Занятие развитие речи в средней группе
Планирование занятий должно выполняться согласно методическим рекомендациям.
Занятия по сказкам
Структура занятия
Каждое занятие должно проводиться по определенной схеме:
- Организационная вводная часть — характеризуется мотивирующим и стимулирующим характером. Основной задачей воспитателя на данном этапе является настрой детей на работу и пробуждение в них интереса в теме.
- Практическая часть — воспитатель устанавливает задачи, объясняет суть задания.
- Активная работа — происходит выполнение детьми задания в совокупности со словесной оценкой деятельности воспитанников.
- Подведение итогов — целью педагога является обращение внимания детей на результат.
Использование формата сказки для развития речи дошкольников
Развитие речи в средней группе ДОУ
Развитие навыков общения и речи, которое включает в себя обогащение словарного запаса и выработку четкого произношения, считается одной из основных задач для дошкольников.
Занятие по речевому развитию
Обратите внимание! Для правильного речевого развития у детей в средней группе воспитатели проводят колоссальную работу. Она базируется на комплексе специальных упражнений и методических приемов, направленных на совершенствование речевых навыков и формирование высокой культуры и вежливости речи.
Для развития речи в средней группе ДОУ используются различные направления:
- углубляются знания и представления детей об окружающих предметах;
- дети знакомятся с деталями и названиями частей вещей;
- изучаются слова, обозначающие свойства предметов и явлений;
- пополняется словарный запас в сфере профессий;
- изучаются слова, обозначающие отношения между людьми;
- дети учатся выражать собственные мысли сложноподчиненными предложениями, которые грамматически правильно оформлены.
Для решения поставленных задач в средней группе воспитатель должен ответственно подходить к процессу и целенаправленно вести занятия.
Требования ФГОС по речевому развитию
Все образовательные учреждения, независимо от того государственные они или частные, должны ориентироваться на определенные программные требования, которые указаны в ФГОС.
Что касается речевого развития дошкольников, то требования следующие:
- постоянно должен обогащаться словарный запас;
- ребенок должен в соответствии с возрастом владеть речевыми навыками;
- должен расширяться звуковой и интонационный диапазон выразительности речи;
- развиваться умение воспринимать звуки на слух и при этом слышать, идентифицировать и при наличии ошибок, исправлять их;
- развиваться умение слушать и запоминать сюжетную линию;
- формироваться логически последовательная и осмысленная речь;
- навыки пересказа и обыгрывания диалогов;
- ребенок должен обучаться эмоциональной передаче смысла и чтению стихотворения наизусть с выразительностью;
- должна проводиться работа по расширению кругозора дошкольников о предметах, свойствах, явлениях и понятии системы координат;
- вводится в лексикон обобщающие понятия;
- проводиться обучение совершенствованию грамматического построения предложений.
Обратите внимание! Все обучающие занятия должны проводиться воспитателем так, чтобы они одновременно включали в себя решение поставленных задач и игровые моменты. Только в таком случае детей можно будет заинтересовать и добиться желаемых результатов.
Направления речевого развития (ФГОС ДО)
Возрастные психологические особенности детей средней группы ДОУ
Средний дошкольный возраст в плане развития является продолжением раннего возраста. В этот период дети осваивают мир постоянных вещей, овладевают культурой речи, а также происходит формирование и становление психологического восприятия.
В среднем возрасте дети продолжают активно развивать речь, способность к замещению, мышление и воображение. С помощью речи воспитанники средней группы выражают свои эмоции и делятся впечатлениями.
Обратите внимание! Происходит стремительное развитие запоминания информации и удерживание ее в памяти, а также усиливается способность к концентрации внимания.
Как правило, в этом возрасте в детских садах воспитатели проводят специальные плановые занятия по развитию речи. Они предусмотрены специальными образовательными стандартами. Но, несмотря на это, педагогическая работа в данном направлении, не ограничивается определенными рамками. Самое главное, чтобы при подборе инструментов воспитатель должен учитывать все возрастные особенности своих воспитанников.
Как научить ребенка правильно произносить звуки [в] [к] [п] и [л]
Методические средства
Перед педагогом в рамках требований речевого развития стоят серьезные задачи, которые вынуждают подходить к процессу вдумчиво, ответственно и в соответствии с определенными стандартами.
Основные педагогические приемы
Каждое занятие по развитию речи в средней группе должно быть основано на определенном педагогическом приеме. В настоящее время выделены три основные группы приемов развития речи в дошкольном учреждении. Это словесные приемы, наглядные и игровые.
Их суть заключается в следующем:
- Обучение рассказу по сюжетным картинкам.
- Ежедневное чтение художественной литературы, которая предусмотрена образовательной программой.
- Проведение работы с детьми в формате беседы.
- Применение игровых технологий.
- Систематическое и ненавязчивое повторение нового слова.
- Мотивирование на выполнение учебного плана.
Обратите внимание! Кроме выполнения перечисленных выше педагогических приемов, воспитатель обязательно должен организовывать для воспитанников физкультминутки. Они тоже являются частью учебного плана и помогают формировать у детей серьезное отношение к физической культуре.
Игры по речевому развитию
К пяти годам дети должны научиться правильно, произносить все звуки. Добиться цели можно благодаря ежедневной дыхательной гимнастике.
Дидактические игры по «Развитию речи»
А сформировать грамматически правильную речь можно благодаря играм и упражнениям:
- «Больше-меньше».
- «Назови ласково».
- «Чья игрушка».
- «Продолжи предложение».
- «Какой».
Оборудование речевого уголка
Чтобы стимулировать самостоятельность и неформально игровое общение с детьми согласно требованиям ФГОС должна быть создана эстетически привлекательная, комфортная и специальная предметно-развивающая обстановка, в которой дети не будут бояться, а наоборот чувствовать себя легко и непринуждённо.
Важно! Речевой уголок лучше всего располагать удаленно от игровой зоны в хорошо освещенном месте. Он обязательно должен быть оборудован дидактическими и наглядными пособиями, а также необходимыми материалами, которые используются воспитателем во время занятий.
Речевой уголок
Таблица: заполнение речевого уголка по разделам
Раздел | Содержание |
Грамота | Схемы слов, предложений и соответствующие игры («Сложи слово», «Подбери слово»), ребусы и кроссворды. |
Связная речь | Сюжетные картинки, «Играем в профессии», «Угадай по описанию». |
Грамматика | Игры «Назови ласково», «Один-много». |
Лексика | Картинки, лото, пазлы. |
Звукопроизношение | Игровые упражнения, игры на автоматизацию звуков. |
Дыхание | Дудочки, пузырьки, шары для надувания. |
Мелкая моторика | Карандаши, пазлы, мозаика, волчки. |
Фонетический слух | Игры на дифференциацию звуков. |
Артикуляционная гимнастика | Картинки, комплексы упражнений, методическая литература. |
Высшие психические функции | Домино, разрезные картинки. |
Обратите внимание! Помимо всего прочего специалисты рекомендуют иметь в речевом уголке книгу Ушаковой «Развитие речи» В ней подробно рассмотрены все проблемы развития речи детей средней группы, подобраны методические рекомендации и составлены конспекты занятий.
Перспективное планирование по развитию речи в средней группе
Царева Мария
Перспективное планирование по развитию речи в средней группе
Использованная литература:
1. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в детском саду»
.
2. Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке»
, ч. 1 и 2. Москва
«Баласс»
, 2007.
3. М. А. Васильева, В. В. Гербова «Комплексные занятия в средней группе д/с»
.
«Учитель»
, 2010, г. Волгоград.
4. Н. Ф. Виноградова «Рассказы-загадки о природе»
.
«Вентана-Граф»
, 2007.
5. Н. В. Новоторцева «Обучение грамоте»
.
«Академия, к.»
,1999.
6. Т. А. Торыгина «Какие месяцы в году?»
,
развитие речи в д/с. Москва, 2000.
пгт. Пристань-Пржевальск
2016- 2022 уч. г.
Сентябрь
Знакомство с нашими героями. «Игрушки»
ЦЕЛЬ: Учить детей составлять описания игрушек. Воспитывать навыки культурного общения, активизировать словарь; употреблять антонимы, форму множественного числа родительного падежа существительных. Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках. Закрепить правила обращения с игрушками. Развивать сосредоточенность внимания.
Заучивание наизусть: «Мяч»
С. Я. Маршак
ЦЕЛЬ: Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение; отрабатывать речевое дыхание (произнесение на одном выдохе звука ш)
; воспитывать навыки драматизации. Упражнять детей в употреблении глаголов с приставками.
«Фрукты-овощи»
ЦЕЛЬ: Познакомить с названием овощей, с местом их выращивания; учить описывать овощи; отгадывать загадки; упражнять в употреблении уменьшительно ласкательных слов, а также в употреблении существительных множественного числа.
Познакомить детей с названием фруктов, учить описывать фрукты, сравнивать; отгадывать загадки, согласовывать определения и существительные;
развивать речь. Пополнить знания детей о том, как и хранят люди урожай фруктов и овощей, как заготовляют продукты на зиму; активизировать словарь; формировать навыки связной речи.
«Чтение стихов о поздней осени»
ЦЕЛЬ: Приобщать детей к поэзии. Помогать запоминать отрывки стихотворений.
«Занятия по развитию речи»
В. В. Гербова стр. 37
Заучивание потешки «Киска»
ЦЕЛЬ: Учить помочь детям запоминать потешку, выразительно произносить её.
«Занятия по развитию речи»
В. В. Гербова стр. 29
Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»
ЦЕЛЬ: Порадовать детей чтением сказки. Поупражнять в инсценировке отрывков из произведения.
«Занятия по развитию речи»
В. В. Гербова стр. 30
«Пересказ сказки «Репка»
ЦЕЛЬ: Формировать представление о том, что такое народная сказка. Формировать умение пересказывать знакомую сказку сообща, по «цепочке»
.
Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием.
Пересказ сказки «Теремок»
ЦЕЛЬ: Формировать представление такой особенности народных сказок, как наблюдательность. Формировать умение пересказывать знакомую сказку с помощью моделей. Формировать умение подбирать предметы-заменители на основе отличительного признака (величины, характерного для внешнего вида персонажа. Упражнять в умении отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ животных, аргументировать свой ответ.
Октябрь
«Осень»
ЦЕЛЬ: Закрепить знание об осенних месяцах, о признаках осени. Развивать внимание, творчество, умение отгадывать загадки; развивать правильную речь.
Рассказывание по картине «Осенний день»
Упражнять в целенаправленном рассматривании сюжетной картины, в ответах на вопросы по ее содержанию.
Заучивание русской народной песенки «Тень-теньпотетень»
ЦЕЛЬ: Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку.
«Занятия по развитию речи»
В. В. Гербова стр. 32
«Овощи и фрукты. «Что нам осень подарила?»
.
ЦЕЛЬ: Загадывание загадок об овощах и фруктах». Расширять представления детей об овощах и фруктах, учить группировать предметы, называть овощи, фрукты, отмечать их качественные признаки.
«Рассказывание из личного опыта на тему «Мои домашние животные»
ЦЕЛЬ: Рассказывание по картине «Собака со щенятами»
Учить рассказывать на тему из личного опыта, предложенную воспитателем. Учить правильно называть животных, их части тела. Продолжать работу по углублению знаний о животных. 2. Учить описывать картину в определнной последовательности.
«Занятия по развитию речи»
В. В. Гербова стр. 37
Рассказывание из личного опыта на тему «Мой родной край»
ЦЕЛЬ: 1. 1. Учить называть свой родной посёлок, улицу. 2. Учить называть улицу, на которой стоит детский сад. 3. Знакомить с достопримечательностями родного края. 4. Воспитывать гордость и любовь к родному поселку.
«Занятия по развитию речи»
В. В. Гербова стр. 33
«Дом»
ЦЕЛЬ: Познакомить с разными домами, учить описывать дома; упражнять в употреблении существительных множественного числа.
Звуковая культура речи: звуки «з»
и
«з*»
.
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в произношении изолированного звука «з»
(в словах, слогах)
; учить произносить звук
«з»
тврдо и мягко; различать слова со звуком
«з»
и
«з*»
.
«Занятия по развитию речи»
В. В. Гербова стр. 31
«Изменение в природе в октябре»
ЦЕЛЬ: Учить рассказывать об изменениях в природе в октябре, описывать природу в октябре; согласовывать существительные и определения.
«Лес осенью»
ЦЕЛЬ: Дид. Упр-е «Сколько слов в предложении»
Помочь детям воспринимать поэтическое описание осенней природы; формировать элементарное представление о предложении; активизировать словарь.Заучивание наизусть: А. Плещеев
«Осенью»
Учить характеризовать приметы глубокой осени при рассматривании картин и иллюстраций, узнавать эти приметы в стихотворениях; помочь запомнить стихотворение А. Плещеева, выразительно читать его.
Ноябрь
«Мебель»
ЦЕЛЬ: Упражнять в употреблении местоимений МОЙ, МОЯ, а также слов во множественном числе; познакомить с названием мебели и ее составными частями; учить сравнивать отдельные предметы мебели, описывать мебель
«Семья»
ЦЕЛЬ: Познакомить с разными домами, учить описывать дома; упражнять в употреблении существительных множественного числа.
«Посуда»
Звуковая культура
речи: звук «Ц»
ЦЕЛЬ: 1.Закрепить обобщающее понятие: посуда.Познакомить с классификацией посуды: кухонная, столовая, чайная. Закреплять правила поведения за столом.
2. Упражнять детей в произнесении звука «Ц»
изолированно, в слогах, в словах.
«Занятия по развитию речи»
В. В. Гербова стр. 35
«Одежда»
ЦЕЛЬ: Учить описывать предметы одежды, подбирать одежду по сезону. Совершенствовать навыки речевого общения; обогащать представление об окружающем.
«Звери»
ЦЕЛЬ: Обогатить знания детей о диких животных. Закрепить знание о среде обитания диких животных;
«Домашние животные»
ЦЕЛЬ: Упражнять в употреблении существительных множественного числа, учить сравнивать животных, описывать их; развивать речь детей
Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с русской народной сказкой (обр. М. Булатова, помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.
«Занятия по развитию речи»
В. В. Гербова стр. 42
Игра — инцинировка «У нас в гостях медвежонок»
ЦЕЛЬ: Учить детей замечать в группе присутсвие незнакомого человека, приветствовать и приветливо разговаривать с ним.
Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 60
Декабрь
«Зима»
ЦЕЛЬ: Уточнить и обобщить представление детей о зиме, о зимних месяцах. Закрепить знание о признаках зимы. Совершенствовать навыки речевого общения
Рассказывание по картине «Зимние развлечения»
Учить связной
речи, употреблять сложноподчиненные предложения, описывать изменения в природе зимой.
Заучивание наизусть: И. Суриков «Зима
ЦЕЛЬ: Помочь почувствовать красоту и лиричность произведения И. Сурикова. Учить выразительно читать стихотворение наизусть.
«Составление повествовательного рассказа «Приключение Маши в лесу»
.
ЦЕЛЬ: Формировать умение составлять совместный повествовательный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания. Формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа. Упражнять в подборе признаков к животному, а также подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Развивать чувство юмора.
Елка» К. Чуковский
ЦЕЛЬ: Помочь осмыслить и заучить наизусть новое стихотворение; отрабатывать интонационную выразительность речи.
Рассказывание по сюжетной картине «Зима»
ЦЕЛЬ: Чтение и заучивание стихотворения о зиме. Учить составлять предложения по сюжетной картине, согласовывать слова в предложении, определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток, характеризовать настроение и состояние людей. Приобщать детей к поэзии.
Помогать запомнить и выразительно читать стихотворения.
«Занятия по развитию речи»
В. В. Гербова стр. 43, 45
Чтение и заучивание стихотворения о зиме Плещеева «Белый снег пушистый…»
.ЦЕЛЬ: Приобщать детей к поэзии. Помогать запомнить и выразительно читать стихотворение.
«Занятия по развитию речи»
В. В. Гербова стр. 43
Чтение русской народной сказки «Зимовье»
.
ЦЕЛЬ: Помочь детям вспомнить знакомые им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье»
«Занятия по развитию речи»
Соколова-Микитова) В. В. Гербова стр. 47
Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»
ЦЕЛЬ: Учить рассматривать картину и рассказывать по ней в определнной последовательности; учить придумывать название картины.
«Занятия по развитию речи»
В. В. Гербова стр. 50
Январь
Составление рассказа по картинке «В лесу»
ЦЕЛЬ: Помогать рассматривать и описывать картину в определнной последовательности. Продолжать учить придумывать название картины.
«Занятия по развитию речи»
В. В. Гербова стр. 55
Звуковая культура речи: звук «Ш»
.
ЦЕЛЬ: Показать детям артикуляцию звука «Ш»
, учить чтко произносить звук изолированно, в слогах, в словах.
«Занятия по развитию речи»
В. В. Гербова стр.
Звуковая культура речи: звук «Ж»
.
ЦЕЛЬ: Чтение любимых стихотворений. заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что нужно придумать»
. Упражнять в правильном и чтком произношении звука
«Ж»
изолированно в звукоподражательных словах; умении определять слова со звуком
«Ж»
«Занятия по развитию речи»
В. В. Гербова стр. 48, 51
Звуковая культура речи: звук «Ч»
ЦЕЛЬ: Объяснить, как правильно произносить звук «Ч»
, упражнять в произнесении звука изолированно, в словах, в стихах.
«Занятия по развитию речи»
В. В. Гербова стр. 53
«Животные жарких стран»
.ЦЕЛЬ: Дать представление о животных жарких стран. Активизировать словарь детей.
Птицы»
ЦЕЛЬ: Учить описывать домашних птиц; знакомить с антонимами; активизировать знания детей о внешнем виде домашних птиц, их повадках. Воспитывать интерес и любовь к пернатым
Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе»
ЦЕЛЬ: Помочь вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе»
.
«Занятия по развитию речи»
В. В. Гербова стр. 52
Февраль
«Рыбы»
ЦЕЛЬ: Знакомить детей с рыбами, средой их обитания; учить отгадывать загадки;
упражнять в употреблении существительных множественного числа.
«Хлебные продукты»
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с продуктами, сделанными из муки; учить описывать один продукт; развивать речь
«Молочные продукты»
ЦЕЛЬ: Познакомить с молочными продуктами, их пользой для организма; упражнять в употреблении существительных множественного числа.
«Транспорт»
ЦЕЛЬ: Уточнить знания детей о транспортных средствах, пополнить словарь за счет названий автомашин. Познакомить с однокоренными словами. Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ. Познакомить детей с водным транспортом, активизировать в речи соответствующие слова. Закреплять умение объединять предметы в пары по материалу. Знакомить с воздушным транспортом, их составными частями, описывать их; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, развивать речь.
Март
«Весна»
ЦЕЛЬ: Учить описывать весну, дать знания о сезонных изменениях, связанных с первыми месяцами весны; упражнять в употреблении существительных множественного числа.
Готовимся встречать весну и Международный женский день
ЦЕЛЬ: Познакомить детей со стихотворением Плещеева А. «Весна»
. Поупражнять в умении поздравлять с праздником.
«Занятия по развитию речи»
В. В. Гербова стр. 59
«Правила дорожного движения. Светофор»
ЦЕЛЬ: Познакомить с обозначением дорожных знаков, сигналов светофора; развивать речь; активизировать словарь детей.
«Театр, музыкальные инструменты»
ЦЕЛЬ: Познакомить с театром и с музыкальными инструментами. Продолжать учить детей делить слова на части.
«Спорт»
ЦЕЛЬ: Познакомить с различными видами спорта; развивать речь детей; Продолжать знакомить с однокоренными словами; активизировать словарь детей.
Звуковая культура речи: звук «Щ-Ч»
ЦЕЛЬ: Упражнять в правильном произнесении звука «Щ»
и дифференциация звуков
«Щ»
и
«Ч»
.
«Занятия по развитию речи»
В. В. Гербова стр. 60
Составление рассказов по картине
ЦЕЛЬ: Проверить, умеют ли дети придерживаться определнной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину. «Занятия по развитию речи»
В. В. Гербова стр. 62
Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара.
«Занятия по развитию речи»
В. В. Гербова стр. 63
Апрель
«Детский сад»
ЦЕЛЬ: Формировать представление детей о сотрудниках детского сада; трудовых процессах, выполняемых каждым из них; воспитывать уважение к труду взрослых; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, развивать речь
«Профессии»
ЦЕЛЬ: Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом; обогатить и уточнить представление детей о профессиях взрослых; учить отгадывать загадки про профессии; воспитывать уважение к труду взрослых; активизировать словарь детей.
«Лес. Деревья. «Плоды, семена.»
ЦЕЛЬ: .Познакомить с названием некоторых деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев; отгадывать загадки; активизировать словарь детей., учить описывать плоды ягод; познакомить с плодами деревьев и кустарников;
«Комнатные растения»
ЦЕЛЬ: Познакомить с названием комнатных растений, способами ухода за ними; учить описывать комнатные растения
Звуковая культура речи: звук «Л-Л*»
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в чтком произнесении звука «Л»
в звукосочетаниях, словах, фразовой
речи. Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками «Л-Л*»
«Занятия по развитию речи»
В. В. Гербова стр. 63
Обучение рассказыванию: работа с картиной-матрицей и раздаточными картинами.
ЦЕЛЬ: Учить создавать картину и рассказывать о е содержании. Развивать творческое мышление.
«Занятия по развитию речи»
В. В. Гербова стр. 65
Заучивание стихотворения Ю Кушака «Оленнок»
Заучивание русской народной песенки
«Дед хотел уху сварить»
ЦЕЛЬ: Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.
«Занятия по развитию речи»
В. В. Гербова стр. 66
Май
«День Победы. Военная техника»
ЦЕЛЬ: Дать представление о празднике День Победы; учить рассказывать, отвечать на вопросы; развивать речь детей.
Звуковая культура речи: звук «Р, Р*»
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в чтком и правильном произнесении звука «Р»
изолированно, в чистоговорках, в словах.
«Занятия по развитию речи»
В. В. Гербова стр. 69
«Насекомые»
ЦЕЛЬ: Познакомить с названием насекомых, их особенностями; употреблять в употреблении существительных множественного числа.
«Лето»
ЦЕЛЬ: Познакомить с сезонными изменениями в природе летом. Учить описывать летний день; активизировать словарь детей.
«Ягоды»
ЦЕЛЬ: Познакомить с названием ягод; учить сравнивать ягоды по цвету, размеру; упражнять в употреблении существительных множественного числа.