Занятие по нетрадиционной аппликации «Русская матрёшка»


Конспект занятия по аппликация в группе раннего возраста. Тема: Матрёшка

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в группе раннего возраста на тему: «В гости к матрешке»
Цель: Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой. Формирование самостоятельности в продуктивной деятельности у детей. Задачи: образовательные:
создать у детей интерес к народной игрушке, стремление украсить сарафан матрёшки узором, используя готовые формы; продолжать учить детей работать последовательно, располагать готовые детали в центре.
развивающие:
развивать эстетическое восприятие, внимание, память, глазомер, усидчивость, творческую активность.
воспитательные:
воспитывать самостоятельность, аккуратность, уверенность в своих силах и умение доводить начатое дело до конца.

Ход ОД
Звенит колокольчик, дети подходят к воспитателю.
— Чок-чок-чок, закрываем язычок в сундучок, запираем сундучок на крючок и молчок. — Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости и поедем мы на паровозе. Вставайте друг за другом, поехали. (песня паровоз «Букашка»). — Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости мы пришли к …(матрешке). Правильно. К матрешке. Давайте поздороваемся с матрешкой. — Матрешка, матрешка – русская краса Румяные щечки, глазки – бирюза Белая рубаха и русский сарафан. На голове платочек, не найдешь изъян! — Какая красивая наша матрешка! посмотрите, какой у нее красивый наряд. — Что одето у нее на голове? (платочек) — А что одето у матрёшки на туловище? Ответы детей (правильно, сарафан) — Ребята, а что нарисовано на сарафане? Ответы детей (цветы) — А наша матрешка живет не одна, живет она с подружками. Только посмотрите, у этих матрешек пропали цветочки с сарафанов. Давайте снова сделаем их сарафаны красивыми и наклеим на них цветочки?


— Я приготовила цветочки, их вы и наклеите на сарафаны матрешкам. Но сначала посмотрите, как это сделаю я. — Цветной стороной кладу вниз, беру кисточку, набираю на нее немного клея, намазываю на цветок, затем приклеиваю на сарафан и прижимаю тряпочкой, затем беру серединку и делаю тоже самое. — Прежде, чем вы начнете украшать сарафаны,
разомнем ваши пальчики. Мы красавицы матрешки, Разноцветные одежки. Раз – Матрена, Два – Малаша, Мила – три, Четыре – Маша, Маргарита – это пять. Нас не трудно сосчитать! — Держите матрешек и проходите к столу. Из корзиночек возьмите цветочки, положите цветной стороной вниз, возьмите кисточку, наберите клей, намажьте цветок, приклейте на сарафан, прижмите тряпочкой. (воспитатель контролирует и помогает детям), затем наклеивают серединку. Включить русскую народную музыку.
Воспитатель читает
стихотворение: — Очень любят все матрёшки Разноцветные одёжки. Постараемся немножко, Будет радостной матрёшка. — Молодцы, ребята, все хорошо справились. Давайте вернем матрешек домой. Теперь они тоже красивые, нарядные и говорят вам спасибо. — А нам пора возвращаться в группу. Говорим матрешкам до свидания и на паровозе едем домой. (под музыку возвращаемся). — Где мы с вами, ребятки, сегодня были? (в гостях у матрешки). — Чем украшали сарафаны матрешкам? (цветами). — Молодцы, вы очень хорошо справились. — А теперь помоем ручки от клея. (идут мыть руки).
Практическая часть занятия

Для работы у детей на столе: основа для аппликации — матрешка, детали цветка, клей, кисть, тряпочка.
Шаблон матрёшки для вырезания


Первую деталь цветка положить цветной стороной вниз, намазать клеем.


Наклеить на сарафан матрешке, прижать тряпочкой.


Следующую деталь — серединку цветка, намазать клеем, перевернув цветной стороной вниз.


Наклеить на середину цветка.


Конечный результат.

Рекомендуем посмотреть:

Совместная деятельность в группе раннего возраста. Конспект Конспект занятия с детьми первого года жизни Конспект совместной ООД для детей 1 младшей группы «Зимушка-зима» Комплексно-тематическое занятие в группе раннего возраста совместно с мамами

Похожие статьи:

Конспект занятия в группе раннего возраста. Петушок

Конспект занятия в группе раннего возраста. Одуванчик

Конспект игрового развивающего занятия в группе раннего возраста на тему: Лучи солнышка

Игровое развивающее занятие в детском саду для детей третьего года жизни

Конспект занятия в первой группе раннего возраста на тему: Игрушки

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Матрёшка»

Конспект занятия по аппликации «Матрёшка»

МБДОУ № 62 «Родничок»

Авторы: Казачкова Елизавета Сергеевна — воспитатель,

Дворецкая Елена Аркадьевна — воспитатель

Возраст:

старшая группа

Тема:

«Матрёшка»

Цель занятия:

Содействовать умению создавать образ народной игрушки (матрешки), используя технику аппликация.

Задачи:

1.Научить детей анализировать образец для выделения характерных черт

(Составные части: лицо, кисти рук, сарафан, платочек)

2. Научить детей осознанному подбору частей матрешки в выбранной цветовой гамме.

3. Продолжить обучение планированию работы.

4. Научить фиксировать замысел в оригинальном художественном образе.

5. Продолжить обучать вырезать предмет с помощью трафарета, аккуратно наклеивать элементы аппликации

Оборудование:

бумага, ткань, блестки, ножницы, клей, кисть, карандаш.

Список литературы:

Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. — СПб.: КАРО, 2004. — (Модернизация общего образования).

Гусакова М. А. Аппликация. — М.: Просвещение, 1982.

Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: обучение дошкольников технике аппликации и коллажа. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. — 128 с.

Ход занятия:

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Чем же может быть наполнен такой короб?

Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками.

Итак, открое?м короб? Я в?ижу замечате?льную игру?шку. Угада?йте какую?

Мы на ярмар?ке

Принесли в?ам сундучо?к – Позолоченный бочо?к. Сундучок тот не просто?й, И товар в нё?м расписно?й. Вынимаем н?апоказ – И про него ве?дём рассказ.

Алый шёлко?вый платоче?к Яркий сараф?ан в цветоче?к, Упирается ру?ка в дерев?янные бока. А внутри се?креты есть: Может 3, а мо?жет 6. Разрумянилась не?множко (от?веты детей…?Матрёшка)

Презентация и бесе?да.

Сейчас я в?ам ребята р?асскажу про эту з?амечательну?ю игрушку – м?атрешку. Ве?дь наверное у в?ас есть до?ма такая и?грушка?

У кого ест?ь?

Первая русс?кая матрёш?ка была вос?ьмиместной: з?а девочкой с чёр?ным петухо?м следовал м?альчик, пото?м девочка и т?ак далее. Все ф?игурки отл?ичались дру?г от друга. Пос?ледняя, вос?ьмая, изобр?ажала младе?нца.

Изначально, у это?й куклы не б?ыло даже н?азвания. А вот ко?гда токарь её с?делал из дере?ва, художн?ик расписа?л ее ярким?и красками, то и н?азвание по?явилось – М?атрёна. Воз?можно, это с?вязано с те?м , что на р?азных вечер?ах чай под?авала прис?луга с так?им именем. Почему же, все?ми любимую русс?кую куклу-?игрушку наз?вали «матрё?шкой»? Мно?гие полага?ют, что это н?азвание про?исходит от же?нского име?ни Матрёна, оче?нь популяр?ного в то вре?мя в Росси?и. Имя Матрё?на в перево?де с латинс?кого означ?ает «знатн?ая женщина». Г?лядя на матре?шку, дейст?вительно воз?никает обр?аз дородно?й знатной и?грушки.

Манэки-нэко в бумажном варианте

Обычно кошечек-матрёшек изготавливают из дерева. Но и выполненные из бумаги в технике оригами, они вряд ли утратят свои «волшебные» функции. Для японского талисмана «на удачу» понадобится 4 квадратных листа разного цвета, размером 15х15, 13х13, 11х11 и 9х9 см.

Пошаговая инструкция:

  • Берём самый большой квадрат-заготовку.
  • Располагаем его вершиной вперёд, складываем пополам снизу-вверх.
  • Левый угол сгибаем наискось так, чтобы его вершина «упиралась» в противоположную грань.
  • Аналогично поступаем с правым.

  • Верхний слой треугольного клапана складываем вперёд.
  • Заправляем в нижний трапециевидный «карман».
  • Второй слой клапана сгибаем. Закладываем внутрь получившегося «стаканчика».
  • Переворачиваем заготовку на 180°. Надавливаем пальцем на верхнюю её часть, чтобы обозначить ушки. Рисуем кошке мордочку, а также хвостик и лапки. Одну из них, по японской традиции, можно поднять, пусть приманивает удачу.

С бумажной манэки-нэко дети младшего возраста смогут разыгрывать театральные сценки, придумывая каждому представителю кошачьего семейства свой характер. Так что вместе с логикой, необычная матрёшка позволит развить и фантазию.

Если манэки-нэко кажутся слишком экзотическими, та же схема подойдёт и для изготовления классический русской матрёшки-оригами. Только вверху продавливать пальцем фигурку не нужно. В остальном алгоритм сборки абсолютно идентичен.

Цели:

познакомить с историей русской матрешки;

закрепить знания детей о приемах работы с различными материалами в технике коллаж;

развивать кругозор, мелкую моторику рук, эстетический вкус и фантазию;

воспитывать усидчивость и аккуратность;

реализовать связь урока трудового обучения с уроком декоративной работы: роспись узора «игрушки-матрешки».

Оборудование: набор матрешек, картинки с русскими игрушками, картон, цветная бумага, лоскуты ткани, ножницы, тесьма, клей, пуговицы, карандаши, фломастеры, клеенка.

ХОД УРОКА

I. Вводная часть

1. Приветствие, организационный момент.

2. Повторение правил техники безопасности.

– Когда человек работает, он часто использует различные инструменты, помощников в своей работе. Давайте вспомним их и проверим, все ли готово к работе. Я Вам расскажу одно стихотворение, а Вы проверите своё рабочее место:

Чтоб начать работу нам Все разложим по местам. Ножницы, бумага, клей Аккуратней, не разлей! Фломастеры и карандаши Пока в сторонку отложи! Картон, шаблоны, лоскутки Банты, шнурки и завитки Все на клеёнку разложи! А что забыла, подскажи!

– Есть ли у Вас на столе опасные предметы?

– Как надо с ними обращаться?

II. Работа по теме

1. Сообщение учителя

– Мир игрушек удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказки и реальность. В игрушках по своему отражались быт, привычки, настроение людей. Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свою жизнь. Говорить обо всех игрушках мы сегодня не будем. Наш разговор пойдет о народных игрушках. Посмотрите на них, вот они (выставка на доске). Что это за игрушки? Может мне кто-нибудь поможет и назовет их? Различные игрушки изготовляют из различного материала: глины, дерева. Они пользуются большим спросом и служат для украшения народного быта. Попробуйте отгадать загадку об одной такой игрушке:

«Ростом разные подружки. И похожи друг на дружку Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка». (Матрешка)

– Правильно, наш урок сегодня будет посвящен Матрешке – символу дружбы и любви, пожелания счастья и благополучия. А хотите узнать, как родилась матрешка? Однажды в руки Подмосковных художников попала японская деревянная игрушка – японец, а в нем мал-мала-меньше – вся его семья. Вот тогда и решили попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить (вырезать) из дерева такую же свою национальную игрушка – русскую матрешку. Деревянную матрешку расписали художники. Одели ей красивый сарафан с передником (фактурком), вышитую кофточку и повязали на голове косыночку. Та и родилась матрешка – россияночка, а (показ) в ней мал мала меньше девочки и мальчики, а последним был спеленатый малыш. Первая матрешка в руках держала петушка (показ). Матрешка сразу понравилась и взрослым и детям. Она стала желанной гостьей в каждом доме и русским сувениров за рубежом. Много стихов и песен посвятили этой игрушке, давайте послушаем одну из них. Если Вы хотите узнать больше, то можете обратиться за помощью в библиотеку и взять дополнительный материал.

2. Чтение стихотворений (дети)

Кто матрешку создал, я не знаю. Но известно мне, что сотни лет, Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая, Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер, В нивах шумных, сказочном лесу? Создал образ неземной страсти. Истинную русскую красу.

3. Работа с изделием.

– Сегодня на уроке мы попробуем изготовить плоскую матрешку. Для этого нам понадобятся различные материалы: ткань, пуговицы, тесьма кружева. Часто в доме можно найти множество таких не нужных мелких вещей, не спишите их выбрасывать – с их помощью Вы сможете создать удивительные произведения под названием «коллаж» (французское слово) (на доске). Коллаж (аппликация) – это означает наклеивание на основу различных материалов одновременно: кусочки ткани и фотографий, галет и кружев, бус и старых писем. Чтобы Вам было более понятно проведем коллажную разминку. Прежде чем приступать к серьезной работе, попробуем использовать эту технику па простом.

(1. Нарисованный ботинок, но без шнурков: «Какие впечатления?» 2. «Проделываем шилом отверстие, и просовываем шнурок») 3. Коллаж: «Какие впечатления?»).

– Сегодня Вы будете авторами-художниками. Ваше произведение – «Матрешка». Давайте составим план работы:

1. Вырежьте все детали из тонкой бумаги (условный знак на доске)

2. Выкройте детали сарафана из шаблона и ткани.

3. Приклейте детали из ткани на основу – матрешку

4. Декорируйте (украсьте) матрешку тесьмой, лентами, пуговицами и т.д.

5 . Разукрасьте лицо и оставшиеся части фломастерами и карандашами.

III. Практическая работа

IV. Итог урока

Анализ готовых работ. На доске вывешиваются готовые работы. Экспресс-выставка «Хоровод» по кругу.

– Что нового узнали Вы сегодня па уроке? – С каким французским словом вы познакомились? – Что оно означает в переводе на русский язык? – Посмотрите на Хоровод матрешек, какие на Ваш взгляд самые удачные? – Какое настроение вызывают они у Вас? – Давайте поаплодируем всем нам за творческую работу на сегодняшнем уроке. Спасибо за урок.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]