Ольга Иванова
Картотека игр-забав для детей старшей группы
Картотека игр – забав для детей старшей группы
Подготовила: воспитатель Иванова О. В.
Игры-забавы №1
«Картошка»
Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.
Ход: Все игроки становятся в круг и передают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то не отбил мяч, он садится на корточки в центр круга, а игра продолжается. Любой игрок по желанию может выручить «провинившегося». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в (тот, кого коснулся мяч)
вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга
стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому-то это удается, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросивший мяч, занимает их место.
Игры-забавы №2
«Краски»
Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.
Ход: Один из игроков — «покупатель», другой — «продавец», все остальные — «краски». Каждая «краска» загадывала себе свой цвет и сообщала его «продавцу». «Краски и продавец»садятся на скамью и тут же приходит покупатель: «Тук-тук!» «Кто там?», — спрашивает продавец. «Я, покупатель». «Зачем пришел?» «За краской», «За какой?». Называется определенный цвет краски; если его нет, «продавец»отвечает: «Такой нет. Скачи по дорожке на одной ножке!» «Покупатель» делает круг на одной ножке и возвращается за новой краской. Если же краска присутствует, «продавец»говорит: «Есть такая. Плати … рублей». «Покупатель» «расплачивается» — хлопая нужное количество раз по ладошке, «краска» вскакивает и убегает. «Покупатель» старается поймать краску, если получилось — «краска» становится «покупателем».
Игры-забавы №3
«Тише едешь – дальше будешь «
Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.
Ход: На расстоянии 30 метров друг от друга отчерчивается две линии — «старт» и «финиш». На старте стоят игроки, спиной к ним на финише стоит водящий.Он произносит фразу: «Тише едешь — дальше будешь. Раз, два, три!». За это время игроки стараются максимально приблизиться к финишу. Закончив говорить, «водящий» быстро поворачивается и осматривает участников игры, которые должны замереть. Тот, кто пошевелился, отправляется за линию старта. Побеждает игрок, первым добравшийся до старта. Он и становится водящим.
Игры-забавы №4
«Вышибалы»
Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.
Ход: Все игроки, кроме двух, становились в шеренгу в центре площадки. Они, перебрасывая мяч друг другу, должны были выбить всех игроков. Тот, до кого дотрагивался летящий мяч, выходит! из игры. Когда все игроки были выбиты, игра начиналась сначала.
Игры-забавы №5
«Колечко»
Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.
Ход: Играют, сидя на скамеечке. Все складывают ладошки лодочкой, а ведущий, у которого в ладонях лежит мелкий предмет (колечко, камешек, проводит своими руками между ладонями каждого игрока, незаметно вкладывает кому-либо колечко. Отходя в сторону,говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» Игрок с «колечком» должен быстро встать, а другие участники — его удержать. Удалось — он становился ведущим.
Игры-забавы №6
«Волшебные ладошки»
Задача: упражнение на развитие чувства собственного движения.
Ход игры:
«Водичка-водичка,
Умой мое личико, (дети выполняют движения умывания)
Чтобы глазки блестели (дети показывают круглые глазки)
Чтобы щечки краснели (дети держатся за щёчки)
Чтоб смеялся роток (дети улыбаются)
И кусался зубок». (дети щёлкают зубками)
Игры-забавы №9
«Наша Маша маленька.»
Цель: упражнение на развитие чувства собственного движения
«Игрушки-забавы, как основа детской игры»материал (младшая группа) на тему
«Игрушки – забавы, как основа детской игры»
Игрушки — забавы способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей дошкольного возраста в настоящее время является актуальной.
Цель работы: расширить представление о богатстве мира игрушек – забав; показать, как игрушки влияют на развитие детей разных возрастных групп; способствовать развитию эмоциональной сферы двигательной активности, расширить познавательные способности детей.
Задачи игрушек — забав: Заинтересовать и увлечь детей красотой и необычностью игрушки-забавы. Пробудить интерес к игрушкам родителей, бабушек и дедушек. Расширить знания об истории русской игрушки. Воспитывать в детях через родное и близкое доброту отзывчивость, любовь к традициям, бережное отношение к игрушкам.
Виды игрушек — забав: «дергунчики»; мячи на резинках; крутящиеся на турниках гимнасты; подпрыгивающие птички, лягушки, бодающиеся козлики и т.п.; широко известны народные игрушки-забавы из дерева, папье-маше с хитроумными устройствами, вызывающими забавляющий эффект (клюющие птички, карусели, двигающиеся деревянные игрушки; к игрушкам-забавам относят также наборы фокусов и игрушки-сюрпризы.
Их значение: «веселые игрушки», по определению Е. А. Флериной, используются для развлечения детей; вызывают у детей любопытство, радость положительные эмоции; поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность; побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия, а также создают зону совместных со взрослым переживаний. особенно нужны в разновозрастных детских коллективах, где старшие дети могут порадовать младших весёлой совместной игрой с забавной игрушкой; позволяют воспитателю установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь детей от нежелательного поведения, сформировать желание участвовать в совместной игре.
Основные требования к изготовлению игрушек-забав
1) создание широкого ассортимента для каждой возрастной группы детей;
2) игрушка-забава должна быть прочной.
Влияние игрушек – забав на детей до года: Предметные действия ребенка связаны с его психофизическим развитием. Как только ребенок начинает сидеть, он любит манипулировать с игрушкой, пробует в подражание взрослому постучать молоточком по забавному яблочку, по колышкам. Детям от пяти до девяти месяцев показывают игрушки, которые стимулируют ползание, в том числе крупные яркие неваляшки. И это одни из первых игрушек, которые мы относим непосредственно к разряду игрушек-забав. С куклой-неваляшкой ребенок с удовольствием играет уже в самом раннем возрасте. Малыш с радостью рассматривает неваляшку, качает ее, толкает, наблюдает за движениями и прислушивается к звукам во время игры. Стоит ему уронить эту игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение.
Неваляшка считается традиционной игрушкой для детей. Она совмещает погремушку и стабилизирующее устройство, привлекает яркостью цвета, формой, удобной и безопасной для малыша. По образному решению неваляшки — это, прежде всего куклы, медведи, собачки, птички как привычного для многих поколений, так и необычного дизайна. Есть также неваляшки-конструкторы с деталями различной степени твердости и разных размеров.
Влияние игрушки – забавы на детей от 1 года до 2-х лет.
После первого года жизни ребенку показывают также игрушки-дергунчики, волчки среднего или крупного размера со звучащим эффектом, игрушки-пищалки (при дотрагивании до него, раздается звук, мелодия). Для забавы и развития есть развивающие игры для детей от 1 года до двух лет, придуманы книжки-игрушки (со звучащим устройством, для игр в воде и др.). Книжки-игрушки со звучащим устройством делают из ткани, из плотного картона.
Влияние игрушки – забавы на детей 2-3-х лет.
Игрушки-забавы для детей до 3-х лет предназначены для игр со взрослым, под наблюдением взрослого. Но маленький волчок уже по силам запустить малышу полутора лет. Игрушка хорошо развивает мелкую моторику. Тонкая удобная ручка, небольшой вес, и ребенок с удовольствием учится правильно рассчитывать силу, точность движения пальцев рук и кисти. Забавно звучащая игрушка — металлическая шарманка с сюрпризом. Шарманка издает приятный мелодичный звук. Игра с шарманкой способствует эстетическому развитию ребенка, улучшает эмоциональный фон. Сначала знакомят ребенка с обитателем шарманки, музицируют, а затем можно устроить сюрпризный момент.
Влияние игрушки – забавы на детей 3-4 лет.
Для детей 3—4 лет особенно интересны фигурки зверей и птиц с заводным механизмом. Заводные игрушки способны разнообразить действия фигурок людей, животных. Фигурки могут быть объединены общим сюжетом и представлять собой игрушки, имитирующие действия (клюющие, прыгающие, танцующие, музицирующие) с различными эффектами (музыкальный, шумовой, цветовой, световой и др.). Самостоятельно дети с удовольствием играют с имитирующими действие забавными утятами, клюющими птицами, мягкими озвученными животными. Яркие, красочные зайчики, белочки, медведи, собачки, петушки сразу привлекают внимание детей. Они находят и узнают в этих «забавках» образы знакомых зверей и птиц, и игра развивается — дети строят для зверюшек домики, катают на машинах, приглашают в гости на обед.
Влияние игрушки – забавы на детей 4-5 лет.
В возрасте 4—5 лет для детей изменяется характер игр, поэтому для них среди игрушек-забав появляются народные игрушки из дерева (“Кузнецы”, “Куры на кругу” “Сорока и белка”, “Медведь-гимнаст” и др.), забавные фигурки с механизмами (движущиеся по наклонной доске “Утята”, “Бычок”, “Ванька-встанька” и др.), куклы бибабо, озвученные волчки и неваляшки, вертушки.
Влияние игрушки – забавы на детей 5-6 лет.
Детям 5—6 лет интересны механические и электрифицированные игрушки, а также гидравлические, пневматические, шарнирные. Электрифицированная железная дорога предлагается в качестве игрушки-забавы для показа детям 5—7 лет. Игрушки-забавы для детей 6 лет — это мелкие волчки из разных материалов, самодельные волчки, фигурки животных и птиц с забавными движениями, с музыкой, пением или звукоподражанием, озвученные (для игр в “концерты” и пр.), забавные шаржированные фигурки животных (с магнитом).
Методика занятий с игрушками – забавами.
Игры-забавы с детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить ежедневно в утреннее или вечернее время, когда у воспитателя и детей есть «свободное минутка». Длительность проведения игр-забав не может быть определена точно. Играть с детьми надо до тех пор, пока они действительно забавляются, радуются и веселятся. Это время колеблется от 1 до 5 минут. Увеличивать длительность игр-забав нецелесообразно, потому что перевозбуждение и переутомление отрицательно сказывается на здоровье детей.
При проведении игр-забав с детьми обязательным условием является предоставление им в свободное пользование той игрушки, с которой дети действовали под руководством взрослого. Все действия педагога целесообразно сопровождать словами: • сначала прямыми указаниями, • потом словесными инструкциями, разумеется, при этом ориентируясь на имеющийся у ребенка опыт. Содержание игр-забав (показов) должно быть более «затейливым», чем действия детей в самостоятельной игре, но взятым из реальной, близкой ребенку действительности. Что требуется при этом от малыша? Внимательно следить за действиями воспитателя, слушать его объяснения. А это возможно только в том случае, если ему будет интересно. Проводя с малышами игру-развлечение, следует держать их всех в поле зрения, направлять деятельность ребят, немедленно реагировать на возникающие конфликты, подсказывать дельнейший ход действий. Особая задача педагога — вызвать у детей живой интерес к игре, порадовать их, насмешить, создать хорошее настроение.
Итоги использования игр-забав в образовательной деятельности:
• создают у детей хорошее, радостное настроение;
• способствуют установлению положительных взаимоотношений между педагогом и детьми;
• развивают речь детей;
• развивают мелкую моторику рук;
• знакомят ребенка с игрушками-забавами;
• обогащают эмоциональные переживания детей;
• способствуют раскрытию творческого потенциала педагога.
Таким образом, игрушки-забавы (качающийся бычок, клюющие куры, кузнецы, медведи-пильщики) предназначены для того, чтобы позабавить и развлечь ребенка. Они вызывают у детей любопытство, радость, положительные эмоции. Игрушки-забавы поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность. Они побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия, а также создают зону совместных со взрослым переживаний. Игрушки-забавы помогают воспитателю организовать коллективные развлечения. К этому типу относятся игрушки-сюрпризы с разнообразными движениями, звуковыми, световыми и другими эффектами. Игрушки просты, динамичны, с мягким юмором. В них проявляется мудрость смекалка, изобретательность народных мастеров, их любовь к детям, стремлении их позабавить.
Ход игры:
Наша Маша маленька, (дети наклоняются к полу и показывают маленькую Машу)
На ней шубка аленька (дети показывают шубку)
Опушка бобровая, (дети разводят руками и показывают опушку)
Маша чернобровая (дети показывают на бровки)
Игры-забавы №10
«Огуречик-огуречик.»
Цель: упражнение на развитие чувства собственного движения
Ход игры: На одном конце площадки – воспитатель (ловишка, на другом – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах.Воспитатель говорит:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.
Игры-забавы №11
Цель: упражнение на развитие чувства собственного движения
Игры и забавы в детском саду для детей 3-5 лет
Игры и забавы для детей младшего дошкольного возраста ДОУ
Автор: Дворецкая Татьяна Николаевна ГБОУ Школа №1499 ДО №7 Воспитатель Описание: Игры предназначены для детей младшего дошкольного возраста, может быть полезным материалом для воспитателей дошкольных организаций, родителей. Назначение работы: Авторские игры для детей направлены на развитие социализации детей, вызывают интерес и желание играть в совместные игры
Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности игры со сверстниками Задачи: 1. вызывать у детей дошкольного возраста интерес к коллективным играм 2. формировать у детей положительный настрой и желание играть в совместные игры 3. воспитывать доброжелательное отношение в игре со сверстниками 4. развивать познавательную и речевую активность детей по средствам игры Предисловие В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности. В недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности. Игра в наибольшей степени способствует психическому развитию. Уважаемые педагоги предлагаю Вашему вниманию свои авторские игры для детей. Надеюсь, материал будет полезен и востребован в работе.
Игра №1: «Топ-топ-топ» для детей 3-5 лет
В данную игру можно играть с детьми младшего дошкольного возраста, как в группе, так и на улице.
Правила игры: — Дети встают рядом с воспитателем образуют малый круг. — Слова для игры произносят хором, ритмично, с добавлением движений по смыслу текста (при разучивании игры потребуется показ воспитателя)
Слова для игры: Раз – Два! Три – Четыре! (дети делают 4 шага назад)
Круг мы сделаем пошире
(образуется большой круг, не держась за руки)
Другу рядом улыбнемся
(повернуться и улыбнуться)
Крепко за руки возьмемся.
(Взяться за руки)
Шаг за шагом мы пойдём Свои ножки разомнём. Топ – топ – топ! Идут ребята Топ – топ – топ! Идут куда-то.
(выполняются ритмичные шаги в правую сторону)
Остановка у ворот.
(остановились и стоим на месте)
Значит, будет поворот.
(поворот в левую сторону)
Повернулись дети дружно! Продолжать движения нужно. Шаг за шагом мы пойдём Свои ножки разомнём. Топ – топ – топ! Идут ребята Топ – топ – топ! Идут куда-то.
(выполняются ритмичные шаги в левую сторону)
Мимо речки и озер. Мимо леса, мимо гор. Всё идут, шагают ноги. Стоп – стоп – стоп. Конец дороги.
(остановились и стоим на месте)
Мы пришли! Встречайте нас.
(повернуться лицом в круг, протянуть 2 руки вперед)
И похлопайте 5 раз.
(Хлопаем в ладоши)
Игра № 2: «Змейка» для детей 3-5 лет
Игра проводится на улице во время прогулки.
Атрибуты для игры: — Нарисованная желтым мелом (краской) на асфальте змейка и 5-6 разноцветных кругов (мячей) Правила игры: -Дети выстраиваются друг за другом в линию — Произносят хором закличку на игру Закличка на игру: Змейка в мячики играла Так играла, что устала. Прилегла бедняжка в тень И ползти ей дальше лень.
Слова для игры (произносит воспитатель) Раз, два, три, четыре, пять Приглашаю поиграть. Мы отправимся с тобой По дорожке по кривой. (бег по змейке друг за другом)
Ты дружочек не робей. Ты вперед беги скорей. Ручки за спиною спрячь Прыгни ножками на мяч.
(прыжки на 2-х ногах)
Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Мы умеем побеждать. Чемпионам УРА! Продолжается игра.
(Дети, пробежавшие весь путь возвращается в конец хвоста змейки и при желании проходят ещё раз)
Игра может продолжаться до сохранения интереса детей.
Рекомендации: Второй игрок начинает движение только после того как первый игрок добежит до середины змейки.
Игра №3: «Кошки – Мышки» для детей 3-5 лет
В данную игру можно играть с детьми младшего дошкольного возраста, как в группе, так и на улице.
Атрибут для игры: — Маска кота Действующие лица: Кот – ребенок Мышки — дети
Правила игры: — Ребенок – кот сидит на стуле (в кустах) — Дети – мыши убегают от кота Слова для игры: Погулять решили мышки Непоседы – шалунишки. (Дети-мыши на цыпочках выходят гулять)
Вот бегут они по травке Вжик – Вжик – Вжик
(бегают в рассыпную)
Перепрыгнули канавку
(прыгают на 2-х ногах)
Прыг – Прыг – Прыг Вдруг раздался страшный звук
(Воспитатель стучит палкой по стулу, на котором сидит кот)
А сердечко ТУК – ТУК – ТУК Притаился в кустах котик И раскрыл зубастый ротик. Мыши будет Вам беда Разбегайтесь кто куда…
(Кот начинает ловить мышей, стараясь осалить их по плечу. Мыши убегают)
Напутствие от автора:
В нашем мире много игр, развлечений и затей. Никогда скучать не стоит Вам в компании друзей!
Рекомендуем посмотреть:
Игры в воде для второй младшей группы. Картотека Игра-забава «Петухи» для младшей группы Потешка «Цыплята» для игр с детьми младшей группы Музыкальные игры для младшей группы детского сада
Похожие статьи:
Раскраски для детей «Домашние питомцы»
Что такое развивающие игры для дошкольников
Игры на развитие внимания для детей 3-4 лет в детском саду в группе
Дидактические игры в младшей группе. Картотека
Игры с песком в младшей группе
Виды подвижных игр для старших групп детского сада
Выделяют пять основных видов подвижной деятельности для дошкольников:
- сюжетные игры. Каждый ребенок разыгрывает определенную роль и следует правилам, например, «Казаки-разбойники»;
- упражнения без сюжета. Это, например, броски мяча на максимально далекое расстояние, «Догонялки»;
- народные развлечения, такие как «Жмурки» или «Прятки»;
- эстафеты и соревнования;
- спортивные детские состязания — футбол, бег, лыжи.
Занятие по рисованию на тему «Масленица» во 2 младшей группе ДОУ
Перспективный план развлечений и досугов в старшей группе
Перспективный план развлечений и досугов в старшей группе
Организационно-педагогическая работа
Сентябрь
1. Развлечение «1 сентября – День знаний».
Цель:
показать детям общественную значимость праздника – День знаний; доставить радость, создать веселое праздничное настроение; развивать самостоятельность и инициативу, художественно – эстетический вкус; воспитывать аккуратность, дружелюбие.
2. Театрализованное развлечение «Путешествие в страну Игралию».
Цель:
создать у детей радостное настроение; закрепить знания сказок, подвижных и хороводных игр.
3. Развлечение «Юные пешеходы»
.
Цель:
закреплять знания детей о правилах безопасного поведения на дороге; способствовать развитию внимания, мышления; воспитывать культуру поведения на улице, дружеские отношения друг к другу.
4. Физкультурный досуг «Весёлые соревнования».
Цель: создать у детей радостное настроение; развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений; воспитывать выдержку, смелость, активность.
5. Развлечение «Праздник мыльных пузырей».
Цель:
развивать коммуникативные навыки у детей, активизировать творческие способности.
Октябрь
1. Спортивное развлечение «За здоровьем в детский сад».
Цель:
способствовать комплексному развитию двигательных навыков, формировать умения соревновательной деятельности, воспитывать бережное отношение к своему здоровью; развивать положительные эмоции, чувства взаимопомощи, дружбы, сопереживания, содействовать развитию игровой двигательной деятельности.
2. Развлечение «Учимся быть артистами».
Цель:
вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, продолжать учить детей в игре перевоплощаться с помощью развития языка жестов, мимики, пантомимики. Развивать навыки совместной деятельности, воспитывать дружеские взаимоотношения.
3. Развлечение «Загадки с овощной грядки».
Цель:
закреплять представление детей об овощах; расширять словарный запас по теме; закрепить певческие и двигательные умения и навыки.
4. Досуг «Прогулка в осенний лес».
Цель:
создать у детей радостное настроение; вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к окружающему миру, формировать представления о правильном поведении в природе.
5. Праздник осени.
Ноябрь
1. Музыкальное развлечение «Наш весёлый концерт».
Цель:
создать у детей радостное настроение при пении, движениях и игровых действиях под музыку.
2. Развлечение «Мама – солнышко моё».
Цель:
вызвать эмоциональный отклик детей, воспитывать любовь, уважение к маме.
3. Игра – драматизация по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка».
Цель:
развивать речь и творческие способности детей, умение внимательно следить за ходом сказки и действиями сказочных персонажей; совершенствовать коммуникативную деятельность и двигательную активность.
4. Физкультурный досуг «Морское путешествие».
Цель
: продолжать формировать знания детей о здоровом образе жизни; приучать к выполнению действий по сигналу; развивать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость, доставить радость и удовольствие от совместной деятельности.
5. Развлечение «Путешествие на остров Дружбы».
Цель:
формировать у детей потребность в доброжелательном общении друг с другом; учить соблюдать элементарные правила вежливости, культуры общения, формировать коммуникативные навыки.
Декабрь
1. Спортивный досуг «Приключения в заколдованном лесу».
Цель:
приобщать детей к здоровому образу жизни, развивать интерес к занятиям физической культурой, способствовать повышению двигательной активности.
2. Показ русской народной сказки «Лиса, заяц и петух».
Цель
: побуждать детей к активному участию в театрализованной игре, развивать речь, творческие способности, коммуникативные навыки, воспитывать самостоятельность в игре.
3. Развлечение «Праздник пуговицы».
Цель:
познакомить с историей возникновения пуговицы,
создать у детей радостное и веселое настроение.
4. Музыкально – театрализованное развлечение «Зимние узоры».
Цель:
вызвать у детей желание участвовать в играх, песнях, танцах, хороводах; воспитывать доброе отношение друг к другу, умение договариваться, слушать.
5. Новогодний утренник.
Январь
1. Физкультурное развлечение «Зимняя олимпиада».
Цель
: развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет и конкурсов; повышать уровень двигательной активности; формировать умение действовать в команде, передавать эстафету.
2. Музыкальное развлечение «Весёлый оркестр».
Цель:
закреплять знания детей о музыкальных инструментах; развивать музыкальную память, внимание, чувство ритма; воспитывать интерес и любовь к музыке посредством игр.
3. Игра – викторина «Мы любим сказки».
Цель:
вызвать радость от встречи с любимыми героями сказок, формировать запас литературных художественных впечатлений, воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, желание принимать участие в командных соревновательных играх,
4. Игра – забава «Жмурки с колокольчиком».
Цель:
создать у детей радостное настроение, вызвать желание участвовать в игре вместе со всеми.
Февраль
1. Спортивный праздник «Будем в армии служить, будем Родину любить».
Цель:
способствовать закреплению навыков выполнения основных видов движений; развивать физические, волевые качества, целеустремлённость; воспитывать любовь к Родине; чувство уважения к Российской армии.
2. Театрализованная игра «Заяц — хваста».
Цель:
учить детей активно участвовать в совместных играх, четко выполнять действия взятой на себя роли; воспитывать дружбу, умение действовать согласовано.
3. Развлечение «Человеку друг огонь, только зря его не тронь!»
Цель:
закрепить знания о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре; воспитывать уважение к труду пожарных.
4. Развлечение «Музыкальный калейдоскоп».
Цель:
создать у детей радостное настроение при пении, движениях и игровых действиях под музыку; вызвать желание участвовать в играх вместе со всеми.
Март
1. Развлечение к 8 Марта.
2. Викторина «Мы любим мультики!»
Цель
: закрепить и обобщить знания детей о мультфильмах; способствовать развитию мышления, памяти и воображения.
3. Физкультурный досуг «Сундучок народных игр».
Цель:
создать у детей положительный эмоциональный настрой, веселое, настроение; развивать двигательные навыки, воспитывать интерес к народным играм.
4. Развлечение «Загадки весны».
Цель:
создать у детей радостное настроение, развивать познавательный интерес к окружающему миру природы, воспитывать чувство уважения к товарищам и партнерам по игре.
Апрель
1. Спортивное развлечение «Космодром здоровья».
Цель:
закреплять знания детей о космосе; формировать умение использовать основные виды движений в игровых ситуациях; воспитывать в детях любознательность, смелость, сноровку, выносливость.
2. Музыкальное развлечение «Мы любим петь, играть и танцевать».
Цель:
создать у детей радостное настроение при пении, движениях и игровых действиях под музыку.
3. «В гостях у дедушки Корнея» — литературная викторина по произведениям К. И.
Чуковского.
Цель:
закрепить знания детей о прочитанных произведениях К. И. Чуковского, обогащать и активизировать словарный запас; развивать мыслительные и творческие способности детей; воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу.
4. Развлечение «Путешествие в страну безопасных дорог».
Цель:
формировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах; развивать умение ориентироваться в различной обстановке, воспитывать грамотных пешеходов.
5. Весеннее развлечение.
Май
1. Музыкально – литературная композиция к Дню Победы «Мы помним, мы гордимся».
Цель:
развивать у дошкольников интерес к историческому прошлому через военно-патриотическую поэзию, музыку; воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны и труженикам тыла, чувство гордости за свою Родину.
2. Развлечение «Наши сказки» — игры драматизации с куклами бибабо.
Цель:
развитие интереса к театрализованной деятельности, развитие коммуникативных качеств, воображения, творческих способностей.
3. Экологическая викторина «По лесной тропинке».
Цель:
закреплять знания детей о правилах поведения в природе; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
4. Спортивное развлечение «Весёлые старты».
Цель:
доставить детям удовольствие от совместной двигательной деятельности в спортивных играх, эстафетах, повышать двигательную активность; развивать пространственную ориентацию; воспитывать соревновательный дух дошкольников, взаимопомощь.
5. Развлечение «Вместе весело шагать».
Цель:
воспитывать коммуникативные качества, доставить радость детям.
Этапы организации занятий
Подготовка к игре должна включать ознакомление детей с темой, основными правилами и результатом деятельности.
Обратите внимание! Важно заранее подготовить дополнительные материалы, которые могут потребоваться в процессе проведения (мячи, шарики, палки, ленты для завязывания глаз и проч.).
Настраивать детей на игру можно, рассказывая им сказочные истории, предлагая отгадать загадки или посмотреть картинки/небольшой видеоролик, на которых показан процесс игры.
По ФГОС длительность подвижных игр в старшей группе не должна превышать 20 мин. Составлять план следует заранее (на три месяца вперед). Пример плана подвижной деятельности детей на три зимних месяца:
- 15 декабря — игра «Снежки». Задача — развитие глазомера, меткости и силы. Занятие проводится на прогулке. На листе фанеры чертится круг, в который с определенного расстояния дети должны попасть снежком, предварительно слепив его.
- 15 января — игра «Мяч водящему». Проводятся две линии. На одной встают в колонну игроки, на другой, напротив, водящий, который кидает мяч первому участнику. Тот его ловит, кидает обратно и встает в конец группы. Игра продолжается, пока последний игрок не кинет мяч водящему.
- 15 февраля — игра «Один, два, три…». Дети энергично ходят по залу в хаотичном порядке. Когда воспитатель называет одну из цифр (1, 2, 3) малыши должны как можно быстрее встать поодиночке, по парам или по тройкам соответственно.
Обратите внимание! Контроль проведения подвижных игр происходит путем анализа активной деятельности дошкольников, фиксируемой в специальных бланках и отчетных листах.
Подвижное занятие в зале
Картотека
Примеры игр, которые можно проводить на улице.
Название | Описание |
«Классики» | Проводится летом. На асфальте мелом рисуется классическое поле, знакомое всем из детства. Воспитатель показывает, каким образом его необходимо преодолеть. Вариантов множество: на двух ногах, поочередно, с использованием камешка, только туда, туда и обратно и т. д. Есть еще «Классики» в форме квадрата (3×3), смысл игры аналогичный. |
«Жмурки» | Ведущему завязывают глаза, немного крутят и разбегаются в разные стороны. Его задача — найти остальных игроков, которые подсказывают свое местоположение, хлопая в ладоши. Первый, до кого дотронется ведущий, занимает его место. |
«Выше ноги от земли» | Игра для прогулки в летние месяцы. Водящий должен ловить остальных игроков, следуя одному правилу — стоящего на возвышении трогать нельзя. Запрещается долго находится в «безопасной» зоне, поэтому, как только водящий отходит, ее нужно покинуть и искать новое возвышение. |
«Горячая картошка» | Дети встают в круг и кидают друг другу мяч, ловя и сразу же перекидывая его следующему. Кто не поймал мяч, садится в круг. Чтобы вернуться на свое положение, участник должен поймать мяч или хотя бы до него дотронуться, совершив прыжок. |
«Съедобное — несъедобное» | Воспитатель кидает мяч и называет любые слова. Если названный предмет съедобный, ребенок должен поймать его, если несъедобный — отбить. Таким образом тренируется скорость реакции и мышления. |
Дети играют в «Горячую картошку»
Примеры игр, которые проводятся в помещении детского сада.
Название | Описание |
«Строители» | Дети делятся на две команды и расходятся в разные стороны зала. Когда играет музыка, малыши ходят или бегают по кругу. Как только она прекращается, ведущий говорит: «Строим колонну (шеренгу или круг)». Задача детей — построить названную фигуру быстрее команды противников. Например, если нужно составить круг, то можно быстро взяться за руки. |
«Статуя» | Игроки стоят в круге и бросают друг другу мяч. Если кто-то не поймал, то встает на одну ногу, не поймал второй раз, то на одно колено, в третий раз — на два колена. Если в одном из этих положений ребенок схватил мяч, то ему прощаются промахи, и он поднимается снова на две ноги. |
«Передай и встань» | Подойдет для традиционных соревнований между группами осенью. Дети делятся на две колонны. По свистку ребята поднимают руки вверх, и первый участник передает мяч над головой последующим. Как только он дошел до конца, последний игрок бежит вперед и становится первым. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не станет снова впереди. |
«Пингвины» | Сюжетная игра для проведения эстафет зимой. Ребенок зажимает между ног маленький шарик и прыгает на двух ногах до черты (на расстоянии 10-15 м) и обратно. Передает шарик следующему и так по очереди. Выигрывает та команда, в которой все игроки пройдут «путь пингвина» быстрее. |
«Рыбак и рыбки» | Для игры потребуется одна скакалка. Ведущий-рыбак (обязательно воспитатель) аккуратно водит круг скакалкой по полу. Дети-рыбки должны перепрыгнуть ее, когда она будет подходить к ним. Если скакалка задела ноги ребенка, то рыбка «поймана». Выигрывает самый ловкий. Занятие хорошо вписывается в тематику подводного мира и рыбалки, чаще всего изучаемых весной. |
Занятие по рисованию на тему «Весна» в подготовительных группах
Методика и организация проведения занятий
Подвижные игры в старшей группе весьма разнообразны и зависят от места проведения занятия, времени года, периода обучения по материалам программы детского сада.
Выбирать их для индивидуального или группового занятия следует исходя из:
- возраста ребенка;
- цели, которая поставлена воспитателем;
- места проведения;
- интереса детей;
- времени года.
Организация проведения игры состоит из нескольких этапов:
- Возбуждение интереса к игре. Для достижения данной цели заранее проводятся сюжетные чтения подходящей литературы, изучение песен, знакомство с атрибутикой проводимого мероприятия.
- Организация игры и разъяснение правил. При знакомстве с упражнением порядок действий объясняется от начала и до конца. Если же происходит повтор, воспитатель просит детей напомнить правила.
- Контроль подвижной деятельности. Взрослый контролирует детское самочувствие на протяжении игры, предотвращает нарушение правил, подбадривает и хвалит участвующих.
- Подведение итогов. Обязательно нужно обсуждать с детьми результаты соревнований, выявлять ошибки, хвалить за достижения и в мягкой форме объяснять причину неудачи.
Важно! Не стоит настаивать на участии ребенка в игре, если он проявляет стойкое нежелание. От выполнения упражнений малыш должен получать удовольствие, а не делать все принудительно.
Бег в детском саду