Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды для детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организацииметодическая разработка (младшая группа)


Оформление сенсорного уголка в группе раннего возраста

Марина Карякина

Оформление сенсорного уголка в группе раннего возраста

Сенсорный уголок используется в образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поиско-экспериментальной деятельности детей.

Сенсорный уголок в группе предназначен:

• для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение)

;

• для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.

• для снятия мышечного напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.

• создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка.

• активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти)

.

• повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх-занятиях со строительным материалом «Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом» «Тема обобщенного педагогического опыта».

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,. Конкурс уголка математических игр и сенсорного развития. Фотоотчёт В сентябре в нашем детском саду прошёл конкурс «Уголок математики и сенсорного развития» Все группы приняли активное участие. Вместе с. Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возраста Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» Вторая группа раннего возраста Интеграция образовательных областей. Цель: Создание. Оформление патриотического уголка в группе Наша малая Родина, это место, где мы родились. Очень важно с детства прививать чувство гордости за свой народ, уважение к культуре и традициям. Оформление уголка природы в группе Любовь к природе, общение с ней и бережное отношение к ней способствуют формированию у дошкольников таких черт характера как любознательность,. Оснащение уголка сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений (часть 1) Часть 2 Познавательное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование. Оснащение уголка сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений (часть 2) Часть 1 Уважаемые коллеги, хотелось бы сегодня продолжить рассказ о нашемУголке сенсорного воспитания и развития элементарных математических. Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо «Я.

Источник

Организация сенсомоторного уголка во второй младшей группе

Дугушкина Е.В. Организация сенсомоторного уголка во второй младшей группе // Совушка. 2022. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 03.01.2022).

Заказ № 666543

В сентябре 2022 года в нашем детском саду набралась новая группа детей 3-4 лет. В следствии проведенной диагностики было выявлено, что современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами — главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Поэтому в нашей группе мы создали сенсомоторный уголок «Мир сенсорики».

Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и на занятиях по дополнительной , так и в самостоятельной игровой, поиско-экспериментальной деятельности детей.

Сенсомоторный уголок в группе предназначен:

  • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение);
  • для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка;
  • активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников [1, с.13].

В нашей группе много различного материала на развитие тактильных ощущений. Используется большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Можно сделать массажные ванны для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов. Многие материалы (природные и пищевые) были окрашены в различные цвета.

Упражнения проводятся с помощью материалов уголка, с целью выделения цветов и оттенков в окружающем. Детям предлагается найти в природе (на участке детского сада, в группе, дома) предметы, цвет которых соответствует предложенной цветовой карточке. Так же здесь должны быть представлены материалы природного характера для игр на развитие тактильных ощущений. Ребятам нравится создавать композиции из ракушек, из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, и развивают тактильные и пальцевые ощущения

Собран большой материал из различных крышек.

Имеется самодельное сенсорное панно «Времена года». Дети, развивая руку, одновременно закрепляют знания о живой и неживой природе, последовательность времён года. На основе данного панно воспитателями может реализовываться много дидактических игр и заданий.

Широко используем различные крупы, окрашенные в разные цвета. Дети с удовольствием нанизывают на нитку разноцветные крупные макаронные изделия, делают бусы для любимой мамы. А как приятно погружать ладошки в перловку красного цвета или рис зеленого, выполнять задания воспитателя или искать определенные предметы.

Но больше всего воспитанникам нашего возраста нравится рисовать пальчиками на подносах с манной крупой.

Основные принципы организации сенсомоторного уголка:

  • Доступность;
  • Безопасность;
  • Креативность;
  • Разнообразие объектов [2, с.23-24].

Содержание сенсомоторного уголка в группе:

Зрение:

  • Светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы (небьющиеся), дающие отсветы, любые приспособления с интересными световыми эффектами;
  • Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объёмные изображения и т.д.);
  • Цветовые пятна-кляксы различной формы;
  • Разноцветные полупрозрачные шарфы;
  • Картинки-штриховки, картинки-прятки;
  • Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели» и т.д.

Слух:

  • Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта, звуки леса, звуки воды и т.д.;
  • Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки и другие приспособления, издающие интересные звуки.

Осязание:

  • Кусочки меха, ткани, бумаги, различные материалы с разной фактурой;
  • Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда);
  • Выпуклые буквы, цифры;
  • Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.

Обоняние:

  • Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.)

Вкус:

  • Стаканчики, формочки, тарелочки, шпажки для подачи детям различных вкусов [3, с. 11].

Осенью мы пробовали на вкус различные овощи и фрукты.

Совместная деятельность воспитателя и детей вне занятий в сенсомоторном уголке.

  • работа в раскрасках — штриховка;
  • пальчиковая гимнастика — шнуровка;
  • игры с конструктором — мозаика;
  • лепка из глины и пластилина;
  • нанизывание бус, бисера;
  • цветные клубочки ниток;
  • работа с ножницами.

Данную работу в созданном нами сенсомоторном уголке мы будем продолжать дальше, потому что является очень актуальным в развитии и воспитании детей дошкольного возраста и доставляет ребятам огромное удовольствие! Будем регулярно пополнять его содержимое.

Литература:

  1. Каралашвили Е.А., Антоненкова О.В. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада // Справочник старшего воспитателя. 2008. № 5.
  2. Никитина Е. Сенсорные уголки для диагностики // Обруч. 2006. № 2.
  3. Сольцева О.Г. Наши помощники – органы чувств // Ребенок в детском саду. 2007. № 3.

кружок «Мир сенсорики»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Северяночка»

с. Горки, Шурышкарский район, ЯНАО

Кружок

по развитию сенсорных эталонов

у детей в первой младшей группе

Воспитатель Мадеева Надежда Борисовна

Актуальностьвыбора темы кружка

На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст — наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]