Дидактическое пособие для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Лэпбук «Моя большая и малая Родина»


Лэпбук «Моя малая Родина, мой Боровский родной»

Автор:

Домнина Алина Михайловна

воспитатель

МАДОУ Боровский детский сад «Журавушка»

Использование лэпбука в работе с дошкольниками по формированию первичных представлений детей о малой Родине

Цель:Формирование первичных представлений о малой родине посредством использования лэпбука у детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

-расширить знания детей о родном посёлке Боровский: о достопримечательностях, памятниках, объектах, расположенных на улицах посёлка; о наиболее значимых предприятиях посёлка; национальностях, проживающих на территории поселка;

— воспитывать любовь, уважение и привязанность к своей малой Родине;

-развивать познавательный интерес детей, связную речь, обогащать и активизировать словарь.

Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования, познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений дошкольников о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях.

Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, патриотических чувств, и хотя они ещё элементарны по своим проявлениям, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности. Любовь к малой Родине начинается с отношения к близким людям, к дому, улице, где живёт ребёнок, к детскому саду, к родному посёлку; с усвоения норм поведения, приобщения к культурным ценностям. Ведь впечатления о месте, где вырос человек, об истории родного края, полученные в детстве, остаются на всю жизнь.

Таким образом, формирование у дошкольников первичных представлений о малой Родине является актуальной проблемой в воспитательно – образовательном процессе ДОУ.

3 — 4 слайд Каждый педагог ДОУ всегда находится в поиске новых форм организации образовательной деятельности. В нашей работе с детьми по формированию первичных представлений о малой Родине результатом такого поиска стал лэпбук.

Лэпбук «Моя малая Родина, мой Боровский родной» представляет собой куб, на каждой грани которогорасполагаются информативные кармашки. Внутри карманов имеются дидактические игры и ознакомительный материал о родном посёлке.Карманы крепятся на ленту велькро («липучку»), что позволяет детям использовать карман отдельно от лэпбука, менять карманы местами.

Хочется отметить, такой вид лэпбука был выбран не случайно. Он изготовлен из материала, который легко обрабатывается, что не маловажно в настоящее время.

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной развивающей среде:

  • информативен
  • функционален
  • обладает дидактическими свойствами
  • обладает вариативной функцией (есть несколько вариантов использования каждой его части)
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников
  • Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме
  • Дети учатся самостоятельно собирать информацию и пользоваться ею.
  • Лэпбук хорошо подходит для индивидуальных занятий и занятий группами. Подходит для многократного применения.

5- 6слайдКармашек «Национальности проживающие на территории посёлка». Цель: Формирование, закрепление знаний о многонациональности нашего поселка. Знакомить с национальной одеждой. Прививать интерес к национальной культуре. Развитие цветового восприятия через национальные костюмы народов. Воспитание уважения к другим нациям.

В кармашке представлены карточки с изображением костюмов разных национальностей: татары, башкиры, казахи, русские и украинцы. Для того чтобы вызвать интерес у детей для изучения народов, живущих в нашем посёлке, было изготовлено два вида картинок: исходный вариант и для игры «Найди пару». По образцу, а в дальнейшем и без подсказок, нужно научиться подбирать пару национальных костюмов.

7 слайд Кармашек «Достопримечательности, памятники родного поселка».Цель: Расширение знаний детей о достопримечательностях, памятниках, архитектурных зданиях родного поселка.

В этом кармане собраны фотографии значимых объектов посёлка Боровский.

Воспитанники самостоятельно могут рассматривать фотографии достопримечательностей, памятников посёлка прошлых лет и увидеть, как они изменились и выглядят в настоящее время.

При работе с данным материалом дошкольники имеют возможность сравнивать, анализировать, рассказывать о своих любимых местах. Нужно отметить, что этот карман постоянно пополняется фотографиями из семейных альбомов, альбомов бабушек и дедушек, а также фотографиями любимых семейных мест отдыха. Таким образом, дети начинают знакомиться с историей посёлка.

8слайдДля мотивации дошкольников в этом кармане имеется игра «Собери картинку». Дети с удовольствием собирают картинку, одновременно запоминают и рассказывают о выбранном объекте.

9-10 слайд Кармашек «Блюда разных национальностей». Цель: Формирование представление детей о блюдах разных видов национальной кухни.

При изучении представленного материала воспитанники знакомятся с любимыми блюдами разных национальностей. Дети рассматривают картинки с изображениями тех или иных блюд, узнают названия блюд, а также имеют возможность рассказать о любимом блюде своей семьи. В данном кармане имеется игра «Состав блюда»: выбирается картинка с изображением определенного блюда (для начала всем известное), детям необходимо подобрать карточки с изображением тех ингредиентов, которые входят в составе выбранного блюда. Игра способствует развитию памяти, внимания, мышления, развивает кругозор, связную речь детей.

11 – 12слайдКармашек «Профессии наших родителей, предприятия посёлка».Цель: Расширение и систематизация знаний детей о мире профессий на примере профессий родителей, а также предприятиях, расположенных на территории посёлка.

13 -14 слайдКармашек «Народный фольклор и традиции». Цель: Развитие интереса детей к народному творчеству, фольклору, традициям.

На данный момент в этом кармане имеются карточки-раскраски с изображением тех потешек, считалок и песенок, которые мы изучили. На обороте каждой карточки — текст-подсказка для воспитателя. Дети могут выбрать карточку, вспомнив знакомую потешку, раскрасить её по своему желанию. Карточки заламинированы, что позволяет их использовать многоразово. Этот карман нередко пополняется родителями, которые охотно делятся знанием тех потешек и песенок, которые используют дома с детьми. Таким образом, родители делятся своим опытом с педагогом, что способствует установлению доверительных отношений.

15 слайдКармашек «Знак вопроса» предназначен для дополнения лэпбука информацией о родном посёлке по мере взросления детей. Совсем скоро дошкольники познакомятся с символикой посёлка, узнают о гербе и флаге, истории возникновения посёлка, выдающихся людях.

Таким образом, использование лэпбука ««Моя малая Родина, мой Боровский родной» способствует формированию у детей первичных представлений о малой родине. Дети в игровой деятельности, незаметно для себя, приобретают и закрепляют знания о родном посёлке.

Лэпбук «Мой Пермский край»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Платошинский детский сад «Солнышко»

Лэпбук на тему: «Мой Пермский край»

Автор-составитель: Медведева Елена Николаевна

воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Платошинский детский сад «Солнышко»

Лэпбук на тему: «Мой Пермский край»

Автор-составитель: Медведева Елена Николаевна

воспитатель

Цель:

развитие связной речи детей с помощью дидактического пособия лэпбук «Мой Пермский край».

Задачи:

  1. Развивать связную речь у детей.
  2. Формировать представления детей о своей малой Родине.

Лэпбук «Мой Пермский край» — это самодельная папка с кармашками, блокнотами, гармошками, конвертами, подвижными деталями которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

На первой странице, она называется «Города Пермского края», расположены:

  • Конверт «Города Пермского края», в конверте фото наиболее известных городов Пермского края, интересные факты о них.
  • Блокнот «Гербы городов Пермского края» с иллюстрациями гербов наиболее известных городов,
  • Гармошка «Пословицы родного края»,
  • Конверт «Это интересно», здесь находится информация о самых интересных местах Пермского края.
  • Кармашек «Пазлы «Родной город», в котором расположено изображение символа города Перми и набор пазлов.

Вторая страница называется «Гордость нашего края» на ней расположены:

  • Четыре конверта на тему: «Известные люди Пермского края», «Чем славится Пермский край», «Полезные ископаемые», «Самые необычные памятники Пермского края» с изображением и их описанием,

Третья страница называется «Животный мир», на ней размещаются:

  • Конверт «Красная книга Пермского края», где находятся карточки с изображением животных, птиц, рыб занесенных в книгу.
  • Секретик «Загадки о животных».
  • Гармошка «Классификация животных».
  • Конверт «Творческое задание», целью которого является развитие связной речи (пересказ, беседа, чтение).
  • Игра Мемори, целью которой является закрепление знаний внешнего вида и названий животных, птиц, рыб Пермского края; умение различать и сравнивать картинки между собой, правильно их называть; развитие памяти, способности концентрировать внимание.

Четвертая страница называется: «Растительный мир», на ней расположены:

  • Три конверта с иллюстрациями на тему: «Деревья», «Травы», «Грибы»;
  • Конверт на тему: «Раскрась растение»,
  • Конверт «Рассказ по картине».

Также в лэпбуке есть приложение в которое вложены мнемотаблицы, которые помогают составить описательные рассказы («Расскажи о животном», «Расскажи о растениях», «Расскажи о птицах», «Расскажи о насекомых»). Дидактические игры: «Словесная игра «Почемучки», «Пьедестал учета», «Герб города», «Четвертый лишний», «Животные нашего края» — которые направлены для развития связной речи, а также помогают закрепить знание того материал который собран в папке.

7

Лэпбук как разновидность проектной деятельности «Мой Алтай многоликий»

  • 5 декабря 2016

Конкурс «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС»
Номинация «Использование лэпбука в педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения»

Цель: создание условий для эффективного применения новой технологии – интерактивной папки (лэпбука) для закрепления знаний у детей о своей малой родине – Республике Алтай.

Задачи:

1) изучить и подобрать материал по теме «Знакомство с Республикой Алтай»; 2) изготовить схемы, кармашки, сюжетные картинки, фото; 3) расширять представления детей о родной республике, знать местонахождение районов, гор, рек, озёр; 4) формировать представления о Родине, наполнив его значимым для детей эмоционально-насыщенным содержанием, познакомить с символикой России и Республики Алтай; 5) закреплять знания о достопримечательностях нашей республики, природой и её богатством; 6) вызвать интерес к жизни людей, растительного и животного мира; 7) воспитывать уважение к традициям своего и других народов; 8) организовать мастер-классы по изготовлению лэпбуков с родителями.

Этапы работы над лэпбуком:

  • на подготовительном этапе изучили материалы о лэпбуке из методического журнала «Дошкольное образование», из сайта «Это интересно!» (tavika.ru);
  • основной этап – это создание лэпбука «Мой Алтай многоликий», который состоит из 10 развивающих элементов.
  • на заключительном этапе планируем организовать выставку лэпбуков – совместных работ воспитателей, родителей и детей по различным темам: «Лазарь Васильевич Кокышев – два пути: творческий и жизненный!», «Виды алтайских национальных жилищ», «Алтайские сказки», «Г.И.Чорос- Гуркин – художник Алтая» и т.д.

В интерактивной тематической папке «Мой Алтай многоликий», которую мы вместе с детьми сделали, будут хранится материалы занятий о своей Республике Алтай. Эта папка состоит из 10 развивающих элементов:

1. Конверт в виде гор – дидактическая игра «Символика Республика Алтай». Здесь находятся игры «Собери картинку» (из частей составь целое) для младших дошкольников, а для старшего возраста – анализ цвета и изображения на символах, а также «Умные полоски».

2. Мини-книжка «Алтайские пословицы и поговорки, народные загадки» на отгадывание загадок по темам «Природа и природные явления», «Растения», «Мир животных», «Домашние животные», «Человек и его быт», «Родина. Народ» и др. Она предназначена для тренировки памяти и сообразительности. На каждой странице имеется загадка с ответами-картинками (загадки и пословицы пополняются по мере знакомства с данной темой ).

3. Фигурный конвертик «Районы Республики Алтай», карточки помещены в конверте. Дети должны знать районы республики. Чем славится тот или иной район. Также находится карта республики, сложенная вчетверо (ребёнок разворачивает её при выполнении задания).

В середине лэпбука находится зелёный фон, символизирующий растительность и богатство республики.

4. Книжка-гармошка «Животные Республики Алтай». Служит для обогащения знаний ребёнка об окружающей природе своей республики, в том числе о животных и их среде обитания, редких животных, занесенных в Красную книгу.

5.«Природа Республики Алтай» представлена в виде обычной красочной книжки и фигурного конвертика – цветка, в которых находятся сюжетные картинки гор, озёр и рек, фотографии, где дети закрепляют знания и проявляют восхищение красотой окружающего мира.

6. Фигурная книжка «Писатели, художники, поэты, сказители Республики Алтай». Дети рассказывают о знаменитых людях республики, называют их произведения, гордятся за них.

7. Конвертик «Столица Республики Алтай – г. Горно-Алтайск», в который помещены фотографии старого и современного города Горно-Алтайска – столицы Республики Алтай. Дети сравнивают как изменился город, называют достопримечательности.

8. Развивающий элемент «Алтайский орнамент» поможет ребёнку не только правильно называть узоры, но и подготовиться к письму. Дети по образцу рисуют узоры.

9. Прозрачный конверт «Составь рассказ по картине» нацелен на закрепление составления описательных рассказов по репродукции картины алтайских художников.

10. Творческое задание «Раскрась-ка и расскажи» содержит разнообразные задания для развития не только творческих способностей, но и познавательных, коммуникативных.

В нашей маленькой книжке-раскладушке поместилось очень много информации в очень привлекательной и интересной форме. Но каждый может сделать его по-своему и, главное, – совместно с детьми. Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.

Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать-поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Результативность использования лэпбука:

1. Лэпбук является эффективным средством для сотрудничества с родителями воспитанников. Родители обеспечивают поддержку:

  • организационную (экскурсии, походы, поездки)
  • техническую (фото, видео, рисунки)
  • познавательно- информационную (сбор информации для лэпбука)
  • мотивационную (поддерживание интереса, создании ситуации успеха)

2. Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

3. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде: информативен, полифункционален, способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

В результате использования лэпбука у детей формируется:

  • умение планировать предстоящую деятельность;
  • договариваться со сверстниками;
  • самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
  • принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
  • распределять обязанности;
  • искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
  • принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
  • используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук по теме «Мой Алтай многоликий» – это собирательный образ книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у дошкольников творческого потенциала, расширение кругозора, формирование навыков и умений, необходимых для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы – закрепление знаний о Республике Алтай.

Хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка не только в дошкольном возрасте, но и на этапе школьного обучения.

Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую (профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.

Лэпбук «Мой Алтай многоликий»

Автор: Танзыкова Наталья Михайловна, воспитатель,детский сад «Тополёк» МОУ «Паспаульская СОШ», Республика Алтай, С.Паспаул.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]