект о школьных библиотеках тоже весьма популярен. Если есть желание, то учителя совместно с учениками могут написать доклад о появлении первых библиотек или о том, как в Древнем Египте хранили рукописи, а также многое другое. Однако, важнее не эти истории, а ваша школьная библиотека. Библиотекарь вместе с учениками могут провести в ней ревизию, проверить, что есть в наличии, все ли стоит на своих местах, в соответствии с темой. Возможно, кто-то принесет из дома ненужные книги, журналы, которые могут пригодится в библиотеке.

СПРАВКА! Такие социальные проекты в обязательном порядке должны быть согласованы с завучем и работником читального зала. Также можно сделать презентации на различные темы или провести реставрацию книг.

Экология

Данная тема очень важна в современном обществе, так как все должны понимать о важности сохранения природы. В чем-то здесь может помочь социальный проект для учеников на тему «Экология». Чистота должна соблюдаться повсюду. Учителя с детьми могут создать план по обустройству школьных дворов и классов.

Весной нужно организовывать уборку территории, собирать мусор, равнять землю. Можно заняться посадкой самых разнообразных растений. Главное, чтобы все эти занятия были для детей в удовольствие.

В самом здании школы тоже нужно организовать зеленые уголки, поднимающие настроение. Важно не забывать постоянно за ними ухаживать. Для этого дети могут составить график полива и других манипуляций с растениями.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Социально-коммуникативное развитие дошкольников средствами проектной деятельности

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира

Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

В.А. Сухомлинский.

В современных условиях развития общества, перемен в социально-экономической сфере, культуре и образовании особую значимость приобретают вопросы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. На сегодняшний день дошкольное образование в России по праву признано начальным звеном в системе непрерывного общего образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется сохранению уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; делается акцент на развитии личности ребёнка, социализации, раскрытии его потенциальных возможностей и способностей.

В связи с этим основной спектр задач современных дошкольных образовательных организаций смещается на создание условий, при которых дети полноценно развиваются, осваивая этап дошкольного детства, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Одним из приоритетных направлений образования детей старшего дошкольного возраста, которое отражает социальный заказ общества и семьи, согласно ФГОС ДО, является их социально-коммуникативное развитие.

Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. А умение ребенка позитивно общаться позволяет ему жить комфортно среди людей. Благодаря общению он не только познает другого человека, будь то взрослый или сверстник, но и все больше познает самого себя.

Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях между людьми. Педагоги дошкольных образовательных организаций обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии детей, их поведении. Проблема приобщения ребенка к социальному миру, формирования у него умения адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества на современном этапе развития общества остается одной из ведущих.

Что же такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Социально-коммуникативное развитие реализуется в нескольких направлениях:

  1. Развитие игровой деятельности
  2. Патриотическое воспитание
  3. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  4. Трудовое воспитание

Нам бы хотелось поделиться опытом интеграции педагогических инициатив по реализации программы социально-коммуникативного развития и социального воспитания детей дошкольного возраста, через патриотическое развитие.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей. Но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Ему должен помочь взрослый, используя новые современные технологии. Такой технологией является технология проектирования, которая строится на соучастии в деятельности. Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира». Метод проектов позволит учитывать один из главных принципов – принцип интеграции: объединение несколько видов деятельности.

В ходе совместной деятельности с детьми над проектом взрослые содействуют приобщению ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, к природе; дети получают право на саморазвитие.

Поэтому одним из основных средств патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

Педагогами нашего дошкольного учреждения был разработан долгосрочный проект «Маленькие патриоты». Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта:

  1. Формирование патриотических качеств личности ребёнка через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
  2. Воспитание гражданина и патриота своей страны, любящего свою семью, родной дом, близких ему людей.
  3. Формирование умения работать в коллективе, сотрудничать.

Работа над проектом проходила у нас в течении 6 месяцев. Проект, включает в себя 4 тематических блока.

  1. блок – «Моя семья»
  2. блок – «Зеленая улица»
  3. блок — «Люблю тебя, город Екатеринбург».
  4. блок – «День Победы»

Рассмотрим по подробнее.

1 блок — «Моя семья»

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке. Семья для ребенка — это мир, в котором закладываются основы морали, отношение к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, традиции, праздники. Именно в семье, прививаются такие понятия, как «сострадание», «милосердие», «доброта», «мужественность», «женственность», «сплоченность», «единство», «помощь ближним», «уважение к старшим», «чувство ответственности».

Что бы заинтересовать детей изучению данной темы, мы провели увлекательные беседы, тренинги на тему: «Моя дружная семья», «Расскажи мне о своей семье»«Мои домашние обязанности», «Если мама устала» и др.

Детей очень заинтересовала тема, каждых хотел, как можно больше рассказать о своей семье, и для этого они вместе с родителями создали видео-презентации и организовали фотовыставку «Наш семейный отдых».

Родители откликнулись на все предложенные задания, связанные с проектной деятельностью, заинтересованно взялись за работу, каждый вносил интересные идеи,

не осталась в стороне почти ни одна семья.

Ребята с большой любовью изготавливали своими руками различные поделки, как из бумаги, так и из подручного материала «Подарок для мамы», «Коврик для дома»; охотно лепили, конструировали из строительного материала и лего, активно приняли участие в конкурсе «Дом для моей семьи».

Итоговым мероприятием по работе над темой «Моя семья» стал праздник «Неразлучные друзья — это вся моя семья».

2 блок – «Зеленая улица»

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно, воспитанием любви к природе, можно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Стараясь воспитать у детей любовь ко всему живому, мы вместе с родителями, провели различные формы работы, такие как: акции «Убери планету», «Уютный дом для скворца», «Корм для животных», операция «Росток», в рамках которой, мы занимались посадкой деревьев, кустарников, цветов. Организовали «Уголок природы» Мы провели конкурсы, «Лучшая клумба», «Чудеса на грядке», фотоконкурс «Портреты живой природы».

Итогом работы по разделу «Зеленая улица», стало обобщение наших знаний и участие в викторине «Экологическая тропинка».

Наша работа позволила расширить знания детей о природе родного края, научила детей работать в команде, уважать друг друга. Дети получили ответы на интересующие их вопросы и составили рекомендации для жителей нашего города «Как сохранить и украсить нашу планету»

3 блок — «Люблю тебя, город Екатеринбург».

Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально — нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе.

Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.

В рамках этой темы, совместно с музыкальным руководителем, мы провели беседы с детьми на темы «Я тут родился!», «Гордимся тобой, наш город родной», сформировали знания детей о достопримечательностях города, памятных местах, некоторые из этих мест нам удалось посетить. Оформили фотоколлаж на тему «Люблю тебя, город Екатеринбург».

Совместно с преподавателем физкультуры дети приняли участие в игре-квесте «На улицах города».

Для родителей провели анкетирование «Знаете ли вы свой город?», разработали памятки «Известные люди о любви к Родине», «Гражданин воспитывается с детства».

Создали экскурсионно-туристический маршрут «Наш город для детей»

Итогом работы по разделу, стало обобщение наших знаний и участие в музыкальном празднике «Город чудес».

4 блок — «День Победы»

С каждым годом все меньше и меньше остается в живых ветеранов Великой Отечественной войны. Мы, нынешнее поколение, обязаны помнить о тех, кто на фронтах ковал Победу, трудился в тылу. Прямая обязанность взрослых помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать у маленьких граждан гордость за свою Родину, напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями.

У нас взрослых есть задача расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника Дня Победы в доступных для детского возраста границах, подчеркивая важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину; переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.

Эта тема любима детям. Героизм, мужество, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. В рамках проекта проходит ряд мероприятий, направленных на поисково – исследовательскую деятельность дошкольников и развитие коммуникативных навыков и способностей. Мы посетили «Музей военной техники» в городе Верхняя Пышма и возложили цветы к Мемориалу Великой Отечественной войны. Дети вместе с родителями с удовольствием принимают участие в акции «Бессмертный полк», и с гордостью рассказываю про ветеранов.

Объединившись с другими группами, в нашем детском саду мы организовали выставку «Спасибо за победу», в которую вошли фотографии военных лет, военная форма, фото – альбомы братьев, пап, дедушек, прадедушек, служивших в рядах вооружённых сил Советской и Российской армии, дети изготовили открытки «День Победы».

Мы с интересом, прослушиваем песни военной тематики, они легко запоминаются, содержание их созвучно с желаниями ребят быть сильными и смелыми защитниками нашей Родины. Активное участие дети и родители приняли в конкурсе патриотической песни «Нас песня в окопах спасала».

Итогом работы по разделу, является выпуск газеты «Этот день мы приближали, как могли…» и музыкальный праздник «С Днем Победы!»

Подводя итог, хочется отметить, что основная задача современной дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы из её стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но также обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качества, необходимые для социальной адаптации, в том числе к обучению школе.

В результате использования проектной деятельности дети стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]