Рисование в старшей группе, в зависимости от программы направления детского сада, может идти по стандартному и нестандартному пути. То есть традиционно ребенок учится рисовать карандашами (простыми, восковыми), красками (акварелью, гуашью).
А в творческих кружках дети используют разные техники (набрызг, кляксографию нитками и трубочками, рисование мыльными пузырями, тычками, пальчиками, ладошкой, свечами, листьями, «мокрое» рисование, аэрографию, граттаж, монотипию, оттиск) и смешивают материалы (например, мелки с акварелью). Ныне многие современные педагоги государственных детских садов стараются разнообразить занятия по рисованию необычными техниками.
Предварительная работа по изобразительной деятельности
Рисование в старшей группе направлено на закрепление и детализацию полученных ранее знаний. Дети умеют рисовать формы геометрических фигур (круг, цилиндр, треугольник, квадрат, прямоугольник) и передавать их через изображение овощей, животных, людей, птиц. В старшем дошкольном возрасте необходимо больше детализировать передаваемый образ, акцентируя внимание на его признаках.
Например, ребенок свободно изображает свою семью. Тогда нужно подсказать, что папа выше мамы, которая выше детей, а самый маленький у них — дошколенок. Кроме того, нужно помочь с пропорциями тела: туловище делится на две части, локти должны заканчиваться там, где находится «ремень». Лицо должно быть также гармоничным и правильным.
Чтобы дети лучше поняли признаки, пропорции, свойства изображаемых предметов, воспитатель каждый день проводит работу по развитию восприятия ими окружающего мира. Без этого не проходит ни одно рисование (старшая группа). Детский сад предоставляет необходимый материал для занятий, а педагоги с родителями должны расширить кругозор у детей.
Методика рисования деревьев и человека в старшей и подготовительной
Методика рисования деревьев
в старшей и подготовительной группах.
Старшая группа
Перед педагогом старшей группы стоят следующие задачи: развивать
у детей наблюдательность, воображение, инициативность, самостоятельность; воспитывать эстетическое отношение к окружающему, учить детей описывать предмет,
его
форму, выделяя самые существенные era признаки, сравнивать предметы по форме и цвету; передавать относительные размеры предметов, формировать пространственное воображение; учить рисовать по зим мелу и по памяти, добиваться выразительного решения композиции.
Педагог дол жен знакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства, народными промыслами; учить их различать, называть и подбирать цвета (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, черный, белый), различать оттенки (голубой, розовый, светло-зеленый и ар.) и нейтральные цвета (серый, серо- голу ой.
Дети должны уметь отобразить в рисунке пропорциональнoe
соотношение двух-трех предметов, расположив их по схеме: внизу — те, что находятся на земле, вверху — те, что в воздухе, в небе; создать сюжет из пяти-шести предметов.
Обучение детей старшей группы направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения.
Учебными задачами являются следующие:
— научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей; — научить передаче в рисунке несложных движений; — развивать и совершенствовать чувство цвета; технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками (приемы действия кистью); научить приемам рисования цветными мелками, углем, акварельными красками.
Дети должны правильно пользоваться акварельными красками и кистью, держа ее наклонно, поворачивать на плоскости; должны уметь изображать человека во-фронтальном статичном положении и в движении, изображать птиц и животных как статично, так и в движении.
Дети очень любят рисовать осень.
Осенью следует обратить внимание детей на золотые листья деревьев. В этом возрасте они уже знают о разных видах деревьев и
могут нарисовать их. Объясните, что толщину ствола можно передать, постепенно усиливая нажим на
ворс
кисти, а очень толстый ствол рисуют наращиванием мазков. Каждое дерево имеет вертикально направленный ствол, толстые и тонкие ветви, на них листья, образующие крону. Эти признаки передаются и детьми старшей группы. Предложите
детям
изобразить деревья определенных пород, расположив их на некотором расстояпш друг от друга. Подходящие темы для детей старшей группы «Лес осенью», «Осенний парк», «Яблоневый сад осенью*.
Работая над темой «Яблоневый сад осенью*, дети должны знать, что яблони бывают разными — низкими и высокими, молодыми и старыми, раскидистыми с толстым стволом и стройными с
тоненькими ветвями, направленными вверх. Плоды могут быть зелеными, желтыми, красными. Особое внимание следует уделить размещению изображений деревьев на листе.
Программный материал во II квартале усложняется. Дети должны воспроизводить в рисунках картины зимней природы, заснеженные дома и деревья, зимние игры и развлечения, рисовать более сложные по форме и строению предметы. Самая лучшая бумага для рисования на тему «Деревья, покрытые снегом» — голубого» цвета. Воспитатель показывает, как кончиком кисти наносить белую краску (снег) на веточки деревьев.
Выразительность рисунка во многом зависит от выбранного вертикального или горизонтального положения листа бумаги. Чтобы успешно справиться с этим выбором, ребенок должен очень внимательно проанализировать предмет в различных поворотах, отметить особенности его строения.
Рисование ели.
Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, краской коричневого и зелёного цвета. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток и тонкую для хвои.
Объяснение:
Мы не обозначаем, где растёт ель, сразу рисуем ствол. Беру широкую кисть и коричневой краской провожу ровную прямую в конце с нажимом линию, из верхней точки провожу ещё такую же линию рядом и так несколько раз, чтобы получился красивый, прямой ствол. Теперь средней кистью рисую ветки. Техника та же, как в средней группе. Вверху 2 маленькие вверх, остальные длинные в стороны. На ветках у ели есть «лапки» — маленькие ветки, нарисую их под большими (показ). Теперь зелёной краской тонкой кисточкой рисуем хвою.
Новогоднюю ёлку украшаем гирляндой и рисуем под нею подставку. В этой группе даём изображение елей вблизи и вдали. Обратите внимание, здесь не рисуются отдельно коричневой краской ветки, а сразу же зелёной краской раскидистые лапы.
Рисование деревьев разных пород
Будем рисовать разновидности деревьев. Особое внимание обратить на то, что если дети старшей группы даже после многократных наблюдений, прорисовки рисуют плохо, то эту работу перенести на подготовительную группу, так как для детей этот материал очень сложен.
Сосна
Если дети хорошо овладели техникой рисования елей, можно обучить рисованию сосны.
Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, гуашь, палитра. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток, тонкую для хвои.
Объяснение:
У сосны красивый, ровный ствол светло-коричневого, золотистого цвета, потому что сосна очень любит свет, солнце. Создаём такой цвет на палитре. Техника рисования ствола такая же, как и ели. Обращаем внимание на ветки, они растут в стороны от ствола, поочерёдно с одной и другой стороны, вверху ветки короткие, книзу длиннее. Внизу тоже были ветки, но всем не хватило света, солнца, и они обломились, остались только маленькие сучки. Хвоя у сосны изумрудная, длинная и пушистая. Тонкой кисточкой делаем длинные от ветки в разные стороны мазки.
Берёза
Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, белой и чёрной краской. Даём 2 кисточки: широкую и средней толщины.
Объяснение:
У берёзы красивый ствол – широкой кисточкой белой краской рисую ствол, так же как мы рисовали ствол у других деревьев. У берёзы на стволе есть чёрные крапинки, их мы нарисуем потом, когда подсохнет белая краска. Берёзу называют кудрявой. Ветки у неё красивые, упругие, наклонились вниз. Беру среднюю кисточку и чёрной краской рисую толстые ветки от ствола с одной и другой стороны, начинаю сверху. А от толстых веток идут тонкие, как гирлянды, опускаются вниз. Ствол у берёзы подсох, теперь украсим его черными точками. Вспомните, когда мы с вами рассматривали его, то отмечали, что внизу ствол сильно чёрный, сверху точек меньше.
Рисуем берёзу в разное время года: заснеженную зимой и зелёную весной (рисуем по-сырому контур кроны и точками листья).
Яблоня
Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, гуашь, палитра. Даём 2 кисточки: широкую и средней толщины.
Объяснение:
Широкой кистью тёмно-коричневой краской рисую ствол. Техника рисования та же. Теперь средней толщины кисточкой буду рисовать крону. Крона у яблони похожа на чашу. Из чаши растут большие ветки вверх к солнцу, а на них маленькие. Оттого, что у яблони такая крона её называют развесистой. Листья у яблони рисую примакиванием, конец кисти смотрит вверх.
Можно дать так же тему «Яблоня в цвету» — розовой краской рисуем цветы завиточки, листья не рисуем.
Рисование разновидностей деревьев в старшей группе можно давать лишь в том случае, когда у детей высокие технические навыки. В случае затруднений в старшей группе лучше оставить рисование дерева по методике средней группы и дать рисование берёзы, остальному учить в подготовительной группе.
Хорошо давать рисовать с натуры ветки деревьев и кустарников с листьями или цветами (вербы, мимозы, ели, тополя)
Рисовать такие предметы труднее, чем предметы, имеющие правильные геометрические формы с симметричным построением. Сложное построение растения, у которого листья прикреплены пучками, ветки имеют много ответвлений, дети старшей группы передать не смогут, но увидеть и нарисовать одни листочки поднятыми вверх, а другие опущенными им доступно.
У детей шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого.
Эта задача осуществляется начиная с первого квартала, например, в изображении разнообразных деревьев. Каждое дерево имеет вертикально направленный ствол, толстые и тонкие ветви, на них листья, образующие крону. Эти признаки передаются и детьми старшей группы. В подготовительной группе их учат видеть и рисовать деревья разных пород, где все эти общие признаки несколько своеобразны: у елки ствол постепенно суживается кверху и заканчивается тонкой острой верхушкой, а у лиственных тоже суживается, но вверху разветвляется и заканчивается множеством мелких ветвей; у березки толстые ветки идут вверх, а тонкие длинные свисают вниз, а у липы тонкие веточки расположены параллельно земле.
Есть деревья согнутые, с раздвоенными стволами, молодые и старые. Умение увидеть это разнообразие и передать в рисунке развивает у детей способность создавать выразительные образы природы.
Подготовительная группа.
Задачами обучения в подготовительной группе являются следующие: -научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению; -научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы; -развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета); -развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета); -развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков; -накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета). У детей шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого. Эта задача осуществляется начиная с первого квартала, например, в изображении разнообразных деревьев. Дети подготовительной к школе группы должны знать: чтобы нарисовать дерево, сначала нужно провести тонкие линии, обозначающие основную форму и размер, прорисовать направление и форму ветвей, а затем точный контур дерева. Затем добавляют листву и мелкие детали, после чего раскрашивают рисунок. Каждое дерево имеет вертикально направленный ствол, толстые и тонкие ветви, на них листья, образующие крону. Эти признаки передаются и детьми старшей группы. В подготовительной группе их учат видеть и рисовать деревья разных пород, где все эти общие признаки несколько своеобразны: у елки ствол постепенно суживается кверху и заканчивается тонкой острой верхушкой, а у лиственных тоже суживается, но вверху разветвляется и заканчивается множеством мелких ветвей; у березки толстые ветки идут вверх, а тонкие длинные свисают вниз, а у липы тонкие веточки расположены параллельно земле. Есть деревья согнутые, с раздвоенными стволами, молодые и старые. Умение увидеть это разнообразие и передать в рисунке развивает у детей способность создавать выразительные образы природы. Такое же многообразие в передаче особенностей предмета закрепляется в темах по изображению овощей, фруктов и т. д. Для этого дети в первом квартале знакомятся с получением оттенков цвета и составлением новых цветов. Умение передавать характерные особенности строения и формы предметов дошкольники осваивают при рисовании с натуры разнообразных предметов, вначале простых по форме и строению: веток елки и сосны, рыбок, птиц, кукол. В качестве натуры в подготовительной группе могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера. Близкое расположение натуры чаще привлекает к ней внимание ребенка: он сравнивает ее с рисунком. Кроме того, ценность такой «индивидуальной» натуры в том, что она позволяет сосредоточить внимание на ее характерных особенностях. Воспитатель подбирает однородную натуру с небольшими вариациями: на одной веточке — 3 ответвления, на другой — 2, у одной — все листики смотрят вверх, а у другой — в разные стороны. На это различие обращается внимание детей при объяснении задания и анализе натуры; им предлагается рисовать свою веточку так, чтобы потом можно было ее узнать. В конце занятия может быть проведен интересный анализ отыскания по рисунку натуры или по натуре рисунка. Здесь повышается внимание детей ко всем деталям. Рисованием натуры помогает развивать чувство композиции при передаче пространства. Дети очень быстро овладевают умением располагать предметы на большом пространстве вблизи и вдали при рисовании с натуры окружающей природы. Например, они рассматривают с воспитателем из окна пространство между двумя деревьями: близко к детям расположена лужайка, за ней — река, далее — поле, а там, где небо как бы сходится с землей, видна узкая полоска леса, где даже нельзя разобрать отдельные деревья. Дети начинают рисовать, переходя от близлежащих предметов к отдаленным, начиная с нижнего края листа. Им становится ясным, что означает рисование на широком пространстве. Пустота между землей и небом исчезает. Выразительность рисунка во многом зависит от выбранного вертикального или горизонтального положения листа бумаги. Чтобы успешно справиться с этим выбором, ребенок должен очень внимательно проанализировать предмет в различных поворотах, отметить особенности его строения. В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу.
Рисование елей
Рисуем на тонированной бумаге, гуашь, палитра — на ней мы будем создавать разные оттенки зелёного цвета. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток, тонкая для хвои.
Объяснение:
Методика рисования не меняется. Рисование как в старшей группе. Только при изображении хвои обращаем внимание на то, что верхние ветки молодые, упругие и зелень на них яркая, книзу хвоя на ветках старая, тёмного цвета.
Рисование деревьев разных пород.
Рисование деревьев в пейзаже отличается от обычного рисования деревьев. Поскольку строение любого дерева довольно сложное (множество ветвей и веточек, а листьев еще больше.). то нарисовать эту массу в отдельности, особенно если дерево расположено на заднем плане- невозможно. Здесь при рисовании мы исходим из следующего правила: находясь вдали от дерева, мы видим только его общую форму, без подробностей. У каждого дерева, не похожую на форму других деревьев, и нужно изобразить
Дуб
Рисуем на тонированной бумаге в две полосы, гуашь, палитра. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины и жёсткую.
Объяснение:
Дуб называют великаном, ствол у него очень толстый, буду рисовать его широкой кисточкой коричневой краской вот так – проведу центральную линию и буду «наращивать» ствол с одной и с другой стороны. Ствол толстый, дуб могучий, он крепко стоит на земле – видны корни. Средней кисточкой коричневой краской рисую ветки. Ветки от времени изогнулись, старые, толстые. У дуба нет такой макушки, как у других деревьев. Наверху ветки изогнуты и от ствола то же отходят изогнутые толстые ветки. От толстых веток отходят маленькие изогнутые, их я рисую кончиком кисточки. Зелень дуба прозрачная, резная, её я буду рисовать жесткой клеевой кистью «тычками».
Сосна
В этой группе можно дать рисование сосны цветными карандашами, но для детей это очень сложно. Так же дети учатся рисовать молодую сосенку.
Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, палитра. Даём 2 кисточки: широкую для ствола и средней толщины для хвои.
Объяснение:
Широкой кистью светло-коричневой краской рисую короткий ствол. Техника та же, как при рисовании елей. Особое внимание уделяем на ветки. Рисую 2 маленькие наверху, а далее от ствола рисую 2 веточки вверх к солнцу и отсюда же 2 вниз. Теперь средней кисточкой рисую хвою, верхние ветки молодые – хвоя на них светлая, яркая, нижние старее – хвоя тёмная.
В этой группе можно показать способ рисования кроны без веток – контуром.
Так же в этом возрасте дети с удовольствием рисуют различные сказочные деревья.
Изображение человека – самое сложное в развитии изобразительного творчества детей – дошкольников, которое, постепенно усложняясь, занимает место в детских рисунках в течение всего дошкольного детства.
Дети, у которых слабо развиты внимание, зрительная память, теряются. В основном, на рисунках малышей люди стоят, беспомощно раскинув руки, расставив ноги. А движение умеют передавать только талантливые, одаренные дети.
Все закономерно и для определенного периода очень мило, но ведь должно быть развитие! Убедилась на опыте и считаю, что рисование человека вводить в работу с детьми как можно раньше. Маленькие дети еще не боятся ошибиться, им все нравится, а рисование человека в рисунках детей занимает одно из самых предпочтительных мест в их изобразительной деятельности. Но количество и качество изображения людей напрямую зависит от того, как ребенок (особенно старшего дошкольного возраста) умеет это делать.
Чтобы ребенок смог передать в рисунке задуманное, он должен владеть изобразительными и техническими умениями. Зачастую ребенок, недовольный тем, что его изображение выполнено не на должном уровне, может просто отказаться от рисования человеческих фигур. Опыт работы показывает, что из-за затруднений в изображении человека дети стараются избегать изображения образа человека в самостоятельной творческой деятельности. Исходя из этого, необходимо научить детей рисованию человека, показав разнообразные способы изображения. И для педагога наипервейшей задачей должно стать обучение детей изображению человека в соответствии с его возрастными возможностями и индивидуальными способностями
Дети начинают пробовать свои силы в графическом изображении фигуры человека вскоре после трех лет. В это время они пользуются несколькими основными штрихами, с помощью которых могут изобразить какого-нибудь человека: маму, папу или другого члена семьи. Рисунок фигуры выполняется ребенком по одной и той же схеме: «Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек!» Напрашивается вывод: чтобы было развитие, необходимо систематическое, планомерное обучение.
Обучение детей дошкольного возраста изображению человека процесс сложный и кропотливый, требующий от педагога умения учитывать в своей работе ряд требований и создания необходимых условий для детского творчества. Педагогическое руководство должно быть направлено не только на обучение искусству изображения портрета, но и на развитие восприятия, воображения. Иначе говоря, надо научить детей видеть и воспринимать, постепенно подводить к пониманию того, что их изображение может выражать различное содержание и руководство процессом должно быть направлено, прежде всего, на развитие эстетического восприятия, на образное отражение своих впечатлений в рисунке определенными изобразительными средствами. Надо найти такие педагогические приемы, которые способны возбудить интерес к рисованию человека, эмоции, воображение детей, активизировать процесс рисования, вызвать желание оценивать рисунок, находить в нем элементы выразительности.
Ребенок в окружающем мире улавливает далеко не все, что видят глаза, поэтому на занятиях по формированию умению изображать человека необходимо научить детей наблюдательности с целью более полно и правдиво передать характерные особенности и черты изображаемого человека.
В процессе воспитательной работы в данном направлении у детей развивается понимание создаваемого изображения, красоты и выразительности портретного рисунка.
Кроме всего сказанного, свободное и творчески создаваемое изображение ребенком мира людей не только позволит ему пережить радость творчества, радость создания выразительных образов, но и, наконец, поможет ему легче войти в реальные отношения с окружающим миром людей, то есть обеспечит один из путей осуществления процесса социализации ребенка — дошкольника. Рисунки старших дошкольников показывают их интерес и к социальным проблемам, и к истории жизни своего народа.
Немаловажно еще и то, что дети старшего дошкольного возраста скоро пойдут в школу, а практика показывает, что первоклашке, не умеющему изображать человека, будет довольно сложно создавать «живые», яркие работы, за которую учитель поставит положительную оценку, являющуюся в свою очередь основным мотивом для ребенка – первоклассника.
Средняя группа.
В средней группе дети учатся рисовать «матрешку». Изображается голова, к низу расширенный сарафан. «Снегурочка»- голова, к низу расширенная шуба, руки от плеча. К концу года усложняется изображение можно добавить движение «поднятая рука».
В старшей группе предлагается детям рисовать более детально. Можно предложить схему рисования из геометрических фигур, схему рисования головы.
Предложить детям рассмотреть куклу или ребенка в красивой одежде. Уточнить, спрашивая детей форму платья, головы, рук, ног, их расположение и величину. Пропорции лица: голова имеет овальную форму. Для изображения лица голова делится поперечными линиями на три части: от вершины до надбровных дуг, от надбровных дуг до кончика носа и от конца носа до конца подбородка. Воспитатель на доске рисует овал лица, отмечает вспомогательные линии, поясняя что они ели заметные, показывает как рисуются глаза, расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза, внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок. Спрашивает, что находится над глазами(брови). Далее объясняет, что нос у человека такого же цвета, как лицо, поэтому надо нарисовать только кончик носа. Можно кончик носа нарисовать короткой черточкой или изобразить ноздри. От кончика носа до конца лица посередине находятся губы.
— Дети,посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа отличается по форме от нижней? На верхней губе как бы две волны , а на нижней одна (нарисовать губы). Рисуем уши, волосы.
В подготовительной группе знакомим детей с строением человека. Рассмотреть схемы строения фигуры человека и пропорциональное соотношение частей. На рисунке видно, что за масштабную единицу при определении пропорций принимается какая-либо часть тела, обычно голова (ее высота). Высота всей фигуры человека составляет7-8 масштабных единиц (включая голову). Размеры длины туловища и головы вместе равны примерно длине ног. Руки на одну единицу длиннее туловища (доходят до середины бедра). Рука до локтя длиннее предплечья; локоть находится на уровне талии (примерно на половине туловища). Ширина фигуры в плечах равна примерно двум единицам. Ноги в коленях делятся на две равные части.
Рассмотрим один из способов рисования человека в движение. Тема «Лыжная прогулка». Один из способов рисования- рисунок овалами. Рисуем овал- туловище до пояса, овал- тазовая часть. Потом пририсуем овалы- ноги до колена, от колена- овалы, овалы – ступни ног. Потом пририсуем руки, сначала найдя место плеча. Руки рисуем так же: овал до локтя, овал после локтя. Локоть на уровне талии, ладонь- овал. И наконец- голова. Находим место для шеи и пририсовываем голову. Затем плавной линией собираем рисунок и одеваем его. После того, как нарисовали карандашный набросок, резинкой стираем вспомогательные линии. Приступаем к работе в цвете.
В средней группе дети учатся рисовать «матрешку». Изображается голова, к низу расширенный сарафан. «Снегурочка»- голова, к низу расширенная шуба, руки от плеча. К концу года усложняется изображение можно добавить движение «поднятая рука».
В старшей группе предлагается детям рисовать более детально. Можно предложить схему рисования из геометрических фигур, схему рисования головы.
Предложить детям рассмотреть куклу или ребенка в красивой одежде. Уточнить, спрашивая детей форму платья, головы, рук, ног, их расположение и величину. Пропорции лица: голова имеет овальную форму. Для изображения лица голова делится поперечными линиями на три части: от вершины до надбровных дуг, от надбровных дуг до кончика носа и от конца носа до конца подбородка. Воспитатель на доске рисует овал лица, отмечает вспомогательные линии, поясняя что они ели заметные, показывает как рисуются глаза, расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза, внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок. Спрашивает, что находится над глазами(брови). Далее объясняет, что нос у человека такого же цвета, как лицо, поэтому надо нарисовать только кончик носа. Можно кончик носа нарисовать короткой черточкой или изобразить ноздри. От кончика носа до конца лица посередине находятся губы.
Дети начинают рисовать с конусообразного туловища.
Первая тема: «Девочка в длинной шубке».
Эта тема делится на два занятия.
1 занятие
Гуашь – голубая и телесного цвета (розовая), широкая кисть.
Объяснение:
Беру кисточку и розовой краской нарисую девочке голову – она круглая. Теперь голубой краской буду рисовать девочке длинную шубку. Немного отступаю от головы и рисую треугольник. У шубы есть рукава, как у ели ветки, рисую одним движением кисти вниз. На голове у девочке шапочка. Для рисования глаз, губ, носа можно дать карандаш или фломастер. Можно же самому воспитатель прорисовать: «Давай оживим твою девочку».
2 занятие
Если у детей хорошо получилось, то даём белую краску и предлагаем нарисовать опушку у шубки и шапочки. Если получилось не достаточно хорошо, можно предложить всем или некоторым из детей нарисовать подружку для девочки. «Мы с вами уже рисовали девочку в длинной шубке, давайте нарисуем для неё подружку, чтобы ей не было скучно».
3 занятие – «Мишка»
Чтобы детям было легче рисовать на следующем занятии куклу- голышку, даём сначала рисование мишки.
Гуашь – коричневая, чёрная, 2 кисточки: широкая и средней толщины.
Объяснение:
Беру кисточку и коричневой краской рисую мишки круглую голову. Чтобы получилось у мишки овальное туловище, нарисую 2 круга — один под ним другой и потом соединю их, получился овал – туловище мишки. На голове нарисую маленькие ушки. Теперь нарисую овальные лапы – 2 вверху и 2 внизу (показ). Когда подсохнет краска, черной краской рисуем глазки и носик.
4 занятие – «Кукла-Голыш»
Гуашь — жёлтая, красная, чёрная. 2 кисточки: широкая и средней толщины.
Объяснение:
Рисуем так же, как мишку, но туловище сразу рисуем овальным. Овальные ручки и ножки. Вместо ушей рисуем волосы. Рисуем трусики. Когда подсохнет краска, оживляем куклу – рисуем глазки, носик, ротик.
5 занятие – «Кукла в красном платье»
Гуашь – жёлтая, красная, чёрная. 2 кисточки: широкая и средней толщины.
Объяснение:
Рисуем так же, как куклу — голышка, но одеваем в платье (треугольник).
Старшая и подготовительная группы
Простой карандаш.
Рисуем человека по схеме.
Объяснение:
Чтобы вам проще было научиться рисовать человека, я научу вас вначале рисовать схему, а потом из неё – человечка. У человека круглая голова – рисуем кружок. Короткая шея – провожу вертикальную линию. Теперь провожу горизонтальную линию – это линия плеч, она шири головы. Теперь проведу вертикальную линию подлиннее – это линия туловища, она равна размеру двух голов. Внизу проведу линию бёдер, она равна линии плеч. На туловище отмечу линию талии, она равна половинке линии плеч. Теперь от плеч нарисую линию рук наклонно до линии бёдер. От линии бёдер рисуем линии ног, они длиннее туловища.
Рисованию схем посвящается несколько занятий, пока она не будет усвоена всеми детьми, так как это основа основ.
«Человек в движении»
Простой карандаш.
Объяснение:
На первом занятии рисуем такую же схему, как обычно, но отмечаем точки сгиба на руках, ногах. Потом показываем, как надо нарисовать схему, чтобы передать движение. Для передачи движения можно использовать ребёнка, чтобы показать направление линий рук и ног.
«Человек в движении». Конечно, не просто нарисовать, человека в движении, если бы существовал только один способ рисования, ведь мы все такие разные и восприятие окружающей действительности у нас у всех тоже разное. К счастью, существует несколько способов рисования и каждый сможет выбрать для себя наиболее подходящий. Сегодня мы поговорим о трех способах изображения фигуры движущегося человека.
Первый схематичное рисование — традиционное рисование, где мы рисуем тело человека, прямыми линиями, а затем «одеваем» в одежду.
1)2)
Второй способ, это рисование овалами. При этом способе мы передаем пропорции тела человека с помощью овалов, разных по величине.
Третий способ — рисование дугами, где фигуру человека мы можем изобразить при помощи дуг, длинных и коротких, перевернутых в различных направлениях.
Для всех способов без исключения необходимо элементарное представление о пропорциях тела человека, которые мы с вами позже изучим на слайде мультимедиа.
Объяснение:
И так, берем первый лист бумаги и намечаем карандашом, еле заметной линией, размер нашего человека. Затем при помощи линий, изображаем, скелет человека, учитывая его пропорции и наклон туловища, головы, а так же положения рук и ног. Нарисовав схему, мы «одеваем» человека в одежду. Схематичное изображение, традиционно и всем хорошо известно, поэтому затруднений не вызывает.
Для освоения способа рисования овалами, возьмем чистый лист.
Весь рисунок человека состоит из семи овалов размера его головы. То есть полный рост человека будет равен семи окружностям, в одной из которых вы нарисуете голову и шею. С помощью такой схемы пропорции рисунка будут точно соблюдены. Главное нарисовать овалы одинаковыми. Давайте попробуем сделать рисунок стоящего человека и выполнить разметку как на слайде, а именно для головы с шеей, плеч и ключицы, груди, живота, ног и рук. Наносите все эти части тела на подготовленную ранее схему, по отдельности. Сначала на рисунок человека нужно нарисовать овал для головы, затем овал для плеч и круги для суставов. Дальше нарисуйте два овала поставленных друг на друга, овал повыше должен быть больше нижнего овала, это будет грудь и живот человека. Потом нужно нарисовать овал для бедер, и затем два овала прикрепленных к бедрам, это колени человека. Следующим шагом нарисуйте ноги и контуры для рук, как показано на моем рисунке. Теперь останется нарисовать только общую форму туловища человека и получиться контур стоящего человека. Это очень простой способ, но он очень эффективен для тех, кто никогда не рисовал человека и помогает выдержать в рисунке точно его пропорции. Общую форму тела человека вам будет совсем не сложно нарисовать. Просто обведите карандашом все эти овалы и кружочки. Линия может быть очень приблизительной, ведь человек на рисунке стоит в одежде. удалите все лишние контурные линии и нарисуйте одежду человеку
бумаги и проведем ось координат, очень тонкими линиями. Отступив от горизонтальной оси в верх и вниз равные отрезки, мы отмечаем точками рост человека(обе половины одного размера). Теперь делим нижнюю часть на две половины, это колени человека. Верхнюю часть тоже делим на две половины, эта линия отделяет грудную клетку от туловища.
Способ третий,
рисование дугами. Берем чистый лист и попробуем нарисовать например фигуристку. Ставим точку чуть выше середины листа (шея), от нее вниз проводим две линии, дуги широкие вначале, но постепенно сужающиеся вниз, линии параллельны. Затем проводим две дуги вверх, по тому же принципу (рука), направление линий смотрите на слайде. Две дуги точно так же проводим параллельно нижним линиям, но чуть более изогнуто и немного короче (вторая нога в перспективе). От точки с которой начали рисунок, мы намечаем овал (голова), осталось проработать мелкие детали, руки, коньки, волосы, платье. С этим рисунком легко справляются дети среднего возраста, настолько он прост.
Вот и на практике мы освоили три вида изображения человека в движении, по желанию и для облечения в рисовании вы можете использовать все навыки и приемы рисования в одном изображении.
Изобразительные умения старшего дошкольника
Воспитатели вместе с ребятами на улице изучают явления погоды, рассматривают предметы, в группе закрепляют полученные знания через лепку, аппликацию, вырезание форм и фигур, обведение шаблонов. Как только дети запомнили все признаки, то пробуют рисовать сами.
Затем проводится анализ ошибок полученных рисунков. Исходя из этого и подбирается та или иная техника рисования. Например, нужно обвести по точкам, цифрам или дорисовать симметрично изображенный рисунок по клеткам. Дети должны научиться располагать все предметы гармонично в пространстве, передавать на листе реалистичные образы.
Кроме того, рисование в старшей группе должно развивать чувство цвета, эстетический вкус. Этому помогают разнообразные техники. Например, дети делают абстрактный рисунок из брызг, передают образ осени через отпечатки листьев, следы кисточки. Могут рисовать мыльными пузырями (смешивается шампунь с красками), свечой, а затем закрашивать фон акварелью. Все это способствует развитию творческих способностей, фантазии, расширению кругозора у старших дошкольников.
Значение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования
Значение альтернативных техник рисования:
- помогают преодолеть страхи и комплекс неуверенности;
- развивают пространственное мышление и чувство цвета, формы, фактурности;
- создают условия для свободного выражения индивидуальности детей;
- знакомят детей со свойствами различных материалов;
- прививают вкус к нестандартному мышлению и творческим поискам;
- совершенствуют мелкую моторику;
- позволяют испытать чувство радости и эмоционального удовлетворения.
Альтернативные техники рисования позволяют открыть творческие потенциал в каждом ребёнке
Нетрадиционные техники рождают особую атмосферу, они окрыляют и вдохновляют. Кроме того, в сочетании с традиционными техниками, которые чрезвычайно важны, они дают ощущение новизны и являются импульсом к развитию инициативности, самостоятельности, стимулируют изобретательность и заинтересованность изобразительной деятельностью.
Рисуем овощи
Ребенку легче освоить рисование овощей. В старшей группе занятие выстраивается по нарастающей сложности:
- дети изучают форму и внешний вид овоща на картинках, наглядных пособиях, реальных предметах (ощупывают, проговаривают);
- дошкольники рисуют геометрическую форму;
- корректируют внешний вид овоща;
- намечают карандашом основные линии, выпуклости и прочие мелкие элементы;
- раскрашивают красками, карандашами, фломастерами, маркером.
Например, огурец напоминает по форме овал. Далее один конец овала удлиняют, сужают. Затем с другого конца рисуют хвостик овоща, намечают на теле «пупырышки» и линии-бороздки. Затем раскрашивают огурец, показывая темные и светлые оттенки кожуры.
Или возьмем, например, морковь. Рисуется треугольник. Затем одну его сторону округляют, границы овоща делают более плавными. Далее изображаются листья и корни. Затем раскрашивается морковь красками.
Как только освоено рисование овощей в старшей группе, дети переходят к изображению натюрмортов. Сначала это рисование линейных наглядных предметов, затем овощей на тарелке или иной посуде. Самым сложным уровнем является изображение предметов по памяти. Для этого перед занятием проговаривают особенности внешнего вида овоща/овощей, после чего дети приступают к выполнению задания (сразу красками).
Конспект НОД по рисованию для детей старшей группы «Совушка-сова, большая голова »
Конспект НОД по рисованию для детей старшей группы
«Совушка-сова, большая голова »
Цель: создание изображения птицы.
Задачи:
1.Образовательные:
1.1. познавательные: формировать представления о многообразии птиц, их образе жизни.
1.2. изобразительные: учить рисовать птицу, передавая форму тела (овальная), частей (голова, крылья, лапы, клюв), оперение;
1.3. технические: закреплять навыки рисования цветными карандашами и закрашивания изображений с использованием разнообразных штрихов, разного нажима на карандаш для передачи оттенков цвета.
2. Развивающие: развивать внимание, глазомер, мелкую моторику рук, графические навыки; развивать образное восприятие, воображение.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к природе, бережное отношение к братьям нашим меньшим.
Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Образовательная область в интеграции: познавательное развитие, речевое развитие.
Организация развивающей предметно-пространственной среды:
Для воспитателя: игрушка (иллюстрация) совы, аудио запись голоса совы.
Для детей: листы белой бумаги формата А4, цветные карандаши и цветные восковые мелки.
Предварительная работа: чтение и рассказывание сказок: В. Бианки «Сова», Д. Хармс «Сказка о забывчивой сове», беседы по ним. Рассматривание иллюстраций в книгах со сказками и детской энциклопедии. Подвижные игры: «Совушка-сова, большая голова», «Сова».
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, детки! Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать ее.
У нее глаза большие,
Хищный клюв всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем.
Ответы детей. (Сова).
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Показывает детям фигурку совы и включает аудио запись со звуками голосов этих птиц. Обращает внимание детей на форму тела совы, ее большие «блюдца»-глаза, ушки с кисточками, маленький крючковатый клюв и небольшие цепкие лапки.
Сова – хищная птица. Питается она грызунами, которых ловит своими когтями, летая низко над землей. Огромные глаза совы не любят дневного света, поэтому, сова днем спит, а ночью охотится. Благодаря своей окраске сова – чемпион по маскировке. К тому же, она умеет втягиваться, прижимая перья к туловищу и замирая, становясь, таким образом, похожей на сломанную ветку. Многие виды сов занесены в Красную книгу.
Ребята, а теперь давайте немного поиграем!
Проводится подвижная игра «Совушка-сова, большая голова».
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте нарисуем эту удивительную птицу.
Показывает формообразующими движениями руки, как располагать на листе бумаги силуэт птицы – крупно, во весь лист. Напоминает о форме клюва, крыльев, лапок.
Дети приступают к работе. В процессе рисования воспитатель оказывает помощь детям, задавая наводящие вопросы о том, как еще можно изобразить ее оперение. Напоминает об использовании разного нажима на карандаш для получения оттенков цветов.
По окончании работы дети рассматривают все рисунки.
Воспитатель: Посмотрите, какие разные совушки у нас получились: у кого-то озорная, у кого-то грустная, а эта очень грозная! Понравились вам, ребята, наши рисунки? А чей рисунок вам показался более выразительным? Почему? (Ответы детей). Дети отмечают выразительность рисунка, аккуратное раскрашивание, использование разного нажима на карандаш, подчеркивание
характера совы дополнительными деталями.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все очень старались. Давайте разместим наши рисунки на выставке, чтобы мамы и папы тоже полюбовались нашими совушками!
Образец
Рисуем животных
Старшие дошкольники уже умеют изображать животных, но чаще они у них сказочные, одушевленные (в платьях и костюмах, ходят на двух ногах, кушают при помощи лап). Задача воспитателя — добиться реалистичной передачи образа. Для этого изобразительная деятельность проходит параллельно с аппликациями, лепкой, чтением, знакомством с окружающим миром.
Для начала дети изучают особенности строения тела, потом пытаются найти общие свойства с уже знакомыми формами (например, голова круглая, туловище овальное, уши треугольные). Кроме сходства, акцентируется внимание на имеющихся расхождениях, наклоне предметов, их пространственном положении.
Рассмотрим рисование животных в старшей группе на примере ежа, овцы и щенка. Чтобы нарисовать ежа на поляне, нужно сделать следующее:
- находите центр листа, где будет располагаться животное;
- рисуете овал (тело);
- с одного края намечаете нос в виде морковки;
- рисуете круглый глаз, нос, овальные ножки, палочками рот, иголки;
- намечаете траву, солнце, тучки;
- далее раскрашиваете красками, учитывая цветовые переходы.
Изображение овечки, щенка
Как нарисовать овечку:
- рисуете круг (туловище);
- определяете наклон головы;
- намечаете овал (голову);
- туловище обрисовываете зигзагом, создавая кудри;
- на голове рисуете глаза;
- намечаете палочками четыре ноги;
- прорисовываете «ступни» лап, нос точками, зрачки глаз, уши;
- разукрашиваете.
Самым сложным этапом считается детализированное рисование в старшей группе. Вот как рисуют щенка:
- изобразите овальное туловище, круглую голову, учитывая наклон;
- начертите посреди круг (морду), линиями отметьте шею, лапы прямоугольными штрихами и овалами (стопы);
- схематично определите симметрию морды, намечая положение глаз, носа, нарисуйте уши;
- изобразите глаза, рот;
- вместо кругов на лапах начертите пальцы, дорисуйте хвост;
- сотрите лишние линии, наметьте направление шерсти.
Такие сложные занятия проводят с детьми индивидуально, на занятиях в кружках по рисованию.
Рисование «Грибы» в старшей группе
Дети часто изображают грибы вертикальным и горизонтальным овалом. Особенно им нравится разукрашивать мухомор. Его можно изобразить с выпуклой овальной или треугольной шляпкой. Чтобы нарисовать мухомор с овальной шляпой, нужно на листе определить его расположение, отметить эллипсоидный овал с вертикальной палочкой. Далее прорисовываете ножку мухомора.
Эллипс делите по диагонали: сверху на шляпе рисуете кружочки, а внизу, на ножке, белый воротничок. Таким образом можете нарисовать большие и маленькие грибы на поляне. Чтобы получить шляпу треугольной формы, верхушку мухомора делаете холмиком. Под шляпой изображаете овальное очертание внутренних слоев. У такого «фигурного» гриба ножку нарисуйте внизу с утолщением. Это простое рисование.
Грибы в старшей группе можно изобразить более натурально. Для этого сделайте следующее:
- определите мысленно их расположение;
- наметьте карандашом передний план, начертив листок и прямоугольную ножку маленького боровика;
- теперь у него рисуете шляпу, похожую на половину овала;
- далее рисуете другой лист и ножку соседнего большого гриба, который «смотрит» в противоположную сторону;
- у этого боровика изображаете плоскую овальную шляпу;
- переходите к самому большому грибу, стоящему позади двух;
- также чертите ножку в виде трапеции, а сверху шляпу, напоминающую горизонтальное яйцо;
- на шляпе самого большого гриба выделите верхнюю темную сторону и нижний белый слой;
- прорисуйте травку.
Чаще грибы вырастают под дождем. Как его нарисовать реалистично, без «палок», рассмотрим далее.
Рисование «Идет дождь»
Старшая группа уже определяет особенности дождя (грибной, слепой, проливной, осенний, летний). Педагогу лишь нужно акцентировать внимание на том, что капли изображают в одном направлении. Сначала дети рисуют тучи с каплями дождя, затем изображают людей с зонтиком, на последнем этапе дошкольники изображают дождь «по ту сторону окна».
На что обратить внимание при изображении дождевых туч.
- Если тучи вблизи, то дождь изображаете продолговатыми каплями разных размеров, но в одном направлении. Начинаются капли с середины тучи, а не от края. Низ и вверх облака — более темные по цвету, чем передний план.
- Если тучи далеко, то под ними растушуйте фон карандашом, формируя сплошной ливневый поток. Потом на нем штрихами определите отдельные капли дождя.
Это простое рисование («Идет дождь»). Старшая группа вполне может изобразить «натуральные» погодные явления. Этому помогут следующие правила.
- Дождь всегда изображаете на темном фоне, независимо от того, рисуете ли красками, карандашами, пастелью, маслом.
- Линии дождя изображаете параллельно друг другу.
- Яркие капли передаете через нажим ластика, свечу, разную цветовую гамму или специальной щетинистой веерной кистью.
Если нужно изобразить дождь как природное явление, то рисуете пейзаж, а поверх него через какое-то время наносите светлой краской капли сплошными наклоненными штрихами. Если капли делаете ластиком, то сначала широкой стороной проводите направления, а потом острым уголком при помощи сильного нажатия создаете блик капель.
Людей под проливным дождем изображаете аналогично. Но внимание уделяется не только направлению дождя, форме капель, но и лужам, силе брызг. Этому обучают дошкольников на индивидуальных занятиях по рисованию.
Рисуем осень
Октябрь – это месяц осенних конкурсов. Педагогу необходимо с детьми закрепить погодные свойства через рисование («Осень»). Старшая группа сравнивает все осенние месяцы, находит сходства и различия, запоминает цветовые переходы. Самое простое задание — когда дети изображают одинокое дерево. Для этого сначала определяется его место, отмечается ствол и ветки «рогаткой».
Затем на ответвлениях так же схематично наносятся мелкие галочки. При помощи краски толщина ствола и веток «наращивается». Поверх веток изображается листва разными красками (красной, оранжевой, желтой). Теперь остается нарисовать лужайку, небо, облака, солнце и тень от дерева.
Осень можно изобразить, нарисовав листопад. Здесь дети закрепляют знания о деревьях. Самый простой вариант — изобразить осень отпечатками (этот способ больше всего предпочитает старшая группа).
Рисование: тема «Осень»
- Соберите разные листы с деревьев.
- Распределите их на листе бумаге.
- Далее берете листок, намазываете обильно его с изнаночной стороны красной, желтой, оранжевой краской (особенно тщательно промазывайте прожилки).
- Положите листок крашеной изнанкой на альбомный лист, прижмите ладошкой.
- Проделайте эту работу с другими листами, выбирая другой цвет.
- Теперь листья больше не нужны. Отпечатки прорисовываете кистью, красками. Обратите внимание, что прожилки листа выполняют роль ствола и веток дерева.
Можно нарисовать стволы деревьев с ветками, а пальчиками ставить точки-листочки. Это тоже нравится дошкольникам любого возраста. Для конкурса многие дети, проявляя фантазию, рисуют образ осени с женским лицом и листьями вместо волос. Так закрепляются знания о пропорциях человеческого лица, листьях, деревьях и цветовой гаммы осени.
Перспективное планирование по нетрадиционному рисованию для подготовительной группы
Программа по альтернативным техникам рисования содержит:
- Пояснительная записка: место курса в образовательной программе ДОУ,
- цели и задачи.
- консультации,
- выставка работ,
Таблица: перспективный план по нетрадиционному рисованию (фрагмент)
Месяц | Тема | Цели | Техника выполнения |
Октябрь | «Мой родной город» |
| На выбор воспитанников |
«Красный, жёлтый, золотой — облетел весь лист цветной» |
| Отпечатки листьев | |
Ноябрь | «Берёза» |
| Рисование угольным карандашом |
«Расписной лес» |
| Рисование тычком | |
Автор | Наумова Е. Н., воспитатель МДОУ «Детский сад №164» | ||
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/perspektivnyi-plan-po-netradicionomu-risovaniyu-podgotovitelnaja-grupa.html |
Творчество призвано доставлять детям радость. Пусть рисование в каждой нетрадиционной технике станет маленькой, но запоминающейся игрой. Эксперименты с материалами и инструментами, неожиданные результаты и безудержный полёт фантазии! Необычные техники рисования расширяют возможномти и укрепляют в детях смелость к проявлению художественных талантов.
Рисуем пернатых
Рисование птицы в старшей группе происходит по тому же плану, что и занятие по изображению животных. Сначала все детали сравниваются с геометрическими формами, акцентируется внимание на движении, наклоне головы, расположении на альбомном листе. Вот пример (рисование павлина):
- нарисуйте овальное туловище;
- сверху круглую голову;
- шея идет от головы по овалу;
- на туловище прорисовываете треугольные крылья;
- к овалу добавляете лапы с тремя пальцами;
- на голове прорисовываете круглые глаза, треугольный клюв;
- от одного крыла до другого намечаете распущенный хвост, похожий на лепестки ромашки;
- раскрасьте птицу красками.
Рисование в старшей группе позволяет изобразить птиц с разной стороны, в действии. Вот как выглядит профиль петуха. Начинаете работу с головы. Чертите круг, отмечаете глаз, треугольный клюв с поперечной линией, овальной бородкой и гребешком из трех лепестков.
От головы рисуете шею с воротником, похожим на форму расклешенной юбки. От него продолжаете вогнутое туловище, напоминающее вместе с шеей полумесяц. Далее рисуете хвост из восьми перьев: первые длинные, поднятые вверх, четыре пера начинаются с конца туловища, последние короткие, заходят на треть туловища и свисают вниз.
На туловище прорисовывается линией крыло, ноги с четырьмя пальцами и шпорами. На крыле обрывистыми горизонтальными дугами обозначаются перышки, а вертикальными линиями — длинные перья. На пальцах прорисовываются когти маленькими дугами.
Как писать конспект по изобразительной деятельности
Конспект рисования в старшей группе пишется по следующему плану.
- Тема занятия. Обычно берется из программы.
- Цель. Прописываются три-пять задач данного занятия, подразумевающие получение новых знаний и закрепление имеющихся навыков.
- Материал. Указывается инструментарий, вплоть до последней кисточки. Какие приемы будут применены, какое оборудование понадобится.
- Ход занятия. Теоретическая часть начинается с предварительной работы по теме. Так, может прийти в гости сказочный персонаж, которого надо нарисовать или которому нужно помочь изобразить что-то. При помощи стихотворений, рассказов, рассматривания картин, наглядного материала выявляются нужные свойства предмета, который нужно нарисовать. Далее на практике дети выполняют задание, а в конце урока делаются выводы о полученных знаниях.
Ныне в детских садах занятия называются термином «непосредственная образовательная деятельность» (НОД). Рисование в старшей группе от этого не изменило своей сути. Также применяются дидактические игры, игровые приемы, разные техники для того, чтобы вызвать у детей желание нарисовать нужный предмет или явление.
Как составить конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике
В конспекте занятия указываются:
- цели и задачи,
- предварительная работа (если проводилась),
- материалы и оборудование,
- ход занятия.
Работа над организацией занятия — обязанность воспитателя
По нормам СанПиН занятие по рисованию в подготовительной группе длится 25–30 минут.
- Оргмомент — 1 минута.
- Вводный этап — 4–6 минут.
- Практическая часть — 16–20 минут.
- Показ и обсуждение работ — 2–3 минуты.
- Рефлексия и подведение итогов — 1 минута.
Между структурными элементами занятия включаются дидактические игры и динамические паузы.
Подвижные игры и разминки — форма здоровьебережения на занятиях по рисованию
Таблица: конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике граттаж «Раскопки динозавра» (подготовительная группа)
Автор | Семеняко Т. |
Задачи |
|
Предварительная работа |
|
Материалы и оборудование |
|
Содержание занятия | Дети сидят полукругом на стульях, на ковре. В.: Ребята! Сегодня нас снова ждёт встреча с динозаврами! Она будет необычной. Хотите отправиться на поиски динозавров? (Ответы детей обычно положительные.) Чтение стихотворения Е. Аэровой «Динозавры» В.: Ребята, почему мы не сможем встретить динозавров нигде, кроме музея? Д.: Потому что динозавры вымерли. Сейчас они не живут. В.: А как же тогда динозавры попали в музей? Может быть, они живут в музее? (Ответы детей) В. даёт правильный ответ: Конечно, динозавры не живут в музеях. Там они хранятся в виде чучел, скелетов или окаменелостей. В музее можно узнать, как выглядели динозавры, их рост и вес, окраску. Давайте вспомним, какие учёные помогли нам узнать всё про динозавров? Как они их нашли и где? (Ответы детей) <�…> В.: Давайте представим, что на ваших столах находится площадка для раскопок. Вот такой «кусок земли» (показывает подготовленный картон для граттажа), и инструменты (показывает острую палочку и салфетку). С помощью острой палочки вы «найдёте» на чёрном фоне такого динозавра, какого хотите. Но работа эта не только интересная, но и сложная, к ней нужно подготовиться. Давайте встанем перед стульями свободно и разомнёмся. Физкуль Постановка учебной задачи В.: Ребята, как же «найти» динозавра? Очень просто — его надо процарапать на чёрном фоне острой палочкой. Это способ изображения называется «граттаж», или по-другому — царапины. Придумайте, какого динозавра вы хотите найти и процарапать рисунок. Подумайте, ваш динозавр высокий или низкий, какая у него шея, хвост, лапы? Есть ли рога, шипы или когти? Можно нарисовать динозавра как живого, а можно изобразить его скелет. Посмотрите, какого динозавра недавно раскопала я. Далее, показать образец и объяснить технологию граттажа. Практическая работа детей В конце занятия организуется выставка и проводится анализ работ В.: Ну что ж, наши раскопки подошли к концу, и теперь я приглашаю юных палеонтологов рассказать, что удалось найти, как называются ваши динозавры. Высказываются 2–3 ребёнка, выслушиваются мнения и оценки желающих. Можно предложить сделать иллюстрированный журнал: «Динозавры». |
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-risovaniyu-v-netradicionoi-tehnike-gratazh-raskopki-dinozavra-podgotovitelnaja-grupa.html |
Занятия по нетрадиционному рисованию часто проводятся в игровой форме, например, дети отправляются на раскопки динозавров
«Раскопки динозавров» — идеальная педагогическая разработка. Занятие сочетается с темами по изучению окружающего мира («Профессии», «Животный мир»), удовлетворяет желанию детей экспериментировать и развивает фантазию несомненно. В списке предварительной работы указано посещение палеонтологического музея — к сожалению, они есть всего в нескольких городах РФ. Сделайте презентацию, пусть дети посетят музей древностей виртуально!
Наверное, это мечта каждого ребёнка — стать палеонтологом и раскопать динозавра