Системно-деятельностный подход как основа ФГОС дошкольного образования


Значимость преобразований в системе дополнительного обучения

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход к каждому ребенку, формирование у подрастающего поколения способности решать сложные проблемы и задачи. Современное общество выдвигает серьезные требования к процессу дополнительного образования. России необходимы нравственные, образованные, предприимчивые молодые люди, которые способны прогнозировать результаты своих поступков, готовые ощущать гордость и ответственность за свою семью, страну.

Так как приоритетом образовательной системы и общества считается подготовка молодежи, вступающей в новую жизнь, то результат обучения характеризуется их успешной адаптацией в социуме.

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС направлен на создание оптимальных условий для самореализации подрастающего поколения постиндустриального общества. Учитель не может «вылепить», «сделать» ребенка при пассивном варианте обучения и воспитания. Только при вовлечении школьников в совместную деятельность можно получить желаемый результат, выполнить социальный заказ в полном объеме.

Системно — деятельностный подход как основа реализации ФГОС ДО

Системно — деятельностный подход как основа реализации ФГОС ДО

Авторы: МоряковаА.В., Трегулова Л.Е., Хисамутдинова Л.Х.

(Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» ЗМР РТ, г. Зеленодольск )

«Нужно, чтобы дети, по возможности,

учились самостоятельно, а учитель руководил

этим самостоятельным процессом и

давал для него материал»

К.Д. Ушинский.

Системно — деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения.

В основе ФГОС лежит системно — деятельностный подход, который обеспечивает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • разработку содержания и технологий образования, определяющих пути и способы личностного и познавательного развития обучающихся;
  • развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира;
  • признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Задача современного ДОУ — подготовить выпускника, обладающего способностью и желанием получать знания, позволяющие ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Использование системно — деятельностного подхода в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника ДОУ.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, развивать у дошкольников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Этого позволяет добиться системно — деятельностный подход в обучении, основная цель которого — научить учиться.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ребёнок, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе).

4. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в ДОУ и на занятии доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Целостная структура включает в себя шесть последовательных этапов:

  1. Введение в ситуацию;
  2. Актуализация;
  3. Затруднение в ситуации;
  4. Открытие детьми нового знания (способа действия);
  5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка;
  6. Осмысление (итог).

Введение в ситуацию

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включение в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель»). Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью.

Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом.

Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все предыдущие этапы.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?»

Первым вопросом («Хотите?») педагог показывает возможность свободы выбора ребенком деятельности. Не случайно следующий вопрос звучит: «Сможете?» На этот вопрос обычно все дети отвечают: «Да! Сможем!» Задавая вопросы в такой последовательности, воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы.

На этапе введения в ситуацию полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо» — «хочу» — «могу»). И вместе с тем осуществляется содержательная интеграция образовательных областей и формирование важнейших интегративных качеств личности.

Актуализация

Данный этап можно назвать подготовительным к следующим этапам, на которых дети как раз и должны сделать «открытие» для себя нового знания. Здесь в процессе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр.), а также знания и опыт детей, необходимые им для самостоятельного построения нового способа действия. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог, как грамотный организатор, ведет их к новым открытиям.

Помимо тренировки мыслительных операций и актуализации опыта детей, воспитатель обращает внимание на развитие таких интегративных качеств, как умение слушать взрослого, выполнять его инструкции, работать по правилу и образцу, находить и исправлять свои ошибки и т.д.

Этап актуализации, как и все остальные этапы, должен быть пронизан воспитательными задачами, формированием у детей первичных ценностных представлений о том, что хорошо и что плохо (например, нельзя драться, обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и т.д.).

Затруднение в ситуации

Данный этап является ключевым, так как содержит, как в «зернышке», основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, позволяющие определить верный путь преодоления затруднения. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности.

Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» — «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Так как затруднение является личностно значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской» цели), у ребенка возникает внутренняя потребность в его преодолении, т. е. теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для развития у детей любознательности, активности, познавательного интереса.

В младшем дошкольном возрасте данный этап завершается словами взрослого: «Значит, что нам надо узнать.», а в старших группах вопросом: «Что сейчас вам надо узнать?» Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной («взрослой») цели, при этом цель проговаривается ими во внешней речи.

Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под руководством взрослого) назвали причину затруднения.

Открытие детьми нового знания (способа действия)

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний.

С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «придумаю сам», «спрошу у того, кто знает». Взрослый побуждает детей задавать вопросы, учит грамотно формулировать их.

В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ преодоления затруднения: «Придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), воспитатель организует самостоятельное построение детьми нового знания (способа действия), которое фиксируется детьми в речи и знаках. У детей развивается такое важное интегративное качество, как «способность решать адекватные возрасту интеллектуальные и личностные задачи (проблемы)». Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, постепенно осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания.

Таким образом, дети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) «открытия» нового знания.

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

На данном этапе воспитатель предлагает ситуации, в которых новое знание (построенный способ) используется совместно с освоенными ранее способами. При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, применять правило, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте используются вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?»). В старшей и подготовительной группах отдельные задания могут выполняться в рабочих тетрадях (например, при игре в «Школу»).

Развиваются умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий для решения новых задач (проблем), преобразовывать способы решения задач (проблем). Особое внимание на данном этапе уделяется развитию умения контролировать способ выполнения своих действий и действий своих сверстников.

Осмысление (итог)

Данный этап является необходимым элементом в структуре рефлексивной самоорганизации, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

С помощью системы вопросов «Где были?» — «Чем занимались?» — «Кому помогли?»воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели.

Далее с помощью вопроса «Почему вам это удалось?» воспитатель подводит детей к тому, что они достигли «детскую» цель благодаря тому, что узнали новое и чему-то научились. Таким образом, он сводит «детскую» и учебную («взрослую») цели и создает ситуацию успеха: «Вам удалось. потому что вы узнали (научились).» В младших группах воспитатель проговаривает условия достижения «детской» цели сам, а в старших группах дети уже способны самостоятельно определить и озвучить условия достижения цели. Учитывая значение эмоций в жизни дошкольника, особое внимание здесь следует уделить созданию условий для получения каждым ребенком радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела.

Системно-деятельностный подход в образовании — это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения. Основная идея деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъективности ребенка.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» А. Дистерверг

Литература:

  1. А. Г. Асмолов. Системно – деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения.
  2. Абдиллина Л.Э., Петерсон Л.Г., Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников// Управление ДОУ.- 2013.-№ 2
  3. А.А. Леонтьев. Технология развивающего обучения: некоторые соображения // «Школа 2000.» Концепции. Программы. Технологии. Вып. 2. – М., 1998.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование.-1998.- с.60-65
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2013
  6. Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006.
  7. Каталог «Дошкольное образование. Все о дошкольном образовании: методики, статьи советы родителям, обучающие игры, пособия, материалы, сказки» -http:\\www.shcool.edu.ru

Новые образовательные траектории

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС предполагает оценку качества образования по определенным критериям:

  • результаты обучения имеют личностный и социально-значимый характер;
  • качественные знания позволяют ребятам выстраивать индивидуальные образовательные траектории для личностного развития;
  • дифференциация обучения допускается при сохранении единства теоретического материала;
  • проявляется повышенная мотивация школьников к учебе;
  • создаются условия для личностного и общекультурного совершенствования;
  • формирование компетентностей осуществляется в разных предметных областях.

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС имеет практическое значение, он является актуальным и востребованным в современном обществе.

История формирования

Идея объединить деятельностный и системный подходы была предложена отечественными учеными и педагогами. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС появился в 1985 году. Среди его разработчиков выделим Э. В. Ильенкова, Э. Г. Юдина, психолога А. Г. Асмолова. Разработчики новой образовательной системы внимательно изучили опыт зарубежных коллег, а также методики развивающего и опережающего обучения, созданные Л. С. Выготским, Л. В. Занковым, Д. Б. Элькониным.

Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС стал результатом синтеза разных инновационных технологий, созданных в 20-м веке зарубежными и отечественными психологами и учеными. Он включил в себя лучший педагогический опыт нескольких десятилетий. Сегодня системно-деятельностный подход — это основа отечественного образования на всех ступенях, включая дошкольную систему.

Регламентируется воспитательный процесс в ДОУ государственными стандартами, разработанными к дошкольной образовательной программе.

ДЕТСТВО-ГИД

В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.

Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности дошкольников, при котором они не пассивно воспринимают и запоминают информацию, а сами активно участвуют в процессе познания.

В настоящее время деятельностный подход является основой для организации всего образовательного процесса в ДОУ.

Основные идеи деятельностного подхода в дошкольном образовании:

  1. Психика ребенка развивается в деятельности.
  2. На основе внешней деятельности с предметами и объектами формируется внутренняя (интеллектуальная) деятельность.
  3. Каждый этап психического развития ребенка характеризуется ведущим видом деятельности.
  4. Индивидуальные особенности ребенка влияют на отношение его к деятельности и качество освоения деятельности.

Таким образом, педагог должен помнить, что ребенок как личность развивается в деятельности. Только через собственную деятельность он усваивает научные достижения и культуру, способы познания мира, формирует и совершенствует личностные качества.

Поэтому необходимо построить такое взаимодействие, при котором будет происходить не передача готовых знаний, а организация детской деятельности, в процессе которой дети сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных ситуаций и задач. Знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в процессе активных действий самих дошкольников.

Решение проблемных ситуаций подразумевает и определенный уровень трудности, ведь у ребенка нет готовых способов их разрешения, ему необходимо найти решение самостоятельно. В результате у воспитанников развивается способность к поисковой деятельности, направленность на достижение цели, а найденные ими способы обобщаются и свободно используются в новых ситуациях.

Приведу один пример, в котором очень хорошо виден алгоритм решения подобных проблемных ситуаций.

Детям было пред­ложено задание: перенести строительные ку­бики в противоположный угол игровой комнаты (группы) как можно быстрее. (Мотивация: нужно помочь поросятам очень быстро построить домик, чтобы спрятаться в нем от волка.) Дети, толкаясь и мешая друг другу, постарались быстро перенести в руках кубики в противоположный угол группы.

Педагог похвалила их и спросила: «А как ещё можно было быстро перенести кубики? Какие ещё есть способы?». И оказалось, что дошкольники знают много других способов решения этой ситуации:

— положить кубики в кузов игрушечной машины и перевезти;

— встать плечом к плечу и передавать кубики из рук в руки по цепочке;

— положить кубики в большую сумку и перенести и др. способы.

Самое главное — дети поняли, что есть различные способы решения данной проблемы.

В этом суть деятельностного подхода — не только усвоить конкретные знания и навыки, но и овладеть способами действий (как это сделать), то есть научиться управлять своей деятельностью.

Чтобы применять деятельностный подход, педагогу нужно обязательно использовать активные методики и образовательные технологии. (Несколько технологий я полностью раскрыла в книге «Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для воспитателей» в разделе 3. «Применение технологий по некоторым направлениям развития дошкольников»).

Получается, что ребенок у нас уже не объект, а участник своего же обучения. Педагог в этом случае — не единственный источник знаний, а наставник, помощник и консультант.

Примеры деятельностного подхода в конспектах занятий можно посмотреть по этим ссылкам:
Что должен знать и уметь ребёнок в три года Что нужно делать, чтобы успешно пройти аттестацию Что такое сюжетно-ролевая игра и зачем нужно играть с детьми Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством творческих проектов >

Сущность подхода

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС дошкольного образования имеет следующую суть:

  • развитие и воспитание личностных качеств, которые в полной мере отвечают запросам информационной среды, современной экономики, на базе толерантности, уважения к представителям других национальностей;
  • системно-деятельностный подход основа ФГОС ДОУ рассматривает как переход в образовательной среде к стратегии социального конструирования и проектирования на базе содержания и методик образования, обеспечение индивидуальности, познавательной активности и личного развития обучающихся;
  • ориентирование на результаты обучения (личность обучающегося формируется на базе усвоения им универсальных учебных действий в процессе познания окружающего мира);
  • решающая роль отводится способам организации деятельности, а также вариантам достижения социального, личностного, познавательного совершенствования воспитанников.

Формы и методы

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС позволяет учитывать возрастные, физиологические, психологические характеристики детей. Особое значение в новой образовательной системе отводится поиску форм общения между наставником и воспитанником для полноценной и продуктивной совместной деятельности.

Новые технологии обеспечивают плавный переход от дошкольного воспитания к ступени школьного обучения.

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС отличается разнообразными организационными формами, позволяет учитывать индивидуальные способности каждого отдельного ученика. Педагоги могут работать не только с одаренными детьми, но и с ребятами, имеющими ограничения по здоровью.

Развитие индивидуальности

В результате совместной плодотворной деятельности дети получают возможность к реализации своего творческого потенциала.

Системно-деятельностный подход – основа эффективной реализации ФГОС второго поколения. Этот метод отличается от традиционных образовательных технологий многообразием форм, возможностью активного включения в поисковую и исследовательскую деятельность.

Чем еще отличаются инновационные образовательные технологии? Системно-деятельностный подход – основа ФГОС ООО, без него трудно выполнить те требования, которые предъявляет общество к уровню современного образования.

Основой для успешности каждого ребенка, формирования его умений, многочисленных компетенций, должна стать систематическая смена способов и видов деятельности, что в полной мере обеспечивают инновационные образовательные технологии.

Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС нуждается в обновленной методической базе. Она предполагает подбор совокупности инновационных подходов и приемов, позволяющих педагогу активизировать собственную деятельность школьников.

«Математика всегда остается для детей трудной работой». Так утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. Мы должны дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.

В наше время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует волевые качества, творческий потенциал личности.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.

Практика показала, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить». Научив ребенка – дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знание в действии.

А помогает им в этом педагог. Вся работа ведется в зоне ближайшего развития: наряду с заданиями, которые дети выполняют сами, им предлагаются задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Успешное самостоятельное преодоление препятствий помогает детям пережить радость победы, формирует желание и умение преодолевать трудности. В итоге все дети осваивают «минимум», но при этом не тормозиться продвижение вперед более подготовленных детей.

Основы деятельностного подхода были заложены в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формировалась в деятельности и в общении с другими людьми. Технология деятельностного метода разработана еще в середине 1990 – х. гг. Данная технология была адаптирована доктором педагогических наук Петерсон Людмилой Георгиевной, являющейся научным руководителем Института системно-деятельностной педагогики.

Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели. Деятельностный подход — это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор возможности.

Деятельностный подход ставит перед педагогом такие задачи как:

1. создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком, мотивированным;

2. учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;

3. помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Идея деятельностного подхода связана с деятельностью как средством развития ребенка. В результате проделанной работы ребенок способен выбирать способы своей деятельности, оценивать себя, конструировать виды деятельности, которые удовлетворяют его потребности в самореализации. А так же контролировать ход и результаты деятельности.

Суть деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не дает готовые образцы, создает, вырабатывает их вместе с детьми, совместный поиск и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода. В основе деятельностного подхода лежат принципы:

1) принцип субъектности воспитания: воспитанник — не объект воспитательно — образовательного процесса, он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.

2) принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены: учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития.

3) принцип учета сензитивных периодов развития: ориентируется на сензитивные периоды развития дошкольников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка.

4) принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых: особое значение имеет положение, сформулированное Л.С. Выготским: « …исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

5) принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности: деятельность должна быть социально — значимой и общественно полезной.

6) принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

7) принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

8) принцип обязательной рефлективности всякой деятельности: рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических состояний, анализ субъекта собственных переживаний.

9) принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;

10) принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности;

11) принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком.

Деятельностный подход предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Золотые правила деятельностного подхода:

  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
  • Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
  • Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
  • Учи анализировать каждый этап работы;
  • Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Специфика подхода

Системно-деятельностный подход в обучении – основа ФГОС дошкольного образования. В конце прошлого века в отечественном образовании внимание уделялось только усвоению знаний. Никто не придавал значения вопросу, связанному с поиском эффективных способов усвоения теории, с развитием индивидуальности, становлением гражданственности и патриотичности у подрастающего поколения.

Обучение основывалось на вербальном способе и формах передачи готовой информации, обезличенности и монотонности, пассивном обучении ребят. Те сведения, которые они вынуждены были заучивать, являлись бесполезными, они не требовались школьникам в повседневной жизни, не способствовали социальной адаптации и успешности в профессии.

Актуальность метода

Создал системно-деятельностный подход Петерсон. Как основа ФГОС им предложена организация и контроль учебной и воспитательной деятельности ребят дошкольного возраста в контексте жизнедеятельности. Обязательным условием является учет жизненных планов, интересов, ценностных ориентиров, использование инновационных приемов и методик.

Новая дошкольная парадигма образования имеет деятельностный вариант. Ее основной целью является развитие личности дошкольника на базе овладения универсальными способами формирования навыков и умений, которые составляют инструментальную основу УУД.

Системно-деятельностный подход – основа ФГОС НОО. Его отличительной особенностью является отведение отдельного внимания процессу развития личности дошкольника, обретения им нравственного, духовного, социального опыта.

Именно такой подход в последнее время стал ведущим научным методом познания и преобразования объектов. Это направление методологии теоретических исследований и социальной практики, базирующееся на рассмотрении различных предметов и объектов в качестве целостных систем, дает возможность выявлять вариативность учебных предметных отраслей.

Федеральные государственные требования нового поколения предполагают выделение во всех учебных дисциплинах определенного количества часов на региональный компонент. Например, в рамках экологического воспитания малыши знакомятся с деревьями, растениями, животными своего края, приобретают опыт толерантного отношения к живой природе.

Сущность приема – в рассмотрении самостоятельных компонентов во взаимосвязи, движении, постоянном развитии и совершенствовании.

Такой деятельностный подход – основа ФГОС ООО, которые в настоящее время внедрены в российское дошкольное образование.

Дифференцированный подход к воспитанию позволяет выявлять системные интегративные свойства, а также качественные характеристики, необходимые для гармоничного развития подрастающего поколения России.

Исторический, функциональный, предметный аспекты комплексного подхода нуждаются в совокупности таких принципов анализа, как конкретность, историзм, учет развития и всесторонних связей.

Культурно-исторический аспект базируется на теоретических положениях педагогической концепции Гальперина, Леонтьева, Выготского. Они уделяли особое внимание основным психологическим закономерностям процессов воспитания и обучения, структуре образовательной деятельности дошкольников с обязательным учетом основных особенностей индивидуального возрастного развития детей.

Основной тип мышления, который связан с новой образовательной концепцией, предполагает эмпирическое мышление. Ребенок получает возможность подбирать собственное содержание образования, выбирать в большом объеме те направления, которые интересны детям.

«Технологии деятельностного подхода в практике работы ДОУ»

Макаревич Светлана Юрьевна

заместитель заведующего по воспитательной

и методической работе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Центр развития ребёнка – детский сад № 21 «Капелька»

«Технологии деятельностного подхода в практике работы ДОУ»

Аннотация: в статье представлен опыт работы муниципальной базовой площадки детского сада Петрозаводского городского округа. Раскрыты возможности реализации системно – деятельностного подхода в работе ДОУ и использования современных педагогических технологий.

Ключевые слова:

Деятельность

— процесс (процессы) сознательного активного взаимодействия субъекта (разумного существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C#:~:text=%D0%94%D0%B5%CC%81%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%E2%80%94%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%20(%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D1%8B)%20%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE,%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%BE%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%2C%20%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%8F%20%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B8.

Системно — деятельностный подход

– методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения.
Системно

деятельностный подход
позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

https://www.yugschool2.ru/images/fgos/fgossoo/2/sdp.pdf

Педагогическая технология

– это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. ( В.А.Сластенин)

https://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node3.html

Образовательный квест

— проблема, реализующая образовательные задачи, отличающаяся от учебной проблемы элементами сюжета, ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации, для решения которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.

Кейс технология

— это интерактивная
технология
для обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.

https://www.google.com/search?sxsrf=AOaemvLMG5iCkrCa2YuECalNZK0m9rBicA:1630848450702&q=%D0%A7%D1%82%D0%BE+%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5+%D0%BA%D0%B5%D0%B9%D1%81+%D0%B2+%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8+%D0%BA%D0%B5%D0%B9%D1%81+%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%3F&sa=X&ved=2ahUKEwiKjdj09-fyAhU0SPEDHddCBDcQzmd6BAghEAU&biw=1317&bih=593

«Сегодня идти в ногу со временем – это значит отставать.

Время надо опережать. Увидьте себя в будущем.

А если увидели – постройте его».

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности воспитанника. Мы понимаем, что детский сад может, с нашей помощью может стать местом, где ребёнок получит возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Используя возможности образовательного учреждения, и профессионализм педагогов ребёнок может овладеть опытом познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей.

Все это можно реализовать в разных видах детской деятельности через внедрение педагогических технологий.

Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер образовательного процесса и способы деятельности воспитанников. Нам необходимо для успешной социализации и адаптации воспитанников сформировать у них желание узнавать, открывать, научаться новому, то есть формировать познавательный мотив и понимание того, что именно нужно выяснить, освоить.

Это влечёт за собой изменение образовательной и предметно – пространственной среды, обновление методов, приёмов, технологий в работе с воспитанниками. Образовательное пространство должно давать возможность для эффективного развития способностей и потребностей всех участников образовательного пространства. Это означает изменение отношения педагога к привычным способам его деятельности, что и предусматривает деятельностный метод.

Таким образом, мы пришли к выводу, что работа в этом направлении очень своевременна, актуальна и интересна для педагогов. Правильный выбор современных педагогических технологий с учетом предъявляемых к ним требований и внедрению их в практику детского сада позволит успешно решать сегодня основные задачи образования и воспитания детей.

Планируя организацию работы площадки, мы проанализировали все наши возможности: человеческие, материальные, информационные и сделали вывод, что нам есть чем поделиться с педагогами города. А при возможности привлечь к работе социальные институты, работа площадки получит научную поддержку.

Начина работу по реализации проекта нами была сформулированы цели деятельности:

1.Обеспечение осмысления основ современных образовательных технологий деятельностного типа.

2.Обучение педагогов приемам и механизмам использования педагогических технологий для достижения планируемых результатов в образовательной деятельности.

3.Создание условий для построения образовательного пространства ДОУ на основе использования технологий деятельностного типа, обеспечивающего успешность дошкольника.

Определены Задачи для реализации цели проекта:

1.Организовать систему обучающих семинаров.

2. Организовать систему мероприятий по презентации опыта работа по проекту.

3.Организовать круглый стол по обмену опытом организации образовательной деятельности с использованием технологии.

4.Организация вариативного образовательного пространства с позиции возможностей формирования ключевых компетентностей дошкольников через использование технологий деятельностного типа.

5.Повышение качества образовательного процесса и уровня профессиональной подготовки педагогов.

Для реализации целей и задач площадки мы разработали и реализовали систему работы с педагогами с привлечением социальных институтов, обеспечивающих научную поддержку работы площадки.

Возможность использования воспитателями и специалистами современных педагогических технологий, использование гибкой тактики руководства детской, в том числе игровой деятельностью, организация вариативного образовательного пространства с позиции возможностей формирования начальных ключевых компетентностей дошкольников.

Мы определили сроки и этапы реализации проекта. На первом информационно-подготовительном этапе мы поставили цель

изучения возможностей и потребностей педагогического коллектива в вопросах использования системно – деятельностного подхода в организации пространства группы и технологий деятельностного типа в разных видах детской деятельности.
Для реализации цели мы спланировали следующие мероприятия:
1.Запуск диагностические листов по определению использованию технологий деятельностного типа в разных видах детской деятельности.

2.Изучение научно-методической литературы по проблеме.

3.Составление плана обучающих семинаров.

Очень важно было определить уровень знаний, которыми владеют педагоги в направлении работы проекта и организовать работу по обучению педагогов, создать постоянную группу обучающихся педагогов, определить партнёров проекта. Ими стали:

· МАУ ДПО «ЦРО»

· ГАПОУ РК «Петрозаводский педагогический колледж»

· ПетрГУ

· ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»»

· Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Лицей № 1»

· Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Лицей № 40»

· МДОУ и МОУ Петрозаводского городского округа.

Результатом этого этапа стало: теоретическая подготовка педагогов к проведению практической работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведен мониторинг (условий и компетентности). Подготовительный этап стал первой ступенью к главному практическому этапу

, целью которого было апробировать и внедрить в рабочий процесс педагогические технологии деятельностного типа. Преобразовать образовательную среду. Для этого необходимо было:

· Информирование сотрудников и родителей о начале реализации проекта.

· Выбрать педагогические технологии и проанализировать возможность применение их на практике.

· Повысить компетентности педагогов в сфере системно – деятельностного подхода (методические объединения, семинары – практикумы, практико – ориентированные семинары, консультации, мастер-классы, круглые столы, презентация опыта работы и др.).

Результатом этого этапа стала демонстрация образовательной деятельности на основе СДП (с составлением технологической карты), с использованием различных педагогических технологий во все виды детской деятельности, в практику работы педагогов. Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой, создание условий для индивидуализации среды. И самый главный эффект этого этапа возможность продемонстрировать профессионализм и умение наших педагогов в использовании педагогических технологий в работе с воспитанниками. Ещё один успешный результат, это демонстрация возможности применения технологий не зависимо от возраста воспитанников. Далее у педагогов была возможность на круглом столе обсудить работу, поделиться своим опытом по использованию педагогических технологий в практике работы.

Игровой квест в 1 младшей группе

«Поможем медвежонку»

Игровое занятие по введению в математику с использованием технологии кейса во 2 младшей группе
.
Игровой квест по познавательному развитию в 1 младшей группе. Совместная деятельность по составлению интеллект карты в старшей группе

Оценочный этап

был направлен на подведение итогов эффективности работы площадки по использованию педагогических технологий. На этом этапе все участники проекта готовили и презентовали свой образовательный продукт, с использованием разных технологий по желанию педагога с его последующей защитой. На защите присутствовал кандидат педагогических наук, методист Института развития образования Республики Карелия Макарова Елена Дмитриевна. Педагоги получили оценку результатов своей работы, увидели сильные стороны своей работы и определили направления для дальнейшей деятельности.

На каждом мероприятии, каждого этапа участникам предлагался буклет, где кратко был представлен материал встречи. Например: «Деятельностный подход — основное требование организации работы в ДОУ», «Использование кейс технологии в практике работы педагога ДОУ», «Педагогические технологии, основанные на деятельностном подходе» и другие.

На заключительном, рекламном этапе мы презентовали эффекты и перспективы реализации работы проекта на площадке МАУ ДПО «Центра развития образования».

Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовыми к решению различных задач и самостоятельному принятию решений, а педагоги вырасли профессионально, приобрели новые компетенции. В результате данного проекта создана эффективная система работы в детском саду по внедрению в работу ДОУ системно – деятельностного подхода и педагогических технологий деятельностиного типа.

Список литературы

1.Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 — №4. — С18-22.

2.Атемаскина Ю.В.Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно – методическое пособие/Ю.В.Атемаскина. СПб.: Детство Пресс,2012. – 112 с.

3.Дозморова Е.В. Нова система оценивания образовательных результатов//Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса/сот. Т.В. Расташанская.- Томск: ТОИПКРО,2010.

4. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение: Учебное пособие/Н.В.Матяш.-М.:Академия,213.-272 с.

5.Панфиова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение/А.П.Панфилова. — М.:Academia/2013.-272 с.

6.Петерсон Л. Г., Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…». — М.: 2007.

7.Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. — М., 2006.

8.Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». Москва, 2006 год

9.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998

10.Степанов Е.Н Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва, 2002 год.

11.Эрганова Н.Е.Педагогические технологии в профессиональном обучении: Учебник//Н.Е.Эрганова.-М.:Академия,2018.-224 с.

Преобразования в ДОУ

Системно-деятельностный подход сопровождает модернизацию общей образовательной парадигмы, находящей свое отражение в переходе:

  • От установки цели современного дошкольного образования как усвоения навыков, умений, знаний к постановке цели как способу формирования компетенции учиться, овладевать новыми универсальными навыками.
  • От ограниченности учебного материала рамками предмета предполагается ориентация на понимание учения в качестве способа адаптации в современном обществе.
  • От хаотичной учебной деятельности ребенка происходит переход к разработке индивидуального образовательного пути развития.
  • От индивидуального вида усвоения материала к осознанию важной роли сотрудничества в процессе достижения основных образовательных целей.

Отметим, что ориентированный и компетентностный подходы к обучению не противоречат тем задачам, которые ставят ФГОС второго поколения перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений. Сочетание разнообразных педагогических приемов с проектной и исследовательской деятельностью дает желаемый результат, помогает педагогам формировать у воспитанников все качества, указанные в современной образовательной парадигме.

Системно-деятельностный подход является в настоящее время самым подходящим вариантом для учета психологических и умственных особенностей дошкольников. Он в полной мере соответствует тем приоритетам, которые выбраны для модернизации российской образовательной системы.

Педагогическая инициатива «Наша новая школа», внедренная в современном российском образовании, предъявляет особые требования к профессиональному уровню педагогов РФ. Они должны не просто иметь теоретические знания обо всех особенностях детской психологии, владеть преподаваемым предметом, но и выполнять функции тьютора. Задача современного учителя состоит в помощи ребятам развивать самостоятельность, творческие способности, искать сферу профессиональной деятельности. Ключевой особенностью российского образования должна стать именно воспитательная, а не образовательная деятельность.

Базой, основой педагогической деятельности воспитателя, которая обуславливает и процесс, и конечный результат работы, признана система действий педагога. Она характеризуется особенностями личности учителя, его приоритетами, персональными качествами. Инновации, наблюдаемые в российской системе дошкольного образования, основываются на введении в процесс обучения компетентностного, деятельностного подхода.

Во многих дошкольных учреждениях сегодня наблюдается переход от классического обучения к творческой работе над заданиями воспитанников ДОУ, связанными с теми проблемами, которые будут решать малыши вне стен детского сада.

Признание активной деятельности ребенка в образовательном и воспитательном процессе приводит к совершенствованию представлений о содержании взаимной работы ребенка со сверстниками, воспитателем, родителями.

Теперь даже в детском саду не используется вариант классической трансляции знаний детям от педагога. На смену такому образовательному процессу пришло полноценное сотрудничество. Единоличное руководство воспитателя в подобном сотрудничестве замещено полноценным участием в подборе методов и содержания обучения самими дошкольниками.

Л. С. Выготский сравнивал в подобной ситуации учителя с вагоновожатым, управляющим образовательным и воспитательным процессом.

При реализации системно-деятельностного подхода в отечественном образовании в основу ставят развитие познавательных и учебных мотивов, что требует от воспитателя создания следующих условий:

  • тщательная разработка проблемных ситуаций, развитие творческого отношения дошкольников к познавательному процессу;
  • подбор необходимых средств для самореализации, оценивание дошкольников с учетом их индивидуальных способностей и возможностей;
  • организация максимально плодотворного учебного сотрудничества.

В настоящее время деятельность воспитателя ДОУ предполагает полное осознание целесообразности, своевременности, важности перехода на федеральные стандарты нового поколения. В качестве решающего фактора выступает готовность педагога, работающего в детском дошкольном учреждении, переходить к системно-деятельностному подходу от знаниевой парадигмы.

Воспитатель должен в полном объеме овладеть современной техникой и информационными технологиями, разработать учебно-методический комплект, который будет удовлетворять ФГОС, вооружиться поддержкой материально-технической базы.

Доклад Системно деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Ясли-сад № 352 города Донецка»

Д О К Л А Д

Тема: «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками»

Установочный педсовет

от 2.09.2016г.

Доклад подготовила

воспитатель Iкатегории

Юрченко Т.В.

Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками.

Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Основной задачей их воспитания становится понимание подробного плана развития ребенка, который в нём уже имеется.

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ГОС до).

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в формировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала. Сегодня остро ставится проблема – как развернуть систему образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач предусматривающей воспитание творческого человека, способного к созданию общечеловеческих ценностей: духовных и культурных.

Природа отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал.

Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широко эмоционально – практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком, под руководством взрослого, ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.

Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приёмов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребёнка, развивающих личность ребёнка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.

Системно – деятельностный подход – это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребёнка. Его ключевым моментом является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Этот подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребёнка в учебном процессе.

Целью системно – деятельностного подхода является воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни.

Ребёнок учится самостоятельно ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, то есть учить себя. Такая деятельность является универсальным средством развития.

Системно – деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить).

Роль педагога в осуществлении системно – деятельностного подхода велика, так как именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. В процессе реализации системно – деятельностного подхода в образовании формирование личности ребёнка в продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Принцип деятельности выделяет ребёнка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и координатора этого процесса. Трудно переоценить роль деятельности педагога, её влияние на процесс становления и развития личности ребёнка. Здесь важно всё: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества педагога, и его способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность.

Системно – деятельностный подход, как основа ГОС до.

Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на неё. Складывается она из действий.

Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определённой цели. Деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью ребёнка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребёнка, но и его самого как личность (Л.Г.Петерсон).

Деятельностный подход – это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, при котором каждый ребёнок может самореализоваться, почувствовать радость творчества.

Основная идея системно – деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъективности ребёнка. В результате использования форм, приёмов и методов воспитательно – образовательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на чёткое выполнение на чёткое выполнение определённых действий, деятельностей, а Человек (с большой буквы), способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.

Непременным условием эффективности воспитания в контексте деятельностного подхода является опора на собственные силы ребёнка, на внутреннюю логику его развития.

Этот взгляд на механизм становления и формирования субъективности ребёнка позволяет увидеть системно – деятельностный подход к воспитанию как подход личностно ориентированный.

В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи:

  • создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения ребёнком знаний мотивированным;
  • учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства её достижения;
  • помогать ребёнку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путём последовательных изменений.

Системно деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

  • от определения цели дошкольного образования как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учится, как компетенции;
  • от «изолированного» изучения дошкольниками системы научных понятий составляющих содержание образовательного процесса, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (то есть от ориентации на учебно – предметное содержание учебных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов);
  • от стихийности учебной деятельности ребёнка к её целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;
  • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей образования.

Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подаёт готовые образцы, создаёт, вырабатывает их вместе с детьми, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Методологические подходы к организации занятий с детьми:

  • ребёнок занимает активную позицию на занятии: он – то слушающий, то – наблюдающий, то – действующий;
  • во время образовательной деятельности главенствует дух открытия;
  • обязательна смена мизансцен и движение;
  • очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде;
  • не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа;
  • отказаться от судейской роли: когда ребёнок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю;
  • учить детей видеть возможность многовариативности выполнения заданий;
  • статистическая поза ребёнка не должна превышать 50% времени всего занятия;
  • в процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения;
  • необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.
Этапы деятельности Содержание
  1. Создание проблемной ситуации
  2. Целевая установка
  3. Мотивирование к деятельности
Процесс вовлечения в деятельность:
  1. Что-то внести, чтобы больше детей заинтересовалось
  2. Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др.)
  3. Приходит кто-то в гости или игрушка
  4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук…)
  5. Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с мл.воспитателем в шашки и др.)
  6. Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, позже о ней поговорим»)
  7. Договориться с родителями, одеть на ребёнка что-то определённого цвета; повар приглашает в гости и просит сделать то-то; муз.рук. обещает интересное развлечение, но надо помочь в том-то
  8. Специально организованная ситуация (всё мыло заменить камушками, мелок кусочком сахара)
  9. День рождения у ребёнка (воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы: «Какого?»)
  10. Воспитателю нужна помощь в чём-то конкретном, он обращается с просьбой к детям. Если хочет сказать мальчик или застенчивый ребёнок, сначала спросить их, а уж потом давать высказываться девочкам.
  1. Проектированиерешений проблемной ситуации
  2. Выполнение действий
Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы детей не оценивать, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а предлагать что-то сделать на выбор. Опираться на личный опыт детей, выбирая помощников или консультантов. В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?», чтобы ребёнок осмысливал каждый шаг.Если ребёнок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять что именно, можно на помощь отправить более смышлёного ребёнка
  1. Анализ результатов деятельности
Не спрашивать у детей: понравилось или нет. Спросить надо: «Зачем вы это сделали?», чтобы понять, осознал ли ребёнок цель
  1. Подведение итогов
Найти, кого, за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе)

Методы и формы, используемые при деятельностном подходе:

диалога, проекта, игровое мотивирование, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивные педагогические поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации детей.

Формы самореализации дошкольников.

Выставки (тематические, авторские).

Персональные выставки детских робот.

Презентации.

Игровые проекты (обязательным условием самореализации ребёнка является его участие в проекте и продукт детской деятельности).

Коллекции.

Золотые правила деятельностного подхода.

  • Подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса.
  • Веди ребёнка от собственного опыта к общественному.
  • Будь не «над», а «рядом».
  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.
  • Учи анализировать каждый этап работы.
  • Критикуя, стимулируй активность ребёнка.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]