ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
ОТ ТОГО, КАК ПРОШЛО ЕГО ДЕТСТВО, КТО ВЁЛ РЕБЁНКА ЗА РУКУ В ДЕТСКИЕ ГОДЫ, ЧТО ВОШЛО В ЕГО РАЗУМ И СЕРДЦЕ ИЗ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА — ОТ ЭТОГО В РЕШАЮЩЕЙ СТЕПЕНИ ЗАВИСИТ, КАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ СТАНЕТ СЕГОДНЯШНИЙ МАЛЫШ.
(Василий Александрович Сухомлинский)
Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности.
Огромное значение она оказывает на детей, которые в ней проживают. Она помогает определить свои нравственные ориентиры. Несмотря на то, что в садиках, школах, секциях и кружках педагоги стремятся донести до маленького человечка базовые знания, навыки, моральные истины, опыт мамы и папы, их отношение друг к другу играют главную роль в формировании личности малыша.
Родители, бабушки и дедушки закладывают:
- умение любить;
- понимание своих традиций;
- отношение к людям, в том числе и к противоположному полу;
- умение ценить помощь и оказывать её самому;
- линия поведения в обществе и умение жить в нём гармонично.
Только среди близких и родных человек чувствует себя защищенным. Он чувствует себя нужным и это даёт человеку уверенность в себе. Помогает ему преодолевать трудности, справляться с неудачами.
Семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними. Каждая ячейка общества обладает характерными признаками: наличие брака, детей, ведение общего хозяйства. В ней формируется человек, его взгляды, навыки, духовные ценности. И наша задача – сделать все для её сохранения.
Семья – образец формирование межличностных отношений.
Семья и детский сад, школа традиционные институты воспитания подрастающего поколения, всегда находятся в фокусе внимания науки и общества, что связано, как отмечают исследователи, с вечной проблемой столкновения социальных и биологических детерминант. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) признает первостепенную роль семьи и родителей в деле осуществления заботы, воспитания и защиты детей. С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании ФГОС дошкольного образования» от 23. 12. 2012 года №273-ФЗ возникли предпосылки для равноправного творческого заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Семья вместе с образовательным учреждением создаёт важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. С одной стороны, высока потребность в сотрудничестве двух ведущих систем воспитания, возрос уровень взаимных требований родителей к образовательной организации, педагогов к родителям в тоже время усилился контроль родителей за учебно-воспитательным процессом, формируется практика привлечения родителей к управлению (совет родителей). С другой стороны иногда отмечается некоторое отчуждение между родителями и педагогами. Проблему сотрудничества семьи и образовательной организации отмечают многие современные ученые, педагоги, в том числе заместитель научного руководителя НИУ Высшая ДОУ экономики, доктор экономических наук Лев Любимов: «Роль родителей сегодня — это один из главных провалов сада и ДОУ. Большинство рассматривают учебные заведения как камеру хранения». Назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности общеобразовательного учреждения – как взаимодействие ДОУ с семьей обучающегося. [4; с. 53].
Мы предположили что воспитательная среда, основанная на сотрудничестве семьи и ДОУ, будет успешной, если будут созданы организационно-педагогические условия сотрудничества, развивающие воспитательный потенциал дошкольной и семейной воспитательной среды.
Основными причинами возникновения проблемы сотрудничества семьи и ДОУ мы считаем:
- педагогическая и психологическая неграмотность родителей
- ригидные стереотипы воспитания
- личностные особенности родителя, педагога, вносимые в общение. Традиционное просвещение обеспечивало родителей основами психолого-педагогических знаний, но не учитывало эмоциональную и деятельностную составляющие, что, несомненно, снижало качество педагогизации родителей. Современная педагогика активно призывает реализовать компетентностный подход в работе с родителями, который расширяет рамки традиционного просвещения и нацеливает педагога на формирование у родителей практических умений, заключающихся в овладении различными видами воспитательной деятельности, основанной на субъект-субъектных отношениях, характеризующееся доверием, диалогическим общением, направленностью на совместный поиск решения педагогических задач.
В современном обществе взаимоотношения семьи и образовательной организации в вопросах развития и образования личности постепенно переходит в социальное партнерство. Семья начинает проявлять активность в интеграции, объединяясь в сообщества отцов, матерей, бабушек, общению которых способствуют новые информационные технологии. [1; с. 23].
Педагог в детском саду выполняет роль не только воспитателя, но и еще является партнером родителей для воспитания детей.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогов. В нашей педагогической практике мы столкнулись с такой проблемой, как взаимодействие педагога и семьи. Поэтому в работе с родителями мы используем как традиционные, так и нетрадиционные формы сотрудничества.
Традиционные формы:
- коллективные (родительские собрания, конференции)
- индивидуальные (беседа, консультация)
- наглядные (день открытых дверей, папки передвижки, стенды, выставки).
Нетрадиционные формы:
- информационно –аналитическая (опрос, тест, анкетирование)
- досуговые (праздники, выставки)
- познавательные (собрание в нетрадиционной форме, тренинги, практикумы, мозговой штурм)
- наглядно информационные (посещение родителями ДО, просмотр видеоматериалов)
В своей работе с родителями мы используем не только традиционные формы работы, но особенно хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные формы взаимодействия, так как они позволяют установить неформальны контакт между родителями и педагогом.
Из нетрадиционных форм досуговое направление в моей работе с семьёй оказалось самым привлекательным, востребованным и полезным. В ходе таких мероприятий, устанавливается положительный эмоциональный контакт между педагогом, родителями и детьми. В моей группе ежегодно проводятся: праздники, развлечения, досуги, посвящённые 8 марта, 23 февраля, дню семьи и др., в которых активно принимают участие родители:
- спортивное развлечение «Мой папа самый лучший друг»;
- досуг ко дню матери «Мамочка моя милая»;
- спортивное мероприятие к 8 марта «А ну – ка мамочки»;
Все эти мероприятия проходят в стенах нашего учреждения: спортивном и музыкальном зале, на спортивной площадке и просто на участке.
С большим интересом родители отнеслись к участию в непосредственно образовательной деятельности группы, где они могут самостоятельно подготовить материал по теме, предварительно обсудив его с воспитателем, и организовать интересное образовательное событие для детей. Такая совместная образовательная деятельность очень интересна и родителям, и детям. Например, у нас проходило интересное мероприятие с мамой «Урок вежливости».
Также в нашей работе с родителями мы используем такие нетрадиционные формы работы как мастер – классы, круглые столы, на разнообразные темы, такие как:
- круглый стол «Мальчики и девочки – два разных мира»;
- мастер-класс «Сенсорное развитие и воображение детей дошкольного возраста в домашних условиях»;
- мастер – класс «Объёмная снежинка из бумаги»;
- мастер – класс «Новогодние хлопушки».
Находясь в группе в тихой, мирной не формальной обстановке все родители могут окунуться в мир детства, снова почувствовать себя ребенком и осуществить свои нереализованные детские мечты, проявив фантазию и творчество. Во время мастер-классов родители могут поговорить о своих детях, обсудить друг с другом и с воспитателем, интересующие их вопросы. [4; с. 36].
Так, современная дошкольная образовательная организация и семья, объединяя свой педагогический потенциал, используя новые формы совместной работы, основанные на социальном партнерстве, создает актуальное образовательное пространство для ребенка.
Таким образом, безусловно, дошкольной образовательной организации отводится координирующая роль в организации системы сотрудничества с семьей обучающегося. В последнее время учитель, руководитель ДОУ и родители все больше стремятся работать в творческом союзе. Их отношения становятся демократичными, выходя за рамки «руководитель – подчиненный».
ДОО как общественный институт призвана укрепить воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных педагогических взаимоотношений с родителями своих воспитанников.
Список литературы
- «Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе». Доклад экспертной группы // «Вопросы образования». – 2014. — №1. — С. 6-58.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://www. edu. ru/files/discussion/appeal. html (дата обращения: 18. 11. 2015).
- Попова М.Н. Сотрудничество семьи и ДОУ как педагогическая проблема //Научное мнение. Санкт-Петербург. – 2015. — №4. — С.72-74.
- Прокопьева М.М. Система социально-педагогической самоорганизации семьи: Автореф. дис. докт. пед. наук. — Москва, 2017. — 51 с.
- Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви/ Сост. А.И. Сухомлинская. – М.: Молодая гвардия, 2016. – 304 с. 6. Фадеева Е.И. Семья и ДОО: развиваем сотрудничество. Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2015. – 112 с.
Следующая > |
Сложившиеся традиции ДОУ, группы
Народные традиции существуют с незапамятных времен. С течением времени, с развитием общества традиции ширятся, видоизменяются, некоторые забываются, а некоторые наоборот прочно входят в нашу жизнь. Существуют традиции семейные, есть традиции, принадлежащие какой-то одной группе, но какие бы традиции не были, все они направлены на сплочение людей, стремление людей объединиться и как-то разнообразить свою жизнь, эмоционально ее украсить, внести какие-то позитивные моменты, связанные со значимым событием, с памятью о добрых делах.
Существуют традиции и в воспитании детей. В основном это традиции, присущие конкретно какой-то одной семье. И в первую очередь в сознании маленького ребенка откладываются традиции отношений, которые существуют в семье между родителями, у ребенка формируются вкусы, привычки, подобные взрослым задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь поведение детей идет по принципу копирования. Подрастая, ребенок приходит в детский сад и его поведение становится более осознанным. Попадая в новую среду, ребенок узнает новые модели поведения, осваивает новые для него формы человеческих отношений. У ребенка начинают формироваться нравственные качества, стремления, идеалы. И этому формированию немало способствуют те, порой уникальные традиции, которые существуют не только в детском саду, а конкретно в каждой группе детского сада. Каждая такая традиция направлена, прежде всего, на сплочение коллектива. И если воспитатели в группе придерживаются гуманного подхода к детям, где каждый ребенок – личность, а все вместе – дружный коллектив, то именно традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Поэтому создание групповых традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников – необходимая и нужная работа.
Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие все вместе и с воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем. В нашем детском саду есть уже прочно сложившиеся традиции, которые нашли отклик в сердцах не одного поколения воспитанников. Эти традиции с большим удовольствием принимаются детьми и родителями, совершенствуются и приумножаются. Каждая традиция направлена на достижение определенной воспитательной цели. Каждая традиция проверена временем.
Традиции ДОУ, группы
1. «Доброе утро!».
Цель: Обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение со сверстниками.
2. «Мое настроение».
Цель: Наблюдение воспитателем за эмоциональным состоянием каждого ребенка с целью оказания своевременной коррекции и поддержки развития личности ребенка.
3. «Отмечаем день рождения».
Цель: Развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе.
4. «Знакомство с сотрудниками ДОУ».
Цель: Знакомить детей с профессиями детского сада, воспитывать уважение к людям различных профессий, которые работаю в детском саду. Способствовать расширению контактов со взрослыми людьми.
5. «Экскурсия в школу».
Цель: Готовить детей к вхождению в «мир школы», формировать психологическую готовность к школьному обучению.
6. «Прогулки по родному микрорайону».
Цель: Расширять знания детей о том месте, где они живут, воспитывать любовь к своей родине, формировать нравственные и патриотические чувства.
7. «Мастерская добрых дел».
Цель: Приобщение детей и родителей к совместному творчеству, с целью установления доброжелательной атмосферы в семье и расширения знаний детей о своих близких людях.
8. «В гостях у книжки».
Цель: Прививать детям культуру чтения книг, расширять кругозор, воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.
9. «Экскурсия в библиотеку».
Цель: Вызывать у детей интерес к чтению, желание знать историю своего народа, приобщать к миру прекрасного, формировать эстетически развитую личность.
10. «До свиданья, детский сад»».
Цель: Вызвать у детей желание идти в школу, получать определённые знания. Передача эстафеты младшим дошкольникам.
Праздники, которые по традиции мы отмечаем в ДОУ
Мероприятие | Возрастные группы | Сроки |
Тематический день «День знаний» | Подготовительные группы | сентябрь |
Досуг «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» | Все группы | сентябрь |
Тематический день «День безопасности» | Все группы | сентябрь |
Праздничный концерт «День воспитателя» (27 сентября) | Все дошкольные группы | октябрь |
День пожилого человека «Людям красивого возраста посвящается!» (1 октября) | Старшие и подготовительные группы | октябрь |
Праздники «Осенины» | Все группы | октябрь |
Досуг «В гостях у игрушки» | Ранний возраст, младшие и средние группы | октябрь |
Развлечение к Дню матери «Мама, мамочка, мамуля» (27 ноября) | Все группы | ноябрь |
Кукольный театр | Ранний возраст, младшие и средние группы | ноябрь |
Спортивные соревнования «Зимние олимпийские игры» | Старшие и подготовительные группы | декабрь |
Праздник «Новый год» | Все группы | декабрь |
Досуг «Зимние забавы» | Ранний возраст, младшие и средние группы | январь |
Тематический день «Спасибо» | Средние, старшие, подготовительные группы | январь |
Тематический день «День снятия блокады Ленинграда» | Старшие и подготовительные группы | январь |
Спортивный праздник к дню защитника отечества «Вместе с папой» | Средние, старшие, подготовительные группы | февраль |
Досуг «Этикет для малышей» | Ранний возраст, младшие, средние группы | февраль |
Праздничный концерт к Международному женскому дню 8 Марта «Для милых мам» | Все группы дошкольного возраста | март |
Фольклорный досуг «Масленица» | Все группы | март |
Досуг «Пришла весна!» | Ранний возраст, младшие, средние группы | апрель |
Развлечение «День смеха» | Старшие и подготовительные группы | апрель |
Досуг «День космонавтики» | Средние, старшие, подготовительные группы | апрель |
Праздник «Вот и стали мы на год взрослей» (ранний возраст) | Группы раннего возраста | май |
Выпускные вечера «До свидания детский сад!» | Подготовительные к школе группы | май |
Тематический день «День Победы» (9 мая) | Старшие и подготовительные группы | май |
Тематический досуг «День города» (27 мая) | Средние, старшие, подготовительные группы | май |
Особенности образовательного процесса в летний период
Лето — удивительная пора! И каждый ребенок с нетерпением ждет, когда же наступит это прекрасное время.
Летний оздоровительный период – сезонный отрезок времени, в который реализуется система мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей.
Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на всестороннее развитие. Основная задача взрослых ‒ как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий оздоровительного, познавательного и развлекательного характера. Важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах еще долго радовали детей.
В то же время лето таит некоторые опасности для здоровья детей — риск перегрева, солнечного ожога, укуса насекомых и пр.
Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовились к ней все участники образовательного процесса.
Все виды детской деятельности переносятся на воздух. Каждому виду отводится место и время в распорядке дня.
Приоритетными направлениями работы Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 11 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга (далее по тексту – ОУ) в летний оздоровительный период (далее по тексту – ЛОП) являются:
• физкультурно-оздоровительная работа;
• экологическое воспитание;
• игровая, музыкальная, театрализованная, изобразительная деятельность.
Основная цель работы коллектива ОУ в ЛОП:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников в летний период с учётом их индивидуальных особенностей; полное удовлетворение потребностей растущего организма в летнем отдыхе, творческой деятельности и движении.
Задачи на ЛОП:
1. Создавать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья воспитанников, способствовать их физическому и умственному развитию путём активизации движений и целенаправленного общения с природой.
2. Реализовывать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей:
• Продолжать проводить систему оздоровительных мероприятий, обеспечить максимальное пребывание детей на свежем воздухе.
• Разнообразить двигательную активность детей на прогулке.
• Увеличить двигательную активность детей во время утренней гимнастики за счет подвижной игры с бегом.
• Проводить гимнастику, физкультурные и музыкальные занятия на воздухе.
• Соблюдать питьевой режим и режим питания.
• Соблюдать режим дня.
• Беречь детей от травматизма, перегрева, строго соблюдая все необходимые требования.
3. Реализовывать систему мероприятий, направленных на нравственное воспитание детей, развитие самостоятельности, любознательности и познавательной активности, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков.
4. Расширять и обогащать знания и представления детей об объектах живой и не живой природы, формировать основы экологической культуры.
5. Осуществлять педагогическое и санитарное просвещение родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
6. Создать условия для организованного приема вновь поступающих детей и их безболезненной социально-психологической адаптации в детском саду.
7. Подготовить ОУ к новому учебному году.
Система оздоровления детей в ЛОП включает в себя:
• физкультурно-оздоровительную работа с детьми;
• организацию рационального питания;
• закаливание;
• оздоровительно-просветительскую работу с родителями (законными представителями) воспитанников.
Принципы планирования оздоровительной работы в ОУ:
• комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;
• непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;
• использование простых и доступных технологий;
• использование немедикаментозных средств оздоровления;
• формирование положительной мотивации у детей к проведению профилактических закаливающих и оздоровительных мероприятий;
• повышение эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения элементарных правил и нормативов: оптимального двигательного режима, физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима и водоснабжения.