Формирование профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования
Современный стандарт педагога ДОУ
Требования из образовательных стандартов к педагогу ДОУ включают знание специфики дошкольного обучения, готовность планировать и корректировать задачи, участие в создании психологически комфортной среды, владение ЭКТ-технологиями и другие составляющие. В целом, профессиональные компетенции воспитателя подразумевают активную психологическую, коммуникативную и исследовательскую деятельность.
Популярный учебный курс «Тропинки» направлен на то, чтобы подготовить ребенка к школе через творчество. Но для такой формы работы воспитателю нужно и самому уметь решать с помощью творчества свои профессиональные задачи. В последние годы много говорится о раскрытии потенциала ребенка — однако важно задумываться и о внутренних ресурсах педагога, его профессиональном и личностном развитии.
Салютогенные факторы, положительно влияющие на формирование педагогических компетенций:
- Высокий уровень интеллекта и креативности.
- Коммуникабельность, готовность к сотрудничеству.
- Формирование особых интересов и хобби.
- Позитивная уверенность в собственных силах.
- Повышенный локус контроля.
В основе педагогической акмеологии — науке о непрерывном профессиональном совершенствовании педагога — лежит принцип взаимообучения. Улучшить профессиональные навыки можно в форме тьюторского сопровождения.
Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе. 5-7 лет.
Обучение по трем пособиям комплекта («Играем со звуками и словами» — тетради № 1, 2, «Играем и читаем вместе») формирует у детей интерес к дальнейшему изучению родного языка, прочные навыки чтения и грамотного письма. Задача пособия «Играем и читаем вместе»- заложить основы навыков чтения и письма. В пособии дети знакомятся с буквами, обозначающими согласные звуки ж, ш, щ, х, ц, ч, буквами мягкий знак, твердый знак. Разное приложение содержит карточки с буквами ко всем согласным звукам.
Купить
Тьюторство
Тьютор — это педагог, который обеспечивает разработку индивидуальных программ и сопровождает процесс их реализации. Тьюторство полезно не только в работе с учениками, но и внутри педагогического коллектива.
Модель тьюторского действия в ДОУ
1. Этап кристаллизации
Действие:
Создание среды выбора «Избыточная среда».
Механизм:
Аукцион, ярмарка идей.
Результат:
Формирование заказа, формирование индивидуальных и модульных групп по основному дефицитарному направлению.
2. Проектировочный этап.
Действие:
Навигация.
Механизм:
Тьюторат (коуч-встреча).
Результат:
Корректировка заказа, формирование ожиданий от событийности, разработка стратегии взаимодействия (адресной поддержки).
3. Реализационный этап.
Действие:
Реализация индивидуального плана.
Модули поддержки:
Практикумы, лаборатории, коуч-сессии.
Результат:
Проработка кейсов, технологических карт и дидактических материалов, освоение педагогических технологий, развитие профессионального мышления.
4. Аналитический этап.
Действие:
Тьюторские пробы «Среда выбора».
Механизмы:
День открытых дверей, ярмарка идей.
Результат:
Написание эссе, составление кейсов.
Так во взаимопомощи «педагог педагогу» повышается уровень владения социальными методами и приемами дефицитарного направления.
Говорим правильно. Рассказываем и сочиняем. Пособие для детей 6-8 лет
Предлагаемое пособие поможет ребёнку научиться: • определять смысловую (логическую) последовательность сюжета; • строить связные высказывания с опорой на картинки; • использовать богатое воображение; • взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Пособие предназначено для индивидуальной работы с детьми 6–8 лет как в дошкольной образовательной организации, так и в семье.
Купить
Коучинг
Коучинг — это технологии, направленные на раскрытие потенциала личности. Компетенции педагога и коуч-специалиста во многом совпадают. Современный воспитатель выступает не просто в качестве консультанта, а в роли профессионального вдохновителя, дающего советы по поиску и решению образовательных задач. Методики коучинга также подсказывают пути развития профессиональной компетентности педагога.
Рассмотрим технологию «Колесо баланса»
, успешно внедренную в работу с начинающими воспитателями:
- На первой коуч-встрече с молодым специалистом рисуем круг, разделенный на равные доли. Каждая из них означает возможные проблемные области: перспективы роста, взаимодействие в коллективе, планирование, владение педагогическими приемами, самоанализ, должностные обязанности, возраст и особенности детей. Воспитатель ранжирует разными цветами в «колесе» каждую проблему от 1 до 10. Это позволяет наглядно увидеть, что вызывает в его работе основные сложности.
- Составляем первые 3 шага для усиления самого слабого сектора. Закрепляем тьютора.
- Тьютор ставит перед молодым педагогом 3 простые четкие задачи с ограниченным сроком выполнения.
- На следующей встрече с тьютором воспитатель сдает выполненные задания и рисует новое «Колесо баланса», чтобы отметить свой прогресс.
Результаты:
- Понимание ситуации.
- Понимание, что могло быть лучше.
- Понимание, как сделать лучше.
- Так, с помощью технологий, позаимствованных в том числе из бизнеса и маркетинга, можно повысить профессионализм, развить компетенции воспитателей.
Профессиональная компетентность воспитателя
Профессиональная компетентность воспитателя – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.
Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность». На основе анализа различных определений данного понятия с учѐтом особенностей деятельности воспитателя можно синтезировать следующий вариант: профессиональная компетентность воспитателя ДОУ – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.
Новый социальный заказ обращенный к непрерывному педагогическому образованию, выражается в виде требований к квалификации педагогов, способных, к самостоятельному развитию в инноваций в сфере образования детей дошкольного возраста.
Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.
Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
– воспитательно-образовательной;
– учебно-методической;
– социально-педагогической.
Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.
Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями:
Знание основных документов о правах ребѐнка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
В нашем ДОУ при открытии новых 3х групп мы столкнулись с тем, что потупившие на работу воспитатели имея педагогическое образование опыта работы не имели или же он был недостаточным. С этой целью была организована « Школа молодого специалиста», целью которой является помощь начинающим педагогам в повышении профессиональной компетенции. На первом этапе нами была проведена диагностика молодых специалистов, определение уровня профессиональной компетенции воспитателей.
Цель диагностики: насколько хорошо подготовлен теоретически педагог, имеет ли опыт практической работы с детьми, каких результатов в своей профессиональной деятельности хочет добиться, хочет ли продолжить свое образование. Результаты диагностики показали, что у педагогов недостаточные знания в области возрастных особенностей детей дошкольного возраста; трудности в коммуникативной сфере; направленность большинства педагогов на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми, был отмечен низкий уровень информационных умений. Эти трудности мы и постарались решить.
На втором этапе были использовали различные формы повышения профессионального мастерства: это традиционные методы такие как консультации, лекции — дискуссии, круглые столы, работа творческих микрогрупп, различные смотры-конкурсы, а также систематические тренинговые занятия с акцентом на профессионально значимые качества и умения. Для формирования коммуникативной компетенции проводились тренинговые занятия направленные на приобретение коммуникативного опыта « Самый трудный родитель. Самый приятный родитель», «Поговорите со мной», « Когда душа с душою говорит» и др. При проведении занятий применялись разнообразные приемы: решение педагогических ситуаций, метод имитации рабочего дня воспитателя, « мозговой штурм» и др. Были проведены семинары – практикумы: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста», « Секреты хорошей дисциплины» и др.
Целью таких занятий стало единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, характеризующей профессионализм воспитателя.
Результаты « Школы молодого специалиста» представляют следующее:
а) приобретение участниками знаний и умений в области самодиагностики: развитие рефлексии как самоанализа;
б) приобретение умений и навыков эффективного общения;
в) появление у педагогов мотивации к самосовершенствованию, овладению более глубокими знаниями.
Такие активные формы и методы « Школы молодого специалиста» уже дают свои результаты. Работа в данном направлении будет продолжена т.к. профессиональная компетентность педагога должна совершенствоваться до уровня профессионального мастерства, а это является необходимым условием повышения качества образования.
Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования.
Проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования образовательной системы. Интерес к данному вопросу отражает попытки общества перестроить систему передачи огромного опыта человеческих знаний подрастающему поколению. При этом значительное внимание уделяется содержательной части качества.
Определяя условия, обеспечивающие качество дошкольного образования необходимо выделить наиболее важные из них:
использование здоровьесберегающих технологий, которые позволят организовать образовательный процесс таким образом, чтобы ребенок мог развиваться без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье;
высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнями развития общества;
обогащение предметно-развивающей среды, наполнение которой предоставит ребенку возможность для саморазвития;
высокий уровень компетентности педагога, главная функция которого – помочь ребенку адаптироваться к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, как способность познания мира, действия в мире, проявление отношения к миру.
Все приведенные позиции являются приоритетными при обеспечении качества дошкольного образования. При этом на наш взгляд, реализация каждого условия невозможна без участия компетентного педагога, обеспечивающего организацию успешного развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Анализ существующих подходов к определению профессиональной компетентности педагога дошкольного образования (А.М.Бородич, Р.С.Буре, А.И.Васильева, Е.А.Гребенщикова, М.И.Лисина, В.С.Мухина, Е.А.Панько, В.А.Петровский, Л.В.Поздняк, Л.Г.Семушина, В.И.Ядэшко и др.) позволил выделить несколько качеств, которыми должен обладать современный педагог:
стремление к личностному развитию и креативность;
мотивация и готовность к инновациям;
понимание современных приоритетов дошкольного образования;
способность и потребность в рефлексии.
С.М.Годник под профессиональной компетентностью подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способов выполнения профессиональной деятельности. При этом подчеркивает, что профессиональная компетентность специалиста определяется не только приобретенными в процессе образования научными знаниями, но и ценностными ориентациями, мотивами деятельности, пониманием себя в мире и мира вокруг, стилем взаимоотношения с людьми, общей культурой, способностью к развитию творческого потенциала [2].
Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования определяется нами как уровень его знаний и профессионализма, позволяющего принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ. Компетентностная составляющая в структуре подготовленности специалиста определяется как совокупность профессионально, социально и личностно значимых результатов образования на языке компетентностей. Поэтому для успешного сопровождения образовательного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения необходимо выделить составляющие профессиональной компетентности педагога, а именно:
организационно-методическая;
образовательная;
научно-исследовательская.
Организационно-методическая составляющая компетентности педагога дошкольного профиля заключается в вариативности содержания учебного процесса, подборе технологий, регулировании в системе деятельности педагога, а также направлена на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия с детьми, коллегами, родителями, администрацией, на обеспечение их сотрудничества и достижения совместных целей в развитии, образовании и социализации детей дошкольного возраста.
Образовательная составляющая компетентности предполагает владение педагогом дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом. Теоретические и практические аспекты образовательной компетентности обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами воспитания, обучения детей в период дошкольного детства, а также духовно-личностного развития ребенка в условиях ДОУ. Осуществление образовательной деятельности предполагает эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития и образования дошкольника.
Научно-исследовательская составляющая компетентности ориентирует педагога в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации является основой совершенствования его дальнейшей деятельности.
Современная система профессионального образования требует от педагога владение рефлексивной составляющей компетентности, связанной не только с пониманием собственной педагогической деятельности, но также с оцениванием личностных качеств «рефлектирующего» другими педагогами, руководителями. Эффективность реализации этой составляющей связана с наличием у педагога таких качеств, как критическое мышление, стремление и анализ, обоснованности и доказательности своей позиции, готовности к адекватному восприятию информации.
Таким образом, все структурные компоненты профессиональной компетентности направлены на практическую деятельность педагога дошкольного образования в виде умений разрешать конкретные педагогические ситуации. Профессиональная готовность педагога, то есть его общая способность мобилизовать имеющиеся знания, опыт, личностные и социальные качества и ценности, которые приобретены в процессе образовательной деятельности и составляют его профессиональную компетентность, а, следовательно, являются основополагающим фактором повышения качества дошкольного образования.
Использованная литература
1. Волкова Г.В.
Повышение уровня профессиональной компетенции преподавательского коллектива.//Завуч, 1999, №7.
2.
Годник С.М.
Становление профессиональной компетентности учителя: Учебное пособие/С.М.Годник, Г.А.Козберг. – Воронеж, 2004.
3. Зеер Э., Сыманюк Э.
Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. – 2005. – №4.
4. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография /Под ред. проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф.Радионовой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
5. Лебедев О.Е.
Компетентностный подход в образовании. https://www.nekrasovspb/ru/publikation/
6. Поташник М.М.
Управление качеством образования. М., 2000.
7. Семушина Л.Г.
Исследование профессиональных функций воспитателя: Автореф.дисс.канд.пед.наук. – М.,1979.
Внимание! Акция до 25 декабря!
Автор: Алексеева Галина Ивановна
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» называет ряд приоритетных направлений, одним из которых является совершенствование учительского корпуса. Новая школа требует сегодня нового учителя. Современному педагогу становится необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой.
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:
Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней).
Инновационная деятельность педагога.
Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Аттестация педагогов, повышение квалификации
Развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами.
Данные направления реализует методическая служба школы, в состав которой входит: педагогический совет, методический совет, школьные методические объединения, служба информационного обеспечения школы, социально-психологическая служба.
Нормативно-правовой базой, обеспечивающей работу школьной методической службы, являются внутренние локальные акты школы.
Методический совет школы – коллективный общественный орган, координирующий деятельность различных служб и подразделений школы, школьных методических объединений, проблемных групп, направленную на развитие и совершенствование образовательного пространства в школе. Функции, которые выполняет методический совет, это:
Аналитическая (состоит в изучении профессиональной культуры педагога, его умений работать с классом, отдельными учащимися, его владение профессиональным языком, методикой организации и проведения урока, диагностике результатов деятельности педагога)
Консультативная (состоит в оказании аналитической, практической, консультативной и иной помощи структурным подразделениям в разработке и внедрении инновационных форм работы; в обобщении опыта работы педагогов школы)
Организационная (состоит в организации и проведение методических, предметных недель, в организации работы творческих и проблемных групп педагогов, в организации работы с молодыми педагогами)
Основные пути развития профессиональной
компетентности педагога
Повышение квалификации.
Аттестация.
Самообразование педагогов.
Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер – классов.
Владение современными образовательными технологиями.
Овладение информационно – коммуникативными технологиями.
Участие в конкурсах, исследовательских работах.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Урок является основным показателем профессионализма преподавателя. С целью повышения методической компетенции учителя в школе проводятся открытые урока, взаимопосещение уроков, на которых демонстрируется опыт учителя. Анализ и самоанализ урока помогает педагогу определить сильные и слабые стороны своих уроков, позволяет достичь улучшения качества урока. Поэтому в школе создан банк анализа посещенных уроков.
Результат
обеспечение оптимального вхождения педагогов в систему ценностей современного оборудования,
принятие идеологии ГОС общего образования,
овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ГОС.
Качество образовательного процесса зависит от профессионализма, творческого подхода к своей деятельности. Задачами управленческой деятельности по повышению профессионального мастерства педагогов являются:
сбор информации;
анализ полученной информации;
планирование;
регулирование управления развития профессиональной компетентности учителя.
С введением ФГОС, апробируются новые педагогические нормы, педагог должен быть исследователем, изучающим эффективность применения педагогической и методической компетенции учителя его профессиональное мастерство, которое определяет развитие и формирование личности учащегося. Методическая работа представляет собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией, методическими объединениями, педагогами в целях овладения методами и приемами учебно – воспитательной работы, творческого применения их на учебных, факультативных занятиях, во внеклассной работе.
В создании системы методической работы важную роль играет диагностика.
Следующий важный момент в методической работе – организация методической учебы, цель которой – информационное и методическое сопровождение.
Согласитесь, что этот собирательный портрет учителя-профессионала полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляет к учителю не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики, Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.
Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.
Этому в полной мере способствует стабильность педагогического коллектива, высокий уровень квалификации кадров, эффективная управленческая поддержка инновационных процессов в школе, достаточная теоретическая и практическая подготовка педагогов школы по вопросам инновационной деятельности. Тем не менее, сегодня управленческая команда должна успешно решить и следующие задачи: – создать систему мотивации и стимулирования участников инновационных процессов; – обеспечить эффективное методическое сопровождение деятельности педагогов, внедряющих инновации.
Самообразование – главный и наиболее доступный источник знаний. До недавнего времени педагоги разрабатывали план работы над темой самообразования. Выбор темы основывался на оценке деятельности педагога, видении каждым своих личностных и профессиональных проблем, умении корректно формулировать цели и последовательно их решать, умении проектировать и контролировать свою деятельность. Но план отражал лишь одну сторону работы учителя. Возникла необходимость в разработке индивидуального плана профессионального развития педагога, который имеет более широкую структуру.
Статья Учителя.doc