Технологии индивидуализации в образовательном процессе ДОУ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида №77 г.Томска
Технологии индивидуализации в образовательном процессе ДОУ
(педагогическая копилка из опыта работы)
Жаркова М.А.,
учитель-логопед
МАДОУ №77
Индивидуализация
– это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.
В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. — раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования)
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) .
Цель педагога:
создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.
Задачи педагога:
-формировать у детей адекватные представления о взаимосвязях в системе «человек-окружающий мир» и в самом окружающем мире, базирующихся на общечеловеческих принципах;
-индивидуализация образования каждого ребенка;
-формировать у ребенка ценностное отношение к окружающему миру, определяющему характер целей взаимодействия с ним, мотивов, готовности выбирать те или иные стратегии поведения с точки зрения нравственной целесообразности и его пониманий, принятий;
-формировать систему умений и навыков (технологий) и стратегий ценностного взаимодействия с миром;
-стимулировать творческое проявление себя миру и познание мира через креативные способы освоения окружающей действительности в специфических видах детской деятельности;
-создать условия для развития самостоятельности в планировании и реализации своих замыслов ребенком;
-своевременно выявлять, поддерживать и развивать детские способности, детские интересы;
-формирование и развитие у дошкольников качеств личности, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности;
-создать условия для развития самостоятельности в планировании, реализации замыслов;
-разработать систему ППС индивидуального сопровождения ребенка;
-развивать активность дошкольника в различных видах детской деятельности условий социализации и индивидуализации детей.
Условия для осуществления индивидуализации:
1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) ;
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка, через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Воспитателю необходимо расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости.
Механизмы организация воспитателем индивидуализации детей:
1. Механизмы (обязательные требования) :
-диагностика способностей и склонностей ребенка;
-составление траектории успешности ребенка через создание ситуации выбора и ситуации успешности:
• целенаправленное использование метода проб и ошибок;
• расширение спектра материалов, способов деятельности;
• учет принципов развития ребенка как субъекта собственной деятельности (приемы планирования) ;
-алгоритмы последовательности действий:
• создание педагогических условий для развития волевых качеств – стремления довести дело до конца ребенком;
• определение технологии помощи и поддержки сопровождения развития ребенка:
• а) методы; б) средства; в) свободные и регламентированные формы взаимодействия (общение и деятельность).
2. Специально организованная деятельность в кружках,
3. Специальные образовательные ситуации.
4. Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера,
5. Совместная познавательная деятельность субъектов в системе «взрослый-педагог-ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-ребенок (дети) », «педагог-ребенок-родитель», «ребенок-ребенок (дети) ».
Результаты индивидуализации ребенка:
1. Диагностика траектории успешности
2. Детское портфолио
3. Детские проекты
4. Родительско – детские проекты
5. Презентация продуктов детской деятельности.
В ДОУ №82 представили индивидуальное портфолио
ребенка, которое формируется 3 года. Начиная со средней группы. Портфолио каждой группы отличается своей наполняемостью, но структура единая для всего сада: генеалогическое древо, мое окружение, индивидуальный образовательный маршрут на 1 учебный год, интересы ребенка, любимые игры, праздники, самый радостный день. Мои страшилки, пожелания и мечты на будущее, награды ребенка (грамоты). Само портфолио заполняется 1 раз в неделю в группе или дома. Все странички предлагаются детям в черно-белом варианте, картинки обобщенные, а детям предлагается разукрасить по своему усмотрению и желанию. В данном ДОУ, ведется и групповое портфолио, которое наполняют воспитатели совместно с детьми, достижения всей группы.
Индивидуализация процесса в ДОУ № 82 реализуется через уголки успешности.
Эти уголки помогают каждого ребенка оценить объективно и субъективно, как воспитателю, так и ребенку. Уголки успешности оформлены в каждой группе на усмотрение воспитателей. Сам уголок представляет экран с кармашками, над каждым кармашком фото или имя ребенка. В кармашек вставляется карточка, разлинованная на 5 частей по дням недели. Каждый цвет недели обозначен определенным цветом. Уголок успешности заполняется ежедневно во второй половине дня. В средней группе уголок заполняется совместно с воспитателем, а в старшей и подготовительной группе дети заполняют самостоятельно. Успешность ребенка оценивается по видам деятельности, которая изображена схематично или в виде картинки. Ребенок выбирает картинку с той деятельностью, в которой считает себя успешным за день и наклеивает картинку на карточку. Таким образом, педагог может отследить деятельность, которой ребенок занимается и при необходимости предложить другую деятельность, чтобы ребенок развивался всесторонне. В конце месяца воспитатель заполняет сводную таблицу, по которой видно, что нравится ребенку и чем он был заинтересован. Даются рекомендации родителям по развитию ребенка.
Таким образом, ребёнок в группе развивается по своему индивидуальному маршруту и педагогам легко отследить интересы и трудности ребенка.
Индивидуализация это…
Индивидуальный подход в педагогической практике предполагает ориентацию на особенности учащегося и их учет при построении учебного процесса. Работая с группой в целом, педагог использует разные схемы сотрудничества с каждым ее членом.
Индивидуализация обучения основывается на выборе таких форм, темпа и направлений работы, которые соответствуют особенностям учеников. Для этого требуется профессиональная педагогическая диагностика личностных характеристик ребенка при проектировании программ его обучения.
Такая постановка проблемы позволяет ответить на вопрос, почему индивидуализацию обучения называют проникающей технологией. Принцип индивидуального подхода может быть использован в любой методике. Например, это может проектная форма, игровая или проблемная.
Формирование индивидуального образовательного маршрута
Технологии индивидуализации обучения находят отражение в основной образовательной программе школы и учебном плане, который предусматривает так называемый «ученический компонент». Речь идет о подборе содержания обучения, темпа, способов оценки результатов, которые складываются в особую индивидуальную образовательную траекторию учащегося. Выстраивание такой траектории происходит по следующему алгоритму:
- Проведение диагностики личностных возможностей учащегося, фиксация актуального объема знаний, умений в определенной предметной области.
- Определение фундаментальных компонентов изучаемой темы.
- Фиксация приоритетных разделов и их связи с интересами учащегося.
- Формирование индивидуальной программы изучения выбранных объектов.
- Реализация намеченного плана, самостоятельная оценка проведенной работы.
- Презентация полученных результатов, коллективное обсуждение.
- Анализ, рефлексия.
Система индивидуальных занятий
Технология индивидуализации обучения предусматривает создание определенных алгоритмов по составлению программ, которые предоставляются учащемуся как некий образец, который он может дополнить и переработать. В результате образовательный процесс строится на основе индивидуальных учебных планов. Чаще всего такой подход применяется в старших классах, чтобы избежать перегрузок учащихся.
Индивидуальные планы способствуют профессиональной ориентации учеников и позволяют учесть интересы всех участников образовательного процесса.
Образовательное учреждение определяет набор курсов и учебных предметов, доступных для освоения, затем формируется учебный план и расписание. В результате ученики одного класса изучают дисциплины на разном уровне и в разных формах.
Внедрению индивидуальных планов должен предшествовать подробный анализ кадровых, материальных, содержательных условий образовательной среды организации, а также способностей и психологических особенностей выпускников основной школы.
Индивидуальная форма организации работы на уроках
К уроку в современной школе предъявляют особые требования. Использование технологий индивидуализации обучения – одно из них. В этом случае каждый ученик или группа учащихся одного уровня получают индивидуальные задания, отличающиеся степенью сложности и креативности. Также может варьироваться время выполнения единого для всего класса задания.
Такие формы работы предполагают изменение позиции педагога, которому необходимо дифференцировать уровень помощи, оказываемой ученикам из разных групп.
В идеале ученик, получив кейс для выполнения, самостоятельно определяет последовательность действий, темп работы, оценивает полученный результат. Но для слабо успевающих учеников важна поддержка педагога и наличие алгоритмов действий.
Технологизация образования
Появление компьютеров и стремительная компьютеризация общества привели к кардинальным изменениям в социально-экономической жизни и технологиях образовательной деятельности.
Философы, занимающиеся вопросами интеллектуального развития общества, заговорили о новой революции в этой области — переходе от индустриального мышления к информационному, поскольку в современном обществе основой любой деятельности является работа с большими объемами различной информации. Независимо от того, в какой сфере работает человек, сегодня он должен уметь работать не столько с конкретными продуктами различных отраслей, сколько анализировать информационные потоки о них: извлекать из них необходимые данные, преобразовывать их в соответствии с условиями конкретной деятельности, осуществлять социально-экономическое программирование и стратегическое планирование и т.д. Это приводит к тому, что перед образовательными организациями встает принципиально новая задача — сформировать человека, способного получать и анализировать информацию, планировать, прогнозировать, контролировать и корректировать развитие событий.
Появился новый термин — «технологическая культура», который определяется как элемент общей культуры человека, способность изменять окружающий мир к лучшему, умение прогнозировать будущее, готовность жить и работать в нем, используя традиционные и новейшие технологические достижения. Современный человек должен обладать высоким уровнем культуры, в том числе технологической.
В связи с этим социальным заказом с середины 20 века в образовании, в том числе и российском, значительно активизировался процесс создания и развития педагогических технологий, включения в учебный процесс проектных методов, расширения специальных технологических курсов (например, на школьном уровне появление такой дисциплины, как «технология»), внедрения методов инновационного и развивающего обучения, направленных на раскрытие творческого потенциала личности. В таблице 1.1 представлен широкий спектр различных педагогических технологий, которые активно используются и развиваются в настоящее время. Следует отметить, что процесс технологизации образования, начавшийся в конце 20 века, активно шел в основном в средней школе, однако в настоящее время новые технологии все глубже проникают в учебный процесс высшей школы. Для высших учебных заведений характерно использование таких методик, как кейс-метод, портфолио, трехсторонние дискуссии, круглые столы, деловые игры, дебаты и т.д.
Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения
Данная технология предполагает, что ученик усваивает не весь объем программного материала, а столько, сколько позволяют его возможности, но не меньше минимально допустимого уровня. Такая ступенчатая дифференциация предполагает наличие нескольких вариантов программ по предмету, которые будут отличаться объемом и уровнем сложности. Подобная технология индивидуализации обучения и развития позволяет:
- повысить мотивацию внутри групп;
- исключить принцип «усреднения» учащихся;
- создать комфортные условия для учебной работы;
- обеспечить личностно-ориентированный подход.
Дифференциация может строиться по принципу разделения учебных заведений (общеобразовательная школа, коррекционная, гимназия), создания разных уровней внутри учреждений (уклон, профиль, класс компенсирующего обучения) и классов (разновозрастные группы, факультативы).
Дифференциация обучения и развития в детском саду
Вариативность современной системы дошкольного образования гармонично сочетается с технологиями индивидуализации и дифференциации обучения в ДОУ. Это отражается на принципах формирования развивающей среды группы и способах взаимодействия взрослого и ребенка. Планировка, оборудование, наполнение групп игровыми материалами направлены на индивидуальное развитие детей.
Ребенок может выбрать одну из нескольких тематических зон (сюжетной игры, речевого развития, экспериментирования), предметы и материалы, определить, с кем он хочет выполнять те или иные действия. Задача воспитателя – предложить ребятам виды занятий, которые представляют собой определенный познавательный вызов. Педагог не указывает прямо, что нужно сделать, а подводит ребят к высказыванию собственных идей, учитывая при этом их индивидуальные особенности. Эффективным приемом в этом случае становится опора на потенциал ребят с более высоким уровнем познавательных и творческих способностей, которые могут помочь остальным.