Нетрадиционные техники рисования на занятиях в средней группе


В чём суть нетрадиционного рисования для детей 4–5 лет

Нетрадиционное рисование — способ изобразительной деятельности, не опирающийся на традиции этого вида творчества в том, что касается выбора материалов для нанесения краски, а использующий ватные палочки, пальцы, поролон, скомканную бумагу и пр.

В детском саду нетрадиционное рисование примечательно тем, что у всех (!) малышей картинки получаются разными. У ребят средней группы эти техники изобразительного творчества, прежде всего, стимулируют развитие исследовательских способностей, так как открывают широкий простор для экспериментов: наносят красители на материалы природного происхождения, рисуют через марлю и пр. Кроме того, нетрадиционное рисование:

  • тренирует сенсомоторную координацию, мелкую моторику, что является ключевым фактором развития речи;
  • развивает память, внимание;
  • способствует развитию образного мышления;
  • формирует предпосылки для гармоничного социально-коммуникативного развития — дети в процессе работы обращаются и друг к другу, и ко взрослому, задают вопросы;
  • воспитывает эстетический вкус и представления о гармонии.

Нетрадиционное рисование на отдельных занятиях, а также как вид работы на уроках разных учебно-воспитательных направлений в ДОУ помогает решить следующие задачи:

  • расширить представления детей о способах изображения объектов;
  • формировать заинтересованность в коллективной работе;
  • практиковать работу с разными материалами — для воплощения творческой задумки дети рисуют с помощью ваты, ладошек, штампов и пр.;
  • активизировать творческие способности малышей, фантазию;
  • создавать эмоционально положительный климат в коллективе (работа ребят выглядит игрой — чтобы лужайка была красивее, тычком ватной палочки они рисуют одуванчики, а изображая пальчиками капли дождя, приговаривают: «Дождик, дождик, кап-кап-кап»);
  • воспитывать уверенность в своих силах.

Занятия нетрадиционным рисованием создают атмосферу доброжелательности в коллективе

Краткосрочный проект в детском саду в средней группе. Нетрадиционные техники рисования

Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Юные художники» (нетрадиционные техники рисования)
Тип проекта: творческий. Сроки: с 9 января 2022 уч. г. по 30 января 2022 уч. г. Возраст детей: 4-5 лет Актуальность темы — Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие- важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством её решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм её организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество- это обязательное условие всестороннего развития ребёнка, оно делает его богаче, полнее радостнее, пробуждает фантазию, учить мечтать, придумывать что-то новое и ещё неизвестное. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в неё, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребёнок формирует и развивает у себя определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки. Цель проекта: 1. Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. 2. Выявление и развитие творческих способностей у детей средней группы путём проведения занимательных занятий рисования красками. Задачи: 1. Разработать пути развития творческих способностей в области рисования живописными материалами. 2. Апробировать нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей детей средней дошкольного возраста. 3. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать. 4. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками. 5. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками. 6. Развивать творчество, фантазию. 7. Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти, на помощь друг другу. 8. Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке. Участники проекта: Дети средней группы «Смешарики», воспитатели, родители. Ожидаемый результат: 1. Увеличить динамику высокого уровня развития по ИЗО. 2. Умение применять усвоенные техники изо деятельности. 3. Способствовать самореализации личности ребёнка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе средств своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности. 4. Создание детского альбома рисунков «Юные художники». Нетрадиционные техники рисования: Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, акварель, кляксография обычная,рисование пластилином,рисование свечей,рисование паралоном на палочке. Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию: 1. Создание игровой ситуации. 2. Показ воспитателя. 3. Использование движения рук. 4. Проговаривание последовательности. 5. Педагогическая диагностика. 6. При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры. Методические рекомендации: Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для овладения детьми, умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. Техническое оснащение: — листы бумаги — гуашь — кисточки с коротким ворсом -ватные палочки — поролон — свечки — флуоресцентный пластилин для рисования -листы с раскрасками героев из мульт. « Смешарики» и т. д. Этапы реализации проекта: 1 этап- подготовительный:
— Создать развивающую среду и соответствующую материальную базу -изучение литературы -подбор материала (теоретическое обоснование, разработка консультации для родителей) -составление перспективного плана — нахождение и установление эффективных связей с родителями.
2 этап- основной:
1. Развивать художественно- творческие способности у детей среднего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий. 2. В ходе занятий используются следующие методы и приёмы: беседа, показ технических приёмов, объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы. 3. На занятиях используются нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка. 4. На занятиях по рисованию познакомить детей с техникой рисования ватными палочками, рисования свечей, рисование пластилином, рисование витражными красками. Учить использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, свечи.
3 этап- работа с родителя:
1. Беседы с родителями. 2. Консультации для родителей. 3. Оформление уголка для родителей по данной теме. 4. Выставка (коллективные работы детей). 5. Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т. д.).
4 этап- завершающий:
1. Выявить уровень художественно- творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами. 2. Оформление детского альбома «Юные художники». 3. Выставка работ.
План мероприятий по реализации проекта Тема Содержание работы Сроки проведения Беседа на тему: «Кто такие художники?» Познакомить детей с профессией художника, значимостью его деятельности для общества, орудиях его труда. Рассматривание иллюстраций. 9 января Консультация для родителей «Использование нетрадиционных методов рисования». Прививать интерес в семье к рисованию нетрадиционными техниками. 10 января « Елочка в снегу » Вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом. Закрепляем технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком) 12 января «Морозный узор» Учить рисовать узоры свечей, закрашивать белой краской узоры на темном фоне бумаги. 15 января «Две половинки » (кляксография обычная) Познакомить с новой техникой- кляксография обычная. Учить детей творить, наслаждаться красотой этого действия. Развивать воображение и фантазию у ребёнка. 17 января Дидактическая игра: «Художники реставраторы». Развивать у детей творческое воображение, умение составлять зимний пейзаж из частей по образцу. 19 января «Вижу — дорисовываю» Развивать у детей творческое воображение. 23 января «Птица Снегирь» Научить приёмам работы в технике пластилиновой живописи. 25 января Рассматривание картин: А. Пластов «Первый снег». Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; развивать художественное восприятие пейзажных картин. 29 января Оформление детского альбома «Юные художники». Выставка работ.Совместная работа педагога и детей. 30 января Результат проекта: В ходе проекта детей очень привлекли нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволило не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствовало развитию творческого воображения. В ходе нашего проекта детьми совместно со взрослыми было сделано много, а именно: -Изготовлен альбом с рисунками «Юные художники». -Изготовлены консультации для родителей, папки передвижки по ««Нетрадиционному рисованию»: Литература: 1. Давыдов Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду Часть 1.-М. :» Издательство Скрипторий 2003», 2007. 2. Давыдов Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М. :» Издательство Скрипторий 2003», 2007. 3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Пособия для воспитателей и заинтересованных родителей. -СПб. : КАРО, 2008 4. Утробина К. К., Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. -М. :ГНОМ и Д, 2004. 5. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. — Ярославль:;Академия развития: Академия холдинг,2004. 6. Казакова Р. Т Занятия по рисованию с дошкольником- М. :ТЦ «Сфера», 2008. 7. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. — М. : Педагогическое общество России, 2005. 8. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. — СПб. : КАРО,2007.
Скачать Краткосрочный проект в средней группе на тему «Юные художники» (нетрадиционные техники рисования)

Рекомендуем посмотреть:

Нетрадиционная техника рисования пуантилизм


Урок рисования в средней группе детского сада Рисование свечой в детском саду


Рисование на наждачной бумаге

Похожие статьи:

Занятие по ИЗО в старшей группе

Монотипия в детском саду

Нетрадиционные техники рисования в ДОУ

Нетрадиционная техника рисование в детском саду. Паспарту

Рисование воском в детском саду

Техники и методики нетрадиционного рисования для среднего дошкольного возраста

Дети 4–5 лет неклассическими техниками рисования отрабатывают навыки, полученные в том числе и на обычных уроках:

  • делают набросок границ изображения карандашом или красками;
  • продумывают украшения — конфетти, пластилин, бусы и пр.;
  • дорисовывают недостающие элементы, например, разноцветные кляксы нуждаются в объединении в одну форму при помощи линий, сделанных карандашами или красками;
  • закрашивают фон (если, к примеру, рисунок деревьев леса создавался в технике монотипии, задний фон и небо нужно прорисовывать отдельно).

Рисование пальцами (пальцеграфия)

Тактильные ощущения — это наряду со зрительными впечатлениями ведущий способ познания предметов и явлений вокруг. Поэтому пальцеграфии в детском саду уделяется особое внимание. Но если в младших группах дети делали точечные мазки, к примеру, рисовали горошины на зонтике, то в средней ребята учатся прорисовывать линии, пятна разного размеры, мазки, а также закрашивать те или иные элементы рисунка.

В начале года дети средней группы повторяют выполнение пальцами точек и тренируют навык делать круглые элементы

В средней группе вводится практика рисунка пальчиками по схеме. Педагог рассказывает, показывает и вешает алгоритм действий на доску, как отпечатками и точками-закорючками, сделанными карандашом, нарисовать зверушку или человечка.

Схемы поэтапного рисования пальцами представлены в книге И. Молнар «Отпечаток, точка, штрих. Рисуем пальчиками».

Для пальцеграфии обычно используется гуашь, так как она не требует разбавления водой, густая и даёт яркие оттенки. Однако можно применять и специальные гипоаллергенные краски для рисования пальцами, а также акварель. В работе с последней перед тем как опускать палец в краску, нужно смочить его водой или капнуть водички в контейнер с акварелью.

Методика рисунка пальчиками

Последовательность работы в технике пальцеграфии такая:

  1. Опускаем палец в банку с краской.
  2. Каждым пальцем набираем краски разных оттенков. Излишки убираем влажной салфеткой.
  3. Кончиками пальцев наносим рисунок на лист.
  4. После завершения работы моем ручки с мылом.

Кроме ягод и листьев, пальчиками малыши могут прорисовывать и линии для изображения веток

Ладошковая живопись

Как и в случае с рисованием пальцами, ладошковое рисование предполагает создание отпечатка и его дополнение при помощи кисточек. В средней группе отпечаток становится базой для создания различных объектов: птичек, листвы, рыб и пр. Кроме того, ладошками можно создавать такие элементы, как листья на деревьях, цветы в вазе, иголки ёжика и пр.

Методика рисунка ладошками

Для ладошковой живописи алгоритм выполнения рисунка будет следующим:

  1. Опускаем ладошку в блюдце с краской. Во втором семестре дети учатся создавать разноцветные отпечатки одной ладонью, поэтому краска будет наноситься кисточкой, зажатой в свободной руке. Отработка навыка таких разноцветных отпечатков идёт на уроках по теме «Снегирь», «Бабочка» и др.
  2. Плотно прижимаем ладошку к листу, если нужно слегка поворачиваем её по кругу, по горизонтали или по вертикали.
  3. После завершения работы моем ручки с мылом.

Рисуя птиц ладошками, ребята добавляют детали, выполненные кисточкой — клюв, лапки

Комбинированная техника: пальцеграфия и ладошковая живопись

Для некоторых тем актуальным будет сочетание рисунка ладошками и пальцами. Например, для рисунков «Весёлые осьминожки», «Рыбки» и др. основная деталь, то есть туловище, выполняется ладонью, а глазки, чешуя прорисовывается пальцами.

Комбинированная техника позволяет отработать умение находить центр изображения, смешивать цвета и оттенки для получения необходимого тона, что помогает более точно передавать задумку.

Для изображения ёжика сначала рисуется туловище при помощи ладошек, а затем пальцами дополняются трава, нос и глаз

Рисунок тычком

Эта техника незаменима при создании «пушистых» или «колючих» образов. Иголки у ёжика, шерсть у котёнка, ёлочки, одуванчики — все эти образы приобретают особый колорит благодаря технике тычка.

Методика рисунка тычком

Для создания тычка:

  1. Опускаем сухую кисточку с жёсткой щетиной в банку с гуашью.
  2. Зажав кисть вертикально, делаем резкий удар по бумаге.
  3. Прополаскиваем кисточку, промокаем салфеткой.

Тычок получается только сухой или полусухой кисточкой.

В рисунке тычком получаются очень естественные переходы оттенков

Монотипия

Эта нетрадиционная техника заключается в создании картинки путём отпечатывания части рисунка на чистой половине согнутого листа. В 4–5 лет через монотипию ребята начинают освоение пейзажей, с которыми будут работать в старших группах, тренируют умение находить середину объекта, развивают навык видения симметрии.

При этом так создаются не только симметричные, но и парные объекты. Для этого на одной половинке листа рисуется целое изображение, которое также целиком отпечатывается на второй стороне.

Методика монотипии

Для создания изображения в монотипии:

  1. Сгибаем лист посередине — вертикально или горизонтально в зависимости от расположения изображаемого объекта.
  2. Разгибаем и рисуем на одной половинке картинку.
  3. Снова сгибаем лист, проглаживаем рукой.
  4. Раскрываем и дополняем полученное изображение необходимыми элементами. Например, делаем голубой фон для речки, в которой отображается лес.

В рисунке леса, отражающегося в озере, дети после разворачивания листа дорисовывают зелёную полоску травы

Техника рисования зубной щёткой

Для получения объёмных, многослойных рисунков применяется зубная щётка. Набрав краску, проводим щёткой по листу, ориентируясь на замысел.

В средней группе рисунок зубной щёткой обычно сочетается с использованием метода тычка, аппликации или рисунком ватными палочками.

Рисунки зубной щёткой в средней группе обычно делаются на цветной подложке

Набрызг

Суть техники в том, что малыши набирают краску с помощью щётки или расчёски, и, направив её на лист, карандашом проводят по щетинкам, закрашивая таким образом пространство рисунка.

Для создания одноцветного изображения из нескольких элементов трафареты накладываются одновременно

В средней группе дети знакомятся с понятиями передний и задний планы. Для этого незаменимым помощником будет метод многослойного набрызга, который предполагает использование трафаретов.

Методика работы с многослойным набрызгом

Чтобы сделать многослойный набрызг:

  1. Трафарет крепим к листу с помощью канцелярских скрепок.
  2. Берём щёткой краску.
  3. Делаем набрызг.
  4. Накладываем другой трафарет.
  5. Делаем набрызг другого цвета.
  6. Снимаем трафареты — образ получился объёмным, многоплановым.

Для многослойного набрызга можно использовать трафареты одного изображения, но разного размера, тогда получится эффект мерцания

Видео: мастер-класс по рисованию с помощью набрызга

Рисование поролоном

Для выделения фактуры изображаемого объекта — грозди цветов, курчавые облака — используется метод нанесения краски поролоном (или кусочком губки). Чтобы губка не пачкала руки, она зажимается прищепкой, выполняющей роль ручки.

В начале освоения техники рисунка поролоном дети используют трафареты

Техника штампов природными материалами

На цельный разрезанный пополам овощ (лук, кукурузу, картофелину, огурец и пр.) или фрукт, ягода (яблоко, лимон, фейхоа и др.), цветы (ромашки), ракушки и наносится краска и создаётся отпечаток на бумаге. Такая техника удобна для рисования фруктов, овощей в разрезе. Например, для создания композиции «Бабушкин компот» малыши прорисовывают карандашом контуры кастрюли, а фрукты изображают штампами.

Фотогалерея: рисунки разными штампами в средней группе


Для изображения воздушных шаров удобно использовать штампы небольшими шариками


Для изображения картины падающих листьев дети используют штампы из осенних листьев, собранных на прогулке


Чтобы овощной салат из штампов не получился «размытым», нужно просушивать отпечаток каждого «овоща»

Видео: мастер-класс по рисованию штампами из природного материала

Рисование вилкой и мятой бумагой

Ещё одна разновидность штампов — создание картинок вилкой или мятой бумагой. Металлической или пластиковой вилкой набираем краску из мисочки и делаем отпечаток на бумаге.

Чтобы изображение получилось ярче, нужно набирать толстый слой краски

Скомканный кусочек бумаги аккуратно опускаем в краску и оставляем с его помощью след на листе.

Чтобы элементы получались более натуралистичными, кусочки бумаги должны быть разного размера

В средней группе оба способа усложняются добавлением других изотехник: аппликации или пластилинографии, а также классического способа рисования.

Видео: мастер-класс по рисованию снежинки мятой бумагой с использованием малярного скотча

Рисунки ватными палочками или ватными дисками

Если в 1,5–4 года дети точками краски, сделанными ватными палочками, украшали изображения, то в средней группе задача усложняется. Ребята учатся рисовать ватными палочками линии, геометрические фигуры и пр. на чистом листе, опираясь при этом только на свою задумку.

Ватные диски для использования в рисовании складывается пополам или в несколько раз, окунаются в краску и прикладываются к листу.

Фотогалерея: примеры рисунков ватными палочками в средней группе


Изначально дети ватными палочками раскрашивают картинку


На «рыбках» малыши отрабатывают технику выполнения линий и точек разного размера, толщины


« » « » « » » « «Овощной салат» дети пробуют рисовать ватными палочками без наведения карандашных контуров

Кляксография

Суть техники в получении картинок на основе пятен и клякс. Пятнами можно либо украшать рисунок по замыслу, либо использовать как основу для изображения в традиционном стиле.

Методика кляксографии

Для создания клякс:

  1. Мокрую кисть опускаем в краску.
  2. Делаем пятно или ставим каплю.
  3. Дуем из трубочки для коктейля на краску, раздувая её в нужном направлении.

В средней группе малыши учатся раздувать тонкие элементы из пятна, например, ветки деревьев

Видео: мастер-класс по рисованию с помощью кляксографии

Ниткография

Для изображения овечки, пушистой собачки или облачка можно использовать рисунок нитью: наносим краску на шерстяную нитку, кладём её на лист, если нужно, выполняем круговые движения.

В средней группе техника ниткографии используется в основном для исследования детьми возможностей цветосочетаний

Рисунок клеем и манкой

Обозначенные контуры рисунка отмечаем клеем, насыпаем манную крупу и прижимаем сверху чистым листом. Убираем верхний лист, стряхиваем остатки крупы. Заполнение элементов идёт по очереди.

В средней группе этим видом рисования малыши практикуют умение обрисовывать трафарет и наносить клей точно в границы изображения.

Подложку для рисунка манкой нужно брать цветную, так как на белом фоне крупа будет незаметна.

Рисунок манной крупой — это самый доступный способ получить объёмное изображение

Рисование воском

В средней группе свечой малыши рисуют линии, пятна и несложные геометрические формы.

Методика рисования воском

Для создания рисунка свечой:

  1. На белый лист наносим свечой контуры рисунка.
  2. Закрашиваем лист любыми красками.
  3. Восковые линии остаются не закрашенными и проступают на подложке.

Рисование восковой свечой обычно используется на уроках зимней тематики

Разновидностью этой техники является рисунок восковыми мелками. Технология процесса будет такой же, но восковые карандаши разноцветные, поэтому рисунки после заливки краской будут ярче.

Для рисунка воском лучше брать акварельную бумагу, так как дети могут не рассчитать степень увлажнённости кисти, и лист может прорваться

Граттаж

Техника представляет собой процарапывание линий изображения на бумажной подложке, покрытой краской по предварительно нанесённому восковыми мелками рисунку.

Методика техники граттаж

Порядок создания граттажного рисунка будет таким:

  1. Раскрашиваем рисунок восковыми мелками.
  2. Заполняем поверхность листа чёрной краской или тушью.
  3. Оставляем на просушку.
  4. Палочкой с острым концом (например, деревянной шпажкой для шашлыка) процарапываем линии для проявления рисунка.

Граттаж нравится детям, так как в нём заложен сюрпризный момент

Рисунок через марлю

Рисование через влажную марлю не требует привлечения необычных инструментов, картинка создаётся кистью и красками.

Методика рисования через марлю

Для создания рисунка в оригинальной технике:

  1. Кусочками мокрой ваты или ватными дисками увлажняем лист.
  2. Накладываем на бумагу марлю, хорошо расправляем её.
  3. Создаём рисунок как обычно.
  4. Даём высохнуть, снимаем марлю — изображение получается фактурным.

Рисуя через марлю, нужно щедро наносить краску, так как часть «цвета» уйдёт после снятия ткани

Видео: мастер-класс по рисованию через марлю

Какие техники применяются

Современная методика способствует реализации образовательной задачи при выполнении работ.

Обратите внимание! Подобная техника рассматривается для малышей от 3 до 4 лет. Кроме этого, можно организовать дополнительные интересные занятия с минимальными финансовыми затратами.

Какая техника применяется на практике

Рисование ватными палочками

Необычная техника рисования развивает чувство ритма и цвета. Ватный предмет (палочка) — популярная техника рисования носит название «метод тычка». Создавая рисунок, невозможно обойтись без ватной палочки, емкости, влажных салфеток. При создании нового материала маленькие художники помещают палку в емкость с краской, а потом наносят отпечатки на рисунок.

Как обучить ребенка ментальной математике самостоятельно

Важно! Юные художники могут изобразить реку, радугу, траву, дождь, снег, солнышко, дерево, небо или что-то другое.

При создании рисунка при помощи ватной палочки на тему «Деревья, когда наступает осень», педагог должен показать ребятам, как правильно удержать в руках данный предмет.

Инструкция: Дети получают заготовки стволов деревьев с веточками, ватные палочки, краски.

Важно! Чтобы облегчить ребятам занятие можно обозначить область рисунка, указывая точное расположение листвы.

Рисование пальчиками

Чтобы реализовать этот метод можно обойтись без определенного материала. Например, педагог заранее готовит краску с влажными салфетками.

Обратите внимание! Реализовать коллективную работу на основе данной техники — это отличная идея как для воспитателей, так и дошкольников.

Педагог учитывает умственные и физические особенности малышей и заранее готовит тему для рисования, например, «Листва осенних деревьев». Воспитатель предоставляет маленьким художникам шаблон — большое дерево.

Рассматриваются также другие темы, например «Зима» или «Наступило лето». В детских садах чаще всего создается рисунок пальчиками «Снежинка». Для его выполнения используются краски с карандашами.

Инструкция: Воспитатель раздает листы А4. Ребята должны нарисовать снежинку. Для выполнения работы понадобится синий, белый карандаш.

Рисование ладошками

Подобный способ не самый аккуратный, так как дети должны рисовать своими ладонями. Прежде чем создать рисунок воспитатель должен подготовить неглубокую емкость с краской. Внутрь следует залить немного воды и накапать гуашь.

Обратите внимание! Этим методом можно с легкостью создавать коллективные рисунки, например, «Рыбки в аквариуме», «Наш аквариум», «Веселая матрешка», «Жар птица», «Наступила зима».

Инструкция: Воспитатель показывает детям готовую подложку. Рисунок создается на листе с голубым фоном. Ребята должны полностью окунуть ладонь в емкость с краской. Затем педагог призывает малышей подойти к столу, где располагается аквариум, встать в кружок и оставить там свой отпечаток большим пальчиком вверх или вбок.

Не нужно ставить отпечаток на тот, что уже поставил первый товарищ. Педагог также предупреждает, что рыбки должны быть расположены друг от друга на определенном расстоянии. Потом сделать своей рыбке глазик, с применением краски белого цвета. Указательный пальчик нужно окунуть в черную краску, сделать зрачок и аккуратно провести линию около рта.

Рисование мыльными пузырями

Эта техника является самой сложной. Здесь детям придется проявить свою фантазию (открытый разум). Прежде чем приступить к рисованию мыльными пузырями по методу ДОУ, педагог готовит материал в виде жидкого мыла, детского шампуня, воды, акварели (пищевых красителей), трубочек для коктейля, ложки.

Занятие по ФЭМП и родительские консультации в подготовительных группах

Изначально воспитатель готовит смесь, а затем поровну разливает массу в маленькие стаканы. Приготовить краску можно разбавив мыло с водой (соотношение должно составлять 10:1). После получения массы требуется добавка красителя и немного желатина или глицерина. Благодаря этим компонентам пузыри сохраняют свою форму на длительный срок времени. Готовую смесь придется поместить в прохладное место (далеко от солнца) и продержать на протяжении 2 суток.

Важно! Рекомендовано процеживание массы через марлю. Готовую смесь следует отправить в холодильник на 10 часов. Получив материал можно изготовить очерченные и правильные формы отпечаток.

Инструкция: Воспитатель предлагает ребятам взять лист бумаги, емкость с мыльным раствором, трубочки и одноразовые чайные ложки. Дети должны подуть в трубочки, чтобы образовалась пена. Далее набирается масса одного цвета и выкладывается на лист. Шары следует расположить далеко друг друга. Когда форма каждого отпечатка подсохнет, дети могут дорисовать ниточку к каждому шарику.

Рисование при помощи штампов

Рисование штампом может раскрыть возможности использования хорошо знакомых предметов в качестве художественного материала. Такой способ способствует психическому развитию ребенка.

Обратите внимание! При рисовании штампом у ребенка появляется интерес к изобретательному искусству, что приводит к повышению самооценки, развитию координации движений.

Оттиск поролоном

Основная цель данного метода — это познакомить учащихся с нетрадиционным способом рисования в технике «оттиск поролоном», формировать умения компоновать элементы рисунка на листе бумаги.

Воспитательные качества: воспитывает любовь к изобразительному творчеству, природе.

Развивающие качества: развивать эстетическое восприятие, творческое отношение к работе, внимание, память, пространственное мышление, мелкую моторику рук, чувство композиции, колорита, цветовосприятия, формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, творческое воображение.

Методика подготовки занятия по рисованию в нетрадиционной технике

Как отдельному художественно-эстетическому направлению рисованию в средней группе согласно Федеральному государственному стандарту (ФГОС) посвящён один урок в неделю. Его продолжительность — 20 минут. Технику рисования — традиционную или нетрадиционную — педагог выбирает сам исходя из тематики урока и уровня подготовки детей. Структура составления занятия будет такой же, как и по другим направлениям образования.

Проведение занятий по нетрадиционному рисованию требует составления тщательного планирования

Таблица: хронометраж и суть этапов занятия по нетрадиционному рисованию

ЭтапВремяСодержание
Вводныйдо 3 минутПедагог вводит малышей в тему урока, актуализирует их знания при помощи загадок, стихотворений, сказок (мультфильма).
Основнойобъяснение — до 4 минутВоспитатель показывает образец рисунка, демонстрирует порядок выполнения творческой задачи. Перед началом рисования проводится пальчиковая гимнастика пальчиковая гимнастика и/или физкультминутка.
практическая деятельность — до 10 минутДети рисуют, педагог оказывает индивидуальную помощь при необходимости.
Заключительныйдо 3 минутВоспитатель организует выставку детских рисунков, хвалит ребят за работу. Дети пробуют оценить свои картинки по критериям «получилось/не получилось», «нравится рисунок/не нравится и почему». Педагог указывает на недочёты в целом, недостатки каждого обсуждаются индивидуально.

Таблица: Карпова И.Н. Конспект занятия по нетрадиционному рисованию на тему «Солнышко» в средней группе

ЭтапСуть
Вводный— Сегодня мы попадём в мир сказки. Поэтому сядьте удобнее и приготовьтесь слушать. В волшебном царстве красок сегодня праздник. Зимой Солнышко редко появлялось на небе. А сейчас наступила весна. Солнышко долго готовилось к этому торжеству, примеряло свои наряды. В его гардеробе были наряды жёлтых, оранжевых оттенков. Эти цвета называются тёплыми. А вредный крокодил решил испортить праздник — проглотил наше солнышко. Солнце все любили, радовались, когда оно появлялось на небосклоне, а крокодила никто не любил. И он решил проглотить Солнце. Всё вокруг поблекло, посерело и потускнело. Без солнца стало как-то совсем грустно. Но ведь это сказка. И кто в ней спасает солнышко? Мишка, но зимой и ранней весной мишка пока спит, и просил нас с вами помочь солнышку. Кстати, кисточки крокодил у вас забрал тоже. А чем же мы будем рисовать? Ручками, ладошками.
Основной— Но для начала нужно пальчики размять. (Гимнастика для пальчиков) Вот мои пальчики, Как у солнца лучики. Раз, два, три, четыре, пять – Будем лучики считать. (Сгибаем поочерёдно пальцы на 2 руках одновременно) Утро ясное придёт. Солнце красное взойдёт. (Поднять ручки над головой) Просыпайся детвора, Солнышко спасать пора!
Самостоятельная работа детей. Дети располагаются перед ватманом (удобно работать стоя), наносят оттиск своей ладошкой, используя цвета тёплых тонов под тихую, спокойную музыку. Дети стараются выполнять оттиск поочерёдно, не толкаться. (Для удобства педагог может поворачивать ватман). – Ребята, смотрите, крокодил освободил солнышко! Посмотрите, какое оно у нас получилось. Яркое, необычное, и тёплое.
Заключительный— Все сегодня молодцы, старались вместе работали и никто никому не мешал. Вы всё делали дружно, поэтому у вас так красиво и получилось.
Источник https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2014/02/26/konspekt-zanyatiya-po-netraditsionnomu-risovaniyu-rybki

Видео: занятие по рисованию пальчиками на тему «Зимний лес» в средней группе

Видео: занятие по рисованию губкой на тему «Осень» в средней группе

Перспективное планирование по нетрадиционному рисованию

Для того чтобы заблаговременно распределить порядок освоения нетрадиционных техник рисования по темам учебно-воспитательного процесса, педагог составляет перспективный план по данному художественно-эстетическому направлению. Как правило, в месяц два урока выделяется на нетрадиционные техники и два на традиционные. Вне зависимости от техники, после урока организуется выставка детских работ.

Ознакомиться с примером составления перспективного плана по нетрадиционному рисованию как части учебного процесса можно здесь. Кроме того, нетрадиционное рисование может изучаться в рамках работы кружка или организовываться в виде проектного задания.

Творческие занятия учат малышей гордиться результатами своей работы

Дети — неутомимые искатели новых впечатлений и знаний. Задача взрослых состоит в поиске наиболее подходящих способов заставить малышей поверить в свои силы и неповторимость. Изобразительная деятельность, в частности нетрадиционное рисование, оказывает в этом неоценимую помощь. Ведь без привычных кисточек и карандашей ребёнок чувствует себя свободнее и может в полной мере проявить свою фантазию.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]