цикл занятий «Путешествие в русский язык»план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме


Перспективный план организованной учебной деятельности по русскому языку в старшей группе

Ни Алия
Перспективный план организованной учебной деятельности по русскому языку в старшей группе

Перспективный план организованной учебной деятельности

для старшей группы.

Образовательная область: Коммуникация.

«Русский язык в группах с государственным языком обучения».

№ Содержание Количество организованной учебной деятельности Сроки

1 Тема: «Знакомство, приветствие»

Цель: Ввести в словарь детей слова, обозначающие приветствие, прощание, учить употреблять слова в соответствии с правилами русского языка (здравствуйте, до свидания)

5

Цель: Обогащение словарного запаса детей за счет названий игрушек,

основных цветов, прилагательных и числительных в пределах шести. 5

3 Тема: «Дикие и домашние животные.»

Цель: Обогащение активного словарного запаса существительными, обо-

значающими домашних, диких животных, птиц и их детенышей, гла-

голами, обозначающими действия животных и людей. 7

4 Тема: «Овощи и фрукты.»

Цель: Первоначальное накопление и активное усвоение новых лексических единиц по теме за счет названий овощей и фруктов, основных цветов и прилагательных «большой»

,
«маленький»
и т. д. 8

Цель: Познакомить с названиями частей тела. Создатьусловия для формирования умений согласовывать вопро-

Сительные местоимения (чей, чья, чьи)

и притяжательные местоимения
(мой, моя, мои)
с именами существительными. 4

Цель: Обогащение словаря детей существительными, обозначающими членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, девочка, мальчик, сестра, брат, дочка, сын, предметов мебели, глаголами, обозначающими действия (стирает, играет, вяжет, поливает, рисует, стоит, живет и т. д.)

8

7 Тема: «Посуда и продукты питания.»

Цель: Формирование умений и навыков согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе (большая чашка, маленькие тарелки и т. д.)

. 8

8 Тема: «Одежда и обувь»

Цель: Развитие понимания речи, расширение словарного запаса за счет новых лексических единиц по теме. 7

9 Тема: «В саду и огороде»

Цель: Обогащение активного словаря за счет существительных, обозначающих овощи и фрукты, прилагательных, обозначающих признак и свойство предмета (сладкий, круглый, желтый и т. д.)

. Выработка умений и навыков понимать и употреблять в речи вопросительные предложения со словом куда, кому?у кого? 5

Цель: Формирование и развитие навыков аудирования и говорения в знакомых и новых игровых учебных ситуациях по пройденным темам и по теме «Транспорт»

. 5

11 Тема: «Наши любимые сказки»

Цель: формирование навыков воприятие текста через чтение, привитие интереса к русским народным сказкам 6

12 Повторение.Цель:обобщение и систематизация полученных знаний. 4

Обогащение словарного запаса для развития связной речи ребенка. Не имея словарного запаса-нет связной речи,нет динамики в развитии повествовательной и диалогической речи. Работу над обогащением словарного.

Технологическая карта организованной учебной деятельности по развитию билингвальной речи для средней группы «Мои игрушки» Технологическая карта организованной учебной деятельности для средней группы Образовательные области: «Коммуникация» Раздел: Развитие.

Источник

Особенности обучения детей русскому языку в национальном детском саду

Зухра РАХИМЗЯНОВА,

воспитатель по обучению русскому языку первой квалификационной категории Карелинского детского сада Балтасинского района

На сегодняшний день в Республике Татарстан обучение детей двум государственным языкам с дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов, обсуждаемых в сфере дошкольного образования. Основной целью обучения русскому языку татароязычных дошкольников является развитие языковой способности, ознакомление с русским языком как средством общения и с культурой русского народа.

Приобщение детей к русскому языку намного облегчает процесс владения им в школе, а, следовательно, способствует более быстрому усвоению программного материала.

Будучи воспитателем по обучению русскому языку, работаю по «Программе по обучению дошкольников русскому языку» (авторы-составители С.М.Гаффарова, Ч.Р.Гаффарова, Г.З.Гарафиева). Занятия провожу, используя методическое пособие С.М.Гаффаровой и др. «Изучаем русский язык».

Реализуя ФГОС дошкольного образования и УМК, нужно учитывать тот факт, что у дошкольников основной вид деятельности – это игра. Новая методика по обучению русскому языку предусматривает проведение таких игр, как сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, пальчиковые, настольные, театрализованные, а также интересные речевые физкультминутки.

Обязательным компонентом любого занятия является подведение итогов проделанной работы. На первых занятиях итоги подводит воспитатель. В дальнейшем дети сами говорят, какие новые слова, предложения они узнали, а воспитатель указывает, какие слова и предложения надо повторить, отмечает активных, хорошо работавших детей, не оставляет без внимания успехи слабых и застенчивых ребят. Это станет стимулом активизации дошкольников, что очень важно: без активной речевой деятельности нельзя овладеть неродным языком.

Как известно, пассивность или активность ребёнка на занятии обусловлены тем, каким образом воспитатель строит занятия с детьми. Если работать только с активными, хорошо отвечающими детьми, то дети, которым усвоение языка даётся с трудом, просто выйдут из поля зрения воспитателя и они, в конечном счёте, привыкнут всегда сидеть и молчать, не участвовать на занятии. Будет целесообразно у них больше спрашивать известный материал, чем новый. При ответе, нельзя их торопить, нужно направлять, задавать наводящие вопросы, хвалить за успешный ответ.

Итак, важен учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Однако нельзя забывать такой из основных принципов ФГОС, как уважение личности ребёнка. Если ребёнок при общении с педагогом почувствует себя личностью, что его уважают, что с ним считаются, то, конечно, он будет стараться проявить себя, будет активным и коммуникабельным.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Это становится возможным при использовании мультимедийного оборудования. ФГОС дошкольного образования и УМК по русскому языку предусматривают использование при работе с детьми мультимедийной техники. С помощью этого оборудования я показываю детям развивающие игры, мультфильмы, видеофрагменты, анимации. Также слушаем сказки, песни, звуки, русские народные мелодии.

Бесспорно, на одних только занятиях нельзя обеспечить наиболее полного усвоения детьми языка. Поэтому работу по обучению языку веду регулярно и вне образовательной деятельности: на прогулке, во время режимных моментов. Например, готовясь к прогулке, дети называют предметы одежды и обуви, активно используют в речи глаголы «надевать», «снимать». Во время прогулки отмечаем погоду, называем явления природы, используя грамматические конструкции типа «На улице холодно», «Сегодня идёт снег», «На земле лежат красные и жёлтые листья» и т.д. На свежем воздухе проводим подвижные и хороводные речевые игры, физкультминутки.

Планируя работу по обучению детей русскому языку, воспитатель должен обязательно учитывать специфику русско-татарского двуязычия, речевую обстановку в группе, в семьях, уровень понимания детьми русского языка. Для того, чтобы научить детей русской речи, воспитатель, прежде всего, сам должен грамотно говорить на русском языке. Объяснение на татарском языке следует использовать лишь на первых занятиях, а в дальнейшем вести общение преимущественно на русском языке.

ФГОС указывает на необходимость вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс. Семья играет важную роль в усвоении ребёнком русской речи. На родительских собраниях я знакомлю родителей с новыми УМК по русскому языку, с вопросами организации процесса обучения русскому языку в нашем детском саду. На сайте детского сада размещается информация по содержанию УМК. На ширмах-передвижках в каждой возрастной группе размещаю информацию о том, что дети изучили на занятиях, знакомлю с новостями в области дошкольного образования. Веду консультации, беседы, даю рекомендации и советы по обучению языку. Привлекаю родителей к подготовке фольклорных праздников на русском языке, таких, как «Широкая масленица», «Русские посиделки», «Алёнушкины сказки». Эти мероприятия позволяют достичь высоких результатов в развитии русской речи детей, дают возможность погрузить их в культуру русского народа, способствуют налаживанию доброжелательных и продуктивных контактов с родителями.

Также провожу открытые мероприятия, занятия для родителей. С родителями проводятся конкурсы, например, такие, как конкурс рисунков «Мой любимый мультгерой», конкурс по изготовлению самодельных книг «По дорогам сказок», конкурс видеомастер-классов «Как я учу ребёнка русскому языку?», конкурс по изготовлению настольных речевых игровых пособий «Поиграем вместе» и т.д. В дальнейшем хотелось бы организовать совместно с родителями мини-музей «Русская изба», где можно будет поместить материалы, отражающие культуру и быт русского народа.

Ещё одна форма работы с родителями – это тематические недели, где родители являются не только зрителями представления, но и активными его участниками, как на подготовительном, так и на основных этапах. Каждый год в детском саду ближе к концу учебного года мы проводим неделю русского языка, где дети проявляют свои знания по русскому языку во время развлекательных мероприятий. В средней группе был проведён игровой час «Загадайкино», где дети с большим интересом и удовольствием помогали бабушке Загадушке «разгружать» мешок с загадками. Дети предварительно с родителями дома разучили тексты загадок и нарисовали по отгадкам соответствующие предметные картинки. С детьми старших групп была подготовлена и проведена театрализованная игра «Теремок с цифрами». Использование приёма интеграции и театрализованной деятельности на этом мероприятии позволило повысить интерес к изучению русского языка. А в подготовительной к школе группе дети с интересом играли в интеллектуальную игру «Знатоки», где смогли не только блеснуть полученными за год речевыми знаниями и навыками, но и показать, как они умеют играть в одной команде. А родители по-настоящему радовались успехам своих детей.

Дошкольники осваивают русский язык в условиях искусственно созданной языковой среды. Языковая среда должна иметь развивающий характер. Понятие языковой развивающей среды включает как собственно языковое окружение, так и предметно-развивающую среду ребёнка на занятиях. В нашем кабинете русского языка создана предметно-развивающая среда в соответствии с УМК по русскому языку. Демонстрационные и раздаточные материалы помещены в отдельные файлы и папки. Аудио и видеоматериалы собраны и размещены в виртуальные папки на рабочем столе ноутбука. Речевые игры по УМК оформлены в виде отдельных карточек. По этим своеобразным шпаргалкам всегда удобно вспомнить ту или иную игру. Все материалы пронумерованы. Для того чтобы быстро найти необходимый материал, составлена картотека. Кабинет оснащён мультимедийным оборудованием (проектор, ноутбук, экран). Такая среда стимулирует иноязычную речевую деятельность детей и содействует скорейшему развитию речевых умений.

Итак, для того, чтобы процесс обучения русскому языку был эффективным, необходим:

– учёт и реализация принципов и задач ФГОС дошкольного образования;

– учёт возрастных особенностей детей;

– учёт индивидуальных особенностей детей;

– дифференцированный подход к детям;

– использование наглядности (демонстрационных и раздаточных материалов, видеоматериалов, игрушек, мультимедийных презентаций и т.д.);

– использование игры (пальчиковые, подвижные, речевые, фонетические, физкультминутки);

– активное вовлечение в воспитательно-образовательный процесс родителей;

– создание развивающей языковой среды, отвечающей требованиям ФГОС дошкольного образования и УМК по русскому языку.

Материалы журнала «Мәгариф» №12 читайте здесь.

Конспект НОД по русскому языку в старшей группе «Любимое время года»

Шончалай Шанмак

Конспект НОД по русскому языку в старшей группе «Любимое время года»

Конспект НОД по русскому языку в старшей группе.

Провела воспитатель старшей группы МБДОУ д/с «Хунчугеш»

с. Ак-Дуруг Шанмак Ш. О.

Тема: Любимое время года

Цель: формирование и развитие умений и навыков практического владения русским языком в устной форме. Продолжать знакомить детей со словами означающих времена года – осень, зима, весна, лето. Учить составлять краткие предложения по картинке, различать времена года, понимать и употреблять слова, обозначающих времена года.Повторить слова темы: Цвета. Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей. Воспитывать интерес и уважение к русскому языку.

Работа над произношением звонких и мягких согласных.

Наглядные пособия: кукла, изображения времен года; вырезанные из бумаги снежинки, цветочки, зеленый и желтый листики.

План недели родного языка

Ляна Даллакова
План недели родного языка

Понедельник

Русский фольклор: Песенка «Как на масляной неделе

Рисование «Русская народная одежда»

– продолжать знакомить с историей и особенностями русского
народного костюма. Расширять знания о русской народной культуре. Закреплять умение рисовать русскую народную одежду.
русского характера, доброту, храбрость, трудолюбие, справедливость.

Русский фольклор: Прибаутка Братцы, братцы.»

Разучивание стихотворения куб. поэта

С. Подкопаев «Край наш Краснодарский»

Работа с родителями Консультация «Воспитание ребёнка средствами родного языка и народного творчества»

Консультация для родителей

«Роль русского фольклора в воспитании дошкольников»

Итоговое мероприятие: развлечение «Фольклорные посиделки»

Фотоотчет «Международный День родного языка» Ежегодно, начиная с 2000 года 21 февраля отмечается Международный День родного языка. У каждого народа свой язык. А в языке передаются. Фотоотчет «Проведение дня родного языка в средней группе» Обучение детей родному языку, овладению его богатством уделяется большое значение в учебной программе дошкольного образования Республики. Фотоотчёт о межрегиональном форуме учителей родного языка и литературы «Межкультурная коммуникация как фактор укрепления единства народа» 21 февраля на межрегиональном форуме учителей родного языка и литературы. Конспект НОД по развитию речи «День родного языка» в старшей группе Задачи: закреплять знания о Международном дне родного языка; развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных. Международный день родного языка Недавно, листая этнокалендарь, натолкнулась на дату 21 февраля, оказывается, генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1999 году с целью содействия.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Источник

Ход занятия:

Сюрпризный момент. (Приходит кукла Катя)

:

В- Здравствуйте, ребята! Кукла Катя, ты не забыла, как зовут детей.

Р- Нет. Меня зовут Женя.

(Кукла подходит к каждому ребенку.)

В- Давайте расскажем кукле Кате, какие новые слова мы выучили на прошлом занятии. Посмотрите на картинку и назовите время года.

Д-Весна, лето, осень, зима.

В- А теперь каждый из вас скажет кукле, какое время года ему нравится (с куклой подходит к каждому ребенку.)

Д- Мне нравится осень. Мне нравится зима.

К- Миша, тебе нравится зима?

К- Айдан, тебе нравится весна?

В- Молодцы! Каждое время года имеет свой цвет. Какой цвет у зимы? Правильно, белый (ак)

. Повторяйте за мной. Зима белая. Какой цвет у весны? Конечно, весна зеленая. А лето какого цвета? У лета красный, желтый, синий и зеленый цвета. Осень тоже имеет свой цвет. Осень желтого цвета.

Раз-нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

В- А теперь поменяемся, я буду называть время года, а вы поднимаете соответствующий предмет. (В-ль называет Лето, дети поднимают – цветочки, весна – дети поднимают – зеленые листики, ит. д)

В- Молодцы ребята! А теперь кукла Катя тоже хочет с вами поиграть. Игра называется «Путаница»

.

(Кукла показывает на снежинку)

. Лето?

(Кукла показывает на цветочек)

. Весна?

Кукла: вам нравится лето? Почему вам нравится лето? Все дети любят … что? Правильно, лето.

В- Что можно делать летом?

Д- Я могу бегать. Я могу плавать. Я могу прыгать. Я могу играть.

В- А сейчас мы поиграем в игру «Пантомима»

. Я покажу вам с помощью жестов, что делаю в это
время года, а вы назовете это время года.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей с ОНР шестого года жизни. Предназначен для развития связной речи и актуализации словаря по теме «Овощи».

Цель: формирование у детей интереса к книге и потребность в чтении.

Задачи:-Познакомить детей с растительным и животным миром родного края-Учить детей составлять небольшие рассказы о животных родного края-Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, желание.

Конспект предназначен для детей старшей группы ЗПР.

Конспект предполагает знакомство детей с Полхов-Майданской росписью на занятиях по ознакомлению с искусством.

Материал может быть полезен воспитателям детских садов.

Познакомить детей с историей возникновения игрушек,формировать знания детей о функциональных назначениях игрушек.

Источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]