Определение 1
Система дошкольного образования – это комплекс образовательных заведений, программ обучения, управленческих основ, закономерностей и принципов реализации образовательной деятельности на дошкольном возрастном этапе развития личности.
Система дошкольного образования играет ключевую роль в становлении личностей подрастающего поколения. Потому, требуется тщательная организация обучения на данном уровне и построение оптимальной системы, ориентированной на реализацию концепции образования на текущем этапе развития социальной среды и удовлетворение потребностей социума в образовательных услугах.
Рисунок 1. Система дошкольного образования в РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Модель современной системы дошкольного образования
На современном этапе развития общества, система дошкольного образования включает в свой состав следующие блоки, функционирование и развитие которых взаимосвязаны и взаимообусловлены:
- Принципы построения дошкольного образования. В настоящее время, система дошкольного образования опирается на следующие принципы:
- Принцип динамизма. Он предполагает динамичное развитие образовательного и воспитательного процессов в соответствии с прогрессом общества и интенсивностью его процессов;
Принцип вариативности организационных форм. Он означает, что дошкольные образовательные организации, функционирующие на территории России могут быть представлены в разных формах, ориентированных на удовлетворение различных образовательных потребностей. В данный момент существует множество видов воспитательно-образовательных учреждений и наблюдается вариативность, предоставляемых образовательных услуг;
- Принцип гибкости. Он предполагает быструю реакцию на изменения, происходящие в обществе, потребности социума в образовании и потребности отдельной личности;
- Принцип целостности образовательного процесса. Он связан с ориентацией образовательных программ разного вида и типа на развитие личности каждого отдельного ребенка.
- Программы дошкольного образования. Они характеризуются вариативностью их содержания и направлений развития при ориентации на единые образовательные цели и задачи.
- Педагогические технологии, применяемые в системе дошкольного образования. Они связаны с реализацией программ дошкольного образования и реализацией индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Потому, педагогические технологии характеризуются вариативностью, гибкостью и динамичностью использования.
- Предметно-развивающая пространственная среда. Она является необходимым условием полноценного развития подрастающего поколения, а потому, важным компонентом системы дошкольного образования, без которого невозможно ее полноценное и продуктивное функционирование.
- Педагогические кадры. Квалификация современных педагогов ДОУ требует их непрерывного профессионального роста и развития. Это необходимо для реализации вариативных образовательных программ в системе ДОУ и применения вариативных педагогических технологий.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Современная система дошкольного образования 400 ₽ Реферат Современная система дошкольного образования 280 ₽ Контрольная работа Современная система дошкольного образования 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Современная модель дошкольного образования предполагает использование вариативных образовательных программ, которые определяют содержание дошкольного этапе обучения, направленность деятельности, степень сложности и дают гарантию полноценного и всестороннего развития подрастающего поколения.
Основная образовательная программа ДОУ определяет специфику построения жизнедеятельности детей в стенах дошкольного учреждения, ориентированную на всесторонне развитие каждого воспитанника. Это реализуется на основе включения в образовательную программу вариативной детской деятельности, представленной в следующих формах:
- Занятия разной направленности – это форма учебной деятельности дошкольников.
- Нерегламентированные типы деятельности – это форма работы, не входящая в регламент ДОУ.
- Свободное время – предоставление детям самостоятельного времяпрепровождения, общения в коллективы, игры и взаимодействия со сверстниками.
На современном этапе развития общества, модель дошкольного образования опирается на государственно-частное партнерство в предоставлении образовательных услуг. Это означает, что функционируют учебные заведения дошкольного типа, подведомственные органам государственной власти, а есть частные дошкольные заведения. Каждое заведение имеет право использования своей образовательной программы, подстраиваясь под потребности различных семей.
Рисунок 2. Особенности современного дошкольного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Статья «Роль дошкольной педагогики в современных условиях»
Роль дошкольной педагогики в современных условиях
Дошкольное детство — это период созревания, активного становления индивидуальности каждого ребенка, активного познания окружающей действительности, эмоционального отношения к миру. Во всем мире идет признание детства как самоценного, самобытного, определяющего всю дальнейшую жизнь периода. Современность выдвигает много задач, связанных с вопросами как развивать, воспитывать, обучать детей дошкольного возраста.
Основными задачами дошкольной педагогики выступают:
-исследование исторических тенденций развития взглядов на дошкольное детство и дошкольную педагогику;
-изучение зарубежного опыта дошкольного обучения и воспитания; разработка дидактических основ подготовки ребенка к обучению в школе в разные периоды дошкольного детства;
-исследование педагогических закономерностей формирования и развития психических свойств, познавательных и эмоционально-волевых процессов у ребенка в дошкольном возрасте; разработка теоретических основ воспитания ребенка дошкольного возраста в процессе обучения, общения, развивающих игр;
-изучение путей и условий эффективного интеллектуального и физического развития детей дошкольного возраста;
-современное состояние организации дошкольного образования в России.
В дошкольном учреждении закладываются основы здорового образа жизни, поскольку здесь созданы условия, необходимые для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития детей. Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организованных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в дошкольном образовательном учреждении, важная роль принадлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателей: определяет содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным направлениям развития ребенка.
Значительно повысился уровень психолого-педагогической грамотности родителей. Изменились их требования к образованию, воспитанию и развитию детей в дошкольный период жизни. Родители желают быть активными участниками педагогического процесса, они готовы к участию в реализации программы дошкольного образования. В настоящее время родителям предоставлено право самостоятельно определять время начала обучения своего ребенка в школе. На современном этапе на первое место выдвигается не обучение дошкольника чтению, письму, счету, иностранному языку и т. д., а формирование функциональной готовности к школьному обучению, социальной зрелости. Так в последние годы в обиход вошел новый термин «предшкольное образование».
Среди последних правовых документов в сфере образования детей дошкольного возраста ФГОС ДО выступает основным. Введение ФГОС ДО, опирающийся на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования дают возможность определить значение дошкольного образования в общей непрерывной системе образования. В нем задаются новые координаты развития дошкольного образования и обозначаются критерии его качества. Дать ребенку наиграться, создать для него достойную развивающую среду, помогать в ней развиваться, находясь при этом не над ребенком, а вместе, рядом. Развить в ребенке мотивацию — «Хочу узнать!» Позволять детям говорить, мыслить самостоятельно, искать ответы на вопросы, прививать детям жажду открытий в получении знаний — вот главная задача дошкольного образования, ставшего отныне первой ступенью образования.
Современный педагог ДОУ должен быть компетентен:
-в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;
-в организации различных видов деятельности воспитанников;
-в осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;
-в методическом обеспечении образовательного процесса;
-в реализации информационно-коммуникативных технологий;
-в обеспечении инклюзивных подходов в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.
Применение информационно-компьютерных технологий в дошкольном образовании позволяет педагогам изменить содержание, применять новые нетрадиционные методы и организационные формы обучения. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решать задачи актуальные для специалистов системы дошкольного образования:
-дополнительная информация;
-разнообразный иллюстративный материал;
-возможность распространения новых методических идей и дидактических пособий.
Использование интернет-ресурсов позволяет педагогам принимать участие в межрегиональных и международных конференциях, вебинарах, семинарах и конкурсах. Очень важно формировать информационную культуру у детей. При использовании информационных ресурсов в работе с дошкольниками, необходимо руководствоваться «Методическими рекомендациями» по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.
Одной из важнейших задач современной дошкольной педагогики является забота о здоровье ребенка. Современное общество все больше предъявляет требований к физическому, психическому, личностному развитию детей, старается сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе. Возрастает потребность реализации педагогами ДОУ технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и развития психофизического потенциала дошкольников, активизацию двигательной деятельности, что обеспечит успешную адаптацию детей к разнонаправленным нагрузкам школьного обучения. Реализуемые технологии помогают формировать у дошкольников, их родителей, педагогов стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
В ФГОС ДО раскрывает сущность двигательной активности, реализуемой в направлении «Физическое развитие». Современные здоровьесберегающие технологии отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре; использование развивающих форм оздоровительной работы с детьми. Их цель в дошкольном образовании — обеспечение высокого уровня реального здоровья детей и воспитание физической культуры, позволяющей дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Особое внимание следует уделить системе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и школы в условиях непрерывного образования. Подготовка ребенка к школе начинается задолго до его выпуска из дошкольного образовательного учреждения. Первым педагогом ребенка становится воспитатель. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, определяет основные ориентиры реализации образовательной программы. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Одной из задач «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования). В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что образовательные программы дошкольного образования направлены, в том числе на достижение необходимого и достаточного уровня развития для успешного освоения детьми образовательных программ начального общего образования.
Развитие образования может осуществляться само по себе, но является эффективным только в том случае, если оно управляется и совершенствуется в процессах управления, опираясь на научный подход. Значительное место в совершенствовании управления образованием занимает реформирование. И это является сегодня главным фактором управления образованием. Понятие «качество дошкольного образования» анализируется, исходя из трех различных аспектов, В общегосударственном аспекте качество дошкольного образования можно определить мерой ее адекватности социально-экономическим условиям общества. Здесь качество дошкольного образования соприкасается с такими аспектами, как уровень жизни, экономический потенциал страны и т. д. В социальном аспекте оно определяется соответствием образовательных услуг реальному запросу родителей. Качество дошкольного образования в педагогическом аспекте может означать реализацию принципа вариативности в образовании, переход к личностно-ориентированному взаимодействию педагога с детьми. Понятие «качество» многогранно и с позиции каждого его участника трактуется по-разному.
Для детей — это обучение в интересной для них игровой форме.
Для родителей — это эффективное обучение детей, то есть обучение по Программам, хорошо готовившим их детей к обучению вы школе.
Для педагогов — это положительная оценка их деятельности руководителем дошкольного учреждения, родителями.
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования психических и физических качеств, необходимых человеку в течение всей жизни. Иными словами, заниматься образованием ребенка дошкольного возраста — все равно, что закладывать фундамент огромного здания. Именно на этой основе будут строиться и развиваться в дальнейшем характер, навыки, способности, Безусловно, стоит позаботиться о том, чтобы этот фундамент был прочным и надежным.
Вариативность программ дошкольного образования
Современная система образования представлена дошкольными образовательными заведениями шести видов, поэтому, образовательные программы, ориентированные на ДОУ, представлены различными вариантами. При этом, установлены ФГОС ДУ, регламентирующие реализацию образовательных программ ДОУ и, выдвигающие требования к их разработке.
Все программы дошкольного образования делятся на два типа:
- Комплексные программы – это общеразвивающие программы, ориентированные на реализацию обучения по всем основным направлениям развития детей: физическое, социальное, речевое, нравственное, познавательное, художественно-эстетическое, коммуникативное, личностное. Данные программы включают в себя мероприятия по раскрытию основных способностей ребенка, активизации его творческого потенциала, познавательных возможностей и развитие особенных видов детской деятельности, характерных для конкретной возрастной группы: предметная, игровая, изобразительная, театральная, музыкальная, конструирование.
- Парциальные программы – это специализированные программы, ориентированные на развитие дошкольников по конкретному направлению. Это могут быть программы здоровьесбережения, программы коррекционного обучения, программы экологического и патриотического развития, программы по освоению нестандартных видов деятельности (раннее чтение, рукоделие, приготовление пищи и т.д.).