Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
Библиографическое описание:
Васильева, Л. Н. Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста / Л. Н. Васильева, Е. А. Долгополова, Н. А. Саушкина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2022 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/343/15291/ (дата обращения: 03.01.2022).
В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.
Ключевые слова: дидактические игры, дошкольники, развитие, развивающее обучение, старший дошкольный возраст.
Актуальность применения дидактических игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста обусловлена тем, что игра занимает важное место в жизни ребенка. Все большее количество родителей и педагогов заинтересованы в интеллектуальном развитии своих детей. А между тем, дидактическая игра является важным средством и творческого развития детей, и развития их социальных навыков.
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: Л. С. Выготским, Р. С. Буре, А. Н. Леонтьевым, Н. А. Аникеевой, Н. Я. Михайленко, Г. П. Щедровицким. Д. Б. Элькониным и др. Отечественные и зарубежные ученые отмечают важность использования игровых технологий в обучении дошкольников.
Дошкольное детство представляет собой начальный этап формирования личности, ценностной ориентации в окружающем его природном и социальном мире. Дидактическая игра, как и любая развивающая каждая игра, представляет собой вид деятельности, который организуется педагогом с целью обучения или развития детей. Ее особенностью является то, что она позволяет узнать что-то новое, она активизирует психические процессы, вызывает интерес к процессу познания. Дидактическая игра, как отмечает В. М. Букатов, является ценным средством воспитания умственной активности детей. Игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь [Букатов, 2007].
Дидактических игр большое множество и при их организации следует учитывать возрастные особенности детей. Игры можно включать как в непосредственно-образовательную деятельность, так и в совместную деятельность с детьми. Научившись играть в определенную игру, дети могут играть в нее самостоятельно.
В нашей практике мы используем большое количество дидактических игр. Было замечено, что детям старшего дошкольного возраста больше всего нравятся игры с сюжетом. Познавательную задачу следует преподносить в занимательном сюжете: «Давайте сегодня мы будем ботаниками и обследуем все деревья нашего участка. Я знаю, что под тополем мы встретим необычных жителей. Как нам найти тополь? У меня есть подсказка: вот листок с этого дерева». Далее дети отправляются на поиски тополя и отыскивают под ним муравейник.
Дети старшего дошкольного возраста любят выигрывать. Для них очень важно ощущать себя успешным. В таких играх как «Лото», «Домино», выигрывает, как правило, один человек. Но как обеспечить выигрыш всем детям? В нашей практике мы используем фишки. Как только, ребенок в «Зоологическое лото» одерживает победу, другим детям мы предлагаем рассказать о каком-либо животном из его карточки. В награду мы вручаем ребенку фишку. Таким образом, все дошкольники имеют возможность ощутить себя победителем.
Расскажем о нескольких новых дидактических играх, которые мы используем в нашей практике.
Игра «Интеллектуальный хоккей».
Цель: развитие умственных способностей и вычислительных навыков.
Оборудование: пластиковая доска (игровое поле), на котором нанесены полукруглые области с цифрами (один, три, два), мел, шайба в виде крышки, две клюшки (подойдут два фломастера).
Правила игры. Играют два человека, бьют клюшкой шайбу по очереди. Когда шайба останавливается на области с цифрой, она записывается или запоминается устно. Цель игры: забить как можно больше «голов». Вначале мы играли с детьми до десяти очков. Но очень скоро дети научились прибавлять, и мы стали практиковать устный счет до двадцати.
Было замечено, что эта игра стимулирует детей активно пользоваться счетом, развивает навыки сложения. Даже малоактивные дети стали проявлять большее желание к математическим вычислениям.
Настольная игра «Геологи».
Цель: развивать наблюдательность, умение определять происхождение камней, их свойства, полезные свойства.
Материал: камни (мел, уголь, морские камушки, кусочки гранита, мрамора), игровое поле с изображением реки, моря, горы, вулкана, кубик, фишки или фигурки.
Ход игры.
Используется игровое поле, на котором выкладываются камни. Играют два-три игрока. Каждый поочередно кидает кубик.
Воспитатель рассказывает: «Сейчас мы с вами будем геологи. А кто такие геологи? Они осуществляют разведку полезных ископаемых. Какие полезные ископаемые находятся в земле? Например, уголь, да? С помощью угля обогревают дом или подогревают воду для домов. А теперь вы отправляетесь в путешествие и будете отыскивать камни. Кидаете кубик, отсчитываете количество ходов. Находите камушек. Если знаете его название или происхождение, берете себе. Выигрывает тот, кто больше соберет камней.
Анализ проведения игры показал, что всем детям понравился интересный сюжет: «Собирать камни по ходу продвижения по карте». Некоторые дошкольники сообщили в начале игры разочарованно:
— А я вот никаких камней не знаю.
Но по мере игры, дети узнавали о многих интересных камнях и их свойствах.
Дошкольникам было интересно победить в игре, они с радостью собирали камни с игрового поля и клали их рядом с собой. Дети соревновались в том, чтобы добраться до вулкана. Каждому хотелось потрогать камень из застывшей пены. При последующих играх дети уже с лёгкостью называли камни и раскладывали их на соответствующие области: морские на море, уголь на гору и т. п.
У многих дошкольников возникло желание собирать коллекцию камней. Свои коллекции камней дети начинали демонстрировать нам.
Важная цель дидактической игры — обеспечить развитие познавательных процессов дошкольников.
Для успешного использования дидактических игр в практике обучения и воспитания дошкольников, следует соблюдать ряд условий:
– педагог должен не только объяснить и проконтролировать выполнение действий ребенка в игре или при выполнении различных заданий, но и оказать ему помощь, разъяснять;
– воспитателям и родителям важно пробуждать у детей интерес и желание к активному использованию обучающих, развивающих игр;
– дидактическую игры лучше всего организовывать по небольшим подгруппам дошкольников, учитывая их интеллектуальные способности;
– важно заинтересовать детей игрой, используя необычный сюжет или дидактический материал;
– важно разнообразить дидактические игры, подключая самих детей к их придумыванию;
– игра не должна быть слишком сложной или слишком простой, важно, чтобы ребенок почувствовал успех в игре;
– взрослые обязательно должны выслушать впечатления детей об игре, об увиденном и услышанном на занятии, на экскурсии или прогулке.
Дидактические игры при умелой их организации и правильном руководстве являются эффективным средством развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
- Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. -М.: Просвещение, 2007. — 123 с.
- Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников/ Е. И. Удальцова. — М., 2008.
- Федотова А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. — Москва: ТЦ Сфера, 2015. — 112 с.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: игра, ребенок, дидактическая игра, старший дошкольный возраст, игровое поле, камень, воспитание детей, дошкольник, коллекция камней, развитие.