Народные игрушки – лучшее подспорье в развитии детей. Например, популярный кот-матрёшка, сделанный в технике оригами, не только позабавит дошкольников, но и познакомит с азами алгебры и геометрии. Научит визуально сравнивать предметы по величине и объёму, считать, а главное, мыслить логически. Коты или кошечки, спрятанные друг в друга – одна из разновидностей любимых японцами манэки-нэко, символизирующих удачу и процветание.
Согласно национальным поверьям, чем больше в доме подобных игрушек, тем крупнее будет финансовое благосостояние владельцев. Матрёшек манэки-нэко в Японии называют «Счастливые кошки». Они обязательно изображаются с поднятой лапкой, которой приманивают удачу.
Манэки-нэко в бумажном варианте
Обычно кошечек-матрёшек изготавливают из дерева. Но и выполненные из бумаги в технике оригами, они вряд ли утратят свои «волшебные» функции. Для японского талисмана «на удачу» понадобится 4 квадратных листа разного цвета, размером 15х15, 13х13, 11х11 и 9х9 см.
Пошаговая инструкция:
- Берём самый большой квадрат-заготовку.
- Располагаем его вершиной вперёд, складываем пополам снизу-вверх.
- Левый угол сгибаем наискось так, чтобы его вершина «упиралась» в противоположную грань.
- Аналогично поступаем с правым.
- Верхний слой треугольного клапана складываем вперёд.
- Заправляем в нижний трапециевидный «карман».
- Второй слой клапана сгибаем. Закладываем внутрь получившегося «стаканчика».
- Переворачиваем заготовку на 180°. Надавливаем пальцем на верхнюю её часть, чтобы обозначить ушки. Рисуем кошке мордочку, а также хвостик и лапки. Одну из них, по японской традиции, можно поднять, пусть приманивает удачу.
С бумажной манэки-нэко дети младшего возраста смогут разыгрывать театральные сценки, придумывая каждому представителю кошачьего семейства свой характер. Так что вместе с логикой, необычная матрёшка позволит развить и фантазию.
Если манэки-нэко кажутся слишком экзотическими, та же схема подойдёт и для изготовления классический русской матрёшки-оригами. Только вверху продавливать пальцем фигурку не нужно. В остальном алгоритм сборки абсолютно идентичен.
Матрешки-закладки | Страна Мастеров
Она на вид одна, большая, Но в ней сестра сидит вторая, А третью — во второй найдёшь. Их друг за дружкой разбирая, До самой маленькой дойдёшь. Внутри их всех — малютка, крошка. Всё вместе – сувенир … .
Вот такую Матрешку-закладку можно сделать с детьми.
Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более.
Это мы личиком.
Русскую деревянную куклу назвали Матрёшкой. В дореволюционной провинции имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь». Эти имена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.
Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие.
Теперь — спинкой.
Возьмем картон, шаблон и обведем. Вырежем.
Теперь вырежем детали платка. Можно сделать по шаблону, а можно платки распечатать на цветной бумаге и вырезать.
Это заготовки для платков. Надо подобрать нужный размер и дорисовать кончики: для лицевой стороны и задней. См.образцы выше.
Вырезав переднюю деталь платка, приклеиваем ее на картонный корпус.
Вырезаем два круга из бумаги нужного оттенка для лица (я делала дыроколом, т.к. Матрешки у меня небольшие). Наклеиваем в середину платка. Дыроколы круга 2,5 см и 1,5 см.
Такого же размера, как и лицо, вырезаем круги для прически, нужного цвета.
Разрезаем круг пополам.Это и есть прическа. Если дети постарше, можно прическу сделать более замысловатой: ажурной, с челкой…
Приклеиваем к верхней части лица. Глазки, носик и ротик можно дорисовать, можно вырезать из бумаги и наклеить.
Переворачиваем фигурки «спинкой» к себе. Берем ленту, на кончики которой предварительно был наклеен двусторонний скотч. Снимаем защитную пленку скотча и прикрепляем ленту к верхней части Матрешки.
Вырезаем заднюю деталь платка и приклеиваем на голову Матрешки, пряча под ней скотч.
Украшаем платок аппликацией как сзади, так и спереди.
Можно наклеить кармашки, пуговки, оборки на сарафан Матрешки. Закладки готовы.
Это интересно
Складные фигурки «мал мала меньше» имеют древнюю историю. Они встречались как на Руси, так и у других народов, достаточно вспомнить китайскую резную головоломку «шар в шаре» или популярных в Индии слонов, которые хоть и не собирались в единую игрушку, тоже выстраивались от большого к малому. Все эти «забавы» были ничем иным, как символической моделью Вселенной. Учёными доказано, что космическое пространство выстроено по принципу «матрёшки»: звёзды и планеты состоят из ядра, заключённого в оболочку, в свою очередь, окутанную газовой средой. Космические тела образуют галактики, рождающие скопления, множество которых и называется Вселенной. Уже известно, что она не одна, а тоже «вложена» в более масштабные, пока неизвестные человечеству структуры.
С другой стороны, в отличие от аналогов, русская матрёшка является ещё и символом материнства, продолжения рода. Образный ряд здесь понятен без слов. Название игрушки, вероятно, происходит от санскритского «Матри», что означает «мать». Большую известность складная кукла приобрела в XIX веке, когда в русском обществе возрос интерес к народным традициям и на этой волне стали возрождаться многие ремёсла. Международному признанию матрёшки способствовал видный купец и меценат Савва Мамонтов. В 1900 году он представил уникальную игрушку на Всемирной выставке в Париже, вызвав не только всеобщее восхищение, но и настоящий модный бум. Заказы на таинственную матрёшку из далёкой России, посыпались тогда один за другим.
Два образа легендарной игрушки
Первыми массово изготавливать матрёшку стали ремесленники Сергиева Посада в Московской области. Вначале образцы представляли собой мать с большим семейством, иногда включавшим только дочерей, а иногда и мальчиков, и девочек. Однако в скором времени роспись деревянных кукол стала намного разнообразнее – посадские художники изображали мастеровых и купчих, молодых девушек в ярких городских нарядах и стариков в традиционной крестьянской одежде.
Специальные серии посвящались литературным произведениям, народным сказкам, важным историческим событиям и так далее. Расписывали заготовки местные иконописцы, опиравшиеся на традиции византийской живописной школы. Если первые игрушки имели упрощённый вид, то впоследствии, они стали напоминать лики святых, а украшавшие их сюжеты усложнились.
С начала XX века матрёшек начал производить ведущий центр народных промыслов – город Семёнов в Нижегородской области. Артель мастера Арсения Майорова отдавала предпочтение куклам в русском стиле, которые быстро за из Сергиева Посада. Чтобы понять, как выглядели изделия семеновских умельцев, достаточно вспомнить, что город – родина знаменитой Хохломы. Приёмы росписи матрёшек были позаимствованы именно оттуда. Особое внимание уделялось декору фартучка игрушки, который стал неотъемлемой частью её наряда. В росписи преобладали растительные мотивы – стилизованные цветы, травы и ягоды.
Со временем облик народной куклы неоднократно менялся. В эпоху перестройки появилась мода на раскладные модели с портретами политических деятелей и другие не менее гротескные изделия. Однако эти явления преходящие, а деревянная раскладная игрушка – шедевр и феномен российской культуры, не только продолжает жить, но и находит отражение в смежных видах рукоделия. Например, в оригами.
Конспект занятия по аппликации в старшей группе
Конспект занятия по аппликации в старшей группе
Образовательная область: «Творчество»
Раздел: Аппликация
Тема: «Мы народные умельцы»
Цель: создание матрешки в технике обрывной аппликации.
Задачи:
-продолжать знакомить детей с техникой обрывной аппликации;
-развивать мелкую моторику, творческие способности;
-воспитывать аккуратность в работе, усидчивость.
— Дать возможность детям возможность ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки;
— Продолжать учить детей работать с трафаретом,
Развивающие: — развивать чувство формы, цвета (подбирать гармоничные цветосочетания)
:
— развивать творческое воображение.
Здоровье сберегающие:
— продолжать учить детей следить за своей осанкой;
— продолжать формировать правила безопасного поведения при работе с ножницами.
Воспитательные:
— воспитывать художественный вкус;
— воспитывать аккуратность при работе с ножницами и клеем;
— воспитывать интерес к сотворчеству.
Оборудование:
Матрешки деревянные, силуэт матрешки на белой бумаги, ножницы, клей ПВА, цветная бумага.
Ход:
Дети входят в зал. Встают полукругом около стола, на котором выставлены матрешки(они накрыты, чтобы дети не видели их)
.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель:
— Я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы узнаете, что спрятано на столе
Загадка:
Они летом и зимой любят жить одна в одной,
принесите им сапожки — и пойдут плясать. (матрешки)
Дети: Матрешки
Воспитатель: Показывает стоящих на столе матрешек.
Правильно, это матрешки. Да какие красивые.
Вопрос: Как вы думаете, почему эта кукла стала называться матрешкой?
Дети: Так девочек называли на Руси — Матрены
Воспитатель: Как вы думаете, какой человек их смастерил добрый или злой? Почему вы так решили?
Дети: Ее смастерил добрый человек, потому что она улыбается, у нее веселые глаза
Воспитатель: На Руси много городов и деревень, где живут народные умельцы, изготавливающие матрешек
Вопрос: А из чего их вырезают и почему матрешки цветные, яркие и все такие разные?
Дети: Их вырезают из дерева, а расписывают красками
Воспитатель: Правильно. Вот у Загорской матрешки(показывает матрешку)
двумя точками изображают нос, а губы выполнены тремя точками (две вверху, одна внизу, две пряди волос прячутся под платком и завязываются узлом, платок и передник оформляются простым цветным узором.
А Семеновской матрешке(показывает матрешку)
мастера делают наводку черной краской: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок. Семеновскую матрешку украшают цветочными бутонами, пышными розами, колокольчиками.
Полхов-майданские матрешки самые яркие, веселые, основные цвета — фиолетовый, алый, желтый, голубой; узор — цветы да ягоды.
Воспитатель: Тогда давайте подойдем к столам, сядем и сделаем свои матрешки. А потом подарим тем, кто заботится о вас, и кого вы любите
(Так как аппликация у нас обрывная, то дети заранее делают заготовки, обрывают мелкими произвольными кусочками разноцветную бумагу.)
Затем, в произвольном порядке цветов, дети приклеивают обрывки цветной бумаги.
Воспитатель: Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.
Кукла-матрешка — это заботливая, добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает маленьких и слабых. Такую игрушку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку.
Итог
Вопросы к детям:
Какие красивые матрешки у вас получились, кто их сделал такими красивыми? (Ответы детей)
.
Как вы это сделали?
Что сложно вам было выполнить?
Вам нравится ваша работа?
Конспект занятия по аппликации в старшей группе
Образовательная область: «Творчество»
Раздел: Аппликация
Тема: «Бабушкин платок»
Цель: развивать умение выполнять изделия в технике аппликации.
Задачи:
1. Вызывать интерес к декоративной аппликации.
2. Продолжать учить правильной технике наклеивания деталей
3. Закрепить знание геометрических фигур и цветов.
4. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление)
.
5. Воспитывать эстетический вкус, любовь к декоративно-прикладному искусству.
6. Воспитывать отзывчивость и доброту.
Ход занятия
Дети входят в группу, останавливаются вокруг В.
В: Дети, видите, сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с ними.
Д. здороваются.
В: Сегодня нам с вами будет очень интересно. Предлагаю, для того, чтобы настроение наше еще больше поднялось, улыбнуться себе, мне и гостям, а теперь улыбнитесь друг другу.
Входит Матрешка. Здоровается. Интересуется, узнали ли ее дети.
В: Ой, милая Матрешечка, какой платоку тебя на голове потертый, старенький… Тут заплатка, а здесь уже и рисунок поистерся…
(Обращает на это внимание детей)
М. загрустила: Что же мне делать? Где же я сейчас новый красивый платок найду? Я в гости к мамочке милой спешу. Как же я в таком виде к ней?.
В: Ребята, а может, поможем Матрешке? Только вот как?
Д. отвечают.
В. приводит детей к тому, чтобы они предложили смастерить платок своими руками.
В: А как же сделать так, чтобы платочек был красивый, а не просто белый и без рисунков?
Д: Украсить его.
В: А как мы его можем украсить?
Варианты ответов (нарисовать или с помощью аппликации)
В: Чем мы можем украсить платок?
Д: Цветочками, узорами.
В: А может, геометрическими фигурами? Какие, к примеру, фигуры вы знаете?
Д: Круг, квадрат, треугольник.
В: А теперь, когда мы уже отдохнули и размялись, пора и за дело приниматься. Ребята, занимайте свои места.
Д. рассаживаются на рабочие места
В. Приглашает помогает детям занять рабочие места. На мольберте висит готовый шаблон платка. Перед детьми разложены такие же шаблоны, а также по одной геометрической фигуре (для украшения изделия)
В: Сядьте поудобнее, ребята. Спинки держите прямо, ножки спрячьте по стол. Молодцы! Держите руки на столе, не торопитесь ничего трогать. Посмотрите на мой мольберт. Вот какой платок я предлагаю подарить нашей гостье — Матрешке. Только мне кажется, что чего-то тут не хватает…. Какой-то скучный платок. Что же нам делать?.
Д: Украсить его!
В: А как же мы можем его украсить? Подумайте. Посмотрите на стол, на тарелочки перед вами. Что там лежит?
В: Верно, ребята. Какие вы догадливые. Прежде, чем начнем приклеивать, давайте, сначала разложим на платочках детали так, как вы их хотите приклеить.
В. помогает разместить детали по углам платка.
В: Умнички, детишки! Так и сделаем. Сначала я вам покажу и напомню, как правильно и аккуратно наклевать детали, а вы внимательно запоминайте.
В. показывает технику наклеивания деталей, как правильно и аккуратно пользоваться клеем и кисточкой.
В: Теперь можете приступать к работе. Когда закончите, отложите свой платочек на краешек стола и не забудьте протереть руки салфеточкой, а кисточки положить на тарелочку.
Во время наклеивания В. подходит к каждому ребенку, помогает правильно взять кисточку, аккуратно нанести клей на деталь, работает индивидуально.
После того, как все дети завершают работу, предлагает поднять готовые платки над головой и показать Матрешке и друг другу. Хвалит ребят.
М: Ох, ребята, какой же мне платок выбрать? Все они получились очень аккуратные и красивые!
(Показывает всем настоящий платок)
М: Вот спасибо! Моя бабушка очень любит, когда я надеваю такие платки с яркими цветами. Может, я его себе заберу, а вы, ребята, ваши платочки своим любимым бабушкам подарите, пусть будет на память.
Д. соглашаются.
В. хвалит ребят за то, как они старались, и за то, какие красивые сувениры для бабушек получились.
В: Теперь, ребята, вы можете положить свои платочки в шкафчики, чтобы вечером подарить бабушкам. А матрешечка вам поможет. Потом не забудьте с ней попрощаться.
Д. вместе с М. прощаются с гостями и уходят.
Конспект занятия по аппликации в старшей группе
Образовательная область: «Творчество»
Раздел: Аппликация
Тема: «Пожарная машина»
Цель: Познакомить детей с профессией пожарного, с инструментами, необходимыми, ему в работе, с пожарной машиной.
Задачи: Закрепить знания о специальном транспорте – пожарная машина;
Закрепить знания о работе пожарных;
Дать детям представление об опасности огня;
Развивать логическое мышление, пространственную координацию (умение располагать детали на картоне);
Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
Оборудование: Картинка пожарной машины, цветная бумага, клей, кисточки, ½цветного картона, ножницы, тряпочки.
Ход занятия:
Вводная часть.
— Бим — бом, бим — бом! На дворе высокий дом, ставенки резные, окна расписные (показ картинки). С треском, щелканьем и громом встал огонь над новым домом, вот и рухнул дом, погорел со всем добром. Ребята, а почему сгорел дом? (показ картинки)
— Ребята вот, что может случиться, если огонь оставить без присмотра или дети возьмут в руки спички и будут с ними играть? Ребята, а кто может победить огонь коварный?
— А по какому номеру нужно позвонить, чтобы приехали пожарные?
—А что бы пожарный мог быстро добраться до пожара, что ему нужно?
—Какая машина?
Основная часть.
— Ребята давайте сначала рассмотрим, как выглядит пожарная машина (показ картинки Пожарная машина).
— Что есть у пожарной машины?
— Ребята, а почему машина красная?
— Потому, что огонь тоже красного цвета, цвет опасности.
— А зачем нужен сигнал пожарной машине?
Матрешка крючком Узор для аппликации
Это -МОМЕНТАЛЬНАЯ ЗАГРУЗКА- выкройка симпатичной матрешки. Уровень мастерства: легкий.
Шаблон в формате .pdf, с пошаговыми инструкциями и подробными фотографиями каждого процесса в отдельности. Обратите внимание, что для открытия этого шаблона требуется Adobe Reader.
Выкройка содержит инструкции по созданию симпатичной аппликации для вязания крючком, которую можно использовать бесчисленным количеством способов … украсить и персонализировать ваши любимые предметы, такие как шляпы, футболки, сумки, школьные ранцы и многое другое, о чем вы можете подумать.
Размер матрешки: 1 1/2 дюйма в ширину и 3 дюйма в высоту
Размер можно варьировать, используя более тонкую или более толстую пряжу и типы крючка. Цвета можно изменить в соответствии с вашими личными предпочтениями. Выкройка разработана для камвольной пряжи и использует американско-английские термины вязания крючком.
Этот образец вязания крючком доступен для мгновенной загрузки. Как только ваш платеж будет получен, вы получите электронное письмо со ссылкой для скачивания и деталями вашего заказа. В случае возникновения проблем свяжитесь со мной в любое время.
Приобретая этот узор, вы соглашаетесь со следующим: Этот узор защищен авторскими правами. Его нельзя копировать, продавать, передавать или распространять в любой форме, но вы можете дарить, дарить или продавать готовые изделия.
Это -МОМЕНТАЛЬНАЯ ЗАГРУЗКА- выкройка симпатичной матрешки. Уровень мастерства: легкий.
Шаблон в формате .pdf, с пошаговыми инструкциями и подробными фотографиями каждого процесса в отдельности. Обратите внимание, что для открытия этого шаблона требуется Adobe Reader.
Выкройка содержит инструкции по созданию симпатичной аппликации для вязания крючком, которую можно использовать бесчисленным количеством способов … украсить и персонализировать ваши любимые предметы, такие как шляпы, футболки, сумки, школьные ранцы и многое другое, о чем вы можете подумать.
Размер матрешки: 1 1/2 дюйма в ширину и 3 дюйма в высоту
Размер можно варьировать, используя более тонкую или более толстую пряжу и типы крючка. Цвета можно изменить в соответствии с вашими личными предпочтениями. Выкройка разработана для камвольной пряжи и использует американско-английские термины вязания крючком.
Этот образец вязания крючком доступен для мгновенной загрузки. Как только ваш платеж будет получен, вы получите электронное письмо со ссылкой для скачивания и деталями вашего заказа. В случае возникновения проблем свяжитесь со мной в любое время.
Приобретая этот узор, вы соглашаетесь со следующим: Этот узор защищен авторскими правами. Его нельзя копировать, продавать, передавать или распространять в любой форме, но вы можете дарить, дарить или продавать готовые изделия.
.