Опыт работы по теме:«Игровые методы и приемы в обучении детей»


Опыт работы по теме:«Игровые методы и приемы в обучении детей»

Игра является механизмом развития ребёнка (ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно — эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.

Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения, счета и письма войдут в мир познания ребенка через ворота детской игры и другие соответствующие возрасту ребенка виды деятельности. Через игру, сотрудничество, диалог дети знакомятся с окружающим их миром.

Особая роль в обучении и воспитании детей отводится ди­дактическим играм. Именно они помогают достичь желаемого результата в обучении детей, выступая своеобразной формой учебной деятельности.

В своей работе я использую дидактические игры, которые заключают в себе вопрос, зада­ния, призыв к действию, напри­мер: «Кто быстрее?», «Не зе­вать!», «Отвечай сразу», «Кто вернее?» и т.д.

В детском саду большое внимание уделя­ется обучению грамоте. Детям очень сложно усвоить такие по­нятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Для выработки практического навыка деления слов на слоги я провожу с детьми дидактичес­кие игры: «Договори слово», «Магнитофон», «Кто больше?». Я произношу первый слог, а дети — второй (ШИ-НА, МИ-­НА, ШУТ-КА, ПЕ-НА, СУМ-КА).

В игре «Эхо» дети повторяют вторую половину слова (НЕЗА-­БУДКА, дети — БУДКА, БУДКА; БАЛА-ЛАЙКА, дети — ЛАЙКА, ЛАЙКА и т.д.) или произносят слово, отсекая первый звук (СМЕХ — МЕХ, ЭКРАН — КРАН, ОЛЕНЬ — ЛЕНЬ, КЛЕЩ— ЛЕЩ, КОСА — ОСА).

При установлении изучаемо­го звука в словах использую игры: «Где спрятался звук?», «Какой звук заблудился?», «Чей голосок?», «Живые буквы», «Кто больше?», развивающие фонема­тический слух, память, внимание, наблюдательность, формирую­щие умение сознательно выпол­нять звуковой анализ слова.

Чтобы дети лучше запомина­ли буквы, предлагаю им пофантазировать: на что она по­хожа, выложить ее из счетных палочек, вылепить из пластили­на, нарисовать, выщипать из бу­маги, вырезать из вдвое сложен­ного листка, преобразуя уже из­вестные буквы (например ж (жук) получается из к, ф из р, т — г), найти букву в кассе букв, а затем и среди других, раз­бросанных или перевернутых на магнитной доске.

Таким образом, использование в учебном процессе игр и раз­ных заданий, создание на заня­тии игровой ситуации приводит к тому, что дети неза­метно для себя и без особого на­пряжения приобретают опреде­ленные знания, умения, навыки. Большую роль в умственном воспитании и развитии интел­лекта играет математика, в кото­рой заложены огромные воз­можности для развития мышле­ния детей. Чтобы процесс усвоения знаний был более легким, провожу такие дидактические игры; «Считай, не ошибись»; «Кто станет космонавтом», «Мате­матическая рыбалка», «Назови со­седей», «Какой цифры не стало», «Путаница». Для закрепления со­става числа проводятся игры: «За­сели дом», «Самый быстрый по­чтальон», «Число, как тебя зовут?», «Составь цифру».

Большой популярностью у детей пользу­ются игры-соревнования. Они очень просты, но позволяют в игровой форме повторить навы­ки счета, внести в занятия элемент соревнования, что еще более способствует активи­зации мыслительной деятельно­сти, заставляет детей быть более четкими, собранными, быстрыми. Например, даю детям самосто­ятельную работу в виде игры «Кто первый добежит до фини­ша?». А раз это игра, то дети чувствуют себя свободно, поэто­му уверенно и с интересом при­ступают к работе.

При ознакомлении детей со временем провожу дидактические игры: «Живая неделя», «Назови скорее», «Круг­лый год», «Двенадцать месяцев», «Когда это бывает».

Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее орга­низации придерживаюсь следующих требований:

— простота и точная формули­ровка правил игры;

— простота изготовления и ис­пользования дидактического материала;

— участие всех детей в игре;

— справедливое и четкое подведение ее результатов.

В младшем дошкольном возрасте активно использую пальчиковые игры.

Учеными-физиологами доказа­но, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре голов­ного мозга положительно влия­ет на подвижность органов арти­куляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.

Кроме того, гимнастика для пальчиков, несомненно, помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности.

Следовательно, работа по тре­нировке тонких движений паль­цев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а также способствует профилакти­ке и преодолению нарушений речи.

Рабо­ту над тонкими движениями рук провожу во всех возраст­ных группах, с постепенным усложнением заданий. Уп­ражнения провожу в течение 1—3 мин. на фронтальных занятиях в форме физкультминуток, а также во время прогулок, игр, в другие режимные моменты.

Начинаю занятия пальчико­вой моторики с простых упражнений, доступных боль­шинству детей группы. Тот, кто затрудняется самостоятельно выпол­нить движения, выполняет движения пальцами вместе со мной. В дальнейшем, в результате тренировок, пальчи­ковые движения совершенству­ются, и дети уже не нуждаются в моей помощи.

При затруднениях по­могаю принять необхо­димую позу, позволяю поддер­живать и направлять свободной рукой положение другой. При этом постоянно одобряю и под­бадриваю действия детей.

На занятиях и в повседневной деятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте использую игры сотрудничества.

Игры сотрудничества — это, с одной стороны, веселая, методи­чески простая, занимательная форма работы с детьми, с дру­гой — калейдоскоп игр, который очерчивает вполне определен­ную педагогическую позицию.

В играх сотрудничества все побеждают и никто не проигры­вает. Дети играют друг с другом, а не соперничают. Эти игры уничтожают боязнь неудачи и поражения, утверждают уверен­ность ребенка в самом себе.

Игры без соперничества пред­назначены как для работы с детьми, которые не имеют про­блем, так и для тех детей, которые в силу своих личностных особенностей испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.

При помощи игр сотрудниче­ства обучаю детей участию и помо­щи другим, заботе о чувствах других.

Я всегда помню, что дети играют ради веселья. При отсутствии ощущения веселости, ребенка ожидает безрадостная игра. В играх сотрудничества появляется элемент веселья, зато исчезают элементы поражения и отверженности.

В своей работе использую игры сотрудничества для детей от 3 до 7 лет:

музыкальные объятия, музыкальные обручи сотрудни­чества, баланс с надувными мячами.

В старшем дошкольном возрасте применяю игры с квадратом.

На каждого ребенка заготав­ливаю комплект квадратных сеток. Работу с детьми начинаю с выполнения заданий в квад­ратной сетке из четырех клеток. Отрабатываем понятия: верх-низ, лево-право, вверх-вниз, сле­ва-справа.

Постепенно задания услож­няются и используются квадрат­ные сетки с большим количе­ством клеток.

В подготовительной к школе группе заполняем клетки буквами, составляем слова по вертикали и горизонтали. Дети с огромным интересом выполняют за­дания в «квадрате».

По моим наблюдениям, к концу обучения дошкольники хоро­шо ориентируются на листе бу­маги, усваивают пространствен­ные понятия. Кроме того, у детей расширился объем зрительной памяти и внимания, развился зрительный анализ и синтез, что в дальнейшем окажет им несом­ненную помощь при овладении школьными навыками чтения и письма.

Сюжетно-ролевая игра в мате­матическом развитии дошкольни­ков:

  • Средство углубления интере­са и потребности в математичес­ких знаниях.
  • Средство зоны ближайшего развития ребенка.
  • Выполнение действий в во­ображаемой ситуации.
  • Способ побуждения к твор­честву и самостоятельности.
  • Сравнение предметов по раз­личным признакам; сравнение групп предметов; навыки счета, сравнение смежных чисел.
  • Средство формирования про­стейших геометрических пред­ставлений о геометрических фигурах; взаимном расположе­нии предметов в пространстве, значении порядковых чисел.

Игровое занятие «Построй домик»

Игровое занятие «Бабочки»

Игровое занятие «Хлопки»

Игровое занятие «Сравни и запомни»

Вывод: Для детей дошкольного и младшего школьного возраста; игра имеет важнейшее значение: она для них учеба, труд, серьезная форма воспитания. Играя, дети лучше усваивают программный материал, правиль­но выполняют сложные задания, что повышает эффективность педагогического процесса. Зада­ча воспитателя — сделать плавным, адекватным переход детей от иг­ровой деятельности к учебной, чтобы радость от игры перешла в радость учения.

Метод — способ воздействия или способ передачи знаний. Прием — варианты применения данного метода. Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности. 1.Игровые методы и приемы в обучении детей: -дидактические игры, -подвижные игры, -игры-забавы, инсценировки. Приемы: а) Внесение игрушек, б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками) в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения «Уронили Мишку на пол», дидактическая игра «Скажи, что звучит») г) сюрпризность, эмоциональность (показ «Птичка и собачка» — воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться «Кто это поет, поищите». Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.) д) Внезапность появления, исчезновение игрушки. е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом). ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает). з) интригующие обстановки. 2.Словесные методы и приемы: 1)Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок. 2) Разговор, беседа. 3)Рассматривание картинки, инсценировки. Приемы: -Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах — упала, упала. Маша, ой-ой, плачет. -Просьба произнести, сказать слово (это платье). -Перекличка до 1,5 лет («скажи-повтори»). -Подсказывание нужного слова. -Объяснение назначения предмета (посуда — это из чего мы едим и пьем). -Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята). -Вопросы. -Договаривание слова в конце фразы («Котята пьют (молоко)», «Катя, ешь суп (с хлебом)»). -Повторение слова за воспитателем. -Пояснение. -Напоминание. -Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки). 3.Практические методы: 1)Упражнения (оказание помощи). 2)Совместные действия воспитателя и ребенка. 3)Выполнение поручений. 4.Наглядные методы и приемы: 1)Показ предметов, игрушек. 2)Наблюдение явлений природы, труда взрослых. 3)Рассматривание живых объектов. 4)Показ образца. 5)Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа. 6)Диафильмы. Приемы: -Непосредственное восприятие предмета, игрушки. -Показ с называнием (это кролик). -Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала). -Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку). -Многократное повторение слова. -Активное действие детей. -Приближение объекта к детям. -Задание детям (иди, Вася, покорми кролика). -Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные). -Художественное слово. -Включение предметов в деятельность детей («Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка»). -Выполнение игровых действий.

Игровая форма обучения не является сама по себе новой. Лозунги типа: «Учи – играя», «Используй игру и игровые приёмы при обучении малышей» кажутся понятными и очевидными. Однако на практике дело обстоит совсем иначе. Зачастую воспитатели вводят в «скучные уроки» для дошкольников детские игрушки, отдельные игровые ситуации, считая, что они тем самым, используют игру в качестве формы организации занятий. Например, приходит какой-либо персонаж и начинает детям что-нибудь объяснять, просить о чём-либо. Однако ни персонаж, ни педагог, озвучивающий игрушку, не способны сами по себе превратить занятие в игру. Они как были, так и остаются занятиями – «уроками», строго регламентированными взрослыми, где ребёнок лишь пассивный исполнитель заданий, которые предлагает педагог. Обучение детей игре фактически сводится к применению в работе с ними игровых приёмов «обыгрывания» учебного материала. Подобные «игровые моменты» на занятиях чреваты тем, что не получается ни игры, ни обучения. Почему так происходит? Одной из причин сложившейся практики является непонимание педагогами сущности ролевой игры, её места в развитии у ребёнка навыков учебной деятельности.

Что же нужно знать педагогу об игровой форме обучения? В словаре понятие «обучение» трактуется как специально организованный процесс, целью которого является формирование знаний, умений, навыков у конкретного человека или группы людей. Любое обучение имеет под собой реальную основу. Игра имеет в своей основе – воображаемую ситуацию. Она складывается из сюжета, ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры. В игре всё происходит «как будто», «понарошку», а обучение – это всегда серьёзно. В ходе обучения мы формируем у детей конкретные знания, умения, например, о геометрических формах. Данные понятия – это не воображаемая ситуация. Это математическая реальность. Если при неразвитой функции игры предъявить детям математический пример в контексте воображаемой ситуации, это сильно отразится на развитии ребёнка. Не в том смысле, что он не запомнит геометрические формы, а в том, что произойдёт смещение между разными установками. Такое обучение не наилучшим образом скажется на развитии воображения, которое является основой для успешного обучения и развития в будущем.

Ребёнок учится писать палочки. Занятие скучное и неинтересное. Педагог предлагает ребёнку превратить лист бумаги в коробку с ячейками, а палочки – в конфеты, которые надо аккуратно уложить. Данное занятие становится увлекательным и интересным. Ребёнок научается тому, что предусмотрено образовательной программой (развитие мелкой моторики и координации движений руки). Сработать данный приём может лишь в том случае, если ребёнок, достиг в развитии игры стадии вербализации воображаемой ситуации. Овладение игрой имеет несколько ступеней. Сначала ребёнок обучается принимать воображаемую ситуацию от взрослого. Затем он способен не просто принимать воображаемую ситуацию, но и удерживать ее, развивать, переадресовывать. На следующем этапе ребёнок самостоятельно, без помощи взрослого создаёт воображаемую ситуацию, удерживает её при помощи слов. Как отмечал Д.Б.Эльконин, к концу дошкольного возраста дети часто уже не столько играют, сколько говорят об игре. В воображаемой ситуации ведущую роль играет воображение, которое в дошкольном возрасте становится центральным психологическим новообразованием. До возникновения этого периода (до 3 лет) воображение включается в другие психические процессы и функции. Появление его в качестве самостоятельной психической функции означает, что для ребёнка становится понятной и адекватной задача что-то вообразить. По словам Л.С.Выготского, привносить новое «в самое течение наших впечатлений и в изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый новый, раньше не существовавший образ…». Существуют различные уровни развития воображения у детей дошкольного возраста. Находясь на первом уровне, ребёнок зависит от окружающей предметной среды. Он в палочке в одном случае «видит» ложку, а в другом – градусник. То есть меняется смысл ситуации, в которых ребёнок воспринимает этот предмет. Имея, второй уровень развития воображения, дети мало зависят, от предметной среды, вместе с тем они зависят от своего личного опыта, который они вспоминают. Третий уровень развития воображения определяется внутренней позицией, ребёнок перестаёт быть зависимым от предметной среды и личного опыта. Он свободно придумывает ситуации, даёт объяснение действиям персонажей своей игры. Две девочки сидят на скамеечке и увлечённо разговаривают:

 Я поеду на бал к королеве и буду там самая красивая!

 А что ты наденешь, ведь у тебя нет новых красивых платьев?

 Я возьму самую красивую ткань и пойду к самой лучшей портнихе. Давай, ты будешь портниха. Сшей мне самое красивое платье, такое, как было у Золушки …

Кроме вербализации воображаемой ситуации, есть ещё один показатель готовности принимать игру в виде формы обучения. Это умение играть в игры с правилами. Игры с правилами имеют одну очень важную особенность – предварительный этап, на котором оговариваются условия игры (правила). Ребёнку их нужно запомнить, им надо подчиниться. Правилами задаётся способ деятельности. Сначала игровой, а затем и учебной. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Итак, игра может использоваться в качестве метода обучения в том случае, если она состоялась, освоена и пережита ребёнком в качестве самоценной деятельности. Педагогам необходимо соблюдать все этапы формирования игры, потому что ребёнок должен последовательно овладеть всеми видами игровой деятельности. Напомним данные этапы. Первый – ознакомительный этап в развитии игры (младенческий период). Второй этап – отобразительная предметно-игровая деятельность (конец первого – начало второго года жизни). Третий этап – сюжетно–отобразительная игра (конец раннего возраста). Четвёртый этап – ролевая игра (дошкольный возраст). Способность к созданию воображаемой ситуации на словах и способность к участию в играх с правилами являются необходимыми условиями для использования игры в качестве формы обучения.В дошкольной педагогике наиболее распространёнными методами и приёмами являются данные в таблице.

Игровые методы и приёмы.

Облекая обучение в форму игры, педагог использует различные методы. Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Методы обучения не ограничиваются деятельностью только педагога, а предполагают, что он с помощью специальных способов стимулирует и направляет деятельность детей. Таким образом, в обучении отражается деятельность педагога и детей. Каждый метод состоит из приёмов, который является его элементом, составной частью, отдельным действием в реализации. Игровым методам в классификации методов обучения отводится значительное место. Основным их достоинством является то, что в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно. Они переносят учебное действие в условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием. В дошкольной педагогике наиболее распространёнными методами и приёмами являются данные в таблице.

Игровые методы Игровые приёмы
 воображаемая ситуация,

 дидактическая игра

 внезапное появление объектов, игрушек,

 выполнение воспитателем различных игровых действий,

 загадывание загадок,

 введение элементов соревнований,

 создание игровой ситуации

Одним из видов игрового метода является дидактическая игра, в которой все действия регулируются игровой задачей и игровыми правилами. Руководство игрой заключается в ознакомлении детей с её содержанием и правилами, а также в контроле над выполнением правил. Такая игра не может рассматриваться как метод пополнения или сообщения знаний. В ней идёт активный процесс использования имеющихся знаний, обеспечивающих их совершенствование. Как метод обучения дидактическая игра может использоваться при фронтальных, групповых, индивидуальных формах специально организованного обучения. Занятия, состоящие из дидактических игр, могут носить тематический и сюжетный характер. На тематических занятиях на протяжении всего специально организованного обучения принимают участие какие-либо персонажи: Незнайка, Микки-Маус, Петрушка, Маленький человечек и другие. Интересной формой занятий, состоящих из дидактических игр, являются сюжетные занятия, например, путешествия. Данные занятия могут отражать реальные факты или события. Происходящие действия понятны и интересны ребёнку. Выполнение предлагаемых заданий радует и удивляет детей, придаёт познавательному содержанию необычный, игровой характер. В ходе таких занятий дети принимают активное участие в развитии сюжета, обогащении игровых действий, стремятся овладеть правилами и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. В сюжетном занятии используются различные способы раскрытия познавательного материала в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение при необходимости способов их решения, радость от её решения.

Приём внезапного появления объектов, игрушек своей неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления, вызывает эмоциональное реагирование, является залогом познания окружающего мира. Используется данный приём чаще всего в младших группах. К приёму выполнения воспитателем различных игровых действий можно отнести: подбор картинок, складывание, передвигание, имитацию движений. Игровые действия могут состоять из ряда отдельных действий или элементов. Они должны обязательно сопровождаться речью. Данный приём используется, в том случае, если воспитатель является непосредственным партнёром ребёнка в игре. Загадывание загадок позволяет в интересной, занимательной форме научить детей чему-нибудь, рассказать о чём-то. Загадка создаёт эффект неизвестного, непознанного. Она помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и явлениями. Введение в занятия приёма соревнования в старших группах подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей и достижений, делает игру увлекательной, занимательной и интересной для ребёнка. Отсутствие в занятии приёма соревнования превращает игру в упражнение. Использование приёма создания игровой ситуации на занятии направлено на развитие поисковой деятельности. Основой данного приёма является игровая мотивация (оказание помощи кому-то в решении их проблем). Например, побуждающим мотивом к деятельности может быть помощь взрослому «не очень умелому» и «рассеянному». В этом случае игра носит озорной, увлекательный характер. Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит, прежде всего, от цели обучения и содержания занятия, а также от возраста детей. Педагогу следует помнить о том, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечение.

Реферат на тему: «Игра как форма обучения дошкольников»

Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей содержится в работах А.П. Усовой.

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, умениях, навыках, эмоционально-оценочной деятельности.

В любой вид деятельности можно ввести элемент игры, и такое занятие станет более интересным, уйдет рутина и строгие рамки, оно приобретет увлекательную форму для дошкольников. В игровом формате обучения хорошо отрабатывается произношение, активизируется грамматический и лексический материал, развиваются навыки аудирования и устной речи. Игра помогает поддерживать работоспособность каждого дошкольника, снимает утомляемость, придает эмоциональный окрас речи, активизирует словарь. Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способу организации и проведения их, материальной оснащенности, количеству участников и т.д. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу или же целый комплекс задач. Игра как форма учебного процесса развивает умственную и волевую активность учащихся. Быстрый темп, в котором проводится игра, заставляет обучающихся быть внимательнее, тренирует память, вызывает необходимость высказывания своих взглядов и мнений. Игра, кроме того, способствует созданию естественных коммуникативных ситуаций. В игре все равны, она посильна даже слабым дошкольникам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий — все это дает возможность дошкольникам преодолеть стеснительность, развивать устную связную речь, и благотворно сказывается на результатах обучения.

По мнению А.П. Усовой, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять.

В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения:

Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных качеств ребенка являются первоочередными. Воспитателю следует учитывать специфику каждого вида игр.

Игра, особенно в старшем дошкольном возрасте, должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства.

Важной особенностью игры как формы жизни детей является её проникновения в различные виды деятельности: труд, режимные процессы и т.д.

Исходя из особенностей вида игры задач, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае.

Методы педагогического руководства сюжетно — ролевой игрой детей дошкольного возраста

Методы педагогического руководства сюжетно — ролевой игрой детей дошкольного возраста

Кашина Е.В.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социализации в развитии и воспитании дошкольников.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание.

Своеобразие детской игры требует от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или не берет.

В чём же заключается содержание работы педагога по воспитанию творческих способностей у детей дошкольного возраста в сюжетно — ролевой игре?

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребёнка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решать эти вопросы зависит как всестороннее воспитание детей, так и творческое развитие каждого ребёнка .

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

В дошкольной педагогике описано много методов и приёмов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации.

Существуют методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры: исполнение воспитателем главной роли; индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль; внесение образных игрушек; прием параллельной игры; прием ролевой игры с продолжением; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни; игра в телефон; обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду; разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций. А также способствующие регулированию игровых взаимоотношений: игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») участие воспитателя в игре (главная роль); использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера); внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; создание разновозрастных игровых триад.

Методические методы и приемы дают результат и приносят плоды лишь в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если он хорошо знает и чувствует каждого ребёнка своей группы

Задача воспитателя в работе с детьми старшего возраста заключается в расширении и углублении их игровых интересов, создании условий, побуждающих детей к творчеству. Воспитатель своими советами, предложениями, вопросами должен направлять ребят на самостоятельный выход из затруднительных ситуаций. Постепенно воспитатель из непосредственного участника игры переходит к роли советчика в нём. Кроме того, воспитатель последовательно подводит детей к использованию всех не сформированных ранее игровых средств, изготовлению пособий для игры, внесению игрушек с обязательным обсуждением вопроса, как эти игрушки используются. В дальнейшем воспитатель в работе с детьми старшего возраста учит переносить в игру полученные знания, продолжает развивать у них навыки элементарного планирования и организаторских умений.

Воспитатель должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представления о быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли.

Однако в расширении знаний и представлений у дошкольников необходимо соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному отражению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости, недостаточной организованности.

Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребенок живет в игре. И задача воспитателей – стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенок – игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт малышей.

Старший дошкольный возраст

Приемы прямого руководства

— включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).

Приемы косвенного руководства

— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно-игровой среды;

— использование современной системы хранения (расположение игрового материала в контейнерах);

— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок;

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого

— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность;

— спланировать ход игры, последовательность действий;

— распределить роли, согласовать замысел;

— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре;

— наблюдение за игрой детей;

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды);

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности;

— создать игровую ситуацию;

— индивидуальная работа (если ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]