Организация развивающей предметно — пространственной среды ДОУ в связи с введением ФГОС.


«Нет такой стороны воспитания, по­нимаемого в целом, на которую об­становка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не нахо­дилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ре­бенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей сте­пени.

Среди нее ребенок будет жить развиваться собственной само­довлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы…». Е. И. Тихеева.

Вопрос организации предметно-развивающей среды, в ДО на сегодняшний день, стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.В том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения. Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды.Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рацио­нально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

1.Требования к развивающей предметно – пространственной среде в соответствии с ФГОС.

Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.

Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

  • в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

  1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  1. Трансформируемость пространства предполагает возможность

изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3. Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
  1. Вариативность среды предполагает:
  • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
  1. Доступность среды предполагает:
  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.
  1. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

2. Функции образовательной среды ДОУ

Основные закономерности воспитания и обучения детей дошкольного возраста позволяют сформулировать функции образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии с программой ДОУ.

  • Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.
  • Информационная функция.

Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.

  • Функция сохранения психологического здоровья.

Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние.

Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызывать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности.

  • Воспитывающая функция среды не требует особой расшифровки. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.
  • Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

3. Предметно – развивающая среда ДОУ как условие успешной социализации ребёнка дошкольника.

3.1 Влияние предметно – развивающей среды на развитие личности ребёнка.

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей.

Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец), ни одна из которых не может полноценно раз­виваться вне предметной организации. Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоцио­нально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстни­ками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда образова­тельного учреждения является источником становления субъект­ного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется про­явлением непосредственной детской пытливости, любознатель­ности, индивидуальных возможностей; способностью ребенка по­знавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению на­копленного опыта восприятия и познания в играх, общении, ри­сунках, поделках.

Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок иг­рает, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собст­венному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Развивающее образование направлено, прежде всего, на разви­тие личности ребенка и осуществляется через решение задач, ос­нованных на преобразовании информации, что позволяет ребенку проявлять максимальную самостоятельность и активность; пред­полагает перспективу саморазвития ребенка на основе познава­тельно-творческой деятельности.

3.2.Развивающая среда как средство социализации дошкольников

Развивающая среда-это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного физического, познавательного, социального, эстетического развития младших дошкольников.

Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.

Человек-существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, но и от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.

В процессе взаимодействия с другими людьми ребёнок получает определённый социальный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности.

Социализация-это процесс, посредством которого ребёнок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре.

Чаще всего процесс социализации понимается как процесс адаптации и приспособления.

Детский сад является одним из основных институтов социализации, где педагог организует условия для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни.

Предметно-развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Предметно-развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, она воспитывает и развивает его.

В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, именно в игре ребёнок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности, определять позицию по отношению к окружающему миру и людям.Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремиться к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию.

В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

Для нормального психического развития ребёнок всегда должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением.

В сюжетно-ролевых играх дети усваивают социальные роли, способы взаимодействия, правила поведения в обществе, приобретают различные социально значимые качества, а также в процессе совместных игр со сверстниками, у ребёнка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия.

Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию — каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.

Обеспечение психологического комфорта ребёнка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья. В дошкольном детстве, это условие является важной составляющей качественного образования в целом.

Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самосто­ятельную деятельность детей, направленную на его самораз­витие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное — она работает на развитие самостоятельности и самодея­тельности ребенка.

Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.

Педагоги детского сада обязаны создать условия для возникновения и развертывания игры, для развития общения между детьми в игре, способствовать развитию у детей разных видов игры, создать условия для развития творческой игровой активности детей,, развивать у детей в соответствии с их индивидуальными возможностями, способность к самовыражению, побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций, учить детей различать настроения, переживания, эмоциональные состояния персонажей и людей, передавая их различными игровыми средствами, предоставлять детям право выбора игровых средств.

— Развивающая предметно-пространственная среда системна, отвечает целям воспитания и обучения и требованиям проектной культуры;

— инициирует деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;

— учитывает специфику возрастных этапов развития ребенка, как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры, так и других возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту.

Иначе говоря, решает задачи создания зоны ближайшего развития через организацию предметной среды; дает возможность взаимодействия детей между собой и с взрослыми;

— наряду с консервативными компонентами имеет часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами, а также к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, способы, образы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование, так и развитие детей в ней;

— обеспечивает возможность ребенка жить в разномасштабном пространстве, сомасштабном действиям его рук (масштаб «глаз – рука», его росту и предметному миру взрослых;

— развивающая функция предметной среды сочетает традиционные и новые компоненты, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более, сложным, содержательным.

Принцип дистанции позиции при взаимодействии взрослого и ребенка. Групповое помещение условно подразделяется на три зоны: спокойная (учебная, уголок книги) ; средней интенсивности (театрализованная, музыкальная, зона конструирования) ; зона насыщенного движения (спортивный уголок) .

Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Комплексирование и гибкое зонирование. Разнообразие предметной развивающей среды структурируется по видам детской деятельности, обеспечивает для детей выбор по интересам и позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать самостоятельно.

Подобная организация пространства создаст возможность для реализации права детей на свободный выбор вида деятельности.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду, как условие успешной социализации ребёнка дошкольника, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2013 г.)
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд- М.: Мозайка-Синтез, 2014
  3. Глушкова Г. Предметно-развивающая среда – средство социализации дошкольника /л«Дошкольное воспитание № 5.2013
  4. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения.— М.: Флинта, 1998. 3.
  5. Цквитария Т.А. Предметно-пространственная среда – изд «ТЦ Сфера» — 2014 г.

Консультация для педагогов ДОУ «Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ»

Консультация для педагогов ДОУ

«Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»

Старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 26»

Носкова Анастасия Геннадьевна

Хочется начать с таких слов: «Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты».

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития.

Поэтому в дошкольной образовательной организации должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Кажется невероятным, что совсем недавно воспитатель был обязан всех детей учить совершенно ОДИНАКОВО, по единственной разрешенной программе.

Никого особо не волновало, что бывают разные:

  • Дети (у каждого свои интересы и увлечения)
  • Воспитатели (у одного хорошо получаются занятия по математическим представлениям и ознакомлению с окружающим, а другому больше удается изобразительная деятельность)
  • Развивающая предметно-пространственная среда.

Современные детские дошкольные организации получили возможность самостоятельно выбирать общеобразовательные программы, по которым можно воспитывать детей.

В течение нескольких десятилетий единственная Программа обучения и воспитания в детском саду и вся система дошкольного образования были ориентированы на передачу детям знаний, умений и навыков (всем известных теперь ЗУНов).

ЗУНы – ориентир достаточно четкий и безусловно имеют определенный развивающий эффект. Казалось бы, что плохого , если ребенок умеет читать, считать, убирать за собой посуду, поливать цветы, рисовать человека и т.п., что ребенок обладает некоторыми знаниями, умениями и навыками.

  • Было не особо важно:
  • Было ли ребенку интересно.
  • Достиг ли ребенок настоящего понимания.
  • Выполняет ли он задания под давлением взрослого или делает это осознанно.
  • Особо не волновало, что:
  • Умеющий читать ребенок никогда не возьмет книгу по собственному желанию.
  • Занятия, на которых его заставляли что-то рисовать, отбили у него вкус к рисованию, может быть, на всю жизнь.
  • Ребенок уже привык исполнять поручения и почти не способен проявлять инициативу и брать на себя ответственность.
  • Новые программы для дошкольников отказались от ЗУНов как того, что должно быть достигнуто в результате образования.
  • Целью образования в них теперь выступают не знания или навыки ребенка.

А что же?

  • Целью образования является развитие ребенка по принципу индивидуализации.
  • Именно личная заинтересованность и действительная познавательная активность, являются самыми важными в развитии ребенка.
  • И раз речь идет о цели развития, то становится ясным, что она своя для каждого ребенка, поскольку разные дети обладают разным исходным уровнем развития и, кроме того, разными способностями и склонностями, т.е. развиваются несколько по-разному и в разных направлениях.
  • У каждого ребенка свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим.
  • Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуального развития ребенка.
  • В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети «ослабленные», имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные.

Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных

особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Назовем это основополагающее положение ФГОС ДО принципом
индивидуализации
дошкольного образования.
Что вы понимаете под понятием индивидуализация?
Содержание термина «индивидуализация

» многозначно и, несмотря на его частое использование, достаточно расплывчато. Как правило, при изучении процесса
индивидуализации развития
личности на первый план выходит обсуждение феномена
индивидуальности
. Достаточно часто это понятие используется как синоним понятия «
индивидуальный подход
».

Что же такое индивидуализация образования?

Индивидуализация образования
– построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
На чем основывается принцип индивидуализации?

  • Основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.
  • Ребенок перестал быть «пустой корзиной», которую взрослый «наполняет «информацией».
  • Что предполагает индивидуализация?
  • Совместное взаимодействие ребенка и взрослого по развитию ключевых компетентностей ребенка.
  • На чем основана индивидуализация?
  • На поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, в стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания.
  • На что должно быть направлено внимание педагогов?
  • Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в образовательном процессе.

Основная задача обеспечения индивидуальной траектории развития ребенка — создание РППС.

Развивающая предметно-пространственная среда должна:

  • Обеспечивать уважение к личности каждого ребенка.
  • Развивать:
  • уверенность в себе
  • инициативность
  • творческие способности
  • самостоятельность и ответственность
  • умение принимать и осуществлять перемены
  • умение критически мыслить
  • умение осуществлять выбор
  • умение ставить и решать задачи
  • Способствовать проявлению:
  • творчества
  • фантазии
  • изобретательности
  • Способствовать стремлению заботится о людях, обществе, стране, окружающей среде.
  • Обстановка в группах должна быть ориентирована на ребенка и способствует индивидуализации обучения.
  • Помещение группы целесообразно разделить на центры активности, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры.
  • Оборудование, материалы и планировка группы способствуют развитию каждого ребенка:
  • Например:
  • «Центр искусства» (один ребенок рисует масляными красками, а другой только раскрашивает готовый рисунок).
  • «Центр настольных игр» (один складывает картинку из 24 элементов, тогда как другой предпочитает более сложную головоломку.)
  • Представленные в центрах активности должны подходить уровням развития каждого ребенка в группе.
  • Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или выбирают вид деятельности.

Проектируя и создавая среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Сильный в интеллектуальном развитии ребенок не нуждается в объяснении задач, действий, результатов деятельности. В этом случае воспитатель выбирает роль консультанта, затем наблюдателя. Для ребенка, которому нужно многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, воспитатель выступает в роли активного помощника, соучастника до тех пор, пока ребенок в этом нуждается. Такой способ взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, т. е. совершенствоваться.

Рассмотрим некоторые предложения по индивидуализации предметно-пространственной среды, которые можно реализовать в группах. У нас уже в основу оформления каждой группы легло название группы, здесь же могут быть визитные карточки с фотографиями детей и педагогов.

Можно дополнить раздевалку стендом «Здравствуйте, я пришел!». Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного коллектива детей и взрослых.

В каждой группе может быть стенд или уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. Его можно дополнить гороскопом, названием сезона, месяца, числа (с целью познавательного развития). Там могут размещаться желания детей ко дню рождения, записанные с их слов воспитателем. Атмосфера дня рождения может создаваться с помощью красочного стула именинника, персональной именинной посуды или чудесного мешочка для подарков.

Рубрика «Звезда дня» вывешивается на самом видном месте с фотографией дошкольника. Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «я-концепции», развитие самосознания и самооценки.

Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря рубрике или экрану «Моё настроение». В специально организованные уголки помещают фишки или магниты, смайлики на каждого дошкольника. Дети таким образом учатся определять не только свое настроение, но и других детей. Так в группах младшего возраста ребенок может различить два состояния настроения: плохое и хорошее, а в старших группах – значительно больше.

Исходя из того, что группа должна принадлежать детям, должна помогать глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников целесообразно создать «Панораму добрых дел», в которой отмечаются достижения детей в течение месяца и стимулируют желание дошкольника присоединиться к интересам и деятельности сверстников. Для воспитателей и родителей такая «Панорама добрых дел» — метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями (ребенок научился завязывать шнурки, застегать молнию на куртке, рисовать домик)

Можно оформить коробочку «Деловые хлопоты», которая будет заполнена бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: «главный строитель», «директор гаража», «эколог», «гардеробщик», «счетовод», «миротворец» и др. поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.

Материалы в группе могут также присутствовать периодически, например коллекции. Коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в «собирательстве сокровищ». Этот уголок можно так и назвать «Островок сокровищ» или «Полянка драгоценностей». В процессе коллекционирования ребенок учится систематизировать и изучать собираемые предметы. Воспитатель, представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, вызывает у сверстников интерес к созданию собственной.

Помимо создания коллекций дети могут поочередно, вместе с родителями или воспитателями, оформлять свои мини-музеи по интересующей теме. Такой способ организации предметно-пространственной среды также содействует общему развитию дошкольников, раскрывает творческие способности, подчеркивает индивидуальность.

Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской деятельности можно отразить в постоянно действующей «Стене творчества», которая должна находиться на уровне детей .

А для творческих работ (картины, вышивки, работ, выполненных в нетрадиционной технике) родителей, родственников ребенка совместно с самим ребенком можно создать персональные выставки. Оформление таких выставок развивает и вызывает у ребенка чувство гордости за свою семью.

В группах раннего возраста у воспитанников может быть свой собственный «оберег» или «ангел сна». Возможно оформление стены «Наши успехи», на которой вывешиваются достижения детей в городских, районных конкурсах и выставках или награды, полученные в кружках или секциях. Современный способ информирования родителей о достижениях и успехах ребенка – короткие сообщения о новостях и событиях, произошедших в течение дня в детском саду можно назвать «СМС-почта». Для индивидуальных занятий с ребенком можно сделать «Носок дошкольника» в который будут вставляться карточки с фотографией ребенка и индивидуальным заданием.

Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет её, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.

В моей группе преобладало количество мальчиков, поэтому я старалась создавать среду с учетом этой особенности. Соответственно, у нас было больше машин, конструкторов, была создана автомастерская — гараж с инструментами, автомобильный магазин. В каждом уголке я старалась учитывать гендерные особенности моих воспитанников. В уголке изо – раскраски для мальчиков и для девочек; в парикмахерской – мужские шампуни, машинки для стрижки, альбомы с мужскими прическами и соответственно все то же самое для девочек, и так в каждом уголке.

Индивидуализированная таким образом предметно-пространственная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей социальных навыков, таких как инициативность, самостоятельность, творчество. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными, стараются максимально использовать свои возможности.

Идеи, предложенные в ходе консультации, должны найти воплощение в оформлении РППС всех помещений групп.

План развития РППС в старшей группе «Солнышко» 2020-2021гг.методическая разработка (старшая группа)

План развития РППС 2020-2021 учебный год.

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды. Интеграция образовательных областей, отмена занятий как основной формы работы с детьми, приоритет игры, ориентация на интегративные качества требуют новых подходов к формированию предметно-развивающей среды ДОУ.

Проанализировав среду нашей группы, мы пришли к выводу, что наша предметно-развивающая среда не достаточно оснащена для детей 5-6 лет.

Выявив недостатки при построении развивающей среды в группе, мы поставили перед собой цель: создать РППС в ДОУ в условиях группы способствующей реализаций ООП с последующим её формированием и доведением до соответствия требованиям ФГОС, через реализацию основных принципов ФГОС.

  • В учебном году планируем дополнить группу игровым материалом для познавательно-исследовательской деятельности (природным материалом, дидактическими играми экологического характера, дидактическим наглядным и раздаточным материалом для математического развития детей, дидактическими играми на развитие логики, мышления и др.).
  • Для игровой деятельности – пособиями для сюжетно-ролевых игр, которые позволяли бы детям самостоятельно организовывать разнообразные игры.
  • Уголок ОБЖ пополнить новыми пособиями по ПДД и безопасности в быту.
  • Для коммуникативной деятельности и развития речевой активности в группе речевой уголок дополнить дидактическими играми на развитие грамматической и связной речи, заданиями на развитие звукопроизношения и материалом для развития речевого дыхания, наглядно-демонстративный материалом (картинами для составления предложений и развития связной речи).
  • В уголке по изобразительному творчеству добавить наглядный материал по лепке и рисованию с пошаговыми инструкциями для самостоятельной работы детей в течение дня.

Развивающую предметно – пространственную среду по театрально-музыкальному развитию дошкольников в группе дополнить новыми видами музыкальных инструментов, музыкально-дидактическими играми, различными видами театра, костюмами.

№ п/п Название Кол-во на группу из 24 человек Области развития согласно ФГОС:

СК — социально-коммуникативное;

П – познавательное; Р – речь;

ХЭ – художественно-эстетическое;

Ф – физическое

Ответственные Отметка о выполнении
СК П Р ХЭ Ф
1 Прописи 24 х х Родители v
2 Развитие речи, грамота (Гомзяк) 1 часть 24 х х Родители v
3 Развитие речи, грамота (Гомзяк) 2 часть 24 х х Родители v
4 Математика (Колесникова) 24 х х Родители v
5 Картотека «Артикуляционная гимнастика» (для соноров) 1 х х Воспитатели v
6 Картотека пальчиковые игры по лексическим темам (старшая группа) 1 х х х Воспитатели v
7 Д/И «Составь рассказ по картинке» (план схема) 2 х х х Воспитатели v
8 Оформление клумбы 2 х х х Родители и воспитатели v
9 Картотека шаблонов на развитие графомоторных навыков 1 х х Воспитатели v
10 Тетради в клетку для графических диктантов 24 х х Родители v
11 Картотека бесед по лексическим темам 1 х х Воспитатели v
12 Счётный материал (пополнение) 10 наб. х х Воспитатели v
13 Чемоданчик «Юного эколога» (пополнение) х Воспитатели v
14 Окружающий мир (тетради, Колесникова) 24 Родители v
15 Лэпбук «Части тела» х х Воспитатели v
16 Лэпбук «Россия» х х Воспитатели v
1 Макет церкви «Спас на крови» 1 х х Воспитатели v
2 Лепбук «Юные помощники» 1 х х Воспитатели v
3 Оформление группы в едином стиле Воспитатели v
4 Ширма для театра (малая) 1 х х х Воспитатели v
5 Ширма для театра (большая) 1 х х х Воспитатели v
6 Плакат «Гжель» 1 x x x Воспитатели v
7 Демонстрационный материал «Городецкая роспись» (дополнение) 2 x x x Воспитатели v
8 Картотека «Изделия народных промыслов» (дополнение) 1 x x x Воспитатели v
9 Стенд в раздевалку «Для вас родители» 1 Родители v
10 Стенд в раздевалку «Эмблема Солнышко» 1 Родители
11 Картотека схем для конструирования (пополнение) 1 x Воспитатели v
12 Картотека опытов с водой (пополнение) 1 x Воспитатели v
13 Картотека игр с песком 1 x x Воспитатели v
14 Картотека схем по конструированию: «Оригами для детей» (обновление по возрасту) 1 x Воспитатели v
15 Стенд (пробка) для раздевалки (для выставки работ детей) 1 Воспитатели v
№ п/п Название Кол-во на группу из 26 человек Области развития согласно ФГОС:

СК — социально-коммуникативное;

П – познавательное; Р – речь;

ХЭ – художественно-эстетическое;

Ф – физическое

Ответственные Отметка о выполнении
СК П Р ХЭ Ф
16 Демонстрационный материал «Достопримечательности Ярославля» 1 x x x Воспитатели v
17 Стенд (пробка) для спальни в уголок воспитателя 1 Воспитатели v
18 Искусственные цветы 38 х Воспитатели v
19 Набор мебели для кукольного домика 1 наб. х х х Воспитатели v
20 Д/и «Народные промыслы» 1 х х Воспитатели v
21 Часы в группу (настенные) 1 Родители v
22 Панно (Вышивка на стену с эмблемой группы 1 х Родители v
23 Макет «Дорога» (дополнение аксесуарами) 1 х х х Воспитатели v
24 Набор машинок (маленькие) 10 х х х Воспитатели v
25 Картотека заданий по ФЭМП 1 х х Воспитатели v
26 Картотека: дидактических игр 1 х х х х Воспитатели v
27 Картотека: «Пальчиковые игры и упражнения» 1 х х х Воспитатели v
28 Картотека речевых пятиминуток (пополнение) 1 х х х Воспитатели v
29 Картотека «Веселый счет» (пополнение) 1 х х Воспитатели v
30 Массажны перчатки 5 х Родители v
31 Костюмы животных (иск. мех) 2 х х х Родители v
32 Обучающие карточки «Правила дорожного движения» (пополнение) 1 х х х Воспитатели v
33 Картотека аудио-гимнастик на увеличение темпа 6 шт. х х х Воспитатели v
34 Картотека: «Выполни движение» (дополнение) 1 х Воспитатели v
35 Пополнение атрибутами «Магазин» (деньги бумажные, продукты) х х х Воспитатели v
54 Картотека: «Подвижные игры» (пополнение) 1 х Воспитатели v
55 Картотека: Физкультминутка» (пополнение) 1 х х Воспитатели v
56 Магнитофон 1 х х Воспитатели v
57 Лампа «Светомузыка» 1 х х Воспитатели v
58 Картотека: «Считалки» (пополнение) 1 х х х Воспитатели v
59 Картотека : «Утренняя гимнастика» (пополнение) 1 х Воспитатели v
60 Стенд «Наши поделки» 1 х Воспитатели v
61 Ширмы для информации 2 Воспитатели v
62 Оформление уголка «Младший воспитатель» Воспитатели v
63 Картотека наглядного материала по лексическим темам (пополнение) 14 Воспитатели v
64 Картотека презентаций (обучающих) по лексическим темам 10 х х х х Воспитатели v
65 Пополнение атрибутами уголка «Ряженья» (платки, платья, парики) 6 х х х Родители v
66 Картотека графических диктантов 5-6 лет 1 х х х Воспитатели v
67 Картотека игр на развитие фонематического слуха 1 1 1 Воспитатели v

Организованная РППС группы соответствует возрастным особенностям и является: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной, вариативной, безопасной.

Постарались создать необходимые условия для развития детей: приятную, спокойную, эстетическую обстановку в группе, дополнили новыми игровыми , уголок «Народные промыслы»), оснащенные разнообразными игрушками, сделанными в том числе и своими руками.

Организовывая РППС с опорой на личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, опирались на следующие принципы построения:

  • Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии»;
  • Принцип «активности»;
  • Принцип «стабильности-динамичности»;
  • Принцип «комплексирования и гибкого зонирования»;
  • Принцип «эмоциогенности среды», индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
  • Принцип «эстетической организации среды», сочетания при этом привычных и неординарных элементов;
  • Принцип «открытости – закрытости»;
  • Принцип «учета половых и возрастных различий».

Пребывание в детском саду мы организовали так, что каждый получает возможность участвовать в играх, двигательных упражнениях, рисовать, лепить, обследовать свойства и качества предметов. Оборудование располагаем по периметру группы, оставляя больше места свободным для передвижения.

Таким образом, выступая в роли посредника между ребёнком и окружающей его предметной средой, мы не посторонние наблюдатели, а активные участники, активные партнёры, организующие предметную среду таким образом, что она способствует лёгкой адаптации детей, и повышает эффективность образовательного процесса.

Показатели качества, созданной в группе, развивающей предметно-пространственной среды и степень ее влияния на детей:

— Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность.

Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.

— Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при этом спокойный голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но, тем не менее, хорошо всем слышен.

— Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.

— Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.

— Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.

Подводя итог своей работе над внедрением педагогической технологии РППС, хотим отметить её эффективность в реализации образовательных задач в различных направлениях.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]