Задачи ЗКР во второй младше группе: Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:


Картотека игр по ЗКР для младшей группы

Картотека игр по ЗКР для второй младшей группы

Дидактическая игра «Догадайся, что звучит»

Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать. Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.
Дидактическая игра «Часы»
Цель: Развивать речевое внимание детей. Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом… ». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак… »! . — Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза) ; идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз) . — Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов) .

Диактическая игра «Медвежата мед едят»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей. Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (обязательный показ всех действий воспитателем.) Игра повторяется 3-4 раза. Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза) .

Дидактическая игра «Лягушка и лягушата»

Цель: Развивать речевое внимание детей. Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают) . Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Покормим птенчиков»

Цель: Развивать речевой аппарат детей. Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», — и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.

Дидактическое упражнение «На приеме у врача»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей. Ход: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы. В: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот) . Врач доволен: горло ни у кого не болит.

Дидактическая игра «Догадайся, что звучит»

Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов. Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.

Дидактическая игра «Узнай по голосу»

Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков. Ход: Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.

Дидактическая игра «Кто в домике живет? »

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей. Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко. Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей) . Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал? Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

Дидактическая игра «Кто как кричит? »

Цель: Развивать речевое внимание детей. Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик — чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?

Дидактическая игра «Позови свою маму»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку. Такая же работа проводится со всеми детьми.

Дидактическая игра «Отзовись»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. Ход: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф. Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними. Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.

Игра «Угадай, что делать»

Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание. Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка. Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо — держат руки на коленях. Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполне¬нием движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Игра «Солнце или дождик?»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно различно¬му звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание. Ход: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте вниматель¬но, когда бубен звенит, а когда я стучу в него». Методические указания. Воспитатель проводит иг¬ру, меняя звучание бубна 3 — 4 раза.

Игра «Где позвонили?»

Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания. Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек. Ход: Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, ко¬торый становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» — и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают дру¬гого водящего. Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал гла¬за. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

Игра «Бабочка, лети!»

Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового вы¬доха. Подготовительная работа. Приготовить 5 бумаж¬ных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку дли¬ной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Ход: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмот¬рите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек. Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок мо¬жет дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.

Игра «Пускание корабликов»

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произно¬сить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха. Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики. Ход: Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п…» — дует ребенок. (При повторении игры нужно при¬гнать кораблик к определенному месту.) Методические указания. Следить, чтобы при про¬изнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произно¬сили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

Игра «Громко — тихо»

Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса. Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую маши¬ны, большой и маленький барабаны, большую и маленькую ду¬дочки. Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сиг¬нал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а малень¬кая — тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Методические указания. В зависимости от количе¬ства детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

Дидактическая игра «Магазин»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. Ход: Воспитатель предлагает пойти в магазин и купить игрушки. Купить можно только, если поговоришь как игрушка. Дети подходят к столу и произносят характерные звукосочетания для данной игрушки (ду-ду, ме-ме, би-би)

Дидактическая игра «Будь внимательным»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. Ход: Воспитатель: у меня разные картинки, если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимаете красный кружок и называете игрушку.

Дидактическая игра «Колокольчики»

Цель: Развивать речевое внимание детей. Ход: В: Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь». Воспитатель предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Идут животные»

Цель: Развивать речевое внимание детей. Ход: Воспитатель делит детей на четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежи. Воспитатель: Идет слоны, они топают ногами очень громко (дети громко произносят звукосочетание «топ-топ-топ», повторяют его 3-4 раза. — Идут медведи, они топают потише (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза немного потише). — Идут поросята, они топают еще тише… — Идут ежики, они топают очень тихо… — Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание). Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Кукушка и дудочка»

Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание. Ход: В: В лесу живет птица – кукушка (показ картинки). Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Однажды дети пришли в лес обирать грибы. Много набрали грибов. Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Воспитатель делит детей на две группы – кукушки и дудочки. Без системы 6-7 раз дает разные команды (то кукушкам, то дудочкам). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Забей гвоздик молоточком»

Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание. Ход: В: Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз). Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз). Давайте забьем гвоздь большим молотком… Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком… Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4-5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).

Дидактическое упражнение «Подуем на шарик»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей. Ход: Дети берут шарик за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на шарик). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.

Дидактическое упражнение «Ветерок». Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей. Ход: Дети берут листочек за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на осенний лист). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.

Дидактическое упражнение «Оближем губы»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей. Ход: Воспитатель: Давайте съедим конфету (дети и воспитатель имитируют, что едят конфеты, и причмокивают). Конфеты вкусные, оближем губы (показ: языком провести по верхней губе от края до края, затем по нижней губе – должны получаться круговые движения).

Дидактическая игра «Гуси»

Цель: уточнить и закрепить произношение звука а, готовить детей к составлению текста – описания. Материал: картина «Гуси» Ход: Воспитатель показывает детям картину, они ее вместе рассматривают. Это гуси. Гуси белые и серые. У гуся длинная шея и красные лапы. Гусь кричит: га-га-га. Какая шея у гуся? Какие лапы? Как гусь кричит? (Ответы детей.) сейчас мы будем гусями. Ходим переваливаемся с ноги на ногу. (Воспитатель показывает, как ходят гуси. Дети повторяют за ним движения.) Гогочем: га-га-га. В: Гуси-гуси! Дети: Га-га-га В: Есть хотите? Дети: Да-да-да В: Покажите как гуси широко раскрывают клюв. Дети: Га-га-га. В: Есть хотите? Дети: Да-да-да Захлопали гуси крыльями, улетели. (Игра повторяется 3-4 раза)

Дидактическая игра «Угадай по голосу»

Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звука у изолированно и в словах; учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов. Материал: корзина с игрушками. Ход: В: Кто это к нам пришел? (Это (достает петушка, лягушка, утка)… Д: Петух В: А это, дети (показывает картину), кукушка. Как кукует кукушка? Ку-ку, ку-ку! А это чей голос? Кто так крякает?: кря-кря7 Дети: Утка. В: Кто квакает ква-ква?…. В: Кто кукарекает: кукареку?… В: А как кукушка кукует? В: Сейчас мы с вами поиграем. Вот петушок (показывает игрушечного петушка). Как он поет? Когда петушок поет «Кукареку!», он что делает? (кукарекает) В: А это кукушка (показывает картинку). Как она подает голос? (ку-ку) Д: Когда кукушка говорит ку-ку, она что делает? кукует) В: Покажите, как летает кукушка. (Дети поднимаются с ковра и летают.) Как кукушка кукует? (дети кукуют.) Покажите как машет крыльями петушок. (дети показывают.) как он кричит кукареку? (Дети кукарекают) Что вы сейчас делали, как петушок? (кукарекали.) Послушайте слова: кукушка, петух, утка, лягушка. В этих словах слышится звук у. потяните его: ууу. Назовите слова со звуком у: кукууушка, петууух, лягууушка, ууутка. (Произносит вместе с детьми) Игрушки остаются для свободной игры детей.

Дидактическая игра «Научим зайку правильно говорить»

Цель: Развивать интонационную выразительность. В: Зайчик принес с собой чудесный мешочек. В нем лежат разные картинки. Зайчик будет говорить. Что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите говорить его правильно. Ишка – дети поправляют «мишка» Елочка – белочка Оник – слоник (После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.

Дидактическая игра «Загадки»

В: Наша лягушка любит отгадывать загадки. В-ль с помощью жестов, мимики, звуков изображают животное, дети отгадывают загадку. Воспитатель предлагает прочитать стихотворение об угаданном животном. (Зайку бросила хозяйка… Мишка косолапый… ) Далее загадки загадывают дети.

Задачи ЗКР во второй младше группе: Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:

Транскрипт

1 Задачи ЗКР во второй младше группе: 1. Продолжать учить четко произносить гласные и некоторые согласные: А, У, И, О, Э, П, Б, Т и др. Развитие речедвигательного анализатора. Познакомить детей с частями артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык) и их движениями. 2. Развивать речевой слух, если достаточно развито слуховое внимание (учить соотносить звук с предметом и местом подачи звука). 3. Развивать речевое дыхание (направлено на умение на одном выдохе произнести фразу из 3-4 слов), если достаточно развит ротовой выдох (при достаточно сильном, плавном ротовом выдохе). 4. Вырабатывать темп, ритм, силу и высоту голоса, интонационную выразительность. (см. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду во второй младшей группе», ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой и др., с. 17 ). Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа: Подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения звука изолированно по подражанию, закрепление звука словах, фразовой речи. Каждый этап занятия проводится отдельно с интервалом 3-6 дней (В.В. Гербовой. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. Ред. М.А. Васильевой, Т. С. Комаровой с. 11). В процессе работы важно учитывать, что для правильного звука «С» (щелевого и переднеязычного) опорными являются «Ф», «И», поэтому необходимо уточнять произношение простых звуков (щель, переднеязычной). Для звук «Л» (сонорного) опорным является «Т» (по месту образования), «Ы» (подъем языка к небу).

2 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь V А А У А,У V О V V И Э М М П П Б Б Развитие слухового внимания, памяти. Звуки вокруг нас (звуки окружей действ-ти: природы, быта). Звуки вокруг нас звуки (окружающей действительности природы, быта) Звуки, которые издают животные. Звуки улицы (транспорта). Знакомство с частями артикуляционного аппарата. Развитие физиологического дыхания (ротового выдоха). Развитие речевого дыхания и голоса. Формировать умение выделить звук в слове голосом, произнести его протяжно. Упр-я с куклой Аней. Сюжетная игра «Паровозик». Развитие речевого дыхания. Формировать умение проговаривать фразы в нормальном темпе. Учить произносить на одном выдохе несколько одинаковых слогов (муму-2 слога) Учить детей произносить взрывные звуки четко и кратко (П, Б, К, Г,Т, Д). Учить произносить на одном выдохе несколько одинаковых слогов (биби-би; 3;4;5)

3 Май Апрель Март Февраль Январь Т Т V Д Д К К V Г Г Т,П,К Ф V Ф В В С V С З З Ц V Ц Звучащие Развитие речевого игрушки, дыхания и голоса. музыкальные Формировать умение инструменты, проговаривать фразы в предметы быта. различ-м темпе. (1). Звучащие Учить отчетливо, игрушки, музык-ые правильно произносить инструменты, звуки, звукопод-я. предметы быта. То же (1-2) Подготовка речевого аппарата к произношению свистящих и шипящих. То же (1-2) Отрабатывать четкое произношение звука «С». Звучащие игрушки, музыкальные инструменты (2-4) Закрепить сформированные навыки. Учить изменять темп речи.

4 Задачи ЗКР в средней группе: 1. Продолжать учить четко произносить гласные и некоторые согласные: А, У, И, О, Э, П, Б, Т и др. Развитие речедвигательного анализатора. Продолжать знакомить детей с частями артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык,небо) и их движениями. Отработка основных движений артикуляционного аппарата. 2. Развивать фонематический слух, если достаточно развито слуховое внимание (учить соотносить звук с предметом и местом подачи звука). Учить называть слова, начинающиеся на определенный звук. 3. Развивать речевое дыхание (направлено на умение на одном выдохе произнести фразу из 4-5 слов), если достаточно развит ротовой выдох (при достаточно сильном, плавном ротовом выдохе). 4. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Совершенствовать интонационную выразительность речи (темп, ритм, силу и высоту голоса) «Программа воспитания и обучения детей в детском саду в средней группе. Под ред. М. А Васильевой, В.В. Гербовой, с.106. Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа: Подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения звука, закрепление звука в словах, фразовой речи. Каждый этап занятия проводится отдельно с интервалом 3-6 дней. В процессе работы важно учитывать, что для правильного звука «С» (щелевого и переднеязычного) опорными являются «Ф», «И», поэтому необходимо уточнять произношение простых звуков (щель,

5 переднеязычной). Для звук «Л» (сонорного) опорным является «Т» (по месту образования), «Ы» (подъем языка к небу). Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен: Опознать звук в речевом потоке (звуки, слоги, слова). Различать слова, состоящие из одних и тех же звуков, расположенных в определенной последовательности Понимать значение слов-паронимов.

6 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь А У V А-У О Э И V Ы V V Ы-И Н Т Д К Г Х К,Г,Х Развивать слуховое внимание, память. Звуки вокруг нас (музыкальные инструменты, звуки окруж-ей действ ти: стук, шелест) Развитие речевого слуха. Учить различать на слух и в звуки «Ы-И». Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе. Учить различать на слух и в звуки «К-Г-Х» Продолжить знакомство с частями артикуляционного аппарата (небо, кончик языка), с их движениями. Познакомить с понятиями «слово», «звук». Развитие речевого дыхания и силы голоса. Формировать умение выделить звук в слове голосом, произнести его протяжно. Учить на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот. Формировать умение проговаривать фразы в норм-м темпе. Формировать навык произнес-я фразы (из 3-5 слов) с интонацией повествования, вопроса. Уточнять положение, движения языка, необходимых для правильного произношения звуков.

7 Май Апрель Март Февраль Январь V V Ф В С З Ц Ц Учить вычленять определенный звук из потока слов. Учить различать на слух и в произн-ии звуки «Ф-В» Учить различать на слух и в звуки «С-З-Ц» Формировать навык четкого и правильного произношения звука в слогах, словах и фразовой речи. Формировать умение на одном выдохе произнести фразу из 4-5 слов V V V Ш Ш Ж Ж Ч Ч Щ Щ Л Л ЛЬ Р Учить различать на слух и в звуки «Ш-Ж» Учить отбирать предметы, в названии которых есть определенный звук. Закреплять навык различения на слух и в речевые звуки. Формировать навык четкого и правильного произношения звука. Учить изменять темп речи (от медленного к быстрому). Закрепить умение на одном выдохе произнести фразу из 4-5 слов

8 Задачи ЗКР в первой младшей группе: 1. Продолжать учить четко произносить гласные и некоторые согласные: А, У, И, О, Э, П, Б, Т и др. Развитие речедвигательного анализатора. Познакомить детей с частями артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык) и их движениями. 2. Развивать речевой слух, если достаточно развито слуховое внимание (учить соотносить звук с предметом и местом подачи звука). 3. Развивать речевое дыхание (направлено на умение на одном выдохе произнести фразу из 3-4 слов), если достаточно развит ротовой выдох (при достаточно сильном, плавном ротовом выдохе). 4. Вырабатывать темп, ритм, силу и высоту голоса, интонационную выразительность. (см. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду во второй младшей группе», ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой и др., с. 17 ) Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа: Подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения звука изолированно по подражанию, закрепление звука словах, фразовой речи. Каждый этап занятия проводится отдельно с интервалом 3-6 дней (В.В. Гербовой. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. Ред. М.А. Васильевой, Т. С. Комаровой с. 11). В процессе работы важно учитывать, что для правильного звука «С» (щелевого и переднеязычного) опорными являются «Ф», «И», поэтому необходимо уточнять произношение простых звуков (щель, переднеязычной). Для звука «Л» (сонорного) опорным является «Т» (по месту образования), «Ы» (подъем языка к небу).

9 Формирование навыка понимания речи. В течение года еженедельно проводятся занятия, дидактические игры для развития произносительной стороны речи, слухового внимания и речевого слуха, физиологического и речевого дыхания. Формировать умение пользоваться по подражанию высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?»). Учить повторять за взрослым слово и небольшое предложение в том числе, содержащее вопрос и восклицание. Упражнять в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме С,З,Ц,Ш,Ж,Щ,Ч, Р,Л). Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь А У И О П Б Февраль Март Апрель Май М Т Д В Ф Закрепление сформированных навыков.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]