Проведение открытого занятия по математике в подготовительной группе детского сада


Определяем цели и содержание открытого занятия

Приглашение гостей в детсадовскую группу считается одной из эффективных форм организации методического процесса в дошкольном учреждении. Это мероприятие включает в себя комплекс самых разных знаний и умений, которые демонстрируют воспитатель и дети. Воспитанники подготовительного отделения, как правило, уже вполне самостоятельно и осознанно справляются с предлагаемыми задачами.

Задачи открытого математического занятия

Как и любая практическая образовательная деятельность, мероприятие такого типа решает три группы задач:

  1. Образовательные задачи направлены на формирование у детей определённых математических представлений либо на их закрепление (в подготовительной группе это может быть количество и счёт в пределах 20, геометрические фигуры и величины, временные или пространственные понятия).
  2. Развивающие задачи предполагают совершенствование мыслительных процессов, внимания, усидчивости, речи, умения отстаивать свою точку зрения, анализировать ошибки. Все приёмы направлены на развитие активной позиции воспитанника (любознательность, живой интерес к знаниям), способствуют его социализации.
  3. Воспитательные задачи тесно связаны с содержанием. Если оно основано на сказке (например, «Гуси-лебеди» или «Пиноккио»), то прививает детям интерес к фольклору и литературным произведениям. Включение патриотических элементов воспитывает любовь к родному краю, анималистические мотивы — стремление заботиться о животных и т. д.

Инновационное содержание

Современная работа по изучению математики должна нести элемент новизны, отражать творческий опыта педагога. Это может быть нестандартный дидактический материал либо новаторские приёмы освоения какой-либо темы (например, занятие может быть интегрированным — выстроено в форме спортивного соревнования, где все конкурсы одновременно связаны с математикой).

Несмотря на использование новаторского подхода, каждый ребёнок должен получить такое же количество знаний, как если бы данная тема изучалась в привычных условиях. Также неприемлемо объяснение дошкольникам лишь отдельной части темы — той, которая может выгодно продемонстрировать интересный методический приём, игнорируя прочие аспекты (либо перенося их на следующий раз).

Организационные моменты

Ответственный этап работы — подготовка к просмотру, на которую всегда отводится достаточное количество времени. Увлечённый и стремящийся к самообразованию педагог заинтересован в таких мероприятиях, поскольку они позволяют ему лучше оценить свои возможности и по-новому взглянуть на детский коллектив.

Чтобы 30 минут времени прошли успешно, были реализованы все задуманные цели и полноценно раскрыта тема, воспитателю необходим подробный конспект. Там прописываются все этапы деятельности, все действия и слова педагога. Помимо этого, готовится теоретический и наглядный материал, который обязательно должен быть согласован с методистом ДОУ.

Автор также заблаговременно должен позаботиться о пространстве для предстоящей работы (ведь не всегда математические занятия проводятся в групповой комнате), проверить мультимедийное оборудование.

Продолжительность отчётного занятия — привычные 30 минут. Педагогу не стоит заранее проводить «репетиции» с ребятами — со стороны это всегда очень хорошо видно: дети не будут вести себя естественно, а постараются правильно исполнить свою «роль».

В один день в дошкольном учреждении могут последовательно проводиться несколько важных мероприятий (два или три), которые затем обсуждаются на общем совете. Однако, как показывает педагогическая практика, неприемлемо проводить один за другим два нестандартных занятия по разным предметам с детьми одной группы: это большая психологическая нагрузка для взрослого и малышей.

Непосредственно перед учебным мероприятием педагог представляет своим коллегам его характеристику, которая составляется по конкретному плану.

План характеристики открытого занятия — таблица

Характеристика группыВозрастные особенности детей. Степень усвоения детьми программы. Реальные учебные возможности детей.
Характеристика проекта предстоящего занятияОпределение места занятия в теме, разделе и т. п. Перечисление целей и задач занятия. Ознакомление с содержанием учебного материала. Озвучивание структуры занятия.
Обоснование проекта предстоящего занятияОбоснование актуальности выбранной темы занятия. Выявление связи темы занятия с методической проблемой, темой самообразования, над которой работает педагог.
Проспект открытого занятияОзвучивание темы и названия занятия. Формулировка методических новинок, предлагаемых в предстоящем занятии. Краткое структурное изложение наиболее интересного элемента занятия: • озвучивание опорного конспекта; • представление образцов дидактических материалов (дидактические игры, раздаточный материал, образец и т. д.); • раздача памяток, буклетов; • зачитывание списка использованной литературы.

Также при подготовке педагог составляет прогноз предполагаемых результатов и возможных рисков. Например, дети могут быть активны в игре либо безучастны к происходящему, вступать в диалог с ведущим и даже спорить либо выдавать длинный монолог.

Что касается присутствия в помещении определённого количества взрослых людей, то необходимо сообщить об этом детям заранее, чтобы они психологически подготовились. Гости не должны своим видом отвлекать дошкольников: для этого их рабочие места обычно располагаются за спинами детей.

Гости не должны привлекать к себе внимание

Число приглашённых не должно быть слишком большим, иначе это создаёт дискомфорт для участников: вот почему сейчас широко практикуется видеозапись.

В редких случаях приглашаются родители дошкольников: для них это замечательный способ увидеть таланты и умения своего ребёнка в освоении математики, понять, что у них есть повод гордиться сыном или дочерью. Нужно заранее обсудить со взрослыми недопустимость вмешательства в процесс, в частности, не стараться подсказать что-либо своему чаду. Родители могут снимать происходящее на фотоаппарат или видеокамеру.

Актуальные методические приёмы при освоении математики

Чтобы добиться успеха, воспитатель должен применить нестандартные идеи, которые увлекут детей и заинтересуют коллег.

  1. Прежде всего, это интригующее начало. Конечно же, здесь не обойтись без игрового компонента: появления известного сказочного героя или послания от него, неожиданного предложения отправиться в путешествие, полететь в космос, превратиться в волшебников и пр. Причём роль игрового персонажа вполне может исполнить ребёнок, переодетый в соответствующий костюм.
  2. Игровая форма, при которой используется максимум наглядности и атрибутики (воздушные шары, сундучки с секретами, игрушки, костюмы, нетрадиционные материалы).
  3. Всегда беспроигрышный вариант — интеграция различных предметов: математические понятия легко вписываются в изобразительную, речевую деятельность, познание окружающего мира, в физическое воспитание. Смена деятельности способствует психологической разгрузке детей, развивает познавательный интерес.
  4. Обязательный индивидуальный подход. Педагог всегда хорошо знает психологические особенности каждого из своих воспитанников, поэтому кому-то стоит повторить вопрос дважды или задать его медленным тоном, у кого-то более быстрая реакция, и такого ребёнка нужно задействовать в подвижной игре.

Анализ открытого занятия

В конце воспитатель совместно с гостями-коллегами рефлексирует свою деятельность, отмечая наиболее удачные стороны и выделяя те моменты, которые стоит подкорректировать в дальнейшем. Сначала слово предоставляется автору: он напоминает основные задачи и оценивает степень их реализации.

Доброжелательная обстановка во время обсуждения поддержит автора

При обсуждении имеет место консультирование гостей, саморефлексия (педагог отмечает, с чем он справился легко, а что вызывало трудности), обмен мнениями и даже дискуссии.

Конспекты всех отчётных мероприятий с комментариями к ним хранятся в методическом кабинете ДОУ.

Методика проведения открытого занятия по математике (структура, формы работы)

Каждое математическое занятие имеет определённую структуру. Начинается оно со вступительного мотивационного момента. Большую часть времени занимает основная часть, раскрывающая тему (освоение или закрепление математических понятий, актуальных для подготовительной группы). На заключительном этапе педагог подводит итоги деятельности, сами воспитанники подготовительной группы делают выводы: что понравилось, показалось трудным.

Что касается форм работы воспитанников, то предлагаются индивидуальные задания (на рабочих местах дети составляют картинки из геометрических фигур, счётных палочек, сравнивают величины и пр.), работа в парах (например, на скорость или со взаимопроверкой) и коллективная деятельность (подвижная или музыкальная игра с математическим содержанием).

Индивидуальные задания — одна из форм работы на открытом занятии по ФЭМП в подготовительной группе

Тему для открытого математического занятия можно выбирать любую, не слишком широкую, но и не очень узкую. Можно подвести итоги определённого временного периода. Интересная идея — приурочить действие к какому-либо празднику. Например, в преддверии Нового года можно разыграть волшебную сказку, где лесные зверюшки-дети, которых можно нарядить в костюмы, будут выполнять увлекательные математические задания. Открытое занятие по ФЭМП перед Днём защитника Отечества будет связано с патриотическими и военными мотивами (они включаются в задачки и игровые ситуации). А проведённое накануне 8 Марта или Дня Матери — содержать женственную подарочную тематику, например, одно из заданий — составить из геометрических фигур красивое платье для мамы или букет из цветов (тема — повторение состава числа). Всегда увлекательны моменты путешествия в страну Математики, Африку, космос, на Остров Знаний, Северный Полюс.

Дети должны подготовить к запуску космический корабль

Также темой может быть погружение в известную сказку («Гуси-лебеди», «Двенадцать месяцев», «Золушка», «Спящая красавица», «Снежная королева»). Любой сказочный сюжет при желании можно связать с математическим содержанием и придумать соответствующие ходы, которые заинтересуют детей и удивят гостей мероприятия. Например, в сказке «Гуси-лебеди» испытания главной героине предлагают печка, яблонька, речка (сравнить длину мостиков и подобрать самый подходящий, испечь «аппетитный» пирог из геометрических фигур и пр.).

Мотивация детей

Интригующее начало занятия — залог его успешного проведения. В подготовительной группе очень любят сюрпризы, связанные, как правило, с появлением любимых сказочных героев.

Беспроигрышный вариант мотивации — просьба персонажа о помощи. Дети, особенно в 5–6 лет, считают себя самостоятельными и взрослыми, им нравится чувствовать свою значимость, и они с радостью соглашаются исправить какую-то ситуацию.

  • Например, ребятам приходит письмо от Буратино. Его заперли в комнате злые кот Базилио и лиса Алиса и отпустят, только если он выполнит их задания (они находятся в заранее приготовленных конвертиках).
  • Другой пример — в комнату забегает плачущая девочка (воспитанница параллельной группы). Она сообщает, что батюшка с матушкой уехали в город за гостинцами, а её попросили приглядывать за братцем. Но маленького Ваню унесли злые гуси-лебеди. Дошкольники догадываются, что героиня пришла к ним из русской народной сказки «Гуси-лебеди». Воспитатель предлагает всем вместе отправиться в путь, где ребят будут ждать интересные задания.

Ещё один вариант мотивации — предложить детям перевоплощение (стать на время волшебниками, космонавтами, моряками). Педагог может позвать дошкольников посетить удивительные геометрические острова, где есть много интересного. Для этого им предстоит стать отважными моряками: ребятам раздаются соответствующие атрибуты — тельняшки, бескозырки, можно даже заранее соорудить импровизированный корабль. Ещё один вариант — отправиться в далёкую Африку вместе с доктором Айболитом выручать больных зверей.

Ребята с радостью согласятся на время стать моряками

Будущим школьникам очень нравится ситуация успеха, поэтому педагог может сыграть на этом желании. Например, он объявляет детям, что в гости к ним сегодня пришла фея Математика (демонстрируется картинка либо в группу заходит переодетый взрослый). Фея приготовила ряд заданий и конкурсов, чтобы проверить знания дошкольников. А затем она выберет самых внимательных и активных и наградит их (конечно же, в конце занятия подарки получат все ребята).

Фея Математика хочет оценить знания воспитанников подготовительной группы

Итоговое занятие по математике «Путешествие в страну Математика» в рамках предшкольной подготовки

Итоговое занятие по математике «Путешествие в страну Математика» в рамках предшкольной подготовки

Щадных Татьяна Анатольевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 22» г.Курска

Ход занятия:

«Звенит звонок- начинается урок!» (хором)

— Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте постараемся быть внимательными и будем хорошо отвечать на вопросы. — А как вы считаете Математика предмет – интересный или нет? — Почему вы считаете, что интересно?

Мне сегодня пришло необычное письмо: (показываю, кто может читает адрес, кому)

( читаю детям письмо) «- Здравствуйте ребята. Я, королева математики услышала, что вы знаете цифры, фигуры, умеете считать, сравнивать предметы и многое другое. Поэтому я приготовила для вас подарок сюрприз. Но чтобы получить его, вам необходимо совершить путешествие и выполнить мои задания. Если вы смелые, решительные, уверенные в своих силах, тогда отправляйтесь в путь. Счастливого пути».

— Ребята, вы любите путешествовать?

Уверены в своих силах и знаниях? Тогда отправляемся в математическую страну!

Угадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня. В поле лестница лежит,Дом по лестнице бежит. (Поезд) (повесить на доску)

Поехали! (даю гудок, дети имитируют звук и движение поезда.)

Мы и не заметили, как доехали до остановки «Математическая разминка» (прикрепляю на рисунок)

— С нами в путешествие отправляются весёлые зверята.

-Кто едет между кошечкой и лисой? Кто едет после попугая? Кто находится в вагончике перед собакой? Посчитаем количество вагончиков. Кто едет в 4-ом вагоне?

Повернули голову налево. Подняли правую руку. Какое число следует за 5, назовите соседей числа 7.

Молодцы! (

Получают букву
М
). В конце занятия попробуете прочитать слово

прикрепляю к станции)

Поехали дальше!!( гудок, движения)

Мы прибыли на станцию «Задачкино»

Составьте задачу по картинке, чтобы она решалась действием сложения. Какой знак действия сложения?

Давайте составим решение этой задачи.( карточками по очереди выставляют решение)

Составьте задачу по картинке, чтобы она решалась вычитанием . Какой знак действия вычитания?

Давайте составим решение этой задачи.( карточками по очереди выставляют решение)

-Молодцы! Вы хорошо справились с задачами и за это получаете букву (о)

Поехали дальше!!

Встаём и едем! (под музыку повторяют движения)

Следующая остановка «Цветочная поляна»

Вспомним счёт от1 до 10. Надо пройти по цветам, соблюдая правильный порядок и садятся за столы.(получают букву Л

)

Проведём гимнастику для пальчиков.

— выполняют задание в тетради: решить примеры и раскрасить цветок.( вспомнить как правильно держать карандаш)

Фрагменты конспектов открытых занятий по ФЭМП в подготовительной группе — таблица

ФИО автора и название занятияФрагмент конспекта
Лебедева О.В. «Весёлая математика вместе с Буратино»В группу приходит письмо от Буратино, которого заперли в чулане кот Базилио и лиса Алиса и не отпустят, пока он не выполнит их задания. Но герою одному с этим не справиться. Под весёлую музыку дошкольники отправляются по дорожке и находят конверты с заданиями.
  1. Нужно отгадать загадку про радугу, назвать количество её цветов. Затем ребятам предлагается вспомнить сказки, где фигурирует цифра 7. В конверте находится ещё календарик: нужно назвать сегодняшний день недели, рассказать, что такое рабочие и выходные дни, назвать их.
  2. На столе лежат три больших кольца и разнообразные геометрические фигуры. Внутрь синего нужно поместить все большие, в жёлтый — все жёлтые, а в красный — все круглые.
  3. Ребята попадают на полянку с заколдованными бабочками. Они сидят на цветочках и не могут взлететь, потому что на их крыльях неодинаковое число пятнышек. Задача дошкольников — дорисовать фломастерами недостающие пятна.
  4. Небольшой отдых — проводится физкуль: Буратино потянулся, Вот нагнулся, разогнулся, Руки в стороны развёл. Ключик видно не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать И руками помахать. <�…>
  5. Раздаётся стук в дверь — в группу приносят ещё одно письмо. Оказывается, кот и лиса устали ждать и решили отпустить Буратино, отдав ему золотой ключик. Но за это дети должны нарисовать им подарки — на листочке в клеточку (а на доске находится план-подсказка). Проводится пальчиковая гимнастика, ребята рисуют по клеточкам и получают изображение ключика.
  6. Дети делятся впечатлениями по поводу занятия.
Гвардиан М.А. «Математика в движении»Занятие проводится в спортивном зале. Дошкольникам предлагается ряд заданий, которые интегрируют в себе физкультуру и математику.
  1. Дети по команде воспитателя строятся в колонны. Последовательно выполняют определённое количество шагов влево, вправо, назад и вперёд.
  2. Ребята выполняют физические упражнения (приседания, хлопки, повороты, наклоны, прыжки), но число повторов каждый раз разное — в зависимости от цифры на карточке, которую показывает педагог.
  3. Упражнение по ориентировке на плоскости. У каждого ребёнка есть матрёшка и геометрическая фигура. По команде нужно положить фигуру возле матрёшки: слева либо справа, спереди либо сзади.
  4. Игровое упражнение «Номер дома». В зале в произвольном порядке расставлены стулья с номерами (от 1 до 10). Дети, которым раздаются предметные карточки (изображено от 1 до 10 предметов), гуляют по залу, а по сигналу должны найти свой «домик».
  5. «Найди себе пару». Ребята стоят в кругу с предметными карточками. По сигналу нужно сосчитать число предметов на карточке и найти ребёнка с таким же числом. Образуется пара, которая проходит в «ворота» (их образуют двое взрослых). <�…>
  6. «Найди место в колонне». На 2 столах разложены карточки с изображением предметов (от 1 до 10). Дети из каждой команды должны взять картинки и в соответствии с ними построиться в колонну.
Медведева Л. «Путешествие по островам математики»Воспитатель предлагает дошкольникам отправиться в увлекательное путешествие на геометрические острова — там очень много интересного. Сначала нужно соорудить корабль — на листе бумаги каждый ребёнок соединяет цифры в нужном порядке и получает соответствующее изображение. Дети «приплывают» к первому острову «Разминка» в форме жёлтого квадрата. Здесь детей ждут задания: посчитать от 1 до 10 и обратно, посчитать от 10 до 5, определить число, которое больше 3 на 4 и т.п. 2-й остров: «Размышляйка» — синий круг. Воспитатель предлагает ребятам сыграть в «Молчанку»: в ответ на вопрос нужно показывать карточку с цифрой или геометрической фигурой, а говорить нельзя. Вопросы:
  1. Сколько пальцев на правой руке?
  2. Сколько глаз у светофора?
  3. Сколько носов у двух собак?

3-й остров: оранжевый овал – «Остров рыболовов». Нужно ловить рыбок, на которых написаны вопросы, касающиеся временных понятий: «Сколько есть времён года?» и так далее. 4-й остров: «Отдыхайка» — красный прямоугольник. Проводится физкультминутка:

  • в понедельник мы купались (дети изображают плавание),
  • а во вторник рисовали (изображают рисование),
  • в среду долго умывались (умывание),
  • а в четверг в футбол играли (бег на месте),
  • в пятницу мы прыгали, бегали (прыгают и бегают),
  • очень долго танцевали (кружатся на месте),
  • а в субботу, в воскресенье целый день мы отдыхали (хлопают в ладоши).

5-й остров: «Остров Чудес» — коричневая трапеция. Чтобы сойти на него, нужно выполнить задание — под диктовку педагога нарисовать картинку по клеточкам. В итоге получается изображение собаки, которая охраняет остров. Собака просит ответить на вопросы:

  1. Если дерево выше куста, то каков куст?
  2. Если линейка длиннее карандаша, то каков карандаш?

6-й остров: «Остров Задач» — зелёный треугольник. Здесь живёт черепаха, состоящая из геометрических фигур. Она задаёт детям задачу про то, сколько цветов растёт на поляне, дарит детям призы (раскраски), а воспитатель предлагает выложить для неё домик из счётных палочек.

Для освоения математики в современном детском саду используются любые красочные материалы, сюжетные и ролевые игры, дидактические материалы (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счётные карточки, счётные палочки, касса цифр, магнитные цифры, формы и математические знаки), даются увлекательные задания, совмещающие освоение математических понятий с развитием речи, моторики.

Открытый урок по математике в предшкольно – подготовительном классе

Открытый урок по математике в предшкольно – подготовительном классе

Урок:Математика Тема: Повторение изученного материала «Состав чисел» Цели:1.Закреплять навыки порядкового и количественного счета в пределах 10; 2. Сформировать представление о взаимосвязи целого и частей. 3.Закрепить умение увеличивать и уменьшать числа в пределах первого десятка на несколько единиц. 4.Повторите геометрические фигуры. 5.Воспитывать у учащихся самостоятельность, активность, аккуратность, развивать логическое мышление, память. Метод: словесно – наглядный, практический. Тип: повторение. Ходурока: 1. Организационный момент. Прозвенел звонок для нас! Все зашли тихонько в класс. Встали все у парт красиво, С гостями поздоровались учтиво. Тихо сели, спины прямо Все легонечко вздохнем, И урок сейчас начнем. Сегодня у нас необычный урок – к нам в гости придут герои сказок со своими математическими заданиями. Они хотят проверить ваши знания: как умеете считать, писать, решать задачи, отгадывать загадки. Поэтому я прошу Вас быть внимательными и активно мне помогать. А ваша помощь – это ваше участие на уроке. Отгадайте загадку, и Вы узнаете кто из героев к нам пришел первый. Бабушка девочку очень любила Шапочку красную ей подарила Девочка имя забыла свое А ну, подскажите имя ее. ( Красная Шапочка) Красная Шапочка хочет знать умеем ли мы считать в прямом порядке от 0 до 10, и в обратном порядке от 10 до 0. А) Посчитайте в порядке возрастания от 0 до 10. Б) В порядке убывания от 10 до 0 . В) Назовите соседей. Г) Заполните « окошко». Красная Шапочка несла нам корзину с яблоками, и по дороге нечаянно рассыпала их. Давайте поможем Красной Шапочке собрать яблоки. Чтобы их собрать нужно решить веселые задачки. Семь гусей пустились в путь, Два решили отдохнуть. Сколько их под облаками? Сосчитайте, дети, сами.(5) В класс вошла Маринка. А за ней – Аринка, А потом пришел Игнат Сколько стало всех ребят? (3) Чтобы кошка ножки не промочила, Сколько бы сапожек она купила? (4) Пять ребят в футбол играют, Одного домой позвали. Он в окно глядит, считает, Сколько их в футбол играет? (4) Красной Шапочке понравилось, как Вы считаете, она осталась довольной. Раздается стук. Чтобы узнать кто к нам пришел в гости, нам нужно поработать в парах. А задание такое: надо собрать части в единое целое. ( Это цыпленок) Цыпленок пришел со своим домиком. Скажите, из каких геометрических фигур состоит домик? Цыпленок просит нас помочь ему заселить домик жильцами. На каждом этаже по 6 жильцов. А теперь посмотрим, кто же живет по соседству с цыпленком.( цифры переворачиваются, на обороте картинки с животными) . Цыпленок очень доволен, что мы ему помогли.Цыпленок устал, и решил отдохнуть.Давайте вместе с ним отдохнем. Сделаем столько хлопка над головой Сколько ежиков (2) Столько хлопка перед собой Сколько белочек?(4) Две руки за спину спрячем, И на двух ногах поскачем Сколько медвежат? (3) Раздается звук –жужжание. Кто-то к нам еще пожаловал. Давайте отгадаем кто это? Толстяк живет на крыше, Летает он всех выше.(Карлсон) Карлсон хочет, чтобы мы помогли ему порыбачить. А рыбки непростые с выражениями. Чтобы поймать рыбок нужно решить примеры. Давайте ребята, поможем Карлсону поймать рыбок. Молодцы! Мы помогли Карлсону поймать рыбок. Он очень доволен. Нашим сказочным героям здесь очень понравилось, ведь благодаря вашим знаниям, умениям, вы смогли справиться со всеми заданиями, их выполняли вместе дружно. « Дружно не грузно, а врось хоть брось» значит всегда и везде быть один за всех и все за одного. Какие Вы выполняли задания? Какие из заданий понравились больше? И подытожив итог урока давайте споем песню «Настоящий друг».

Видеоматериалы по теме

За деятельностью ребят всегда интересно наблюдать, даже если просматривается видео. Из таких роликов можно почерпнуть новые идеи и методические приёмы.

Привлечение сказочных персонажей — видео

В этом процессе воспитатель играет роль героя из известной и любимой сказки.

«Путешествие в страну Математики» — видео

Запись демонстрирует интересные игровые приёмы и задания для дошкольников.

Математическое занятие в музыкальном зале — видео

Пространство деятельности — музыкальный зал.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]