Презентация «Оригинальные групповые традиции в ДОУ»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Сотрудничество семьи и ДОУ: традиции и инновации»

ОТ ТОГО, КАК ПРОШЛО ЕГО ДЕТСТВО, КТО ВЁЛ РЕБЁНКА ЗА РУКУ В ДЕТСКИЕ ГОДЫ, ЧТО ВОШЛО В ЕГО РАЗУМ И СЕРДЦЕ ИЗ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА — ОТ ЭТОГО В РЕШАЮЩЕЙ СТЕПЕНИ ЗАВИСИТ, КАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ СТАНЕТ СЕГОДНЯШНИЙ МАЛЫШ.

(Василий Александрович Сухомлинский)

Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности.

Огромное значение она оказывает на детей, которые в ней проживают. Она помогает определить свои нравственные ориентиры. Несмотря на то, что в садиках, школах, секциях и кружках педагоги стремятся донести до маленького человечка базовые знания, навыки, моральные истины, опыт мамы и папы, их отношение друг к другу играют главную роль в формировании личности малыша.

Родители, бабушки и дедушки закладывают:

  • умение любить;
  • понимание своих традиций;
  • отношение к людям, в том числе и к противоположному полу;
  • умение ценить помощь и оказывать её самому;
  • линия поведения в обществе и умение жить в нём гармонично.

Только среди близких и родных человек чувствует себя защищенным. Он чувствует себя нужным и это даёт человеку уверенность в себе. Помогает ему преодолевать трудности, справляться с неудачами.

Семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними. Каждая ячейка общества обладает характерными признаками: наличие брака, детей, ведение общего хозяйства. В ней формируется человек, его взгляды, навыки, духовные ценности. И наша задача – сделать все для её сохранения.

Семья – образец формирование межличностных отношений.

Семья и детский сад, школа традиционные институты воспитания подрастающего поколения, всегда находятся в фокусе внимания науки и общества, что связано, как отмечают исследователи, с вечной проблемой столкновения социальных и биологических детерминант. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) признает первостепенную роль семьи и родителей в деле осуществления заботы, воспитания и защиты детей. С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании ФГОС дошкольного образования» от 23. 12. 2012 года №273-ФЗ возникли предпосылки для равноправного творческого заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Семья вместе с образовательным учреждением создаёт важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. С одной стороны, высока потребность в сотрудничестве двух ведущих систем воспитания, возрос уровень взаимных требований родителей к образовательной организации, педагогов к родителям в тоже время усилился контроль родителей за учебно-воспитательным процессом, формируется практика привлечения родителей к управлению (совет родителей). С другой стороны иногда отмечается некоторое отчуждение между родителями и педагогами. Проблему сотрудничества семьи и образовательной организации отмечают многие современные ученые, педагоги, в том числе заместитель научного руководителя НИУ Высшая ДОУ экономики, доктор экономических наук Лев Любимов: «Роль родителей сегодня — это один из главных провалов сада и ДОУ. Большинство рассматривают учебные заведения как камеру хранения». Назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности общеобразовательного учреждения – как взаимодействие ДОУ с семьей обучающегося. [4; с. 53].

Мы предположили что воспитательная среда, основанная на сотрудничестве семьи и ДОУ, будет успешной, если будут созданы организационно-педагогические условия сотрудничества, развивающие воспитательный потенциал дошкольной и семейной воспитательной среды.

Основными причинами возникновения проблемы сотрудничества семьи и ДОУ мы считаем:

  • педагогическая и психологическая неграмотность родителей
  • ригидные стереотипы воспитания
  • личностные особенности родителя, педагога, вносимые в общение. Традиционное просвещение обеспечивало родителей основами психолого-педагогических знаний, но не учитывало эмоциональную и деятельностную составляющие, что, несомненно, снижало качество педагогизации родителей. Современная педагогика активно призывает реализовать компетентностный подход в работе с родителями, который расширяет рамки традиционного просвещения и нацеливает педагога на формирование у родителей практических умений, заключающихся в овладении различными видами воспитательной деятельности, основанной на субъект-субъектных отношениях, характеризующееся доверием, диалогическим общением, направленностью на совместный поиск решения педагогических задач.

В современном обществе взаимоотношения семьи и образовательной организации в вопросах развития и образования личности постепенно переходит в социальное партнерство. Семья начинает проявлять активность в интеграции, объединяясь в сообщества отцов, матерей, бабушек, общению которых способствуют новые информационные технологии. [1; с. 23].

Педагог в детском саду выполняет роль не только воспитателя, но и еще является партнером родителей для воспитания детей.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогов. В нашей педагогической практике мы столкнулись с такой проблемой, как взаимодействие педагога и семьи. Поэтому в работе с родителями мы используем как традиционные, так и нетрадиционные формы сотрудничества.

Традиционные формы:

  • коллективные (родительские собрания, конференции)
  • индивидуальные (беседа, консультация)
  • наглядные (день открытых дверей, папки передвижки, стенды, выставки).

Нетрадиционные формы:

  • информационно –аналитическая (опрос, тест, анкетирование)
  • досуговые (праздники, выставки)
  • познавательные (собрание в нетрадиционной форме, тренинги, практикумы, мозговой штурм)
  • наглядно информационные (посещение родителями ДО, просмотр видеоматериалов)

В своей работе с родителями мы используем не только традиционные формы работы, но особенно хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные формы взаимодействия, так как они позволяют установить неформальны контакт между родителями и педагогом.

Из нетрадиционных форм досуговое направление в моей работе с семьёй оказалось самым привлекательным, востребованным и полезным. В ходе таких мероприятий, устанавливается положительный эмоциональный контакт между педагогом, родителями и детьми. В моей группе ежегодно проводятся: праздники, развлечения, досуги, посвящённые 8 марта, 23 февраля, дню семьи и др., в которых активно принимают участие родители:

  • спортивное развлечение «Мой папа самый лучший друг»;
  • досуг ко дню матери «Мамочка моя милая»;
  • спортивное мероприятие к 8 марта «А ну – ка мамочки»;

Все эти мероприятия проходят в стенах нашего учреждения: спортивном и музыкальном зале, на спортивной площадке и просто на участке.

С большим интересом родители отнеслись к участию в непосредственно образовательной деятельности группы, где они могут самостоятельно подготовить материал по теме, предварительно обсудив его с воспитателем, и организовать интересное образовательное событие для детей. Такая совместная образовательная деятельность очень интересна и родителям, и детям. Например, у нас проходило интересное мероприятие с мамой «Урок вежливости».

Также в нашей работе с родителями мы используем такие нетрадиционные формы работы как мастер – классы, круглые столы, на разнообразные темы, такие как:

  • круглый стол «Мальчики и девочки – два разных мира»;
  • мастер-класс «Сенсорное развитие и воображение детей дошкольного возраста в домашних условиях»;
  • мастер – класс «Объёмная снежинка из бумаги»;
  • мастер – класс «Новогодние хлопушки».

Находясь в группе в тихой, мирной не формальной обстановке все родители могут окунуться в мир детства, снова почувствовать себя ребенком и осуществить свои нереализованные детские мечты, проявив фантазию и творчество. Во время мастер-классов родители могут поговорить о своих детях, обсудить друг с другом и с воспитателем, интересующие их вопросы. [4; с. 36].

Так, современная дошкольная образовательная организация и семья, объединяя свой педагогический потенциал, используя новые формы совместной работы, основанные на социальном партнерстве, создает актуальное образовательное пространство для ребенка.

Таким образом, безусловно, дошкольной образовательной организации отводится координирующая роль в организации системы сотрудничества с семьей обучающегося. В последнее время учитель, руководитель ДОУ и родители все больше стремятся работать в творческом союзе. Их отношения становятся демократичными, выходя за рамки «руководитель – подчиненный».

ДОО как общественный институт призвана укрепить воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных педагогических взаимоотношений с родителями своих воспитанников.

Список литературы

  1. «Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе». Доклад экспертной группы // «Вопросы образования». – 2014. — №1. — С. 6-58.
  2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://www. edu. ru/files/discussion/appeal. html (дата обращения: 18. 11. 2015).
  3. Попова М.Н. Сотрудничество семьи и ДОУ как педагогическая проблема //Научное мнение. Санкт-Петербург. – 2015. — №4. — С.72-74.
  4. Прокопьева М.М. Система социально-педагогической самоорганизации семьи: Автореф. дис. докт. пед. наук. — Москва, 2017. — 51 с.
  5. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви/ Сост. А.И. Сухомлинская. – М.: Молодая гвардия, 2016. – 304 с. 6. Фадеева Е.И. Семья и ДОО: развиваем сотрудничество. Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2015. – 112 с.
Следующая >

Сложившиеся традиции ДОУ, группы

Народные традиции существуют с незапамятных времен. С течением времени, с развитием общества традиции ширятся, видоизменяются, некоторые забываются, а некоторые наоборот прочно входят в нашу жизнь. Существуют традиции семейные, есть традиции, принадлежащие какой-то одной группе, но какие бы традиции не были, все они направлены на сплочение людей, стремление людей объединиться и как-то разнообразить свою жизнь, эмоционально ее украсить, внести какие-то позитивные моменты, связанные со значимым событием, с памятью о добрых делах.

Существуют традиции и в воспитании детей. В основном это традиции, присущие конкретно какой-то одной семье. И в первую очередь в сознании маленького ребенка откладываются традиции отношений, которые существуют в семье между родителями, у ребенка формируются вкусы, привычки, подобные взрослым задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь поведение детей идет по принципу копирования. Подрастая, ребенок приходит в детский сад и его поведение становится более осознанным. Попадая в новую среду, ребенок узнает новые модели поведения, осваивает новые для него формы человеческих отношений. У ребенка начинают формироваться нравственные качества, стремления, идеалы. И этому формированию немало способствуют те, порой уникальные традиции, которые существуют не только в детском саду, а конкретно в каждой группе детского сада. Каждая такая традиция направлена, прежде всего, на сплочение коллектива. И если воспитатели в группе придерживаются гуманного подхода к детям, где каждый ребенок – личность, а все вместе – дружный коллектив, то именно традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Поэтому создание групповых традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников – необходимая и нужная работа.

Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие все вместе и с воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем. В нашем детском саду есть уже прочно сложившиеся традиции, которые нашли отклик в сердцах не одного поколения воспитанников. Эти традиции с большим удовольствием принимаются детьми и родителями, совершенствуются и приумножаются. Каждая традиция направлена на достижение определенной воспитательной цели. Каждая традиция проверена временем.

Традиции ДОУ, группы

1. «Доброе утро!».

Цель: Обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение со сверстниками.

2. «Мое настроение».

Цель: Наблюдение воспитателем за эмоциональным состоянием каждого ребенка с целью оказания своевременной коррекции и поддержки развития личности ребенка.

3. «Отмечаем день рождения».

Цель: Развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе.

4. «Знакомство с сотрудниками ДОУ».

Цель: Знакомить детей с профессиями детского сада, воспитывать уважение к людям различных профессий, которые работаю в детском саду. Способствовать расширению контактов со взрослыми людьми.

5. «Экскурсия в школу».

Цель: Готовить детей к вхождению в «мир школы», формировать психологическую готовность к школьному обучению.

6. «Прогулки по родному микрорайону».

Цель: Расширять знания детей о том месте, где они живут, воспитывать любовь к своей родине, формировать нравственные и патриотические чувства.

7. «Мастерская добрых дел».

Цель: Приобщение детей и родителей к совместному творчеству, с целью установления доброжелательной атмосферы в семье и расширения знаний детей о своих близких людях.

8. «В гостях у книжки».

Цель: Прививать детям культуру чтения книг, расширять кругозор, воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.

9. «Экскурсия в библиотеку».

Цель: Вызывать у детей интерес к чтению, желание знать историю своего народа, приобщать к миру прекрасного, формировать эстетически развитую личность.

10. «До свиданья, детский сад»».

Цель: Вызвать у детей желание идти в школу, получать определённые знания. Передача эстафеты младшим дошкольникам.

Праздники, которые по традиции мы отмечаем в ДОУ

МероприятиеВозрастные группыСроки
Тематический день «День знаний»Подготовительные группысентябрь
Досуг «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»Все группысентябрь
Тематический день «День безопасности»Все группысентябрь
Праздничный концерт «День воспитателя»
(27 сентября)
Все дошкольные группыоктябрь
День пожилого человека «Людям красивого возраста посвящается!»
(1 октября)
Старшие и подготовительные группыоктябрь
Праздники «Осенины»Все группыоктябрь
Досуг «В гостях у игрушки»Ранний возраст, младшие и средние группыоктябрь
Развлечение к Дню матери «Мама, мамочка, мамуля»
(27 ноября)
Все группыноябрь
Кукольный театрРанний возраст, младшие и средние группыноябрь
Спортивные соревнования «Зимние олимпийские игры»Старшие и подготовительные группыдекабрь
Праздник «Новый год»Все группыдекабрь
Досуг «Зимние забавы»Ранний возраст, младшие и средние группыянварь
Тематический день «Спасибо»Средние, старшие, подготовительные группыянварь
Тематический день «День снятия блокады Ленинграда»Старшие и подготовительные группыянварь
Спортивный праздник к дню защитника отечества «Вместе с папой»Средние, старшие, подготовительные группыфевраль
Досуг «Этикет для малышей»Ранний возраст, младшие, средние группыфевраль
Праздничный концерт к Международному женскому дню 8 Марта «Для милых мам»Все группы дошкольного возрастамарт
Фольклорный досуг «Масленица»Все группымарт
Досуг «Пришла весна!»Ранний возраст, младшие, средние группыапрель
Развлечение «День смеха»Старшие и подготовительные группыапрель
Досуг «День космонавтики»Средние, старшие, подготовительные группыапрель
Праздник «Вот и стали мы на год взрослей»
(ранний возраст)
Группы раннего возрастамай
Выпускные вечера «До свидания детский сад!»Подготовительные к школе группымай
Тематический день «День Победы»
(9 мая)
Старшие и подготовительные группымай
Тематический досуг «День города»
(27 мая)
Средние, старшие, подготовительные группымай

Особенности образовательного процесса в летний период

Лето — удивительная пора! И каждый ребенок с нетерпением ждет, когда же наступит это прекрасное время.

Летний оздоровительный период – сезонный отрезок времени, в который реализуется система мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей.

Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на всестороннее развитие. Основная задача взрослых ‒ как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий оздоровительного, познавательного и развлекательного характера. Важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах еще долго радовали детей.

В то же время лето таит некоторые опасности для здоровья детей — риск перегрева, солнечного ожога, укуса насекомых и пр.

Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовились к ней все участники образовательного процесса.

Все виды детской деятельности переносятся на воздух. Каждому виду отводится место и время в распорядке дня.

Приоритетными направлениями работы Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 11 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга (далее по тексту – ОУ) в летний оздоровительный период (далее по тексту – ЛОП) являются:

• физкультурно-оздоровительная работа;

• экологическое воспитание;

• игровая, музыкальная, театрализованная, изобразительная деятельность.

Основная цель работы коллектива ОУ в ЛОП:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников в летний период с учётом их индивидуальных особенностей; полное удовлетворение потребностей растущего организма в летнем отдыхе, творческой деятельности и движении.

Задачи на ЛОП:

1. Создавать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья воспитанников, способствовать их физическому и умственному развитию путём активизации движений и целенаправленного общения с природой.

2. Реализовывать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей:

• Продолжать проводить систему оздоровительных мероприятий, обеспечить максимальное пребывание детей на свежем воздухе.

• Разнообразить двигательную активность детей на прогулке.

• Увеличить двигательную активность детей во время утренней гимнастики за счет подвижной игры с бегом.

• Проводить гимнастику, физкультурные и музыкальные занятия на воздухе.

• Соблюдать питьевой режим и режим питания.

• Соблюдать режим дня.

• Беречь детей от травматизма, перегрева, строго соблюдая все необходимые требования.

3. Реализовывать систему мероприятий, направленных на нравственное воспитание детей, развитие самостоятельности, любознательности и познавательной активности, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков.

4. Расширять и обогащать знания и представления детей об объектах живой и не живой природы, формировать основы экологической культуры.

5. Осуществлять педагогическое и санитарное просвещение родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

6. Создать условия для организованного приема вновь поступающих детей и их безболезненной социально-психологической адаптации в детском саду.

7. Подготовить ОУ к новому учебному году.

Система оздоровления детей в ЛОП включает в себя:

• физкультурно-оздоровительную работа с детьми;

• организацию рационального питания;

• закаливание;

• оздоровительно-просветительскую работу с родителями (законными представителями) воспитанников.

Принципы планирования оздоровительной работы в ОУ:

• комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;

• непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;

• использование простых и доступных технологий;

• использование немедикаментозных средств оздоровления;

• формирование положительной мотивации у детей к проведению профилактических закаливающих и оздоровительных мероприятий;

• повышение эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения элементарных правил и нормативов: оптимального двигательного режима, физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима и водоснабжения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]