Проект в ДОУ «Полезные и занимательные советы дяди Жоры Лампочкина»
- 27 мая 2015
Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении — 2015»
Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»
Актуальность темы проекта. Одной из наиболее актуальных проблем современного мира является экономия электрической энергии, поиск способов сохранения энергоресурсов. В процессе реализации задачи по формированию у дошкольников основ энергосбережения возникает противоречие между необходимостью осуществлять данную работу на основе материала, доступного пониманию дошкольников, и наличием в методической литературе и Интернет-ресурсах информационно-справочных материалов, решающих данную задачу.
Замыслом разрешения данного противоречия является разработка и реализация проекта по обучению дошкольников основам энергосбережения, участниками которого являются педагоги, дошкольники и их родители. Совместная работа над проектом повысит интерес дошкольников и их родителей к проблеме энергосбережения, расширит имеющиеся у них знания в данной области, а также будет способствовать укреплению детско-родительских отношений в процессе осуществления совместной деятельности.
Цель проекта: воспитание у детей дошкольного возраста элементарной культуры энергосбережения посредством организации различных видов совместной деятельности педагога, воспитанников и их родителей.
Задачи проекта.
Для воспитанников:
1. Обогащение и систематизация знаний дошкольников об электричестве и способах его выработки.
2. Развитие интереса к проблеме экономии энергоресурсов.
3. Развитие навыков бережливого поведения в отношении энергоресурсов.
4. Развитие у дошкольников интеллектуальных способностей, умения сопоставлять факты, явления, объекты, сравнивать и анализировать их.
5. Совершенствование навыков работы с интерактивной доской и мультимедийным оборудованием.
Для педагога:
1. Создание условий для ознакомления воспитанников с энергоресурсами и их производством через обогащение предметно-развивающей среды и систему мероприятий с воспитанниками и их родителями.
2. Закрепление навыков организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста.
3. Развитие ИКТ-компетентности педагога.
4. Формирование навыков работы с интерактивной доской, мультимедийным оборудованием и ресурсами сети Интернет.
Для родителей:
1. Привлечение родителей и других членов семьи воспитанников к совместной деятельности, к участию в проектах ДОУ.
2. Активизация творческого потенциала родителей воспитанников.
3. Обеспечение благоприятных, эмоционально насыщенных взаимоотношений между родителями и детьми.
4. Повышение педагогической компетентности родителей, обогащение их воспитательного опыта.
Вид проекта: информационный, исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (5 недель).
Сроки реализации проекта: октябрь 2014 – ноябрь 2014 года.
Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Руководитель проекта: старший воспитатель.
Рабочая группа проекта: воспитатели старшей и подготовительной к школе групп.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение кругозора дошкольников об энергоресурсах и культуре энергосбережения.
2. Сформированность у воспитанников и их родителей навыков энергосберегающего поведения.
3. Развитие у воспитанников любознательности, творческих способностей, познавательной активности и способности использовать полученные знания в различных видах деятельности и поведении.
4. Гармонизация детско-родительских отношений.
5. Развитие ИКТ-компетентности педагогов, воспитанников и их родителей.
Продукт проекта: созданная педагогами, воспитанниками и родителями в совместной деятельности электронная книга «Полезные и занимательные советы дяди Жоры Лампочкина», содержащая текстовую, фото-, аудио- и видеоинформацию, доступную для понимания и использования детям старшего дошкольного возраста.
Этапы проектной деятельности.
1. Подготовительный этап – 1 неделя.
2. Практический этап –3 недели.
Накопленные в ходе реализации практического этапа проекта материалы обобщаются в виде электронной книги «Полезные и занимательные советы дяди Жоры Лампочкина». В книге имеется информационный блок, развивающие задания, фотографии работ дошкольников и их родителей, а также видеоматериалы Интернет-ресурсов и собственного производства.
Заключительный этап – 1 неделя.
Приложение 1. Педагогический проект
Приложение 2. Электронная книга.
Автор: Орешенкова Елена Вячеславовна, старший воспитатель МБДОУ ДС №24 города Смоленска.
Ход игры
У меня есть конверт с вопросами. Давайте попробуем ответить на них.
— Новая сберегающая лампочка лучше, потому что (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, менее отрицательно воздействует на природу и т. д.)
— Папа с мамой заменили старые лампочки на энергосберегающие, потому что….
— Электроэнергию надо беречь, так как…
— Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому что….
— Если не выключать свет днем и ночью, то…
— Если во всем доме вдруг погасли электрические лампочки, то…
— Фонари на улице перестали светить, поэтому…
Словесная игра «Верно ли?»
Цель: уточнить представления детей о безопасном обращении с электрическими приборами, о бережном энерго и теплоиспользовании.
Конспект занятия по энергосбережению для детей средней группы. » Учимся экономить»
Занятие в средней группе по энергосбережению «Медведь в гостях у ребят»
Программные задачи:
• Формировать представление детей о бережном, экономном отношении к электроэнергии и природным ресурсам.
• Развивать внимание, память, мышление, воображение и речь; умение классифицировать предметы бытовой техники.
• Воспитывать у детей правильное безопасное поведение с бытовыми электроприборами.
Игровое оборудование:
игрушка мишка, электрическая лампочка, игрушечные и настоящие электроприборы, картинки по энергосбережению.
Предварительная работа:
• чтение художественных произведений: П.Андреенко «Дождик», «Как мальчик Петя научился за собой дверь закрывать», загадывание загадок, рассматривание иллюстраций и беседа по книге
«Техника в вашем доме», создание выставки детских творческих работ «Учимся беречь энергию»;
• дидактические игры «Свет, вода, звук», «Основы безопасности»
Медведь (игрушка или взрослый в костюме) пришел в гости к детям.
Медведь:
здравствуйте, ребята! Вы узнали, из какой я сказки? («Маша и медведь»). У меня живет Маша. В моем маленьком домике свет горит целый день, чтоб Маше было светло. И ночью Маша боится спать без света, не выключает. Вы тоже так поступаете? (Ответы детей).
Воспитатель
: здравствуй, Мишка! Отгадай с ребятами загадку: Дом — стеклянный пузырёк, И живёт в нём – огонёк! Днём он спит, а как проснётся, Ярким пламенем зажжётся.
Посмотрите, что у меня в руках? (Лампочка). Мишка, такая лампочка у вас горит? (Да). Ребята, вы можете сказать, для чего нужна лампочка? (Ответы детей). Да, лампочку включаем, чтоб в комнате было светло, питается она электрическим током. А у нас посмотрите, какие лампочки в группе? (Большие лампы и светят они ярче). А если солнышко светит и так светло, нужно ли включать свет? (Нет, надо свет экономить, беречь, не тратить зря — когда светит солнце не надо включать лампочку). А ночью, ребята, вы спите при свете? (Ответы детей). Чтобы хорошо выспаться, свет ночью включать не нужно. Пусть он зря не горит. Электроэнергия – важнейшая часть нашей жизни! Без нее не сможет работать ни одна машина. Ток бежит по проводам, Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы:
Холодильник,
Мониторы, Кофемолка, пылесос, Ток энергию принес.
Ток-помощник в доме первый – Друг наш преданный и верный.
Воспитатель.
Теперь вы поняли, какое огромное значение имеет лампочка в нашей жизни? Без неё весь мир стал бы тёмным и мрачным. Чтобы наш мир освещало электричество, мы должны относиться к нему бережно, экономно, быть внимательными, вовремя выключать свет и электроприборы, чтобы не тратить зря электроэнергию. Если будут экономить все, Большая прибыль будет стране.
Ребята, давайте расскажем Мишке, какие приборы включают в розетку. (Утюг, компьютер, телевизор, пылесос…) (Показываем Мишке некоторые электроприборы)
Физкуль.
Дети изображают лампочку. При слове «не горит» дети приседают и закрывают глаза ладонями, если звучит слово «горит», встают на ноги и вытягивают руки вверх.
Можно вечером читать, Прыгать, бегать, приседать.
Вот оно магическое, солнце электрическое!
Медведь:
Мне теперь все понятно! Я буду следить, чтобы Маша свет зря не включала, берегла электроэнергию.
Экономия воды
Медведь:
Ребята, а вода у Маши, когда она умывается, бежит сильно.
Вся обрызгается, пока умоется.
Воспитатель:
отгадай вместе с ребятами загадку.
Она и в озере, она и в лужице,
Она снежинкою над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит. (Вода)
Медведь:
Вы тоже как Маша умываетесь? (Ответы детей)
Пальчиковая игра «Умываемся»
Рассказать вам, где мы были?
К речке по воду ходили, (идем двумя пальчиками по столу обеими кистями)
Принесли в ведре водицы, (складываем обе ладошки «ковшиком»)
Чтоб детишкам всем умыться, (умываемся)
Вымыть уши, глазки наши, (показываем)
И сварить на завтрак каши. (круговые движения правой рукой)
Воспитатель:
видите, кран нужно открывать тихонько, чтобы вода текла тонкой струйкой. Воду тоже надо беречь, ведь вода может закончиться, а без воды прожить невозможно.
Дети, давайте расскажем нашему герою, для чего нам нужна вода. (Пить, готовить кушать, стирать, купаться, мыть посуду, стирать белье). А животным нужна вода? (Да) Зачем животным нужна вода? (Ответы) А птицам? (Ответы) А деревьям и растениям? (Ответы) А рыбам? (Ответы) А где живет вода? (в море, озере, речке, роднике, в кране). А какую воду можно пить? Только пресную, не соленую. Запасов пресной воды на земле мало, их с каждым годом становится все меньше и меньше. Есть такие страны на планете, где пресной воды очень мало и люди вынуждены покупать её за деньги. Дети, давайте расскажем нашему гостю, как же можно экономить воду. (Ответы детей)
Воспитатель:
Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать! Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет! Ни умыться, ни напиться, И не сможем насладиться Ни природой, ни пейзажем Без воды угаснет каждый!
Воду надо беречь, не открывать кран сильно, струя воды должна быть тоненькой. А умеете ли вы беречь воду.
Как?
— Помыл руки или лицо — не забывай закрыть кран.
— Если видишь, что из крана течет вода или он не исправный – закрой кран.
— Чистить зубы нужно не под проточной водой, а использовать стаканчик. Ребята, какие вы молодцы! Как вы много и интересно рассказали нашему гостю, знаете, как можно экономить и беречь воду.
Медведь:
у вас так тепло, и уходить не хочется! Маша, конечно, девочка хорошая. Просто маленькая она еще, многого не знает. На улице холодно, а Маша плохо закрывает дверь, даже горячая печка не греет.
Воспитатель:
понятно, в твоём доме топить, что на дворе у костра греться. Дров много пропадёт, а тепла не будет. Ребята, как вы думаете, что им необходимо сделать, чтобы в доме было тепло?(Утеплить окна, закрывать плотно двери, форточки, батарею не зашторивать) Вы окна утеплите, щели в доме заделайте, теплее будет! Иначе все дрова сожжете, а тепло через щели в лес уйдет. Да, у нас в группе тепло! Ольга Васильевна заклеила все щели на окнах. Посмотри. А двери мы закрываем крепко, чтоб холод не зашел. Тепло мы тоже бережем, как свет и воду. Чтоб холодная зима
Не прокралась к вам в дома,
Вы окошки утеплите —
И в тепле себе живите!
Воспитатель:
Давайте посмотрим на картинки и вспомним, о чем мы сегодня говорили. (Показ картинок по теме энергосбережения)
И тепло, и вода, и свет просто так не льются, И природой нам они даром не даются Среди множества проблем в нашем поколении Предстоит решить вопрос Энергосбережения!
Медведь:
спасибо, ребята, я вижу, что вы все знаете. Пойду я домой и научу Машу беречь свет, тепло и воду. До свидания!
Ход игры
Педагог читает предложение. Если дети согласны, то хлопают в ладоши. Если не согласны с высказыванием – топают ногой.
Верно ли что….
— уходя, нужно выключать свет?
— можно выключать электроприборы из розетки, потянув за провод?
-нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим проводам?
— нельзя сушить на батарее одежду и бельё?
— надо оклеивать окна на зиму?
— надо вытирать пыль с лампочек, чтобы они ярче светили?
— когда находишься дома, надо включать все электроприборы?
— надо пользоваться энергосберегающими лампочками?
— нельзя вставлять посторонние предметы в розетку?
Игра «Где живет лампочка»
Цель: закреплять представления детей об электроприборах, стимулировать развитие связной речи.
Игровые действия: выбрать картинки с изображением предметов, у которых имеется лампочка, обозначить место её на предмете с помощью маленького символа, объяснить её назначение.
Материал: картинки с изображением разных предметов; красный картонный кружочек.