Как научить читать нечитающих детей? Из опыта работы учителя начальных классов

Родителей в подготовительный год перед школой волнует вопрос: «А надо ли учить детей читать до поступления в школу или пусть учитель научит?»

Раньше при советском дошкольном образовании программа детского сада предусматривала поэтапное обучение детей грамоте, начиная с ясельного возраста 1,5 года.

* Ясельная группа – произношение звуков, название предметов, объединение в группы (посуда, игрушки, мебель и т.д.)

* Младшая группа – вычленение звуков, покажите предмет на М, на какой звук начинается слово «мама»

* Средняя группа — учат различать мягкие и твёрдые согласные (бы-би, ма–мя)

* Старшая и подготовительная группа – звуко-буквенный анализ, изучение букв, слоговое чтение.

В современных детских садах теперь отменили такую подготовку, хорошо, если развивающими играми занимаются. А программа первого класса рассчитана на то, что ребёнок уже прошёл эти этапы. На уроке он знакомится с новым звуком и буквой, учится отличать гласные и согласные звуки, читает слоги и слова, пишет изученную букву. На следующем уроке — новая буква. Если в классе много детей, то каждому учитель может уделить 2 минуты, чтобы почитать слоги. Как вы думаете, сможет ли ваш ребёнок научиться в школе читать, если вы не будете дома закреплять пройденную букву? Часто же, когда родителей просишь читать и дома слоги, они заявляют: «Он меня не слушается, читать не хочет» или «Я его зачем в школу отдала, вот вы и учите». Поэтому мои советы для тех родителей, кому небезразлична судьба собственного ребёнка.

Учим буквы: с чего начинать

В какой последовательности учить буквы? Нужно ли учить алфавит? Начинать с гласных или согласных?

Давайте четко, итак:

1. Не нужно учить буквы в алфавитном порядке.

2. Не учите буквы вперемешку: то гласные, то согласные.

3. Первыми выучите с ребенком 10 букв, обозначающих гласные звуки.

О том, как выучить 10 гласных за 5 занятий мы подробно писали. Методика действительно очень эффективная и простая. Справится любая мама.

4. Согласные лучше учить после гласных.

5. Называйте звуки, а не то, как буква произносится в алфавите.

Что именно развиваем?

В первую очередь, конечно, пассивный словарь. Но освоению навыков произношения способствует не только он. Так, давно доказано, что мозговые центры, отвечающие за развитие мелкой моторики и речи, находятся рядом и влияют друг на друга. Поэтому для того, чтобы у малыша не было проблем с речью, важно уделять внимание развитию мелкой моторики. Это могут быть такие занятия, как:

  • пальчиковая гимнастика или массаж пальцев рук (в самом раннем возрасте);
  • перебирание круп, мелких пуговиц, орехов;
  • шнурование, застегивание молний, кнопок;
  • закручивание крышек на бутылках;
  • рисование пальчиками по песку, манной крупе, муке;
  • рисование красками, лепка;
  • нанизывание больших бусин на веревочку.

А чтобы речевой аппарат находился в хорошей форме, его нужно постоянно тренировать. Для этого разработаны специальные комплексы артикуляционной гимнастики. Они помогают губам, языку, челюстям, щекам ребенка приобрести нужную силу, тонус, подвижность и управляемость, научиться правильной силе и направлению подачи воздуха при говорении, сделать речь ритмичной и красивой. Только правильная работа этих органов поможет малышу освоить нужное произношение. Об артикуляционной гимнастике подробно мы рассказывали в данной статье.

Начиная любые занятия с дошкольником, помните, что длиться они должны не более 15 минут. Обращайте внимание на настроение малыша и готовность принять игру. Если он не хочет – не настаивайте, не принуждайте (тем более, не сулите «кару небесную»!). Иначе, однажды ощутив такое отношение, ребенок может на всю жизнь потерять интерес ко всякому обучению или вовсе возненавидеть его.

Как научить ребенка алфавиту в 3-4 года

Если вы решили учить ребенка буквам в 3 года, помните, что ничего нельзя делать через силу, только игры, только занимательные упражнения и НИКАКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ. Эти рекомендации актуальны для любого возраста, ведь вы не хотите выработать нежелание учиться и ходить в школу в дальнейшем.

  • Не ждите, что ребенок сразу запомнит много букв. Не преследуйте цель выучить весь алфавит, на это потребуется время.
  • Два раза в неделю давайте ребенку новый материал, а в остальные дни повторяйте и закрепляйте пройденное.
  • С ребенком 3-4 лет достаточно заниматься 2-7 минут в день.
  • Учите гласные парами, так ребенку будет легче запомнить: А — Я, О — Ё, У- Ю, Ы — И, Э — Е.
  • Прежде, чем знакомить ребенка с согласными и приступать к обучению чтению, убедитесь, что знание всех гласных доведено до автоматизма.

Становление речи и родительское участие

Так в чем же заключается родительская помощь? Прежде всего, взрослым важно понимать, что просто научить говорить буквы ребенка невозможно. Этот процесс долгий, систематический и всесторонний. Речь малышей развивается вкупе с совершенствованием остальных навыков: как психомоторных, так и физических. Если кроха отстает в развитии (поздно начал держать голову, садиться, у него есть проблемы с памятью, вниманием) – речь, скорее всего, тоже будет отставать.

Что нужно делать, чтобы все происходило в свои сроки? Во-первых, следить за общим развитием – тренировать мышцы, ловкость, моторику, память, внимание.

Для закладывания речевых навыков особенно важны следующие аспекты.

  • Родители с самого раннего возраста крохи должны говорить с ним чисто и правильно: без детских умильных «сюсюканий», без подстраивания слов под детский возраст. Да, малыш может говорить неправильно в силу возрастного несовершенства своего речевого аппарата. Но слышать вокруг себя он должен только точную речь: правильную, четкую, грамотную, без словесного мусора («ну это», «блин», «короче», «чё»), иначе неверное произношение закрепится в его речи и потом эти проблемы придется корректировать со специалистами. А это гораздо сложнее.
  • Процесс нельзя пускать на самотек. При таком пассивном подходе малыш непременно начнет отставать. Учить его правильному произношению важно так же, как и учить держать ложку или натягивать колготки.
  • Вокруг ребенка постоянно должна быть активная речевая среда. Он должен все время слышать речь. Все действия нужно комментировать, обо всем происходящем рассказывать, называть все окружающие предметы. Тогда ребенок с раннего возраста будет не только обогащать пассивный словарь, но и понимать важность речи для общения.

Как выучить согласные: игровая методика

Согласных гораздо больше, чем гласных. На их изучение потребуется больше терпения, сил и времени. Но все получится, если четко следовать рекомендациям и не торопиться.

Приготовьте таблица. Каждая таблица состоит из шести строк. В верхней строке напишите или напечатайте синим цветом твердые согласные, зеленым — мягкие. В остальных строчках напишите короткие открытые слоги.

БЯ
БОБЁ
БУБЮ
БЫБИ
БЭБЕ
ВЯ
ВОВЁ
ВУВЮ
ВЫВИ
ВЭВЕ
ГЯ
ГОГЁ
ГУГЮ
ГЫГИ
ГЭГЕ
ДЯ
ДОДЁ
ДУДЮ
ДЫДИ
ДЭДЕ
ЗЯ
ЗОЗЁ
ЗУЗЮ
ЗЫЗИ
ЗЭЗЕ
ЛЯ
ЛОЛЁ
ЛУЛЮ
ЛЫЛИ
ЛЭЛЕ
  • Вместе с ребенком пропойте песенки гласных звуков: грубым низким голосом А, О, У, Ы, Э и высоким тонким голосочком Я, Ё, Ю, И, Е.
  • Четко произнесите согласные в верхней строке таблицы. На каждом занятии работайте с 6 таблицами.

ВАЖНО! Следите, чтобы ребенок и вы сами произносили согласные чисто, чтобы после них не слышались посторонние гласные Ы или И. Если ребенок привыкнет говорить Ды, Сы вместо чистых звуков Д, С, то и читать он будет неправильно. Сложней всего произносить чистые звуки Б, В, Г, Д; БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ. Остальные легче, особенно глухие. Научить ребенка правильно произносить З и ЗЬ, например, очень просто. Спросите ребенка: «Как большой комар гудит? З-З-З. Нет, не Зы, а З-З-З! Комар не умеет говорить Зы, он делает З-З-З. А как маленький комарик гудит? ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ. Комарик не умеет говорить Зи, он делает ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ. Вот так мы и называем эти буковки: З-З-З и ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ«.

  • Точно так же пропойте слоги, как вы делали это с гласными.
  • Покажите ребенку в таблицах букву Ь и скажите, что она называется «мягкий знак». Время от времени напоминайте ему ее название.

Буква Ь не обозначает звука, а лишь УКАЗЫВАЕТ на мягкость согласного.

  • На отдельной карточке напишите Й. Назовите, как этот звук звучит. Приведите примеры слов, которые начинаются на этот звук: йод, йогурт, йог.

Само название буквы «И краткое» ребенок узнает позже, когда будет учить алфавит. Время от времени напоминайте ребенку об этой букве, ПРОИЗНОСЯ ЕЕ ЗВУКОМ.

  • По несколько раз в день возвращайтесь к этим таблицам и пропевайте вместе с ребенком склады. Делайте это регулярно.
  • Когда увидите, что ребенок все делает правильно, замените 2 таблицы двумя новыми.
МЯ
МОМЁ
МУМЮ
МЫМИ
МЭМЕ
НЯ
НОНЁ
НУНЮ
НЫНИ
НЭНЕ

Методика такая же. Пропевайте все 6 таблиц ежедневно вместе с ребенком. В результате — ребенок повторит старые и выучит 2 новых буквы.

  • Снова замените 2 таблицы двумя новыми и т.д.

Если вы будете придерживаться плана «2 раза в неделю новое, в остальные дни повторяем», ваш ребенок выучит 32 буквы русского алфавита за месяц. С Ъ вы познакомите ребенка позже, когда он начнет читать и встретит эту букву в словах.

ВАЖНО! В русском языке есть звуки и склады-близнецы: Ж-ЖЬ, ЖО-ЖЁ, Ш-ШЬ, ШО-ШЁ, Ч-ЧЬ, ЧО-ЧЁ, Щ-ЩЬ, ЩО-ЩЁ, ЦЫ-ЦИ. Пишутся они по-разному, но звучат одинаково! Обязательно обратите на это внимание ребенка.

Немного «общей теории»

Прежде всего, важно понимать, что речь маленького человека развивается поэтапно. Опытные родители наверняка помнят, что их малыш в первые месяцы жизни произносил нараспев гласные звуки, потом начал гулить, произнося слоги с простыми согласными, потом пошли первые звукоподражания («ам-ам», «ав-ав») и первые слова.

  • Ближе к году ребенок может говорить «мама», «папа», «баба», «дядя», «дай», возможно, и несколько других слов. А также еще использует «неправильные» слова («куп-куп», «бай-бай»).
  • С года до двух малыш учится формулировать первые простейшие предложения («буду суп», «папа, дай»). Если синтаксическая структура предложения (подлежащее — сказуемое) прослеживается, на чистоту звуков пока внимания не обращают: артикуляционный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован для этого. Зато семимильными шагами идет пополнение так называемого «пассивного» словаря, начатое в первые месяцы: ребенок учится понимать новые слова, запоминает их произношение и значение, хотя не умеет пока их произносить. Позже они перейдут в его активную речь. Сейчас он уже не просто произносит «словарный набор», но сам прислушивается к тому, как говорит эти слова и звуки в них, в состоянии оценивать, правильно это или нет.
  • В районе 3 лет ребенок учится повторять небольшие стихи, а также строить сложные предложения со словами «потому что», «который», «чтобы». Чаще всего именно к этому возрасту «созревают» свистящие звуки (С, З, Ц). Но даже если они пока заменяются (например, звуком Т), но при этом интеллект ребенка развивается нормально (он понимает обращенную к нему речь, знает, как зовут родных, или что у животных тоже есть мамы и папы) – тревожиться повода нет.
  • К 4 годам малыш должен знать обобщающие слова (что такое посуда, транспорт, игрушки, одежда). Произношение пока еще может быть не очень чистым (чаще всего страдают шипящие и Р).
  • В 5 лет ребенок должен правильно произносить все звуки, поскольку к этому времени отделы мозга, отвечающие за развитие речи, сформированы в достаточной степени, а речевой аппарат достиг нужной «кондиции» (при условии, что с малышом постоянно занимались: сама по себе речь не возьмется «ниоткуда»).

Пособия по чтению

Рассматривая вопрос, как научиться быстро читать, нужно уделять внимание пособиям. На сегодняшний день представлен широкий выбор пособий – от новаторских до классических.

Самыми познавательными и простыми техниками являются буквари Жуковой и Бахтиной. Главная задача современных пособий – помочь родителям в легкой игровой форме донести до ребенка новые знания и навыки. Рассмотрим полезные:

  1. Гризик Т. И. «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте». В книге отображена система занятий по развитию речи, первому знакомству с буквами и подготовке к письму детей.
  2. Елена Нефедова, Ольга Узорова «Самый быстрый способ научиться читать». Благодаря книге ребенок сможет быстро научиться читать. Малыш освоит слоги из одной, двух, трех букв. Маленький ученик будет совершенствовать новые умения. Регулярные уроки по книге подготовят ребенка к прочтению слов, выражений и целого текста.
  3. Дошкольное пособие Жуковой. Это первая книга после букваря. Книжка предназначена в качестве первой книги для детей, которые только окончили изучение букв.
  4. Как волки учат своих детей читать. Толстой Л.Н. Этот рассказ включает балансирование между плохим и хорошим. Его стоит читать детям перед сном. Им не просто будет интересно слушать, но и проявится интерес к обучению.

Существует множество пособий, которые помогут учить ребенка считать, писать, читать устно.

Изучение с помощью обучающего видео и приложений

Рассматривая, как быстро научить ребенка читать, стоит рассматривать вариант использования полезных видео и приложений. Мобильные приложения значительно упрощают процесс обучения. Например:

  1. Приложение Читайка. При помощи приложения ребенок научится читать даже в том случае, если еще не знает алфавита. В основе программы лежат методики Зайцевой и Домана. Она включает 10 уровней, из которых первые 4 – работа со слогами. Остальные уровни посвящаются слову.
  2. Карточки Домана. При помощи программы практикуется метод Домана.
  3. Учимся писать русские буквы. Приложение больше направлено на обучение письму, но оно полезно и тем, кто учится читать. При помощи программы ребенок запросто запомнит, как выглядят буквы.
  4. Азбука, учим русский алфавит. Приложение является очень интересной игрой. С особым методом обучения. Ребенок ловит жирные буквы и складывает из них слово. Из деталей конструктора собирается пазл – картинка, которая обозначает слово.

Также на просторах интернета представлено множество обучающих мультиков, которые помогут быстро научиться читать. Например, игровое видео Лунтик помогает выучить буквы и подготовиться к школе. Вместе с персонажем детки выполняют множество интересных заданий. С их помощью малыш выучит буквы и алфавитный порядок.

Детские раскраски

Таких материалов для того, чтобы научить ребенка буквам предостаточно, и они разнообразны. Есть раскраски, где буквы надо закрашивать, есть те, где нужно соединять точки, чтобы получилась буква. Как правило, каждое упражнение сопровождается веселым стишком, чтобы быстрее и лучше запомнить пройденный материал. Словом, выбор за родителями.

Безусловно, карточки, магнитные азбуки — это методики и вспомогательные материалы, проверенные временем, но если хочется внести разнообразие в привычные занятия с ребенком, то на помощь придут альтернативные и веселые способы, как научить ребенка буквам.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]