Картотека опытов и экспериментов на прогулке с детьми второй младшей группы
Мария Зайцева
Картотека опытов и экспериментов на прогулке с детьми второй младшей группы
Опыт 1. Свойства солнечных лучей (на прогулке)
Цель:
ознакомление со свойствами солнечных лучей (вода под воздействием солнечных лучей испаряется).
Материал:
резиновые мячи, лейка с водой.
Описание опыта
В солнечный день на прогулке намочить резиновые мячи, положить на солнце и понаблюдать,как они будут высыхать.
Вывод.
Вода под действием солнечных лучей испаряется.
Опыт 2. Почему не получился пирожок?
Цель:
ознакомление со свойствами песка (песок сухой – сыпучий, из него нельзя приготовить куличики; песок влажный, из него можно изготавливать куличики).
Материал:
песок, формочки.
Описание опыта
Педагог насыпает в формочку песок. Пробует сделать пирожок. Песок из формочки рассыпается. Дети берут в руки песок. Песок из рук детей высыпается. Педагог смачивает песок водой и еще раз пробует сделать пирожок. Пирожок получился. Педагог дает детям возможность потрогать песок и определить, что он мокрый. Пирожок можно сделать только из мокрого песка.
Вывод.
Песок сухой. Он светлого цвета, сыпучий. Из сухого песка нельзя сделать пирожок. При смачивании песок становится мокрым, темного цвета. Из мокрого песка можно сделать пирожок.
Опыт 3. Ветер.
Цель:
ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление).
Материал:
бумажные вертушки, султанчики.
Описание опыта
Дети на прогулке играют с вертушками. Вместе с педагогом обсуждают, почему они вертятся, определяют скорость, силу и направление ветра по вертушкам. Так же смотрят на деревья, по наклону ветвей определяют силу ветра.
Вывод.
При наличии ветра лопасти бумажных вертушек и султанчики вращаются медленно или с ускорением. По вращению лопастей вертушки можно определить направление ветра. Скорость, силу и направление ветра можно определить и по наклону ветвей на дереве.
Опыт 4. Свойства льда.
Цель:
ознакомление со свойствами льда (тонкий, хрупкий).
Материал:
лед.
Описание опыта
Педагог разбивает лед лопаткой. Дети под руководством педагога рассматривают кусочки льда. Кладут на ладошку кусочек льда и наблюдают за его таянием.
Вывод.
Лет от тепла тает так же, как и снег.
Опыт 5. Снег в комнате тает.
Цель:
ознакомление со свойствами снега (тает и переходит в жидкое состояние – при повышении температуры воздуха).
Материал:
снег, баночка.
Описание опыта
На прогулке педагог набирает в баночку снег и ставит в групповой комнате. Дети под руководством педагога наблюдают за снегом.
Вывод.
От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Опыт 6. Свойства снега.
Цель:
ознакомление со свойствами снега (снег при повышении температуры воздуха тает).
Материал:
снег.
Описание опыта
Педагог на прогулке берет снег в руки и показывает детям, как он медленно тает от тепла.
Вывод.
Ладошка теплая, снег тает от тепла.
Опыт 7. Свойства солнечных лучей.
Цель:
ознакомление со свойством солнечных лучей (нагревание предметов).
Описание опыта
Педагог предлагает детям потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.
Вывод.
Предметы, находящиеся в тени, без доступа солнечного света, холоднее. Предметы, находящиеся на обогреваемой солнечными лучами стороне, теплее.
Опыт 8. «Солнечные зайчики»
Цель:
дать представление, что «солнечный зайчик» — это луч солнца, отражающий в зеркале.
Описание эксперимента:
воспитатель демонстрирует появление солнечного «зайчика», сопровождая свои действия словами. Зеркало отражает луч света, и само зеркало становится источником света. Пускать солнечные «зайчики» можно благодаря солнышку.
Воспитатель показывает детям, как пускают солнечных «зайчиков».
— Поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении.
Дети пробуют пускать солнечных «зайчиков». Затем воспитатель показывает, как спрятать «зайчика» (прикрыть зеркало ладошкой). Дети пробуют спрятать «зайчика». Далее воспитатель предлагает детям поиграть с «зайчиком» в прятки и догонялки. Дети выясняют, что управлять «зайчиком», играть с ним трудно (даже от небольшого движения зеркала солнечный «зайчик» перемещается на стене на большое расстояние).
Воспитатель предлагает детям пустить «зайчиков» в тени, где нет яркого солнечного света.
— Почему солнечные «зайчики» не появляются? (Нет яркого света) .
Вывод:
Солнечный «зайчик» появляется путем отражения света от блестящих поверхностей.
Опыт 9. Свойства воды (одно из ее состояний).
Цель:
ознакомление с одним из свойств воды.
Материал:
сосулька (кусочек льда).
Описание опыта
Педагог ломает сосульку. Дети под руководством педагога рассматривают ее, трогают. Спросить, какая она (холодная, прозрачная, гладкая). Внести в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять, во что превратится.
Вывод.
Лед (в виде сосульки) твердый, гладкий, холодный, прозрачный. При повышении температуры воздуха лед постепенно тает, приобретая жидкое состояние и превращаясь в воду.
Опыт 10. «Цветные бусы»
Цель:
ознакомление со свойствами льда
Материал:
вода, краски, толстая нить, формочки
Описание опыта:
сделать бусы из коробки из — под конфет. В формочную коробку залить цветную воду, чередуя цвета с прозрачной водой. Затем в налитые формочки положить толстую, длинную нить для бус и также убрать на мороз. Через некоторое время посмотреть, что произошло с водой. Предложить детям украсить деревья на участке и полюбоваться красотой, которую дети сделали своими руками.
Вывод:
вода в холоде замерзает
Опыт 11. Почему по дорогам побежали ручьи?
Цель:
ознакомление со свойствами снега (тает и превращается в воду).
Описание опыта
Педагог предлагает детям посмотреть на дорогу в теневой стороне дома. Отметить, что на дороге лежит снег. Спросить: «Почему?» (Нет солнышка, снег лежит на дороге.)
Педагог предлагает детям посмотреть на дорогу на солнечной стороне дома. Отметить, что по дороге бегут ручьи. Спросить: «Почему?» (Солнышко нагрело снег и превратило его в воду.)
Вывод.
Солнце нагревает снег, и он превращается в воду.
Опыт 12. Бумажные кораблики.
Цель:
ознакомление со свойством бумаги намокает в воде.
Материал:
бумажные кораблики.
Описание опыта
Педагог делает детям бумажные кораблики, дает потрогать, спрашивает, какие они (твердые, бумажные). Выносит кораблики на прогулку и дает детям. Дети пускают кораблики в лужу или ручеек. Наблюдают, как они намокают. Педагог спрашивает, почему кораблики намокают.
Вывод.
Бумага намокает в воде, рвется.
Опыт 13. Веселые кораблики.
Цель:
ознакомление с различными свойствами предметов (плавучесть предметов).
Материал:
таз с водой (ручейки); предметы, сделанные из разных материалов.
Описание опыта
Педагог наливает в таз воду (подходят к ручейку) и вместе с детьми опускает предметы, сделанные из разных материалов. Наблюдают, какие предметы тонут, а какие остаются плавать.
Вывод.
Не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.
Опыт 14. Что в пакете?
Цель:
обнаружение воздуха в окружающем пространстве.
Материал:
полиэтиленовые пакеты.
Описание опыта
Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Педагог спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, педагог набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Педагог обращает внимание детей на то, что, когда открыли пакет, он перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
Вывод.
Воздух прозрачный, невидимый, легкий.
Опыт 15. Свойства мокрого песка.
Цель:
ознакомление со свойствами песка (сухой песок рассыпается,мокрый песок лепится, он высыхает под воздействием солнечных лучей).
Материал:
песок, лейка с водой, формочки.
Описание опыта
Намочить песок и понаблюдать с детьми, как он будет высыхать. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек. Сравнить, сделать вывод.
Вывод.
Мокрый песок лепится, из него можно лепить разные фигуры; сухой песок рассыпается. Мокрый песок на солнце высыхает.
Опыт 16. Делаем дорожки и узоры из песка.
Цель:
ознакомление со свойствами песка (из сухого песка можно выполнить любой узор, из мокрого – нет).
Материал:
песок, лейка с водой, бутылочка.
Описание опыта
Педагог дает детям пластмассовые бутылочки, наполненные сухим и мокрым песком, и показывает, как можно рисовать узоры на земле. Мокрый песок не выпадает из бутылки, тогда как сухой свободно высыпается.
Вывод.
Сухой песок сыпучий; наполнив им бутылочку, можно сделать дорожку или иной узор. Мокрый песок тяжелый, не выпадает из бутылочки.
Опыт 17. «Песок и земля»
Цель:
ознакомление со свойствами песка (рыхлый) и земля (сухая, твёрдая).
Описание опыта:
У каждого ребёнка горшок (ведерко) с песком, банка (ведерко) с землей и два «деревца» (ветка дерева). Педагог предлагает детям «посадить» дерево в ведерко с землей, а затем в ведерко с песком. Дети сравнивают, во что легче посадить дерево.
Вывод:
земля сухая, твёрдая, а песок — рассыпчатый.
Опыт 18. «Определение цвета».
Цель:
ознакомление со свойством песка (цвет).
Ход:
Посмотрите внимательно, как вы думаете какого цвета песок? (Светло – желтого).
— А теперь польем его водой. Какого цвета стал песок? (Темного)
Вывод.
Сухой песок светлый, а мокрый темный.
Кружок по экспериментированию 2 младшая группа
Цели курса:
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Задачи:
1. Формировать у детей начальные основы системных знаний о живой и неживой природе.
2. Формировать знания, умения и навыки творческой деятельности, наполненной экологическим содержанием.
3. Развить и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный интеллект.
4. Обогащать словарь и развить речь детей младшего дошкольного возраста.
Продолжительность занятия 10-15 минут
Методы:
1.Предварительная работа (наблюдения, чтение, беседы, рассматривание) по изучению теории вопроса. 2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования. 3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи). 4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления. 5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий. 6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
Материал:
1. Бусинки, пуговицы. 2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки. 3. Пластиковые бутылочки разного размера. 4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров. 6. Винтики, гайки, шурупы. 7. Пробки. 8. Пух и перья. 10.Трубочки для коктейля 11. Полиэтиленовые пакетики. 12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов. 13. Вата, синтепон. 14. Киндер-сюрпризы
15. Песок.
16. Вода и пищевые красители.
17. Бумага разных сортов
Примерная структура занятия-экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи. 2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления. 3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. 4. Уточнение плана исследования. 5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования. 6. Распределение детей на подгруппы. 7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Актуальность программы
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников — экспериментирование, которое дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Идет развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, обогащается словарь. Детское экспериментирование характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях