Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе


Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе

 Проблема здоровья и здорового образа жизни в современном обществе стала главной и приоритетной задачей в укреплении здоровья и гармоничного развития личности ребёнка. Проблема здоровья учащихся сегодня актуальна как никогда. В данный момент времени можно утверждать, что именно педагог может сделать, очень много, для здоровья своих учеников. Педагог может и должен работать так, чтобы обучение и воспитание учащихся не несло вреда здоровью учеников.

Здоровьесберегающие образовательные технологии включают формирование, укрепление здоровья и воспитание у учащихся культуры здоровья и норм здорового образа жизни.

Воспитание и подготовка к здоровому образу жизни школьника на основе здоровьесберегающих технологий должна стать главным направлением из многих в деятельности педагога, работающего с учащимися школы. Основная работа педагогической деятельности ведётся на основе личностно — ориентированного подхода к обучающимся, относится к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить коллективно [4, с. 36].

Сохранение и укрепление здоровья школьников — это главная составляющая в работе педагога. В. А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребенка — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…» и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.

В настоящее время в результате активного реформирования российского образовательного пространства, особое внимание уделяется не только повышению качества учебного образовательного процесса, но и особенно пристальное внимание педагоги стали уделять внедрению здоровьесберегающих технологий в систему учебно-воспитательного процесса, что способствует становлению развитой воспитанной личности ученика [2, с. 100].

Главная цель здоровьесберегающих технологий воспитания и обучения — обеспечить ученику возможность сохранить и преумножить своё здоровье за период прохождения обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, развить умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Основная задача педагогических работников МБОУ «Боброводворская СОШ» на данном этапе работы заключается в том, чтобы подготовить ученика к самостоятельной жизни, сформировать гармонично развитую, успешную личность ребёнка, готовую к самостоятельной полноценной жизни взрослого человека обеспеченного знаниями здорового образа жизни. При отсутствии у человека здоровья — это недостижимо. Фундамент и основы благополучия будущих поколений, который закладывает и поднимает школа, должен основываться на охране и обеспечении здоровья школьников, на формировании и воспитании культуры здорового образа жизни, что может быть достигнуто только путём здоровьесберегающих технологий.

Целью инновационных здоровьесберегающих технологий в школах является: формирование у учащихся основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровья сбережения; сформировать понимание основ здорового образа жизни; умение перевести полученные знания в личный навык самосохранения здоровья учениками.

Здоровьесберегающие инновационные образовательные технологии-это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении не нанести ущерба здоровью школьников

Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в Российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников.

Современные образовательные стандарты предъявляют к учащимся школ высокие требования, увеличивая на них нагрузку. Кроме того, в школьный период подрастающее поколение интенсивно растёт, ему свойственны усталость и утомляемость на уроках и других видах образовательных и развивающих занятий. Решить эту проблему позволяет использование инновационных здоровьесберегающих технологий, что позитивно позволит заботиться о самочувствии учеников [5, с. 82]

В настоящее время проблема формирования здорового образа жизни является одной из важнейших в системе воспитания и обучения в современной педагогической деятельности школ. Учителя заметили, что дети, которые учатся в школе, имеют большие отклонения в состоянии здоровья: нарушение зрения и осанка, общая усталость, переутомление.

На основании этого было решено внедрить новые подходы к организации образовательного процесса с применением инновационных технологий по здрововьесбережению на уроках, информировать школьников, чтобы те могли сделать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни. исследования подтверждают, что использование здоровьесберегающих технологий, в основе которых лежит комплексное воздействие на учащихся через снятие утомления, повышение двигательной активности, раскрепощённость суждений, использование хорового пения позволило сохранить и укрепить здоровье учащихся.

В современном образовательном пространстве инновационные здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно- ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личносно- развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.

Состояние здоровья современных школьников образовательных учреждений во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.

Правильная организация учебного процесса в образовательном учреждении даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает ученикам осознать важность сохранения здоровья.

Современная образовательная система направлена на сохранение здоровья школьников. Задача педагогов образовательного учреждения направлена не только на то, чтобы дать детям знания, но и на то, чтобы сформировать успешную личность ученика, готовую полноценно жить идалее самостоятельно развиваться. А без здоровья этосовершенно невозможно. Именно поэтому в настоящее время реализуются инновационные здоровьесберегающие технологии в школах.

Педагог может сделать для здоровья ученика даже больше, чем врач. Просто педагоги должны работать так, чтобы обучение не несло вреда здоровью учеников. В жизни школьников учитель занимает одно из главных мест, для них он олицетворяет все важное и новое, в том числе является примером в вопросах здоровьесбережения.

Педагогика, направленная на оздоровление детей, не может быть выражена какой-то одной образовательной технологией. Это все направления деятельности в школе по охране здоровья с учетом условий жизни ребенка и важнейших характеристик образовательной среды.

Современный учитель должен обладать профессиональными качествами, которые позволят ему реализовывать плодотворные идеи инновационного здоровьясбережения учащихся, что и поможет обеспечивать положительные педагогические результаты.

Здоровьесберегающие инновационные образовательные технологии — это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Педагоги нашей школы реализуют здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся, в зависимости от возрастного и физического периода учащихся школы. Осуществляя личностно-развивающие ситуации, которые относятся к жизненно важным этапам и факторам, благодаря которым учащиеся учатся культуре человеческих взаимоотношений эффективного взаимодействия между собой. Активное участие самого обучающегося является обязательным в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через поэтапное расширение знаний учащихся, их общения и деятельности, понимания и активной положительной жизненной позиции ученика, на основе внешнего воспитательного процесса и самовоспитания, формирование ответственности за свое здоровье и жизнь.

Одним из важных направлений здоровье сберегающего образования является психологический комфорт школьника в учебно-воспитательном процессе. На уроках решается главная задача предупреждения утомляемости учащихся, тем самым появляется высокий стимул для раскрытия творческих талантов и способностей ученика каждого в отдельности. Обстановка доброжелательности, внимание к каждому ответу и высказыванию ученика, позитивное настроение учителя на желание самовыражения учащегося, тактичное исправление допущенных ошибок, допустимый уместный юмор и дополнительное отступление — это и есть запас педагогической деятельности, которым располагает педагог, стремящийся раскрыть способности каждого ребёнка как личности, учитывающий особенности каждого ученика.

Одним из приоритетных направлений здоровьесбережения учащихся является работа с родителями учащихся нашей школы. Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения к ней родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является главным условием в личносто-ориентированном подходе в образовании. Родители привлекаются к участию в классных собраниях, классных часах, проводят беседы по здоровому образу жизни.

Важнейшей задачей, возложенной на родителей, является контроль за соблюдением режима дня школьника в домашних условиях и режима здорового сбалансированного питания. На общешкольных и классных собраниях педагоги знакомят родителей с основными принципами организации здорового жизнеобеспечения детей. В зависимости на сколько правильно и сбалансированно организовано питание школьника, зависит его здоровье, духовное настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности, физическое состояние организма. Если эти задачи решаются успешно, в семье растёт здоровый, физически и духовно крепкий, социально защищённый человек.

В нашей школе работа по формированию здорового образа жизни реализовывается через повседневное проведение утренней зарядки, физкультминуток на уроках, занятиях на уроках физической культуры, внеклассной работе и игровой деятельности, работу с родителями и окружающими учреждениями социума.

Сохранение здоровья детей — главное, на что я обращаю своё особое внимание при проведении воспитательных мероприятий и основная задача по сохранению здоровья учащихся, где учащиеся получают навыки правильного режима дня и питания, санитарно-гигиенические навыки, профилактика заболеваний, негативное и отрицательное отношение к вредным привычкам, познание физиологии своего организма.

Работа с учащимися нашей школы в рамках программы здоровьесберегающих технологий показывает положительные результаты: проводимые уроки и дополнительные занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят учащимся чувство удовлетворённости, радости, позитивного отношения к жизни. Дети стали более ответственно относится к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся более терпеливыми и заботливыми по отношению друг к другу.

Я считаю, что использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе нашей школы позволяет нашим учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и окружающем социальном пространстве, помогает формировать ответственность не только за своё личное здоровье, но ответственность за жизнь и здоровье других людей.

Литература:

  1. Государственная молодежная политика в законодательстве Российской Федерации /Под общей ред. проф. В. А. Лукова. Сборник документов. М.: Социум, 2000. — Часть 1. — 248 с.
  2. Захарова, Т. Н. Формирование здорового образа жизни у младших школьников / авт.-сост. Т. Н. Захарова и др. — Волгоград: Учитель, 2007. — 174 с.
  3. Чупаха, И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе / авт.-сост. И. В. Чупаха и др. // Научно-практический сборник инновационного опыта. — М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001. — 400 с.
  4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.- М.: АПК и ПРО, 2002.- 121 с.
  5. Латохина Л. И. Оздоровительные минутки. Простая и эффективная гимнастика для детей и взрослых /- М.: АСТ: Астрель, 2009. — 158, (2) с.

Здоровьесберегающие педагогические технологииметодическая разработка

Здоровьесберегающие педагогические технологии

Данное понятие остается дискуссионным, у разных авторов встречаются различные трактовки понятия «здоровьесберегающие педагогические технологии». Родоначальником введения понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» в практику образования является Н. К. Смирнов, который утверждает, что здоровьесберегающие образователь-ные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Автор пишет, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса — детей и педагогов; здоро-вьесберегаюшую технологию можно рассматривать как «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

1. организационно-педагогические (определяющие структуру образовательного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптацион-ных состояний);

2. психолого-педагогические (связанные с воздействием, которое педагог оказывает на детей; с психолого-педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса);

3. учебно-воспитательные (включающие программы по обучению заботе о своем здоровье и формирование культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек);

4. социально адаптирующие и личностно-развивающие (обеспечивающие формирование и укрепление психологической адаптации личности);

5. лечебно-оздоровительные (лечебная физкультура и лечебная педагогика).

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей, любые воздействия на ребенка-дошкольника должны в своей основе иметь принцип здоровьесбережения. Используемые в практике дошкольного образования здоровьесберегающие технологии это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов образовательного процесса в ДОУ: детей, их родителей и педагогов. Целями здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку являются обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью; применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья . Также здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от типа дошкольного учреждения, от продолжительности пребывания в нем детей, от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагога, а также показателей здоровья детей.

1 медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств — технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

3. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

4. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

5. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни); сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки здоровья», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

7. к числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Сущность данной технологии заключается не столько в моделировании учебного пространства в рамках активной сенсорно-развивающей среды, сколько в системе взаимоотношений педагога с детьми: ядром активной сенсорно-развивающей среды является не система сенсорной дидактики не комплекс рабочих режимов, а именно система субъект-субъектных отношений между педагогом и воспитанником.

И именно эта система выступает в качестве условия, средства и результата становления ребенка как субъекта дальнейшего развития.

1. использование настольной конторки (работа в режиме смены динамических поз), пейзажного панно (ситуационно-образное моделирование),

2. офтадьмотренажеров (выполнение зрительного тренажа),

3. наглядного материала на сенсорно-дидактической подвеске,

4. сенсорно-дидактическом держателе (переключение зрения детей с ближних целей на дальние) и др.

Рассмотрим каждый из них.

  • Секрет доброты — необходимо дарить доброту детям, чтобы и они сами стали дарить добро окружающим.
  • Секрет успешности (в делах и в жизни вообще) — стремление и готовность дарить радость себе и другим, чтобы уметь находить поводы для радости всегда, как бы ни трудна была жизнь.
  • Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства — профессионализм всех работающих в образовательном учреждении педагогов.
  • Секрет результативности — целенаправленное воспитание культуры здоровья детей, способности и умения заботиться о собственном здоровье.
  • Секрет соответствия создаваемого задуманному — объективное отслеживание получаемых результатов
  • Секрет технологичности — создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологий.
  • Секрет истинности — интуитивное ощущение непротиворечивости того, что делается.

Также можно определить и основные принципы (идеи) здоровьесберегающих технологий:

1. гуманизации — приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации педагогической процесса ДОУ;

2. учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка — использование первичной диагностики здоровы детей, учет ее результатов и основных новообразовани! возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;

3. учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка — соблюдение в организации педагогического процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятельности, инициативности;

4. субъект-субъектного взаимодействия в педагогическом процессе — свобода высказываний и поведения в разныз формах организации педагогического процесса; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;

5. педагогической поддержки — решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами, основной критерий реализации данного принципа — удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;

6. профессионального сотрудничества и сотворчества — профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего педагогического процесса.

Здоровьесберегающие технологии

Понятие Определение
«технология» — это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
«педагогическая технология» — строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов.
«образовательная технология педагогики здоровьесбережения» — это процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала педагогического и методического инструментариев в рамках связи «педагог – учащийся», осуществляемых посредством системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учетом целей и задач педагогики здоровьесбережения.
«здоровьесберегающая технология» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития в концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
«здоровье» — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
«здоровье физическое» — это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.
«физическая актив-ность» — естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении (в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка).
«здоровье психическое» — это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
«психическая актив-ность» — потребность нормально развивающегося ребенка в Познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; в познании самого себя.
«здоровье социальное» — это моральное самообладание, адекватная оценка своего «я», самоопределение личности в оптимальных условиях микро-, и макросреды (семье, школе, социальной группе).
«социальная активность» — проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, в стремлении помочь выполнять эти правила своим сверстникам.
«здоровье нравственное» — это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.

Современные здоровьесберегающие технологии

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответственный
1. технологии сохранения и стимулирования здоровья
Стретчинг Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультур-ном или музыкальном залах либо в группо-вой комнате, в хорошо проветренном помещении Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскосто-пием. Опасаться непропор-циональной нагрузки на мышцы Руководитель физического воспитания
Ритмопластика Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагру-зки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка Музыкальный руководитель.
Динамические паузы Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия Воспитатели
Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой со средней степенью подвижности.

Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр Воспитатели
Релаксация В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы Воспитатели, психолог
Технологии эстетической направленности Реализуются на заня-тиях художественно – эстетического цикла, при посещении музе-ев, театров, выставок и пр., оформлении по-мещений к праздни-кам и др. для всех возрастных групп Осуществляется на заня-тиях по программе ДОУ, а также по специально за-планированному графику мероприятий. Особое зна-чение имеет работа с се-мьей, привитие детям эсте-тического вкуса Все педагоги ДОУ
Гимнастика пальчиковая С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно; Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) Воспитатели,

логопед,

психолог

Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога Все педагоги
Гимнастика дыхательная В различных формах физкультурно — оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры Все педагоги
Гимнастика бодрящая Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ Воспитатели
Гимнастика корригирующая В различных формах физкультурно — оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей Воспитатели, руководитель физического воспитания
Гимнастика ортопедическая В различных формах физкультурно — оздоровительной работы Рекомендуется детям с пло-скостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы Воспитатели, руководитель физического воспитания
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие 2-3 раза в неделю в спортивном или музы-кальном залах. ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. мла-дший возраст- 15-20 мин., средний возраст — 20-25 мин., старший возраст — 25-30 мин. Занятия проводятся в соот-ветствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помеще-ние Воспитатели, руководитель физического воспитания
Проблемно – игро-вые (игротреннин-ги и игротерапия) В свободное время, можно во второй по-ловине дня. время строго не фиксирова-но, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть орга-низовано не заметно для ре-бенка, посредством включе-ния педагога в процесс игро-вой деятельности Воспитатели, психолог
Коммуникативные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста Занятия строятся по опре-деленной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и иг-ры разной степени подвиж-ности, занятия рисованием, лепкой и др. Воспитатели, психолог
Занятия из серии «здоровье» 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития Воспитатели, руководитель физического воспитания
Самомассаж В зависимости от по-ставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно –оздо-ровительной работы Необходимо объяснить ре-бенку серьезность процеду-ры и дать детям элементар-ные знания о том, как не на-нести вред своему организ-му Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания
Точечный самомассаж Проводится в пред-дверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста Проводится строго по спе-циальной методике. Показа-на детям с частыми просту-дными заболеваниями и болезнями лор-органов. Используется наглядный материал Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания
Биологическая обратная связь (бос) От 10 до 15 сеансов работы с компьюте-ром по 5-10 мин. в специальном помеще-нии. Рекомендуется со старшего возраста Необходимы соблюдение правил работы за компьюте-ром. рекомендуется специ-альная методика для дош-кольников Специально обученный педагог
3. Коррекционные технологии
Арттерапия Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы Занятия проводят по под-группам 10-13 человек, про-грамма имеет диагностичес-кий инструментарий и пред-полагает протоколы занятий Воспитатели, психолог
Технологии музыкального воздействия В различных формах физкультурно – оздо-ровительной работы; либо отдельные заня-тия 2-4 раза в месяц в зависимости от поста-вленных целей Используются в качестве вспомогательного средства как часть других техноло-гий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Все педагоги
Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста Занятия используют для психологической терапев-тической и развивающей работы. Сказку может рас-сказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказ-чиком является не один человек, а группа детей Воспитатели, психолог
Технологии воздействия цветом Как специальное за-нятие 2-4 раза в месяц в зависимости от по-ставленных задач Необходимо уделять осо-бое внимание цветовой гам-ме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональ-ный настрой ребенка Воспитатели, психолог
Технологии коррекции поведения Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста Проводятся по специаль-ным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку — дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игро-вой форме, имеют диагно-стический инструментарий и протоколы занятий Воспитатели, психолог
Психогимнастика 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Занятия проводятся по специальным методикам Воспитатели, психолог
Фонетическая ритмика 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, в физкультур-ном или музыкальном залах. мл. возраст-15 мин., старший воз-раст-30 мин. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. цель занятий – фоне-тическая грамотная речь без движений Воспитатели, руководитель физического воспитания, логопед
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]