Конспект занятия для детей старшей группы «Путешествие в театр»


Роль театра в жизни дошкольника

Эмоции, или чувства, играют важную роль в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость, — повышают активность ребенка, его восприимчивость, благотворно влияют на протекание всех физиологических процессов в организме, укрепляют здоровье. Поэтому так важно, чтобы у дошкольника преобладающим было радостное настроение.

Главным источником удовольствия и радости являются активная деятельность ребенка, общение с близкими ему взрослыми и детьми. Поэтому и дома и в дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы все условия для удовлетворения и укрепления самой естественной его потребности в разнообразной деятельности: смотреть, слушать, двигаться, в процессе чего происходит всестороннее развитие. Ребенок все шире и глубже знакомится с окружающим его миром.

Эстетическое воспитание имеет существенное значение. Впечатления раннего детства надолго сохраняются в памяти.

Театр в жизни ребенка — явление в современном мире не редкое. Замечательно, если дети с родителями не только идут в профессиональный театр, но и когда самодеятельный детский театр входит в повседневную жизнь ребенка, посещающего дошкольное учреждение.

Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников успешно решаются в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре, развития представлений о различных жанрах искусства — это особый мир, где ребенок познает сущность добра и зла, но и приобщается к большому искусству. Артисты театра, педагоги проводят огромную творческую работу со своими маленькими зрителями, привлекая их к участию в различных театрализованных представлениях, концертах, создавая для них настоящий праздник.

Еще в холле театра можно увидеть выставку детских рисунков,макеты спектаклей, сказочных персонажей.

Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно — прикладного искусства.

Но самое главное — это праздник, эмоциональный всплеск, восторг от участия в спектакле.

С ребенком двух-трех лет можно довольно интересно и, что важно, с пользой провести время.

Путешествие в мир сказки и волшебства лучше всего начать с кукольного театра. Основой репертуара кукольного театра является сказка — народная и литературная, русская и зарубежная. Это настоящая сказочная страна, где детей ждут замечательные, по детски наивные, трогательные и добрые сказки — кукольные спектакли с игрой, начинающиеся от самого входа в театр, ведь общение с таинственным миром кукол требует дополнительной подготовки. Спектакль длится от сорока минут до часа.

Родители и дети, бабушки и внуки будут здесь смеяться, и плакать над приключениями знакомых и незнакомых героев. В репертуаре современных театров — лучшие произведения литературы для детей. Каждый спектакль в тактичной и ненавязчивой форме рассказывает о любви и верности, терпимости и милосердии, доброте и мужестве. И вместе с героями спектакля дошкольник ищет ответы на непростые нравственные вопросы, учится отличать добро от зла.

Ребенок знакомится с лучшими произведениями Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Николая Васильевича Гоголя, Петра Павловича Ершова, Ганса Христина Андерсена, Корнея Ивановича Чуковского, Самуила Яковлевича Маршака.

Таинственное, волшебное, смешное, грустное и непременно доброе — вот суть и форма спектаклей детских театров.

Основная задача детского театра — чтобы через сказки и народное творчество познакомить детей с традициями и обычаями разных народов и одновременно пробудить в них интерес к чтению. Через игру дети могут познакомиться с театральным и музыкальным искусством народов мира.

Театр — это еще целый мир новых слов, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра.

Музыка в спектакле занимает большое место, она способна помочь юным актерам настроиться на нужный эмоциональный лад, в некоторой степени восполнить в восприятии зрителей недостатки их игры. Музыка украшает спектакль, помогает более яркому и полному восприятию, создавая необходимое настроение.

Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.

Одной из самых сложных форм театральной постановки считаются мюзиклы.

Композитор не только написал музыку, но и сделал оркестровую фонограмму, что, разумеется, обогащает звучание мюзикла.

Мюзиклы разработаны и созданы с учетом детского восприятия, а значит, дети не утомляются от музыки, с интересом работают над своей ролью и получают огромный простор для собственного творчества.

Здесь сплавляются воедино и вокальное искусство, и театральная игра, и пластика.

Мгновенный переход от разговора к песне, от песни к танцу — это так естественно для ребенка. А мюзикл на этом и построен.

Такие музыкальные спектакли станут большим событием и для детей, и для педагогов, и для родителей.

Музыкальный театр для детей представлен разнообразием жанров — балеты для детей, музыкальные комедии и мюзиклы создавали и создают ведущие композиторы современности — Тихон Хренников, Эдуард Колмановский, Александр Чайковский, Ширвани Чалаев и другие: сказки «Муха Цокотуха», «Царевна Лягушка», «Дюймовочка».

Литература:

1. Мать и дитя. Энциклопедия для пап и мам/Сост. Иванова И. И. Ростов н/Д:2009.

2. Медиаобразование № 5 2005. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики.

3. Цукасова Л. В., Волков Л. А. Театральная педагогика: Принципы, заповеди, советы. Изд.3, доп. М., 2009.

4. Т. Н. Караманенко Кукольный театр в детском саду. М., 1960.

Зарождение театра

Слово «театр» имеет греческие корни. Оно означает какое-либо зрелище, а также место для него. Игра является основой театрального искусства и одним из ее элементов. За самыми ранними этапами развития театральных постановок стояли священные обряды, игры первобытных людей. Действующими лицами таких игр являлись духи – добрые и злые. Участники действия использовали пантомиму, сопровождая ее музыкой и танцами.

Местом зарождения театра принято считать Древнюю Грецию. В V веке до н. э. театральные представления стали частью религиозных праздников. Известно о массовых гуляниях в Афинах, шествиях по городу со статуей Диониса, которые сопровождались играми, песнями и танцами. Из этого следует, что история древнегреческого театра зарождалась как некая форма художественной самодеятельности для определенного количества зрителей.

Далее первые деятели театра стали ставить трагедии, а комедии появились значительно позднее. Особенность театральных представлений того времени было то, что пьесу представляли всего один раз, поэтому авторы старались создать интересные произведения. Драматург не только писал пьесы и выступал в роли актера, но и был режиссером, ставил музыку и танцевальную часть. Даже сейчас понятно, насколько это были талантливые люди. Их имена знает весь мир:

  • Эсхил;
  • Софокл;
  • Еврипид;
  • Аристофан;
  • Аристотель.

Каждый из них внес вклад в развитие театрального искусства, благодаря хорошему образованию и творческим способностям. Некоторые из произведений сохранены до сих пор.

Античный театр, актеры и зрители

Интерес вызывает место, где происходило действие. Греческий театр был огромным по размеру и находился под открытым небом. Он мог одновременно вместить до 44 тысяч человек. Изначально для зрителей сконструировали деревянные настилы, на них можно было присесть во время действия, затем их заменили на каменные.

Позже, в IV веке греки построили свой первый каменный театр. В роли актеров выступали только мужчины. Мимикой не пользовались, потому как на лица актеров были одеты гротескные маски. Основное внимание лицедеи уделяли одежде и движениям.

Вход был платным, но стоил недорого. Примечательно, что некоторые правители предоставляли право посетить представления и бедным жителям города. Нередко посмотреть зрелище приходили рабы, а заключенных для этой цели выпускали из тюрьмы. Эмоции зрители выражали по-разному. Когда представление приходилось по нраву, они аплодировали и громко восхищались, в противном случае топали, кричали. Иногда актеров прогоняли со сцены, бросая в них тяжелые камни.

Виды театров (беседа с детьми старшей группы о видах театра)

ВИДЫ ТЕАТРОВ В ДОУ

«Театр – это волшебный мир,

в котором ребенок радуется, играя,

а играя, познает окружающее…»

О.П. Радынова

Пальчиковый, варежковый театр

Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги или связанные из шерсти и ниток. Выкройка повторяет контур вытянутого пальца взрослого или ребёнка или контур ладони. Кукла должна надеваться свободно на любой палец или руку кукловода. Лицо персонажа можно вышить, наклеить или пришить, используя пуговицы, бусинки, нитки, верёвки, кусочки шерсти, цветную бумагу, ткань. Играют дети за ширмой или при непосредственном контакте. Для пальчикового театра можно вместе с ребёнком нарисовать или склеить из цветной бумаги любой персонаж из сказки, затем наклеить на тонкий картон, а с обратной стороны пришить или приклеить широкую резинку, надеть на палец и играть. Для варежкового театра можно использовать ненужные детские варежки. Каждый ребёнок, занятый в спектакле, работает только с одной куклой. Интонации, движения того или иного персонажа дети находят самостоятельно или с помощью взрослого. Спектакль хорошо сопровождать музыкой или песнями, которые знают дети.

Куклы-варежки

Кукол для этого театра можно сделать из сшитых или связанных варежек, но особый интерес у детей вызывают куклы-варежки, выполнены из бумаги. Дети накладывают выкройку на бумагу, обводят ее, аккуратно вырезают и склеивают. Затем оформляют кукол-варежки красками, фломастерами, аппликацией и т. д. На таких варежках можно даже сделать часть декораций, например, деревья, кустарники и многое другое.

Театр кукол би-ба-бо (или театр «Петрушки»)

Театром «Петрушки» называется театр, куклы которого надеваются на три полных пальца руки – вроде перчатки. В Италии эти куклы раньше назывались бураттини, теперь они носят имя пупаттцы. В России этот кукольный персонаж получил имя Петрушки. Петрушка долгое время путешествовал с ярмарки на ярмарку, пока в 1924 году не обрёл, наконец, свой дом в Санкт-Петербурге. И именно тогда был организован постоянно действующий кукольный театр для детей. Эти куклы можно приобрести в детских магазинах или сделать самим. Самая простая кукла состоит из тельца рубашки, головки и ручек. Тельце-рубашка кроится из материи по руке кукловода. Голова может быть сделана из разных материалов: дерева, хлеба, пластилина, пластмассового шарика, но обычно из папье-маше. А можно использовать старые куклы или резиновые игрушки, которые вы, возможно, собрались выбросить. Если взять голову резиновой куклы и к ней пришить новый костюм (чтобы в него проходила рука ребёнка), то кукла оживёт, и её можно будет использовать в театральных представлениях.

Кукла надевается так: на указательный палец – голова, а на большой и средний – руки или лапки. Сценой театра петрушек является ширма. На неё ставятся декорации, и происходит действие. За ширмой находятся кукловоды, которые управляют куклами и говорят за них.

Кукольный театр доставляет детям много радости и удовольствия, создаёт у них хорошее настроение и находит яркое отражение в их творческих играх.

Настольный театр, театр игрушек

Это плоскостные или обыкновенные игрушки, которыми ежедневно играют дети. Сценическая площадка – детский стол. Персонаж для настольного театра можно сделать самим из любого подручного материала: шишек, желудей, кореньев; из бытового материала: пакетов из под молока и кефира, коробок из под обуви. Если взять старые кегли и отрезать дно, а затем обшить или обвязать их, то получится кукла для настольного театра. Для оформления куклы используются пуговицы, бусы, шерсть, ткань, специально надвязанные уши, носы, глаза, волосы, лапы и хвосты….

Этих кукол можно надеть на руку, на гапит, на нитку.

Педагог садится за детский стол, перед ним полукругом садятся дети. Дети не должны видеть игрушки, которыми педагог будет показывать спектакль. Педагог, не маскируя руки, на глазах у детей берёт игрушки, передвигает их и говорит за них.

Такой спектакль игрушек, несмотря на большую простоту и примитивность, не лишён театральности; и малыши, и дети старшего возраста смотрят его с большим интересом.

Для спектакля рекомендуется брать сценки, специально написанные для показа их игрушками: «Матрёшка и Катя», «Игра в прятки», «Приключения игрушек» и другие. Подобные сценки для театра кукол можно придумывать самим или использовать отдельные сюжеты из детской литературы. Только надо помнить, что содержание их должно быть предельно простым, без трудных, невыполнимых для игрушек действий и движений. Спектакль игрушек рассчитан на небольшую группу детей. Его показывают не в зале на празднике, а в групповой комнате. Цель таких показов – развлечь и порадовать детей, сделать для них куклу более интересной, помочь им внести разнообразие в их игровую деятельность.

Теневой театр

Теневой театр является радостным и желанным развлечением. Дети очень любят смотреть, как движутся фигурки людей, животных и птиц на ярко освещённом экране.

Сказку, рассказ, стихотворение, песню можно сопровождать показом теней. Выразительное исполнение музыкальных и литературных произведений при умелом показе вызывает у детей самые разнообразные эмоции.

Сценой теневого театра является экран. Раму-ширму теневого театра делают из дерева или толстого картона и украшают орнаментом. Экран обтягивают тонким белым материалом. При показе фигурки теневого театра плотно прижимают к материалу с обратной стороны экрана. Сзади экрана помещают источник света. Силуэты фигурок делают из тонкого картона и окрашивают в чёрный цвет с одной стороны. Некоторые части силуэтов (рука, нога, голова и т.д.) можно сделать подвижными (прикрепить нитками или проволокой). Подёргивание за ниточку приводит в движение фигурку: опускается или поднимается рука, голова и т.д.

При показе силуэтов рука кукловода не должна быть видна. Поэтому каждая фигурка должна иметь дополнительную часть, за которую держат эту фигурку. Много интересных, любимых детьми сказок и других литературных произведений можно показать в теневом театре.

Театр на фланелеграфе

Иллюстративное показывание с фланелеграфом дети слушают и смотрят с большим интересом. Их поражает необычность зрелища: картинки не падают, держаться на доске, как волшебные. Старшие дети сразу начинают интересоваться техникой изготовления картинок и самого фланелеграфа. Дети ещё больше удивляются, когда педагог им говорит, что такой театр картинок они сами могут показать малышам. Дети с увлечением начинают готовиться к предстоящему спектаклю. Для иллюстративного показывания с фланелеграфом детьми старшего возраста можно рекомендовать следующие литературные произведения: «Игрушки» А. Барто, «Игрушки» А. Ахундовой, «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского, «Весёлый счёт» С. Маршака, «Ничего тебе не дали» Н. Найдёновой, «Таня потерялась» З. Александровой, «Жил на свете слонёнок» Г. Цыферова, «Лесенка» Е. Шабал.

Дети должны знать эти произведения наизусть. Каждое произведение могут рассказать и показать сразу несколько детей.

Для этого вида театра вам понадобится кусок фанеры, обшитый мягкой фланелью (лучше в два слоя) – это экран. Картинки для показа можно рисовать самим (это сюжеты или герои из сказок, рассказов), а можно вырезать из старых книг, которые уже не подлежат реставрации. Их наклеивают на тонкий картон, а с обратной стороны также наклеивают фланель.

Эти картинки можно раскладывать и двигать на столе, а если к фигурке прикрепить палочку (гапит), то можно играть спектакль, используя как ширму край стола. Возможен и другой вариант: к верхней части картинки крепится нитка (картинка в этом случае рисуется с двух сторон) и двигают картинку у поверхности пола, стола….

Ролевой театр

Это театр, где дети берут на себя роль выбранного персонажа. Дети с помощью взрослого или самостоятельно разыгрывают стихотворения, загадки, небольшие сказки, инсценируют песни.

Для лучшей наглядности детям нужны костюмы. Их можно купить в магазине или сшить самим. В детском саду в каждой группе или в домашних условиях желательно иметь костюмерную, где костюмы сшиты руками родителей и детей. Если не умеете шить, то вместе с детьми сделайте маски различных персонажей, декорации и бутафорию.

Театр масок

Изготавливаются маски – шапочки по размерам головы исполнителя. Это могут быть вязаные шапочки или нарисованные на картоне персонажи, которые крепятся резинкой вокруг головы.

Театр оригами

Это сложенные из бумаги фигурки сказочных персонажей.

Театр топотушек

Персонажей для театра топотушек довольно просто изготовить из старых перчаток, обрезав все ненужное и оставив только два пальца. Можно сделать выкройку персонажей и сшить их из трикотажа. Голову лучше нарисовать на картоне, затем пришить ее к фигурке или приклеить, после этого пришиваются остальные детали персонажа.

Театр на палочках

Для изготовления этого театра понадобятся палочки и силуэты персонажей, изготовленные из картона. Секрет игрушек в том, что каждый силуэт прикрепляется к палочке и персонаж приводится в действие благодаря ее повороту. Театр на палочке интересен для детей не только тем, что он очень легок в изготовлении, но и тем, что действия можно изображать и за ширмой, и свободно передвигаясь по комнате.

Литература.

1. Кудимова Юлия Алексеевна “Театральная деятельность ДОУ» Опубликовано 06.11.2015 г. maam.ru/detskijsad/prezentacija

2. Хрюкина Ольга Владимировна статья «Виды театров ДОУ» Опубликовано 24.11.2015г. pedportal.net/po-tipu-materiala

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]