Что представляет собой национально-региональный компонент в ООД?
Будем мыслить вместе логически. Для этого разберемся, что такое национально-региональный компонент в процессе ООД – организованной образовательной деятельности.
Итак, современные образовательные программы обязательно включают региональный компонент в процесс обучения, развития и воспитания для реализации принципа целостности и интеграции дошкольного образования с учетом этнокультурных, климатических, географических, исторических особенностей конкретного региона. А реализуется этот компонент через разнообразную деятельность детей в ДОУ.
Региональный компонент состоит из трех направлений: изучение этнокультуры своего края, второго национального языка и истории региона.
Рассмотрим виды деятельности, через которые реализуется национальный компонент:
- Игровая деятельность – тематические национальные сюжетно-ролевые игры;
- Изобразительная деятельность – лепка, рисунок, аппликация с национальными мотивами и вступительными беседами соответствующей тематики;
- Физическая культура – подвижные народные игры;
- Специальные мероприятия: праздники, утренники, гулянья с национальным уклоном;
- Познавательная деятельность: экскурсии, посещение музея, выставок народного искусства;
- Образовательная и развивающая деятельность – беседы, чтение художественной литературы на тему истории, культуры, языка региона, пальчиковые народные игры, потешки, стихи;
- Музыкальные занятия – разучивание народных песен, танцев, знакомство с этноинструментами.
Из этого следует, что региональный компонент не осуществляется как обособленный вид совместной деятельности воспитателя и дошкольников, а как постоянный элемент образовательного процесса. Допустим, лепка национальной игрушки, рисование узора рушника, аппликация народный кувшин – это и есть реализация национального компонента.
А перед занятием мы делаем вводную беседу, в которой знакомим деток с каким-либо аспектом национальной культуры, истории. Что касается изучения второго национального языка, то для этого есть специальные программы. Честно, я не очень компетентна в этом вопросе. Возможно, помимо ежедневной деятельности по обычной программе, на изучение родного языка отводится дополнительное время.
Региональный компонент в дополнительном образовании — актуальность и перспективы (из опыта работы)
Автор: Денисова Ольга Леонидовна
Региональный компонент в дополнительном образовании – актуальность и перспективы (из опыта работы)
В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный.
Национально-региональный компонент
предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
Региональный компонент является составной частью образования. В задачи регионального компонента входит формирование у каждого ребенка системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение к народному искусству.
В нашем учреждении региональный компонент появился в 2000 году и включал в себя содержание образования, непосредственно связанное с национальными, региональными и местными социально-культурными факторами.
Являясь руководителем детского объединения «Безликая кукла» в процессе практической деятельности по своей образовательной программе «Кукла из бабушкиного сундука» определила следующие моменты регионального компонента, способствующие формированию у детей любви не только к окружающему их миру, но и уважение к традициям и укладу жизни той территории, где они проживают.
-проживание в Красновишерском районе коми-язьвинцев;
— литературное творчество о родном крае
— проектная деятельность
Коми-язьвинцы
На земном шаре насчитывается всего две тысячи человек, которые считают себя коми-язьвинскими пермяками. Все они живут у нас в Красновишерском районе в деревнях Антипина, Паршакова, Ванькова и Верх-Язьва. Их отличает от коми-пермяков не только место обитания и вера (все они старообрядцы), но и язык. Это заметила учитель родного языка Паршаковской средней школы Анна Лазаревна ПАРШАКОВА, автор коми-язьвинского букваря Кроме исторических сведений о коми-язьвинцев говорим о традициях и обычаях, в том числе о празднике Сарчик, праздник встречи весны, приуроченный к Николину дню 22 мая и изготавливаем куклу Птичку, говоря «Сарчик прилетел – весну на хвосте принес».
Работы Коржимановой Вики, 8 лет Сарчик, Подвинцевой Полины Птица Радость принимали участие в краевом конкурсе Дарования Прикамья.
Литературное творчество о родном крае
Немало литературных произведений написано о Вишерском крае
Учитель истории школы №4 Яковлев Игорь Владимирович является автором книги «У древних скал». Игорь Владимирович собрал были, легенды, сказания о памятниках природы Вишерского края. Прочитав книгу дети выполнили работы панно из соленого теста. Работа Новиковой Анны, 9 лет, принимала участие в районной выставке, посвященной юбилею г.Красновишерска и краевом конкурсе Дарования Прикамья.
С 2011 года в своей деятельности начала применять метод проектов. Наши проекты учебные. Они прописаны в образовательной программе.
Особенность наших учебных проектов в том, что эти проекты КОЛЛЕКТИВНЫЕ, то есть над проектом работают все дети детского объединения одновременно ( 1, 2 и 3 год обучения). Различие состоит в том, что повышается степень сложности, выполняемой работы, используются различные материалы и техники.
В моей образовательной программе 3 учебных проекта – «День Матери», «Рождество Христово», «Светлая Пасха». При создании проектов дети не только обогащают свои знания и умения, но и развивают художественный вкус, творческое мышление, т.к. создают декоративные изделия по своему замыслу. При работе над творческим проектом «День Матери» дети самостоятельно изучают историю возникновения праздника в России, составляют небольшие подборки песен и стихов о мамах, пишут сочинения, рисую портреты своих мам, изготавливают куклу-оберег «Кормилица – символ материнства». Мещуров Сергей представлял на школьной конференции итог коллективной работы группы 1 года обучения по теме «Кукла кормилица — символ материнства», Белькова Екатерина создала свой, отличный от известных, образ куклы «Куватки» с пышным головным убором. Итоги проекта представляются детьми в виде презентаций, стенгазет, буклетов. Обязательно проводим праздник для мам, читаем им стихи, поздравляем, дарим подарки, изготовленные своими руками.
Пасха светлый весенний праздник, когда хочется что-то подарить близким людям. В качестве таких подарков , мы делаем пасхальные сувениры: яйца из картона, обтянутые светлой тканью, обрамленные кружевом, тесьмой и атласными ленточками, с христианской символикой, корзиночки и подставки для яиц из бумаги, шпагата, магниты – даем свободу творчеству, но обязательно соблюдаем правила композиции и учимся работать с цветом. Обговариваем с детьми, что перед Пасхой – длительный пост, что это такое и для чего он. Темы небольших исследований дети выбирают сами: история возникновения праздника Пасхи, рецепт пасхального кулича в моей семье, традиции и обычаи Пасхи и т.д..Дети с удовольствием дома делают секретную коробку-сундучок, куда складывают изготовленные подарки, чтобы в день Пасхи их подарить. Все это проходит в рамках учебного проекта «Светлая Пасха» . Обязательно проводится игровая программа с пасхальными яйцами . С удивлением дети узнают, что была такая игра «Катание яиц», где призом- подарком было другое, выигранное, яйцо или какой- то сувенир. В этом году впервые в рамках этого проекта была проведена маленькая благотворительная акция. Дети изготовили игрушку «Зайчик на пальчик» и игрушки были подарены малышам.
Работа над проектом «Рождество Христово» начинается со знакомства с мифологическими корнями народного крестьянского календаря, обрядами, которые соблюдаются частично и в наше время. Дети с удовольствием ищут и разучивают колядки, изготавливают кукол «Ангел», «Коляда», «Коза». Реализация проекта имеет свои результаты.
Одна из приоритетных задач, стоящих перед современным образованием, – научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России, ибо мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и национальных особенностей равносильна не только потере своего прошлого, но и лишению себя будущего. Регионализация – одно из стратегических направлений развития образования в нашей стране.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что дополнительное образование, идя рука об руку, с основным образованием и помогает воспитанию личности ребенка
-любящего свой край и своё Отечество, знающего русский и родной язык, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции.
Прикрепленные файлы: comments powered by HyperComments
Кружковая работа как способ реализации национально-регионального компонента программы
Обычно кружковая деятельность в садике организовывается по решению руководства и родителей воспитанников. В начале учебного года или в конце предыдущего делается опрос по поводу необходимости дополнительного образования для деток в виде кружков во второй половине дня. Это могут быть разные направления, в том числе – изучения языка, народных промыслов, творчества, истории края.
Это все не должно происходить стихийно, как нам захочется. Но, по желанию воспитателя, он может инициировать создание кружка и вести его, если утвердит сие желание руководство. По моему опыту, народных кружков почти не наблюдается, дети вне программы дополнительно занимаются иностранными языками, танцами, спортом, также практикуется кружок по грамоте, счету.
Вывод: региональный компонент отдельно не прописывается, а в рамках ежедневной образовательной программы, но возможно, по желанию вести кружок по национальному направлению.
Надеюсь, ответила на вопрос? Если что не так, пишите, дополню информацию или уточню. Подписывайтесь на обновления и делитесь статьей с друзьями. До встречи!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
МБДОУ №10 «Светлячок»
Любимый край степной…
Любимый край Донской
И луг цветущий здесь весной…
И степь Донская всегда со мной
И вся вот эта красота …
Казачья Родина моя !
Дошкольный возраст — благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно — патриотических чувств. ФГОС рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины — с того место, где ты родился и живешь. Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников. Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент. Региональный компонент — это часть включающая материалы о регионе.
Для реализации регионального компонента в ДОУ созданы достаточные условия, которые приводятся в соответствие с ФГОС, а именно разработаны:
— «Программа введения казачьего компонента в образовательный процесс Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10 „Светлячок“ на 2015-2018 гг.»;
— «Рабочая программа по приобщению дошкольньков к культуре родного края „На вольном ,на синет ,на тихом Дону…“кружка „Казачок“ Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10 „Светлячок“»;
— Календарно-тематическое планирование работы кружка «Казачок» по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей Донского края(старшая подгруппа разновозрастной группы)Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10 «Светлячок».
Работу по реализации регионального компонента начали с обогащение развивающей среды (1 этап) Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни предков, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей, сборники музыкальных произведений. Работа с семьей (2 этап) Важным условием эффективной реализации казачьего компонента дошкольников является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Мы глубоко убеждены, что семья — это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации. В нашем детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции и т. д. Родители в свою очередь помогают собирать экспонаты для мини музея, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, оформляют развивающую среду являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.
На территории дошкольного учреждения расположен уголок сада, где дошкольники знакомятся с деревьями и кустарниками местности, в которой живут, имеется цветник, за которым ухаживают воспитанники. В разновозрастной группе оформлен патриотический уголок, в котором находится иллюстративный материал, фотоальбомы по ознакомлению дошкольников с семьей, детским садом, хутором, символикой, животными и растениями Ростовской области, где дети в условиях свободного доступа могут пополнять и закреплять свои знания о малой родине. Кроме того, в ДОУ оборудован мини-музей «Казачья горница», который оформлен в виде русской избы, где представлены предметы быта казаков (прялка, ухват, чугунки, утюги, коромысло, казачьи костюмы, глиняная посуда (горшки).Воспитатели используют экспонаты для проведения непосредственно образовательной деятельности и тематических мероприятий. Любой предмет из мини-музея может стать предметом интересной беседы, или даже цикла бесед.
Мини-музей — это результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей (законных представителей). Создание мини — музея помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории Донского края, культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
Организуя работу по патриотическому воспитанию, педагоги детского сада используют различные формы и методы работы:
- целевые прогулки и экскурсии по территории хутора;
- наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике поселка;
- беседы о родном хуторе;
- использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок);
- слушание песен о родном крае;
- привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
- поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, правильно вести себя в общественных местах;
- воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда.
Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: «Покрова», «Рождественские колокола», «Масленица», «День матери казачки».
За короткий период реализации регионального компонента воспитателями проделана большая работа в накоплении и собирании материала по данной теме.
И как итог такой совместной, плодотворной работы в 2016 г. на основании приказа Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области от 30.05.2016 г. № 81 «О присвоении статуса „казачье“ образовательным учреждениям» Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению присвоен
.