Варианты игры
Самый простой вариант занятия – педагог демонстрирует карточку, а воспитанник называет иллюстрированный предмет. Например: «Кто здесь нарисован?» – «Ворона», «Ласточка», «Синица», «Журавль», «Снегирь», «Кукушка» – «Назови нарисованное одним словом?» – «Птицы». Или: «Что здесь нарисовано?» – «Боровик», «Лисички», «Опята», «Подосиновик», «Волнушка», «Груздь» – «А вместе это?» – «Грибы».
Для дидактической игры «Назови 1 словом» можно составить карточки по следующим категориям:
- домашние питомцы;
- лесные звери;
- птицы нашего края;
- насекомые;
- речные рыбы;
- морские обитатели;
- фрукты;
- цветы;
- съедобные грибы;
- овощи;
- ягоды;
- деревья;
- транспорт;
- детские игрушки;
- кухонная посуда;
- мебель;
- пищевые продукты;
- спортивные аксессуары;
- школьные принадлежности;
- гардероб;
- музыкальные инструменты;
- бытовые инструменты.
Можно организовать командную игру. Пусть воспитанники разделятся на две группы. Педагог в произвольном порядке показывает группам игроков карточки. Дети должны перечислить объекты, дать им общее наименование. Побеждает команда, у которой больше правильных ответов.
Играя с карточками, можно объединять предметы не только по общим свойствам, но и по окраске, съедобности или несъедобности, живому или неживому состоянию.
Еще можно сделать увлекательную игру-пазлы. Для нее необходимо вырезать картинки такой формы, чтобы изображения одной категории совмещались в единое полотно. Задача игроков – правильно составить пазлы, назвать изображенные предметы и объединяющее их понятие.
«Найди опасные предметы»
Игра формирует и закрепляет представления о бытовых предметах, несущих опасность для здоровья и жизни. Детсадовцы учатся выявлять опасные вещи, правильно ими пользоваться.
Игра расширяет словарный запас, развивает речевые навыки и логическое мышление, воспитывает основы правильного поведения дома.
Для занятия необходимо вырезать из бумаги большой цветок, на каждом из лепестков которого изображен опасный бытовой случай (порезался, отравился, обжегся пламенем и прочие). Еще нужно подготовить бумажные кружки, изображающие вещи, соответствующие опасным случаям (нож, химикат, включенная газовая плита и прочие).
Воспитатель раскладывает кружки, просит воспитанников правильно положить их на лепестки, объяснить выбор, рассказать, чем опасна выбранная вещь.
«Найди одинаковые предметы»
Для занятия, развивающего концентрацию внимания, требуются карточки, изображающие несколько объектов, среди которых два и более одинаковых. Задача ребенка – отыскать одинаковые.
Дидактическая игра «Назови одним словом»
Играть можно с одним ребенком или группой воспитанников. Обучающее занятие подходит для дошкольников 5 лет и старше, можно его применять и в первом классе школы.
Цель дидактической игры «Назови одним словом» – закрепление навыка классификации объектов.
Задачи:
- формирование навыка классификации объектов окружающего мира;
- расширение индивидуального словаря сразу по нескольким темам;
- обучение умению размышлять, объяснять, объединять;
- расширение кругозора, развитие любознательности, интереса к игровой форме обучения;
- улучшение зрительного и слухового восприятия, памяти, речевых навыков;
- развития умения концентрировать внимание, логически мыслить, соображать;
- воспитание усидчивости, правильного поведения, умения продуктивно работать в коллективе.
Усложняем правила
Еще один вариант игры – это когда ведущий задает детям наводящие вопросы. Они могут касаться совершенно разных характеристик предметов:
- Что это?
- Какова форма предмета, его цвет, наполнение, запах, вкус?
- Для чего нужна эта вещь, пользуются ли им люди дома, на работе и с какой целью?
Также можно предоставить участникам некоторое количество предметов или их изображений и предложить им рассортировать их по некому признаку – цвет, форма, предназначение. Установив для сортировки временной барьер, ведущий сделает игру динамичнее и азартнее.