Предварительный просмотр:
Консультация «Как писать календарные планы по ФГОС»
“Как писать календарные планы по ФГОС ДО?”
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) требует, чтобы содержание образовательной программы дошкольного образования охватывало “структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей” (образовательные области). Образовательный Стандарт выделяет пять образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
– общение и взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками;
– развитие интеллекта, отзывчивости, сопереживания;
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, а также к детям и взрослым в Организации (ОУ);
– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает:
– развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
– формирование познавательных действий, становление сознания;
– развитие воображения и творческой активности;
– формирование первичных представлений о себе, других людях и объектах окружающего мира;
– формирование представлений о свойствах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
– формирование представлений о малой родине и Отечестве, о культурных ценностях, о традициях и праздниках, о планете Земля, о многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает:
– владение речью как средством общения и культуры;
– обогащение активного словаря;
– развитие связной диалогической и монологической речи;
– знакомство с книжной культурой, детской литературой;
– формирование звукового анализа, как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
– понимание произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);
– становление эстетического отношения к окружающему миру;
– представления о видах искусства;
– восприятие музыки, художественой литературы, фольклора;
– реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).
Физическое развитие включает:
– формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
– овладение подвижными играми с правилами;
– становление ценностей здорового образа жизни.
Указанные образовательные области (ОО) могут реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности).
Для детей дошкольного возраста (3 года-7лет) соответствующие виды деятельности :
– игровая (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, другие виды игр);
– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослым и свверстниками);
– позавательно-исследовательская (иследования объектов окр. мира и эксперименты с ними);
– художественно-эстетическая (восприятие худ. лит-ры и фольклора);
– трудовая деятельность (самообслуживание, элементарный бытовой труд);
– конструктивно-модельная деятельность (конструирование из разного материала);
– изобразительная, продуктивная (аппликация, лепка, рисование);
– музыкальная (восприятие музыкального произведения, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
– двигательная (овладение основными движениями, формы активности ребенка).
Календарное планирование составляется в соответствии с вышесказанным (по Стандарту). Можно использовать блочное планирование, можно сплошным текстом. Как удобно.
Тематику недели выбираем в соответствии с возрастом, тема каждую неделю меняется (например, для 2-ой младшей группы – ” профессии”, “Весна-красна”, Здоровей-ка”, “Растения нашей группы”, “Мебель”, “Книжкина неделя” и т.д.).
Прописываем образовательные области и виды деятельности по ФГОС, а также формы работы, методы и приемы. Например,
Примерное календарное планирование
для младшего дошкольного возраста (3-4 года) на день
2 неделя сентября (с 07.09.15 по 11.09.15), тема «Овощи и фрукты»
1. Дидактическая игра «Овощи и фрукты», цель:учить называть знакомые овощи и фрукты, уметь группировать предметы по цвету, размеру, форме( отбирать все красные, все большие, все круглые предметы), обогащать словарь новыми словами;
2. Д/и «Найди лишнее», цель: закрепить умение узнавать и различать овощи и фрукты; закрепить цвета: красный, желтый, зеленый; развитие мелкой моторики рук.
внесение в группу корзинку с муляжами фруктов и овощей
– проговаривание речевого материала, комментирование действий.
3. П/игра «Есть у нас огород», цель: учить выполнять игровые действия соответственно тексту игры.
Подвижнгая игра с речевымсопровождением:
– показ каждого этапа выполнения игры;
– проговаривание речевого материала, комментирование действий.
4. Настольно-печатные игры по интересам (конструктор «Лего», «Мозаика» «Домино-фрукты»), цель:развитие мелкой моторики рук, закрепить умение узнавать фрукты.
Н/п игра «Лото-растения», цель: закрепить названия овощей и фруктов, уметь их различать.
– внесение новой игры «Лото-растения»
– рассматривание новой игры;
-вопросы детям о выборе игры;
Изобразительная деятельность (лепка по теме «Репка»), цель: вызвать у детей интерес к созданию образов по мотивам знакомых сказок; учить лепить репку: создавать основную форму способом раскатывания шара круговыми движениями ладоней; развивать чувство формы.
– опосредованное общение через игрушку;
– показ и рассматривание предмета;
– многократное проговаривание речевого материала
– показ воспитателем образца.
Наблюдение за состоянием погоды, цель: учить определять время года по характерным признакам.
ОО «Социально-коммуникативное развитие».
Подвижная игра «Воробышки и автомобиль»,цель: учить детей быстро бегать по сигналу, не наталкиваясь друг на друга, Действовать по сигналу воспитателя, ориентируясь, находить свое место.
ОО «Физическое развитие», ОО«Социально-коммуникативное развитие»
– многократное проговаривание сигнальных слов.
Индивидуальная работа с детьми (1-2 чел.):
– разучивание считалки “Во огороде у Егора” или “У Лариски две редиски” . Цель: развитие внимания, памяти, формирование эмоционального и эстетического восприятия окружающего мира;
– д/и с мячом “Назови ласково” (огурец-огурчик и т.д.)
ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО«Речевое развитие», ОО«Физическое развитие»
Подвижная игра с речевым сопровождением.
Дидактическа игра с мячом.
– учить использовать в играх природный материал (песок, вода) и разнообразно действовать с ними.
– Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.
– Дать представления о свойствах песка (сухой – рассыпается, влажный – лепится).
Игры с выносным материалом.
Цель: поощрять попытки детей самостоятельно подбирать игры.
Источник статьи: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2016/02/08/kak-pisat-plany-po-fgos
Как написать рабочую программу воспитателю детского сада по ФГОС
Рекомендации воспитателям по написанию рабочей программы.
Автор: Грибанова Анна Леонидовна Должность и место работы: воспитатель, МБДОУ №44 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово. Описание материала: Предлагаю вашему вниманию рекомендации по написанию, оформлению и разработке рабочей программы. Данный материал может пригодиться руководителям ДОО при составлении положения о рабочие программе педагога, старшим воспитателям при написании основной рабочей программы ДОО, воспитателям при разработке собственных программ. Содержание рабочей программы воспитателя В настоящее время в системе дошкольного образования происходят глобальные изменения. Они связаны с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного образования стала первой ступенью системы образования России. Это повлекло принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который определяет — какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какие условия нужны для её реализации. Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения. Одной программы достаточна на группу одного возраста, каждому воспитателя писать ее не целесообразно, соавторами программы могут выступать: руководители, 2 воспитатели, специалисты ДОО, творческая группа. Примерная структура образовательной программы (законы дают нам частичную свободу в планировании образовательного процесса) 1. Титульный лист, где указывается: • Название образовательного учреждения • Кем и когда принята и утверждена программа (номера протоколов и дата) ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ Протокол № от 2016 года УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ № Ф.И.О. _____________ Приказ №___ от «___»_______2016 • Название рабочей программы (возраст детей, учебный год) • Составители программы (ФИО, должность, категория) • Город и год разработки программы 2. Содержание программы (оглавление) 3. Сама программа 1.
Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка (с указанием актуальности программы, целей, задач, участников программы, сроки реализации) 1.2. Нормативные документы на основе чего разработана программа • Конституция РФ, ст. 43, 72. • Конвенция о правах ребенка (1989 г.). • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.). • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.3049-13 • Устав ДОУ. • ФГОС ДО. 1.3. Основные характеристики особенностей развития детей данной группы (Возрастные особенности) 1.4. Список детей с указанием даты рождения и возраста на 1.09.2016 1.5. Психологические и индивидуальные особенности детей данной группы (характеристика на коллектив группы, а не на каждого ребенка) 1.6. Социальный паспорт группы на 01.09.2016 (сведения о родителях)
2.
Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении 2.1. Организация режима пребывания детей в ДОУ (на холодный и теплый период) 2.2. Система закаливающих мероприятий 2.3. Систему оздоровительных мероприятий 2.4. Организацию двигательного режима 2.5. Расписание организованной образовательной деятельности (сетка занятий) 2.6. Циклограмма образовательной деятельности на неделю или день (по требованию руководства)
3.
Содержательный раздел 3.1 . Перспективно-тематическое планирование на год (в данный раздел можно включить «Роботу с родителями» если вы не выносите отдельным планом) Тема недели Цель Пополнение развивающей среды 3.2. Образовательная область «Познавательное развитие» Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие» 3.3. Образовательная область «Речевое развитие» Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие» 3.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Календарно – тематическое планирование по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» 3.5. Образовательная область «Физическое развитие» Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Физическое развитие» 3.6. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Перспективное — тематическое планирование по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
4.
Планируемые результаты освоения Программы В данном разделе описываются базисные знания, умения и навыки, уровень развития, которыми должны овладеть воспитанники в процессе реализации конкретной образовательной области.
5.
Система мониторинга В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений, бесед, экспертных оценок и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низкоформализованных (наблюдение, беседа, опрос, анализ продуктов деятельности и др.) и высокоформализованных (тестов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. Мониторинг образовательного процесса (Приложение № 1) Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами детского сада (воспитателями и специалистами). Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов. Мониторинг детского развития (Приложение № 2) Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами (воспитателями, другими специалистами) и медицинским работником (врач-педиатр). Основная задача данного вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
6.
Перспективное планирование по взаимодействию с родителями
4. Список литературы В списке литературы указываются все программы, методические издания и учебные пособия, использованные для разработки Рабочей программы и используемые в процессе ее реализации. Список строится в алфавитном порядке с указанием города и названия издательства, года выпуска литературы. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003. В списке материально-технического оснащения перечисляются: Печатные пособия. Технические средства обучения и средства ИКТ. Цифровые и электронные образовательные ресурсы. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование. Игровой и дидактический материал. Демонстрационные пособия. Музыкальные инструменты и т.д. 5. Приложение Приложения разрабатываются в зависимости от желаний и потребностей педагога. Это могут быть: — описание игр и упражнений; — картотеки (прогулок, утренней гимнастики и т.д.); — сценарии групповых мероприятий; — сценарии мастер-классов для педагогов и родителей; — сценарии различных форм взаимодействия с родителями; — визуальные средства информации (материалы наглядной пропаганды, буклеты, памятки) и др. Требования к оформлению образовательной программы устанавливается в положении ДОО о разработке рабочей программы. Примерные
требования к оформлению рабочих программ: Текст набирается в редакторе Wordfor Windows шрифтом Times New Roman, кегль 14, таблицы заполняются кегль 12, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,5 см, поля со всех сторон 2 см. Готовая программа прошивается (брошюруется), страницы нумеруются. Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации, также как и листы приложения. Список литературы строится в алфавитном порядке, допускается оформление списка литературы по основным разделам каждой образовательной области. Программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до первого сентября текущего года) приказом руководителя дошкольного образовательного учреждения (печатью на титульном листе). Педагог оставляет за собой право незначительной правки программы по ходу реализации работы. Вариативная часть рабочей программы пишется и брошюруется отдельно, тесно переплетается с основной программой только в еженедельном планировании, которое целесообразно вложить в приложение.
Рекомендуем посмотреть:
Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушением интеллекта Программа кружка в детском саду для детей 6-7 лет Рабочая программа педагога ДОО по ФГОС. Разделы Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ по экологии
Похожие статьи:
Рабочая программа предмета «Введение в математику» для младшего дошкольного возраста