Группы звуков в логопедии
Поставить правильный звук ребенку может только профессионал. Задача логопеда в саду — приучить к эталонному произношению букв и звуков, закрепить артикуляцию.
Звуки в логопедии делятся на несколько групп по месту образования:
- губно-зубные;
- переднеязычные;
- среднеязычные;
- заднеязычные.
Занятие с логопедом
По месту образования:
- дрожащие;
- боковые;
- срединные;
- носовые;
- звонкие;
- глухие.
Важно! После регулярных занятий малыш должен произнести все шипящие и свистящие звуки так, чтобы они были хорошо слышны и понятны. Условие правильного произношения — постановка артикуляции.
Классификация звуков русского языка
В русском языке 42 звука, гласных и согласных.
- гласные — [а], [ы], [э], [и], [у], [о];
- звонкие — [в], [з], [ж], [д], [г];
- сонорные — [м], [н], [л], [р];
- глухие — [с], [ш], [ф], [х], [щ], [ч].
Учить все звуки ребенку в детском саду не нужно, но он должен понимать механизм их образования и четко произносить как шипящие, так и свистящие.
Звуки в русском языке
Таблица групп звуков
Логопед учит ребенка не просто разговаривать, но делать это с учетом норм языка. В идеале должен быть достигнут как минимум средний результат, когда речь поставлена, но ее нужно закрепить.
Таблица деления звуков на группы:
Парные | Непарные | |
Звонкие | б, в, г, д, з, ж | л,м,н,р |
Глухие | п, ф,к, т, с,щ | х,ц,ч‘,щ‘ |
Твердые | б,в,г,д,з,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,х | ж,ш,ц |
Мягкие | б‘,в‘,г‘,д‘,з‘, к‘,л‘,м‘,н‘,п‘,р‘,с‘, т‘,ф‘,х‘ | ж‘, щ‘,ц‘ |
Шипящие | ||
ж, ш, ч‘, щ‘ |
Внимание! При произнесении звуков из разных групп меняется положение языка. Малыш в детском саду обязательно должен научиться отличать типы звуков и использовать артикуляцию.
Как научить ребенка говорить букву К
Родители зачастую спрашивают логопеда о том, как научить ребенка выговаривать букву к. Ответ только один — самым действенным является метод постоянного выговаривания.
Самое простое задание — регулярно произносить слова с буквой «к»: капуста, клубника, картошка, карточка, книжка, укроп, искра.
При этом важно акцентировать внимание ребенка на эту букву, произносить ее четко и медленно. Основного прогресса в произношении дети чаще всего достигают на занятиях в ДОУ.
Логопедическое занятие на дифференциацию звуков [г] и [к]
Как научить ребенка говорить букву к, если он отказывается заниматься логопедией? Домашние тренировки часто не приносят ожидаемого результата, но в садике логопед использует игровой подход и завлекает ребенка в игру. Для занятия используется готовый конспект.
Ход урока по дифференциации «г» и «к»:
- Педагог предлагает ребенку отгадать загадки, в ответе на которые содержатся отрабатываемые звуки. Затем он объявляет тему занятия и цель.
- Малышам задают вопрос: «Чем отличаются «г» и «к»?. Дети должны сказать, что у них разное звучание, положение зубов и языка при произношении. Логопед предлагает детям произносить слова, положа руку на горло. Звучание сильно отличается.
- Ведется работа с тетрадями. Ребята записывают слоги: гу-ку, ги-ки, го-ко, га-ка и произносят их. Важен быстрый темп и его чередование с медленным.
- В конце занятия дети проговаривают чистоговорки: «га-га-га — вышли гуси на луга».
Упражнения для домашних занятий на выговаривания буквы Р для детей
После основного блока занятия дети выполняют разминку, а потом делают упражнение, в котором требуется вставить пропущенные буквы в слове.
Важно! Логопед во время занятия обращает внимание на детей, которым произношение дается труднее всего, и затем проводит с ними индивидуальную работу.
Как научить ребенка говорить букву В
Логопедия в ДОУ нужна для того, чтобы ребенок смог пойти в младший класс в школе с хорошим произношением. Трудности возникают при постановке разных букв, в том числе, буквы [в].
Групповое занятие в саду
Артикуляционная гимнастика
Чтобы малыш смог нормально выговорить букву «в», нужно сделать следующее:
- тренировка начинается с фразы «воет ветер». Педагог показывает ребенку, как нужно закусить нижнюю губу при произношении, чтобы получить звук;
- важно объяснить, что нижняя губа лишь слегка прикусывается зубами во время разговора;
- если не получается, логопед слегка нажимает пальцем на нижнюю губу.
Дополнительная информация! При произношении звука «в» артикуляция такая же, как и при «ф», важно лишь сомкнуть голосовые связки.
Упражнения для постановки звука
Перед тем, как перейти в подготовительный класс, ребенок должен научиться произносить слова с «в». Нарушения встречаются редко, лишь при наличии дефектов губы.
Отработка звуков упражнениями
Упражнения:
- Поднять верхнюю губу несколько раз.
- Опускать нижнюю губу.
- Сделать «заборчик».
- Втянуть губы внутрь рта, прижимая их к зубам.
Фронтальное занятие по логопедии в подготовительной группе
После артикуляционных упражнений ребенок должен несколько раз произносить слова: «волк», «ветер», «веревка».
Задания для автоматизации навыка произношения [вь] и [в]
Проводя занятие звук в в старшей группе, логопед добивается автоматического произношения, в результате которого происходит дифференциация звуков. Через год ребенок должен пойти в школу, где возможно продолжение работы над речью, но такие звуки, как «в» и «ф» должны быть отработаны как можно раньше.
Упражнения выполняются в ДОУ и даются на дом:
- нижняя губа приближается к верхним зубам и делается выдох, можно попросить ребенка изобразить кролика, и слегка обнажить верхний ряд зубов;
- для отработки «ф» добавляется мягкость к «в».
Дополнительная информация! Для автоматизации навыка ребенок должен читать слова, содержащие «в» и «ф»: выхухоль, выход, ферма, фиолетовый, фокус, ветер, вертушка.
Логопедическое занятие: слышим и произносим звук [п] правильно
Логопедическое занятие в саду звук п проводится по следующей программе:
- Организационный момент, начало урока. Дети заходят в кабинет, логопед загадывает 5-6 загадок, после чего объявляет тему занятия.
- Педагог зачитывает стихотворение с целью развития речевого слуха.
- Артикуляция звука «п». Логопед спрашивает у детей о том, является ли «п» гласным или согласным, показывает, как произносить и просит повторить за собой, отмечая ребят, у которых не получается. С ними будет проведена индивидуальная работа.
- Упражнение «Внимательные уши». Педагог зачитывает текст и просит хлопать, когда дети слышат букву «п».
- Работа в тетради — написание буквы, подбор слов.
- Кубики Зайцева. Дети находят слоги ПА, ПО, ПУ и произносят их.
Кубики для занятий логопедией
В конце урока детям дается домашнее задание — найти слова и предложения с буквой «п», записать их и научиться произносить.