ДОКЛАД на педагогическом совете ДОУ «Инновационные технологии в ДОУ: от теории к практике»


Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. В зависимости от целей:

  • они могут быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;
  • они могут быть направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая), закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов — например, хатха-йоги;
  • они могут знакомить с культурой здоровья;
  • они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия;
  • они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко-, цвето-).

Этапы применения игровых технологий в образовательном процессе в ДОУ

Игровые технологии внедряются в образовательный процесс ДОУ поэтапно. Деятельность дошкольников выстраивается на основании творческого использования игры и игровых действий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и удовлетворение потребностей и интересов дошкольников соответствующей возрастного этапа развития.

Любая игровая технология проходит следующие этапы введения в образовательный процесс ДОУ:

  1. Этап разработки игры. Он включает в себя определение темы игры, ее целевого назначения т.е. какие образовательные задачи должны быть решены в ходе игрового действия, и подготовку необходимых материалов, ресурсов для ее реализации.
  2. Этап знакомства с игрой. Он связан с подготовкой детей к игре, посредством распределения ролей, усвоения правил (при их наличии), ознакомление с целевым назначением игры.
  3. Этап реализации игрового действия. Он связан с выполнением конкретных заданий в игровой форме. Образовательная деятельность становится подчинена игре и ее правилам.
  4. Этап подведения итогов. На нем анализируется ход игрового процесса и оцениваются его итоги, т.е. определяется, удалось ли достичь поставленных целей, решить конкретные образовательные задачи.

Каждая игровая технология имеет свои особенности применения в образовательном процессе в ДОУ. Все зависит от конкретных образовательных целей и задач, на решение которых ориентирована игровая технология.

Игровые технологии

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

  • которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
  • которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;
  • которые учат ребенка отделять вымысел от реального;
  • которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач), ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.

Автор — Даниленко Мария.

Технологии проектной деятельности

Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы.

Проекты различаются:

  • по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;
  • по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
  • по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;
  • по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

Роль игровых технологий в образовательном процессе ДОУ

Определение 1
Игровые технологии – это совокупность разнообразных приемов и форм обучения, в основу которых положен игровой процесс.

Игровые технологии хороши тем, что они, являясь развлекательной формой деятельности, при грамотном руководстве становятся средством обучения, способом развития творчества, терапевтическим средством и способом социального становления и развития подрастающего поколения.

Рисунок 1. Игровые технологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Игровые технологии находят активное применение в образовательном процессе в ДОУ, на всех его этапах. В каждой возрастной группе применяются разнообразные варианты игр, ориентированные на решение задач, присущих данной возрастной группе и общее развитие детей.

Игровые технологии применяются в образовательном процессе в ДОУ по следующим направлениям:

  1. Изучение новой темы учебного занятия, знакомство с новым содержанием материала, новой деятельностью.
  2. На отдельном этапе учебного занятия в качестве заполнения его содержания увлекательной деятельностью, с целью повышения мотивации к познанию и развитию.
  3. В качестве части образовательной программы или воспитательного процесса.

Значение игровых технологий, применяемых на любом этапе обучения, в любой деятельности, на разных этапах учебного занятия, сводится к следующему:

  1. Активизация работы дошкольников;
  2. Развитие познавательной заинтересованности;
  3. Активное воздействие на эмоциональную сферу воспитанников и формирование эмоционального отклика на тот или иной вид деятельности;
  4. Развитие творческого потенциала личности;
  5. Концентрация временных ресурсов, отводимых на реализацию каждого отдельного занятия, посредством наличия правил игр и четкой формулировки ее условий;
  6. Вариация стратегии и тактики игровых действий, посредством постановки разных игровых задач, их усложнения и упрощения по мере усвоения учебного материала, развития творческих направлений деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Игровые технологии в ДОУ 460 ₽ Реферат Игровые технологии в ДОУ 270 ₽ Контрольная работа Игровые технологии в ДОУ 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Игровые технологии охватывают конкретную сферу образовательного процесса, часть образовательной деятельности, объединенную общим содержанием, сюжетной линией, персонажами. Игровые действия выступают в форме упражнений, направленных на формирование знаний и навыков деятельности, носящих общий развивающий характер.

Рисунок 2. Отличие игровой технологии от игры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Применение информационных и коммуникационных технологий в дошкольных учреждениях

Бессмысленно отрицать тот факт, что современный мир значительно отличается от времен молодости наших бабушек и дедушек, и даже родителей. Сегодня уже весьма сложно представить себе, что еще в совсем недалеком прошлом не заходило и речи о том, чтобы использовать какие-либо инновационные технологии в ДОУ. Нынче такими передовыми технологиями, как компьютер, планшет или интерактивная доска не удивить ни одного дошколенка. Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. Преимущества использования информационных технологий в воспитательном процессе очевидны. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям. Анимационные компьютерные картинки заставляют малыша буквально примкнуть к монитору и внимательно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе.

В чем заключается инновационная деятельность в ДОУ?

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса. Для этого педагогические коллективы в детских садах разрабатывают отличающиеся от других дошкольных учреждений новейшие модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей. В своей профессиональной деятельности воспитатели используют методический инструментарий, способы и приемы обучения, полностью соответствующие принятой модели. Современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетия.

Современные игровые развивающие технологии в ДОУ (из опыта работы)

Нина Голоденко

Современные игровые развивающие технологии в ДОУ (из опыта работы)

Современные игровые развивающие технологии в ДОУ отводят ребенку роль самостоятельного субьекта, взаимодействующего с окружающей средой.

Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Игровые технологии в ДОУ позволяют нам развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы психических новообразований.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, мы должны обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка.

Игра полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Важной особенностью современных игровых технологий, которые мы используем в своей работе, является то, что игровыемоменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Игровые развивающие технологии, направленные на развитие восприятия заключаются в том, что мы организуем, к примеру, игровую ситуацию «Что катится?»

и используем ее в образовательной деятельности по познанию для обучения и закрепления понятий
«круг»
,
«квадрат»
.

Игровые технологии, направленные на развитие внимания, осуществляют у дошкольников постепенный переход от внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточится на задании, даже если оно не очень интересно, но этому мы учим детей, снова используя игровые приемы.Например: в образовательной деятельности по познавательному развитию мы используем игровую ситуацию «Найди такой же»

,
«Найди ошибку»
.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Мы используем специально разработанные игры, такие как «Магазин»

,
«Запомни узор»
,
«Нарисуй как было»
и др.

С помощью игровых технологий мы развиваем творческие способности детей, творческое мышление и воображение. Использование игровых приемов и методов нестандартных, проблемных ситуаций формирует гибкое, оригинальное мышление у детей.Например: на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых историй, сказок) воспитанники получают опыт, который позволяет им затем играть в игры – придумки, игры – фантазирования.

Говоря о современных игровых технологиях, следует особенно отметить технологию развивающих игр Никитина Б. П. состоящую из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходит из общей идеи и обладают характерными особенностями. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом.

Используя технологии развивающих игр Никитина нам удается соединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка»

своих возможностей. В игре мы решаем сразу несколько проблем связанных с
развитиемтворческих способностей: задания-ступеньки всегда создают условия опережающего развития способностей, занимаясь самостоятельно до своего «потолка»
, дети
развиваются наиболее успешно.
Современные игровые технологии тесно переплетаются с технологиями проблемного обучения, предлагающими такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей.

Для развития логического мышления в образовательном процессе мы используем игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша. Блоки Дьенеша – это самое известное пособие, это развивающая технология.

Игровые упражнения по данной методике доступно знакомят детей с математическими представлениями, способствуют развитиюу детей мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;творческих способностей и познавательных процессов: восприятие, память, внимание и воображение. Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи.

Из опыта роботы могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют и игры В. Воскобовича. Его игры учат моделировать, соотносить целое с его частью, развивают мышление, память, внимание, творческую жилку. Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны — предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе. В своей работе используем следующие игры В.Воскобовича: «Чудо – соты»

,
«Чудо – крестики»
,
«Квадрат Воскобовича»
,
«Геоконт»
,
«Кораблик Плюх — Плюх»
,
«Чудо – цветик»
,
«Игровизор»
.

Не забываем мы и об использовании в образовательном процессе развивающей технологии М. Монтессори. Работая с материалами из сферы практической жизни, дети учится навыкам самообслуживания, терпению, умению доводить начатое дело до конца. Помимо этого, активно работают кисти, пальчики рук, что, как известно, стимулирует работу мозговых центров, отвечающих за мышление, память, речь. К этим материалам относятся рамки (4 штуки, пересыпание, переливание, поднос с манкой. А благодаря сенсорным материалам,ребенок получает возможность упражнять все органы чувств: зрительный и слуховой анализаторы, осязание, обоняние, вкус. Для этого у детей есть доступные для пользования шумовые коробочки,, ткани для ощупывания, весовые таблички, рамки – кладыши и др. Дети с удовольствием играют в такие игры как «Цветные таблички»

,
«Парочка»
,
«Ткани»
,
«Конец, начало, середина»
,
«Доска для сложения»
,
«Явления природы»
и др.

Широко используем в образовательном процессе палочки Кюизенера.

Счётные палочки Кюизенера — многофункциональное математическое пособие, которое даёт педагогу возможность формировать такие сложные понятия, как числовая последовательность и состав числа действиями самого ребёнка. Простые счётные элементы помогают активизировать детское творчество, фантазию и воображение, познавательную активность, развивают у детей мелкую моторику, внимание, пространственное ориентирование и даже конструкторские способности. Лёгкость изготовления и наглядность этого учебного пособия делает его незаменимым.

Одним из наиболее актуальных направлений в современных игровых технологиях являются информационные компьютерные технологии.

В ходе игровой деятельности дошкольника,обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. Возможности использования современного компьютера позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. ИКТ дает возможность воспитателю заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Практика показала, что значительно возрастает интерес к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование нами ИКТ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, повышает креативность ребенка.

Таким образом современные игровые технологии охватывают широкий спектр развития способностей детей дошкольного возраста, обеспечивая эффективность усвоения материала. Однако, необходимо отметить, что подобное воздействие игровых технологий на ребенка достигается благодаря комплексному применению достижений педагогики и психологии.

Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками».

Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

При этом, вследствие компьютерной неграмотности педагоги могут допускать ряд ошибок. Например, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]